Образ родного дома станционный смотритель. Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель

Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.

Самсон Вырин

Описание Самсона Вырина - это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье - его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер.

Дуня

Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы.

Рассказчик

Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее.

Второстепенные персонажи

Ротмистр Минский

Гусар, симпатичный молодой человек. Своей любознательностью и обходительностью сумел завоевать доверие смотрителя. Яркий тип баловня судьбы, который привык, чтоб ему ни в чем не отказывали. Считает, что все продается и покупается. Равнодушный эгоист, чувства других людей ему безразличны. С презрением относится к отцу Дуни, так как тот является простым смотрителем, выходцем из низкого сословия. Бессердечный, холодный и жестокий человек.

Жена пивовара

Толстая деревенская женщина, живущая в доме смотрителя. От нее рассказчик узнает, что старый смотритель спился, и похоронен год назад.

Ванька

Сын жены пивовара, растрепанный, маленький мальчишка. С уважением относится к Самсону Вырину, который хорошо относился к детям, угощал их, учил вырезать дудочки. Отвел рассказчика на могилу смотрителя, восхищается прекрасной барыней, которая приезжала на эту могилку, и одарила мальчишку деньгами.

В «Станционном смотрителе» герои живут каждый по своему, даже в семье Вырина, состоящей всего из двух человек, нет взаимопонимания и единства, чувствуется их отдаление друг от друга. Ротмистр Минский, тем более, не ищет общения с новым родственником, он и с Дуней-то стоит на разных социальных уровнях. У всех этих героев свое понимание жизни, и они не могут, или не хотят понять другого человека. Различие во взглядах приводит к трагедии. Краткая характеристика героев поможет лучше понять смысл пушкинского произведения.

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Дочка станционного смотрителя, всегда была всеобщей любимицей. Она всегда была умницей и красавицей, гордостью и радостью своего отца, Самсона Вырина. По словам отца, она была очень похожа на свою покойную мать, которая умерла уже очень давно.

Является собирательным героем. Он представляет собой не определенного человека, а тип молодого барина, который, в то время, в девятнадцатом веке, был распространен в России. Он был молод, хорош собой, по всему видно богат и, как следствие всего этого, самоуверен.

Был настоящим русским человеком, гордым, спокойным, душевным, но не открывающим свою душу всем и каждому. Его главной гордостью и радостью была его дочка, Дуня, которая напоминала ему покойную жену, и оттого была еще более дорогой для него.

Рассказчик

Автор, что поведал нам эту историю. Он трижды проезжал мимо домика станционного смотрителя. В первый раз познакомился с хозяином и его дочерью Дуней, во второй раз узнал, что она сбежала с Минским, и в третий раз уже побывал на могилке Самсона Вырина и узнал о приезде Дуни на кладбище.

Лекарь

Приезжал лечить гусара Минского. После осмотра больного предписал ему покой, за что получил 25 рублей. Кроме этого, был приглашён отобедать, где они с Минским плотно поели и выпили бутылку вина. Позже признался, что он сразу понял, что гусар не болен, но побоялся об этом говорить.

Хорошо одетый молодой человек

Подобрал деньги, данные Минским Самсону Вырину и которые тот выкинул в гневе, но через минуту, всё же решил воротиться за ними.

Военный лакей

Слуга Минского, суровый мужчина. Вытолкал Самсона Вырина из передней Минского, когда тот пришёл, чтобы увидится с ним во второй раз.

Жена пивовара

Толстая женщина, которая поселилась вместе с мужем пивоваром в том же доме, где раньше жил Самсон Вырин с Дуней. Также она поведала рассказчику о смерти смотрителя и послала мальчика Ваньку показать его могилу.

В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» автор стремится донести до читателя образ «маленького человека» в России. Мы видим, насколько бесправен и унижен этот человек, насколько он подвержен гнёту и оскорблениям тех, кто считает себя выше его по положению или материальному достатку.

В этой повести образ такого человека представлен в лице Самсона Вырина. Это пожилой человек, станционный смотритель, который принимает у себя в избе каждого проезжего путешественника, обеспечивает ему крышу над головой, пищу, а на утро готовит лошадей в дорогу. Для Самсона эти обязанности не в тягость, напротив, он выполняет их честно и со всей ответственностью. Но благодарности старик за это не видит. Пользуясь его низким положением, каждый заезжий его унижает, срывается за свои неудачи и плохую дорогу. Несмотря на все попытки обидеть его, смотритель не разочаровывается в жизни и своей работе. Он терпеливо и безропотно сносит все тяготы и испытания. Все потому, что у него есть смысл в этой жизни, есть ради кого трудиться. Это его единственная дочь Дуня четырнадцати лет. После смерти жены это отрада его и утешение. Самсон Вырин дарит ей всю свою любовь и заботу, ведь больше у него никого нет на всём свете. Отец отдаёт себе отчёт в том, что, кроме него, некому будет заботиться о его Дуняше, и старается ради неё из всех сил.

Образ Самсона передан со слов рассказчика, проездом посетившего эту станцию. Он отмечает, что в первую встречу старик выглядит благообразно и свежо, чинно и дружно живёт себе со своей дочкой. Дуня взяла на себя все хозяйство и хорошо его ведёт, держит дом в чистоте, в опрятности. Путешественники, плохо обращающиеся с Выриным, оттаивают при виде Дуни и меняют своё отношение. Самсон горд своей дочерью.

Спустя некоторое время рассказчик, снова волей судьбы оказавшийся на этой станции, видит, как сильно изменился Вырин, постарел от горя. Его дочь, его кровиночка, убежала с богатым проезжим офицером. Старика сломил этот её поступок. Он не в силах понять, как она могла с ним так поступить, ведь он ничего никогда для неё не жалел. Даже бедность старика не сломила так, как этот позор. Дуня теперь находится в унизительном положении содержанки офицера, что для Самсона большой позор. Он знает, что случается с наивными девушками, которые вот так повелись на богатство и притворные слова богатых людей: они оказываются на улице. Он опасается, что его дочь ждёт та же участь.

Несмотря на все это, он готов простить и принять Дуню, если бы она пришла обратно. Но та и думать забыла об отце. Не зря в избе у Самсона Вырина висят картинки, изображающие сюжет из Евангелия про блудного сына. Но если блудный сын все же вернулся в отчий дом, то Самсон свою дочь так и не дождался. Потерян смысл жизни, трудиться и жить больше не для кого. Он начал выпивать от невыносимой жизни и сильно опустился. Самсон Вырин - человек чести, для которого на первом месте чистая совесть и незапятнанность, поэтому это испытание так его добило.

Автор повести жалеет главного героя и призывает читателя проникнуться его положением и понять, что маленького человека ждали в то время только тяжкий труд, грубое и бесчеловечное обращение и бесправие.

В повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.

Но сам привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...

Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.

Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.

Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.

Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.

Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель...». Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за «извергов рода человеческого», а ведь «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них - непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой - стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...»

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, - пример честности и высоких моральных устоев.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - . И в закладках появилось готовое сочинение.