Верещагин выставка в русском музее расписание. Василий Васильевич Верещагин

С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 апр — РИА Новости. Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Верещагина, открывается в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в четверг, сообщает музей.

На выставке "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" будет представлено более 150 произведений художника из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и частных собраний. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором выставки. С именем Верещагина в истории отечественной живописи ассоциируется определение — художник-путешественник. С 1858 года художник побывал в Дании, на Филиппинах, во Франции, в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США.

"Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. Достоверность и неординарность сюжетов его полотен, всегда придававшие им особую притягательность, стали основополагающими творческими принципами мастера и в работе над батальными ценами, и в изображении жизни различных народов. С самого начала своей художественной карьеры Верещагин оказывался там, где происходили важные для России политические события, где требовался художник-военный корреспондент, способный беспристрастно зафиксировать обстановку, передать общее и подметить характерные детали", — говорится в сообщении.

Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии, участвовал в операциях против бухарского эмира и в обороне Самаркандской крепости и за проявленное мужество был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В этой серии представлены такие картины, как "Киргизские кочевья", "Перевал Барскаун", "Развалины в Чугучаке", "У дверей мечети" и другие. Как отмечают организаторы, художественная концепция Верещагина-баталиста воплотилась в одном из его самых знаменитых произведений "Апофеоз войны". Отступая от официальной концепции батального жанра, художник обращался к эпизодам, связанным с изображением жестокостей войны и поражений русской армии. В этом плане характерна картина "Шипка-Шейново".

батальных картинах туркестанской серии определился главный вектор в работе художника, выступившего реформатором этого жанра, — снижение официального пафоса в образных решениях картин, прославляющих победы отечественного оружия, и обращение к мотивам, передающим опасные будни армейской жизни, полные внутреннего драматизма", — отмечают в музее.

Индийско-гималайские работы, по словам организаторов, раскрыли талант Верещагина-пейзажиста, также он много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. В этой серии представлены такие работы, как "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак", "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким". Также известна серия работ Верещагина, созданная им в путешествии по Японии: "Шинтоистский храм в Никко", "Японка", "Японский нищий", "В парке" и другие.

С середины 1880 годов Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период обратился к темам, связанным с ее историей и национальной культурой. Он побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Созданные им работы представили его как историка национального искусства, мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста.

Экспозицию дополнят уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством Верещагина.

Выставка "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" продлится до 24 июля 2017 года.

Выставка искусство

В Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Василия Верещагина (1842–1904). Михаил Трофименков, ностальгически вспомнив, что картинами Верещагина иллюстрировали в СССР школьные учебники истории, изумился, насколько же сложен, казалось бы, очень простой художник.


Верещагину мучительно тесно в залах корпуса Бенуа, куда буквально утрамбовали юбилейную экспозицию художника, превыше всего ценившего обретенные им на Востоке простор и волю: «Вместо парижской мансарды или комнаты Среднего проспекта Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо “островов” или Meudon - снеговые горы». Верещагин относился к своим выставкам как к произведениям искусства, как к самим картинам или резным золоченым рамам, которые он за бешеные деньги для них заказывал. Русский музей реконструировал один из его фирменных приемов, дополнив экспозицию этнографическим «комментарием»: восточными костюмами и украшениями.

Любая выставка Верещагина обречена на неполноту. Самые сенсационные его картины погибли или пропали. Три скорбные работы, посвященные безвестно павшим при покорении Туркестана солдатам, уничтожил в 1874 году сам художник, уязвленный обвинениями в антипатриотизме. Наследник престола, будущий Александр III, высказался с подкупающей медвежьей прямотой: «Либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Впрочем, и немецкий, и австрийский Генштабы наложили запрет на посещение выставок Верещагина военнослужащими.

Картина, изображающая варварскую казнь англичанами мятежных сипаев - их разрывали на части пушечными выстрелами,- куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: не исключено, что ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы. Не все просто и с сохранившимися работами: «Казнь заговорщиков в России», хранящуюся в Музее политической истории и не выставлявшуюся с 1920-х годов, Русский музей не смог получить по техническим причинам.

В свое время Верещагин был самым известным в мире русским художником. Его картины объехали всю Америку, покорили европейские столицы. В России же его считали «не нашим» человеком. Ревнуя к успеху, клеймили за «бесцеремонное самолюбование» и в первую очередь - за «американизм». Он отвечал обществу взаимностью, держась в стороне от отечественного «арт-процесса» и коллег.

Так же, как на выставке, тесно Верещагину в истории искусства, режущей его творчество по живому. С одной стороны, «большое общественное значение» запечатленных им ужасов Туркестанского похода и Русско-турецкой войны или «Трилогии казней». Опять-таки военная доблесть и гибель на борту броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре принуждают даже недоброжелателей к уважительному тону. С другой стороны, «так же, как нельзя назвать Ливингстона или Пржевальского поэтами… так точно и Верещагина нельзя считать истинным художником».

Выставка явочным порядком аннулирует этот приговор, вынесенный Александром Бенуа. Верещагин - живописец, да еще какой. Становится очевидным, что «фотографическая четкость» того же «Смертельно раненного» не свидетельствует о скудости живописного воображения. Отчетлива сама реальность, опаленная азиатским солнцем, а солнцу Верещагин поклонялся. Он не гнался за живописностью ради живописности, но, когда этого требовал замысел, пространство кремлевских соборов, превращенных солдатами Наполеона в конюшни, представало в картинах цикла «1812 год» волшебным мерцающим ковром. Таинственно заманчивы порталы буддистских и синтоистских храмов, горные пейзажи с их световыми эффектами заставляют вопреки логике и хронологии вспоминать о северном модерне.

С «общественным значением» все так же неочевидно, как и с живописным качеством Верещагина. Недаром его картины так любят помещать на обложки изданий Редьярда Киплинга. Верещагин такой же «певец империализма», только, в отличие от Киплинга, пороха не нюхавшего, он идеальный мультипрофессионал колониальной эпохи. Он художник в той же степени, что и этнограф, и, безусловно, военный разведчик. Пожалуй, неслучайно в его картинах впервые в истории появился мотив допросов и казней шпионов и диверсантов: в туркестанском цикле, и в «1812», и в работах, сделанных на Филиппинах в 1901 году. Что, как не секретная миссия, могло понести Верещагина на острова, где США вели истребительную войну против повстанцев?

И еще он предтеча военных фотокоров и операторов, в циклах картин, как на кинопленке, проматывающий ход сражений. Но не с божественной точки зрения полководца, а с точки зрения неизвестного солдата. Такой взгляд на войну был потрясающе революционным. Верещагин впервые представил ее не как игру в солдатики, не в жанре «ура, мы ломим, гнутся шведы». Славные походы против туземцев - мясная лавка отрезанных голов, Шипка - огромный морг под открытым небом, и смерть не сразу настигает мертвого солдата, продолжающего по инерции свой бег. Не будет преувеличением удостоить Верещагина титула певца-обличителя «бедствий войны», который до него заслужили лишь Жак Калло и Франсиско Гойя.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие