Музей воздухоплавания. Белградский музей воздухоплавания

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Музей истории воздухоплавания и авиации задуман как музейно-выставочный комплекс постоянных и временных выставок, проектов, экспозиций (классических и интерактивных), цель которого – осветить зарождение и первые шаги отечественного воздухоплавания, авиастроения, трудности и победы российской военной и гражданской авиации, будущее и перспективы покорения неба. Этот уникальный проект реализуется в колыбели русского воздухоплавания - на территории исторического мемориального комплекса Офицерской Воздухоплавательной Школы (ОВШ) в Санкт-Петербурге.
Офицерская воздухоплавательная школа - начало всех начал русской авиации, первое в России учебно-научное учреждение военных воздухоплавателей и авиаторов, колыбель Императорского Воздушного Флота. Все выпускники школы стали гордостью русской авиации и героями первой мировой войны. С ОВШ связаны судьбы А. М. Кованько, родоначальника русской авиации, а также известнейшего пилота Петра Николаевича Нестерова, знаменитого во всем мире авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, и судьбы других выдающихся и известных авиаторов – пилотов, конструкторов, покорителей неба.
Планируется создать и разместить на территории ОВШ экспозиции и выставки по истории воздухоплавания и авиации, увековечить память создания ОВШ, ее первого начальника А. М. Кованько, и ее выпускников - выдающихся отечественных воздухоплавателей, пилотов, конструкторов, авиаторов-героев Нестерова, Ульянина, Утешева, Сикорского и других. В том числе, организуются экспозиции и выставки: квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько, выставки фотоматериалов, натурных экспонатов (авиатехники, моделей), документов о возникновении, становлении и развитии дальней авиации; создается галерея неуправляемых летательных аппаратов тяжелее воздуха; создаются экспозиции униформы, экипировки и знаков различия, наград и знаков отличия военной и гражданской авиации России; выставки и экспозиции авиамоделей в масштабе от 1:1 до стендовых моделей, а также полноразмерных копий первых летательных аппаратов – в том числе конструкции А. Ф. Можайского, И. И. Сикорского и других.
Музейно-выставочный комплекс создается для всех категорий граждан всех возрастов, и нацелен на любые социальные группы.
Экспозиции в рамках проекта должны охватывать все отрасли и подотрасли воздухоплавания и авиации, а сам музейно-выставочный комплекс не будет ограничиваться освещением узких и отдельных аспектов истории авиации, а должен давать представление как об истории, так и о настоящем и будущем авиации в России.
В проект уже вложено около 4 миллионов рублей - добровольные взносы и пожертвования участников проекта в 2018 году в целях оплаты арендуемых у Министерства обороны РФ зданий и помещений, приобретены в собственность и приняты на хранение фонды и экспонаты, закуплены основные средства. Уже созданы временные, хотя и неструктурированные экспозиции, ведутся работы по реставрации и созданию копий авиатехники, таким образом уже заложены все предпосылки для успешной реализации проекта.

Цели

  1. Создать музейно-выставочный комплекс, раскрывающий историю возникновения и развития отечественных воздухоплавания и авиации, содействовать в изучении истории воздухоплавания, авиации, авиатехники и авиастроения, освещении современного состояния авиации и воздухоплавания, их будущего и перспектив.
  2. Сохранить и передать людям память о значимых событиях и персонах воздухоплавания и авиации, подвигах, достижениях и успехах первых авиаторов и воздухоплавателей, отечественного воздухоплавания, авиации, самолетостроения, распространять сведения о развитии воздухоплавания и авиации и доносить до целевых групп важность и значимость роли России в развитии воздухоплавания и авиации в мире путем демонстрации экспонатов и проведения бесплатных (в течение срока реализации проекта) экскурсий.
  3. Поддерживать и укреплять национальное самосознание общества, идею о лидирующей роли и первом месте России в истории мирового воздухоплавания и авиации наглядными и достоверными средствами, вести патриотическое воспитание граждан в духе любви к Родине, бережного и уважительного отношения к ее истории, достижениям соотечественников и их усилиям и трудам на благо Отечества, пробуждать и укреплять в гражданах интерес к воздухоплаванию и авиации как к жизненно-важным сферам жизнедеятельности человечества.

Задачи

  1. Создание и открытие фотовыставки "История возникновения воздушного флота в России"
  2. Создание и открытие выставки униформы и знаков отличия военной и гражданской авиации
  3. Создание и открытие экспозиции – квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько
  4. Освещение создания и деятельности музейно-выставочного комплекса в СМИ и сети Интернет
  5. Создание и открытие выставки натурных экспонатов и авиатехники (самолетов, летательных аппаратов, демонстрационных интерактивных стендов авиаоборудования)

Обоснование социальной значимости

Воздухоплавание и авиация – жизненно важные сферы деятельности человека. Мечтая подняться в небо и летать, словно птицы, человек не просто грезил, а искал решения важнейших практических проблем. Развитие воздухоплавания и авиации невозможно без изучения их истории. Но история возникновения и развития воздухоплавания в России недостаточно освещена: в Санкт-Петербурге нет музейно-выставочного комплекса, посвященного истории возникновения и развития как военной, так и гражданской авиации, несмотря на то, что Санкт-Петербург - историческая колыбель русского воздушного флота. В России немного - 12 - авиационных музеев, не все из них - комплексные, большинство - военные.
Реализация проекта обеспечит поддержание интереса людей к авиации и воздухоплаванию как через изучение их истории, так и через распространение сведений о нынешнем состоянии и будущем авиации и воздухоплавания.
Музей истории авиации и воздухоплавания станет социальным институтом, поддерживающим актуальность вопросов развития авиации в обществе. Посещая музей, люди получат возможность не только культурно провести досуг и расширить кругозор, но и определиться с выбором профессии, получить представление о состоянии авиационной и воздухоплавательной науки и техники, испытать гордость за достижения соотечественников – авиаторов-первопроходцев, авиаконструкторов, прославленных пилотов и героев неба.
Социальная значимость проекта заключается и в появлении еще одного, особенного, культурно-исторического объекта. Музей истории воздухоплавания и авиации станет культурно-историческим комплексом, который обеспечит сохранение памяти о важнейших событиях в истории России, и сохранение самого историко-мемориального комплекса ОВШ.
Реализация проекта обеспечит также выявление и сохранение редких образцов и экспонатов воздухоплавания и авиации, позволит совершенствовать методы и способы реставрации образцов авиационной техники, представляющих особую историческую ценность, создаст дополнительные рабочие места специалистам узких отраслей и областей знаний.
Проект нацелен и на проведение патриотической работы, укрепление национального самосознания, любви к Родине, воспитание чувства долга, ответственности, добросовестного отношения к людям и обществу, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.
В течение всего времени реализации проекта посещение музейно-выставочного комплекса для всех категорий граждан будет бесплатным.

География проекта

Санкт-Петербург

Целевые группы

  1. Ветераны
  2. Дети и подростки
  3. Молодежь и студенты
  4. Пенсионеры
  5. Жители и гости Санкт-Петербурга
  6. туристы
  7. работники гражданской авиации
  8. военнослужащие
  9. все группы населения старше 6 лет

В 11 часов утра я улетал домой. Проснулся пораньше, чтобы перед отлётом успеть сделать ещё одно очень важное дело — посетить музей воздухоплавания . Когда я узнал о существовании такого музея рядом с аэропортом, вопрос: «как я проведу последние часы в Белграде?» — отпал сам собой:)

Доехав до аэропорта, я не нашёл каких-либо указателей, по которым можно было бы выйти к музею. Побродив вокруг, спросил дорогу. Оказалось всё просто. Надо выйти из терминала, повернуть налево и идти в сторону большой многоэтажной стоянки. Рядом с ней будет дорога, ведущая в город. Оттуда уже виден купол музея. Всего до музея 5-7 минут ходьбы.

С 1 апреля по 31 октября музей работает по летнему времени с 8:00 до 18:30. Зимой — с 8:00 до 16:30. Билеты перестают продавать за полчаса до закрытия. Небольшая часть экспозиции музея расположена под открытым небом. Но погода не способствовала гулять — шёл мелкий, противный дождь.

Немецкий Юнкерс Ю-52.

Советский Ми-4.

Есть даже такое — радар Cossor C.R.787.

Югославский лёгкий штурмовик и разведчик СОКО J-12 «Ястреб». Применялся в ходе боевых действий на Балканах в 1990-х годах.

Французский Sud Aviation Caravelle Se.210. «Каравелла» — первый в мире реактивный самолёт с хвостовым расположением двигателей. Ранее этот борт принадлежал «Югославским авиалиниям» («Jугословенски Аеротранспорт», JAT) — одной из крупнейших авиакомпаний Европы в 1980-х годах. А потом война… В общем печально это всё. И самолёт выглядит так же печально:(

Всего под открытым небом выставлено 13 единиц техники.

За забором стоит много других самолётов, но туда не пускают.

Музей был основан в 1957 году. Современное здание в виде купола из стекла и бетона появилось в 1989 году. Даже на сегодняшний день оно выглядит очень интересно.

Входной билет стоит 600 сербских динаров (~$5,6). Для жителей Сербии цена в 2 раза ниже.


В 9:00 я был единственным посетителем.

Экспонаты выставлены на втором этаже, часть из них подвешена на тросах — смотрятся они очень классно!

Наш родной МиГ-21.




Отсюда можно посмотреть на технику под другим углом…

… и фотографировать удобно.

Saric — первый сербский летательный аппарат тяжелее воздуха, который был построен Иваном Саричем (1876-1966) в 1909 году в городе Суботица.

Смелые люди…

Югославский многоцелевой самолёт Zmaj Fizir FN.




Британский Hawker Hurricane MK-IV RP (Хоукер Харрикейн) — одноместный истребитель времён Второй Мировой войны.


Британский истребитель Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop (Супермарин Спитфайр). Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.



Советский штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолёт в истории, таких машин было выпущено более 34 тысяч штук.



Американский одномоторный истребитель-бомбардировщик Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» (Рипаблик «Тандерболт»).


Югославский истребитель-бомбардировщик Ikarus S-49C (Икарус) — первый послевоенный истребитель состоявший на вооружении Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).

Югославский Utva-66H (V-52).



Американский Lockheed T-33A (Локхид) — учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя F-80 «Shooting Star».

Американский одноместный истребитель-бомбардировщик Republik F-84G «Thunderjet» (Рипаблик «Тандерджет»).

Немецкий Fieseler Fi-156C «Storch» (Фи́зелер Што́рьх). Профиль крыла, дававшего самолёту уникальные взлётно-посадочные характеристики, полностью скопирован с советского профиля Р-IIс.

Югославский Letov KB-6 «Matajur».

Югославский многоцелевой вертолет СОКО S-55 Mk.V, являющийся лицензионной копией английского Westland WHIRLWIND, который в свою очередь являлся копией американского вертолета Sikorsky S-55.

Югославский учебный самолёт Ikarus Aero-2Be.

Польский вертолёт WSK-PZL Mi-2 (HT-41). Как я понимаю, фактически это наш Ми-2.



Британский лёгкий истребитель Folland Fo. 141 «Gnat» Mk-F1.


Советский По-2 (он же У-2). Про применение этого самолёта в качестве ночного бомбардировщика снят фильм «В небе „ночные ведьмы“».

Британский биплан deHavilland D.H. 82 «Tiger Moth» (Тайгер Мот).


Самолёто-вертолётный рай:)

Американский лёгкий учебный самолёт North American T-6G «Harvard» Mk.IIB.

В музее выствлена большая коллекция планеров: Letov Jastreb 54, Ikarus Košava, 20.Maj Čavka, VTRZ Jastreb Roda, Ikarus/Letov Orao IIc, FAJ Jastreb Vuk-T.







Британский вертолёт Westland WS-51 Mk.1b «Dragonfly» — лицензионная копия Sikorsky S-51.

Югославский истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-22H «Orao». Первый югославский самолёт, который превысил скорость в 1000 км/ч.




Югославский Ikarus 451.

Югославский лёгкий штурмовик СОКО G-2A «Galeb».


Югославский лёгкий истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-20 «Крагуј».

Ракетище!


Что-то маленькое реактивное…

Можно вживую рассмотреть конструкции разных двигателей.


В этой части музея собрана история развития гражданской авиации Югославии. В частности рассказывается про авиакомпанию JAT.


А эти экспонаты представляют совсем уже другую часть истории — события 1999 года, когда авиация НАТО бомбила Белград.

Сбитый американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) General Atomics MQ-1 Predator.



Фрагменты американского истребителя Lockheed F-16C, сбитого 2 мая 1999 года зенитно-ракетным комплексом С-125. Пилот катапультировался.


Сохранившиеся на фюзеляже зелёные значки — это количество боевых вылетов для бомбардировки объектов на территории Югославии.


Рядом обломки кабины пилота американского тактического малозаметного ударного самолёта Lockheed F-117A «Nighthawk». Другими словами тот самый «Стелс». Пилот так же катапультировался.

Самолёт пилотировал подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Иногда в качестве пилота F-117 ошибочно указывают капитана Кена Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.



По одной из версий самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125. На фотографии вторая ступень ракеты 5В27Д «земля-воздух». Согласно сербской версии именно этой ракетой был сбит американский самолёт-невидимка.

Фрагменты американской крылатой ракеты Tomahawk BGM-109.


Сбитый канадский БПЛА Bombardier CL-289, находившийся в эксплуатации в немецкой армии.


Британская противорадиолокационная ракета ALARM.

Экспонатов много, всё очень интересное. Я завис здесь на час. Жаль время поджимало, а то ходил бы и ходил тут:) Если вы любите разную технику и вдруг окажитесь в этих краях, очень рекомендую посетить музей.

August 9th, 2014 , 07:49 pm

Музей классный, и по устройству, и по самим экспонатам. Но весьма сложно делиться информацией, поскольку в большинстве случаев все на сербском языке, которого я не знаю. Потому пришлось воспользовался гугл-переводчиком, хоть он и не всегда адекватен. Если будут ляпы и вы их заметите, просьба сообщать:) Я, конечно, редактировал как мог, но все же...

В числе экспонатов музея наличествуют обломки Стелса и F-16, сбитых в 1999 году сербской армией.


Итак, начнем. Ниже следует описание машины с заглавной фото.

Saric (№ 1) - это первый летательный аппарат тяжелее воздуха в этом регионе, сделаный в городе Суботица Иваном Саричем (1876-1966). Он купил двигатель Anzano мощностью 18 кВт и в октябре 1909 г. самолет был полностью собран. Внешним видом напоминает моноплан, но многие решения были оригинальной разработкой Сарича.

После первой попытки полета Сарич пришел к выводу, что мощность двигателя недостаточна и в результате доработок она была увеличена до 37 кВт. И вот в сентябре 1910 г. он пролетел вокруг ипподрома 3 км на высоте 30 метров.
С обновленным двигателем полет был относительно долгим и Сарич запланировал показательное выступление на публике. 16 октября за ним наблюдали около 7000 человек. При заходе на посадку двигатель отказал, Саричу удалось благополучно приземлиться под всеобщие аплодисменты. Это было первое авиашоу в Сербии!

Ивана Сарича можно смело назвать пионером авиации, он сумел подняться в воздух на самолете собственной конструкции всего спустя три года после братьев Райт.

Выставленный в музее на борт является точной копией первого самолета Saric (№ 1).

2. Миг-21 Ф-13 .
Во время вьетнамской войны МиГ-21 оказался очень опасным противником американского F-4 Phantom. Самолетами МиГ-21 установлены 24 мировых рекорда.
По некоторым оценкам, общий объем производства самолетов этого типа составляет примерно 11000 экземпляров. Данный экземпляр поступил в музей в 1983 г.

По материалам сайта ser-sarajkin.narod2.ru:
В начале 60-х гг. состоялось примирение Тито с руководством СССР. С этого момента ВВС Югославии вновь стали ориентироваться на использование советской техники. До своего распада СССР оставался для Югославии основным поставщиком авиационной техники: на долю советских самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении в Югославии, за период с 1945 по 1992 г. приходится 26%. Особое место в истории ВВС Югославии занимает принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-21.

На вооружение ВВС Югославии МиГ-21 Ф-13 поступил 14 сентября 1962 г. До 1986 г. Югославия получила 261 МиГ-21 девяти модификаций и трех подмодификаций.

В 1946–1992 гг. в Югославии построили 2221 самолет 116 различных вариантов, а доля самолетов собственного производства в общем количестве ЛА, состоявших за этот период на вооружении ВВС, составила почти 41%. Особенно удачными стали реактивные учебно-тренировочные самолеты Соко Г-2 «Галеб», Соко Г-4 «Супергалеб», истребители-бомбардировщики J-21 «Ястреб» и J-22 «Орао», некоторые из которых поставлялись на экспорт и имели большой коммерческий успех на мировом рынке военных самолетов. Значительные средства вкладывались в строительство современных авиабаз, способных выдержать ядерный удар. Именно такой базой являлся аэродром Желява под Бихачем.

Югославия среди неприсоединившихся стран являлась не только лидером в области авиастроения, но также и в области военного обучения. Здесь прошли обучение сотни летчиков из стран Африки и Азии.

3.

4. WSK-PZL Mi-2 (HT-41) .
Серийное производство началось в 1965 г. в Польше, было произведено более 5250 вертолетов. Производство этого вертолета шло на шаг впереди своего времени. Два турбовальных двигателя впервые были применены на легком вертолете. Широко используется как в военных, так и гражданских целях в транспортно-медицинской и сельскохозяйственной целях.

Наиболее часто используется для транспортировки и поисково-спасательных работ. В последние годы использовались для перевозки медицинских бригад и пациентов на территории Югославии.

Выставленный эксплуатировался в автомобильной ассоциации Югославии в качестве медицинского вертолета для транспортировки травмированных в ДТП. В музее с марта 1989 г.

5.

6. FA Soko S-55 Mk.V

Прототип совершил первый полет 10 ноября 1949 г. под обозначением YH-19, и был оснащен Pratt & Whitney R-1340-57 410kW мощности (550KS), встроенным в передней части корпуса. В этой версии были установлены поршневые двигатели Алвис Леонидис. Боевое крещение получил в Корейской войне, где был использован не только по прямому назначению, но и для спасения сбитых пилотов или принуждения агентов в тылу врага.

5 октября 1957 г. в Югославии был принят на вооружение первый вертолет S-55 с двигателем PW R-1340-57. Это был первый противолодочный вертолет, который нес на борту самонаводящиеся торпеды.

7.

8. North American F-86D-50-NA «Sabre Dog»

Вот что написано об этом типе на airwar.ru:
F-86D имел новый, больших размеров, фюзеляж, в котором устанавливался двигатель J47-GE-17 (тягой на форсаже 3402 кгc) и радиолокационная станция AN/APG-36. Антенна радиолокатора размещалась в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, расположенном над воздухозаборником двигателя. Была увеличена площадь киля, применен цельно поворотный стабилизатор и установлен новый фонарь, откидная часть которого поднималась вверх, а не сдвигалась назад как у предшественников. Конструкция крыла осталась прежней, однако оно было усилено. Изменения коснулись и вооружения самолета. Произошел отказ от стрелкового вооружения в пользу 24-х неуправляемых реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой установке, расположенной под воздухозаборником двигателя.

Кроме нужд USAF, F-86D поставлялись в Данию (50 самолетов в 1958 г.), Грецию (50 самолетов в 1958 г.), Японию (50 самолетов в 1959 г.), Югославию (130 самолетов в 1961 г.), Южную Корею (40 самолетов), Турцию (50 самолетов в 1959 г.), Филиппины.(20 самолетов в 1958 г.) и Тайвань (18 самолетов).

9.

10. Westland-Sikorsky WS-51 Mk.1b «Dragonfly»
Разработан Сикорским. Боевое крещение во время Корейской войны в начале 50-х гг.
Westland произведенные по лицензии в Великобритании, ​​были первыми вертолетами югославских ВВС.

11.

12. FA SOKO «522» - учебно-тренировочный самолет, разработанный югославской фирмой SOKO.
Признавая недостатки деревянных самолетов Ikarus 213 Vihor был переработан дизайн самолета в металлической версии. Слабый и ненадежный двигатель, заменен на более мощный Pratt Whitney, который улучшил и без того хорошие летные характеристики самолета «213». Первый прототип был произведен 27.04.1955 на заводе Икарус в Земуне.

Полный цикл серийного производства 522-го осуществлялось на новом авиазаводе SOKO.
Самолет использовался для подготовки курсантов ВВА в Задаре и офицеров запаса, и даже снимался в кино.
В общей сложности построено 112 машин.

Данный экземпляр был отправлен в музей югославских ВВС 5 января 1984 г.

13.

14. Lockheed T-33A (IT-33A) - учебно-тренировочный самолет. Создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар».

Выставленный образец представляет собой модификацию базовой версии для обучения разведке. Самолет был введен в JRV 26 сентября 1954 г. в Batajnici. С января 1972 г. и до последнего полета (январь 1976 г.) служил в 525-й эскадрилье Batajnici. Принят в музей 13 января 1979 г.

15. Ikarus S-49C - югославский фронтовой истребитель.

После Постановления Совинформбюро в 1948 г. Югославия лишилась советской военной помощи, и было принято решение на основании сохранившихся предвоенных документов и чертежей югославского истребителя IK-3 создать новый самолет Ikarus S-49. Использовались французские двигатели Hispano-Suiza.
Первый полет опытного самолета состоялся 23.08.1952. Серийное производство началось на заводе Икарус в 1952 г. и в общей сложности построено 112 самолетов.
Эксплуатировались до 1961 г.

16. Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» - американский одномоторный истребитель-бомбардировщик.

В соответствии с соглашением о военной помощи Югославии 31 декабря 1951 г., были получили первые экземпляры «Thunderbolt» F-47D из США. В 1953 г. приобретены 23 самолета из Франции.
Оставались в использовании до апреля 1961 г. С введением в строй этого самолета югославские ВВС (JRV) стали использовать термин «истребитель-бомбардировщик». F-47 по праву носил такую приставку, так как для своего времени имел мощное вооружение и очень хорошие летные и боевые характеристики.

17. Ikarus Aero-2Be - самолет югославского дизайна и производства, построен в 1940 г. Первый полет опытного самолета состоялся 24 апреля 1940 г., но в связи с началом войны в производство не пошел.

В 1946 г. конструкцию самолета переработали под другой двигатель и запустили в серийное производство под обозначением Aero-2. Помимо лицензионных английских двигателей на самолеты ставили чешские Walter Minor 6/III (самолеты получили обозначение Aero-2C и -D соответственно).

Эти двухместные монопланы с неубираемым шасси получились довольно таки удачными и на многие годы стали «летающими партами» в югославских ВВС. Всего заводом Ikarus было выпущено 380 машин, которые использовались как в ВВС, так и в аэроклубах по всей стране.
В 1961 г. один самолет Aero 2 DE был передан Югославскому авиационному музею в Белграде.

18.

19. Polikarpov Po-2 . По истории создания этой машины советую почитать

В югославскую же авиацию этот тип самолетов был введен 14 сентября 1944 г. в эскадрильи связи начальника штаба Народно-освободительной армии на острове Вис.
Последний самолет данного типа эксплуатировался до 1976 г.!

В связи с отсутствием запасных частей для двигателя М-11D, югославские инженеры переработали машину под двигатель Walter Minor 6/III 160 л.с., что потребовало значительных изменений в конструкции самолета - вариант По-2W. Топливный бак расположен в центральной части верхней поверхности крыла.

Выставленный образец находится в коллекции музея с 1971 г. - подарок от авиации Ассоциации БиГ, Сараево - Мостар аэроклуба и единственный сохранившийся оригинальный По-2 в Сербии.

20.

21. IL-2m3 "Šturmovik" Обратите внимание, если не ошибаюсь, в задней части фонаря пулемет.

22. Крупный план кабины.

В следующем абзаце я сохраняю 99% текста, переведенного гуглом.

Штурмовик Ил-2 является самым оригинальным советским истребителем Второй мировой войны, который внес большой вклад в победу над фашизмом. Он предназначен для работы с небольшой высоты. Это «летающий танк», были бронированные пилотные сиденья, топливные баки и двигатель, который был также частью опорной конструкции самолета и мог выдержать прямое попадание из оболочки 20 мм.
Прототип совершил первый полет 12 октября 1940 г., под символом ЦКБ-57 и всего было построено 36 163 единиц!

23. ВВС Югославии всего получили 213 Ил-2 различных модификаций и эксплуатировали их до 1955 г.

24.

25. Jakovljev Jak-3 - советский фронтовой охотник, является кульминацией развития легких истребителей, высокой производительности и высокой мобильности. Основной девиз - «простота не означает отсталости». Это был самый простой и мобильный охотник всех охотников воюющих сторон во Второй мировой войне.

Тестирования прототипа были завершены в октябре 1943 г., а первый серийный экземпляр произведен 1 марта 1944 г. Боевое крещение произошло 16 июля 1944 г.
Это был лучший советский истребитель времен Второй Мировой войны. Всего было построено 4848 машин. Первые три самолета появились в Югославии в конце 1944 г. Списан в начале 1957 г.

26.

27. North American T-6G «Harvard» Mk.IIB - американский легкий учебный самолет. Югославские пилоты впервые встретились с этим типом самолета в летом 1943 г.

Так как в Югославии ни один Гарвард не сохранился, представленный образец был получен в результате обмена с известным французским коллекционером Jean-Baptiste Salis.

28.

29. Link Trainer AN-2550-1 . Авиационные тренажеры являются неотъемлемой частью любого современного обучения. Они призваны обеспечить относительно низкую стоимость и высокое качество подготовки. Симуляторы особенно хорошо работают вместе с подготовкой пилота «вслепую» и подготовкой в любых, в том числе неблагоприятных условиях.

Очень популярным был тренажер Link Trainer. Первые пять экземпляров Link Trainer для Югославии были приобретены в 1939 г. Данный образец был передан музею в январе 1992 г. от AK «Franjo Kluz» из Земуна.

30. Hawker Hurricane Mk.IV RP - британский одноместный истребитель времен Второй Мировой войны.

«Харрикейны» в годы войны поставлялись и в СССР (около 3 тысяч машин). Однако к концу 1941 г. они сильно уступали немецким истребителям, с появлением новых советских самолетов отставание «Харрикейнов» стало еще более заметным.

31.

32. Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop - истребитель британского происхождения.

Прототип совершил первый полет 5 марта 1936 г. Один из самых известных и самых успешных истребителей Второй Мировой войны. За 12 лет в общей сложности произведено 20 134 машин.
Крещение огнем получил в 1940 г. во Франции.
Этот самолет был одним из участников боев за освобождение Югославии.
Нa эти самолеты устанавливался аэрофотоаппарат для выполнения разведывательных задач.

Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.

33. Сводная схема, иллюстрирующая какие самолеты нападали на Югославию во время Второй Мировой войны, а какие защищали.

34. Fieseler Fi-156C «Storch» (Mraz K-65A «Čap») . Storch в переводе с немецкого - аист. Это малый немецкий самолет, выпускался до конца 1950-х гг.

Прототип этого самолета совершил первый полет весной 1936 г. Он был очень маневренным на низких скоростях. Кроме того, это один из четырех типов самолетов, которые участвовали в войне от начала и до конца. Он мог взлетать с грунта и имел очень короткий разбег.
В начале 1939 г. Югославия приобрела 20 самолетов Fi-156 «Шторьх».

35. Bucker Bu-133 D-1 «Jungmeister»

В течение полувека этот немецкий самолет был лучшим одноместным пилотажным самолетом в мире, используется и по сей день.
Прототип совершил первый полет в 1935 г. и уже в следующем году стал стандартом для продвинутых в авиаакробатике и спортивных соревнованиях не только в Германии, но и в Швейцарии и Испании.

36. Messerschmitt Bf 109 G-2 - один из самых быстрых и лучших бойцов Великой Отечественной войны (так указано на сайте музея).

Это самый известный немецкий самолет всех времен. Его первый опытный экземпляр поднялся в воздух в начале сентября 1935 г. Был использован впервые в гражданской войне в Испании в 1937 г., а затем в воздушных операциях Второй Мировой войны в Европе и Северной Африке, и к концу войны было произведено около 34 тысяч (военное производство состояло из 30 480 самолетов).

37.

Доработки велись в течение долгого времени, и его последний вариант обладал более чем в 2 раза мощным двигателем чем прототип. Является одним из немногих типов самолетов, которые участвовали в боевых действиях в Европе с первого до последнего дня.

38.

Авиацией Королевства Югославии было приобретено в Германии в период с августа 1939 по конец 1940 г. около 80 самолетов Messerschmitt Bf 109E-3, которые во время апрельской войны участвовали в обороне страны, в шестой части элитного истребительного полка, чьи 102 эскадрильи защитили Белград.
Выставленный борт находится в коллекции Музея с 1961 г.

39.

40. Nieuport XI «BeBe» Французский дизайнер Густав Делаж разработал истребитель Njepor XI на основе довоенного проекта спортивного самолета. Он был построен всего за четыре месяца, и прототип совершил первый полет в начале 1915 г. Его отличали оригинальные аэродинамические решения и высокая мобильность в воздушном бою.

С помощью "Ньюпора 11" союзникам удалось превзойти немецкие Фоккеры, которые до того времени господствовали в воздухе.

После войны самолеты использовались в качестве учебно-тренировочных в ВВС вновь образованного Королевства сербов. В связи с износом были изъяты из использования в 1920 г.

41. Zmaj Fizir nastavni «FN»

Цитируем airwar.ru:
Многоцелевой вспомогательный самолет Fizir FN (Fizir Nastavni) был спроектирован в 1929 г. конструктором Рудольфом Физиром. Серийный выпуск самолета был налажен сразу на нескольких фабриках разных предприятий. Прототип был облетан в 1930 г. и практически сразу ВВС Югославии сделали заказ на несколько десятков самолётов, собираясь использовать их в качестве ближних разведчиков. Первую партию из 20 самолётов оснащенных двигателями Walter собрали на заводе Zmaj. За ними последовали 10 машин с моторами Mercedes, а всего в 1931–1939 гг. было выпущено порядка 170 самолетов, многие из которых были переданы в авиашколы. Ещё 20 машин собрали в 1940 г. в Сремска Митровице на фабрике Albatros.

Почти все самолеты уцелели и большая половина из них была передана итальянцам и использовалась для борьбы с партизанами. В 1943 г. завод Zmai заложил ещё одну серию из 10 самолетов, но в строй они вступили лишь после войны. Часть машин продолжала летать до начала 1950-х гг.

42. Ikarus «451M» - первый реактивный самолет Югославии, разработан «Конструкторской Группой № 9» GDVI во главе с майором Bešlin. Является дальнейшим развитием самолета «451». Прототип был построен компанией IKARUS-Земун. Первый полет состоялся 25.10.1952.

43. Самолет был восстановлен в мастерских JAT.

44. FA Utva «Utva-66 H» (V-52) Благодаря своим летным качествам и надежной конструкции самолет использовался югославскими ВВС в первую очередь в качестве связующего и для транспортировки раненых.
Ряд этих самолетов были поставлены за границу, где быстро оказались одними из лучших в своем классе.
В базовой версии были построены 170 экземпляров.

45.

46.

47. FA Soko Ј-22H «Orao» - истребитель-бомбардировщик.

Описание взято , там же можно почитать подробнее.
Работы по этому совместному югославо-румынскому проекту начались в 1970 г. Самолет предназначался для замены устаревших истребителей- бомбардировщиков (в частности, МиГ-17 в составе ВВС Румынии) и использования в качестве штурмовика, тактического разведчика, а также маловысотного перехватчика. Постройка прототипов штурмовика началась в 1972 г. одновременно в Югославии (на заводе «Соко» в г. Мосте) и Румынии (на заводе «Авиоан» в г. Крайова), а их первые полеты состоялись в один и тот же день 31 октября 1974 г. Румынские самолеты получили обозначение IAR-93A. Первые опытные двухместные учебно-боевые самолеты IAR-93A и INJ-22 также взлетели одновременно 29 января 1977 г.

48.

49. Predator (англ. - хищник) - американский многоцелевой беспилотный летательный аппарат. Первый полет состоялся в 1994 г. 13.05.1999 cбит сербской армией с помощью ЗРК «Стрела-1М».
Справа вверху французский беспилотник Кресерел, сбит 25.05.1999.

50. Шасси.

51. Обломки кабины пилота F-117А. Самолет был сбит сербской армией 27 марта 1999 г. зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева» близ деревни Буджановцы во время войны НАТО против Югославии. Пилот катапультировался.

Центральный дом авиации и космонавтики был основан в ноябре 1924 года. Это событие случилось на Всесоюзном собрании общества друзей воздушного флота. На тот момент ему дали имя Центрального авиамузея ОДВФ СССР, современное его название – ЦДАиК ДОСААФ России. Располагается он в Москве, на улице Красноармейской 3.

Под помещение для музея была выделена старинная постройка начала двадцатого века, которая считается памяткой архитектуры. Его родоначальниками были Председатель Совета Народных Комиссаров Рыков А. И. и начальник Военно-воздушных сил РККА Баринов П. И. Помогали им в этом деле множество людей, занимавших в то время ответственные политические и общественные чины.

В последующие два года после создания музея здание прошло капитальный ремонт. Титаническими усилиями небезразличных были собраны выставочные экспонаты. И поскольку в то время страна советов переживала не лучшие свои времена, в тяжелых экономических постреволюционных реалиях это требовало множество усилий, мужества и задора.

Наконец, преодолев все невзгоды, в январе 1927 года был открыт Центральный аэрохиммузей имени Фрунзе. Первоначально его структура делилась на четыре отделения: авиации и воздухоплавания, сельскохозяйственный, химический и общественно-исторический. Дополнительно имелись следующие учреждения:

  • библиотеку научно-технической литературы;
  • мастерскую для создания макетов самолетов;
  • фототеку;
  • лекционную аудиторию с кинопроектором.

Более полувека спустя, в 1987 году музей авиации в Москве временно прекратил функционирование для проведения восстановительных работ. Это было сделано в связи с тем, что ввиду своего возраста здание пришло в неэксплуатационный вид.

Конец перестройки и девяностые годы прошлого века не самым лучшим образом отразились на судьбе этого заведения: были утеряны или сильно деформированы некоторые экспонаты, наблюдалось постоянное недофинансирование. Но при помощи ДОСААФ были собраны необходимые средства, произошли некоторые изменения в управленческой части, обновился рабочий состав, и, наконец, в ноябре 1994 года реставрированное здание впервые за долгие годы вновь приняло посетителей.

Музей авиации и космонавтики в Москве

Наши дни

Музей самолетов в Москве сегодня представляет собой уже целых девять помещений, семь из которых направлены на авиацию, а два – на космос. Также активно ведутся работы по созданию памятного кабинета, посвященного первому человеку, побывавшему в космосе – Юрию Гагарину.

Сегодня на счету музея имеется приблизительно 36 тысяч предметов. В начале экскурсии взору посетителей представлены плакаты, рассказывающие об истории развития авиации и космонавтики в России, макеты летательных аппаратов начиная от первой разработки Можайского до современных самолетов, способных с легкостью преодолевать звуковой барьер.

При случае обязательно обратите внимание на модель воздушного шара, который был сконструирован на территории Рязани в начале прошлого века, экипировку тех времен, функциональные детали старинных самолетов, а также отдел, посвященный знаменитому трюку Нестерова – «мертвой петле».

Экскурсанты смогут воочию увидеть «сердца» некоторых воздушных кораблей: здесь вы сможете увидеть как первые поршневые модели, так и современные турбореактивные движки. Кроме макетов, тут присутствуют и экспонаты в натуральную величину: пушка для МиГ-31 и самолетный пулемет времен Испанской войны.

Есть ракетный двигатель от корабля «Восток», оборудование для съемки поверхности земли с космоса и полноценная тренировочная кабина «Бурана». Музей гражданской авиации в Москве – это заведение культуры, ознакомительный историко-научный комплекс. Он направлен на осведомление граждан о достижениях и прошлом Российской авиации и космонавтики. Здесь производится сбор ценных экспонатов, а также формирование фондов.

Тут вы увидите точные копии или реальные образцы техники и комплектующих. Вы можете ознакомиться с историческими материалами. Музей направлен на привитие гордости и патриотизма у молодого поколения, а также их профориентации.

Официальный сайт московского музея авиации и космонавтики