Загадочная Эвенкия. Потерянная нация (37 фото)

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают.

Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится. Существует две теории происхождения эвенков. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток. Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально — «живущий в горных лесах народ» Сами себя они именуют скромно — орочоны, что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

По антропологическому типу эвенки — ярко выраженные монголоиды. Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию — от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч. В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии. История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века — ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом. В Российской империи власть придерживалась правила не совать свой нос во внутренние дела эвенков. Для них была разработана система самоуправления, в соответствии с которой эвенки были объединены в Урульгинскую Степную Думу с центром в селе Урульга. По традиции возглавляла эвенкийскую Думу династия князей Гантимуровых.

После революции, в 1930 году, был создан Эвенкийский национальный округ. Но коллективизация и насильственный перевод эвенков на оседлый образ жизни нанесли сильный удар по их хозяйственным и культурным традициям, поставив целый народ на грань вымирания.

Эвенки — настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они — великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Но волка эвенк не тронет — это его тотем. Ни один эвенк не оставит без внимания волчат, если они вдруг окажутся без родительской опеки.

В XV—XVI веках эвенки обучились оленеводству, став самыми северными в мире скотоводами. Недаром они говорят: «Наш дом — под Полярной Звездой». У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения: «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума. «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата. «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту. Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник - икэн, или эвин, посвященный наступлению лета - "появлению новой жизни" или "обновлению жизни". Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой.

Женщины еще и прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем. В честь гостя специально забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече. Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь. Традиционное жилище эвенков - чум - представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние - от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года. Основа традиционной пищи - мясо диких животных (у конных эвенков - конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью. Эвенкийский язык — точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы. Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. И не то ли это, что мы называем род?!

Опубликовал “Фотозарисовки из жизни жизни эвенков в Иркутской губернии в 1900-1930 годах” , однако большая часть этих фото запечатлела бурят и даже русских, уже плотно проживавших на территории, в те годы населенной в основном бурят-монголами. Тем не менее изображения обладают исторической ценностью и рассказывают, какими в действительности были люди разных народов, когда-то составивших одно большое государство.

1. Эвенкийские женщины

Две женщины эвенкийки в национальных костюмах.

Эвенки - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, рассказывает “Культурология”. По одной из версий их прародина находилась в районе южного Байкала, где из культура развивалась с палеолитической эпохи и распространялась на восток и на запад. Огромное значение у эвенков имеют родовые и промысловые культы. Так, культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей - за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.

Сегодня эвенки живут в основном в Иркутской и Амурской областях, Якутии и Красноярском крае, где их насчитывается 36 тысяч человек. Кроме России достаточно много эвенков живет в Монголии и Китае. В нашем обзоре фотографии, иллюстрирующие деревенскую жизнь в Иркутской губернии в 1900-1930 годах.

2. Буряты в национальной одежде

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур.

3. Бурят

Национальная одежда бурят изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

4. Бурятская семья

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле.

5. Мужчины зимой

Зимой буряты носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих и собачьих шкур.

6. Бурятка в национальной зимней одежде

Основным материалом для зимней женской одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями.

7. Женщина в зимней одежде

Женская зимняя одежда встречалась в виде ватного простроченного халата с маленьким воротником и запахом направо.

8. Крестьянская семья

Многодетная семья русского крестьянина.

9. Охотник с добычей

Бурят с добычей из ямы на волков. Наряду с капканами многие охотники-волчатники для добычи волков применяют различные ловушки-самоловы: ямы, петли.

10. Бурят, собравшийся на охоту

Охотник перед походом в лес на охоту.

11. Семья эвенков

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока.

12. Дети-эвенки

Дети тайги и тундры.

13. Гордость деревни

Школьники-пионеры.

14. Эвенки в своём жилище

Основным жилищем оленных эвенков был конический чум. Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.

15. Мужчина и женщина в зимних национальных костюмах

У забайкальских эвенков была очень популярна парка - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины.

Фотопроект литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса позволяет пролить свет на жизнь людей из бывшего автономного округа Эвенкия, где в непростых климатических условиях живут закаленные и трудолюбивые представители одного из многочисленных северных народов.

Плотность населения в этих землях - один человек на 50 км², одна из самых низких в мире

В Эвенкии зима - самый продолжительный и холодный сезон

Один олень - это 50–70 кг мяса. А олений язык - местный деликатес.
Популяция диких оленей составляет примерно 1 млн особей

Вес волка может доходить до 80 кг

Плато Путорана охватывает большую часть территории Эвенкии. На местном языке Путорана означает «плоская, как стол»

Работа на холоде требует большой подготовки. Каждый шаг должен быть просчитан

Каждая прорубленная дыра во льду - это час интенсивной работы







Экологически чистый ужин. Этот таймень, представитель самого крупного рода в семействе лососевых, мог бы дорасти до 2 м в длину и стать чьим-то желанным уловом



Большинство охотников имеют отдельные домики в той области, где они охотятся

Каждый домик площадью около 30 м² оснащен печкой

Лабас - так называется хижина, построенная на сваях. Сделано это для того, чтобы в дом не могли забраться дикие животные

Наиболее ценная часть оленьей шкуры - мех с его ног, он называется камус и продается по $10 за штуку



Вертолет Ми-8 совершает полеты раз в две недели - это единственный способ выбраться из поселения

Олег Тимофеевич - последний, живущий на озере Дипкун. Когда их дети были маленькими, Олег жил со своей женой Катериной. Однако, когда они достигли школьного возраста, Катерина переехала в столицу Эвенкии - Туру, чтобы они могли посещать школу

Деревня Чиринда. Ближайшая большая дорога проходит в 1000 км отсюда

Спиридон и его младшая сестра Алина. 12-летний мальчик глухонемой, он не ходит в школу и играет, как правило, один или с собакой









Александр, бывший художник, сейчас - смотритель АЗС. Александр получил сильное обморожение рук и потерял все пальцы, но ему приходится работать, так как дома его ждут шестеро детей

Вода, которой тушили пожар, сковала дом в Туре. Это обычное явление в условиях суровой зимы

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага - воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище, эвенкийка с легкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий.

Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой она же изготавливала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). У потомков пеших эвенков женщины ухаживали за оленями, а у амурских конных охотников - за лошадьми.

Также женщина вьючила караван и вела его по определенному маршруту на место стойбища. Для подобного путешествия ей было необходимо обладать хорошими навыками ориентирования на местности. Зимой ей приходилось самостоятельно расчищать площадку от снега, рубить жерди для чума и дрова для очага.

Женщины-охотницы

В малодетных семьях, кроме домашних дел, женщины и девушки промышляли пушного зверя. В своей монографии исследователь Василевич описывает случаи, когда женщины охотились на медведей, лосей и оленей. Также она рассказывает и о том, что среди эвенков бассейна Енисея и Манчжурии наблюдала женщин, занимавшихся столь нелегким промыслом до преклонного семидесяти-восьмидесятилетнего возраста, как пушной охотой до 100 лет.

К концу XIХ века женщины стали приносить в дом и денежный доход. Высокое скорняжное мастерство эвенкиек позволяло получать заказы на изготовление меховых изделий. Кедровые шишки и ягоды также были популярным товаром у русских соседей.

Эвенки-охотники, как правило, заключали браки со взрослыми девицами. Жена, имеющая опыт ведения домашнего хозяйства с «хорошим пальцем», всегда пользовалась заслуженным уважением. Влияние матриархальных устоев материнско-родового строя, при котором авторитет женщины в общине был непререкаем, со временем нивелировалось. Ведь мужчина был не только главным добытчиков в семье, но и защитником.

Мужчина - защитник

До XX века периодически возникали вооруженные столкновения с враждующими племенами по территориальным и имущественным разногласиям. Было множество и других причин, из-за которых мог разгореться конфликт. Например, кровная месть, обвинение шамана из чужого рода в смерти сородича или неудачное сватовство. Женщина не участвовала ни в военных конфликтах, ни в судебных спорах. Она не могла быть ни судьей, ни подсудимой.

У таежных эвенков нередко встречались полигамные браки, в которых несомненное преимущество принадлежало первой жене. Вторая и последующие жены были, как правило, дополнительными помощницами для ведения хозяйства. Исследователь Третьяков писал: "Тунгусы - язычники, смотря по состоянию, имеют иногда 2 и 3 жены, которые из ревности постоянно враждуют друг против друга, и через это вынуждают иногда тунгуса колотить их немилосердно". А Степанов в своих наблюдениях отмечал, что тунгусы "имеют по многу жен и живут как с друзьями, - часто предлагают жену другому охотнику на промысел".

Множество разнообразных обязанностей, лежавших на женских плечах, делало эвенкийку более независимой. Отношения между супругами обычно строились на дружбе, взаимной поддержке и уважении.

Независимая эвенкийка

Если они жили в семье мужа, то женщина могла называть по имени его младших родственников и шутить с ними, но при общении со старшими существовали ограничения. Она не должна была прямо смотреть на них, называть по имени, прикасаться к их вещам. Женщине приходилось прятать свои волосы и открытые участки тела.

Несмотря на множество запретов, эвенкийка всегда была полноправной участницей в обсуждении семейных дел. Как правило, главами семей были пожилые женщины, которые пользовались особым уважением и авторитетом. Необходимо подчеркнуть, что ограничения, в том числе связанные и с женской физиологией, были направлены на сохранение здоровья эвенкийки и ее потомства, а также на предупреждение неприятностей на охоте.

Например, во время «критических дней» женщине запрещалось переступать через место, на котором свежевали зверя, а также самой разделывать добычу. У эвенков, занимавшихся рыболовством, в этот период женщина не могла ни принимать участие в рыбалке, ни переправляться по реке поблизости. Мужу приходилось передавать жене рыбу из рук в руки, ведь ей было запрещено прикасаться к общему улову.

Василевич отмечала: «Беременной запрещалось трогать подвесной крюк для котла, чтобы ребенок не был дураком…После родов запрещалось есть…рыбу, чтобы ребенок не был слюнявым, голову тетерева, чтобы ребенок не качал головой, мясо с головы медведя, чтобы ребенок не кусался, мясо гагары, чтобы нос его не походил на гагарий клюв, мясо зайца, чтобы у ребенка не было «заячьих» выпуклых глаз. Ребенку, пока он не говорил, не давали сосать подколенное сухожилие оленя (индыкэн), чтобы колени не болели, и мясо медведя, чтобы не онемел».

Главное божество тоже женщина

Сильное влияние матриархата отразилось на роли женщины в религиозной обрядности. Ведь главное божество, весь видимый мир – Буга (Бува, Боа) представлялось эвенкам добродушной пожилой сгорбленной женщиной. Существовали и другие устойчивые зрительные воплощения женского образа в религиозном культе. Например, считалось, что хозяйками жизни и смерти были две женщины - солнце и луна.

У илимпийских эвенков солнце считалось хозяйкой неба, а луна - ее младшим братом. Наравне с мужчинами, женщина могла становиться служителем культа, посредником между миром людей и духов – шаманом. Испокон веков женщина считалась хранительницей очага, поэтому именно она совершала обряд кормления огня – имты. Обожествлённый дух огня представлялся эвенкам доброжелательным существом в образе старушки -«бабушки» (Эникэ).

Он был связующим звеном в общении с духом - хозяином тайги, который влиял на домашних и диких животных и определял человеческую судьбу. Перед каждой трапезой первый лучший кусок бросали в огонь со словами: «Такого же пошли». После чего каждый охотник «делился» с огнем едой из своей тарелки. Нельзя было оставлять нож, иглу острием к огню, чтобы не поранить ноги «бабушке», и бросать в огонь острые предметы, чтобы «бабушка не подавилась».

Обряд дарения-улганни, сакральный подтекст которого состоит в укреплении души и судьбы человека через мир природы. Его совершают преимущественно женщины, привязывая на ветки деревьев тряпичные ленточки. Женщина всегда ассоциировалось с началом новой жизни. Именно поэтому она являлась ключевой фигурой ритуала встречи и проводов перелетных птиц. Он был связан с бесконечной сменой жизни и смерти - круговоротом в природе.

Эвенки, чья история исчисляется не одним тысячелетием, и сегодня стараются придерживаться правил, установленных предками.

Эвенкия - сердце севера. Это суровые и долгие зимы, закаленные и трудолюбивые жители, жаркие летние дни с неповторимой, живописной природой вокруг. Представляю фотопроект литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса.

Плотность населения в этих землях - один человек на 50 км², одна из самых низких в мире

В Эвенкии зима - самый продолжительный и холодный сезон

Дикие олени мигрируют из страны, но потом возвращаются - каждый раз в одно и то же место.

Один из главных промыслов здесь - охота на оленей

Один олень - это 50–70 кг мяса. А олений язык - местный деликатес.

Популяция диких оленей составляет примерно 1 млн особей

Вес волка может доходить до 80 кг

Плато Путорана охватывает большую часть территории Эвенкии. На местном языке Путорана означает «плоская, как стол»

Работа на холоде требует большой подготовки. Каждый шаг должен быть просчитан

Каждая прорубленная дыра во льду - это час интенсивной работы

Экологически чистый ужин. Этот таймень, представитель самого крупного рода в семействе лососевых, мог бы дорасти до 2 м в длину и стать чьим-то желанным уловом

Большинство охотников имеют отдельные домики в той области, где они охотятся

Каждый домик площадью около 30 м² оснащен печкой

Лабас - так называется хижина, построенная на сваях. Сделано это для того, чтобы в дом не могли забраться дикие животные

Наиболее ценная часть оленьей шкуры - мех с его ног, он называется камус и продается по $10 за штуку

Вертолет Ми-8 совершает полеты раз в две недели - это единственный способ выбраться из поселения

Олег Тимофеевич - последний, живущий на озере Дипкун. Когда их дети были маленькими, Олег жил со своей женой Катериной. Однако, когда они достигли школьного возраста, Катерина переехала в столицу Эвенкии - Туру, чтобы они могли посещать школу

Деревня Чиринда. Ближайшая большая дорога проходит в 1000 км отсюда

Спиридон и его младшая сестра Алина. 12-летний мальчик глухонемой, он не ходит в школу и играет, как правило, один или с собакой

Александр, бывший художник, сейчас - смотритель АЗС. Александр получил сильное обморожение рук и потерял все пальцы, но ему приходится работать, так как дома его ждут шестеро детей

Вода, которой тушили пожар, сковала дом в Туре. Это обычное явление в условиях суровой зимы

В полярную ночь северное сияние становится дополнительным источником света

Охотникам часто приходится ездить на дальние расстояния, порой более чем за 100 км от дома

В самые холодные месяцы года - с ноября по май - в районе действует система зимников. Общая протяженность ледовых дорог и переправ в Эвенкии составляет около 4000 км

Трактор К-700, он же «Кировец», который давно снят с производства, до сих пор служит и выполняет функции грейдера благодаря импровизированному отвалу из старой гусеницы