Операционным сегментом является. Операционный сегмент

IAS 14 «Сегментная отчетность» определял отчетный сегмент как отличимый составной элемент компании, занятый в производстве конкретного товара (услуги) либо группы связанных продуктов или услуг, подвергающийся рискам и получающий выгоды иные, чем другие сегменты компании. То есть в основу сегментации согласно IAS 14 было положено различие рисков, присущих отдельным сегментам, а также колебания рентабельности.

Операционный сегмент (согласно IFRS 8 «Операционные сегменты») - это часть компании:

Осуществляющая хозяйственную деятельность, в результате которой компания может получать выручку и нести расходы (включая выручку и расходы, относящиеся к операциям с другими подразделениями группы);

Результаты операционной деятельности которой регулярно анализируются лицом, ответственным за принятие операционных решений, с целью принятия решений о наделении данной части компании ресурсами и оценки результатов ее деятельности;

По которой имеется отдельная финансовая информация.

Сопоставление двух определений позволяет сделать вывод, что теперь при выделении сегмента не возникает необходимости сравнивать риски и норму прибыльности, а достаточно воспользоваться структурой управленческой отчетности. В ходе управления ресурсами руководство компании на постоянной основе, как правило, анализирует основные направления деятельности, доходы, расходы, результаты по направлениям. Лицом, ответственным за принятие операционных решений, может быть как отдельный сотрудник, так и группа руководителей.

Критерии определения отчетных сегментов

В МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» существовала двухуровневая система сегментирования (операционная и географическая). Один вид сегментов считался первичным, а другой вторичным. IAS 14 ограничивал количество сегментов требованиями к размеру их доли в доходах от продаж внешним сторонам и не требовал выделения различных стадий вертикально интегрированной деятельности в качестве отдельных сегментов. IFRS 8 предусматривает, что под операционным сегментом может пониматься и такой компонент, который осуществляет продажи в основном или только другим операционным сегментам компании и не продает ничего внешним покупателям.

Компания должна предоставлять информацию отдельно по каждому операционному сегменту, который:

Был идентифицирован в соответствии с определением операционного сегмента или является объединением сегментов;

Превышает количественные критерии для отчетных сегментов.

Сначала компания должна определить все операционные сегменты, которые удовлетворяют определению, а затем из операционных сегментов определяет отчетные сегменты.

Количественные критерии, позволяющие признать сегмент отчетным, в МСФО (IFRS) 8 следующие:

Его выручка в общем объеме реализации составляет не менее 10 % (равна 10 % и выше) от совокупной выручки (внешней и внутренней) всех операционных сегментов;

Прибыль соответствующего сегмента составляет не менее 10 % от общей суммы, отраженной в финансовой отчетности прибыли, полученной от всех безубыточных операционных сегментов, или убытка, сумма которого составляет 10 % или больше от общей суммы отраженного в финансовой отчетности убытка от всех убыточных операций;

Его активы составляют не менее 10 % от совокупных активов всех операционных сегментов.

После проведения данного анализа следует выполнить анализ совокупной выручки операционных сегментов от продажи внешним клиентам. Если совокупная величина выручки от внешних клиентов, приходящаяся на отчетные сегменты, составляет меньше 75 % от отчетной выручки компании, следует выделить дополнительные операционные сегменты таким образом, чтобы на отчетные сегменты приходилось 75 % и более от совокупной раскрываемой выручки компании.

Что касается количества выделяемых операционных сегментов, МСФО (IFRS) 8 указывает, что на практике может быть установлен предел в отношении выделяемых сегментов, для того чтобы не представлять слишком детальной информации о сегментах, и рекомендует его на уровне 10 сегментов. Для соблюдения этих критериев стандартом предусмотрена возможность объединить несколько сегментов, имеющих сходные экономические характеристики.

Сегменты имеют сходные экономические и аналогичные характеристики по следующим критериям:

Характер выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

Характер производственного процесса;

Тип или класс покупателей товаров или услуг;

Методы распространения продукции и оказания услуг.

Процесс определения операционных и отчетных сегментов можно представить следующим образом (рис. 1, 2):

Рис. 1. Определение операционных сегментов

Рис. 2. Алгоритм выделения отчетных сегментов

Помимо различий в определениях и критериях признания отчетных сегментов, между МСФО (IAS) 14 и МСФО (IFRS) 8 существуют и другие различия, представленные в Приложении.

Примеры определения сегментов

Пример 1

Имеется следующая управленческая отчетность, которая анализируется менеджментом компании:

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

Сегмент 4

Сегмент 5

Общая выручка, у. д. е., в том числе:

Внешним клиентам

Внутренним клиентам

Результат деятельности, у. д. е.

Активы сегмента, у. д. е.

Обязательства сегмента, у. д. е.

Согласно МСФО (IFRS) 8 отчетным признается сегмент, если он соответствует хотя бы одному количественному критерию:

По критерию от совокупной выручки (внешней и внутренней) всех операционных сегментов отчетными являются сегменты 1 и 5.

10 000 + 3000 + 3000 + 2000 + 15 000 = 33 000 у. д. е.

33 000 у. д. е. х 10 % = 3300 у. д. е.

По критерию от финансового результата расчет производится на основании наибольшей из сумм: прибыли всех сегментов, которые получили прибыль, или убытков всех сегментов, которые получили убыток.

В данном случае наибольшей величиной является прибыль, поэтому количественный критерий применим по прибыли. Отчетным сегментом также будет являться и сегмент 4; сегменты 1 и 5 являются отчетными по предыдущему количественному критерию.

1200 + 800 + 1200 = 3200 у. д. е.

Соответственно, количественный критерий определен в сумме:

3200 у. д. е. х 10 % = 320 у. д. е.

По критерию совокупных активов всех операционных сегментов дополнительных отчетных сегментов не выделено; сегменты 1, 4 и 5 были выделены как отчетные по предыдущим количественным критериям.

15 000 + 4000 + 4000 + 8000 + 10 000 = 41 000 у. д. е.

Соответственно, количественный критерий определен в сумме:

41 000 у. д. е. х 10 % = 4100 у. д. е.

Проверяем сумму консолидированной выручки, приходящуюся на отчетные сегменты по критерию соответствия сумме не менее 75 % от совокупной раскрываемой выручки. Она превышает 75 %, следовательно, дополнительных отчетных сегментов выделять не требуется.

Совокупная величина раскрываемой выручки от внешних клиентов, приходящаяся на отчетные сегменты, составляет:

10 000 + 1500 + 13 000 = 24 500 у. д. е.

Информацию о других операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть в категории «Все прочие сегменты».

Пример 2

Компания «А» по итогам за год имеет следующие данные по 12 сегментам:

Сегмент

Итого

Доля консолидированной выручки, %

Таким образом, количественному критерию, как от совокупной выручки, так, допустим, и по другим критериям, соответствуют только сегменты 1, 2 и 11. Они и определяются в качестве отчетных сегментов. Но совокупная выручка данных сегментов составляет только 60 %, следовательно, необходимо еще классифицировать операционные сегменты как отчетные для достижения количественного значения 75 %. Для этого компания будет рассматривать сегменты по аналогичным характеристикам и объединять их в один отчетный сегмент. Допустим, компания приняла решение, что сегменты 6, 3 и 7 можно объединить в один отчетный сегмент по характеру выпускаемой продукции. Информацию о других видах хозяйственной деятельности и операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть в категории «Все прочие сегменты».

Пример 3

Компания «А» по итогам за год имеет следующие данные по 7 сегментам:

Сегмент

Выручка, у. д. е.

Прибыль, у. д. е.

Активы, у. д. е.

Внутри компании

Внешние клиенты

Итого

Согласно МСФО (IFRS) 8 отчетным признается сегмент, который соответствует хотя бы одному их количественных критериев:

По критерию от совокупной выручки (внешней и внутренней) всех операционных сегментов отчетными являются сегменты 1, 2 и 6.

Совокупная выручка составляет сумму:

40 000 + 200 000 = 240 000 у. д. е.

Соответственно, количественный критерий определен в сумме:

240 000 у. д. е. х 10 % = 24 000 у. д. е.

По критерию от общей суммы прибыли отчетным будет и сегмент 5, так как его прибыль превышает 10 % от общей суммы прибыли.

Значение прибыли по всем сегментам, получившим прибыль:

45 000 у. д. е.

Соответственно, количественный критерий определен в сумме:

45 000 у. д. е. х 10 % = 4500 у. д. е.

По критерию совокупных активов всех операционных сегментов отчетным также будет являться сегмент 7, так как его совокупные активы превышают 10 % от совокупных активов.

Общее значение активов составляет:

106 000 у. д. е.

Соответственно, количественный критерий определен в сумме:

106 000 у. д. е. х 10 % = 10 600 у. д. е.

Проверяем сумму консолидированной выручки, приходящуюся на отчетные сегменты по критерию соответствия сумме не менее 75 % от совокупной раскрываемой выручки: 70 000 + 23 000 + 10 000 + 52 000 + 18 000 = 173 000 у. д. е. Данная сумма превышает 75 %, следовательно, включать дополнительные отчетные сегменты не требуется.

Раскрытие информации по сегментам

МСФО (IFRS) 8 требует от компаний раскрывать информацию общего характера:

Факторы, используемые для определения отчетных сегментов компании, включая принципы ее организации (например, основана ли ее организационная структура на видах производимой продукции и оказываемых услуг, географическом положении, юрисдикциях или при ее определении использована комбинация факторов, а также проводилось ли объединение сегментов);

Типы продукции и услуг, по которым каждый отчетный сегмент получает свою выручку.

Компания обязана привести пояснения о способах определения величины прибыли или убытка, активов и обязательств по каждому из отчетных сегментов.

Компания должна раскрывать следующую количественную информацию :

Выручка от продаж внешним клиентам;

Выручка от операций, проведенных с другими операционными сегментами этой же компании;

Процентные доходы или процентные доходы за вычетом процентных расходов;

Процентные расходы;

Амортизация;

Существенные статьи доходов и расходов;

Доля компании в прибыли или убытке ассоциированных и совместных компаний;

Расходы и доходы по налогу на прибыль;

Существенные неденежные статьи, отличные от амортизации.

Компания должна раскрывать как минимум следующую описательную информацию:

Принципы учета операций между отчетными сегментами;

Характер различий между оценками прибыли или убытка отчетных сегментов, а также прибыли и убытка компании до налогообложения и прекращенной деятельности. Эти различия могут включать в себя учетную политику и политику распределения общехозяйственных затрат, которые необходимы для понимания информации по отчетному сегменту;

Характер различий между оценками активов отчетных сегментов и активов компании. Эти различия могут включать в себя учетную политику и политику распределения совместно используемых активов, которые необходимы для понимания информации по отчетному сегменту;

Характер различий между оценками обязательств отчетных сегментов и обязательств компании. Эти различия могут включать в себя учетную политику и политику распределения общих обязательств, которые необходимы для понимания информации по отчетному сегменту;

Характер изменений по сравнению с предыдущими периодами в принципах оценки, используемых для определения прибыли или убытка отчетного сегмента, а также влияние данных изменений на оценку прибыли или убытка сегмента;

Характер и влияние асимметричного распределения между сегментами отчетности.

Компания должна предоставить сверки всех нижеперечисленных данных:

Совокупной выручки отдельных сегментов с выручкой компании в целом;

Совокупной оценки прибыли или убытка отчетных сегментов с прибылью или убытком компании до расходов по налогу на прибыль и без учета прекращенной деятельности;

Совокупных активов отчетных сегментов с активами компании;

Совокупных обязательств отчетных сегментов с обязательствами компании;

Совокупных сумм по сегментам отчетности в отношении других существенных статей раскрытой информации с соответствующими суммами по компании.

Компания должна представлять информацию географического характера:

Выручка от внешних клиентов:

Полученная в стране, где зарегистрирована или функционирует компания;

Распределенная между всеми зарубежными странами, от которых компания получает выручку;

Полученная в отдельной зарубежной стране, если ее величина существенна;

Принципы определения сумм выручки, полученной в различных странах;

Внеоборотные активы, за исключением финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, активов по выплате по окончании трудовой деятельности и прав, возникающих по договорам страхования:

Находящиеся в стране, в которой расположена или зарегистрирована компания;

Находящиеся во всех зарубежных странах, в которых компания имеет активы;

Находящиеся в отдельной зарубежной стране, если величина является существенной.

Если выручка от операций с одним внешним клиентом составляет 10 % и более от общей суммы выручки компании, то необходимо раскрыть данный факт, а также общую сумму выручки от каждого такого клиента, название сегмента или сегментов, которые отражают такую выручку. Компания не должна раскрывать название крупного клиента.

Заключение

Основной принцип IFRS 8 состоит в том, что компания должна раскрывать информацию таким образом, чтобы внешние пользователи финансовой отчетности могли оценить содержание и финансовые результаты различных видов деятельности компании, а также экономические условия, в которых она осуществляется. Новый стандарт основывается на управленческом подходе и управленческой отчетности компании, что позволяет инвесторам оценивать результаты деятельности компании на основании такой же информации, которую использует менеджмент при принятии операционных решений.

Приложение

Различия между МСФО (IAS) 14 и МСФО (IFRS) 8

МСФО (IAS) 14

МСФО (IFRS) 8

Методы оценки выручки, прибыли или убытка, активов и обязательств сегментов

IAS 14 требовал, чтобы информация по сегментам была подготовлена в соответствии с теми же принципами МСФО, которые используются для подготовки консолидированной финансовой отчетности

В отличие от IAS 14 новый стандарт не устанавливает методов оценки, но требует объяснения того, как измеряются результаты деятельности, активы и обязательства каждого операционного сегмента. МСФО (IFRS) 8 требует, чтобы суммы, включенные в отчетность по каждому сегменту, определялись в соответствии с теми же принципами учета, которые используются в управленческой отчетности. Поэтому теперь общие суммы выручки, прибыли или убытка, активов и обязательств могут отличаться друг от друга, и необходимо будет проводить их выверку

Правила отнесения к сегменту

IAS 14 предусматривал симметричную аллокацию: если какой-либо пункт включается в прибыль или убыток сегмента, соответствующие активы и обязательства также должны быть отнесены на активы и обязательства такого сегмента

Являются более гибкими, чем IAS 14. В отличие от МСФО (IAS) 14 стандарт IFRS 8 допускает самостоятельное распределение и оценку доходов и расходов, а также предполагает возможность включения в конкретный сегмент общехозяйственных расходов. Компаниям необходимо только объяснить в примечаниях, как прибыль или убыток, а также

активы и обязательства оцениваются для каждого отчетного сегмента. В том числе компании должны описать наиболее существенные случаи асимметричных распределений элементов между сегментами, что может быть основано на учетной политике сегментов, финансовый результат от внутренних продаж, природу любых изменений по отношению к предыдущим периодам

"Международный бухгалтерский учет", 2010, N 1
ОПЕРАЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО МСФО В 2009 Г.
В связи с переходом банковского сектора на составление финансовой отчетности по МСФО, которые постоянно совершенствуются в целях составления более прозрачной отчетности, разъяснение применения новых стандартов становится необходимым условием. В статье рассмотрены новые подходы, изложенные в МСФО (IFRS) 8, к составлению примечаний к финансовой отчетности в части операционных сегментов. Рассмотрены вопросы представления информации по каждому операционному сегменту, приведены примеры, каким образом должна поступать кредитная организация в данной ситуации. Раскрыты основные сложности, связанные с раскрытием информации за два отчетных периода.
Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 8 "Операционные сегменты" заменил собой МСБУ (IAS) 14 "Отчетность по сегментам". Данный стандарт вступил в силу с годовых отчетных периодов, начинающихся с 01.01.2009. Он применяется в двух случаях: отдельной финансовой отчетности компании, когда она не является материнской, и консолидированной финансовой отчетности группы.
Данный стандарт вводит управленческий подход к сегментной отчетности, и акцент делается на раскрытии информации о подходах, используемых при управлении кредитной организацией, поэтому вместо первичных и вторичных сегментов выделяются операционные сегменты. Кроме того, вводится новое понятие - единоличный или коллегиальный исполнительный орган компании (ИОК), который распределяет ресурсы и осуществляет контроль за результатами деятельности компании.
Операционный сегмент - это компонент кредитной организации, обладающий следующими характеристиками:
- осуществляет хозяйственную деятельность, которая приносит доход и предусматривает несение расходов, включая доходы и расходы по межсегментным операциям;
- результаты его деятельности регулярно анализируются ответственным лицом кредитной организации, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности;
- по нему имеется отдельная финансовая информация.
Из определения сегмента видно, что оно полностью соответствует определению центра ответственности в управленческом учете. Так, в своей отчетности кредитная организация должна определить, что принято за первичный формат представления. Например, представление информации по сегментам деятельности является первичным форматом представления Группой (банком) информации по сегментам. Сегмент - это идентифицируемый компонент деятельности Группы (банка), в отношении которого доступна отдельная финансовая информация, оцениваемая на регулярной основе органом, ответственным за принятие операционных решений в Группе (банке), при принятии решений в отношении распределения ресурсов и оценки результатов деятельности.
Кредитная организация должна раскрывать информацию, которая дала бы пользователям финансовой отчетности возможность:
- оценить характер, специфику деятельности;
- экономические условия, в которых работает кредитная организация.
Раскрытие информации сопровождается пояснениями об изменении учетной политики, например: "При подготовке данной консолидированной финансовой отчетности Группа (банк) или банк применяла учетную политику, соответствующую применявшейся при составлении консолидированной финансовой отчетности за 2008 г., за исключением новых и пересмотренных МСФО.
С 01.01.2009 Группа (банк) начала применение МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", а также соответствующих поправок к МСБУ (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Стандарт МСФО (IFRS) 8 определяет порядок представления организацией информации об операционных сегментах и устанавливает требования для соответствующих раскрытий о продуктах и услугах, географических сферах деятельности и важнейших клиентах.
Операционные сегменты представляют собой компоненты деятельности предприятия, по которым имеется финансовая информация, регулярно оцениваемая лицом, ответственным за принятие операционных решений при распределении ресурсов и проведении оценки финансовых результатов деятельности. Финансовая информация должна представляться на той же основе, на которой она используется самим предприятием при оценке результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о распределении ресурсов по операционным сегментам. Стандарт МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" заменяет МСБУ (IAS) 14 "Сегментная отчетность".
Таким образом, в настоящей консолидированной финансовой отчетности в Примечании "Сегментный анализ" Группа (банк) представила информацию на основании показателей сегментной прибыли и убытка, сегментных активов и иных сегментных статей, представленных органом, ответственным за принятие операционных решений в Группе (банке) (в лице председателя Правления банка и Правления банка). Кроме того, Группа (банк) представила сверку совокупной суммы ранее указанного показателя прибыли и убытка отчетных сегментов к прибыли и убытку Группы (банка) до налогообложения согласно финансовой отчетности, а также совокупной суммы ранее названного показателя активов отчетного сегмента к общей сумме активов Группы (банка) согласно консолидированной финансовой отчетности
Кредитная организация должна представлять отдельно информацию по каждому операционному сегменту, который был выделен или сформирован в результате объединения двух или более сегментов; превышает количественные пороговые значения.
Кроме того, кредитная организация должна представлять сравнительные данные за два отчетных периода. Банк должен раскрыть информацию о подходе к сегментной отчетности в предыдущие периоды, для того чтобы пользователям финансовой отчетности были понятны подходы к управлению банком.
Например, некоторые сравнительные данные были реклассифицированы в целях соответствия изменениям в представлении финансовой отчетности в текущем году.
В предыдущие периоды Группа (банк) представляла информацию по сегментам корпоративных банковских операций, розничных банковских операций, банковских услуг предприятиям малого бизнеса, инвестиционных банковских услуг и операций на финансовых рынках, банковских услуг по управлению сбережениями состоятельных физических лиц (private banking) и управлению активами (asset management), а также казначейства как отчетным сегментам деятельности.
Начиная с 01.01.2009 в результате изменения порядка подготовки внутренней управленческой отчетности и порядка внутреннего представления информации лицу, ответственному за принятие управленческих решений в Группе (банке). В сегмент розничных банковских операций был включен сегмент банковских услуг предприятиям малого бизнеса. Сегменты корпоративных банковских операций, инвестиционных банковских услуг и операций на финансовых рынках, а также банковских услуг по управлению сбережениями состоятельных физических лиц (private banking) и управлению активами (asset management) были объединены в сегмент корпоративных банковских операций и инвестиционных банковских услуг. Группа (банк) внесла соответствующие изменения в сравнительные данные, представленные в Примечании "Сегментный анализ".
Количественные пороговые значения определяются следующими показателями:
- выручкой (включая межсегментную), составляющей не менее 10% от совокупной выручки (внутренней и внешней) всех операционных сегментов;
- прибылью или убытком, составляющим не менее 10% от:
- совокупной прибыли всех прибыльных операционных сегментов;
- совокупного убытка всех убыточных операционных сегментов;
- активами, составляющими не менее 10% от совокупных активов всех операционных сегментов.
Пороговое значение - это совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам, которая должна составлять не менее 75% от общей выручки компании.
По каждому периоду, за который представляется отчетность, кредитная организация должна раскрыть:
- общую информацию;
- информацию о прибыли или убытке отчетного сегмента, включая:
- конкретные показатели выручки и расходов, входящие в состав прибыли или убытка отчетного сегмента;
- активы сегмента;
- обязательства сегмента;
- метод оценки;
- результаты сверки совокупных показателей:
- выручки сегмента;
- прибыли или убытка отчетного сегмента;
- активов сегмента;
- обязательств сегмента;
- иных существенных статей сегмента;
- с общими показателями компании.
Кроме перечисленных требований установлено требование по раскрытию информации по географическим регионам в следующем разрезе:
- выручка от продажи внешним клиентам:
- полученная в стране базирования компании;
- полученная во всех зарубежных странах;
- внеоборотные активы:
- размещенные в стране базирования компании;
- размещенные во всех зарубежных странах, в которых компания имеет активы.
В том случае если информация по географическим регионам в разрезе зарубежных стран не является существенной, она не раскрывается.
Важным элементом раскрытия информации является информация о крупных клиентах. В том случае если выручка от продажи одному внешнему клиенту составляет 10% и более от выручки компании, кредитная организация должна раскрыть этот факт и сегменты, в отчетности которых отражена эта выручка, без идентификации клиента.
Основной принцип, который заложен в требованиях к раскрытию информации, состоит в следующем: кредитная организация должна раскрывать такую информацию, которая дала бы пользователям финансовой отчетности возможность оценить:
- характер (специфику) деятельности;
- финансовые результаты хозяйственной деятельности;
- экономические условия, в которых работает компания.
В Примечании "Сегментный анализ" кредитная организация должна раскрыть характер деятельности сегментов, например: "Операции Группы (банка) организованы по трем основным операционным сегментам деятельности:
1) корпоративные и инвестиционные банковские услуги включают в себя привлечение депозитов и предоставление кредитов корпоративным клиентам; проведение лизинговых операций, операций факторинга, расчетных и кассовых операций; управление денежными средствами, инкассацию; осуществление торгового финансирования, синдицированного кредитования, операций форфейтинга, экспортного финансирования на правах агентства экспортного кредитования; оказание услуг корпоративного финансирования; проведение операций на фондовом и долговом рынках; оказание брокерских услуг и проведение торговых операций с ценными бумагами, иностранной валютой и драгоценными металлами, сделок "РЕПО"; проведение банкнотных сделок и операций с производными финансовыми инструментами;
2) розничные банковские операции включают в себя привлечение депозитов и предоставление кредитов физическим лицам, предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям; осуществление денежных переводов; проведение валютно-обменных операций; предоставление ряда услуг по выпуску и обслуживанию банковских карт клиентов - физических лиц, а также проведение расчетных и кассовых операций и оказание услуг инкассации предприятиям малого бизнеса;
3) казначейство осуществляет операции по привлечению финансирования для Группы (банка) и централизованное управление рисками посредством осуществления заимствований, выпуска долговых ценных бумаг, использования производных финансовых инструментов в целях управления рисками и осуществления инвестиций в ликвидные активы - размещаемые на короткие сроки денежные средства.
Группа (банк) оценивает результаты деятельности своих операционных сегментов на основе показателя прибыли и убытка до налогообложения без учета разовых прибылей и убытков, возникающих, например, в результате выбытия основных средств или в результате объединений бизнеса. Учетная политика в рамках операционных сегментов Группы (банка) идентична учетной политике, описанной в пункте "Основные положения учетной политики" (см. Примечание...) за исключением следующего:
- Группа (банк) отражает в прибыли и убытках операционных сегментов плату за риск, представляющую собой стоимость кредитного риска, связанного с операциями сегмента, которые возникли в отчетном периоде;
- Группа (банк) не учитывает при определении сегментной прибыли и убытка убытки от обесценения и резервы, созданные в соответствии с МСФО;
- Группа (банк) отражает в прибыли и убытках операционных сегментов доход от капитала, представляющий собой внутренние доходы операционных сегментов от размещения взвешенного по риску капитала, выделенного для финансирования деятельности операционного сегмента.
При определении прибыли или убытка операционного сегмента Группа (банк) применяет процедуру распределения расходов на износ и амортизацию между операционными сегментами Группы (банка). Однако при определении сегментных активов Группа (банк) не распределяет балансовой стоимости определенных основных средств между операционными сегментами.
При сверке суммы сегментных активов с общей суммой активов Группы (банка) такие основные средства включаются в категорию "Нераспределенные активы".
Все активы и пассивы операционных сегментов подлежат обязательному размещению/фондированию через казначейство, что приводит к возникновению внутренних доходов/расходов, связанных с таким размещением/фондированием. Величина данных доходов/расходов рассчитывается с использованием внутренних процентных ставок, которые основываются на текущих рыночных ставках по заемным средствам. При этом при расчете прибыли или убытка казначейства по операциям внутреннего фондирования учитывается условный расход казначейства на привлечение номинальной суммы денежного капитала для дальнейшего фондирования остальных сегментов.
В дальнейшем капитал, распределенный по операционным сегментам для покрытия рисков по их активным операциям, подлежит размещению в казначействе. Результатом данной корректировки является отражение дохода от капитала для каждого операционного сегмента.
В Группе (банке) также имеются центральные административные подразделения, которые управляют зданиями Группы (банка) и осуществляют некоторые виды корпоративных расходов. Распределение централизованных расходов между операционными сегментами осуществляется на разумном основании согласно существующему порядку.
Большинство операций, условных обязательств кредитного характера, расходов капитального характера и доходов Группы (банка) приходится на резидентов Российской Федерации.
В таблице приведено распределение активов и обязательств по сегментам Группы (банка).
Распределение активов и обязательств по сегментам
Группы (банка), млн руб.
Показатели 31.12.2008 31.12.2007
Активы
Корпоративные и инвестиционные 210 205 204 833
банковские услуги
Розничные банковские операции 53 776 42 825
Казначейство 56 401 66 985
Нераспределенные активы 8 735 6 839
Итого... 329 117 321 482
---------
Обязательства
Корпоративные и инвестиционные 158 034 174 125
банковские услуги
Розничные банковские операции 21 382 15 791
Казначейство 106 675 83 896
Нераспределенные активы 1 952 8 772
Итого... 288 043 282 584
Далее раскрывается информация по операционным сегментам деятельности Группы (банка) за двухлетний период, что является практически Отчетом о прибылях и убытках в разрезе сегментов и в целом по группе. Кроме того, приводится информация о расходах капитального характера, а также по начисленному износу и амортизации по сегментам. В том случае если для отчетных сегментов имеются действующие условные обязательства кредитного характера, по ним также раскрывается информация.
Из приведенного примера видно, что раскрытие информации полностью соответствует требованиям МСФО (IFRS) 8. По аналогии с МСФО (IFRS) 7 раскрывается информация за два года, т.е. за отчетный период и предыдущий.
Список литературы
1. Международные стандарты финансовой отчетности 2009: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2009. 1051 с.
2. Учебные пособия по МСФО (обновленные версии для применения в банковском секторе). URL: http://www.banks2ifrs.ru/ru/docs?gid=1338/.
Т.В.Гвелесиани
Старший преподаватель
кафедры банковского дела
Государственный университет -
Высшая школа экономики
Ю.Ю.Гвелесиани
Помощник аудитора
Аудиторская компания ЗАО "ЭССИСТЕНТ"
г. Москва
Подписано в печать
12.01.2010

МСФО 8 "Операционные сегменты" применяется в отношении отдельных или индивидуальных финансовых отчетов предприятия и консолидированных финансовых отчетов группы с материнским предприятием, в том числе:

долговые инструменты или инструменты собственного капитала, которого продаются на открытом рынке;

которое подало или находится в процессе подачи своей или консолидированной финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или другому регуляторному органу с целью выпуска любого класса инструментов на открытый рынок.

Согласно МСФО 8 операционным сегментом является вид деятельности предприятия:

а) осуществляющий хозяйственную деятельность, от которой получает доход и в связи, с которой несет расходы, в частности доходы и расходы в результате операций с другими видами деятельности этого предприятия;

б) операционные результаты которого регулярно рассматриваются руководителем высшего ранга для принятия решений по выделению сегмента и оценки его деятельности и в отношении которого финансовая информация является доступной.

К операционному сегменту можно относить деятельность, которая в данный момент еще не приносит дохода. Это может быть вновь создаваемый вид деятельности или новый вид производства. В то же время, не все виды деятельности предприятия обязательно будут операционным сегментом. К этому, в качестве примера, можно отнести главный офис фирмы или функциональное подразделение компании, которое самостоятельно не получает доход.

Важную роль в определении операционного сегмента играет "высший операционный руководитель". Сущность этого понятияраскрывается в МСФО 8 и трактуется как функция со стороны генерального директора (главный руководитель, группа главных директоров) распределяющего ресурсы и осуществляющего контроль за результатами деятельности предприятия.

Для установления наличия операционного сегмента необходимо располагать в качестве его составляющих – это существование руководителей, ответственных за деятельность сегмента и информацию, предоставляемую совету директоров. Руководитель операционного сегмента непосредственно подотчетен высшему операционному руководителю, с которым обсуждаются вопросы операционной деятельности, финансовые результаты, планы и прогнозы по сегменту.

На рис. 8.1 показано подходы по определению операционных сегментов.

Установление высшего операционного руководителя
Может ли сегмент получать доход и нести расходы вследствие осуществления хозяйственной деятельности? Нет Не является операционным сегментом
Да
Контролирует ли высший операционный руководитель деятельность сегмента с целью распределения ресурсов и оценки результатов? Нет
Да
Имеется ли отдельная финансовая информация об этом сегменте? Нет
Да
Является операционным сегментом

Рис. 8.1. Подходы определения операционных сегментов

Отчетные сегменты

Отчетным сегментом может быть только выделенный или сформированный в результате объединения двух или более сегментов, а также превышает количественный порог значения.

Два или несколько операционных сегментов, могут быть объединены в единый операционный сегмент в том случае, если это соответствует основному принципу МСФО 8, а именно сегменты имеют похожие экономические характеристики и соответствуют таким факторам:

1) характеру продукции и услуг;

2) характеру производственных процессов;

3) виду или классу клиентов, их продукции или услуг;

4) методам, применяемым для распространения продукции или предоставления услуг;

5) характеру нормативно-правовой среды, например, банковские, страховые или коммунальные услуги.

Любой операционный сегмент требует раскрытия, если он удовлетворяет любой из следующих количественных порогов:

а) его отчетный доход от продаж составляет 10 и более процентов от совокупного дохода всех операционных сегментов; или

б) абсолютная величина его отчетной прибыли или убытка равняется 10 или более процентам совокупной отчетной прибыли всех операционных сегментов; или

в) их активы составляют 10 или более процентов совокупных активов всех операционных сегментов.

МСФО 8 (п. 15) предусматривает, что если общий внешний доход, о котором отчитываются операционные сегменты, составляет 75 % дохода предприятия, дополнительные операционные сегменты должны быть определены как операционные сегменты (даже если они не удовлетворяют количественным признакам, указанным выше) до тех пор, пока по крайней мере 75 % дохода предприятия не будет включено в отчетные сегменты.

На ниже приведенном примере (табл. 8.1) определим отчетные операционные сегменты.

Пример . ПАО "Гейзер" осуществляет несколько видов деятельности и пять операционных сегментов. Информация о сегментах

приведена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Информация об операционных сегментах (тыс. грн)

Для определения отчетного операционного сегмента вначале следует определить порог существенности по альтернативным показателям, включая.

МСФО (IFRS) 8: Операционные сегменты

Порядок отражения в отчетности информации в соответствии с МСФО по сегментам установлен стандартом IFRS 8 "Операционные сегменты". Предприятие должно применять данный МБС при составлении своей годовой финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 1 января 2009 г. или после этой даты. Стандарт IFRS 8 заменил IAS 14 "Сегментная отчетность". Принятие нового стандарта вызвано необходимостью устранения расхождений между МСФО и US GAAP (национальными стандартами США) после принятия СФУ 131 "Раскрытие информации по сегментам предприятия и связанной с ней информации". Появление нового стандарта выполняет задачи конвергенции в отношении сегментной отчетности различных национальных моделей учета.

Окончательная версия МСФО IFRS 8 имеет отличия от СФУ 131. В частности, согласно СФУ 131 компании с матричной структурой управления должны определять операционные сегменты на основании продуктов и услуг, что не является обязательным требованием стандарта IFRS 8. В европейском стандарте превалирует управленческий подход, при котором при раскрытии сегмента более важной считается информация, связанная с обязательствами сегмента. Напомним, что основу матричной структуры управления составляет принцип двойного подчинения исполнителей:

  • - непосредственному руководителю функциональной службы;
  • - руководителю проекта.

Принцип определения операционных сегментов на основании продуктов и услуг означает, что в основу построения сегмента может быть взят выпуск схожих продуктов и услуг.

Цель МСФО IFRS 8 "Операционные сегменты" выражена как "основной принцип" и заключается в раскрытии информации о предприятии, отражающей характер и финансовые последствия деятельности и экономической среды, в которой оно ведет свою деятельность.

Стандарт IFRS 8 распространяется как на отдельную финансовую отчетность предприятия, долговые или долевые инструменты которого обращаются на открытом рынке, так и на консолидированную финансовую отчетность группы, долговые или долевые инструменты которой обращаются на открытом рынке.

Операционный сегмент является компонентом предприятия, задействованным в следующей деятельности:

  • - от которой оно может генерировать доходы и нести расходы;
  • - операционные результаты которой регулярно рассматриваются руководителем предприятия;
  • - в отношении которой имеется дискретная (распределенная на сегменты) финансовая информация.

Руководство предприятия регулярно знакомится с операционными результатами и отвечает за операционные решения, чтобы принять решения о ресурсах, которые должны быть распределены на сегмент, и оценить результаты его деятельности.

Операционный сегмент может осуществлять такие виды деятельности, которые на данный момент не приносят дохода, например операции по вводу в эксплуатацию. Вместе с тем не каждый вид деятельности может являться операционным сегментом, так, например, к сегментам не относятся отделы, чья деятельность носит побочный характер, также не являются сегментом планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности.

Отчетные сегменты должны являться следствием агрегирования двух или более сегментов и превышать количественные пороги.

Критериями агрегирования являются следующие схожие экономические особенности:

  • - характер продуктов и услуг;
  • - характер процессов производства;
  • - тип клиентов для их продуктов и услуг;
  • - методы, используемые для распределения продукции;
  • - банковский сектор, страхование или коммунальные предприятия.

Операционные сегменты должны удовлетворять любому из следующих количественных порогов:

  • - его заявленный доход должен составлять 10 или более процентов совокупного дохода, внутреннего и внешнего, всех операционных сегментов;
  • - абсолютная сумма заявленного дохода или убытка должна составлять 10 или более процентов суммы, которая является большей дохода либо убытка по всем неубыточным (убыточным) операционным сегментам;
  • - его активы составляют 10 или более процентов совокупных активов всех операционных сегментов.

Наличие хотя бы одного вышеназванного порога сегмента является основанием для выделения дополнительного операционного сегмента. Применение именно десятипроцентного порога сегмента объясняется исходя из соблюдения принципа рациональности, то есть практические соображения диктуют, чтобы информация не была излишне детализирована и вместе с тем не была бы неоправданно укрупнена.

Стандарт IFRS 8 содержит правило относительно уровня существенности: "Если совокупный внешний заявленный доход в сегментной отчетности составляет менее 75 процентов дохода предприятия, должны быть выделены дополнительные операционные сегменты как отчетные сегменты (даже если они не удовлетворяют условиям десятипроцентных порогов), пока, по крайней мере, 75 процентов дохода предприятия не будут приходиться на отчетные сегменты".

Предприятие должно представлять следующую географическую информацию:

  • - доходы от внешних клиентов, относимые на страну происхождения предприятия и относимые на все зарубежные страны в целом, из которых предприятие получает доходы:
  • - долгосрочные активы, кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, активов планов вознаграждений по окончании трудовой деятельности и прав, возникающих по договорам страхования, расположенные в стране происхождения предприятия и расположенные во всех зарубежных странах в целом, в которых предприятие держит активы.

Требования к раскрытию информации

Согласно МБС IFRS 8 компания должна раскрывать выручку для каждого отчетного сегмента. Выручка сегмента от продаж внешним клиентам и его выручка от операций с другими сегментами должны представляться отдельно.

В состав информации по сегментам должны включаться:

  • - общая информация о критериях и характере деятельности сегментов;
  • - показатели деятельности каждого сегмента за период;
  • - сверка данных по сегментам с совокупными показателями, их причины расхождений;
  • - комментарии к используемым принципам подготовки данных;
  • - информация о компании в целом.

Отчетный сегмент, выделенный в предшествующем периоде, будет выделяться и в отчетном периоде независимо от соответствия количественным критериям, если он не потерял своей значимости. Иными словами, выделение сегментов должно отражаться в отчетности последовательно, от одного отчетного периода к следующему.

Как отмечалось ранее, современная тенденция развития МСФО состоит в устранении существенных расхождений с основопола­гающими принципами бухгалтерского учета США. Реализуя эту стратегию, в январе 2005 г. СМСФО принял решение о том, что в части раскрытия сегментной информации следует придерживать­ся принципов, изложенных в американском стандарте SFAS 131

«Раскрытие информации о сегментах предприятия и сопутствую­щей информации». В результате в январе 2006 г. был опубликован Проект МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», окончательная версия которого была выпущена в ноябре 2006 г. МСФО (IFRS) 8 стал обязательным к применению с 1 января 2009 г. и после ука­занной даты, заменив собой ранее действовавший МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность».

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» должен приме­няться компаниями, долевые или долговые ценные бумаги которых свободно обращаются на открытом рынке или которые выпускают ценные бумаги для размещения на открытом рынке, или представ­ляют (либо находятся в процессе представления) финансовую от­четность регулирующим органам в связи с размещением ценных бумаг на открытом рынке.

Если компания, которая не обязана применять МСФО (IFRS) 8, принимает решение раскрыть информацию о своих сегментах и эта информация не соответствует всем требованиям (IFRS) 8, то ком­пания не может указывать, что данная информация является сег­ментной.

Если финансовая отчетность включает в себя как консолиди­рованную финансовую отчетность, так и отдельную финансовую отчетность материнской компании, то раскрытие сегментной ин­формации требуется только в консолидированной финансовой от­четности.

МСФО (IFRS) 8 требует раскрытия информации, которая по­зволит пользователям оценить характер и финансовое воздействие бизнес-деятельности компании и экономической среды, в которой она работает, на достигнутые ею ключевые показатели и перспек­тивы деятельности.

Основное отличие указанного документа от действовавшего ра­нее кроется в самом названии МСФО (IFRS) 8. Упраздняя понятия «географический сегмент», «первичный формат отчетности», «вто­ричный формат представления отчетности», он ввел центральное и, по существу, единственное определение - «операционный сегмент».

Операционный сегмент - это компонент (структурное подраз­деление) компании, отвечающий следующим условиям:

1) осуществление хозяйственной деятельности, позволяющей
иметь доходы и нести расходы (включая доходы и расходы по опе­-
рациям с другими компонентами той же компании);

2) проведение регулярного анализа деятельности компонента
руководителем, принимающим операционные решения, касающи-­
еся распределения ресурсов на сегмент и оценки результатов его
деятельности;


3) наличие обособленной финансовой информации по сегменту.

Операционными сегментами в соответствии со стандартом могут стать структурные подразделения компании (направления ее деятельности), удовлетворяющие перечисленным требованиям и оперирующие в разных географических регионах. Как следует из приведенного определения, операционным сегментом может стать подразделение компании, не имеющее «выхода» за ее преде­лы и продающее продукцию (оказывающее услуги) исключительно другим подразделениям компании. Это положение стандарта явля­ется принципиально новым.

Согласно МСФО (IFRS) 8 идентификация операционных сег­ментов должна быть основана на структуре управления компанией, при этом главный момент - то, по какому из направлений деятель­ности компании руководство получает информацию и принимает управленческие решения в первую очередь. Таким образом, основ­ной принцип МСФО (IFRS) 8 состоит в следующем: компания обя­зана раскрывать информацию, позволяющую заинтересованным пользователям оценить характер и финансовые последствия разных видов деятельности, которые ведет компания, и экономические ус­ловия, в которых она работает.

Основополагающим в МСФО (IFRS) 8 выступает требование раскрывать информацию, которая фактически используется руко­водством для внутренних целей: сумма каждой статьи по сегменту должна характеризовать величину, содержащуюся во внутренних от­четах, представляемых лицу (руководителю), ответственному за при­нятие операционных решений по данному сегменту. Из этого сле­дует, что информация по сегментам будет представляться на основе, отличной от принципов подготовки отчетности по МСФО. При этом стандарт предписывает раскрывать все случаи, при которых управ­ленческая информация отличается от сведений, отраженных в отчет­ности по МСФО, и не предусматривает освобождения от требования раскрывать сегментную информацию по той причине, что это может нанести вред компании с точки зрения конкуренции.

Чтобы привести в соответствие общую сумму прибыли по всем сегментам показателю консолидированной прибыли, признанной в отчетности, нужно представить сверки, в которых выделены и опи­саны необходимые для этого корректировки. Если из сверок не оче­виден характер различий в принципах оценки, компания должна дать необходимые пояснения в примечаниях к финансовой отчетности.

В качестве сравнения отметим, что МСФО (IAS) 14 «Сегмент­ная отчетность» требовал раскрытия информации по сегментам, подготовленной на основе учетной политики для целей внешней отчетности, а не на основе внутреннего управленческого учета.

Порядок выделения операционных сегментов. Отличительная особенность МСФО (IFRS) 8 состоит в предложенном им подходе к формированию операционных сегментов. Он предполагает про­хождение четырех этапов.

На первом этапе определяется лицо, ответственное за принятие операционных решений, значит:

1)распределяющее ресурсы между сегментами компании;

2)оценивающее результаты их деятельности.

Как следует из стандарта, лицом, ответственным за принятие операционных решений, может быть как один сотрудник (директор или топ-менеджер), так и группа руководителей (совет директоров или правление).

ПРИМЕР 13.5

Исполнительный орган компании - правление, состоящее из президента компании, вице-президента, директора по экономическим вопросам, директора по техническому развитию и директора по связям с общественностью. Операци­онные решения принимает правление компании большинством голосов. В этом случае лицом, ответственным за принятие решение, в соответствии с МСФО 8 станет правление компании.

Если в рассмотренной ситуации решения президента компании будут определяющими, то лицом, ответственным за принятие решений, станет пре­зидент.

На втором этапе определяется, способно ли структурное под­разделение обеспечивать получение экономических выгод или не­сти расходы, связанные с осуществлением хозяйственной деятель­ности.

ПРИМЕР 13.6

Компания имеет головной офис. В первом случае доход от его деятельности единовременный, не характерный для деятельности компании в целом. Во вто­ром случае офис проводит профильные для компании операции - выполняет казначейские операции, приносящие процентные доходы.

Может ли головной офис быть позиционирован как операционный сегмент компании?

В первом случае результаты деятельности офиса побочные по отношению к основной деятельности компании. Несмотря на то, что это подразделение несет расходы и генерирует выручку, оно не должно признаваться операционным сег­ментом. Результаты деятельности офиса должны быть включены в отчетность в составе «прочих статей» при сверке итоговых сумм сегментов.

Во втором случае головной офис осуществляет деятельность, доходы от кото­рой соответствуют деятельности компании и результаты этой деятельности регу­лярно анализируются ответственным за принятие решений. В связи с этим он может рассматриваться как операционный сегмент компании.

На третьем этапе устанавливается факт наличия у структурно­го подразделения обособленной финансовой информации. Речь при этом не идет о наличии самостоятельного бухгалтерского баланса. Во многих случаях требование о наличии отдельной финансовой ин­формации может быть удовлетворено наличием сведений лишь о ре­зультатах операционной деятельности: о доходах, расходах и финан­совых результатах по отдельным товарным позициям. Вместе с тем в любой ситуации имеется в виду финансовая информация, представ­ляемая лицу, ответственному за принятие операционных решений.

Заключительный, четвертый, этап предполагает подготовку от­вета на следующий вопрос: проводится ли регулярный анализ опе­рационных результатов деятельности структурного подразделения лицом, ответственным за принятие операционных решений, в це­лях последующего распределения ресурсов и оценки результатов этой деятельности? На практике нередки случаи, когда лицо, от­ветственное за принятие решений, анализирует информацию о де­ятельности не единичного подразделения, а ряда сегментов. В по­добных ситуациях для выделения операционных сегментов следует принимать во внимание другие факторы: характер коммерческой деятельности каждого подразделения, наличие ответственных за данное подразделение руководителей, а также информацию, пред­ставляемую руководству компании.

Лицо, ответственное за принятие решений, может анализировать результаты как отдельных направлений деятельности, так и отдель­ных регионов деятельности. В подобных ситуациях по МСФО 8 опе­рационные сегменты нужно определять исходя из ответственности руководителей сегментов, которые непосредственно подчиняются лицу, ответственному за принятие операционных решений.

Если компания установила, что она имеет только один опера­ционный сегмент, то она должна раскрыть информацию о компа­нии в целом.

Последовательность действий, связанных с определением опе­рационных сегментов, представлена на рис. 13.3.

Выделение отчетных сегментов. Стандарт не требует объеди­нять операционные сегменты, однако при большом их количестве в финансовой отчетности будет представляться чрезмерно детали­зированная информация. По этой причине несколько операцион­ных сегментов могут быть объединены в один отчетный сегмент; предельное количество выделяемых операционных сегментов опре­делено на уровне 10. Объединяемые для целей представления от­четности сегменты должны иметь сходные экономические характе­ристики:

· характер выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

· характер производственного процесса

· тип или класс покупателей товаров или услуг;

· методы распространения продукции и оказания услуг.


Да


Да


Да


Да

Рис. 13.3. Последовательность выделения операционных сегментов

Таким образом, при формировании финансовой отчетности операционные сегменты могут объединяться, если они демонстри­руют сходные долгосрочные результаты деятельности и аналогичны один другому по указанным признакам.

Оценивая сходство долгосрочных показателей деятельности сегментов, необходимо учитывать как прошлые, так и будущие ре­зультаты. Для проверки выполнения этого условия можно исполь­зовать как количественные показатели (например, валовую при­быль сегментов), так и коэффициенты, расчет которых основан на выручке, доходности инвестиций, прибыли до выплаты процентов, налогов и амортизационных отчислений (EBIDTA) и др.

ПРИМЕР 13.7

Торговая компания осуществляет свою деятельность в разных регионах Рос­сии: восточном, западном, южном и северном, позиционируя их в финансовой отчетности как операционные сегменты. На протяжении последних лет ассорти­мент продаваемых товаров у всех сегментов был одинаков. Однако в истекшем году в силу чрезвычайной засухи один из сегментов был вынужден перейти на реализацию исключительно холодильного оборудования (в том числе кондици­онеров и вентиляторов), не свойственного другим сегментам. В связи с тем, что товар реализовывался со сверхвысокой наценкой, резко возросла (в сравнении с другими сегментами) валовая прибыль данного структурного подразделения.

Можно ли продолжать рассматривать данные сегменты как обладающие сход­ными экономическими характеристиками?

Несмотря на то, что результаты сегментов могут существенно различаться в те­кущем году, вероятнее всего, тенденция сходных показателей валовой прибыли в будущих отчетных периодах сохранится. В связи с этим данные сегменты можно оценивать как обладающие сходными экономическими характеристиками.

Согласно МСФО (IFRS) 8 компания должна раскрыть инфор­мацию по каждому полученному в результате объединения сегмен­ту, если он отвечает хотя бы одному из следующих критериев:

1)выручка сегмента (как внешняя так и внутрисегментная) рав­
на или превышает 10% совокупной выручки (как внутренней, так
и внешней) всех операционных сегментов;

2)абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна
или превышает 10% большего из двух показателей (выраженного
в абсолютных величинах):

а) совокупной прибыли всех прибыльных сегментов,

б) совокупного убытка всех убыточных сегментов;

3) активы сегмента равны или превышают 10% совокупных ак­
тивов всех операционных сегментов.

Таким образом, стандарт требует от компаний раскрытия осно­вы измерения следующих показателей:

Прибыли (убытка) сегментов;

Активов сегментов;

Обязательств сегментов;

Отдельных статей доходов и расходов, данные по которым
регулярно представляются руководителю, принимающему
управленческие решения.

Однако в отличие от ранее действовавшего стандарта МСФО 8 не содержит определений перечисленных показателей, поскольку раскрываемые суммы, как отмечалось ранее, должны определяться на основе внутренней отчетности каждой отдельно взятой компании.

Если совокупная внешняя выручка операционных сегментов, идентифицированных в качестве отчетных, составляет менее 75% всей выручки компании, то компании следует выделить в качестве отчетных дополнительные операционные сегменты (даже если они не удовлетворяют указанным ранее количественным порогам). Эти сегменты будут рассматриваться как отчетные до тех пор, пока в суммарную выручку по отчетным сегментам не попадет 75% вы­ручки компании.

ПРИМЕР 13.8

Заочный вуз ведет образовательную деятельность, имея по стране ряд филиа­лов. В таблице представлена информация о выручке подразделений, выделенных в структуре вуза.