Эрмитаж голландская живопись. Собрание голландской живописи в эрмитаже

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII-XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.

Здесь экспонируются картины так называемых «маленьких (или малых) голландцев», среди которых, вопреки этому термину, были и очень крупные мастера. Достаточно назвать братьев Остаде, Терборха, Стена, де Хоха, чтобы убедиться, что отнюдь не степень талантливости, а всего лишь небольшой размер полотен был поводом к этому наименованию.

Кабинетный формат картин — первое, что бросается в глаза посетителю Шатрового зала, особенно попадающему сюда пз выставочных помещений итальянской, фламандской или испанской школ живописи. Не менее заметное качество голландских картин — это почти полное отсутствие у них декоративных свойств. Картины маленьких голландцев создавались не для украшения помещений. Обычное для XVII века непритязательное черное обрамление приглашало, как окно, подойти поближе и заглянуть в открывающийся взору мир.

Этой близкой точке рассматривания отвечали тщательная, почти миниатюрная техника письма, полная законченность целого и мельчайших деталей. Ими надо любоваться каждой в отдельности, внимательно, без торопливости разглядывая изображение. Наконец, отметим, что картины маленьких голландцев почти всегда строго выдержаны в границах определенного жанра. Поэтому экспозиция Шатрового зала, ломимо общего всем выставкам Эрмитажа принципа хронологической последовательности, отличается еще и распределением по жанрам: слева (от входа) экспонируются портрет п бытовой жанр, справа — пейзаж и натюрморт.

Маленький, кабинетный. формат картин не был случаен. Место прежних потребителей искусства - церкви с ее храмом и феодала с его замком — занял новый заказчик: представитель третьего сословия, которому для своего скромного жилища не требовались большие картины. Да и заказ, в прежнем смысле слова, делался теперь главным образом лишь на портрет. Произведения остальных жанров создавались художником «на рынок».

Это, конечно, ие означало, что художник был абсолютно свободен в своем творчестве. Рынок, то есть вкус нового потребителя произведений искусства — буржуа, предъявлял живописцу свои требования. Эти требования молодого восходящего класса носили, особенно на первых порах, весьма трезвый, демократический характер: произведение искусства должно правдиво, без прикрас показывать жизнь.

Представитель вчерашнего угнетенного сословия, ныне обладатель материальных и духовных ценностей государства, прежде всего хотел видеть свое собственное изображение. Его не смущало, что с холста глядело не совсем красивое и не очень одухотворенное лицо, что фигура не отличалась изяществом, а костюм — элегантностью." Придет время, когда раздобревшие бюргеры захотят быть похожими на аристократов, но пока требовалось, чтобы изображенный на портрете человек имел характер, чтобы в чертах лица сквозила решимость, в руках чувствовалась цепкая деловая хватка, в фигуре — сила.

Поттер, Паулюс. 1625-1654
Цепная собака
Голландия, Около 1650-1652

Поттер, Паулюс. 1625-1654
Ферма
Голландия, 1649 г.

Пейзаж с крестьянской фермой талантливому молодому живописцу Паулюсу Поттеру заказала Амалия ван Солмс, супруга главы Голландской республики Фредерика Хендрика Оранского. Картина получилась превосходная. Коровы, козы, овцы, куры и лошади изображены в самых различных группах и сочетаниях. Присутствуют здесь и жанровые сценки. Одна из самых интересных — справа — была «подсмотрена» Поттером на одной из гравюр Рембранда 1635 года и перенесена на полотно: хозяйка чистит рыбу у колодца, а мужчина пытается отогнать собаку, нападающую на ребенка. Вдалеке прогуливается парочка. Известный русский историк искусства Александр Бенуа предположил, что Поттер изобразил себя и свою невесту. Их свадьба состоялась годом позже. В создании подобных работ Поттеру не было равных, и всё же заказчица отказалась принять картину: её шокировало слишком «откровенное» поведение одной из коров, стоящей почти в центре второго плана. Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно: в разное время оно входило в собрания сначала Фридриха I, а затем императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта. В 1815 году Александр I приобрел полотно для Эрмитажа. Паулюс Поттер прожил всего 29 лет и умер от туберкулеза. Тем не менее, за свою короткую жизнь мастер успел создать около 130 произведений.

Стен, Ян. 1625 или 1626-1679
Больная и врач
Голландия, Около 1660 г.

Борх, Герард тер. 1617-1681
Бокал лимонада
Голландия, 1660-е гг.

Получение письма
Голландия, 1650-1660-е гг.
Борх, Герард тер, мастерская. 1617-1681

Мирис, Франс Янс ван Старший. 1635-1681
Утро молодой дамы
Голландия, Около 1659-1660 гг.

Метсю, Габриэль. 1629-1667
Завтрак
Голландия, Около 1660 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677
Зимний вид на реке
Голландия, Около 1645 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677
Пейзаж с мельницей
Голландия, Около 1646 г.

Рейсдал, Якоб Изакс ван. 1628 или 1629-1682
Болото
Голландия, 1660-е гг.

Один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно "Болото" было создано гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом, подошедшим в середине XVII в. к осмыслению природы как символа вечности. Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех сторон окруженных болотом. Вода, источник жизни, здесь грозит все поглотить своей трясиной. Чахнет молодая береза, теряет последние силы погибающий бук. И все же буйство зеленой листвы, необычайная сила, с которой разрастается, стремится ввысь, к свету все живое, дает надежду. Вдалеке видна чистая полоска горизонта, и к ней стремится, выходя на твердую землю, заплутавший путник. Обобщая эту величественную и трагическую картину бытия, Рейсдал выделяет каждую деталь и любуется ею, передавая нежность цветущих кувшинок, отражения деревьев в воде, испуг улетающей птицы. Листва расцвечена теплыми красками осени, а темные землисто-оливковые тона постепенно растворяются в свете голубоватых далей. Художник-философ, Рейсдал постигает сущность законов бытия и создает новый тип психологического пейзажа, открывающего путь поздним романтикам.


Если Босх и Брейгель в работах на этот сюжет изображали подобие реальной операции, то Браувер - скорее фиктивную. "Врач" лишь надрезал бровь "пациента", в то же время доставая окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "рвача". Один - с повязкой на лбу - сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему "Извлечение камня глупости", воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем.



Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman




Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.




Франс Халс - Мужской портрет.




Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии




Питер Клас - Завтрак с ветчиной




Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом




Ян Стен - Брачный контракт




Питер де Хох - Служанка и солдат.




Питер де Хох - Хозяйка и служанка

Янсенс Элинга, Питер. 1623-1682
Комната в голландском доме
Голландия, Конец 1660-х - начало 1670-х гг.

Некоторые из голландских мастеров XVII века испытали влияние искусства Италии или Франции, однако, особая наблюдательность и трогательная любовь к деталям не позволяет спутать живопись Голландии ни с одной другой живописной школой.

Ян Стен. Гуляки

Кроме домашних концертов, голландских художников вдохновлял широкий круг бытовых сцен. Их заботливый интерес вызывали события и простые предметы, окружавшие людей каждый день.

Кейзер Томас Хендрикс.Портрет мужчины (1632)

Это, по всей вероятности, портрет амстердамского купца, немолодого (ему 66 лет, как об этом свидетельствует надпись), но полного сил и энергии. Некрасивое, несколько одутловатое и обветренное лицо, неуклюжая, слишком полная фигура, на которой не сходятся полы кафтана, и коротковатые руки не вызвали у художника желания приукрасить модель. Купец предстает перед нами таким, каким оп был. Но помимо внешнего сходства де Кейзер раскрыл и другое — внутреннее достоинство человека, гордого независимостью своей родины, довольного успехами своего дела и самим собой, т. е. создал новый тип, тип тогдашнего бюргера — активного участника событий, бодрого, энергичного, жизнерадостного .

Порселлис, Ян. 1584-1632
Море в пасмурный день
Голландия, Около 1630 г.

Голландская жизнь была неразрывно связана с морем. Именно в этой стране появилась особая разновидность живописи — марина, морской пейзаж. Основоположником этого нового жанра стал Ян Порселлис. Художника интересовало только море, всё остальное — людей и берега, лодки и корабли — мастер воспринимал только в связи с ним. Холодом веет в этой картине от хмурого неба и волнующейся поверхности воды. Они увидены глазами человека, близко знающего суровый нрав Северного моря. Впечатление беспредельности и подвижности водного простора усиливают изображения накренившихся кораблей. Порселлис изучал оснастку и виды морских судов, их изображения всегда фотографически точны. Вода и небо объединены серебристо-серым колоритом, почти осязаемо передающим насыщенную влагой и светом атмосферу. Внимание к разным состояниям морской стихии напоминает о постоянной борьбе, которую голландцы испокон веков вели за отвоёвывание у моря земель, пригодных для жилья и ведения хозяйства. Эта извечная битва человека и природы во многом определила специфику вполне практического понимания жизни и искусства. Живописное воплощение стихии воды стало одним из важнейших открытий голландской школы XVII века.

До сих пор картины малых голландцев - в числе самых любимых у знатоков. Каждый предмет художники писали с исключительным пониманием его фактуры и формы.

Гойен, Ян ван. 1596-1656
Пейзаж с крестьянской хижиной
Голландия, 1631 г.

"Пейзаж с крестьянской хижиной" - самая ранняя картина выдающегося пейзажиста Яна ван Гойена в собрании Эрмитажа. Художник изобразил крестьянский дом с обветшалой крышей и небольшое подворье за дощатым забором. Чуть поодаль - водоем, еще одна хижина на другом берегу и вдалеке - лодка с рыбаками. Гойен блестяще владеет разнообразными приемами. Мастер свободно обрисовывает кистью замысловатый изгиб крыши, красочными пятнышками создает густую листву деревьев, черенком проводит извилистые линии по доскам забора. Характерные признаки ранних пейзажей ван Гойена - контраст светлых и темных планов, а также умение "раздвинуть" в глубину пространство, уводя взгляд зрителя от крупных форм к более мелким. Так, группа крестьян у хижины сопоставляется с еле заметной фигуркой рыбака у дальнего берега.

Очень популярны были небольшие портреты старушек, занятых рукоделием, купальщиков на берегу рек, докторов и посещаемых ими больных.Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.Особенно популярны были работы Герарда Терборха, автора изысканного и тонкого, а также Яна Стена, одаренного ироничным и насмешливым взглядом на мир.По произведениям голландских живописцев можно подробно изучать городскую архитектуру, национальный костюм, а также нравы и обычаи Нидерландов 17 столетия.

Морелсе, Паулюс. 1571-1638
Портрет молодой женщины с жемчужной цепью
Голландия, XVII в.

Бейерен, Абрахам ван. 1620/21-1690
Закуска (Натюрморт с крабом, фруктами и часами)
Голландия, 1650-1660-е гг.

Проезжие на привале
Голландия,
Вауверман, Филипс. 1619-1668

Мирис, Виллем ван. 1662-1747
Амур и Психея
Голландия, XVIII в.

Верф, Адриан ван дер. 1659-1722
Изгнание из рая
Голландия, 1700 г.

Вауверман, Ян. 1629-1666
Крестьянский двор и мельница
Голландия,

Итальянский пейзаж
Голландия, Около 1650 г.
Асселейн, Ян, круг, ок. 1610-1652

Темпел, Абрахам ван ден. 1622/23-1672
Портрет молодой дамы в черном
Голландия, 1670 г.

Изображение элегантной молодой женщины с цветком в руке, задумчиво стоящей у парапета на фоне парка - один из блестящих примеров парадного голландского портрета второй половины XVII в. Мягкая драпировка горчично-коричневого занавеса оттеняет миловидное, окруженное легкими светлыми кудрями лицо. Тяжелый шелк платья, роскошное плотное кружево, перстни и драгоценности написаны художником с блестящим мастерством. Декольте, линию которого подчеркивает оторочка из белого газа, жемчужная нитка на шее, нити жемчуга на запястьях рук и тяжелые серьги являлись самыми модными деталями костюма того времени. Цветок в изящной женской руке символизирует скромность. Особое настроение создается закатным светом глубокого вечера, на фоне которого белеют статуи Амура и Венеры.

Вейк, Томас, ок. 1616-1677
Итальянский пейзаж с отдыхающими путниками
Голландия

Евангелист Лука
Голландия, Конец 1640-х гг.
Конинк, Саломон. 1609-1656

Ливенс, Ян. 1607-1674
Голова седобородого старика в профиль (Портрт старика)
Голландия, 1631-1632 гг.

Колониа, Адам. 1634-1685
Благовестие пастухам
Голландия

Вервилт, Франсуа, ок. 1620-1691
Вдова алхимика
Голландия, 1674 г

Гойен, Ян ван, школа. 1596-1656
Пейзаж с домиками на берегу реки
Голландия

Лингелбах, Иоханнес. 1622-1674
Приморская гавань в Италии
Голландия, 1667 г.

В России очень любили голландскую живопись. Северный климат обеспечил сходство этих двух стран, что особенно заметно в Санкт-Петербурге. Множество рек постоянно грозили городу наводнением, вызывая сравнение с Амстердамом.



http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/

(1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Зал искусства Фландрии

В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины "Праздник бобового короля", а также "Аллегорический семейный портрет" и "Портрет старика". В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: "лавки" Франса Снейдерса, "охоты" Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.

Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрами

Якоб Йорданс.Бобовый король

Якоб Йорданс.Аллегорический семейный портрет

Франс Снейдерс - Фруктовая лавка

Франс Снейдерс - Овощная лавка

Ян Фейт - Заяц, фрукты и попугай

Ян Фейт - Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем

Эдуард Петрович Гау - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы

Зал Рубенса.

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника.
К шедеврам собрания относятся "Персей и Андромеда", "Вакх", "Портрет камеристки инфанты Изабеллы". Среди наиболее известных полотен - "Союз Земли и Воды", "Снятие с креста", "Возчики камней".

Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки.

Персей и Андромеда - 1621

Вакх - 1638 - 1640

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Союз Земли и Воды

Снятие с креста

Возчики камней.

Зал Рембрандта

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них - "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое Семейство", "Портрет старика в красном", "Возвращение блудного сына".

Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Бартье Мартенс Домер.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Святое Семейство.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Флора.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн - Жертвоприношение Авраама

Рембрандт Харменс ван Рейн - Даная

Рембрандт Харменс ван Рейн - Возвращение блудного сына

Эдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.

Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman

Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.

Франс Халс - Мужской портрет.

Якоб Изакс ван Рейсдал - Болото

Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии

Питер Клас - Завтрак с ветчиной

Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом

Ян Стен - Брачный контракт

Питер де Хох - Служанка и солдат.

Питер де Хох - Хозяйка и служанка

Луиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858

Зал русской школы

"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из града вон."

Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи". В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова ("Последний день Помпеи") и Бруни ("Медный змий") поступили в Эрмитаж "для усиления русской галереи". Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского ("Портрет Бертеля Торвальдсена"), Рейтерна ("Авраам приносит Исаака в жертву"), А.А. Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине") и А.И. Иванова ("Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.").

К.Брюллов - Последний день Помпеи

Бруни - Медный змий

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831

Рейтерн - Авраам приносит Исаака в жертву

А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине

Аванзал, или парадная "прихожая", первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства. Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи.
Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: "Окрестности Бахчисарая" А.Е. Мартынова, "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" А.Г. Венецианова, "Водопад Иматра в Финляндии" Ф.М. Матвеева, "Девятый вал" И.К. Айвазовского, "Вид Большого канала в Венеции" А.Н. Мордвинова, "Внутренний вид церкви на Голгофе" М.Н. Воробьева.

Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы

Крестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. Венецианов

Водопад Иматра в Финляндии Ф.М. Матвеев

Девятый вал - Айвазовский Иван Константинович.

Вид Большого канала в Венеции А.Н. Мордвинов

М. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824

Зал Ван-Дейка

Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) - знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета - жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. "Мужской портрет", "Автопортрет" входят в число шедевров музея.

Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы


Антонис Ван Дейк - Автопортрет

Антонис Ван Дейк - Портрет сэра Томаса Чалонера

Антонис Ван Дейк - Семейный портрет.

Антонис Ван Дейк - Портрет молодой женщины с ребенком

Антонис Ван Дейк - Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон

Антонис Ван Дейк - Портрет Николаса Рококса

Антонис Ван Дейк - Портрет Уильяма Лода

Антонис Ван Дейк - Апостол Петр

Ван Дейк, Антонис - Отдых на пути в Египет

Английская живопись

Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая - около 450 картин, но весьма интересная.

Гейнсборо, Томас - Портрет дамы в голубом

Неллер, Годфри - Портрет Гринлинга Гиббонса

Неллер, Годфри - Портрет Джона Локка

Добсон, Уильям - Портрет Абрахама ван дер Дорта

Ромни, Джордж - Портрет миссис Х. Гриер


(http://gallerix.ru)" border="0">

Рейнолдс, Джошуа - Амур развязывает пояс Венеры

Уэст, Бенджамен - Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского

Уэст, Бенджамен - Венера утешает Амура, ужаленного пчелой

Рейнолдс, Джошуа - Воздержанность Сципиoна Африканского

Лоуренс, Томас - Портрет С. Р. Воронцова

Вуттон, Джон - Собаки и сорока

Французская живопись

Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV - XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье. Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров.

Ватто, Антуан - Савояр с сурком

Пуссен, Никола - Пейзаж с Полифемом

Грёз, Жан-Батист - Паралитик

Фрагонар, Жан Оноре - Поцелуй украдкой

Шарден, Жан-Батист Симеон - Натюрморт с атрибутами искусств

Буальи, Луи Леопольд - Бильярд

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет великой княгини Марии Николаевны

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет императрицы Марии Александровны

Герен, Пьер Нарсис - Морфей и Ирида

Давид, Жак Луи - Сафо и Фаон

Жан Луи Жером.Бассейн в гареме.

Голландская живопись в коллекции Павловского дворца представляет одну из главных ее составляющих и занимает значительное место как по составу, так и по качеству живописных произведений. Собрание насчитывает более 80 произведений.

Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Это направление возникло и получило свое развитие благодаря голландским художникам, побывавшим в Италии. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, совершенно отличных от «национального» пейзажа. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера - картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа, но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для него солнечным освещением. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок.1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера.

В голландском искусстве с середины XVII века в моду входят изображения загородных усадеб и парков. Таков «Парковый пейзаж» Фредерика де Мушерона (1633-1686), где на фоне каменной стены с декоративными вазами разместились дамы и кавалеры. В жанре паркового пейзажа специализировался и сын Мушерона - Изаак Мушерон, несколько уступавший отцу в живописном мастерстве. В коллекции музея имеется три его парковых пейзажа.

Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация мастеров в том или ином жанре. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. 1616-1677). Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Другой мастер - Карел Дюжарден (ок. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое - «Водопой». В более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, на рубеже XVII - XVIII веков, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами.

Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т.е. относится к зрелому периоду его творчества. Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии, что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия. Для большинства же голландских мастеров, работавших в жанре городского пейзажа, характерна конкретность изображения. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) - «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, имевшего место, пожалуй, еще только в немецком искусстве - это изображение насекомых и пресмыкающихся в их естественной среде. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Современники ван Скрика свидетельствуют, что у художника под Амстердамом был свой питомник с различной живностью, где он и наблюдал жизнь животных.

Значительно слабее, по сравнению с пейзажной живописью, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. 1599-1635). Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой», исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши - серьгами. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно, что портрет исполнен в 1622 году. Основное требование, которое предъявлялось в это время к художнику - предельная достоверность. Поэтому главное внимание уделялось индивидуальным особенностям лица, которое изображалось правдиво без прикрас. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). На картине изображено реальное историческое лицо - Франциск Ксаверий, живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, основателя ордена иезуитов. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он был канонизирован в 1622 году. По преданию, святой обладал даром исцеления.

Голландия XVII дала миру беспрецедентное в мировой истории созвездие великих художников. Такого не было ДО. Такого не было ПОСЛЕ. Немыслимо гениальный Рембрандт. Он - первый в ряду голландских художников в том числе и по причине своей сверх-техники, сверх-живописности. Для этого стоит посмотреть на лондонскую "Купающуюся женщину", или эрмитажную "Флору" (и это я не затрагиваю тему наихристианнейшего гуманизма, тончайшего психологизма, потрясающей придуманности, глубочайшей саморефлексии, опыта себя как другого). С моей точки зрения, да и вообще объективно, Рембрандт - художник номер один в истории человечества. Вермеер с его пленером, чистым цветом, мистической безмолвностью. Ф. Хальс с его буйством кружев, оскалом. Терборх с его флюидами, текстурами тканей и полумраком. Метсю с его какой-то вечно не пристроенной, но везде прорывающейся и бестолковой абсолютной живописностью. Гоббема с его каким-то особенным ритмом, какой-то очень особенной вписанностью человека в природу. Я. Рейсдал с его какой-то наивной монументальностью, какой-то особенной способностью распознавать в месте арену для битвы, очень странной склонностью к орнаментальности. Поттер с его фотографической достоверностью и вечно неуместными физиологическими подробностями. Хох (до-аристократический) с его куклами-истуканами и причудливыми опытами домашней вещной геометрии. Я могу перечислить еще множество художников не менее значимых и мастеровитых - Нер, Берхем, Пейнакер, Мирис, Кальф, Бейерен, Хеда, Аст, Витте, Доу, Фабрициус, Мас, Хогстратен, Гелдер, Флинк, Вауверман, Гойен, Стен, Хельст и т.д. и т.п.. Но даже в этом "малом" ряду есть совсем малый ряд художников. Я для себя называю их "тихими". Все они испытали влияние Питера де Хоха. Они живописали тишину. Они были очень мастеровитыми. Не все из них есть в Эрмитаже. Но эрмитажные их работы можно отнести к числу наиважнейших. Послушайте их.
Якоб Врель
Эрмитаж

Из других музеев












Исайя Бурсе
Эрмитаж