Виды народных драматических произведений. Характерные особенности драмы как литературного рода

Драматические жанры - совокупность жанров , возникших и развивающихся в пределах драмы как литературного рода.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Драма - литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами

Как жанр драматургии драма складывается в середине 19 века. Это промежуточный жанр между комедией и трагедией.

Виды драмы (драматические жанры)

  • Трагедия

    Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи — в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины — или не сознавать ее долгое время — действуя либо по предначертаниям свыше (напр., античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр., Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом — его переоценка при неизбежном торжестве — вызывает в нас духовное просветление - катарсис.

    Герой всякого драматического произведения неуклонно стремится к своей цели: это устремление, единое действие, наталкивается на контр-действие окружающей среды. Не надо забывать, что трагедия развилась из религиозного культа; первоначальное содержание трагедии — сопротивление року, его убедительным и неизбежным предначертаниям, которых не могут обойти ни смертные, ни боги. Таково, напр., построение «Эдипа» Софокла. В христианском театре трагическое действие есть борьба с богом; таково, напр., «Поклонение Кресту» Кальдерона. В некоторых шекспировских трагедиях, напр., в «Юлии Цезаре», возрождается античный рок, судьба, в виде космических сил, принимающих грозное участие в драматической борьбе. В германских трагедиях, обычно, изображается нарушение закона божественного, германские трагедии религиозны — и религиозны по христиански. Таков в большинстве своих трагедий Шиллер (в «Разбойниках» — бог весьма часто принимает черты иудейские, здесь сказывается влияние Библии), Клейст, Геббель и др. Христианское мировоззрение чувствуется и в трагедийных эскизах Пушкина, как, напр., в «Пире во время чумы». «Драматическая вина» — нарушение норм определенного быта; «трагическая вина» — нарушение закона абсолютного. С другой стороны, возможна трагедия, развивающаяся в социально-государственном плане, лишенная пафоса религиозного в узком смысле этого слова; герой трагедии может бороться не с богом, но с «исторической необходимостью» и т. п.

    Герой социальной трагедии посягает на основные устои социальной жизни. Протест героя бытовой драмы вызван бытовыми условиями; в другой среде он может успокоиться. В обществе, где женщина равноправна с мужчиной, Нора Ибсена должна проявить большое спокойствие, напротив, герой социальной трагедии — как и всякой трагедии — при каких-угодно условиях — бунтарь. Он не находит себе места и рамках социальности. Таков, напр., Кориолан Шекспира; в любой среде должно проявиться его неукротимое высокомерие. Он восстает против непреложных требований гражданственности. Трагедии нет, если герой недостаточно силен.

    (Потому-то «Гроза» Островского — не трагедия. Катерина слишком слаба; едва ощутив свой грех, свою трагическую религиозную вину — она кончает с собой; она не в силах бороться с богом).

    Контр-действие других персонажей трагедии также должно быть максимально; все главные персонажи трагедии должны быть одарены чрезвычайной энергией и интеллектуальной остротой. Трагический герой действует без злого намерения — это третий обязательный признак трагедии. Эдипу его убийство и кровосмешение предначертано свыше; Макбет осуществляет предсказания ведьм. Герой трагедии — без вины виноватый, обреченный. При этом он человечен, он способен к глубокому страданию, он действует наперекор своим страданиям. Герои трагедии — богато одаренные натуры, находящиеся во власти своих страстей. Темы трагедии — мифологичны. В мифе выступает действенная первооснова человеческих отношений, не затемненная бытовыми наслоениями. Историческими образами трагедия пользуется, как образами народной легенды, а не как научным материалом. Ее интересует история — легенда, а не история — наука. Правда трагедии — правда страстей, а не точного реалистического изображения. Трагедия просветляет наше духовное сознание; помимо художественной образности ей присущ пафос философского проникновения. Трагедия неизбежно кончается гибелью героя. Его страсть направлена против самой судьбы и притом неукротима; гибель героя — единственный возможный исход трагедии. Однако, дерзновенная мощь героя возбуждает в нас моментами сочувствие, безумную надежду на его победу.

  • Драма (жанр)

    драма появляется в конце 18в. Это пьеса с современной бытовой тематикой. Отличие от мелодрамы в том, что драма не стремится разжалобить. Задача - обрисовать участок современной жизни со всеми деталями и показать некий недостаток, порок. Это может решать в комедийном характере. Драма модет смешиваться с мелодрамой.

  • Криминальная драма
  • Экзистенциальная драма
  • драма в стихах

  • Мелодрама

    появилась во Франции. Мелодрама - пьеса, которая прямо обращается к эмоциям зрителей, вызывая сострадание, страх, ненависть ипр. Несчастья, как правило, происходят из-за внешних причин: стихийных бедствий, внезапной смерти, злодеев, действующих из корыстных побуждений. В трагедии такой злодей раздвоен: он сомневается и мучается. В мелодраме человек целен и вовлечен в единый эмоциональный порыв. Сюжеты берутся из жизни обычных людей, финал, как правило, благополучный.

    Мелодрама есть драма, увлекающая не столько серьезностью драматической борьбы и детальным изображением быта, в котором эта борьба развивается, сколько остротой сценических положений. Острота сценических положений возникает отчасти как следствие сложных и эффектных обстоятельств (драматического узла), в которых возникает мелодрама, отчасти как следствие изобретательности и находчивости ее персонажей. Героев мелодрамы сажают в изолированную тюремную камеру, зашивают в мешок и бросают в воду (А. Дюма), и они все-таки спасаются. Иногда их спасает и счастливая случайность; авторы мелодрам в стремлении ко всем новым и новым эффектам, иногда сильно злоупотребляют такими случайными поворотами в судьбе своих героев. Главный интерес мелодрамы, таким образом, чисто фабулистический. Этот интерес часто усиливается в мелодрамах внезапными «узнаниями» (термин Аристотеля); многие герои мелодрамы долгое время действуют под вымышленным именем, драматическая борьба ведется между близкими родными, долгое время об этом не догадывающимися и т. п. В связи с поверхностным изображением быта, мелодрама развивается под знаком «трагической вины» (см. «Трагедия»). Однако, мелодрама далека, от трагедии, в ней нет духовного углубления; характеристики мелодрамы более схематичны, нежели во всяком другом драматическом произведении. В мелодраме часто встречаются злодеи, благородные авантюристы, беспомощно-трогательные персонажи («Две сиротки») и т. п.

  • иеродрама
  • мистерия
  • Комедия

    Комедия развилась из обрядового культа, имевшего серьезный и торжественный характер. Греческое слово κω?μος одного корня со словом κω?μη — деревня. Поэтому надо полагать, что эти веселые песни — комедии — появились в деревне. И действительно, у греческих писателей есть указания на то, что в деревнях возникли зачатки этого вида произведений, называвшиеся мимами (μι?μος, подражание). Этимологическое значение этого слова указывает уже и на тот источник, откуда получалось содержание для мимов. Если трагедия заимствовала свое содержание из сказаний о Дионисе, богах и героях, т.-е. из мира фантастики, то мим это содержание брал из бытовой жизни. Мимы распевались во время празднеств, приуроченных к известному времени года и связанных с посевом, жатвой, сбором винограда и т. п.

    Все эти бытовые песни были импровизациями шутливо-сатирического содержания, с характером злобы дня. Такие же дихарические песни, т.-е. с двумя певцами, известны были у римлян под именем ателлан и фесценник. Содержание этих песен было изменчивое, но, несмотря на эту изменчивость, они облеклись в определенную форму и составляли нечто целое, которое иногда входило в состав греческой тетралогии, состоящей из трех трагедий об одном герое («Орестейя» Эсхила состояла из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») и четвертой сатирической пьесы. Более или менее определенную форму в VI в. до Р. Х. В V в. до Р. Х., по словам Аристотеля пользовался известностью комик Хионид, от которого сохранились только названия некоторых пьес. Аристофан является т. о. продолжателем этого вида творчества. Аристофан хотя в своих комедиях и осмеивает Эврипида, своего современника, но свои комедии строит по тому же плану, который был развит Эврипидом в его трагедиях, и даже внешнее построение комедий ничем не отличается от трагедии. В IV в. до Р. Х. выдвигается у греков Менандр. . О Плавте мы уже сказали, так как его комедии подражают комедиям Менандра. В дополнение к этому прибавим, что у Плавта любовная интригаиграет важное значение. В комедиях Плавта и Терренция отсутствует хор; у Аристофана он имел более важное значение, чем в трагедии Эврипида и его предшественников. Хор в своих парабазисах, т.-е. отступлениях от развития действия, обращался к зрителям для толкования и уяснения им смысла диалогов действующих лиц. Следующим писателем после Плавта был Теренций. Он точно так же, как и Плавт, подражает Менандру и другому греческому писателю Аполлодору. Комедии Теренция предназначались не для массы, а для избранного аристократического общества, поэтому у него нет той непристойности и грубости, которую в изобилии находим у Плавта. Комедии Теренция отличаются нравоучительным характером. Если у Плавта отцы одурачиваются своими сыновьями, то у Теренция они являются руководителями семейной жизни. Обольщенные девушки у Теренция в противоположность Плавту выходят замуж за своих обольстителей. В ложноклассической комедии нравоучительный элемент (порок наказывается, добродетель торжествует) идет от Теренция. Кроме того, комедии этого комика отличаются большей тщательностью в обрисовке действующих лиц, чем у Плавта и Менандра, а также изяществом слога. В Эпоху Возрождения в Италии выработался особый вид комедии:

    COMMEDIA DELL’ARTE all’improvviso — комедия, разыгрываемая профессиональными итальянскими актерами не по писаному тексту, а по сценарию (итал. Scenario или soggetto) который намечает только вехи содержания сюжета, предоставляя самому актеру облекать роль в те слова, какие ему подскажет его сценический опыт, такт, находчивость, вдохновение или образование. Этот род игры расцвел в Италии около середины XVI в. Строго разграничить импровизированную комедию от литературной (sostenuta erudita) трудно: оба жанра находились в несомненном взаимодействии и отличались, главным образом, исполнением; написанная комедия превращалась иногда в сценарий и обратно, по сценарию писалась литературная комедия; между персонажами той и другой есть явное сходство. Но в импровизованной они еще более, чем в писаной, застыли в определенных, зафиксированных типах. Таковы жадный, влюбленный и неизменно одурачиваемый Панталоне; доктор Грациано, иногда юрист, иногда медик, ученый, педант, измышляющий невероятные этимологии слов (вроде pedante от pede ante, т. к. учитель заставляет учеников итти вперед); капитан, герой на словах и трус на деле,уверенный в своей неотразимости для любой женщины; кроме того, два типа слуг (zanni): один — умный и хитрый, мастер на всякую интригу (Педролино, Бригелла, Скапино), другой — придурковатый Арлекин или еще более глупый Медзетин, представители непроизвольного комизма. Несколько обособленно от всех этих комических фигур стоят любовники (innamorati). Каждый из актеров избирал себе какую-нибудь одну роль и оставался ей верен нередко всю жизнь; благодаря этому он сживался со своей ролью и достигал в ней совершенства, накладывая на нее отпечаток своей личности. Это мешало маскам окончательно застыть в неподвижности. Хорошие актеры имели большой запас собственных или заимствованных тирад (concetti), которые они держали в памяти, чтобы в подходящий момент использовать ту или другую, смотря по обстоятельствам и вдохновению. Любовники имели наготове concetti мольбы, ревности, упреков, восторгов и т. д.; многое они почерпали у Петрарки. В каждой труппе бывало около 10—12 актеров и соответственно в каждом сценарии столько же ролей. Различное сочетание этих почти неизменных элементов создает разнообразие сюжетов. Интрига обыкновенно сводится к тому, что родители из жадности или соперничества мешают молодым людям любить по своему выбору, но первый Zannt на стороне молодежи и, держа в руках все нити интриги, устраняет препятствия к браку. Форма почти без исключений трехактная. Сцена в C. d. arte, как и в литературной итальянской и древне-римской комедии, изображает площадь а выходящими на нее двумя или тремя домами действующих лиц, и на этой удивительной площади без прохожих происходят все разговоры, свидания.. В комедии масок нечего искать богатой психологии страстей, в ее условном мире правдивому отражению жизни нет места. Достоинство ее в движении. Действие развивается легко и быстро, без длиннот, при помощи обычных условных приемов подслушивания, переодевания, неузнавания друг друга в темноте и т. п. именно это перенял у итальянцев Мольер. Пора наивысшего расцвета комедии масок приходится на первую половину XVII в.

    К 19 веку большее значение приобретает комедия характеров.

    КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону, смешно всякое человеческое проявление, которое вследствие косности своей противоречит общественным требованиям. Смешна в живом человеке косность машины, автоматизм; ибо жизнь требует «напряженности» и «эластичности». Другой признак смешного: «Изображаемый порок не должен сильно задевать наших чувств, ибо смех несовместим с душевным волнением». Бергсон указывает на следующие моменты комедийного «автоматизма», вызывающего смех: 1) смешит «обращение с людьми, как с марионетками»; 2) смешит механизация жизни, сказывающаяся в повторных сценических положениях; 3) смешон автоматизм действующих лиц, слепо следующих за своей идеей. Однако, Бергсон упускает из виду, что всякое драматическое произведение, как комедия, так и трагедия, формируется единым, цельным стремлением главного действующего лица (или лица, ведущего интригу) — и что это стремление в своей непрерывной активности приобретает характер автоматизма. Признаки, указанные Бергсоном, мы находим и в трагедии. Не только Фигаро обращается с людьми, как с марионетками, но и Яго; однако, это обращение не смешит, а ужасает. Говоря языком Бергсона — «напряженность», лишенная «эластичности», гибкости — может быть трагична; сильная страсть — не «эластична». Определяя признаки комедии, следует отметить, что восприятие смешного изменчиво; то, что одного волнует, другого может смешить. Затем: есть весьма много пьес, где драматические (трагические) сцены и реплики чередуются с комедийными. Таковы, напр., «Горе от ума», некоторые пьесы Островского и т. д. Эти соображения не должны, однако, мешать установлению признаков комедии — комедийного стиля. Этот стиль не определяется теми целями, к которым направлены сталкивающиеся, борющиеся стремления действующих лиц: скупость может быть изображена в комедийном и трагедийном плане («Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина). Дон-Кихот смешон, несмотря на всю возвышенность своих стремлений. Драматическая борьба смешит, когда она не вызывает сострадания. Иначе говоря, персонажи комедии не должны страдать столь сильно, чтоб нас это задевало. Бергсон справедливо указывает на несовместимость смеха с душевным волнением. Комедийная борьба не должна быть жестокой, в комедии чистого стиля не должно быть ужасающих сценических положений. Как только герой комедии начинает страдать, комедия переходит в драму. Поскольку наша способность к состраданию связана с нашими симпатиями и антипатиями, можно установить следующее относительное правило: чем отвратительнее герой комедии, тем больше он может страдать, не вызывая в нас жалости, не выходя из комедийного плана. Самый характер героев комедии к страданию не предрасположен. Комедийный герой отличается либо крайней изворотливостью, быстрой находчивостью, спасающей его в самых двусмысленных положениях — как, напр., Фигаро — либо животной тупостью, избавляющей его от чрезмерно-острого сознания своего положения (напр, Калибан). К этой категории комедийных персонажей относятся все герои бытовой сатиры. Другой признак комедии: комедийная борьба ведется средствами неловкими, нелепыми или унизительными — или одновременно нелепыми и унизительными. Комедийную борьбу характеризуют: ошибочная оценка положения, неумелое распознавание лиц и фактов, приводящее к невероятным и длительным заблуждениям (напр., Хлестакова принимают за ревизора), беспомощное хотя бы и упорное сопротивление; хитрости неумелые, недостигающие цели — при том лишенные всякой щепетильности, средства мелкого обмана, лести, подкупа (напр., тактика чиновников в «Ревизоре»); борьба жалкая, нелепая, унизительная, шутовская (притом не жестокая) — таков чистый тип комедийной борьбы. Сильный эффект производит смешащая реплика, когда ее дает лицо смешное.

    Сила Шекспира в изображении Фальстафа именно в сочетании: смешной шутник. Комедия не волнует глубоко, однако, мы не мыслим жизни без смерти и страдания; поэтому, по тонкому замечанию Бергсона, комедия производит впечатление нереальное. Тем, более она нуждается в убедительной бытовой окраске, в частности, в хорошо разработанной характерности языка. Комедийная фантастика также отличается, если так можно выразиться, богатой бытовой разработкой: здесь выступают конкретные детали легенды, так сказать, быт мифологических существ (напр., сцены Калибана в «Буре» Шекспира). Однако, комедийные персонажи — не типы, подобные типам бытовой драмы. Поскольку комедию чистого стиля характеризует борьба сплошь неумелая и унизительная, ее персонажи не типы, а карикатуры, и чем они карикатурнее, тем ярче комедия. Смех враждебен слезам (Буало). Следует ещё добавить, что развязка комедийной борьбы, в виду ее нежестокого характера — не существенна. Комедийная победа пошлости, низости, тупости — поскольку мы победителей осмеяли, — нас мало трогает. Поражение Чацкого или Несчастливцева не вызывает в нас горечи; смех сам по себе является для нас удовлетворением. Поэтому в комедии допустима и случайная развязка — хотя бы путем вмешательства полиции. Но там, где поражение грозит кому-нибудь настоящим страданием (напр., Фигаро и его возлюбленной), такой финал, конечно, недопустим. Насколько в комедии развязка сама по себе несущественна, явствует из того, что есть комедии, где ее заранее можно предвидеть. Таковы бесчисленные комедии, где влюбленным мешают соединиться браком их жестокие и смешные родственники; здесь брачная развязка предопределена. Нас увлекает в комедии процесс осмеяния; впрочем, интерес повышается, если развязку трудно предвидеть. Развязка - положительная, счастливая.

    Различают:
    1) сатиру, комедию высокого стиля, направленную против пороков, опаснейших для общества,
    2) бытовую комедию, высмеивающую характерные недостатки определенного общества,
    3) комедию положений, развлекающую забавными сценическими положениями, лишенную серьезного общественного значения.

  • Водевиль

    Водевилем называют драматическое столкновение в комедийном плане (см. комедия). Если в комедии драматическая борьба не должна быть жестокой, то это еще в большей степени применимо к водевилю. Здесь, обычно, изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, напр., нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п. В связи с незначительностью нарушаемой нормы, водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению — иногда к одной сцене.

    История водевиля . Этимология этого слова (vaux-de-Vire, Вирская долина) дает указание на первоначальное зарождение этого вида драматического творчества (г. Вир находится в Нормандии); впоследствии это слово через искажение осмыслилось voix de ville — деревенский голос. Под водевилем стали понимать такие произведения, в которых явления жизни определяются с точки зрения наивных деревенских взглядов. Легкий характер содержания является отличительной чертой водевиля. Создателем водевиля, характеризующим эти произведения со стороны его содержания, был французский поэт XV века Ле-Гу, которого впоследствии смешали с другим поэтом Оливье Басселеном. Ле-Гу издал сборник стихов Vaux de vire nouveaux. Эти легкие шуточные песни в духе Ле-Гу и Басселена сделались в Париже достоянием широких городских масс, благодаря тому, что они на мосту Пон-Неф распевались бродячими певцами. В XVIII веке Лесаж, Фюзелье и Дорневаль в подражание этим водевильным песням стали составлять пьесы подобного же содержания. Текст водевилей сопровождается музыкой с начала второй половины XVIII века. Музыкальному исполнению водевилей содействовало то, что весь текст писался в стихах («Мельник» Аблесимова). Но скоро при самом исполнении водевилей артистами стали вноситься в текст в прозаической форме изменения — импровизации на текущие злобы дня. Это дало возможность самим авторам чередовать стих с прозой. С этого времени начинается разветвление водевиля на два вида: на собственно водевиль и оперетту. В водевиле преобладает разговорная речь, а в оперетте — пение. Впрочем, оперетта стала отличаться и по своему содержанию от водевиля. После этой дифференциации водевиля за ним остается сначала шутливое изображение жизни вообще городского сословия, а потом среднего и мелкого чиновничества.
  • Фарс

    фарсом называют, обычно, комедию, в которой герой нарушает социально-физические нормы общественной жизни. Так в «Лизистрате» Аристофана героиня стремится принудить мужчин к прекращению войны, побуждая женщин отказывать им в любовных ласках. Так, Арган («Мнимый больной» Мольера) приносит интересы своей семьи в жертву интересам своего мнимо-больного желудка. Область фарса есть по преимуществу эротика и пищеварение. Отсюда с одной стороны чрезвычайная опасность для фарса — впасть в сальную пошлость, с другой — чрезвычайная острота фарса, непосредственно задевающего наши жизненные органы. В связи с физической стихией фарса, сценически его, естественно, характеризует изобилие внешне-действенных движений, столкновений, объятий, драк. Фарс по природе своей периферичен, эксцентричен — это эксцентрическая комедия.

    История фарса . Фарсы развились из бытовых сцен, введенных как независимые интермедии в средневековые пьесы религиозного или моралистического характера. Фарсы поддерживали традицию комических представлений, идущую от греко-римской сцены, и постепенно преобразовались в комедию новых веков, сохранившись в качестве особого вида легкой комедии. Исполнителями фарсов в прежние времена были обыкновенно любители.

У драматургии есть свои преимущества перед эпосом. Здесь нет авторского комментария. Такое построение дает иллюзию объективности. Реакция зрителя всегда боле эмоциональна, чем реакция читателя. Действие непрерывно, темп восприятия диктуется спектаклем. Главное воздействие драматического рода - эмоциональное. С древних времен существует понятие катерсиса - своеобразного «очищение» страхом и состраданием.

Приметой драматического рода вообще является конфликт , на котором построено действие. Его можно определить как «противоположно направленные человеческие воли». В драме цель никогда не достигается спокойно. Препятствия могут быть как материальными так и психологическими. Конфликт зависит не только от воли драматурга, но и от социальной реальности.

Конец 19 века - европейская Новая драма . Представители: Матерлинк, Гауптман, Чехов. Их новаторство в том, что в пьесах устраняется внешний конфликт. Однако остается устойчивое конфликтное состояние.

Драма означает «действие», последовательность изображаемых событий в зависимости от поступков героев. Действием является любое изменение на сцене, в т.ч. и психологическое. Действие связано с конфликтом

Слова в драме не похожи на эпические, здесь они - часть действия, изображение поступков. Слово стремится стать действием. Перформатив - особый вид высказывания, в котором слово совпадает с поступком. («Я объявляю войну», «Я проклинаю»). Слово в театре всегда на кого-то направлено = реплика. Либо сама является ответом на чью-то речь. Непрерывный диалог создает эффект реальности.

В драме, в отличие от эпоса, невозможна передача мыслей и чувств героев от лица автора. О них мы узнаем только из монологов и диалогов, либо из автохарактеристик, либо из характеристик других действующих лиц.

В 20 веке драма стремится сблизиться с эпосом. В «Эпическом театре» Бертольда Брехта в конце пьесы - прямая оценка: момент, когда актеры снимают маски. Таким образом, актер не сливается с героем. Зритель здесь должен не сопереживать герою (как в классической драме), а думать.

Эпос отличается от драмы сюжетностью, работой с героями; эпос тяготеет к монологу, драма - к диалогу.

Статья В.Е. Хализева:

Драматические произведения, как и эпические воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен «закону развивающегося действия», но в драме отсутствуют повествовательно-описательное изображение. (за искл. редких случаев, когда в драме есть пролог).

Авторская речь вспомогательна и эпизодична. Список действующих лиц, иногда с краткими характеристиками; обозначения времени и места действия; описание сценической обстановки; ремарки. Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной текст - цепь высказываний персонажей, состоящая из реплик и монологов => ограниченный набор изобразительных средств, по сравнению с эпосом.

Время действия в драме должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Цепь диалогов и монологов дает иллюзию настоящего времени. «Все повествовательные формы, - писал Шиллер, - переносят настоящее в прошедшее, все драматические делают прошедшее настоящим.

Назначение драмы, по словам Пушкина - «действовать на множество, занимать его любопытство», а ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное <…>народ требует сильных ощущений<…> смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим искусством».

Особенно тесными узами связан драматический род со смеховой сферой, ибо театр упрочивается и развивается в рамках массовых празднеств, в атмосфере игры и веселья.

Драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Ее образность, как правило, оказывается гиперболической, броской, театрально яркой (за это, например, Толстой упрекал Шекспира?).

В 19 - 20 вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее яркими. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма», создателями которой являлись Дидро и Лессинг. Произведения крупнейших русских драматургов 19 - 20 в. - Островского, Горького, Чехова - отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. И все же, в их творчестве сохраняются психологические и речевые гиперболы.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи. Условны реплики «в сторону» , которые как бы для других, не находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителю, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, являющие собой чисто сценический прием вынесения наружу речи внутренней. Речь в драматическом произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской. Поэтому отчасти прав Гегель, рассматривающий драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).

Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Но драматическое произведение далеко не всегда воспринималось публикой читающей. Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно, на протяжении ряда столетий и завершилась совсем недавно: в 18 - 19 вв. Всемирно значимые образцы драматургии (от античности и до 18 в.) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства. Ни Шекспир, ни Мольер не воспринимались современниками как писатели. «Открытие» в 18 веке Шекспира как великого драматического поэта сыграло решающую роль в предназначении драмы не только для постановки, но и для чтения. В 19 веке литературные достоинства пьесы порой ставились выше сценических. Получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения). Таковы «Фауст» Гете, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина. Драмы, создаваемые для чтения часто являются потенциально сценическими.

Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческими достоинствами: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется, нередко конкретизируется и обобщается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра первостепенно важен принцип верности прочтения литературы. Режиссер и актеры призваны донести поставленное произведение до зрителя с максимально возможной полнотой. Верность сценического прочтения имеет место там, где актеры глубоко постигают литературное произведение в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях и сопрягают его в качестве людей своей эпохи с собственными взглядами и вкусами.

В классической эстетике 18 - 19 вв., в частности у Гегеля, Белинского, драма (особенно трагедия) рассматривается в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии». Целый ряд эпох и в самом деле запечатлел себя по преимуществу в драматическом искусстве. Эсхил и Софокл в период рабовладельческой демократии, Мольер, Корнель и Расин в пору классицизма.

Вплоть до 18 века драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой воспроизведения жизни в пространстве и времени. Причины:

И хотя в 19 - 20 веке на авансцену выдвинулся социально-психологический роман &ndash жанр эпического рода литературы, драматическим произведениям по-прежнему принадлежит почетное место.

Драма - литературный род (наряду с эпосом и лирикой), предполагающий создание художественного мира для сценического воплощения в спектакле. Как и эпос, воспроизводит объективный мир, то есть людей, вещи, явления природы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1. Драма - самый древний род литературы, из той же древности исходит его главное отличие от других - синкретизм, когда разные виды искусства объединены в одном (синкретизм древнего творчества - в единстве художественного содержания и магии, мифологии, морали).

2. Драматические произведения - условны.

Пушкин говорил: "Из всех родов сочинений самые неправдоподобные - драматические".

3. В основе драмы лежит конфликт, событие, разыгрываемое действием. Сюжет образуют события и действия людей.

4. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драма не только словесное (реплики "в сторону"), но и постановочное действо, поэтому важна речь героев (диалоги, монологи). Еще в античной трагедии важную роль играли хоры (выпевая мнение автора), а в классике эту роль выполняли резонёры.

"Нельзя быть драматургом, не обладая красноречием" (Дидро).

"Действующие лица в хорошей пьесе должны говорить афоризмами. Эта традиция идёт издавна" (М. Горький).

5. Как правило, драматическое произведение предполагает сценические эффекты, быстроту действия.

6. Особый драматический характер: необычный (осознанные намерения, сформировавшиеся мысли), сложившийся характер, в отличие от эпического.

7. Драматические произведения - небольшие по объёму.

Бунин заметил по этому поводу: "Приходится сжимать мысль в точные формы. А ведь это так увлекательно!".

8. В драме создаётся иллюзия полного отсутствия автора. От авторской речи в драме остаются только ремарки - краткие указания автора на место и время действия, на мимику, интонацию и т.п.

9. Поведение персонажей - театральное. В жизни так себя не ведут, и так не говорят.



Вспомним неестественность супруги Собакевича: "Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: "Прошу!" и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью, ни носом.".

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА СЮЖЕТА ЛЮБОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ЭКСПОЗИЦИЯ - представление героев; ЗАВЯЗКА – столкновение; РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - набор сцен, развитие идеи; КУЛЬМИНАЦИЯ - апогей конфликта; РАЗВЯЗКА.

Драматический род литературы имеет три основных жанра: трагедию, комедию и драму в узком смысле этого слова, но в нем есть и такие жанры, как водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Трагедия (греч. tragoidia, букв. - козлиная песнь) - «драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики...»

В трагедии изображается действительность как сгусток внутренних противоречий, в ней вскрываются конфликты реальности в предельно напряженной форме. Это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя. Так, в столкновении с миром преступлений, лжи и лицемерия трагически гибнет носитель передовых гуманистических идеалов датский принц Гамлет, герой одноименной трагедии У. Шекспира. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера.

Жанр трагедии имеет длинную историю. Он возник из религиозных культовых обрядов, являлся сценическим разыгрыванием мифа. С появлением театра трагедия сформировалась как самостоятельный жанр драматического искусства. Создателями трагедий были древнегреческие драматурги V в. до н. э. Софокл, Еврипид, Эсхил, оставившие ее совершенные образцы. Они отразили трагическое столкновение традиций родового строя с новым общественным порядком. Эти конфликты воспринимались и изображались драматургами преимущественно на мифологическом материале. Герой античной трагедии оказывался втянутым в неразрешимый конфликт или по воле властного рока (судьбы), или по воле богов. Так, герой трагедии Эсхила «Прометей прикованный» страдает потому, что нарушил волю Зевса, когда подарил огонь людям и научил их ремеслам. В трагедии Софокла «Царь Эдип» герой обречен быть отцеубийцей, жениться на собственной матери. Античная трагедия обычно включала пять актов и строилась с соблюдением «трех единств» - места, времени, действия. Трагедии писались стихами и отличались возвышенностью речи, ее героем был «высокий герой».

Комедия, как и трагедия, зародилась еще в Древней Греции. «Отцом» комедии считается древнегреческий драматург Аристофан (V-IV вв. до н. э.). В своих произведениях он высмеивал алчность, кровожадность и безнравственность афинской аристократии, ратовал за мирную патриархальную жизнь («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»).

В России народная комедия существовала издавна. Выдающимся комедиографом русского Просвещения был Д.Н. Фонвизин. Его комедия «Недоросль» беспощадно осмеяла «барство дикое», царящее в семье Простаковых. Писал комедии И.А. Крылов («Урок дочкам», «Модная лавка»), высмеивая преклонение перед иностранцами.

В XIX в. образцы сатирической, социальной реалистической комедии создают А.С. Грибоедов («Горе от ума»), Н.В. Гоголь («Ревизор»), А.Н. Островский («Доходное место», «Свои люди - сочтемся» и др.). Продолжая традиции Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылин в своей трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») показал, как чиновничество «облегло» всю Россию, принося ей беды, сравнимые с ущербом, нанесенным татаро-монгольским игом и нашествием Наполеона. Известны комедии М.Е. Салтыкова-Щедри- на («Смерть Пазухина») и А.Н. Толстого («Плоды просвещения»), которые в чем-то приближались к трагедии (в них есть элементы трагикомедии).

Трагикомедия отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Мироощущение, лежащее в ее основе, связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Переоценка моральных устоев ведет к неуверенности и даже отказу от них; субъективное и объективное начала размыты; неясное понимание реальности может вызывать интерес к ней или полное безразличие и даже признание алогичности мира. Трагикомическое мироощущение в них доминирует в переломные моменты истории, хотя трагикомическое начало присутствовало уже в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион»).

Драма - это пьеса с острым конфликтом, который и отличие от трагического не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она с троится на современном, а не на античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против своей судьбы, обстоятельств. Отличие драмы от трагедии - в сущности конфликта: конфликты трагического плана неразрешимы, ибо разрешение их не зависит от личной воли человека. Трагический герой оказывается в трагической ситуации невольно, а не из-за совершенной им ошибки. Драматические конфликты в отличие от трагических не являются непреодолимыми. В основе их лежит столкновение персонажей с такими силами, принципами, традициями, которые противостоят им извне. Если герой драмы гибнет, то его смерть во многом - акт добровольного решения, а не результат трагически безысходного положения. Так, Катерина в «Грозе» А. Островского, остро переживая, что она нарушила религиозные и нравственные нормы, не будучи в силах жить в гнетущей обстановке дома Кабановых, бросается в Волгу. Такая развязка не была обязательной; препятствия на пути сближения Катерины и Бориса нельзя считать непреодолимыми: бунт героини мог бы окончиться и по-другому.

Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Обычно герой погибает («Ромео и Джульетта», «Гамлет» Шекспира). Трагедия возникла в древней Греции, название происходит от народного представления в честь бога виноделия Диониса. Исполнялись пляски, песни и сказания о его страданиях, в завершение которых в жертву приносился козел.

Комедия (от гр. comoidia. Comos - веселая толпа и ode - песня) - вид драматическою произволения, в котором изображается комическое в социальной жизни, поведении и характере людей. Различают комедию ситуаций (интриги) и комедию характеров.

Драма - вид драматургии, промежуточный между трагедией и комедией («Гроза» А. Островского, «Украденное счастье» И. Франко). Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей

Мистерия (от гр. mysterion - таинство, религиозная служба, обряд) -жанр массового религиозною театра эпохи позднего Средневековья (XIV-XV вв.), распространенный в странах Западной Нвротты.

Интермедия (от лат. intermedius - то, что находится посередине) -небольшая комическая пьеса или сценка, которая исполнялась между действиями основной драмы. В современном эстрадном искусстве существует как самостоятельный жанр.

Водевиль (от фр. vaudeville) легкая комическая пьеса, в которой драматическое дейст пне соединяется с музыкой и танцами.

Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и морально-дидактической тенденцией. Типическим для мелодрамы является «счастливый конец», торжество положительных героев. Жанр мелодрамы был популярным в XVIII- XIX веках, позже приобрел негативную репутацию.

Фарс (от лат. farcio начинаю, наполняю)- западноевропейская народная комедия XIV - XVI веков, которая произошла от веселых обрядовых игр и интермедий. Фарсу присущи основные признаки народных представлений массовость, сатирическая направленность, грубый юмор. В новое время этот жанр вошел в репертуар театров малой формы.

Как было отмечено, способы литературного изображения нередко смешиваются внутри отдельных видов и жанров. Это смешение бывает двоякого рода: в одних случаях имеет место как бы вкрапление, когда основные родовые признаки сохраняются; в других родовые начала уравновешиваются, и произведение нельзя отнести ни к эпосу, ни клирике, ни к драме, в результате чего их называют смежными или смешанными образованиями. Чаще всего смешиваются эпос и лирика.

Баллада (от прованс. ballar - танцевать) - небольшое стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом любовного, легендарно-исторического, героико-патриотического или сказочного содержания. Изображение событий сочетается в ней с ярко выраженным авторским чувством, эпос соединяется с лирикой. Жанр получил большое распространение в эпоху романтизма (В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Т. Шевченко и др.).

Лиро-эпическая поэма - стихотворное произведение, в котором, по словам В. Маяковского, поэт рассказывает о времени и о себе (поэмы В.Маяковского, А. Твардовского, С. Есенина и др.).

Драматическая поэма - произведение, написанное и диалогической форме, но не предназначенное для постановки на сцене. Образцы этот жанра: «Фауст» Гете, «Каин» Байрона, «В катакомбах» Л. Украинки и др.

Которая позволяет в кратком сюжете показать конфликты общества, чувства и взаимоотношения героев, раскрыть нравственные вопросы. Трагедия, комедия и даже современные скетчи - все это разновидности этого искусства, возникшего еще в Древней Греции.

Драма: книга со сложным характером

В переводе с греческого слово "драма" означает "действовать". Драма (определение в литературе) - это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа - через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже - монологов или полилогов.


В 60-е годы появляется хроник как драма. Примеры произведений Островского "Минин-Сухорук", "Воевода", "Василиса Мелентьевна" - это ярчайшие примеры этого редкого жанра. Этими же достоинствами отличаются трилогия графа А. К. Толстого: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Феодор Иоаннович" и "Царь Борис", а также хроники Чаева ("Царь Василий Шуйский"). Трескучая драма присуща работам Аверкина: "Мамаево побоище", "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве", "Каширская старина".

Современная драматургия

Сегодня драматургия продолжает развиваться, но при этом строится по всем классическим законам жанра.

В сегодняшней России драма в литературе - это такие имена, как Николай Эрдман, Михаил Чусов. По мере того как стираются границы и условности, на первый план выходят лирические и конфликтные темы, которые затрагивают Уистен Оден, Томас Бернхард и Мартин МакДонах.

За тысячелетия культурного развития человечеством создано бесчисленное множество литературных произведений, среди которых можно выделить некоторые основные типы, схожие способом и формой отражения представлений человека об окружающем мире. Это три рода (или вида) литературы: эпос, драма, лирика.

Чем же отличается каждый род литературы?

Эпос как род литературы

Эпос (epos - греч., повествование, рассказ) - это изображение событий, явлений, процессов, внешних по отношению к автору. Эпические произведения отражают объективное течение жизни, человеческое бытие в целом. Используя различные художественные средства, авторы эпических произведений выражают свое понимание исторических, социально-политических, нравственных, психологических и многих других проблем, которыми живет человеческое общество в целом и каждый его представитель в частности. Эпические произведения обладают значительными изобразительными возможностями, тем самым они помогают читателю познавать окружающий мир, осмыслять глубинные проблемы человеческого бытия.

Драма как род литературы

Драма (drama - греч., действие, действо) - это род литературы, главной особенностью которого является сценичность произведений. Пьесы, т.е. драматические произведения, создаются специально для театра, для постановки на сцене, что, конечно, не исключает их существования в виде самостоятельных художественных текстов, предназначенных для чтения. Как и эпос, драма воспроизводит взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие между ними конфликты. Но в отличие от эпоса, который имеет повествовательную природу, драма имеет диалогическую форму.

С этим связаны особенности драматических произведений :

2) текст пьесы состоит из разговоров героев: их монологов (речь одного героя), диалогов (разговор двух персонажей), полилогов (одновременный обмен репликами нескольких участников действия). Именно поэтому речевая характеристика оказывается одним из самых важных средств создания запоминающегося характера героя;

3) действие пьесы, как правило, развивается довольно динамично, интенсивно, как правило, ему отводится 2-3 часа сценического времени.

Лирика как род литературы

Лирика (lyra - греч., музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения, песни) отличается особым типом построения художественного образа - это образ-переживание, в котором воплощен индивидуальный эмоционально-духовный опыт автора. Лирику можно назвать самым таинственным родом литературы, потому что она обращена к внутреннему миру человека, его субъективным ощущениям, представлениям, идеям. Иными словами, лирическое произведение служит в первую очередь индивидуальному самовыражению автора. Возникает вопрос: почему же читатели, т.е. другие люди, обращаются к таким произведениям? Все дело в том, что лирик, говоря от своего имени и о себе, удивительным образом воплощает универсальные человеческие эмоции, представления, надежды, и чем значительнее личность автора, тем важнее его индивидуальный опыт для читателя.

Каждый род литературы имеет еще и свою систему жанров.

Жанр (genre - франц. род, вид) - исторически сложившийся вид литературных произведений, обладающий схожими типологическими чертами. Названия жанров помогают читателю ориентироваться в безбрежном море литературы: кто-то любит детективы, другой предпочитает фэнтези, а третий - поклонник мемуаров.

Как определить, к какому жанру принадлежит конкретное произведение? Чаще всего сами авторы помогают нам в этом, называя свое творение романом, повестью, поэмой и т.п.. Однако некоторые авторские определения кажутся нам неожиданными: вспомним, что А.П. Чехов подчеркивал, что «Вишневый сад» - это комедия, а вовсе не драма, а А.И. Солженицын считал «Один день Ивана Денисовича» рассказом, а не повестью. Русскую литературу некоторые литературоведы называют собранием жанровых парадоксов: роман в стихах «Евгений Онегин», поэма в прозе «Мертвые души», сатирическая хроника «История одного города». Много споров было относительно «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Сам писатель сказал лишь о том, чем его книга не является: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И только в XX веке литературоведы договорились называть гениальное творение Л.Н. Толстого романом-эпопеей.

Каждый литературный жанр обладает рядом устойчивых признаков, знание которых позволяет нам отнести конкретное произведение в ту или иную группу. Жанры развиваются, видоизменяются, отмирают и рождаются, например, буквально на наших глазах возник новый жанр блога (web loq англ. сетевой журнал) - личного интернет-дневника.

Однако вот уже на протяжении нескольких столетий существуют устойчивые (их еще называют каноническими) жанры

Литературы литературных произведений - см. табл.1).

Таблица 1.

Жанры литературных произведений

Эпические жанры литературы

Эпические жанры в первую очередь отличаются объемом, по этому признаку их делят на малые (очерк, рассказ, новелла, сказка, притча ), средние (повесть ), крупные (роман, роман-эпопея ).

Очерк - небольшая зарисовка с натуры, жанр одновременно описательный и повествовательный. Многие очерки создаются на документальной, жизненной основе, часто они объединяются в циклы: классический образец - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Лоренса Стерна, в русской литературе - это «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищева, «Фрегат Паллада» (1858) И. Гончарова» «Италия» (1922) Б. Зайцева и др.

Рассказ - малый повествовательный жанр, в котором обычно изображается один эпизод, происшествие, человеческий характер либо важный случай из жизни героя, который повлиял на его дальнейшую судьбу («После бала» Л. Толстого). Рассказы создаются как на документальной, часто автобиографической основе («Матрёнин двор» А. Солженицына), так и благодаря чистому вымыслу («Господин из Сан-Франциско» И. Бунина).

Интонация и содержание рассказов бывают очень разными - от комических, курьезных (ранние рассказы А.П. Чехова») до глубоко трагических («Колымские рассказы» В. Шаламова). Рассказы, как и очерки, часто объединяются в циклы («Записки охотника» И. Тургенева).

Новелла (novella итал. новость) во многом сродни рассказу и считается его разновидностью, но отличается особым динамизмом повествования, резкими и часто неожиданными поворотами в развитии событий. Нередко повествование в новелле начинается с финала, строится по закону инверсии, т.е. обратного порядка, когда развязка предшествует основным событиям («Страшная месть» Н. Гоголя). Эта особенность построения новеллы будет позднее позаимствована детективным жанром.

У слова «новелла» есть еще одно значение, которое необходимо знать будущим юристам. В Древнем Риме словосочетанием «novellae leges» (новые законы), называли законы, вводимые после официальной кодификации права (после выхода Кодекса Феодосия II в 438 г.). Новеллы Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода римских законов (Corpus iuris civillis). В современную эпоху новеллой называют закон, вносимый на рассмотрение парламента (иначе говоря, проект закона).

Сказка - самый Древний из малых эпических жанров, один из главных в устном творчестве любого народа. Это небольшое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, где явно подчеркивается вымысел. Другая важная черта фольклорной сказки - ее назидательный характер: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Народные сказки принято делить на волшебные («Сказка о царевне-лягушке»), бытовые («Каша из топора») и сказки о животных («Заюшкина избушка»).

С развитием письменной литературы возникают литературные сказкиу в которых используются традиционные мотивы и символические возможности народной сказки. Классиком жанра литературной сказки по праву считают датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875), его замечательные «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Тень», «Дюймовочка» любимы многими поколениями читателей как совсем юных, так и вполне зрелого возраста. И это далеко не случайно, ведь сказки Андерсена - это не только необыкновенные, а порой и странные приключения героев, в них содержится глубокий философский и нравственный смысл, заключенный в прекрасных символических образах.

Из европейских литературных сказок XX века классикой стал «Маленький принц» (1942) французского писателя Ан-туана де Сент-Экзюпери. А знаменитые «Хроники Нарнии» (1950 - 1956) английского писателя Кл. Льюиса и «Властелин колец» (1954-1955) тоже англичанина Дж. Р. Толкина написаны в жанре фэнтезЫу который можно назвать современной трансформацией древней фольклорной сказки.

В русской литературе непревзойденными, конечно же, остаются сказки А.С. Пушкина: «О мертвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане...», «О золотом петушке», «О попе и работнике его Балде». Заме нательным сказочником был П. Ершов - автор «Конька-Горбунка». Е. Шварц в XX веке создает форму пьесы-сказки, одна из них «Медведь» (другое название «Обыкновенное чудо») хорошо известна многим благодаря замечательному фильму режиссера М. Захарова.

Притча - также очень Древний фольклорный жанр, но, в отличие от сказки, притчи содержали письменные памятники: Талмуд, Библия, Коран, памятник сирийской литературы «Поучение Акахаре». Притча - это произведение поучительного, символического характера, отличается возвышенностью, серьезностью содержания. Древние притчи, как правило, невелики по объему, в них нет подробного рассказа о событиях или психологических особенностях характера героя.

Цель притчи - назидание или, как говорили когда-то, научение премудрости. В европейской культуре наиболее известными являются притчи из Евангелий: о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о безумном богаче и другие. Христос часто говорил с учениками иносказательно, а если они не понимали смысл притчи, разъяснял ее.

Многие писатели обращались к жанру притчи, не всегда, конечно, вкладывая в нее высокий религиозный смысл, скорее пытаясь в иносказательной форме выразить некое моралистическое назидание, как, например, Л. Толстой в своем позднем творчестве. Понеси. В. Распутина - Прощание с Матерой» также можно назвать развернутой притчей, в которой писатель с тревогой и скорбью говорит о разрушении «экологии совести» человека. Повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя многие критики также причисляют к традиции литературной притчи. Известный современный бразильский писатель Пауло Коэльо в своих романах и повестях также использует притчевую форму (роман «Алхимик»).

Повесть - средний литературный жанр, широко представленный в мировой литературе. В повести изображается несколько важных эпизодов из жизни героя, как правило, одна сюжетная линия и небольшое количество действующих лиц. Повестям свойственна большая психологическая насыщенность, автор сосредоточен на переживаниях и смене настроений героев. Очень часто главной темой повести становится любовь главного героя, например, «Белые ночи» Ф. Достоевского, «Ася» И. Тургенева, «Митина любовь» И. Бунина. Повести также могут объединяться в циклы, особенно написанные на автобиографическом материале: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» А. Горького. Интонации и темы повестей отличаются огромным разнообразием: трагичные, обращенные к острым социальным и нравственным вопросам («Все течет» В. Гроссмана, «Дом на Набережной» Ю. Трифонова), романтические, героические («Тарас Бульба» Н. Гоголя), философские, притчевые («Котлован» А. Платонова), озорные, комические («Трое в лодке, не считая собаки» английского писателя Джерома К. Джерома).

Роман (готап франц. первоначально, в позднее Средневековье, всякое произведение, написанное на романском языке, в противоположность тем, что были написаны на латыни) - крупное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельного человека. Роман - самый сложный эпический жанр, который отличается невероятным количеством тем и сюжетов: любовный, исторический, детективный, психологический, фантастический, исторический, автобиографический, социальный, философский, сатирический и т.д. Объединяет все эти формы и виды романа его центральная идея - идея личности, индивидуальности человека.

Роман называют эпосом частной жизни, потому что в нем изображаются многообразные связи мира и человека, социума и личности. Окружающая человека действительность представлена в романе в разных контекстах: историческом, политическом, социальном, культурном, национальном и т.д. Автора романа интересует, как среда влияет на характер человека, как он формируется, как складывается его жизнь, сумел ли он найти свое предназначение и реализовать себя.

Возникновение жанра многие относят к древности, это «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осел» Апулея, рыцарский роман «Тристан и Изольда».

В творчестве классиков мировой литературы роман представлен многочисленными шедеврами:

Таблица 2. Примеры классического романа зарубежных и русских писателей (XIX, XX в.)

Знаменитые романы русских писателей XIX в .:

В XX веке русские писатели развивают и преумножают традиции своих великих предшественников и создают не менее замечательные романы:


Разумеется, ни одно из подобных перечислений не может претендовать на полноту и исчерпывающую объективность, особенно это относится к современной прозе. В данном случае названы наиболее известные произведения, прославившие как литературу страны, так и имя писателя.

Роман-эпопея . В древности существовали формы героического эпоса: фольклорные саги, руны, былины, песни. Это индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», англо-саксонский «Беовульф», французская «Песнь о Роланде», германская «Песнь о Нибелунгах» и др. В этих произведениях в идеализированной, часто гиперболизированной форме возвеличивались подвиги героя. Более поздние эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Шах-наме» Фирдоуси, сохраняя мифологический характер раннего эпоса, тем не менее, имели выраженную связь с реальной историей, и тема переплетения человеческой судьбы и жизни народа становится в них одной из главных. Опыт древних будет востребован в XIX-XX веках, когда писатели постараются осмыслить драматическую взаимосвязь эпохи и индивидуальной личности, рассказать о том, каким испытаниям подвергается нравственность, а порой и психика человека в момент величайших исторических потрясений. Вспомним строчки Ф. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Романтическая формула поэта в реальности означала разрушение всех привычных форм жизни, трагические потери и невоплощенные мечты.

Сложная форма романа-эпопеи позволяет писателям художественно исследовать эти проблемы во всей их полноте и противоречивости.

Когда мы говорим о жанре романа-эпопеи, конечно, сразу вспоминаем «Войну и мир» Л. Толстого. Можно назвать и другие примеры: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Сага о Форсайтах» английского писателя Голсуорси; книгу американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» также с большим основанием можно причислить к этому жанру.

Само название жанра указывает на синтез, соединение в нем двух основных начал: романного и эпопейного, т.е. связанных с темой жизни отдельного человека и темой истории народа. Иными словами, в романе-эпопее рассказывается о судьбах героев (как правило, сами герои и их судьбы вымышлены, придуманы автором) на фоне и в тесной связи с эпохальными историческими событиями. Так, в «Войне и мире» - это судьбы отдельных семейств (Ростовых, Болконских), любимых героев (князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи и княжны Марьи) в переломный для России и всей Европы исторический период начала XIX века, Отечественной войны 1812 года. В книге Шолохова - события Первой мировой войны, двух революций и кровопролитной гражданской войны трагически вторгаются в жизнь казачьего хутора, семьи Мелеховых, судьбу главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи. В. Гроссман рассказывает о Великой Отечественной войне и главном ее событии - Сталинградской битве, о трагедии холокоста. В «Жизни и судьбе» также переплетается историческая и семейная тема: автор прослеживает историю Шапошниковых, пытаясь, понять, почему так по-разному сложились судьбы членов этой семьи. Голсуорси описывает жизнь рода Форсайтов на протяжении легендарной викторианской эпохи в Англии. Маргарет Митчелл - центральное событие в истории США, Гражданскую войну между Севером и Югом, круто изменившую жизнь многих семейств и судьбу самой знаменитой героини американской литературы - Скарлетт О` Хара.

Драматические жанры литературы

Трагедия (tragodia греч. козлиная песнь) - драматический жанр, который зародился еще в Древней Греции. Возникновение античного театра и трагедии связывают с поклонением культу бога плодородия и вина Диониса. Ему посвящался ряд праздников, во время которых разыгрывались обрядовые магические игры с ряжеными, сатирами, которых древние греки представляли в виде двуногих козлообразных существ. Предполагается, что именно такой облик сатиров, исполнявших гимны во славу Диониса, дал столь странное в переводе название этому серьезному жанру. Театральному действу в Древней Греции придавалось магическое религиозное значение, а театры, построенные в виде больших арен под открытым небом, всегда располагались в самом центре городов и были одним из главных публичных мест. Зрители проводили здесь порой целый день: ели, пили, громко выражали свое одобрение или порицание представляемому зрелищу. Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами трех великих трагиков: это Эсхил (525-456 гг. до н.э.) - автор трагедий «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.; Софокл (496-406 гг. до н.э.) - автор «Царя Эдипа», «Антигоны» и др.; и Эврипид (480-406 гг. до н.э.) - создатель «Медеи», «Троя-нок» и др. Их творения на века останутся образцами жанра, им будут пытаться подражать, но они так и останутся непревзойденными. Некоторые из них («Антигона», «Медея») ставятся на сцене и в наши дни.

В чем же заключаются основные черты трагедии? Главная из них - наличие неразрешимого глобального конфликта: в античной трагедии это противостояние рока, судьбы, с одной стороны, и человека, его воли, свободного выбора - с другой. В трагедиях более поздних эпох этот конфликт обретал нравственно-философский характер, как противостояние добра и зла, верности и предательства, любви и ненависти. Оно имеет абсолютный характер, герои, воплощающие противоборствующие силы, не готовы к примирению, компромиссу, а потому в финале трагедии часто много смертей. Так построены трагедии великого английского драматурга Вильяма Шекспира (1564-1616), вспомним самые знаменитые из них: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Юлий Цезарь» и др.

В трагедиях французских драматургов XVII века Корнеля («Гораций», «Полиевкт») и Расина («Андромаха», «Британик») этот конфликт получал иную трактовку - как конфликт долга и чувства, рационального и эмоционального в душах главных героев, т.е. обретал психологическую интерпретацию.

Самая знаменитая в русской литературе - это романтическая трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, созданная на историческом материале. В одном из лучших своих творений поэт остро поставил проблему «настоящей беды» государства Московского - цепной реакции самозванств и «ужасных злодейств», на которые готовы люди ради власти. Еще одна проблема - отношение народа ко всему происходящему в стране. Символичен образ «безмолвствующего» народа в финале «Бориса Годунова», по сей день продолжаются дискуссии о том, что хотел сказать тем самым Пушкин. По трагедии написана одноименная опера М. П. Мусоргского, ставшая шедевром русской оперной классики.

Комедия (греч. komos - веселая толпа, oda - песня) - жанр, зародившийся в Древней Греции чуть позже трагедии (V в. до н.э.). Самый знаменитый комедиограф того времени - Аристофан («Облака», «Лягушки» и др.).

В комедии при помощи сатиры и юмора, т.е. комического, высмеиваются нравственные пороки: лицемерие, глупость, жадность, зависть, трусость, самодовольство. Комедии, как правило, злободневны, т.е. обращены и к социальной проблематике, обличая недостатки власти. Различают комедии положений и комедии характеров. В первых важны хитроумная интрига, цепь событий («Комедия ошибок» Шекспира), во второй - характеры героев, их нелепость, однобокость, как в комедиях «Недоросль» Д. Фонвизина, «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», принадлежащих перу классика жанра, французского комедиографа XVII века Жана Батиста Мольера. В русской драматургии особенно востребованной оказалась сатирическая комедия с ее острой социальной критикой, как, например, «Ревизор» Н. Гоголя, «Багровый остров» М. Булгакова. Множество замечательных комедий создал А. Островский («Волки и овцы», «Лес», «Бешеные деньги» и др.).

Жанр комедии неизменно пользуется успехом у публики, быть может потому, что утверждает торжество справедливости: в финале порок непременно должен быть наказан, а добродетель торжествовать.

Драма - сравнительно «молодой» жанр, который появился в Германии в XVIII веке как lesedrama (нем) - пьеса для чтения. Драма обращена к повседневной жизни человека и общества, житейским будням, отношениям в семье. Драму интересует в первую очередь внутренний мир человека, это самый психологичный из всех драматургических жанров. Одновременно это и самый литературный из сценических жанров, например, пьесы А. Чехова в значительной степени воспринимаются больше как тексты для чтения, а не как театральные постановки.

Лирические жанры литературы

Деление на жанры в лирике не имеет абсолютного характера, т.к. различия между жанрами в данном случае условны и не так очевидны, как в эпосе и драме. Чаще мы различаем лирические произведения по их тематическим особенностям: пейзажная, любовная, философская, дружеская, интимная лирика и т.д. Однако можно назвать некоторые жанры, которые имеют ярко выраженные индивидуальные признаки: элегия, сонет, эпиграмма, послание, эпитафия.

Элегия (elegos греч. жалобная песнь) - стихотворение средней длины, как правило, морально-философского, любовного, исповедального содержания.

Жанр возник в античности, и главным его признаком считался элегический дистих, т.е. деление стихотворения на двустишия, например:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний, Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

А.Пушкин

В поэзии XIX-XX веков деление на двустишия - уже не столь строгое требование, теперь более значимыми оказываются смысловые признаки, которые связаны с происхождением жанра. Содержательно элегия восходит к форме Древних погребальных «заплачек», в которых, оплакивая умершего, одновременно вспоминали о его необыкновенных достоинствах. Такое происхождение предопределило основную особенность элегии - соединение скорби с верой, сожаления с надеждой, приятие бытия через печаль. Лирический герой элегии сознает несовершенство мира и людей, собственную греховность и слабость, но не отвергает жизнь, а принимает ее во всей трагической красоте. Яркий пример - «Элегия» А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе, чем стареше, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемого море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будет наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Сонет (sonetto итал. песенка) - так называемая «твердая» стихотворная форма, имеющая строгие правила построения. В сонете 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). В катренах повторяются только две рифмы, в терцетах две или три. К способам рифмовки также предъявлялись свои требования, которые, однако, варьировались.

Родина сонета - Италия, этот жанр представлен также в английской и французской поэзии. Корифеем жанра считается итальянский поэт XIV века Петрарка. Все свои сонеты он посвятил возлюбленной - донне Лауре.

В русской литературе непревзойденными остаются сонеты А.С Пушкина, прекрасные сонеты создавали также поэты Серебряного века.

Эпиграмма (epigramma греч, надпись) - короткое насмешливое стихотворение, обычно адресованное конкретному человеку. Эпиграммы пишут многие поэты, порой увеличивая этим число своих недоброжелателей и даже врагов. Эпиграмма на графа Воронцова обернулась для А.С. Пушкина ненавистью этого вельможи и, в конечном счете, высылкой из Одессы в Михайловское:

Попу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Насмешливые стихи могут быть посвящены не только конкретному лицу, но и обобщенному адресату, как, например, в эпиграмме А. Ахматовой:

Могла ли Биче словно Дант творить,

Шли Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить...

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Известны даже случаи своеобразной дуэли эпиграмм. Когда известного русского юриста А.Ф. Кони назначили в Сенат, недоброжелатели распространили на него злую эпиграмму:

В Сенат коня Калигула привел,

Стоит он, убранный и в бархате, и в злате.

Но я скажу, у нас такой же произвол:

В газетах я прочел, что Кони есть в Сенате.

На что А.Ф. Кони, отличавшийся незаурядным литературным талантом, ответил:

(epitafia греч., надгробный) - стихотворение-прощание с умершим человеком, предназначенное для надгробного памятника. Первоначально это слово использовалось в буквальном смысле, но в дальнейшем получило в большей степени переносное значение. Например, у И. Бунина есть лирическая миниатюра в прозе «Эпитафия», посвященная прощанию с дорогой для писателя, но навсегда уходящей в прошлое русской усадьбой. Постепенно эпитафия трансформируется в стихотворение-посвящение, стихотворение-прощание («Венок Мертвым» А. Ахматовой). Пожалуй, самое знаменитое в русской поэзии стихотворение подобного содержания - «Смерть поэта» М. Лермонтова. Другой пример - «Эпитафия» М. Лермонтова, посвященная памяти Дмитрия Веневитинова, поэта и философа, умершего в возрасте двадцати двух лет.

Лиро-эпические жанры литературы

Существуют произведения, в которых соединились некоторые особенности лирики и эпики, о чем говорит само название этой группы жанров. Главная их особенность -совмещение повествования, т.е. рассказа о событиях, с передачей чувств и переживаний автора. К лиро-эпическим жанрам принято относить поэму, оду, балладу, басню .

Поэма (poeo греч. создаю творю) - очень известный литературный жанр. Слово «поэма» имеет множество значений, как прямых, так и переносных. В древности поэмами называли крупные эпические произведения, которые сегодня считаются эпопеями (уже названные выше поэмы Гомера).

В литературе XIX-XX веков поэма - это большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом, за что ее иногда называют стихотворной повестью. В поэме есть персонажи, сюжет, однако их предназначение несколько иное, чем в прозаической повести: в поэме они помогают лирическому самовыражению автора. Наверное, поэтому так любили этот жанр поэты-романтики («Руслан и Людмила» раннего Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М. Лермонтова, «Облако в штанах» В. Маяковского).

Ода (oda греч. песня) - жанр, представленный преимущественно в литературе XVIII в., хотя также имеет древнее происхождение. Ода восходит к античному жанру дифирамба - гимна, прославляющего народного героя или победителя Олимпийских игр, т.е. человека выдающегося.

Поэты XVIII-XIX веков создавали оды по разным случаям. Это могло быть обращение к монарху: М. Ломоносов свои оды посвящал императрице Елизавете, Г. Державин -Екатерине П. Прославляя их деяния, поэты одновременно поучали императриц, внушали им важные политические и гражданские идеи.

Значительные исторические события также могли стать предметом прославления и восхищения в оде. Г. Державин после взятия русской армией под командованием А.В. Суворова турецкой крепости Измаил написал оду «Гром победы, раздавайся!», которая некоторое время была неофициальным гимном Российской империи. Существовала разновидность духовной оды: «Утреннее размышление о Божием величии» М. Ломоносова, «Бог» Г. Державина. Гражданские, политические идеи также могли стать основой оды («Вольность» А. Пушкина).

Этот жанр имеет ярко выраженную дидактическую природу, его можно назвать поэтической проповедью. Поэтому он отличается торжественностью слога и речи, неторопливостью повествования Примером может служить знаменитый отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. Ломоносова, написанной в год, когда Елизавета утвердила новый устав Академии наук, значительно увеличив средства на ее содержание. Главное для великого русского энциклопедиста - просвещение юного поколения, развитие науки и образования, которые станут, по убеждению поэта, залогом процветания России.

Баллада (balare прованс- плясать) пользовалась особой популярностью в начале XIX века, в сентиментальной и романтической поэзии. Этот жанр возник во французском Провансе как народная плясовая любовного содержания с обязательными припевами-повторами. Затем баллада перекочевала в Англию и Шотландию, где приобрела новые черты: теперь это героическая песня с легендарным сюжетом и героями, например, знаменитые баллады о Робин Гуде. Неизменным признаком остается лишь наличие рефренов (повторов), который будет важен и для баллад, написанных позже.

Поэты XVIII и начала XIX веков полюбили балладу за ее особую выразительность. Если использовать аналогию с эпическими жанрами, балладу можно назвать стихотворной новеллой: в ней обязателен необычный любовный, легендарный, героический сюжет, который захватывает воображение. Нередко в балладах используются фантастические, даже мистические образы и мотивы: вспомним знаменитые «Людмилу» и «Светлану» В. Жуковского. Не менее знамениты «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина, «Бородино» М. Лермонтова.

В русской лирике XX веке баллада - любовное романтическое стихотворение, часто сопровождаемое музыкальным аккомпанементом. Особенно популярны баллады в «бардовской» поэзии, гимном которой можно назвать любимую многими балладу Юрия Визбора.

Басня (basnia лат. рассказ) - короткий рассказ в стихах или прозе дидактического, сатирического характера. Элементы этого жанра с древнейших времен присутствовали в фольклоре всех народов как сказки о животных, а затем трансформировались в анекдоты. Литературная басня оформилась в Древней Греции, ее основоположником является Эзоп (V в. до н.э.), по его имени иносказательную речь стали называть «эзопов язык». В басне, как правило, две части: сюжетная и нравоучительная. Первая содержит рассказ о каком-то забавном или нелепом случае, вторая - мораль, поучение. Героями басен часто становятся животные, под масками которых скрываются вполне узнаваемые нравственные и социальные пороки, которые подвергаются осмеянию. Великими баснописцами были Лафонтен (Франция, XVII век), Лессинг (Германия, XVIII век) В России корифеем жанра навсегда останется И.А. Крылов (1769-1844). Главное достоинство его басен - живой, народный язык, сочетание в авторской интонации лукавства и мудрости. Сюжеты и образы многих басен И. Крылова выглядят вполне узнаваемо и в наши дни.