Василий кандинский жены. Любимые женщины василия кандинского

Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:
"Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Кpасавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои."
Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям "святого" старца.

Репин, учитель Бориса Михайловича, писал:

"На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий пpиpоду. Отличительные чеpты его даpования: самостоятельность, оpигинальность и глубоко пpочувствованная национальность; они служат залогом кpепкого и пpочного его успеха."

Боpис Михайлович мечтал увидеть свои твоpения в музеях, в Тpетьяковке, где стали достоянием наpода. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запpос о судьбе своих каpтин:
"В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из пpиобpетенных у Вас тов. Штеpенбеpгом двух картин одна, а именно "Купчиха на балконе", отправлена в Москву в августе 1920 г., "Поpтpет И.Э. Гpабаpя" находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная тов. Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно".

Не динамический кубизм, это верно. Задам риторический вопрос: а кубизм может вызвать искушение у святого старца? А Энди Уорхол может пробудить хоть в кролике сексуальное желание своими творениями? Кстати, вы знаете, что у Энди настоящее прозвание словацкое - Андрей Варгола , он украинец из Словакии.


Немного осовременим? Для любителей фильма "Аватар"

Из монографии В.Володарского
В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной "Красавица". Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно "Венере Урбинской" Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического.
Для меня главное в картине - цвет. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как "зефир", тело. Это из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами, цвета картины не передают даже самые лучшие репродукции в альбоме.
Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины.

Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Это я заснял сам пару лет назад. Скромная могила Кустодиева. Гения.

А картина всё-таки Красавица!

05.03.2018 18:00

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ - это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин

Кустодиев Б.

7 Марта исполняется 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. Образы созданных им русских красавиц, наверное, самые известные. Им мы посвящаем сегодня выставку, приуроченную к 8 марта.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Нина Андреевская с раннего детства жила в Москве. Отец рано умер, воспитывалась девочка одной матерью. Нина закончила два курса в университете – историю и философию. Она всегда любила живопись, поэзию, музыку, но специально искусству никогда не училась. О художнике Кандинском, конечно же, слышала – в то время он принимал активное участие в культурной жизни Москвы.

Их знакомство состоялось в 1916 году, по телефону. И позже Кандинский признается Нине, что сначала влюбился в ее голос. Именно в этот день он написал свою акварель «Незнакомому голосу» . На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине – 17. «Меня удивили его потрясающие голубые глаза…» – напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием. 11 февраля 1917 года пара обвенчалась. На невесте было белое платье по эскизу Кандинского. Несомненно, многие считали, что Нина вышла замуж за знаменитость. Но сама она всегда утверждала обратное, говоря, что это была любовь с первого взгляда. В подтверждение этого, она была ему верной женой почти 28 лет.

После революции Кандинские не покинули Москву. Они остались жить там, наблюдая за рождением новой страны. А в конце 1917 года у них родился сын, Всеволод, или Лодя, как его ласково называли в семье. Однако радость родителей была недолгой. В июне 1920 года случилась беда – Лодя умер. Это был сильнейший удар, и с тех пор тема детей навсегда стала табу для Кандинских.
Жить в новой России становилось все сложнее. И в 1921 году Кандинский уволился из Наркомпроса, где работал последние годы, и взял билеты на поезд Москва-Берлин. Кандинский бежал от холода, непонимания собратьев по цеху, от памяти о сыне. И от приближавшегося тоталитаризма.

В Берлине пара жила замкнуто. Несмотря на то, что там было много русских художников, Василий сознательно отказался от общения с ними. Зато они каждый день ходили в кино – оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в Баухаусе – школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна. Семья переехала в Веймар – провинциальный крошечный городок, без каких-либо признаков светской жизни. Нина Кандинская, молодая и активная женщина, конечно же, не могла смириться с таким положением. Она использовала все возможные поводы, чтобы организовать в их честь маленький семейный праздник. Это и стало радостью ее жизни.

Через несколько лет школа из Веймара переехала в Дюссау. Творческая жизнь там кипела, и для Кандинского это был самый плодотворный период. Но все закончилось в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер. Он объявил абстрактное искусство «дегенеративным». Баухаус был закрыт, и Кандинские оказались на распутье. Они могли остаться в Германии, ведь их никто не выгонял. Но как жить художнику в такой атмосфере? И Кандинский решает переехать в Париж. Ему на тот момент 67, ей – 35 лет.

Но жить во Франции за счет искусства оказалось непросто. Картины почти не продавались, и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. И оккупация города не повлияла на распорядок дня Василия – он гулял и писал каждый день, до июля 1944. А 13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер.

Нина очень хорошо сознавала, что цена его картин вскоре вырастет. И поэтому отказывалась сразу продавать полотна. После войны она продолжала жить в Париже, в их доме. Продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». В начале 70-х годов Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. 2 сентября 80 года ее домик в горах подвергся нападению грабителей, унесших все ее украшения. Хозяйку дома убили. Преступление так и не было раскрыто.

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского , и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - одно из многочисленных юбилейных событий. Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен - второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского - поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи - создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую . Их знакомство состоялось по телефону - она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно - Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому - 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле - старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го. Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок») . Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские). И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии . Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения - в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков.
Ул. Волхонка, 14
www.arts-museum.ru

Во вторую жену великий абстракционист влюбился по голосу

До 13 июня ценители прекрасного смогут посетить выставку двух картин Василия КАНДИНСКОГО на Крымском валу в Москве. Она приурочена к 150-летию со дня рождения этого самого знаменитого русского художника. Впервые с 1989 года демонстрируются рядом две работы - «Композиция VI» и «Композиция VII», вершины творчества живописца.

- Нас ждет «феномен Серова», когда люди по пять часов стояли в очереди на недавнюю выставку портретиста? - спрашиваю кандидата искусствоведения Евгения Горчакова .

Не думаю. Произведения Кандинского сложны для восприятия. Это не отражение природы, а выражение внутреннего мира художника. Живописец пытался перевести на холст «хор красок». Сам он признавался, что без каталога не мог понять, что изображено на картине «Стог сена» Клода Моне . А ведь именно это полотно помогло сделать Кандинскому окончательный выбор между искусством и наукой.

«Композиция VI» была написана за три дня в канун Первой мировой войны на тему апокалипсиса. Пока художник создавал это полотно, он повторял по-немецки как мантру: «Uberflut» (потоп). Несмотря на многоцветье, здесь отчетливо видно столкновение чёрного и белого - рождения и смерти

Вот и мне картины Василия Васильевича нравятся: яркие краски, причудливые линии и геометрические фигуры, но смысл ускользает.

Не так давно британский нейробиолог Джейми Уорд установил: чтобы понять работы Кандинского надо «слышать живопись». Созерцание его полотен должно порождать звуковые ассоциации. Такой способностью обладают менее трех процентов населения Земли. Не зря на нынешней выставке творчество автора объясняется с помощью мультимедийных средств.

- Даже сам художник долго не был уверен в своих способностях.

Кандинский превосходно чувствовал цвет, но был посредственным рисовальщиком. Из-за этого провалил вступительный экзамен в Мюнхенскую академию. Прошел лишь на второй год - попал в обучение к лучшему немецкому рисовальщику Францу Штуку . Василий считал, что его творчество оценят только через сто лет.

- Германия стала для Кандинского второй родиной…

Его предки по матери из прибалтийских немцев. Сам он жил с 1904 по 1914 год в Мюнхене, с 1921-го по 1933-й - в Мурнау, и лишь приход к власти фашистов заставил художника переехать во Францию, где он и умер в 1944 году. В 1939 году нацисты публично сожгли многие работы Кандинского, как и других художников - представителей «дегенеративного искусства». К счастью, Габриэла Мюнтер , которую Василий Васильевич любил долгие годы, чудом сохранила в подвале их дома в Мурнау множество работ мэтра. Теперь там музей. Увы, мастерская художника пуста. Нет там ни индийских скульптур, ни новгородских икон, ни работ Анри Руссо

Еще одним большим собранием парижский Центр Жоржа Помпиду обязан дару второй жены художника - Нины Андриевской…

В дневнике Нина Николаевна пишет, что это была любовь с первого взгляда. Особенно ее поразили потрясающие голубые глаза Василия Васильевича. Не смутила ее и тридцатилетняя разница в возрасте. Кандинский признавался, что вначале влюбился в голос Ниночки. Кода он услышал его по телефону, в тот же день написал акварель «Незнакомому голосу».

В начале 70-х она купила шале в Швейцарии, а в начале 80-х 86-летнюю женщину убили грабители в ее собственном доме. С этим преступлением связана полумистическая история. В 1922 году Нина увидела сон, в котором она играет в шахматы, где вместо фигур - крупные бриллианты. В конце партии ей ставят мат, а на камнях появляются капли крови. С тех пор она стала коллекционировать бриллианты и щеголяла в них на всех приемах. Драгоценности и стали целью грабителей.

Русский индеец

- С Кандинским, слышал, связана еще одна невероятная история.

Вы о Дэвиде Паладине ? Во время Второй мировой этот американец из племени навахо был призван в армию и отправлен в Европу. Попал в плен, стал узником концлагеря Дахау. Там подвергся нечеловеческим пыткам. После освобождения, в 1944 году, его полумертвого, без сознания, поместили в больницу. Когда Дэвид пришел в себя, первое, что он сказал: «Меня зовут Василий Кандинский. Я - художник». Сказал на чистом русском языке, который этот малограмотный индеец никогда не учил. Под гипнозом Паладин тоже чисто говорил по-русски, а вот на английском - с акцентом. Самое невероятное, что и рисовал он, как Кандинский! Когда его работы показали крупнейшему знатоку творчества Василия Васильевича - Томасу Мессеру , директору Музея Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, тот авторитетно заявил: «Это подлинники Кандинского!» Теперь во время многих выставок русского основоположника абстракционизма в одном из залов демонстрируются и картины Дэвида Паладина. Крупнейшие музеи мира купили у него уже 130 картин. Интересно, что появился «новый» Кандинский в 1944 году, как раз когда умер «старый».

Кандинский после эмиграции в 1921 году сменил гражданство, став подданным Германии, затем - Франции. Великие художники принадлежат всему миру?

Детство и школьные годы Василий провел в Одессе, где отец работал директором чайной фабрики. На Дерибасовской, 17 сейчас установлен бюст художника. Но город в конце прошлого века был подлинным захолустьем, и Кандинский всегда стремился вернуться в Москву. В 17 лет мечта исполнилась - Василий поступил на факультет права Московского университета.

Однако в 1921 году художник был вынужден эмигрировать в Германию. Его сместили с должности директора Музея живописной культуры - в революционной России начались гонения на авангардистов. Что дальше - голод, репрессии, расстрел? В Германию он ехал за свободой творчества, но опять столкнулся с «рабством» - зависимостью от модели, «дурно пахнущих натурщиков», как он изволил выразиться. К тому же, оказалось, деньги от продажи за границей 150 картин из-за инфляции превратились в пшик. И все же в Германии он свой. «Я только наполовину русский. Мюнхен - мой второй дом», - отмечал Кандинский в письме к Габриэле Мюнтер.

- Творчество Кандинского было сразу оценено по достоинству?

Интерес к его работам пережил взлеты и падения вместе с интересом к авангарду. Скажем, после его переезда из Германии во Францию наступили трудные времена. Сейчас Кандинский повсеместно признан самым знаменитым русским художником всех времен. Он один из наиболее дорогих авторов. Хотя в кризис цены упали.

- Что ж, тогда пойду куплю.

Я с вами.

Прикинь!

Рекордная цена - $23 миллиона была уплачена в 2012 году на аукционе «Christie’s» за картину Кандинского «Эскиз к импровизации № 8».

Имей в виду

У Кандинского была очень плохая память на цифры. Выучить таблицу умножения ему так и не удалось.

Цитата

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ:

- Кандинский находится в последнем градусе психического разложения.