Цифровая коллекция. Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Рисунок 1.7. Сайт «Единая коллекция ЦОР»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru) была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) (рис.1.7).

Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.

Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе.

Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы - и по современным стандартам, и в преподавании в соответствии с новыми стандартами. Все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе.

В Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов:

1. Информационные источники для системы образования:

· элементарные информационные источники (графическое изображение, текст-описание, фотоснимки);

· информационные источники простой структуры (учебный текст, тексты-объяснения);

· информационные источники сложной структуры – ИИСС (Гипертекст: в текст могут быть включены ссылки на ресурсы);

2. Информационные инструменты:

· инструменты учебной деятельности - ресурсы, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, звука и видео, компьютерных лабораторий.



· инструменты организации учебного процесса - ресурсы для методистов, учителей и школьных администраторов, использование которых позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контролировать и анализировать знания учащихся и хода учебного процесса и пр., т.е. осуществлять информатизацию процесса управления образовательным учреждением;

3. Учебно-методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов:

· инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК.

Демонстрационные материалы:

· плакат – иллюстрация (рис.1.8);

Рисунок 1.8. Плакат-иллюстрация

· плакат– схема (рис.1.9);

Рисунок 1.9. Плакат-схема

· интерактивная таблица (рис.1.10);

Рисунок 1.10. Интерактивная таблица

· презентации (рис.1.11);

Рисунок 1.11. Слайд презентации

· видеоролики (видеофрагменты, видеоэкскурсии, анимации) (рис.1.12);

Рисунок 1.12. Видеофрагмент

Материалы для практических занятий:

· задания-конструкторы (рис.1.13);


Рисунок 1.13. Задания-конструкторы

· задачи (рис.1.14);

Рисунок 1.14. Задачи по математике

Материалы для контроля и аттестации (рис.1.15)


Рисунок 1.15. Материалы для контроля и аттестации

На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рубрике «Инновационные учебные материалы» размещено несколько информационных источников сложной структуры. Рассмотрим некоторые из них.

ИУМК «Графика плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш») (рис. 1.16).

Рисунок 1.16. ИУМК «Графика плюс»

Основная цель этого ресурса – дать представление учащимся о технологиях цифрового видео, цифрового звука, 3-d моделирования, а также практические навыки обработки звука, видео и графики.

Комплекс охватывает следующие темы: основы компьютерной графики, представление цвета в компьютере, растровая графика цифровое видео, цифровой звук. В состав комплекса включено лицензионное программное обеспечение (рис. 1.17).

Рисунок 1.17. Заставка комплекса «Графика плюс

Информационный источник сложной структуры «Основы компьютерных сетей» (ЗАО «Е-Паблиш») поддерживает преподавание курса «Телекоммуникационные технологии» с помощью наборов анимированных аудиолекций, слайдов-иллюстраций, тестов и т.д.

В состав ресурса включены конструктор уроков для учителя, а также конструктор школьных сайтов (рис. 1.18).

Рисунок 1.18. Заставка ИИСС «Телекоммуникационные технологии»

В 2006 году был запущен портал «Еди н ая к оллек ц ия о б р азователь н ых р е сурсов » (www.school-collection.edu.ru), объединяющий ресурсы, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.

Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.

Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.

В основу рубрикации ресурсов портала положен стандарт, разработанный в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и использующийся для рубрикации широкого спектра размещаемых в хранилище материалов. Это обеспечивает информационную интеграцию с другими компонентами Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Каталог является основой рубрикации и навигации по ресурсам портала. Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

    Коллекции – включающий предметные коллекции, тематические коллекции и коллекцию ресурсов культурно-исторического назначения. Следует отметить, что особый интерес пользователей вызывают ресурсы последней коллекции из указанных (коллекции произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа).

    Инструменты – включает инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса: учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, тренажеры и т. д.

    Электронные издания – включает материалы энциклопедии «Кругосвет» (статьи, подборки справочных материалов) и статьи журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Школьная библиотека».

    Ресурсы учителей – предназначен для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов коллекции в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участниками образовательного процесса.

Важным направлением развития Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов является создание и поддержка функционирования региональных коллекций:

    комплектов ЦОР к учебникам, обеспечивающим региональную компоненту учебного плана;

    региональных тематических коллекций;

    ресурсов, разработанных учителями и методистами региона.

Региональные коллекции Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов созданы в следующих регионах РФ и городах: республиках Карелия, Марий Эл и Чувашия, Красноярском и Хабаровском краях, Ивановской, Новосибирской, Тверской, Челябинской и Ярославской областях, городах Новосибирск и Реутов Московской области и др.

Важным обстоятельством является то, что все цифровые образовательные ресурсы портала обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе. С целью соблюдения авторских и смежных прав доступ к ряду ресурсов возможен лишь с территории Российской Федерации.

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Цель работы заключалась в разработке научно-методических основ и концепции построения и функционирования децентрализованной системы образовательных ресурсов на базе системы хранилищ электронных образовательных ресурсов для создания единого информационного пространства с обеспечением доступа и распространения ресурсов от поставщика к потребителю.

Находится в открытом доступе с 2006 г.

  • «Каталог ресурсов» является основным средством навигации, предоставляющим доступ ко всем типам учебных материалов. Позволяет быстро найти необходимый ресурс благодаря разработанной рубрикации, основными осями которой являются «Класс» и «Предмет».
  • «Коллекции». Раздел содержит различные тематические и предметные коллекции. Особый интерес пользователей вызывают ресурсы, разработанные и поставленные крупнейшими хранителями культурно-исторического наследия России: ресурсы коллекций произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также предметов, представленных в залах экспозиции Государственного исторического музея.
  • «Инструменты». Раздел предоставляет пользователю различные инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса.
  • «Электронные издания». В разделе представлены цифровые копии научно-популярных журналов «Квант», «Наука и Жизнь», «Химия и Жизнь», а также материалы энциклопедии «Кругосвет».
  • «Региональные коллекции». Это система «зеркал» Единой коллекции в регионах, что дает возможность не только получить доступ к федеральным образовательным ресурсам, но и создать и разместить региональные ресурсы, тем самым обеспечить этно-культурные потребности участников образовательного процесса.
  • «Новости». В разделе освещаются события, связанные с образованием и наукой в Российской Федерации, а также отражаются публикации на сайте новых учебных материалов и коллекции.

В 2013 году были разработаны программные модули, позволяющие оптимизировать взаимодействие центрального (федерального) хранилища Единой коллекции электронных образовательных ресурсов и существующих региональных узлов, предоставляющих доступ к ресурсам региональных «зеркал» хранилища. Такими подключаемыми программными модулями являются:

  • репозитории,
  • модули обновления,
  • модули хранения электронных образовательных ресурсов,
  • модули передачи электронных образовательных ресурсов.

Единая коллекция ЦОР представляет собой один из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений России.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Работы по формированию коллекции осуществляются с марта 2005 года.

Создание коллекции ведется в двух направлениях:

  • создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
  • содержательное наполнение коллекции.

Организацией, выигравшей конкурс на создание хранилища коллекции ЦОР, является ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». В настоящее время разработаны: программное обеспечение и комплекс регламентов, обеспечивающих функционирование хранилища.

Адрес коллекции в Интернет: http://school-collection.edu.ru .

Сегодня в коллекции в открытом доступе находится около 42 тысяч цифровых образовательных ресурсов, включая:

  • пробные наборы ЦОР к учебникам и учебным планам;
  • ресурсы коллекции русской классической музыки;
  • ресурсы коллекции зарубежной классической музыки;
  • ресурсы коллекции зарубежной художественной литературы
  • материалы (задачи, анимационные ресурсы, видеозаписи лекций, конспекты разработок уроков, словарь-справочник) по математике;
  • интерактивные мультимедиа-ресурсы по естественным наукам;
  • видеоопыты по неорганической химии;
  • видеоопыты по органической химии;
  • электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант», журнал «Наука и жизнь», журнал «Химия и жизнь»;
  • аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;
  • ресурсы, разработанные в рамках ФЦП РЕОИС (учебные CD для общего образования и учебные CD для начального профессионального образования);
  • инструменты для организации и планирования учебного процесса (программы «1С: ХроноГраф Школа 2.5» для администрирования деятельности общеобразовательного учреждения и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования и оперативного управления учебным процессом).

Коллекция формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий. Помимо списков потребностей в рамках данного контракта разработан предметно-тематический рубрикатор, на основе которого осуществляется структуризация ресурсов коллекции, строится система навигации и поиска ЦОР.

В коллекции реализованы инструменты поиска ресурсов, позволяющие быстро найти различные виды материалов, которые рекомендуется использовать в определенном классе на уроках по выбранному предмету, теме.

Также реализована возможность осуществлять более точный поиск по широкому кругу параметров

Единая коллекция ЦОР будет включает следующие типы ресурсов:

  • информационные источники (например, оцифрованные тексты литературных произведений, цифровые копии произведений живописи, записи музыкальных произведений, модели физических и физических опытов),
  • информационные инструменты (например, текстовые графические, музыкальные редакторы, виртуальные лаборатории, интерактивные географические и исторические карты),
  • регламенты и нормативные документы (например, учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений)

Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Потенциальными пользователями коллекции будут выступать и другие субъекты образовательного процесса: родители, администраторы системы образования и пр.

В качестве источников пополнения коллекции выступают:

  • ресурсы, разрабатываемые и закупаемые в проекте ИСО,
  • ресурсы, поступающие из других источников (РЕОИС, ФЦПРО и др.),
  • ресурсы, передаваемые в коллекцию государственными организациями-правообладателями (музеями, архивами, библиотеками, фондами и пр.),
  • ресурсы, разрабатываемые учителями и региональные материалы.

Одним из важнейших источников пополнения коллекции могут стать массивы ЦОР, накопленные организациями-производителями цифровых образовательных ресурсов в ходе реализации федеральной целевой программы РЕОИС и собственной коммерческой деятельности. Эти объекты позволят заложить основу предметных коллекций по всем основным предметам базисного учебного плана, поэтому НФПК проводит переговоры с организациями-разработчиками ЦОР, целью которых является достижение соглашений об их передаче в Единую коллекцию.

Сайты для учителей начальной школы

Uroki.net (Для учителей начальной школы):http://www.uroki.net/docnach.htm

В помощь учителю: http://school-ppt.3dn.ru/

Внеклассные мероприятия к любому празднику: http://schoollessons.narod.ru/

Внеклассные мероприятия: http://school-work.net/

Газета "Педсовет", газета "Последний звонок", газета "Педагогическое творчество": http://www.ped-sovet.ru/Default.aspx

Журнал "Начальная школа": http://n-shkola.ru/

Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/

Методики раннего развития: http://www.7ya.ru/articles/2.aspx

Методическая копилка учителя: http://www.zanimatika.narod.ru/index.htm

Начальная школа: учись, играй, отдыхай: http://www.nachalka.info/about/

Образовательная система "Школа-2100" http://www.school2100.ru/

Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание: http://www.int-edu.ru/nachschool/soft.html

Открытый класс (Сетевое сообщество педагогов): http://www.openclass.ru/weblinks/25292

Педсовет су (педагогическое сообщество): http://www.pedsovet.su/

Презентации для учителей: http://prezentacya.my1.ru/

Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

Учительская газета: http://www.ug.ru/

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": http://festival.1september.ru/

http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)

http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.

http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.

http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.

http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.

http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству

http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование GeoMan.ru: Географическая энциклопедия

Архив учебных программ: http://rusedu.ru/

Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -

"Русский медвежонок":http://www.rm.kirov.ru/index.htm

"Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM

Познавательный портал: http://clow.ru/

Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/

Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html