Искусство его формы основные направления обществознание. Искусство

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы;

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой - в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность . Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность . Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности , первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность . Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость) . Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода , с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

Мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

Прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

Социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

Производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. ХХ век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Важно, в этой связи, понимать каждому человеку науки, ученым, свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных ими открытий.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

-биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

-игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

-магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

-трудовая – искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Форма бытия искусства - художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов , каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой:

Архитектура (зодчество);

Живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр);

Скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная);

Декоративно-приклад­ное искусство;

Литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой:

1) является образным и наглядным;

2) использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности и средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.);

3) играет большую роль в процессе познания.

4) познание методами искусства основано на фантазии и воображении познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Темы для самостоятельного изучения

Философское учение о мире

1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания.

2. Проблема бытия в истории философии.

3. Основные формы и диалектика бытия.

Философское учение о материи

1. Формирование понятия материи в истории философии.

2. Современная наука о строении материи, свойствах пространства и времени.

3. Материя и движение.

Философия и общество

1. Современное философское понимание общества.

2. Основные подсистемы общества.

3. Этапы развития общества и методология анализа исторического развития.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.14. Искусство

1.14. Искусство

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

Функции искусства

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ . Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

Классификация

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Искусство вычеркивания Писательство – это искусство вычеркивания. Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Сокращать книги – значит удлинять читателю

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ИСКУССТВО И МЫ Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ИСКУССТВО Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Изобразительное искусство Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства,

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Театральное искусство Театр (греч. GeaTpov - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от 0єао|ші - смотрю, вижу) - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.

Искусство Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство не требует признания его произведений за действительность. Владимир Ленин Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Искусство и… подделки под искусство Не все еще знают, что в литературе, как и в любом виде искусства, существует разделение на искусство и на подделки под искусство, хотя это должно быть очевидно. К примеру, любовь – искусство, а вот секс – подделка.Понятно, подделки

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - изображение животных;

е) исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.


| |

Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.