Изучение карело-финского эпоса "калевала". Изучение карело-финского эпоса "калевала" бросил в огонь

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема урока: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА»

С нынешнего дня вовеки

По утрам вставай ты, солнце,

Каждый день приветствуй счастьем,

Чтоб росло богатство наше,

Чтобы шла добыча в сети,

Чтобы в руки шла удача!

Совершай благополучно

Свой урочный путь по небу,

В красоте кончай дорогу,

Отдыхай с отрадой ночью!

«Калевала»

Цели урока:

- познакомить учащихся с финно-угорским эпосом «Калевала», заинтересовать

семиклассников чтением этого эпоса и историей предков карел, финнов и других финно-угорских

народов, живущих на территории современной России;

- раскрыть перед школьниками художественное своеобразие эпоса «Калевала»;

- закрепить знания учащихся о содержательных и художественных отличиях мифов и

легенд;

- формировать воссоздающее воображение учеников;

- работать над умением учащихся образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное

и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Форма урока: урок с творческими заданиями, словом учителя и беседой по прочитанному.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с эпиграфом.

- Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему?

- Что он вам напоминает?

(Конечно же, это часть песни-восхваления богу Солнцу.)

- Какие художественные приемы мы можем выделить в этом отрывке?

Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день приветствуй

счастьем...»‚ «росло богатство», «шла добыча» и т. д.

Олицетворение, прозопопея от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю) - особый вид

метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление явлений природы, реалий

быта с деятельностью людей по принципу сходства. Олицетворение - это целый образ,

складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в художественном произведении имеет самостоятельное предметное значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает, что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью». Метафорические словосочетания складываются в единый, полновесный и как бы ощутимый образ.

Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико-литературное понятие -

прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по литературе и будем использовать при дальнейшей работе с текстом:

Изображение явлений природы и неживых предметов как живых существ называется

олицетворением .

Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и проанализируем его.

- Для чего древние сказители использовали именно этот художественный прием?

(Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко, образно и объемно.)

- Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в то, что Солнце

действительно живое и ходит по небу?

Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какого-то древнего народа. Народ этот

явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг. Следовательно, и прием

олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир.

- Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого народа и примерно

когда был создал?

Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан по образу и подобию

языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно сделать общий вывод.

Вывод

Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти народы жили в едином

мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее, обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы помним, что «язычество - это комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий », и эти верования, часто заимствовались близкородственными и соседствующими народами, переплетались между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до нас не дошли. Так, из древнего финно-угорского эпоса «Калевала» мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос сохранился, и о славянах, жавших на территории современной России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались в богатырский эпос - былины.

2. Слово учителя.

Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками русичей, племенами

иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией или, позднее, Ингрией. Ингрия - это Ижорская земля русских летописей (показываем на современной географической карте примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое в мировосприятии финно-угорских и русских народов было сходно. Мифы и легенды славянских и финно-угорских народов дополняли друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не вызывали у них чувства отторжения.

В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал эпические и

лирические песни, известные теперь всему миру, - карело-финский эпос «Калевала ». Из века в век пели в народе руны - отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос - о Сотворении мира, об изначальном океане, из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы являемся. Таковым было мировоззрение древних финно-угорских народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что было или могло быть.

3. Чтение рун из финно - угорского эпоса «Калевала» .

    «О том, как родился Вяйнемейнен»,

    «На полях Калевалы вырастает хлеб»,

    «И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о».

4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное рисование .

- Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее?

- Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних народов - финно-

угорских и славянских? Объясните почему.

- Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних славян и предков

карело-финнов отличались друг от друга, были самобытными ?

- Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих пор в Карелии и

Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать старинные руны, не отражающие реальную действительность? Древние предки угро-финского народа пришли на Карельский перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на север и северо-запад Европы, а часть племен добралась до Скандинавии. Некоторые угро-финские племена осели на севере теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие - на Волге (мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося своим сдержанным характером и немногословием. О суровой красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала».

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Жива довольно далеко друг от друга, финно-угорские народы ощущают свою генетическую и историческую общность прежде всего благодаря общей, единой памяти народа - своему эпосу.

- Первое повествование - « О том, как родился Вяйнемейнен » - является мифом или

легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом повествовании?

- Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело-финского народа, и

славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ.

- Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них можно отнести только что

прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то аргументируйте свой ответ

цитатами из текста самого эпоса.

- Какие особенности устного народного поэтического творчества ярко проступают в

этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

- Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее можно отнести и почему?

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному

поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.

- Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен, сохраняя не только его

содержание, но и стиль речи.

- Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет Вяйнемейнена. Какие

черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие - второстепенными? Какие

черты его характера обязательно надо отобразить в словесном портрете?

- Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен - это собирательный образ целого народа?

Докажите это. Сформулируйте своими словами понятие собирательный образ .

- Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как вы думаете, какие

черты финно-угорского племени он олицетворяет и почему?

- Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена? Докажите это.

Кузнец Илмаринен - собирательный образ трудового и духовно богатого угро-финского

народа, издавна стоящего на стороне светлых сил - «светлого мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма

Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает мельницу, чтобы обездолить

финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил добра.

- Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то подготовьте устный рассказ о

прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему; какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого

хотелось бы походить.

5. Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о расселении финно-угорских и славянских народов в древности,

об их быте и нравах.

02.02.2012 42288 3273

Урок 9 «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы : чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

2. Работа в тетради .

Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

3. Беседа по вопросам.

– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).

Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

5. Аналитическая беседа .

Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.

– Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

– О чем рассказывают древние руны?

– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

– Что случилось с Сампо впоследствии?

– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя .

Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект открытого урока по теме Калевала и «Калевала»

Цель : Знакомство обучающихся с Калевальским районом, его достопримечательностями
с историей создания эпоса Калевала, его героями.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом

2. Формировать активный познавательный интерес обучающихся к своей малой родине.

3. Расширять исторический и культурный кругозор обучающихся

4. Прививать интерес обучающихся к исследовательской деятельности.

5. Развивать активную творческую деятельность каждого ученика.

6. Воспитывать уважение к культуре, истории, традициям народов родного края.

1. Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева, мы должны показать себя с хорошей стороны, показать, как мы умеем дружно работать, и, конечно же продемонстрировать свои знания.

2. А начать наш урок мне бы хотелось одной аудиозаписью. Звучит аудиозапись вступления к эпосу «Калевала».

Вы, наверно, догадались, что это за слова, с какого они произведения?

Ответы детей.

Слайд 1.

Так начинается карело-финский эпос «Калевала». Посмотрите слово Калевала на экране записано дважды «Калевала» и «Калевала (в кавычках и без кавычек). Почему?

Ответы детей.

«Калевала» - это не только эпос, но это еще и населенный пункт на севере нашей республики.

Слайд 2.

Просмотр видеоролика о Калевальском районе. Во время просмотра звучит музыка, учитель читает стихотворение.

Есть такая страна – Калевала.

И поныне я к ней всё плыву,

Но она, как черта перевала,

Убегает в озёр синеву.

Захарченко Светлана

3. Целеполагание.

Мы заранее разделились с вами на две группы. Одна группа получила вопросы, связанные с прошлым жителей севера, жителей Калевалы, вопросы, связанные с эпосом «Калевала». Другая группа отвечала на вопросы, касающиеся Калевалы сегодняшнего дня (Приложение 1)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Калевальский район. По окончании путешествия нам предстоит составить буклет, рассказывающий о Калевале. Подумайте, пожалуйста, в группе и напишите, какие вопросы вы бы хотели отразить в этом буклете. Запишите по 2 вопроса. Работа в группах. Выступления ребят. Вопросы наклеиваются на лист бумаги, вывешиваются на доску.

Сегодня мы узнаем о культуре и традициях народов, населяющих нашу северную землю, окажемся на территории Калевальского района, полюбуемся ее красотами, узнаем о достопримечательностях этого северного края. Итак, в путь.

Слайд 3.

На экране – карта Карелии.

Вопросы к детям. Группа № 2.

Как можно добраться из Олонца до Калевалы, на каких видах транспорта? Где расположена Калевала? Ответы детей.

В северной Карелии есть по соседству с Кемским и Лоухским районом Калевальский район. Этот район дал начало Костомукшскому городскому округу. Расположен поселок на северном берегу озера Среднее Куйто, в 550 км к северо-западу от Петрозаводска, в 182 км к западу от железнодорожной станции Кемь, с которой связан автомобильной дорогой.

История

Первые письменные упоминания о поселениях в районе нынешней Калевалы относятся к 1552/1553 годам .

До 1922 года населённый пункт был административным центром Ухтинской волости, затем - Ухтинского административного района, с 1923 года - Ухтинского уезда. С 29 августа 1927 года - центр Ухтинского района,

с 1935 года - административный центр Калевальского района.

Район Калевалы имеет свою богатую историю и занимает свое достойное место в истории всего карельского края.

Давайте перенесемся во времени на несколько столетий назад. Мы оказываемся в прекрасной стране Калевале. Калевальцы очень любили свою землю, берегли ее, жили в гармонии с суровой северной природой. Кто же проживал здесь? Чем занимались жители севера? Вопросы к группе № 1. Подтвердите фактами, что северные карелы жили в тяжелых условиях.

Слайд 4

Дети рассказывают о питании карел (учебник стр. 94).

Слайд 5.

Описание карельских охотничьих сапог (учебник стр. 94).

Слайд 5 .

Описание лыж, на которых карелы охотились (учебник стр. 94).

Слайд 6 . Кто такой Элиас Лённрот? В чем значение его деятельности?

В районе нынешнего посёлка известный финский фольклорист Элиас Лённрот в XIX веке записал многие руны, вошедшие во всемирно-известный карело-финский эпос «Калевала». Рассказ детей об Элиасе Лённроте.

Слайд 7.

Что такое «Калевала?

Когда вышло в свет первое издание «Калевалы»?

Когда вышло в свет второе издание «Калевалы»?

На сколько языков мира переведена «Калевала»?

Ответы детей.

Слайд 8.

Назовите главных героев «Калевалы», охарактеризуйте их.

Слайд 9

Задание 1 «Узнай героя». Для группы № 2
/Вяйнямейнен/

Самый могучий из всех героев.

Украшение Калевалы.

Мудрое слово, могучая песня – вот его богатства.

Самый первый среди песнопевцев

/Илмаринен/
Самый искусный во всем свете мастер.
Дым да копоть – вот, что он нажил.

С головы до ног весь он черный, как сажа.

Шея, как яйцо, белая. Волосы, как лен, светлые. Глаза, словно снег, чистые.

Щеки ярким румянцем горят.

/Лемминкяйнен/

Смелый рыбак, удалой охотник.

Волка убивает одним пальцем, медведя валит одной рукой.

Затеет на веселом пиру драку, всех стариков на смех поднимет, девушек насмерть

напугает.
Если надо показать отвагу и ловкость, не приходится дважды просить его.

/Лоухи /

Злая хозяйка севера

Слайд 10

Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы. О солнечной Калевале, о бесстрашных ее героях и рассказывает этот эпос.

Физминутка

Взявшись за руки, как герои «Калевалы», мерно покачиваясь, произносим слова:

Подадим друг другу руки,

Крепко сцепим наши пальцы,

Песни лучшие исполним,

Знаменитые сказанья»

А теперь мы перенесемся в Калевалу сегодняшнего дня.

Вопросы для группы № 2.

Найдите информацию о достопримечательностях Калевалы. Какие возможности для развития туризма есть в Калевальском районе? Опишите их. Дети рассказывают о собранном ими материале.

Слайд 11

«Сосна Лённрота»

Слайд 12

Калевальский музей рунопевцев

Слайд 13

Озеро Среднее Куйтто

Слайд 14

Водопад Куми-порог

Спасибо ребятам второй группы. На этом наше путешествие по Калевальскому району заканчивается. Мы возвращаемся в наш дорогой Олонецкий район. Вопрос для группы № 1. Как добраться из Калевалы в Олонец? Слайд 15.

А теперь настало время составления буклета о Калевальском районе. Каждая группа получит задания.

Дети выполняют задания на отдельных цветных листах, которые станут основой буклета.

Задания для группы № 2. Слайд 16

Задание 1. Исправьте ошибки.

О суровых условиях жизни карел напоминает старинная присказка «Дважды в году лето не бывает». (Карел кору ел)

Поговицы (пьексы)- это удобные для лыжных креплений карельские охотничьи сапоги.

У карельских охотников были необычные лыжи. Одна короткая, подбитая мехом, другая длинная –толчковая, для скольжения. (Одна короткая, толчковая, другая длинная – подбитая мехом, для скольжения).

Задание 2

Слайд 17 . Продолжите высказывание

Калевала – это … . (карело-финский народный эпос)

Первое издание «Калевалы» вышло в свет в … (1835) году.

Эпос «Калевала» переведен более чем … (50) на языков мира.

Слайд 18

В основу «Калевалы» лег _________ . (фольклор разных жанров)

«Калевала» состоит из ______ . (рун)

Составителем «Калевалы» является финский фольклорист __ . (Элиас Леннрот)

Задания для группы № 1. Слайд 19.

Вставь недостающие слова.

В прошлом поселок Калевала назывался ________ . (Ухта)

Калевальский район находится на ____________ Карелии. (севере)

Жители поселка уверяют, что на берегу озера _____ (Куйтто) сохранилась сосна, сидя под которой, _____ (Э. Леннрок) записывал карельские песни.

Гостей Калевалы наверняка удивят богатые коллекции _______ (краеведческого) музея,

созданного руками местных жителей. А в другом музее, посвященном рунопевцам, можно увидеть издания эпоса «____» («Калевала») разных лет.

Туристам, приезжающим в Калевалу, предложат прокатиться по озеру ____ (Куйтто) .

Они полюбуются водопадом ____ (Куми-порог) на реке Войница.

На контурной карте обозначьте границы Калевальского района, отметьте административный центр.

Задания для группы № 1, №2.

Слайд 21

Разгадайте кроссворд (Приложение 3)

Буклет о Калевальском районе – 6 страниц (Приложение 2)

    Титульный лист. Карта Карелии. Дети обозначают территорию Калевальского района.

    Калевала в прошлом

    Эпос «Калевала»

    Калевала сегодня. Достопримечательности Калевалы.

    Герои эпоса «Калевала»

Возвращаемся к вопросам, написанным детьми в начале урока. Обсуждение. Все ли удалось отразить в буклете.

Рефлексия урока.

Напишите короткое смс – сообщение другу, проживающему в другом регионе России, с призывом приехать в Калевалу.

Использованные источники:

/moja-karelia-5klass

/books.php?part=825&code=829&letter=%C7

/function/mr/91-material-rk

Калевала в школе под. редакцией З. М. Упорова. Петрозаводск.

Карело-финский народный эпос «Калевала».- М., «Белый город», 2004.

Конспект составила Зорина Н.М.,

учитель МКОУ «Рыпушкальская ООШ»

Приложение 1.

Вопросы для группы 1.

    Подтвердите фактами, что северные карелы жили в тяжелых условиях.

    Что такое «Калевала»?

    Кто такой Элиас Лённрот, в чем значение его деятельности?

    В каком году вышло первое издание эпоса «Калевала»?

    В каком году вышло второе издание эпоса «Калевала»?

    На сколько языков мира переведен эпос «Калевала»?

    Назовите главных героев эпоса «Калевала», охарактеризуйте их.

Вопросы для группы 2.

I. Найдите информацию о достопримечательностях Калевалы.

    «Сосна Лённрота»

    Калевальский краеведческий музей.

    Озеро Куйтто

    Водопад Куми-порог

II. Какие возможности для развития туризма есть в Калевальском районе? Опишите их.

III. Как можно добраться из Олонца в Калевалу?

Приложение 2. Буклет о Калевале.

Калевала и «Калевала».

Эпос «Калевала»

Калевала – это … .

Первое издание «Калевалы» вышло в свет в … году.

Эпос «Калевала» переведен более чем … на языков мира.

День «Калевалы» отмечается ________________________ .

В основу «Калевалы» лег ___________________________________________ .

Калевала» состоит из ______ .

Составителем «Калевалы» является финский фольклорист _______________ .

Калевала сегодня

В прошлом поселок Калевала назывался ________ .

Калевальский район находится на ____________ Карелии.

Жители поселка уверяют, что на берегу озера ____________

сохранилась сосна, сидя под которой, __________________

записывал карельские песни.

Гостей Калевалы наверняка удивят богатые коллекции __________________ музея, созданного руками местных жителей.

А в другом музее, посвященном рунопевцам, можно увидеть издания эпоса «______________» разных лет.

Туристам, приезжающим в Калевалу, предложат прокатиться по озеру _______________.

Они полюбуются водопадом _________________________ на реке Войница.



Герои эпоса «Калевала»

Айно Лоухи Лемминкяйнен

Мать Лемминкяйнена Куллерво

Илмаринен Вяйнямёйнен

Хийси

Приложение 3

1. Название эпоса

2. Создатель эпоса

3. Кователь мельницы «Сампо»

4. Охотник, веселый парень

5. Музыкальный карельский инструмент

6. Главный герой эпоса

7. Эпические песни


Элиас Лённрот (09.04.1802-19.03.1884)

« Финский ученый и писатель,

большой знаток народной поэзии,

неутомимый ее собиратель

и пропагандист»

Э.Г. Карху


" Родиной этих поэм является

Карелия по обе стороны

государственной границы

Финляндии и России "

Э. Леннрот


Интересные факты:

1. 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы». Проходит этот день, как костюмированное шествие.

2. Знаменитая эпопея Толкиена «Властилин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».

3. 2002 год - юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Элиаса Леннрота.

4. В поселке Калевала открыт музей Рунопевцев.

5. По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал Лённрот.

6. Средняя общеобразовательная финно-угорская школа г. Петрозаводска носит имя Элиаса Леннрота.


Викторина «Внимательный читатель»

1.Как называется каждая из песен эпоса «Калевала»?

2. Кто собрал древние руны и составил книгу «Калевала»?

3. Карельский народный струнный инструмент, род гуслей.

4. Кого в эпосе «Калевала» называют «речной собакой»?

руна

Элиас Леннрот

кантеле

щуку


5. Прочитайте отрывок. Кто из героев «Калевалы» мог сказать эти слова?

Так сказал он молодежи,

Молодому поколению, Что теперь лишь подрастает:

Никогда в теченье жизни

Не обидьте невиновных,

Зла не делайте невинным,

Чтоб не видеть вам возмездья…»

6. Почему Вяйнемёйнен наказал Йокахайнена?

7. Хозяйка Похъёлы, главный герой калевальцев?

Вяйнемейнен

за хваставство

старуха Лоухи


8. За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?

9. Что потребовалось для изготовления волшебной мельницы?

10. Сколько дней потребовалось для изготовления Сампо?

11. Какие предметы появились из огня до появления Сампо?

12. Что с ними сделал Илмаринен?

13. Почему?

за обладание Сампо

перышко, молоко,

шерсть, хлеб

лук, плуг, лодка, корова

бросил в огонь


13. Что было ценного в Сампо?

14. Кем была сделана мельница Сампо?

15. О ком эти строки?

«В волосах ношу я ленту…

Я ношу простое платье,

Я ем чёрную краюшку,

Я сижу в отцовском доме

Вместе с матушкой родимой…»

что прикажешь, то она и мелет

Илмаринен

Айно


16. Дочь воздуха, Владычица рек и морей.

17. Хозяин неба, всесильный бог.

18. Что возвратило к жизни Лемминкайнена?

20. Какая главная мысль эпоса «Калевала»?

Илматар

Укко

материнская любовь

Вяйнемейнен

Лемминкайнен

Удалой охотник

Илмаринен

Известный кузнец

Хлебороб, плотник, знаменитый музыкант

материнская любовь

Трудиться на благо Родины

Cлайд 1

«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название эпоса происходит от имени создателя прославленной в нем земли Калева.

Cлайд 2

«Калевала» Неповторимые сюжеты из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.

Cлайд 3

«Калевала» Руна – это отдельная песнь в карело – финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.

Cлайд 4

«Калевала» Кантеле - щипковый инструмент карельского и финского народов с многовековой историей. Кантеле - это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Cлайд 5

Герои «Калевалы» Вяйнямёйнен - главный герой, богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец: Песни пел он на полянах, Заклинания слагал он. Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.

Cлайд 6

Герои «Калевалы» Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун, вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо – мельницу, дающую благополучие и счастье.

Cлайд 7

Герои «Калевалы» Лемминкяйнен – самый молодой богатырь – колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С ним связаны наиболее яркие истории.

Cлайд 8

Содержание «Калевалы» В карело-финском эпосе рассказывается о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.

Cлайд 9

Содержание «Калевалы» В Похъёле царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен. С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.

Cлайд 10

Содержание «Калевалы» «Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Художественные особенности «Калевалы» Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых сил Похъёлы. Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»). Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов. Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.

Cлайд 13

Значение «Калевалы» «Калевала» дала пищу для многих произведений искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса. Знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы». В 2002 году выпущена юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Э.Лённрота.