Суриков в библиотеке выставка. Выставка к юбилею В.И

Конспект внеклассного мероприятия «Жизнь и творчество русского художника Василия Ивановича Сурикова» (8 кл.)

Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Жизнь и творчество русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Цель: Систематизация знаний учащихся о жизни, творчестве русского художника-передвижника В. И. Сурикова
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников о жизни, творчестве русского художника-передвижника В. И. Сурикова.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление; выработка коммуникативных, речевых компетенций старшеклассников.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение к труду художника, способствовать воспитанию чувства прекрасного, нравственной культуры старшеклассников.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, дидактические карточки, портрет В. И. Сурикова, репродукции картин В. И. Сурикова.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Изучение и освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.
Далее учитель загадывает загадку:
-У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник, потому что я … (художник).
Учащиеся разгадывают загадку, и учитель предлагает учащимся самостоятельно назвать тему и цель занятия.

2. Изучение и освоение нового материала.
Ученик 1. Читает стихотворение Татьяны Лавровой:
-Словно волшебнику радужной сказки
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо-палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход и закаты,
Сине море и злые пираты,
Желтый песок, белоснежные льдины…
Все, что душе – то на этой картине.

Молча, Художник стоит у мольберта,
Кисти мелькают, как птицы под ветром.
Лучик от солнца и брызги прибоя,
Горсть янтаря, что прибило волною,

Гроздья рябины, как капельки крови,
Зелень травы, хмурость тучи над морем,
Нежность любимой, улыбку ребенка –
Все написал своей кисточкой тонкой.

В это творенье вложил он всю душу,
Сердце свое беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!

Учитель: Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Мы рады вас приветствовать в этом зале. Наша встреча сегодня посвящена жизни и творчеству талантливого русского художника, нашего земляка Василия Ивановича Сурикова.
Ученик 1.: Василий Иванович Суриков родился 12 (24 по новому стилю) января 1848 г. в городе Красноярске, происходил он из семьи потомственных казаков, пришедших в Сибирь в середине XVI века с отрядами Ермака Тимофеевича (слайды 1-3).
Ученик 2.: Когда Васе Сурикову исполнилось 8 лет, наступило время учебы. Но в Сухом Бузиме, где жила его семья (ныне с. Сухобузимское Красноярского края), школы не было. Было решено отвезти мальчика в Красноярск к Ольге Матвеевне Дурандиной - крёстной матери. Она с радостью приняла ребенка.
Ученик 1.: Весна 1861 г. Василий Суриков с отличными отметками заканчивает школу.
Ученик 3.: Известно, что мать Сурикова – Прасковья Федоровна была умной, но довольно строгой женщиной. Мастерица и рукодельница с удивительным чувством тонкого, прекрасного, выразительного, Прасковья Федоровна сильно влияла на складывающийся характер подрастающего сына.
Между тем в 11 лет Василий Суриков остается без отца (отец Иван Васильевич умер от туберкулеза), и мать Прасковья Федоровна с 3 детьми оказывается в достаточно трудном материальном положении.
После окончания училища молодой Василий Суриков, чтобы поправить материальное положение поступает на службу в канцелярию, но своих занятий рисованием он не оставляет, т. к. уже тогда твердо решил, что станет художником (слайды 4-5).
Ученик 1.: 22-летним молодым человеком в 1870 г. Василий Суриков поступил в Академию художеств. Заканчивая в 1875 г. Академию художеств и участвуя в академическом конкурсе на золотую медаль, художник Суриков рассчитывал на право поездки в Европу для дальнейшего продолжения образования. Между тем Совет Академии не присудил в этот год золотых медалей никому.
Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры».
В 1875 г. Суриков становится «вольным» художником. Для дальнейшей работы весной 1877 г. он переезжает в Москву, и отныне его жизнь будет связана с российской столицей (слайды 6-8).
Ученик 3.: 25 января 1878 г. Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У них родились 2 дочери: Ольга и Елена (слайд 10).
Учитель: В 1881 году талантливый художник Василий Иванович Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В творческом отношении жизнь художника сложилась счастливо.
Тотальный Мир
под диктатурой чувств.
Но в том и суть,
что здесь о разном плачут.

Святое назначение Искусств –

Подбрасывать философам задачи.
(В. Мальчевский)
Ребята, как вы считаете, в чем причина того, что искусство живописца Сурикова всегда было свободно и подчинено только собственным творческим изысканиям и интересам? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1.: Картина «Утро стрелецкой казни» написана художником в 1881 г. Она посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. На полотне изображена Красная площадь, заполненная народом. Справа верхом на коне предстает сам царь Петр I с группой сподвижников.
Художник обратился к тем событиям эпохи царя Петра Алексеевича, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а приговоренные стрельцы были казнены.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор произведения «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков не стремится шокировать зрителя изображением самой казни стрельцов, а сосредоточивает внимание зрителя на душевном состоянии приговорённых? (учащиеся выдвигают свои версии).
Ученик 2.: Холст В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящен расколу русской православной церкви в середине XVII века. Против церковных реформ патриарха Никона, начатых в 1655 г., выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта знатная, сильная женщина выступила ярой сторонницей древнего благочестия и противницей различных нововведений. В 1673 г. боярыня Ф. Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и умерла в 1675 г. Картина «Боярыня Морозова» экспонировалась на Передвижной выставке 1887 года (слайд 13).
Ученик 1.: После завершения полотна «Боярыня Морозова» Василий Иванович Суриков создаёт ещё 4 ярких талантливых произведения – «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), а также полотно «Степан Разин» (1907), замысел которого появился у Сурикова ещё в 1887 году. Стоит заметить, что из названных произведений художника полотно «Взятие снежного городка» стоит как будто бы особняком. На нем мы видим людей, играющих в сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде. Известно, что в эту игру люди играли в Прощеное воскресенье - последний день Масленицы. В это время они из снега и льда строили городок с зубчатыми стенами… Позади ворот стоял стол с «угощеньями» – тоже снежный. Играющие люди делились на «защитников» и «всадников». Победителя угощали вином, а того, кто проиграл, купали в снегу.
Написан холст был в Сибири, куда Суриков уехал после смерти жены, намереваясь остаться там навсегда.
Ученик 2.: После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Василий Иванович Суриков в 1912 г. пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (демонстрация репродукции). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская (слайд 16).
Ученик 1.: В 1915 г. В. И. Суриков уезжает на лечение в Крым. Прожив 68 лет, Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 г. от хронической ишемической болезни сердца.
В честь художника Василия Ивановича Сурикова назван кратер на Меркурии (слайд 17-18).
Учитель (отрывок из произведения М. Бромлей):
-Ромашку сделал белой,
Гвоздику сделал красной.
Но ты такое сделай,
Что нам еще не ясно.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер.
Ответь, какого цвета
Земля моя, земля моя, планета.
А теперь я предлагаю вам блиц-опрос. Готовы? Начинаем.
3. Закрепление изученного материала.
А) Блиц-опрос.
1. К какому сословию принадлежал В. И. Суриков по материнской линии? (торгашинские казаки).
2. На какой картине В. И. Сурикова изображена его жена? («Меньшиков в Берёзове»).
3. В каком музее России есть зал, посвящённый картинам В. И. Сурикова? (в Русском музее).
4. Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (картину) .
5. Какая из картин не принадлежит перу В. И. Сурикова:
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Боярыня Морозова»
Г) «Алёнушка» («Алёнушка», В. И. Васнецов) 6. Лучше всех у нашей Зинки
Акварельные… (краски) .
7. Галерея - это название художественных музеев или экспозиция? (название музеев) .
8. Экспозиция – это размещение экспонатов в определенной системе или вид музея? (размещение экспонатов.)

Б) Работа по карточкам.

Задание группе № 1
1) «Знаете ли вы»:
1. Какая картина В.И. Сурикова посвящена началу эпохи Петра I? («Утро Стрелецкой казни»).
2. Оригинал какой картины В. И. Сурикова хранится в Красноярском государственном художественном музее? («Милосердный самарянин»).
3. Какую знаменитую картину В. И. Суриков написал в Красноярске? («Взятие снежного городка»).
4. Нарисую панораму.
«Натяну» ее на раму,
И матерчат, плотен, толст.
Для картины нужен... (холст).
5. Назовите 3 цвета, которые называют теплыми (красный, оранжевый, желтый) .
6. Как называется изображение художника на бумаге, выполненное им самим? (автопортрет ).
7. Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое – в музее
Найдите без труда (картина) .
2) «Подумайте»:
- Представьте себе, что вам сегодня удалось встретиться и пообщаться с В. И. Суриковым, какие 3 вопроса вы бы ему задали при встрече? - 1 мин.

Пока группа № 1 готовится - вопросы болельщикам группы № 1:
1. Ткань на языке живописца - это... что? (холст, полотно) .
2. Мы отличные художницы.
В краски мы макаем… (кисти) .
3. Какая из картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Апостол Петр объясняет догматы веры»
В) «Посещение царевной женского монастыря».
Г) «Девятый вал» («Девятый вал», И. К. Айвазовский) .
4. Как называется предварительный набросок картины, рисунка? (эскиз) .
5. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(карандаш) .
6. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков:
А) пейзаж Б) анималистика
В) натюрморт В) исторический жанр (исторический жанр) .
7. Долговязый Тимошка бежит по дорожке (карандаш) .

Задание группе № 2
1) «Знаете ли вы?»
1. Какую картину «помогла» В. И.Сурикову написать ворона на снегу? («Боярыня Морозова»).
2. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(карандаш) .
3. Профессиональный позёр художника – … это кто? (натурщик) .
4. Кто пишет слово «тушь» с мягким знаком: художники или музыканты?
(Художники. В этом случае это слово обозначает чёрную краску, служащую для рисования, черчения. А без мягкого знака слово «туш» – небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, которая исполняется в качестве торжественного приветствия).
5. Нарисую для ребят
Вазу, фрукты, шоколад,
А еще букет и торт.
Это будет... (натюрморт) .
6. Назовите имя, отчество жены В. И. Сурикова (Елизавета Августовна) .
7. Каким словом называют и плохого художника, и плохого футболиста?
(мазила)
2) «Подумайте»:
-В свое время немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете писал:
-Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Творя великое, шагнуть
За рамки собственного века.
Можно ли данные строки отнести к жизни и творчеству В. И. Сурикова? Почему? – 1 мин.

Пока группа № 2 готовится - вопросы болельщикам группы № 2:
1. Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (палитры) .
2. Брата я изображу, хоть ему 5 лет.
С акварелью я дружу, делаю... (портрет) .
3. Вы цветным карандашом все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом очень пригодится... (ластик) .
4. Долговязый Тимошка бежит по дорожке (карандаш) .
5. Какая из этих картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Не ждали» («Не ждали», И. Е. Репин)
В) «Покорение Ермаком Сибири»
Г) «Меньшиков в Березове».
6. Что художник «вгоняет в краску»? (кисть) .
7. Какая из этих картин не принадлежит перу В. И. Сурикова?
А) «Девятый вал» («Девятый вал», И. А. Айвазовский)
Б) «Переход Суворова через Альпы»
В) «Покорение Ермаком Сибири»
Г) «Взятие снежного городка».

4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Поэт Николай Заболоцкий в одном из своих стихотворений писал:
- Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Эти слова можно отнести не только поэтам, литераторам, но и всем, кому небезразлична судьба и творчество великих русских живописцев, таких, каким был Василий Иванович Суриков.

Литература
1. Ромашкова Е. И. С новым учебным годом! М.: ТЦ Сфера, 2002.

24.01.2018

К 170-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) в библиотеке-филиале №9 оформлена выставка-репродукция «Мастер исторической живописи». Знакомство с жизнью художника помогает понять его творчество, становление и развитие его таланта – таланта исторического живописца, сумевшего показать в своих картинах подлинную историю русского народа.
Искусство, которому Суриков отдавался с истиной страстью, стало для него делом всей жизни. Поэтому оно так значительно, огромно.
Огромное значение в творчестве Сурикова играет Сибирь. Сибирской землёй мастер вдохновлялся, черпал в ней образы для своих творений. Сила сибирского характера наполняет знаменитые исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком».
Художник оставил грандиозные полотна, охватывающие целые пласты российской истории, передающие события максимально живо, страстно, реалистично. Суриков не имел учеников, так и оставшись недосягаемым художником для последующих поколений.


24 января 2018 года отмечается 170 лет со дня рождения известного русского живописца Василия Сурикова. Художник известен прежде всего полотнами на исторические темы: «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова».

В день рождения художника в Национальной библиотеке Чеченской Республики им. А.А. Айдамирова состоялся час искусства «Великий художник-воинствующий реалист», посвящённый творчеству Василия Сурикова.

Работники отдела искусства познакомили гостей с интересными фактами из жизни гениального живописца, чей талант вобрал в себя душу и дух русского народа.

Слушателям были представлены репродукции картин разных жанров - исторического, бытового, пейзажного и портретного, выполненных маслом и акварелью. Особое внимание было обращено на воплощение в живописных работах самобытного русского характера.

В программе мероприятия - экскурсия по русским музеям, в которых хранятся полотна художника, а также для была подготовлена книжно-иллюстрированная выставка. Благодаря представленной литературе, читатели могли познакомиться с творческой деятельностью живописца - масштабными историческими картинами и историей их написания.

Василий Суриков - русский живописец, описавший в своих картинах крупные события, происходившие в России в конце XIX и начала XX вв. В своих работах он мастерски передал дух того времени и самобытность русского народа, отразил непростые этапы в истории страны.

В ходе встречи была обсуждена одна из знаменитых картин автора - «Боярыня Морозова», написанная им в 1887 году.

Наряду с историческими полотнами в творческом наследии художника место занимают и небольшие листы, выполненные в утонченной и изысканной технике акварели. Суриков-акварелист знаком немногим, - отметила ведущая - М.Х. Умарова.

Квест по творчеству Сурикова Василию Ивановичу.

8-11 класс

Цель: способствовать формированию у школьников устойчивого интереса и уважения к культуре страны и края; расширить знания о творчестве В. И Сурикова.

Квест организуется по станциям, на каждой станции учащиеся выполняют определенные задания.

СТАНЦИЯ № 1 «Словарь»

Дополните биографические данные о В. И. Сурикове. (1 балл – за слово)

Суриков Василий Иванович (1848- 1916), живописец.

Родился 24 января 18___ г. в городе _________________ в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии __________.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от чахотки умер его отец. __________ с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником ____________, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в _____________. В то время его интересовали темы из древней истории: Египет, античность, первые века христианства. В 1874 году Суриков написал эскиз "______________" и статья о художнике были помещены в журнале "Всемирная иллюстрация". В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество __________________________________, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу - посетил ________________________________________________.В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма _________________.

СТАНЦИЯ № 3 «Историческая»

Соотнесите картину и описание исторического события, напишите о какос событии идет речь

    Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника царя, генералиссимуса Александра, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семье. (_____________________)

    Событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания. (_______________________)

    Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. (___________________________)

    Событие русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом. (_____________________________)

    Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. (__________________________________)

«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ»

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

«ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ»

«МЕНЬШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ»

«ОСВОЕНИЕ ЕРМАКОМ СИБИРИ