Европейская живопись XIX века. Великие зарубежные художники Европейские художники 19 века

Импрессионизм. Символизм. Модернизм.

Во второй половине XIX века в западном искусстве появляется направление, которое впоследствии получит название «модернизм». Его первым течением можно считать импрессионизм, возникший в 60-е годы. Данное течение еще не является в полной мере модернистским. Оно выходит из реализма и все дальше удаляется от него, не порывая с ним окончательно. Импрессионизм - еще не модернизм, но уже и не реализм. Его вполне можно рассматривать именно как начало модернизма, поскольку в нем уже присутствуют его основные признаки.

Первый связан с явным смещением акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение. В импрессионизме главным становится не изображаемый предмет, а его восприятие, то впечатление, которое он вызывает у художника. Верность объекту уступает место верности восприятию, верности мимолетному впечатлению. Принцип «неверности предмету» станет затем одним из основных принципов эстетики модернизма, превращаясь в принцип сознательной деформации, искажения и разложения предмета, принцип отказа от предмета, предметности и фигуративности. Искусство все больше становится искусством самовыражения художника.

Второй признак состоит в особом внимании к эксперименту, поиску все новых выразительных средств, технических и художественных приемов. В этом художники-импрессионисты следуют примеру ученых. Они с увлечением занимаются разложением тонов, игрой цветовых отражений, необычным сочетанием красок. Им нравятся текучесть, изменчивость, подвижность. Они не терпят ничего застывшего и статичного. Особый интерес у импрессионистов вызывают процессы взаимодействия предметов с атмосферой, воздухом, светом, туманом, смогом, солнечными лучами. Благодаря всему этому они добились значительных успехов и достижений в области цвета и формы.

В импрессионизме страсть к эксперименту, поиск новых приемов, погоня за новизной и оригинальностью еще не становятся самоцелью. Однако многие последующие течения модернизма приходят именно к этому, следствием чего оказывается отказ художника от конечного результата, от произведения искусства, понимаемого как нечто законченное и завершенное.

Еще одна черта импрессионизма, отчасти являющаяся следствием и прямым продолжением уже названных, связана с уходом от социальной проблематики. Реальная жизнь присутствует в произведениях импрессионистов, но она предстает в виде живописного спектакля. Взгляд художника как бы скользит по поверхности социальных явлений, фиксируя главным образом цветовые ощущения, не останавливаясь на них и не погружаясь в них. В последующих течениях модернизма эта тенденция усиливается, делая его асоциальным, и даже антисоциальным.

Центральными фигурами импрессионизма, являются К. Моне» (1840- 1926), К.Писсаро (1830 - 1903), О. Ренуар (1841 - 1919).

Наиболее полное воплощение импрессионизм получил в творчестве Моне. Излюбленным предметом его произведений выступает пейзаж - поле, лес, река, заросший пруд. Свое понимание пейзажа он определил так: «Пейзаж – это мгновенное впечатление». От его картины «Восход солнца. Впечатление» произошло название всего течения (по-французски «впечатление» - «импрессьон»). Наибольшую славу ему принесли знаменитые «Стога сена». Особое пристрастие он также проявлял к изображению воды. Для этого он построил специальную лодку-мастерскую, позволявшую ему часами наблюдать за поведением воды, за отражением в ней предметов. Во всем этом Моне добился впечатляющих успехов, что дало основание Э.Мане назвать его «Рафаэлем воды». Весьма примечательным является также полотно «Руанский собор».

К.Писсаро отдает предпочтение городскому пейзажу – изображению домов, бульваров, улиц, заполненных экипажами и прогуливающейся публикой, бытовыми, сценами.

О. Ренуар уделяет много внимания обнаженной натуре, портрету – в особенности женскому. Ярким примером его портретного искусства является портрет артистки Ж. Самари. Он также написал картины «Купанье на Сене», «Мулен де ла Галет».

Примерно с середины 80-х годов импрессионизм начинает переживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных течения - неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Первое представляют художники Ж. Сера я П. Синьяк. Опираясь на достижения науки о цвете, они доводят некоторые черты импрессионизма - разложение тонов на чистые цвета и страсть к эксперименту - до логического конца. В художественном и эстетическом плане данное течение не вызвало большого интереса.

Постимпрессионизм «казался гораздо более продуктивным и интересным явлением. Главными его фигурами стали П. Сезанн (1839 - 1906), В. Ван Гог (1853 - 1890) и П.Гоген (1848 – 1903), среди которых выделялся П.Сезанн.

В своем творчестве П.Сезанн сохранил наиболее существенное в импрессионизме и вместе с тем создал новое искусство, развивая тенденцию отхода от предмета, от его внешнего облика. Одновременно с этим ему удалось преодолеть характерные для импрессионизма иллюзорность и эфемерность изображаемого.

Жертвуя внешней похожестью предмета, П.Сезанн с необычайной силой передает главные его качества и свойства, его материальность, плотность и интенсивность, некую «вещность вещи». В отличие от импрессионизма для создания произведений он использует не только зрительные ощущения, но все чувства. В своем творчестве он ярко и мощно выразил личностное начало. Как отмечает П. Пикассо, П.Сезанн всю жизнь писал самого себя.

Из произведений П.Сезанна можно выделить такие, как «Автопортрет», «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», «Берега Марны», «Дама в голубом». П.Сезанн оказал огромное влияние на весь последующий модернизм. А. Матисс называл его «общим учителем» широкого круга молодых художников, ставших затем известными и знаменитыми.

Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в других видах искусства. В музыке его влияние испытал французский композитор К.Дебюсси (1862 - 1918), в скульптуре - французский ваятель О. Роден (1840 - 1917).

В 80-е годы во Франции возникло течение символизма, которое в полной мере можно считать модернизмом. Наибольшее распространение оно получило в поэзии и литературе. Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма.

В своем манифесте символисты объявили себя певцами декаданса, заката и гибели буржуазного мира. Они противопоставили себя науке и позитивистской философии, считая, что рассудок и рациональная логика не могут проникнуть в мир «скрытых реальностей», «идеальных сущностей» и «вечной Красоты». На это способно только искусство – благодаря творческому воображению, поэтической интуиции и мистическому прозрению. Символизм выразил трагическое предчувствие грядущих социальных потрясений, принимая их как очищающее испытание и плату за подлинную духовную свободу.

Центральными фигурами французского символизма являются поэты С.Малларме (1842 - 1898), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891). Первый считается родоначальником течения. Второй создал прекрасные шедевры лирики. А.Рембо стал одним из самых оригинальных и ярких поэтов франции. Он оказал большое влияние на французскую поэзию XX века.

Символизм получил широкое распространение во многих европейских странах. В Англии его представляет, прежде всего, писатель О. Уайльд (1854 - 1900), автор известного романа «Портрет Дориана Грея», а также поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы». В Австрии к символизму был близок поэт Р.М.Рильке (1875 - 1926), что по-особому проявилось в его творениях «Книга образов» и «Часослов». Еще одним ярким представителем символизма является бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк (1862 - 1949), автор знаменитой «Синей птицы».

XIX век в истории Запада имеет фундаментальное значение. Именно в это время складывается совершенно новый тип цивилизации - индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения - идеал прогресса разума - получил в ней наиболее полное воплощение.

Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX века не может быть однозначной.

С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации. Вместе с тем возникшая промышленная цивилизация начинает все больше теснить духовную культуру.

В первую очередь это коснулось религии, а затем и другие области духовной культуры: философии, морали и искусства. В целом можно сказать, что в XIX веке в западном мире возникает опасная тенденция дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке - две мировые войны

    Европейское искусство конца 19 века – начало 20 века.

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись. Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746- 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Карл IV и его семья. Ф. Гойя. Слева (в тени) художник изобразил самого себя

Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798-1863). В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе (1819-1877) и Жан Милле (1814-1875). Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре внимания были повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в их творчестве появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Сами за себя говорят названия картин: «Дробильщики камня», «Вязальщицы», «Собиратели колосьев».

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812. Теодор Жерико (1791-1824). Первый художник романтического направления. На картине выражена романтика наполеоновской эпохи

Курбе впервые применил понятие реализм. Цель своего творчества он определил так: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство».

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression - впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.

В вагоне третьего класса, 1862. О. Домье (1808-1879). Один из наиболее оригинальных художников своего времени. Бальзак сравнивал его с Микеланджело. Однако известность Домье принесла его политическая карикатура. «В вагоне третьего класса» представлен неидеализированный образ рабочего класса

Читающая женщина. К. Коро (1796-1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов. В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.

Впечатление. Восход солнца, 1882. Клод Моне (1840-1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму

Подсолнухи в вазе. В. Ван Гог (1853-1890)

Деревенская церковь. В. Ван Гог

Иа Орана Мария. П. Гоген (1848-1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити. Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля

Розовое и зеленое. Э. Дега (1834-1917)

Девушка с мандолиной, 1910. Пабло Пикассо (1881-1973). Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму - революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают

Зонтики. О. Ренуар

Как и поэзия, живопись этого времени полна тревожных и смутных предчувствий. В этой связи весьма характерно творчество талантливого французского художника-символиста Одилона Редона (1840-1916). Его нашумевший в 80-е гг. рисунок «Паук» - зловещее предзнаменование первой мировой войны. Паук изображен с жутким человеческим лицом. Его щупальцы в движении, агрессивны. Зрителя не покидает ощущение надвигающейся катастрофы.

Архитектура. Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений - вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.

Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 -1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823-1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре. Вплоть до 60-х гг. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Например, здание парламента в Лондоне. В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Для него были характерны извилистые плавные очертания зданий, помещений, деталей интерьера. В начале XX в. возникло еще одно направление - модернизм. Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. Именно этот стиль отразил суть индустриальной цивилизации и в наибольшей степени связан с нашим временем.

По своему настроению европейское искусство конца XIX - начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

17.3 Европейская живопись XIX в.

17.3.1 Французская живопись . Первые два десятилетия XIX в. в истории французской живописи обозначены как революционный классицизм. Его выдающимся представителем был Ж.Л. Давид (1748 – 1825), основные произведения которого были созданы им в XVIII в . Произведения XIX в . – это работы при дворного живописца Наполеона – «Наполеон на Сен - Бернарском перевале» , «Коронация» , «Леонид при Фермопилах» . Давид – также автор прекрасных портретов , таких , как портрет мадам Рекамье . Он создал большую школу учеников и предопределил черты художественного с тиля ампир.

Учеником Давида был Ж.О.Энгр (1780 – 1867), превративший классицизм в академическое искусство и долгие годы противостоявший романтикам . Энгр – автор правдивых острохарактерных портретов («Л . Ф . Бертен» , «Мадам Ривьер» и др .) и картин в стиле а кадемического классицизма («Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фемида»).

Романтизм французской живописи первой половины XIX в – это полотна Т .Жерико (1791 – 1824) («Плот " Медузы " » и «Дерби в Эпсоме и др . » ) и Э . Делакруа (1798 – 1863), автора знаменитой картины «Свобода , ведущая народ» .

Реалистическое направление в живописи первой половины века представлено работами Г.Курбе (1819 – 1877), автора термина «реализм» и полотен «Дробильщики камней» и «Похороны в Орнане» , а также работами Ж . Ф . Милле (1814 – 1875), бытописателя крестьянской жизн и («Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой», «Сеятель»).

Важным явлением европейской культуры второй половины XIX в. был художественный стиль импрессионизм, получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественной литературе. И все-таки возник он в живописи.

Во временных искусствах действие разворачивается во времени. Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени. В отличие от кино у нее всегда один «кадр». Как же в нем передать движение? Одной из таких попыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попытка создателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц. впечатление). Это направление объединило различных художников, каждого из которых можно охарактеризовать следующим образом. Импрессионист – это художник , который передает свое непосредственное впечатление от природы , видит в ней красоту изменчивости и непостоянства , в оссоздает зрительное ощущение яркого солнечного света, игры цветных теней, пользуясь палитрой из чистых несмешанных красок, с которой изгнаны черное и серое.

В картинах таких импрессионистов, как К.Моне (1840-1926) и О.Ренуар (1841-1919), в начале 70-х годов XIX в. появляется воздушная материя, обладающая не только определенной плотностью, заполняющей пространство, но и подвижностью. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения. Вода, тающий снег, вспаханная земля, колышущаяся трава на лугах не имеют четких застывших очертаний. Движение, которое раньше вводилось в пейзаж как изображение перемещающихся фигур, как следствие действия природных сил – ветра , гонящего облака , колышущего деревья , теперь сменяется покоем . Но этот покой неживой м атерии – одна из форм ее движения , которая передается самой фактурой живописи – динамичными мазками разных цветов , не скованными жесткими линиями рисунка .

Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшей художников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски, соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, и коллегам-художникам розовые Руанские соборы Моне – лучшая из живописных серий художника («Утро» , «С первыми лучами солнца» , «Полдень» ). Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня – он состязался с мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных свето - цветовых эффектов . Фасад Руанского собора , как и большинство готических соборов , скрывает мистическое зрелище оживающи х от солнечного света ярких цветных витражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, с какой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Солнечные лучи, проникая сквозь интенсивный синий, красный цвет стекла витражей, окрашиваются и ложатся цветными бликами на пол.

Одному из полотен Моне своим появлением обязано слово «импрессионизм». Это полотно действительно было крайним выражением новаторства появившегося живописного метода и называлось «Восход солнца в Гавре». Составитель каталога картин для одной из выставок предложил художнику назвать ее как-нибудь иначе, и Моне, вычеркнув «в Гавре», поставил «впечатление». И несколько лет спустя после появления его работ, писали, что Моне «вскрывает жизнь, которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался». В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчестве появилась «серийность» как новый феномен живописи. И она заострила внимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает из жизни один «кадр», со всей его неполнотой и незаконченностью. И это дало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо «Руанских соборов» Моне создает серию «Вокзал Сен-Лазар», в которой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить «кадры» жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачей кинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновения и широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшая художественная потребность в движущемся изображении. И картины импрессионистов, в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним из сюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г., было «Прибытие поезда». Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом серии из семи картин «Вокзал Сен-Лазар» Моне, выставленных в 1877 г.

Выдающимся художником-импрессионистом был О.Ренуар. К его произведениям («Цветы», «Молодой человек на прогулке с собаками в лесу Фонтенбло», «Ваза с цветами», «Купание на Сене», «Лиза с зонтиком», «Дама в лодке», «Всадники в Булонском лесу», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари» и многие другие) вполне применимы слова французского художника Э. Делакруа «Первое дос тоинство всякой картины – быть праздни ко м для глаз». Имя Ренуара – синоним красоты и молодости , той поры человеческой жизни , когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии . Живя в эпоху острых социальных конфликтов , он оставил их за пределами своих полотен , сосредот очившись на прекрасных и светлых сторонах человеческого бытия. И в этой своей позиции он был не одинок среди художников. Еще за двести лет до него великий фламандский художник Питер Пауль Рубенс писал картины огромного жизнеутверждающего начала («Персей и Андромеда»). Такие картины дают человеку надежду. Всякий человек имеет право на счастье, а главный смысл ренуаровского искусства в том и состоит, что каждый его образ утверждает незыблемость этого права.

В конце XIX столетия в европейской живописи сформировался постимпрессионизм. Его представители – П . Сезанн (1839 – 1906), В . Ван Гог (1853 – 1890), П . Гоген (1848 – 1903), восприняв от импрессионистов чистоту цвета , занимались поисками постоянных начал бытия, обобщающих живописных методов, философских и символических аспектов творчества. Картины Сезанна – это портреты («Курильщик» ), пейзажи («Берега Марны» ), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов» ).

Картины Ван Гога – «Хижины» , «Овер после дождя» , «Прогулка заключенных» .

Гогену присущи черты мировоззренческого романтизма. В последние годы своей жизни плененный жизнью полинезийских племен, сохранивших, по его мнению, первобытную чистоту и цельность, он уезжает на острова Полинезии, где создает несколько картин, основой которых была примитивизация формы, стремление приблизиться к художественным традициям туземцев («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «Чудесный источник»).

Замечательным скульптором XIX в. был О.Роден (1840 – 1917), сочетавший в своем творчестве импрессионистский романтизм и экспрессионизм с реалистическими поисками . Жизненность образов , драматизм , выраженность напряженной внутренней жиз ни , продолжающиеся во времени и простран стве жесты (что дела ет возможным переложение этой скульптуры на музыку и балет), улавливание нестабильности мгновения – все это вместе создает по существу романтический образ и целиком импрессионистское видение . Стремление к глубоким философским обобщениям («Бронзовый век» , « Граждане Кале», скульптура, посвященная герою Столетней войны, пожертвовавшему собой ради спасения осажденного города, работы для «Врат ада», в том числе «Мыслитель») и стремление показать моменты абсолютной красоты и счастья («Вечная весна», «Па-де-де») основные черты творчества этого художника.

17.3.2 Английская живопись. Изобразительное искусство Англии первой половины XIX в. – это пейзажная живопись , яркими представителями которой были Дж . Констеб ль (1776 – 1837), английский предшественник импрессионистов («Телега для сена , переезжающая брод» и «Ржаное поле» ) и У . Тернер (1775 – 1851), картины которого , такие , как «Дождь , пар и скорость» , «Кораблекрушение» , отличает пристрастие к красочной фантасма гории.

Во второй половине века создавал свои произведения Ф.М.Браун (1821 – 1893), которого справедливо считали «Гольбейном XIX века» . Браун известен своими историческими произведениями («Чосер при дворе Эдуарда III » и «Лир и Корделия» ), а также картинами на акт уальные бытовые темы («Последний взгляд на Англию», «Труд»).

Творческое объединение «Прерафаэлитское братство» («прерафаэлиты») возникло в 1848 г. Хотя объединяющим стержнем и было увлечение произведениями художников раннего Возрождения (до Рафаэля), но у каждого члена этого братства была своя тематика и свое художественное кредо. Теоретиком братства был английский культуролог и эстетик Дж. Рёскин, изложивший концепцию романтизма применительно к условиям Англии середины века.

Рёскин, связывая в своих произведениях искусство с общим уровнем культуры страны, усматривая в искусстве проявление моральных, экономических и социальных факторов, стремился убедить англичан, что предпосылками красоты являются скромность, справедливость, честность, чистота и непритязательность.

Прерафаэлиты создавали картины на религиозные и литературные сюжеты, художественно оформляли книги и развивали декоративное искусство, стремились возродить принципы средневековых ремесел. Понимая опасную для декоративного искусства тенденцию – его обезличивание машинным производством , английский художник , поэт и общественный деятель У . Моррис (1834 – 1896) организовал художественно - промышленные мастерские по изготовлению шпалер , тканей , витражей и других предметов быта , рисунки для которых ис полнял он сам и художники-прерафаэлиты.

17.3.3 Испанская живопись. Гойя . Творчество Франсиско Гойя (1746 – 1828) принадлежит двум векам – XVIII и XIX. Оно имело большое значение для формирования европейского романтизма . Творческое нас ледие художника богато и многообразно: живопись, портреты, графика, фрески, гравюры, офорты.

Гойя использует самые демократичные темы (разбойники, контрабандисты, нищие, участники уличных драк и игр – персонажи его картин ). Получив в 1789 г . звание придв орного художника, Гойя исполняет огромное количество портретов: короля, королевы, придворных («Семья короля Карла IV »). Ухудшившееся здоровье художника послужило причиной смены тематики произведений. Так, картины, отличающиеся весельем и причудливой фантазией («Карнавал», «Игра в жмурки»), сменяются полными трагизма полотнами («Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших»). А за ними следуют 80 офортов «Каприччос», над которыми художник трудился свыше пяти лет. Смысл многих из них и по сей день остается неясен, другие же трактовались в соответствии с идеологическими требованиями своего времени.

Символическим, аллегорическим языком Гойя рисует ужасающую картину страны рубежа столетий: невежество, суеверия, ограниченность людей, насилие, мракобесие, зло. Офорт «Сон разума рождает чудовищ» – страшные чудовища окружают спящего человека , летучие мыши , совы и прочая нечисть . Сам художник дает следующее объяснение своим работам : « Убежденный в том , что критика человеческих пороков и заблуждений , хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живого описания, художник избрал для своего произведения из множества сумасбродства и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии».

17.3.4 Модерн завершающий стиль европейской живописи XIX в . Самыми известными работами, созданными в европейской живописи XIX в. в стиле модерн, были работы английского художника О. Бёрдсли (1872 1898). Он иллюстрировал работы О . Уайльда («Саломея» ), создавал элегантные графические фантазии , зачаровавшие целое поколение европейцев . Только черное и белое были инструментами ег о труда: лист белой бумаги и флакон черной туши и техника, похожая на тончайшее кружево («Таинственный розовый сад», 1895). В иллюстрациях Бёрдсли сказывается влияние японской гравюры и французского рококо, а также декоративного маньеризма ар-нуво.

Стиль арнуво, возникший около 1890 1910 гг ., характеризуется наличием извилистых линий , напоминающих завитки волос , стилизованные цветы и растения , языки пламени . Стиль этот был широко распространен и в живописи и в архитектуре . Это иллюстрации англичанина Бё рдсли, плакаты и афиши чеха А. Мухи, картины австрийца Г. Климта, светильники и изделия из металла Тиффани, архитектура испанца А. Гауди.

Другое выдающееся явление модерна конца века норвежский художник Э . Мунк (1863 1944). Знаменитая картина Мунка « Крик» (1893) составная часть его фундаментального цикла «Фриз жизни» , над которым художник работал долгие годы . Впоследствии работу «Крик» Мунк повторил в литографии . Картина «Крик» передает состояние крайнего эмоционального напряжения человека , она олиц етворяет отчаяние одинокого человека и его крик о помощи, которую никто не может оказать.

Самый крупный художник Финляндии А. Гален-Каллела (1865 1931) в стиле модерн иллюстрировал эпос «Калевалы» . На языке эмпирической действительности нельзя поведать о легендарном старце кузнеце Ильмаринене , который выковал небо , сколотил небосвод , сковал из огня орла ; о матери Лемминкяйнена , воскресившей своего убитого сына ; о песнопевце Вяйнямейнене , который «напевал златую елку» , Галлел - Каллела сумел передать нар одную мощь древних карельских рун на языке модерна.

Искусство Западной Европы первая половина 19 века.

Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789-99), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Свободы, Равенства и Братства. Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны. И всё же главным открытием века стало осознание неповторимой ценности человеческой личности.

В искусстве первой половины XIX в. соперничали два направления - неоклассицизм и романтизм. Расцвет неоклассицизма пришёлся на годы Великой французской революции и период правления Наполеона I Этот стиль господствовал в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить. Новое направление в европейской культуре - романтизм (франц. romantisme) - выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII- XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник должен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении - чувства и фантазия автора. Для художника-романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, - это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

Архитектура

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц - Париж, Санкт-Петербург, Берлин - обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет . К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого - так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко . Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

Архитектура Франции

В годы Великой французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек,. В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом При этом архитектурные формы приобрели особую пышность и торжественность, а масштабы строительства - грандиозный размах. Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. empire - «империя»). Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа.

Габриель Жак Анж (1698-1782) - крупнейший архитектор Франции XVIII в. Один из основоположников неоклассицизма.

Площадь Людовика XV (Площадь Согласия) в Париже. 1753-75гг.

Малый Трианон в Версале. 1762-64 гг.

Компьенский замок. 1751-88гг.

Военная школа в Париже. 1751-75гг.


Суфло Жак Жермен (1713-1780) французский архитектор.

Представитель неоклассицизма.

Жан Лепер, Жак Гондуэн французике архитекторы.

Триумфальная колонна на Вандомской площади была возведена по приказу Наполеона в честь победы французских войск под Аустерлицем. Сначала она так и называлась - «Аустерлицкой», потом ее переименовали в «Колонну побед», еще позднее - в «Колонну Великой армии».

Триумфальная колонна на Вандомской площади в Париже.

1806-10гг. Высота 44 м; ширина основания 3,67 м

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. 1757-90гг.

Архитектура Англии

В архитектуре Англии ещё в первой половине 18в. Утвердился неоготический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль Парламента в Лондоне (с 1840-1868гг.), архитектор сэр Чарлз Бэрри (1795-1860)

Парламент.1840-68гг.

Архитектор Жан Франсуа Шальгрен .

Триумфальная арка на площади Карусель в Париже.

1806-07гг. (17,6 х 10 х 14,6 м (длина, глубина, высота)).

Архитекторы Ш. Персье, П.Ф.Л. Фонтен.

Триумфальная арка на площади Шарля де Голля в Париже.

1806-37гг. Высота 50 м, ширина 45 м

Триумфальная арка на площади Карусель, известная также как въездные ворота дворца Тюильри, была возведена по приказу Наполеона в ознаменование великих побед французского оружия. Украшающие арку рельефы изображают сцены побед наполеоновской армии при Ульме и Аустерлице. До 1815 г. арку венчала бронзовая колесница Победы, прежде украшавшая фасад собора Сан-Марко в Венеции, затем ее заменили квадригой работы скульптора Ф.Ж. Бозио.

Триумфальная арка Великой армии была заложена в центре будущей площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) по приказу Наполеона в честь победы французского императора в сражении при Аустерлице (1805) над объединенными войсками Австрии и России. Её пилоны в 30-е гг. XIX в. были украшены скульптурными рельефами; в их числе знаменитая композиция Франсуа Рюда (1784- 1855) «Выступление добровольцев в 1792 году (Марсельеза)» (1833-36). Под сводом арки с 1921 г. находится могила Неизвестного солдата - участника Первой мировой войны.


Архитектура Германии Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров - Карл Фридрих Шинкеля (1781-1841гг) и Лео фон Кленце (1784-1864гг).

Старый музей. 1824-28гг. Арх. К.Ф.Шинкель.

Берлинский драмтеатр.1819г.Арх.К.Ф.Шинкель.

Новая караульня.1816-18гг. Арх. К.Ф.Шинкель.

Вендерская церковь. 1824г. В Берлине. арх.К.Ф.Шинкель.

Европейская скульптура в начале XIX в.

Европейская скульптура в начале XIX века пережила краткий период расцвета. Но уже в 20-х гг. он сменился упадком и застоем. Господствующим и наиболее плодотворным стилем оставался неоклассицизм . Интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима был повсеместным, обладание прославленными античными шедеврами стало важным вопросом международной политики того времени.

Романтизм привнёс в скульптуру интерес к личности; о его влиянии свидетельствуют многочисленные памятники великим людям прошлого, воздвигнутые в различных европейских городах в 20-30-е гг. XIX в. В целом же скульптура с её обобщённым художественным языком не могла вместить всего многообразия впечатлений от жизни, которая менялась буквально на глазах. Главным искусством XIX столетия стала живопись, а скульптуре предстояло ещё долго идти по пути мелочного и унылого натурализма, до тех пор пока в 80-е гг. французский мастер Огюст Роден не вернул её высокое предназначение.

Канова Антонио (1757-1822) -итальянский скульптор и живописец.

Торвальдсен Бертель (1768/1770-1844) - датский скульптор.

Шадов Иоганн Готфрид (1754-1850) немецкий скульптор, представитель неоклассицизма.

Дедал и Икар. 1777-79гг.

Квадрига с фигурой Победы на Бранденбургских воротах в Берлине. 1793г.

Памятник Николаю Копернику в Варшаве. 1829-30гг.

Тесей и Минотавр. 1781-83гг.

Ганимед, кормящий Зевсова орла. 1817г.

Принцесса Фредерика. 1795г.

Живопись Испании После расцвета в XVII столетии испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными. Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III (1759-88) из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть церкви. В это время сформировался талант Франсиско Гойи (1746-1828) -испанского живописца,

Портрет герцогини Альба. 1797г.

Продавец посуды. 1778г.

Семья короля Карла IV . 1800г.

Живопись Франции

В первой половине XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи. К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских художников был Жак Луи Давид (1748-1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Творчество Давида имеет ярко выраженную публицистическую направленность, художник стремится выразить героические идеалы через образы античности

Жерико Теодор (1791-1824) - французский живописец и график.

Основоположник романтического направления в изобразительном искусстве.

Офицер конных егерей императорской гвардии,

идущий в атаку. 1812г.

Плот «Медузы» . 1818-19гг.


Делакруа Эжен (1798-1863) - французский живописец и график. Глава романтического направления в изобразительном искусстве.

Танжерские фанатики. 1837-38гг.

Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) . 1830г.

Давид Жак Луи (1746-1825) - французский живописец. В предреволюционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого «революционного» классицизма.

Клятва Горациев. 1784 г.

Наполеон при переходе через Сен-Бернар. 1800г.

Энгр Доминик (1780-1867) - французский живописец, рисовальщик и музыкант. Представитель французского неоклассицизма. Энгр - блестящий мастер портретного жанра. Помимо портретов, создавал картины на библейские, мифологические, аллегорические, литературные сюжеты.

Гро Жан Антуан (1771-1835) - французский живописец и график. Официальный живописец Наполеона I, летописец наполеоновской эпопеи, запечатлевший важнейшие ее вехи. Создавал портреты и батальные картины, овеянные духом героики.

Наполеон на поле битвы при Эйлау. 1808г.

Графиня д"Оссонвиль. 1845г.

Принцесса де Брогли. 1851-53гг.

Живопись Германии

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём. Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом. В те годы в Германии сильным было увлечение средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма - направления в европейской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.

Рунге Филипп Отто (1777-1810) - немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников и крупнейший мастер романтизма в немецкой живописи.

Отдых на пути в Египет. 1805-06гг.

Портрет жены художника. 1807г.

Портрет родителей художника с внуками. 1806г.

Фридрих Каспар Давид (1774-1840) - немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Представитель романтизма. Пейзажист.

Исполиновы горы. 1835г.

Гибель «Надежды» во льдах. 1824г.

Плывущие облака. Около 1820г.

Живопись бидермейера Бидермейер (нем. Biedermeier) - стиль в искусстве Германии и Австрии, который развивался в 10- 40-х гг. XIX в. Название ему дали пародийные юмористические стихи Л. Эйхродта и А. Куссмауля, публиковавшиеся в 1855-57 гг. в одном из мюнхенских журналов. Их вымышленный автор, учитель Готлиб Бидермейер - скромный обыватель: благодушный, сентиментальный, незадачливый, любитель спокойной жизни и уюта. Для живописи бидермейера характерны небольшой формат полотен, тщательная и тонкая манера письма, как правило отсутствие действия в изображаемых сценах, пристрастие к мелким деталям. Бидермейер освоил художественный опыт романтизма с его поэтическим взглядом на мир, порой окрашенным иронией, но при этом сгладил крайности этого стиля, «одомашнил» его в соответствии с бесконфликтной натурой обывателя. Мастера бидермейера пробовали силы в портрете, пейзаже и других жанрах, но ярчайшим выражением стиля стала бытовая живопись.

Вальдмюллер Фердинанд Георг (1793-1865) Австрийский живописец. Один из крупнейших мастеров европейской живописи середины XIX в. Типичный представитель бидермейера.

Букет в античном кратере. Около 1840г.

Горный пейзаж около Мёдлинга. 1859г.


Назарейцы ( нем. Nazarener ), офиц. «Союз святого Луки» (нем. Lukasbund )

- группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века , пытавшихся возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса, ориентировавшихся на искусство XV века. Большинство их полотен являются картинами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стиль их является наследием классицизма и реакцией на него под воздействием идеологии романтизма. Ведущими фигурами движения стали Фридрих Овербек и Петер Корнелиус.

Иоганн Фридрих Овербек ( 1789 - 1869 ) - немецкий художник, график и иллюстратор.

Цикл фресок для Дома Бартольди в Риме

Петер Йозеф фон Корнелиус ( 1783 - 1867 ) - немецкий художник.

Мудрые и неразумные девы. Ок. 1813

Таверна, около 1820

Живопись Англии

В английской живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако наиболее заметным явлением в те годы оказался пейзаж, который в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр. С одной стороны, стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых сельских ландшафтов, а с другой - природа как мир страстей и бурных переживаний - всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.

Уильям Блейк (1757-1827) -английский поэт, художник, иллюстратор. Личность сложная и неоднозначная, Блейк был для своего времени знаковой фигурой, воплощением духа романтизма.

Творец вселенной.

Фронтиспис к поэме «Европа» . 1794г.

Жалость. Около 1795г.

Констебл Джон (1776-1837) - английский живописец. Констебл изображал обыденную сельскую местность во всей её свежести и непосредственности, воссоздавая трепетность световоздушной среды.

Телега для сена. 1821г.

Белая лошадь. 1819г.


Уильям Тёрнер (1775-1851) - английский живописец обращался к библейским, мифологическим и историческим сюжетам, обнаруживая склонность к романтической фантастике, к воплощению драматической борьбы природных сил, к передаче необычных световых эффектов.

Мол в Кале. Французы готовятся выйти в море: прибывает английское пассажирское судно. 1803г.

Невольничье судно. 1840г.

Последний рейс корабля «Отважный» . 1838г.

Олег, у вас есть своя точка зрения и вы хотите навязать её мне. Поймите, что у меня есть восстановленная История захваченной советской армией, России. И она и не должна сходиться с версией советских оккупантов. Если ваш знакомый пролетел, как фанера над Парижем, накупив туфты, то это его проблемы. Надо было заниматься изучением реальной Истории, а не тем, чем он занимался всю жизнь, если не смог отличить фальсификат от реальных культурно –художественных ценностей.

Если вложился не в то, что надо и пролетел с бизнесом, это его проблемы. И с каких это пор диплом о высшем платном образовании стал сертификатом к человеку? Ум дается при рождении, всё остальное, научаемость.

Читайте статью, там сказано о том, что советские крестьяне, которые разнесли в хлам захваченную ими Россию и сейчас живут хуже всех в Европе, имеют наглость поливать грязью всю Европу, рассказывая свои хамские выдумки о немытой Европе. И тем более, рассуждая о Королях и Высшем Свете, которых наши крестьяне вообще в глаза не видели. Их и сейчас-то на порог не пустят не то, что во дворцы, а в обычную европейскую квартиру.

А они смеют рассуждать о том, как жили Короли и Высший Свет в Европе в средних веках? Они что там, были? Их туда на порог пустили. Или они туда на машине времени слетали?

Вот и я показала картины западно-европейских художников второй половины 19 века, каких в Европе огромное количество. Это то, что уцелело. И, кстати, находится в России.

И где картины, нарисованные славянами, крестьянами советскими, за этот же период: вторая половина 19 века? А до захвата славянами России в 1853-1871 гг. и современная нам Россия, и современная нам Европа, были одним и тем же централизованным государством Армия Карусов, с одним населением, с одними законами и с одной и той же системой бесплатного образования.

А теперь, ответьте мне на вопрос: почему после одной и той же Войны со славянами, которая шла по всей Европе в 1853-1871 гг. в Европе, куда славян не пустили с их красными ордами, жили и живут намного лучше, чем в захваченной славянами, России?

Куда делась вся европейская культура из захваченной славянами, России? Куда делись те же самые европейские художники, которые до войны 1853-1871 гг. жили по всей России, как коренное население России.

Вы на эти вопросы отвечайте, не надо мне этих современных сочинителей, которые на основании переписанных сказок еврея Пушкина (англичанина Кларка Кеннеди) сочиняют свои версии о том, какой была захваченная славянами, Россия до Войны со славянами 1853-1871 гг.
Я нашла доказательства того, что до Войны со славянами в 1853-1871 гг. , славяне: красные (прусские) евреи-солдаты советские Эльстона –Сумарокова в современной нам России – НЕ ЖИЛИ. Они напали на Россию в 1853-м году. А после Войны осели на территориях захваченной ими России.
Так что, все разговоры славян о том, что русские и жили в захваченной ими России до 1853 года, отменяются.

Славяне – прусские евреи-солдаты Эльстона-Сумарокова, и до 1853 года славяне не жили по всей Европе, а не только в одной захваченной ими России.
У славян нет места дислокации красной армии Эльстона-Сумарокова на момент 1852 года.

Первыми землями Пруссии у славян: прусских евреев-солдат Эльстона, были захваченные ими Петербург и Москва. В 1861 году сначала переименовали Петербург и Москву - в Пруссию, в 1871 году – в Германию, а в 1896 году – в Россию. Потом был СССР, и все славяне были советскими, а теперь опять в Россию и все советские славяне стали русскими славянами евреями-христианами Эльстона-Сумарокова?

Не слишком ли много имен для простого-то крестьянина советского с немецкими штыками из 1853-1921 гг.?

Немецкий живописец Франц Ксавер Винтерхальтер известен, в большей мере, своими портретами прекрасных дам 19 столетия. Родился он в 1805 году в Германии, но после получения профессионального образования перебрался в Париж, где и был назначен придворным художником при королевском дворе. Целая серия портретов великосветского семейства сделала художника невероятно популярным.

И особенно популярным он стал у светских дам, поскольку умело сочетал портретное сходство с умением «подать» объект своего творчества. Однако, критики относились к нему очень и очень прохладно, что, однако, не мешало ему становится всё более популярным у дам высшего света не только Франции, но и всего мира.

Это про него сказал Александр Дюма

Дамы в течении месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера… они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут - одна год, другая восемнадцать месяцев, третья - два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет написанный Винтерхальтером…

Не избежали такой участи и дамы из России.



Среди наиболее известных его работ - портреты императрицы Евгении (это его любимая модель).


и императрицы Елизаветы Баварской (1865).
Вот тут надо остановиться и сделать паузу...
Как все связано в этом мире! Габсбурги и жизнь Елизаветы, ее отношения со свекровью, судьба сына Рудольфа и фильм "Майерлинг", история Австро-Венгрии и роль Авы Гарднер, и я, маленькая провинциальная женщина, собирающая портреты кисти Франца и напряженно всматривающаяся в монитор компьютера...
Читала в энциклопедии о жизни Сисси, о ее детях, вспоминала фильм и рассматривала портреты и фотографии...
Действительно, живопись - это окно в мир земной и в мир знаний...

Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванд (Mensenschwad) в Шварцвальде, земля Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд. Из восьми братьев и сестёр Франца только четверо выжили.


Его отец, хоть и был крестьянского происхождения, оказал значительное влияние на жизнь художника.


На протяжении всей жизни Винтерхальтер тесно общался со своей семьёй, в особенности со своим братом Германом (1808—1891), который также был художником.

После посещения школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году тринадцатилетний Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравюру.
Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге в студии Карла Людвига Шулера (1785—1852). В 1823 году, когда ему было восемнадцать лет, при поддержке промышленника барона von Eichtal он уезжает в Мюнхен.
В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, но методы его преподавания молодому художнику не понравились, и Винтерхальтеру удётся найти другого преподавателя, кто бы мог научить его светской портретной живописи, и это был Йозеф Штилер.
В это же время Винтерхальтер зарабатывает на жизнь трудом литографа.


Вступление Винтерхальтера в придворные круги состоялось в 1828 году в Карлсруэ, когда он становится учителем рисования графини Софии Баденской. Благоприятный случай заявить о себе вдали от южной Германии пришёл к художнику в 1832 году, когда у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность совершить путешествие в Италию (1833—1834).



В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле Луи-Леопольда Робера и сближается с директором Французской академии Орасом Верне.

По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер пишет портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и становится придворным герцогским художником.

Тем не менее он покинул Баден и переехал во Францию,


где на выставке 1836 года внимание привлекла его жанровая картина "Il dolce Farniente",


а годом позднее похвалы была удостоена и "Il Decameron". Обе работы представляют собой академические живописные произведения в стилистике Рафаэля.
На Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью.
Картины имели успех, карьера художника-портретиста Францу была обеспечена.

В один год он пишет Луизу-Марию Орлеанскую, королеву Бельгийскую с сыном.

Возможно, благодаря этой картине Винтерхальтер стал известен Марии-Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.

Итак, в Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.

Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи: мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображал он государственную помпезность в живой современной манере. Заказы следовали один за другим...

Однако в художественных кругах к Винтерхальтеру относились иначе.
Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1936 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьезно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера и ставило его работы особняком в иерархии живописи.

Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. Это была область, в которой он не только был знатоком и имел успех, но и сумел разбогатеть.
Зато Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царственных особ.




Среди множества его царственных натурщиц была и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности около120 работ. Большинство полотен находится в Королевском собрании, открыто для демонстрации в Букингемском дворце и других музеях.



Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круг.




Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию и работал по заказам в Бельгии и Англии.
Париж остаётся родным городом для художника: перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи и обратиться к испанским легендам.


Так появилось полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собою радостный праздник женской красоты.
В этом том же самом году он сделал предложение руки и сердца, но был отвергнут; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.

После вступления на престол Наполеона III популярность художника заметно выросла. С этого времени Винтерхальтер становится главным портретистом императорской фамилии и французского двора.

Прекрасная француженка императрица Евгения стала его любимой моделью и относилась к художнику благосклонно.


В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята, выставлена для всеобщего обозрения и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии. Приезжавшие в Париж представители русской аристократии также были рады получить свой портрет от известного мастера.
Как королевский художник Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии (с 1841 г.), Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции.