Идеал русской красоты. Народный праздничный костюм Повторение пройденного на предыдущем занятии

Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ :

Девушки носили –

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.


  • О чем будет наш урок?
  • В чем вы видите красоту человека?
  • Какой человек, по-вашему красив?
  • Кто такой «Добрый молодец»?


Какой продукт не сажали в Древней Руси?


  • Яркие примеры отражены в русских народных сказках.
  • Какие сказки вы знаете, где показан образ русского крестьянина?
  • Давайте рассмотрим иллюстрации из русских народных сказок.














  • Какой была мужская одежда на Руси?
  • Что вы можете рассказать об обуви?
  • Кто на Руси носил сапоги?

К РУ ЖЕ БА ВЫ Х ШИВ А


П Ш О Т Р А Т Н Ы

Русские штаны шились без разрезов, с узлом, так чтобы посредством его можно было делать их шире и уже.


П ЗА О В Я ЗК С А

  • Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?
  • Была у пояса еще одна задача – тайная...
  • Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?
  • А что изображал символ круга в древности у большинства народов?
  • Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Это значит, как бы потерял человеческий облик.




ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


З АД АД Ч А Й НИ ВА Е:

  • Создание образа русского крестьянина – портретное изображение гуашью.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя - компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся - заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. (Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота - это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха - основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли - ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду - ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором - кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили: “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске :

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”.
    “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
    “Русский традиционный костюм”.
    “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

на тему « Образ красоты человека (женский образ)».

Учителя изобразительного искусства Гришиной Ирины Владимировны

ГБОУ СОШ № 417 СП прогимназия № 1642

    Класс: 4

    Предмет: изобразительное искусство.

    Тема: Образ красоты человека (женский образ).

    Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.

    Тип урока: Урок освоения новых знаний.

    Цели и задачи урока:

- Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа.

Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.

- Развивать потребность детей в творчестве .

- Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.

    Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация по теме урока.

    Дидактические средства :

для учителя

изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами И.Билибина,

К. Маковского, М.Врубеля

литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).

музыкальный ряд: запись русских народных песен.

для обучающегося – Лист А-3, гуашь и кисти.

    Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, о женском головном уборе; уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами при создании портрета русской красавицы.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

Слайд 1

2. Актуализация знаний

Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? (ответы детей: красивой, доброй, умной и т.д.)

Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка. (Звучит запись русской народной песни «Девка по саду ходила»)

Слайд 2

Учитель: Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Из какого произведения эти строки?

Ученики: Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Ученики: Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».

Учитель: Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики: Их трудолюбие, красота.

3. Постановка проблемы и фиксация новых знаний

Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Ученики: Сарафан, рубаху. В будни - простой, неяркий. В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.

Учитель: Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье золотое,

Лента алая в косе.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Особое место в русском костюме всегда отводилось головному убору.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, но волосы необходимо было заплетать в одну косу в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Волосы были длинными, и с распущенными волосами не ходили, потому что так неудобно было бы стирать, готовить, шить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу значило оскорбить девушку. На иллюстрации к русской сказке "Василиса Прекрасная" И.Билибин изобразил Василису с длинной косой.

Слайд 3

На рисунке видно, что лоб не закрыт челкой, – считалось, что с закрытым лбом девушка будет чаще болеть. Конец косы девушки украшали накосником. Он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем и т. д. Самый распространенный головной убор девушки – это платок.

Слайд 4

В платке изображена И.Билибиным Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

Слайд 5

и "Девушка с бураком" – А.Венецианова.

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в кокошнике"),

Слайд 6

коруны (М.Врубель. "Царевна Лебедь", В.Васнецов. "Три царевны подземного царства").

Слайд 7

Головные уборы были с открытым верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга (в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных реках.

По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" – это считалось большим грехом. Считалось, что волосы обладают магической силой. Выходя замуж и становясь членом чужого рода, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба Яга изображена с распущенными волосами.

Слайд 8

Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой под пение протяжных грустных песен и с плачем расплетали ей девичью косу, а невеста приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса, полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться". Потом волосы невесты переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. При этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да тягота будет да буйной голове". С этого момента никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На Руси существовало выражение "опростоволосить женщину", то есть нанести оскорбление, открыв ее волосы.

Слайд 9

Типичный головной убор замужней женщины – кика и сорока с позатыльней. Основу кички делали из стеганого холста на подкладке, переднюю часть кички – из бересты
или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С. Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи "...парчовая на маковке кичка...". Сверху основы надевали сороку – чехол из дорогой ткани, а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки украшали золотым шитьем, а сзади к ней прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный бисером. Среди деталей сороки есть "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с сорокой могла весить до семи килограммов. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: "кокош" – это петух, он будит солнце, а "кичка" – это утка.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

Слайд 10

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой».

4.Прктическая работа

Учитель: Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно – это портрет.

Определение задания и этапов работы:

Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-

риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение. Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.

Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

2. Потом прямо на лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

(самостоятельная работа детей)

5. Подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

Оригинальность идеи;

Эстетика оформления;

Объем работы.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.