Российский бизнесмен оптом купил яйца Фаберже: уникальная коллекция возвращается в Россию. Зачем Вексельберг купил яйца Фаберже и почему его считают «черным рейдером»

С.-ПЕТЕРБУРГ, 11 ноя — РИА Новости, Елена Молчанова. Коллекция изделий ювелирного дома Фаберже, принадлежащая российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу, после многолетних скитаний обрела постоянный дом в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки в Петербурге, сообщает в понедельник пресс-служба культурно-исторического фонда "Связь времен", которому принадлежит коллекция.

Частный музей Фаберже откроется в Петербурге в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки 19 ноября. Перед открытием в дворце была проведена масштабная реставрация по восстановлению исторических интерьеров.

"Среди экспонатов <…> раритетные произведения живописи и другие предметы искусства", — говорится в сообщении, также там отмечено, что директором музея станет Владимир Воронченко.

На вопрос РИА Новости, увидят ли петербуржцы в стенах Шуваловского дворца знаменитые яйца Фаберже, представители фонда ответили положительно, однако не уточнили, в каком именно количестве.

Коллекцию музея составит собрание фонда Виктора Вексельберга "Связь времен" — это крупнейшее в мире частное собрание русского прикладного искусства рубежа XIX-XX веков, насчитывающее свыше 4 тысяч предметов. В его основе — уникальные произведения фирмы ювелира Карла Фаберже, включающие в себя 9 знаменитых императорских пасхальных яиц. Коллекция демонстрировалась в разных российских городах, а также за рубежом, в том числе в Индии и Швейцарии, однако вопрос, найдет ли она, наконец, постоянное пристанище на территории России, долго оставался загадкой.

Основу коллекции составило собрание пасхальных декоративных яиц фирмы Фаберже, которую Виктор Вексельберг приобрел в 2004 году на Sotheby"s. Сделка обошлась бизнесмену в рекордные 100 миллионов долларов, причем предприниматель эффектно выкупил все лоты "оптом", еще до открытия торгов. В последующие годы коллекция пополнилась новыми предметами, созданными знаменитой фирмой — в частности, миниатюрной бонбоньеркой в виде яйца, которая принадлежала брату императрицы Марии Федоровны греческому королю Георгу I, и коллекцией "Сафра", в которую входят часы, рамки для фотографий и настольные принадлежности.

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Императорское пасхальное яйцо "Пятнадцатая годовщина царствования", подаренное императором Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне на Пасху 1911 года. Знаменитая коллекция, представленная в Патриаршем дворце Московского Кремля, приобретена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.

Первое пасхальное яйцо было заказано ювелиру Фаберже императором Александром III в 1885 году для своей супруги. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для императорской семьи и частных покупателей. Вексельбергу принадлежат 9 яиц из коллекции Форбса. Это самое большое собрание яиц после коллекции московского Кремля (где представленно 10 штук), вернувшееся благодаря покупке российского бизнесмена на родину. Вексельбергу принадлежат самое первое из яиц Фаберже — "Курочка" (1885), а также императорские яйца "Ренессанс" (1894), "Яйцо с бутоном розы" (1895), "Коронационное" (1897), "Ландыши" (1898), "Петушок" (1900), "Лавровое дерево" и "15-я годовщина царствования" (1911), "Орден святого Георгия" (1916). Кроме того, в собрание входят не имеющие точной атрибуции и даты "Воскресение" и "Весенние цветы", а также изготовленные для частных заказчиков "Курочка Кельха", "Петушок Кельха", "Скандинавское", "Мальборо".

Культурно-исторический фонд "Связь времен" — некоммерческая благотворительная организация, учрежденная российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в 2004 году. Фонд реализует проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ совместно с министерством культуры РФ, МИД РФ, московской патриархией и администрацией президента РФ.

Для российских олигархов и тех, кто интересуется их жизнью, на этой неделе есть две новости. Одна: Россия вошла в десятку стран, где наблюдался самый быстрый рост числа долларовых миллионеров (согласно результатам исследования банка Merrill Lynch, за последний год их количество увеличилось на 15,5 процента и достигло 119 тысяч). Другая: в России может появиться специальная налоговая инспекция №11 по работе с крупнейшими налогоплательщиками-физлицами – иными словами, «орган контроля за олигархами», призванный следить за расходами и доходами тех, кого все уже так привыкли наблюдать в списке «Форбса». В этой гонке состояний и контролеров в выигрыше останется, пожалуй, тот, кто укрепит свои позиции крупными публичными инвестициями в национальное достояние.

О том, что это по-прежнему актуально, стало ясно на днях, когда глава компании «Газпроминвестхолдинг» Алишер Усманов внезапно, и к удивлению многих, приобрел коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Новость о том, что миллиардер Усманов выкупил все 42 лота уникальной коллекции еще до начала аукционных торгов на Sotheby’s за 72 с лишним миллиона долларов, произвела поначалу эффект сенсации. Уникальная коллекция представлена 450 предметами изобразительного и прикладного русского искусства XVIII-XX веков. Это мебель, посуда, фарфор, живопись, собранная легендарным музыкантом и великой оперной певицей за 30 лет. В нее также вошли портрет Авроры Демидовой Карла Брюллова, «Сокровище ангелов» Николая Рериха, «Лики России» Бориса Григорьева. Сама Галина Вишневская выразила надежду, что Алишер Усманов «достойно выставит коллекцию для обозрения».

Но ключевые вопросы пока что остаются открытыми: насколько эта коллекция будет доступна всем желающим? Кто будет конечным бенефициаром (владельцем) коллекции – останется ли она в собственности господина Усманова, будет ли передана государству или же обоснуется в частном музее? Сведения о ее юридическом статусе скорее туманны и даже противоречивы. Так, Алишер Усманов телеканалу «Вести-24» говорит, что коллекция «твердо и бесповоротно будет принадлежать государству, потому что мое ощущение собственника в данном случае абсолютно не работает». Его пресс-служба добавляет, что все это «будет передано российскому государству и после экспонирования в аукционном доме Sotheby’s будет перевезено и выставлено в России». В это же время в различных СМИ со ссылкой на РИА «Новости» появляется противоположное заявление. Владелица галереи «Проун» Марина Лошак, представленная в СМИ как консультант Усманова по вопросам приобретения коллекции, говорит о том, что «коллекция точно останется у Усманова и речь о передаче ее государству не идет». Появившаяся после этого реплика главы Росохранкультуры Михаила Швыдкого прозвучала уже как серединный вариант или попытка смягчить возможные «углы» ситуации. На пресс-конференции он сказал, что это личное дело Усманова, как он распорядится коллекцией, но отметил, что независимо от формы собственности коллекция будет «входить в музейный фонд РФ, будет частью национального достояния страны».

В том, что коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, приобретенная Алишером Усмановым, равно как и коллекция яиц работы Карла Фаберже, выкупленная три года назад у американского газетного магната Малкольма Форбса предпринимателем Виктором Вексельбергом – по сути своей часть культурного наследия России, – сомневаться не приходится. Чтобы понять, как может сложиться судьба приобретенной Усмановым коллекции, мы решили узнать, где же хранится уникальная ювелирная коллекция яиц Фаберже.

Покупка Вексельбергом коллекции из девяти императорских пасхальных яиц и еще 190 предметов – разнообразных брошей, табакерок и чернильных приборов сопровождалась шумной и помпезной кампанией в прессе. СМИ цитировали самого Вексельберга и его помощников, экспертов и музейных работников, воодушевленно сообщающих, что наконец-то уникальные предметы ювелирного искусства вернулись в Россию, что это национальное достояние и культурное наследие, за которое олигарх не поскупился заплатить круглую сумму. С тех пор популярность Виктора Вексельберга, главы группы компаний «Ренова», стала гораздо шире, чем раньше. Теперь, если в Интернете набираешь фамилию бизнесмена – выпадает «яйца Фаберже», а когда набираешь «Фаберже» – выпадает «Вексельберг».

Намерения относительно адресной прописки коллекции яиц выглядели оптимистичными. «Когда я узнал, что коллекция яиц Фаберже выставляется на аукцион, я понял, что речь идет об уникальной возможности вернуть моей стране одно из ее сокровищ», – говорил Виктор Феликсович. Яйца чуть было не стали символом рождения целого культурного мегапроекта – огромного частного музея, в котором российские олигархи могли бы выставлять выкупленные ими коллекции уже не только в качестве личной собственности, но и как часть национального достояния. Эта идея приписывалась лично Виктору Вексельбергу. Культурно-исторический фонд «Связь времен» (Виктор Вексельберг здесь председатель попечительского совета. – Прим. ред.) получил разрешение арендовать для этих целей Шуваловский дворец в Петербурге.

Спустя три с лишним года дворец, по выражению одного из помощников Вексельберга, до сих пор «в руинах». План его реконструкции рассчитан как минимум еще до 2009 года. Где же тогда все это время находится прославленная коллекция яиц и ювелирных украшений? Судя по новостям на сайте фонда «Связь времен» о выставочном передвижении коллекции Фаберже, она достаточно много времени проводит в Европе. Открывающаяся в ближайшее воскресенье очередная выставка пройдет в культурной столице Хорватии – городе Дубровник, во дворце Rector Palace.

Вообще география прошедших выставок коллекции Виктора Вексельберга весьма обширна. Причем 8 из 14 выставок проходили не в России, а в США, Европе и Казахстане. Эту коллекцию видели жители Берлина, Нью-Йорка и Брюсселя, а так же швейцарских Лозанны и Цюриха и итальянского Бари. В России же повезло только Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Иркутску, Перми и Ханты-Мансийску.

Информация о постоянном месте приписки коллекции на сайте фонда не размещена. Лишь по отдельным сообщениям региональных СМИ становится понятно, что выставочные экспонаты прибывали в некоторые российские города из-за рубежа. Например, в Тюмень коллекция пасхальных яиц была доставлена на частном самолете из Лондона. О том, что именно в Лондоне вплоть до недавнего времени и базировалась коллекция Виктора Вексельберга, как ни странно, сообщил Первый канал. Главным героем этого телесюжета был Алишер Усманов, купивший коллекцию Ростроповича. Но корреспондент мельком обмолвился и о местонахождении экспонатов Фаберже: «Сокровища уже не раз возвращались на родину. Но чаще всего они так и оседали в закрытых коллекциях. Так, знаменитое собрание творений Фаберже, выкупленное Виктором Вексельбергом, получило после непродолжительного путешествия по галереям России прописку в Лондоне и так и осталось частным».

За разъяснением ситуации корреспонденты «Свободного пространства» обратились непосредственно к организатору выставок коллекции Фаберже, исполнительному директору фонда «Связь времен» Роману Такеру.

– Действительно ли коллекция находится в Лондоне?

– Я не знаю, откуда у вас такая информация. Дело в том, что коллекция все время находится в пути. Если она не выставляется. В Лондоне она не базируется, она там не живет. Из Ханты-Мансийска мы привезли, некоторые предметы для реставрации в Лондон. Это правда. А те предметы, которые не реставрируются там, они сейчас выставляются в Дубровнике в Хорватии. И уже в ноябре этого года вся коллекция снова воссоединится и будет выставляться в Тюмени.

– Вы сказали, что коллекция все время находится в пути. Наверно, это сложнее, чем хранить в музее? С точки зрения технической и финансовой?

– Безусловно, это сложнее. Это намного дороже. У Виктора Феликсовича (Вексельберга. – Прим. ред .) было принципиальное решение показывать эту коллекцию как можно больше, как можно более широкой публике. И просто ни один государственный музей не в состоянии показать эту коллекцию в том режиме, в котором показываем ее мы. Это очень дорого, это очень сложно, и специально созданный для этого фонд «Связь времен» занимается этим делом.

– А кто и по какому принципу выбирает следующее место, город, страну, где будет показана коллекция?

– На самом деле график выставок у нас определен на несколько лет вперед. Мы показываем выставку в регионах, в которых непосредственно, безусловно, интересы Виктора Феликсовича существуют и существуют интересы группы компаний «Ренова»…

– Интересы какого плана?

– Экономические интересы, безусловно. Потому что без тех людей, которые живут в этих регионах, покупка данной коллекции была бы просто невозможна. Мы понимаем это и выставляем коллекцию в тех регионах, где присутствуют экономические интересы.

– До какого года расписан график и можете ли вы назвать города, где это будет показано?

– График на пару лет вперед, но, к сожалению, назвать все города я не могу, потому что это довольно-таки кропотливая и тяжелая работа – с региональными властями, с музеями. И поэтому мы стараемся заранее не объявлять о тех городах, где у нас пока еще нет стопроцентной договоренности.

– А кто является конечным бенефициаром в данном случае этой коллекции? Корректно ли говорить, что эта коллекция принадлежит господину Вексельбергу? Или это коллекция, которая принадлежит его фонду «Связь времен»?

– То, что вы назвали первым, – более корректно. То, что она принадлежит непосредственно Вексельбергу, – будет более корректно.

–Юридически это таким образом все оформлено?

– А история с Шуваловским дворцом, который, как писали, тоже был арендован господином Вексельбергом и в котором, как обещали, уже на постоянной основе в частном музее будет выставляться данная коллекция? Почему это не получилось?

– Почему не получилось? В том состоянии, в котором этот дворец достался, – он практически в руинах находится, в аварийном состоянии. И сейчас ведется большая кропотливая работа по восстановлению этого дворца. Мы планируем потратить около миллиарда рублей на то, чтобы восстановить его. Это займет еще года три, не менее того. И это будет частный музей, частная коллекция.

– Эта коллекция Фаберже перейдет туда?

– Она не будет переезжать с места на место, как сейчас, но мы надеемся, что в крупных городах России люди смогут посмотреть эту коллекцию в тех музеях, которые мы откроем.

– В итоге, где это можно посмотреть, определяют господин Вексельберг и его помощники?

– Безусловно.

– У вас были выставки в Перми, в Иркутске? Сколько стоил билет на эту выставку?

– Билет стоит столько же, сколько обычный вход для посетителя музея. И те деньги, которые мы выручаем от продажи билетов, остаются на развитие региональных музеев.

– Как вывосприняли новость о приобретении Алишером Усмановым коллекции Галины Вишнев¬ской и Мстислава Ростроповича?

– Считаю, что это замечательное событие, большой плюс для всех любителей искусства, для России в целом. Надеюсь, что в ближайшее время мы все будем смотреть на эту коллекцию. Но должен отметить, что тут подход немножко другой, насколько я понимаю. Как я слышал из СМИ, эта коллекция будет передана государству, которое уже потом будет отвечать за то, где она будет выставляться и как. Я просто знаю, что, к сожалению, государственные музеи в настоящий момент не в состоянии показывать коллекции такого масштаба полноценно и в том объеме, в котором хотелось бы это видеть, наверно, всем. Наш подход немножко другой. Все финансовые нагрузки, которые ложатся, они будут покрыты, как они стоят.

– Ваш фонд случайно не рассматривал возможность приобретения коллекции Ростроповича?

– Где сегодня непосредственно находится коллекция Фаберже?

– В Хорватии. Часть ее находится на реставрации в Лондоне, часть находится в Хорватии, где выставка начнется уже с 30 сентября – в Дубровнике.

Справка

Вексельберг и «Связь времен»

Правление учрежденного предпринимателем Виктором Вексельбергом фонда «Связь времен» возглавляет его земляк и коллега – бизнесмен Владимир Воронченко (оба родом из одного украинского городка Дрогобыч). В бизнес пришел из медицины. По данным биографического интернет-ресурса Whoiswho.Ru, Владимиру Воронченко приписывалось и председательство в совете директоров сети салонов по продаже предметов роскоши «Люкс-Холдинг», и руководство сетью розничных магазинов косметики компании «DouglasRivoli», и долевое участие в сети антикварных салонов «Мир искусства». Его имя упоминается и среди владельцев крупных личных собраний икон XIV–XVIII веков и русской живописи XIX века.

Вексельберг и Хорватия

Как могут быть связаны места проведения выставок коллекции яиц Фаберже и бизнес-интересы предпринимателя в Европе.

На днях влиятельный германский журнал «Шпигель» в очерке о богатых россиянах в Европе упомянул и о Викторе Вексельберге. По информации этого издания и по сообщениям российских туристов на интернет-форумах, в Хорватии у главы «Русала» и группы компаний «Ренова» находится резиденция: «Пока не завершена окончательная отделка его шикарной виллы в Хорватии, олигарх из России на полгода расквартировался в элитном отеле Sheherezad, что в Дубровнике. Стоимость апартаментов, по сообщениям СМИ, составляет 8500 евро в сутки». Болгарская пресса, в частности интернет-ресурс Novinite, дополняет, что Виктору Вексельбергу на 50-летний юбилей друзья подарили еще и остров в Адриатическом море площадью три тысячи двести квадратных метров – и тоже недалеко от хорватского города Дубровник. Именно там открывается очередная выставка легендарной коллекции Фаберже. Забавно, что в месте проведения другой выставки Фаберже в Цюрихе находится офис холдинга Вексельберга «Ренова». А в период проведения выставки Фаберже в Германии партнеры Виктора Вексельберга по компании «Ренова» сообщали о предстоящих инвестициях в немецкую экономику.

Мнение эксперта

Екатерина Гениева, гендиректор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, до 2001 года член Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Находясь в Германии на международной конференции по проблемам культурного наследия, она согласилась прокомментировать «Свободному пространству» ситуацию с громкими приобретениями российских олигархов.

– Есть довольно большое количество представителей мировых аукционных домов и Christie’s, и Sotheby’s и других, которые сейчас этот аспект очень живо обсуждают. Мнение международных экспертов о покупке коллекции Алишером Усмановым – что это такой срыв рынка. Люди были намерены покупать по правилам аукциона всю эту замечательную коллекцию, пришли на прием, а им говорят – а брать-то нечего. Что стоит за поступком господина Усманова, я до конца не знаю. То, что это возвращается в Россию, меня радует. Пусть он свой музей создаст. Но в Англии все в оторопи от того, что сделал аукционный дом. Так себя не ведут. Кто там о чем договорился, не хочу обсуждать. К этому по-разному можно относиться. Если исходить из того, что нам дорого наше национальное достояние, оно было прекрасно собрано в коллекции этих двух великих людей, то, конечно, его возвращение в Россию – это замечательно. Но когда и куда оно вернется в Россию, хотелось бы знать. Вот, например, где находятся яйца Фаберже? Если это его (Вексельберга) собственность, как была собственность у Морозова, мы же ему не рассказывали, куда Морозову возить собственность? Он знал, куда он хотел ее возить. Ну, значит, и Вексельберг это может возить в Хорватию, в Англию, во Францию, в Таганрог, Псков, где у него есть какие-то, наверно, бизнес-интересы. Ничего плохого я в этом не вижу. Что касается доступности национального достояния, то у нас его столько недоступно народу, что это отдельная тема. Я могу привести свой пример. Есть господин Сорос, мультимиллионер, который столько сделал для культуры мира и для культуры России, вне зависимости от того, что он биржевой спекулянт. Он все время хотел сделать России какой-то еще подарок. Он собирался вернуть архивы Бродского и Пастернака и, конечно, вернул бы это не себе, а отдал бы государству. Но в случае с этими яйцами я не была бы столь уж категорична. Это новое явление.

Под текст

Зачем Вексельбергу «Фаберже»

В апреле этого года газета «Коммерсантъ» сообщала о намерении Виктора Вексельберга выпускать ювелирные изделия под маркой Faberge. Совместно с его партнером по «Суал-холдингу» Брайаном Гилбертсоном (выходец из ЮАР, известный менеджер в мировой металлургической промышленности . – Прим. ред. ). Суть сообщения сводилась к тому, что Виктор Вексельберг заинтересован в приобретении крупной доли зарегистрированного на Каймановых островах инвестфонда Pallinghurst Resources, которому, по данным издания, и принадлежит бренд Faberge: «Конечным покупателем бренда Faberge является Виктор Вексельберг, получивший в итоге за 30-40 миллионов долларов права на выпуск восьми классов продукции, в том числе ювелирных изделий, косметики и одежды». Опровержений этой информации в СМИ со стороны Виктора Вексельберга или его представителей до нынешнего момента не последовало.

Пришли за яйцами
Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже на $100 млн

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка, пишет Коммерсант: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции – девять императорских пасхальных яиц. По информации газеты, господин Вексельберг заплатил за коллекцию свыше $100 млн и пообещал вернуть ее в Россию.

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал. Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

С тем большим удивлением было воспринято вчерашнее известие, что некоммерческий фонд "Связь времен", специально созданный господином Вексельбергом, приобрел у семьи Форбс сразу всю коллекцию и намеревается вернуть ее в Россию. Вообще-то продажа предметов, которые должны быть пущены с молотка, до торгов – нарушение законов аукционной торговли. "Продажа коллекции господину Вексельбергу до аукциона является абсолютно исключительной для Sotheby`s ситуацией,– сказала в интервью Ъ глава пресс-службы нью-йоркского отделения аукционного дома Дайан Филипс.– Несколько дней назад представители Виктора Вексельберга связались с нами и сделали предложение, подкрепив его заявлением о том, что господин Вексельберг намерен вернуть коллекцию Фаберже в Россию. Это предложение мы тут же обсудили с семьей Форбс. Через несколько дней семья согласилась продать коллекцию господину Вексельбергу. Сделка является абсолютно законной".

Госпожа Филипс также заявила Ъ, что у Виктора Вексельберга были серьезные конкуренты в борьбе за покупку коллекции. "Январское объявление Sotheby`s об аукционе коллекции Форбс вызвало повышенный интерес во всем мире. Мы получали предложения от разных коллекционеров из многих стран, но я не имею права разглашать какие-либо имена". Госпожа Филипс также отказалась подтвердить наличие письменного договора между семьей Форбс и Виктором Вексельбергом об обязательном возвращении коллекции в Россию. "Господин Вексельберг ведь открыто заявил о своих намерениях",– сказала она и посоветовала обратиться к представителю семьи Форбс Бобу Беркету. Тот был гораздо менее любезен и отказался обсуждать что бы то ни было с представителями СМИ. Мони Бигли, старший вице-президент компании Forbes по связям с общественностью, также не стала отвечать на вопросы, касающиеся деталей переговоров семьи Форбс с представителями Виктора Вексельберга и Sotheby`s. Тем не менее госпожа Бигли подчеркнула, что деловая репутация господина Вексельберга у семьи Форбс сомнений не вызвала: "Виктор Вексельберг был включен в список миллиардеров журнала Forbes в марте 2003 года. Что еще нужно для того, чтобы подтвердить его деловую репутацию?" По информации Ъ, господин Вексельберг заплатил за коллекцию свыше $100 млн. Сумма велика, но перестает казаться чрезмерной, если учесть, например, что самое знаменитое и дорогое яйцо из коллекции, "Коронационное", подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году, с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в $18-24 млн. А ведь есть еще и самое первое императорское яйцо, простенькое, с курочкой внутри, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году, с эстимейтом $3-4 млн, потом немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год, $5-7 млн), скромное яйцо с розой (1895 год, $3-4 млн), потом еще "Ландышевое" (1898 год, $12-18 млн), "К 15-й годовщине коронации" (1911 год, $10-15 млн), "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год, $10-15 млн), барочное "Кукушка", которое Николай II подарил матери (1900 год, $5-7 млн), и яйцо с орденом святого Георгия – единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год, $4-6 млн). Плюс еще 190 ювелирных изделий, в том числе и весьма дорогостоящих.

Согласно последнему рейтингу журнала Forbes (март прошлого года), Виктор Вексельберг занимает 147-е место в списке самых богатых людей мира. Журнал оценивает личное состояние председателя совета директоров алюминиевого "СУАЛ-холдинга" и директора по производству нефтяной компании ТНК-BP в $2,5 млрд. Его основу составляет неразглашаемая доля (по неофициальной информации, около 70%) господина Вексельберга в консорциуме Access/Renova, который, в свою очередь, является основным акционером Сибирско-Уральской алюминиевой компании и совладельцем 50% ТНК-BP (в партнерстве с "Альфа-групп" предпринимателя Михаила Фридмана). ТНК-BP была создана в прошлом году в результате российских нефтяных активов "Альфы" и Access/Renova (AAR), с одной стороны, и британской BP – с другой. Доход AAR от этой сделки составил $7,7 млрд. Кроме того, господин Вексельберг участвует в ряде не столь крупных бизнесов. Среди них ИК "Совлинк", контролирующая ряд химических предприятий, угольные разрезы в Казахстане, и компания "Комплексные энергетические системы", которая сейчас занимается скупкой бумаг региональных энергокомпаний.

Прокомментировать Ъ вчерашнюю сделку согласился анонимный источник, близкий компании Forbes: "То, что произошло, имеет отношение главным образом не к сантиментам, а к estate planning – стратегии планирования наследства, о которой хорошие бизнесмены в Америке задумываются на десятилетия вперед. В настоящее время компания Forbes принадлежит четырем братьям и одной сестре. О том, чтобы 51% акций журнала оставался в одних руках, а наследство не расплывалось на 20-30 человек, как это случилось в семье Херста, они думают уже сейчас. Чтобы не раздавать каждому члену семьи по яичку, семья Форбс решила выставить всю коллекцию на продажу целиком. По моим предположениям, то, что Sotheby`s не дождался начала торгов, говорит о том, что Вексельберг предложил сразу гораздо большую сумму. То, что коллекция в итоге вернулась в Россию, для Форбсов, конечно, красивое завершение дела. Но не думаю, что они ожидали, что кто-то готов вложить такие деньги в разовую сделку".

Как рассказал Ъ руководитель проекта при фонде "Связь времен" Андрей Шторх, Виктор Вексельберг увидел заметку о предстоящем аукционе в газете и послал в Нью-Йорк своих доверенных лиц, чтобы обсудить возможность возвращения яиц в Россию. А потом учредил и специальный фонд. Господин Вексельберг драгоценных яиц в руках не держал, для него они "не просто произведение ювелирного искусства, но и бесценная историко-культурная и конфессиональная реликвия". Ему предстоит их увидеть в Нью-Йорке, где по просьбе американцев новый владелец устроит первую выставку своей баснословной коллекции. Затем, по словам Андрея Шторха, "коллекция вернется в Россию и будет показана публике. Где она будет храниться? Может быть, в Эрмитаже: это императорский дворец. Может быть, в музеях Кремля: там хранятся другие пасхальные яйца, сделанные для русских императоров. А может, в храме Христа Спасителя. Главное условие Форбсов и Виктора Вексельберга – коллекция должна остаться единой". Так как фонд возглавляет академик Святослав Рыбас, один из инициаторов восстановления храма Христа Спасителя, не исключено, что яйца окажутся именно там.

Коллекционеры-патриоты

В 1993 году банк "СБС-Агро" приобрел в США триптих "На Шипке все спокойно" Василия Верещагина и вариант евангельской композиции Василия Поленова "Христос и грешница". В 1994 году банком приобретен ранее неизвестный "Итальянский альбом" рисунков Карла Брюллова. В коллекции банка также были картины Константина Маковского, Николая Ярошенко, Ивана Крамского и Михаила Врубеля, которые выставлялись в российских музеях.

Бывший глава банка "СБС-Агро" Александр Смоленский коллекционирует фарфоровые статуэтки, изготовленные одной из старейших российских мануфактур Гарднера–Кузнецова. В апреле 2002 года он завещал коллекцию Государственному Русскому музею.

Инкомбанк осенью 1993 года за $320 тыс. приобрел у родственницы художника одну из авторских версий "Черного квадрата" Казимира Малевича. После банкротства банка полотно за 32 млн руб. выкупил для передачи Эрмитажу глава компании "Интеррос" Владимир Потанин.

Российский бизнесмен Владимир Логвиненко, бывший главный акционер Удмуртской нефтяной компании, приобрел и в 2000 году передал Музею Андрея Рублева фрагмент рукописной книги "Лествица" Иоанна Лествичника. В 2001 году в Великобритании им приобретена икона "Богоматерь Одигитрия", написанная Дионисием в XV веке. В настоящее время икона выставлена в Третьяковской галерее. Предприниматель владеет также двумя картинами работы Питера Пауэла Рубенса "Союз Земли и Воды"и "Тарквиний и Лукреция". Первая была официально ввезена в Россию 19 января 2004 года. Вторая в настоящее время находится под арестом по запросу прокуратуры Германии, так как полотно находилось в розыске с 1942 года и лишь в 2003 году обнаружено в Москве.

ТАТЬЯНА МАРКИНА, ДМИТРИЙ СИДОРОВ, ЕЛЕНА ЧИНЯЕВА, ДЕНИС СКОРОБОГАТЬКО - Коммерсант

Вексельберг купил Фаберже

Президент ЗАО "Ренова" Виктор Вексельберг вчера потряс мировой антикварный рынок, пишут Ведомости. Он потратил более $100 млн на покупку крупнейшей частной коллекции изделий Карла Фаберже у аукционного дома Sotheby"s. По мнению экспертов, это крупнейшая сделка с российскими произведениями искусства. Вексельберг собирается привезти коллекцию в Россию и выставить на всеобщее обозрение.

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля. Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов.

"Вы уже слышали потрясающую новость? " - первым делом спросили вчера корреспондента "Ведомостей" в пресс-офисе Sotheby"s. Аукционный дом объявил, что коллекция изделий Фаберже из собрания семьи Форбс, которую планировали выставить на аукцион в апреле, "в частном порядке" была продана фонду "российского промышленника" Виктора Вексельберга "Связь времен". Стоимость сделки не раскрывается. Однако известно, что Sotheby"s рассчитывал продать коллекцию на аукционе не дешевле $90 млн. А эксперты антикварного рынка полагают, что Вексельберг потратил от $100 млн до $150 млн. "Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры. "Для всех нас это стало настоящим потрясением", - признается директор по международным коммуникациям Sotheby"s Дайана Филлипс. По ее словам, сделка была "молниеносной", ведь представитель Вексельберга обратился в аукционный дом лишь "несколько дней назад".

Получить комментарии самого нового обладателя коллекции "Ведомостям" не удалось. А директор по стратегическому планированию ЗАО "Ренова" Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции. "Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - говорит Шторх. По его словам, задача недавно созданного фонда "Связь времен" - "поиск по миру и возврат в Россию культурно-исторических сокровищ". Еще в апреле 2003 г. "СУАЛ" купил во Франции и подарил Третьяковской галерее пять графических листов импрессиониста Николая Тархова.

В "Ренове" надеются, что коллекция пасхальных яиц вернется в Россию к 11 апреля, празднику Пасхи. Место постоянного хранения коллекции еще не определено - это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

В Министерстве культуры эту сделку считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством. С начала этого года ввоз культурных ценностей в Россию не облагается таможенной пошлиной, которая раньше составляла 20 - 30% от стоимости предмета. Например, предприниматель Владимир Логвиненко довольно давно приобрел картину Рубенса, но ввез ее в Россию только в январе, потому что раньше ему пришлось бы заплатить таможне не менее $6 млн, рассказал чиновник. Теперь картина будет выставлена в Эрмитаже.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - говорит собеседник "Ведомостей" в министерстве.

До покупки Вексельберга крупнейшей сделкой с произведениями Фаберже была продажа аукционным домом Christie"s Зимнего яйца из императорской коллекции за $9,5 млн. А выручка аукционов российского искусства, проводимых ведущими аукционными домами, не превышала $20 млн.

Елена Виноградова, Екатерина Кудашкина – Ведомости

Зачем ему столько яиц?

Чтобы вернуть в Россию. И за это я готов поклониться ему в пояс. Я рад, что богатые люди наконец покупают и возвращают исторические ценности. Недавно Артем Тарасов привез в Россию ценную диадему, теперь Вексельберг.

Артем Тарасов, гендиректор компании "Итерен":

Это умный бизнес-поступок и вложение в вечные ценности, это же не подарок государству. Я рискую, чтобы подарить корону государству, а он умный: покупает себе то, что дорого и будет еще дороже. Но я все равно рад, человек он очень хороший, а яйца попадут в Россию. По выгодности вложения он догонит и перегонит Абрамовича с его "Челси".

Марина Коротаева, гендиректор ювелирного дома "Петр Привалов":

Это настоящий поступок, который должен помочь возрождению традиций меценатства. И выгодное вложение, но в любом случае коллекции выставляются, и все смогут увидеть эти уникальные произведения.

Натали Голицына, президент Русского клуба:

Для овеществления своего патриотизма. Но национальным достоянием они никогда не станут.

Константин Ремчуков, экс-депутат Госдумы, коллекционер:

Чтобы были. И главное, чтобы была уверенность, что купил не фальшак. В тридцатые годы на Запад продали печатку яиц, и в мире появилось много фальшака. Надеюсь, Вексельберг это учел. Главное -- чтобы Степашин правильно отнесся к покупке.

Андрей Ананов, гендиректор компании "Русское ювелирное искусство":

Я верю, что Вексельберг сделал это бескорыстно, руководствуясь русской аксиомой: дорого, зато красиво. Я рад, что они вернулись на родину, что будут устраиваться выставки. Главное -- что они в России.

Роскошь, блеск и великолепие - те слова, которыми можно сопровождать разговор о яйцах Фаберже. Удивительная коллекция, созданная именитыми ювелирами для императорского двора, сегодня известна во всем мире. История яиц Фаберже, насчитывающая более 100 лет, окутана тайной, и содержит в себе немало фактов, секретов и загадок.

Кто такой Фаберже?

Появился на свет в 1846 году в Санкт-Петербурге. В юном возрасте он переехал с семьей в Германию, где и нашел свое призвание. Он получал уроки ювелирного мастерства у самых знаменитых мастеров Германии, Англии и Франции. В возрасте 26 лет Фаберже вернулся на родину, где женился и начал работу в семейной ювелирной фирме. В то время его компания занималась реставрацией различных экспонатов из Эрмитажа. Карл задумал расширить деятельность своей компании и решился на изготовление оригинальных украшений. В 1882 году он изготовил запонки по заказу а еще через три года - и первое яйцо, сделавшее его знаменитым на весь мир. В 1918 году, опасаясь ареста, мастер сбежал из России сначала в Ригу, а затем в Германию. Великий ювелир не смог оправиться от тех потрясений, которые ему пришлось пережить, и в 1920 году умер от болезни сердца.

Как возникла знаменитая коллекция?

Коллекция яиц Фаберже началась с создания в 1885 году первой модели. В те времена было принято преподносить дорогие презенты в день воскресения Христа. И уж, конечно, правители Российской империи делали своим супругам царские подарки. Заказана первая работа была Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Исполнителем работы стал Карл Фаберже, известный в то время петербургский ювелир немецкого происхождения. Очаровательное яйцо с желтком из золота, внутри которого была спрятана курочка с рубиновой короной, пришлась по душе императрице, и Фаберже был оставлен при дворе в качестве придворного ювелира. С тех пор ежегодно мастер изготавливал новое яйцо с сюрпризом. После смерти Александра III традиция пасхальных подарков сохранилась, и вплоть до 1917 года Николай II каждую весну дарил яйца Фаберже своей жене и матери. До сегодняшнего дня сохранилось немало таких изделий в сокровищницах различных частных коллекций и музейных фондов. По различным документальным источникам, всего был изготовлен 71 экземпляр этих оригинальных реликвий. Из них 52 - для членов императорской семьи. Однако сколько их на самом деле, пока остается загадкой. Дело в том, что работы, изготовленные по заказу императора, вносились в официальные документы. Изделия же, выполняемые для частных коллекций, сохранялись незапротоколированными. Поэтому многие работы автора долгое время оставались неизвестными. Подобная история связана с «яйцом Ротшильдов», хранящимся более 100 лет среди семейного имущества заказчиков. Весь мир узнал о новой работе известного мастера лишь в 2007 году, когда оно было выставлено на продажу.

Где сегодня находятся раритеты?

Из 71 модели до наших дней сохранилось только 62. Остальные работы, известные по старым фотографиям, считаются утерянными. Большая часть знаменитых яиц хранится в государственных музеях различных стран мира: США, Монако, Швейцарии. После расстрела царской семьи многие работы Фаберже были перепроданы, попали в частные коллекции. Наибольшее количество ювелирных работ удалось выкупить за годы своей жизни американскому миллиардеру Форбсу. Позднее, в 2004 году, коллекцию яиц, собранную магнатом, приобрел россиянин Вексельберг. Сегодня яйца Фаберже в России можно увидеть в Москве, в Оружейной палате Кремля. Здесь можно встретить не только пасхальные подарки императора, но и другие изделия, созданные фирмой Фаберже: ювелирные украшения, часы, портсигары и разнообразные миниатюрные фигурки. Также вас ждет с выставкой работ известного мастера в Санкт-Петербурге Шуваловский дворец. Яйца Фаберже, представленные здесь, являются частью частной коллекции господина Вексельберга. Серия знаменитых яиц, выкупленных у Форбса, ежегодно пополняется олигархом.

Самые известные изделия

Работы знаменитого мастера хранятся в музеях различных стран, а также у частных лиц. Коллекционеры всего мира следят за аукционами, на которых выставляются работы популярного ювелира, а охотники за сокровищами мечтают найти утерянные императорские драгоценности. Посмотрим, какие работы Фаберже считаются самыми известными на сегодняшний день.

«Курочка»

Яйцо, изготовленное из золота, с оригинальным сюрпризом - курочкой и рубиновой короной - было заказано Александром III в дар на Пасху 1885 года царице. Фаберже создал копию модели, которую сама Мария Федоровна увидела, еще будучи в раннем возрасте. Датское яйцо было изготовлено из слоновой кости, а в качестве сюрприза внутри у него было кольцо. В память этих детских воспоминаний и была выполнена новая работа. Уникальная фигурка курочки Фаберже имеет сложный механизм, с помощью которого открывается доступ к сюрпризам, спрятанным внутри изделия. Первый - миниатюрная императорская корона, а второй - цепочка с кулоном. На сегодняшний день второй сюрприз считается утраченным. После смерти императорской семьи яйцо кочевало по Франции, Германии, Америке. Сегодня работа знаменитого мастера находится в коллекции Вексельберга, выкупленной им у Форбса. Таким образом, уникальный раритет вернулся на родину.

«Яйцо с бутоном розы»

Еще одна работа именитого мастера. Изготовлена она в необычном для того времени стиле - неоклассицизме. Внутри яйца спрятан Работа была выполнена Фаберже по заказу Николая II для его жены, Александры Федоровны, уроженки города Дармштадт. Ее родной город славился чудесным розарием, по которому скучала молодая императрица. В добрую память о близких сердцу образах и был задуман оригинальный пасхальный подарок. В лепестках бутона была спрятана миниатюрная корона и кулон с рубином. Оба сюрприза считаются утерянными. Яйцо вместе с остальными экземплярами коллекции Форбса были выкуплены Вексельбергом почти за 100 миллионов долларов.

«Ландыши»

Яйцо, выполненное в стиле модерн из розовой эмали, на золотой подставке, с ландышами из жемчуга и золота, было подарено императрице Александре Федоровне в 1898 году в качестве пасхального презента. Как и все работы популярного мастера, оно имеет свой оригинальный сюрприз. При нажатии на жемчужины из яйца появляются медальоны с изображением Николая II и его сестер: княжны Ольги и княжны Татьяны. Медальон императора венчает корона с рубином и бриллиантами. Яйцо, попавшее в коллекцию Форбса, было выкуплено также Виктором Вексельбергом. Сегодня «ландыши» и другие яйца Фаберже, выставка которых организована олигархом, может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге.

«Московский Кремль»

Самое большое из яиц Фаберже. Выполнено по заказу Николая II в качестве подарка жене в 1906 году. Пасхальная фигура покрыта белой эмалью снизу, а сверху украшена золотым куполом. Подставка выполнена в виде Спасской башни Кремля, а через окошечки можно разглядеть интерьер собора. Сюрприз яйца представляет собой из золота, которая играет пасхальные мелодии. Эта музыка очень нравилась самому императору. «Московский Кремль» - одна из нескольких работ великого мастера, никогда не покидавших Россию. Сегодня шедевр можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

«Александровский дворец»

Украшенное золотом, драгоценными камнями, а также миниатюрными портретами детей Николая II, было подарено жене императора в 1908 году. Над каждым портретом алмазами выложены заглавные буквы имен цесаревичей. Сюрприз подарка - миниатюрная модель Александровского дворца, загородной резиденции Николая II. Дворец, выполненный из золота, серебра и укреплен на золотом столике. Сегодня работа хранится в Оружейной палате Кремля.

Сколько стоит яйцо Фаберже?

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 - 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов. Самым дорогим на сегодняшний день считается Коронационное яйцо. Выполненное из золота и алмазов, с сюрпризом в виде миниатюрной императорской кареты, оно было изготовлено для жены Николая II в 1896 году. Тогда его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Российский олигарх выкупил у семьи Форбс и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов.

Сколько стоят копии яиц Фаберже?

Существует немало поделок работ знаменитой фирмы. Некоторые из них сделаны талантливыми мастерами. Однако только именное клеймо Фаберже увеличивает рыночную стоимость изделия. В 1990 году в Нью-Йорке была даже организована выставка подделок ювелирных работ автора. Одна из подобных копий, яйцо «Курочка Кельха», была приобретена и Малькольмом Форбсом. Лишь через много лет исследователи смогли доказать истинное авторство работы. Сегодня копии работ известного мастера можно приобрести во многих интернет-магазинах. Визуально такие модели в точности повторяют работы Фаберже. Яйца, фото которых представлены здесь же, в этом случае можно приобрести гораздо дешевле. Стоимость копий «Курочки», «Ландышей» или «Московского Кремля», в зависимости от материала и сложности работы, колеблется от 1000 до 10 000 рублей. Интересен и тот факт, что в 2008 году было решено восстановить компанию Фаберже и начать производство новых коллекций знаменитых яиц. На данный момент новые изделия под знаменитой маркой выпускает талантливый французский мастер Фредерик Заави. Сегодня яйца Фаберже являются образцами высокого искусства и ценятся коллекционерами всего мира.

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашнию коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

Давайте посмотри, что же вернулось в Россию.

1. Самое дорогое и знаменитое яйцо - "Коронационное"

2. Самое первое простое императорское Яйцо с курочкой, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году

3. Немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год)

4. Скромное яйцо с розой (1895 год)

5. "Ландышевое" (1898 год)

6. "К 15-й годовщине коронации" (1911 год)

7. "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год)

8. Барочное "Петушок", которое Николай II подарил матери (1903 год)

9. Яйцо с орденом святого Георгия, единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год).

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора. Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.