История возникновения праздника масленица. Масленица: описание праздника на Руси, фото

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к . Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется . Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу . Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая ). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии - всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением - настроением "светлой печали". И второе – в эти дни впервые в году совершается . Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Сохранившийся еще со времен язычества - это Масленица. Описание праздника, краткое содержание сценариев обрядов и ритуалов требует создания отдельной статьи. Поэтому предлагаю вместе ознакомиться подробнее с историей и традициями народного торжества.

История праздника

Древние славяне верили, что Масленица символизирует укрепление языческого божества Солнца. Из слабого младенца Коляды оно превращается в сильного юношу Ярилу, который помогает летом получить богатый урожай на полях. В честь этого и устраивалась Масленица. Описание праздника на Руси представляется как встреча весны и умасливание богов с просьбой о благополучном новом урожае.

До XIV века каждый год на Руси начинал свой отсчет с 1 марта. Поэтому праздник Масленицы означал также встречу Нового года. Традиционным праздничным угощением были блины, которые представляли собой символ солнечного круга. Горячие и румяные, они похожи на солнце, которое с каждым днем весны разгорается все больше и становится ярче. Древняя примета гласила: как пройдет встреча нового года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки не жалели денег на богатое застолье и веселые забавы, которыми особо щедра Масленица. Описание праздника упоминает другие его названия в народе: широкая, обжорная, честная и даже разорительница. Пословица гласила: "Масленица - объедуха, деньги приберуха".

Сырная седмица

Со временем который длился четырнадцать дней, превратился в христианский. Он стал предшествовать началу Великого Поста, длящегося сорок дней и заканчивающегося Пасхой -- Светлым Христовым Воскресением. Из-за этого Масленица стала движимым праздником, зависящим от пасхальных сроков, и уменьшилась до семи дней.

Во времена Петра Первого был издан указ, повелевающий отмечать праздник по образу и подобию европейских карнавалов. Веселой и удалой запомнилась нашим предкам и дошла до наших дней Масленица. Описание праздника (фото ниже) напоминает итальянский карнавал, который в переводе звучит как «прощай, говядина». Семь дней, предшествовавших Посту, называли также Мясопуст. В эти дни уже запрещалось употреблять в пищу мясо, хотя другие скоромные продукты (масло, молоко, яйца, рыбу) есть было позволительно.

Масленичные обряды

Традиции и ритуалы Сырной недели строго упорядочены и подчиняются священной цифре семь. Именно столько дней длится Масленица. Описание праздника (сжигание чучела, народные гулянья, посиделки и т. п.) говорит о том, что начинается Мясопуст ровно за семь недель до Пасхи и делится на две части. Узкая Масленица - это короткий период, который включает в себя первые три дня недели. Вторую часть (начиная с четверга и заканчивая воскресеньем) называют Описание каждого дня говорит о его особом назначении и связано с выполнением определенных ритуалов.

В течение недели люди ходят в гости, угощают друг друга сытной праздничной едой, веселятся, танцуют и поют. Кульминационная часть праздника приходится на воскресенье. В этот день происходит сожжение чучела Зимы. Ритуал символизирует неизбежную смену времен года. Этим торжественным событием и заканчивается Масленица.

Описание праздника для детей и взрослых содержит в себе глубокий смысл, основанный на народной мудрости. Он говорит о жертвоприношении, которое необходимо для будущего плодородия. Рождение жизни предваряет борьба, смерть и воскрешение. Далее в статье рассмотрим описание Масленицы на каждый день праздника. Мы узнаем также, какие обычаи сохранились до нынешних времен.

День первый - Встреча

Узкая Масленица. Описание по дням событий, которые должны происходить в праздничную неделю, начинается с понедельника. Из подручных материалов (соломы, ветоши, пеньки) молодежь мастерила большую куклу, обрядив ее в женскую одежду. Так происходил ритуал создания чучела, которое именовали «Масленица».

Описание праздника в старинных городах и деревнях подтверждает, что этот день был наполнен важными событиями. Масленицу сажали на кол и выставляли на всеобщее обозрение на центральной площади. Дети собирали сухие ветки, остатки соломы, старые тряпки и складывали все это в кучу, подготавливая будущий костер для сожжения чучела. Мужчины строили снежные города, в которых затем устраивали веселые побоища. Для детей и взрослых строили ледяные горки, заливали катки, устанавливали пестрые карусели.

Целую неделю радовала и веселила народ соломенная Масленица. Описание праздника упоминает о многолюдных ярмарках, где шла бойкая торговля различными товарами и устраивались шумные представления с ряжеными. Народ веселили шуты и скоморохи, которые распевали веселые частушки и устраивали забавные розыгрыши. Для мужчин организовывались различные состязания, где они могли померяться силой и показать свою молодецкую удаль. Все события первого дня подчеркивали особую радость встречи важного события под названием Масленица.

Описание праздника для детей отмечено особой заботой о них. Для малышей готовили сладкие столы, где радовали леденцовыми петушками на палочке, сахарными орешками и прочими сладостями. На площади ставили балаганы, где давали кукольные представления. Дети создавали для своей забавы маленькую соломенную бабу. Ее сажали на санки и возили по всему селу.

В первый день праздника люди начинали ходить по гостям. На стол обязательно выставлялись блины с различными начинками. Особо приветствовалась выпечка круглой формы: ватрушки, бублики, калачи. Кроме этого, хозяйки обязательно готовили оладьи, картофельные пирожки с грибами, творогом, капустой. Угощали дорогих гостей различными орешками (кедровыми, грецкими, лесными), жареными семечками, леденцами.

В первый день Масленицы к молодоженам приходила теща, чтобы обучить детей правильно готовить блины. По обычаю первый испеченный блин отдавали нищим или блаженным людям, чтобы они поминали усопших.

День второй - Заигрыш

Название вторника говорит о его особом веселом настроении. С самого утра молодые люди угощались блинами, катались на каруселях и ледяных горках. Парни заигрывали с девушками, подыскивая для себя среди них будущих невест. Очень популярным было катание на лошадях, поэтому состоятельные женихи специально к этому времени приобретали расписные сани, на которых возили своих избранниц.

Праздничные гуляния в Мясопустную неделю называли масленичными потехами. На них устраивались самые разнообразные увеселения и забавы: снежные баталии, взятие снежного городка, борьба, медвежьи представления, прыжки через костер, катание на салазках с горки.

День третий - Лакомка

В среду заканчивалась Узкая Масленица. Описание праздника в этот день говорит о его особом значении в поддержании семейных отношений. Взрослые дети приходили в гости к своим родителям, дарили им подарки и поздравляли с праздником. Каждая теща на Лакомку готовила блины по своему особому фирменному рецепту и потчевала ими дорогого зятя. Кроме этого, столы ломились от всевозможной снеди, которой угощали также родственников и близких друзей. С тех пор родственные походы на Масленицу стали называть визитом «к теще на блины».

С Лакомкой связано много шуточных песен, пословиц и поговорок, в которых говорится об отношениях близких родственников: "зять на двор — пирог на стол"; "зять на порог — тёща за яйца"; "придёт зять, где сметанки взять?" Особенно затратным был праздник для тех семей, где вырастало много дочерей. Отсюда родилась поговорка: "хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!"

День четвертый - Разгуляй

Широкая Масленица. Описание дней праздничной недели продолжается четвергом, в который утраивался широкий разгул. Народ предавался всевозможным утехам с особой силой. По улицам возили чучело на колесе, пели, веселились и устраивались катания на лошадях. Считалось, что обычай помогает солнцу быстрее проводить зиму. В знак этого молодые люди катались на тройках вокруг деревни, двигаясь по часовой стрелке.

Вот такой была Масленица. Описание праздника с картинками говорит о том, что четвертый день был переломным в масленичной неделе, поэтому гуляния были бурными и длились до позднего вечера. Дети ходили по домам и колядовали. Мужчины на Разгуляй устраивали сражение в снежном городке, а также мерялись силами в кулачных боях или шли «стенка на стенку». Девушки устраивали пляски, водили хороводы, пели озорные частушки. В этот день для влюбленных пар не считалось зазорным целоваться на виду у всех. А особо застенчивых могли просто забросать снежками. И, конечно, продолжали готовить бесчисленные блины и угощать ими друг друга.

День пятый - Тещины вечерки

В пятницу тещи приходили к своим дочерям и зятьям, делая им ответный визит. Гостей встречали с особым почтением и уважением. Зятья угощали родственников жены горячими блинами и оказывали им всевозможные почести. В этот день происходили не просто застолья, а душевные беседы, в которых старшее поколение давало советы молодым, вразумляло и напутствовало их.

Описание Масленицы будет неполным, если не рассказать о том, как готовились к тещиным вечеркам. Когда зять забывал позвать тещу в гости, она могла обидеться на всю жизнь. Ритуал состоял в том, чтобы после приглашения каждая теща накануне вечером отправила в дом зятя кухонную утварь: сковородки, миски и прочую посуду для выпечки блинов. От тестя прибывали продукты, из которых зять сумел бы замесить тесто. В пятницу утром в тещин дом отправляли гонца с напоминанием о том, что их ждут в гости. В день тещиных вечерок закрывались все магазины и мастерские, а в школах отменялись занятия.

День шестой - Золовкины посиделки

В субботу молодая невестка приглашала в гости золовку - сестру своего мужа. В дом также приходили замужние подруги и молодые женщины. Хозяйка накрывала для своих подруг праздничный стол и одаривала золовок подарками. Женские посиделки были хорошим поводом обменяться новостями и посудачить на разные темы.

В шестой день Масленицы продолжался праздничный разгул и пиршество. Одной из главных забав становились рысьи бега и катание на расписных тройках.

День седьмой - Прощеное Воскресение

В воскресенье совершали главный обряд, которым провожалась Масленица - сжигание чучела. Соломенную бабу сначала катали по селу, а затем вывозили за околицу, где поджигали. Когда кукла сгорала, молодежь начинала прыгать через костер. В огонь кроме дров бросали старые вещи, например, деревянное колесо. Оно символизировало солнце, которое приближало скорую весну.

В некоторых деревнях Масленицу топили в проруби или разрывали на части, а остатки разбрасывали по селу. Иногда вместо соломенного чучела Масленицей выбирали пожилую женщину или старика. Их одевали в праздничный наряд, возили на санях по селу, а затем вываливали в снег.

Ритуальное уничтожение соломенной куклы символизировало прощание с Масленицей и воскрешение ее силы с наступлением весны в проросших зернах хлеба. В последний разрешалось пить спиртное и веселиться до самой ночи. Воскресенье завершало народное недельное празднование. В последний день недели накануне Великого Поста все просили друг у друга прощения, освобождая тем самым свою душу от грехов. Чтобы полностью покаяться, было принято после сжигания чучела отправляться в парную баню.

Как отмечают Масленицу сегодня?

Древний языческий праздник сохранил свои традиции до сегодняшних дней. В честь праздника во многих российских городах проводят карнавальные шествия с ряжеными героями, маскарадами и фейерверками. Для гостей устраивают масленичные площадки со сценой, аттракционами и местами продажи сувениров и праздничной еды.

В масленичную неделю принято уделять больше времени своей семье, посещать родственников и принимать гостей у себя. В Прощеное Воскресенье все православные люди каются в собственных грехах и проявляют милосердие к другим.

Особо приветствуется участие малышей и подростков в веселом празднике под названием Масленица. Описание для детей истории праздника и его традиций, дошедших до наших дней, дает подрастающему поколению полезные знания о своем народе. Популяризация Сырной недели включает в себя обязательное участие в городских мероприятиях семей с детьми. Для малышей в детских садах и школах устанавливают красочное чучело Масленицы и устраивают коллективные проводы зимы. Многочисленные мастер-классы по приготовлению разнообразных блинов с непременным участием детей приучают их к труду и повествуют о том, что такое Масленица. Описание для детей сценариев проведения праздника включает в себя конкурсы на знание традиций, пословиц и поговорок, связанных с Масленицей. Предлагается также множество различных конкурсов, игр и забав с обязательными наградами и подарками. Все это обогащает детей новыми знаниями и помогает организовать культурный досуг.

Как отмечают Масленицу в других странах?

Масленица - это не только праздник славян, его издавна отмечают во многих европейских странах. Праздничная неделя знаменует собой приход весны и проходит в виде карнавала. На это время прекращаются ссоры и распри, царит веселье, смех и хорошее настроение.

В Шотландии на Масленицу принято выпекать круглые постные лепешки - аналог русских блинов. К этому событию в доме относились очень ответственно и привлекали к участию в нем всех членов семьи. Каждому отводилась отдельная роль: замесить тесто, смазывать маслом сковороду, поворачивать лепешки, складывать их в стопки.

В Англии тоже широко и весело празднуется Масленица. Описание праздника на английском языке повествует об интересной традиции устраивать соревнования по бегу с блинами. Участие в них принимают только женщины, которые по сигналу колокола бегут, удерживая в руках горячую сковородку с блином. Каждая из участниц должна быть старше 18 лет и одета в косынку и кухонный фартук. Самым сложным в соревновании является то, что во время бега нужно трижды подбросить блин на сковороде и поймать его. Участница, пришедшая к финишу первой, передает свой блин звонарю, получая за это от него поцелуй.

На Руси главными героями праздника были молодожены. Считалось очень удачным вступить в брак на Масленичной неделе. А в некоторых европейских странах главное внимание уделяется холостым людям. В Польше молодые девушки приглашают в гости парней, угощают их блинами. Вместо благодарности молодые парни подставляют свои головы, а девушки могут оттягать их за волосы.

В Чехии начало праздника приходится еще на 6 января, достигая своего апогея в последнюю неделю перед Постом. В деревнях молодые парни вымазывают свои лица сажей и, распевая веселые песни, обходят всю деревню. С собой они берут пестрый деревянный брусок - клатик, который надевают встречным девушкам на шею или привязывают к руке. Чтобы откупиться от приставаний женихов, девушка должна заплатить им.

Во Франции второй день недели называют Жирным вторником или Марди Гра. Его история связана с красивой древней легендой о прекрасной девушке Роз, которую спас из рук дьявола отважный парень Габриель. Праздник сопровождается поеданием блинов и веселым карнавалом, который должен окончиться ровно в полночь.

В Греции Масленицу называют Апокриесом, что в переводе означает «без мяса». Празднование длится целых три недели и включает в себя обязательную традицию жарить свинью на костре. Непременным атрибутом праздника также является карнавальное костюмированное шествие с веселыми песнями и играми.

В Германии на Масленицу принято готовить блины, оладьи и жареную колбасу. Во время карнавальных шествий люди обряжаются в чертей, лесных духов, шутов и различных сказочных героев. В Голландии и Бельгии праздничный карнавал длится три дня. В эти дни угощаются блинами со шпиком, оладьями и жареными пончиками.

Издревле зима была настоящим испытанием для человека: рано темнеет, холодно, а порой и голодно.

Поэтому у древних славян приход весны - очень радостное событие, которое непременно следует шумно отпраздновать, чтобы поскорее одолеть коварную Зиму.

Для этого и устраивались веселые массовые гулянья.

Существует несколько версий возникновения такого названия праздника. Наиболее популярной считается следующая: на неделе празднеств люди старались умаслить, то есть задобрить весну. Отсюда и название - «Масленица».

По еще одной версии праздник масленица получил такое название после прихода христианства. За 8 недель до Пасхи запрещено употреблять мясо, но разрешается есть молочные продукты. Поэтому славяне пекли блины, обильно поливая их маслом.

Отменить языческий праздник не решились, уж больно большое значение имел он для рядовых жителей. Христианские лидеры решили его «прикрепить» к Пасхе. В христианской трактовке масленичная семидневка - неделя примирения, прощения и подготовки к Великому Посту.

Масленичные традиции

Сначала выпекались обычные круглые лепешки из пшеничной муки и воды и лишь в ХIX веке их заменили кружевными блинами. Круглые желтые блины олицетворяют солнце. А потому съесть блин, значит проглотить кусочек солнышка, его нежности, щедрости и тепла.

Выпекание таких «солнышек» также считалось своеобразным ритуалом привлечения солнца. Считается, что чем больше приготовить блинов и съесть их, тем быстрее придет весна.

Помимо приготовления блинов, существуют и другие обряды поклонения солнцу. К примеру, жители производили разнообразные ритуальные действия, которые основаны на магии круга. Молодежь на санях, запряженных лошадьми, объезжали несколько раз деревню по кругу, отгоняя злых духов.

Еще одним непременным атрибутом праздника масленицы был медведь. В чем же между ними связь? Оказывается, медведь - символ весны. Поэтому одного мужчину наряжали в медвежью шкуру и на протяжении массовых гуляний он плясал вместе с односельчанами.

Каждому дню празднований были присущи собственные ритуалы:

Понедельник - встреча. Начинали делать чучело Масленицы, одевали его в женскую одежду и возили по селу на санях. Потом чучело ставили на снежной горке, где начиналось катание на санках.

Вторник - заигрыш. Начинались разнообразные развлечения: народные гулянья, катания на санях и представления. На улицах можно встретить большие группы ряженых, которые в веселых масках разъезжали по домам и устраивали экспромтом концерты.

Среда - лакомка. В каждом доме накрывались столы со вкусными кушаньями, пекли блины и варили пиво. В деревне появлялись театры и устанавливали торговые палатки, где продавали каленые орехи, сбитни и пряники.

Четверг - разгул. Это середина игр и веселья. Считается, что в этот день могли устраиваться масленичные кулачные бои.

Пятница - тещин вечер. Теща пекла свои фирменные блины и устраивала для любимого зятя настоящий пир. Иногда «тещины блины» проводились в среду. Тогда в пятницу наступала очередь зятя приглашать на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки: невестки принимали родных у себя и угощали всех вкуснейшими блинами.

Воскресенье - целовальник, прощеный день, проводы. В последний день недели друзья и родственники просили прощение за случайные и умышленные огорчения и обиды.

Масленица - языческий праздник, традиции которого соблюдаются и сегодня. Ведь приход весны знаменует зарождение новой жизни, новых надежд и мечтаний, что очень важно абсолютно для каждого.

Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица.

Одна из таких легенд гласит, что в давние времена на Севере родилась маленькая девочка, отцом которой был Мороз. Имя ей дали Масленица. Девочка была маленькой, хрупкой и улыбчивой. Однажды группа людей попала в снежную бурю. Прячась от нее, они встретили Масленицу и попросили помочь и согреть их. Масленица пришла, но удивила всех. Потому что это была не маленькая девочка, а здоровая баба с большими румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей.

По другой версии, в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. Люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины имеют форму маленького солнышка. Также было принято в селах водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица».

Масленица имеет и другие названия. Например, «Мясопуст», или Сырная, Сыропустная неделя. Эти названия появились в связи с тем, что по православному обычаю мясо исключалось из пищи, а молочные продукты еще употреблялись.

Другие названия Масленицы: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха», «ясочка».

Своими корнями Масленица уходит в языческие времена. В те далекие времена этот праздник был связан с днем весеннего солнцеворота. Но с принятием христианства Масленица стала зависеть от сроков начала Великого поста. На протяжении многих веков Масленица продолжала праздноваться. Этот праздник является одним из самых любимых в народе. Даже строгие указы и меры, которые предпринимались, чтобы праздник был забыт, не увенчались успехом.

Раньше при праздновании Масленицы на площадях городов возводились ледяные горки, торговали чаем, сладостями, блинами, веселился народ в костюмах, устраивали катания на лошадях.

Во все времена главное угощение на Масленице — это блины. Они пеклись и поедались в большом количестве. На каждый день на Масленой неделе есть определенный обряд.

Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. в этот день наряжается соломенная кукла и устраиваются застолья с разными сладостями.

Второй день (вторник) называется заигрыши: устраиваются катания на горках и едят блины.

В третий день (среда) — на лакомки — все шли к теще на блины.

Четвертый день называется широкий четверг: поются песни, выполняются обряды, устраиваются кулачные бои, катаются на санях, колядуют.

На тещины вечерки (пятница ) зятья звали тещу на угощение.

Шестой день (суббота) называется золовкины посиделки: в этот день молодая невеста приглашала своих родных к себе.

И в последний день (воскресенье ), называемый прощеным днем, сжигали соломенную куклу, а пепел от нее рассеивали по полю, чтобы будущий урожай был богатым. В этот день принято прощать все обиды и оскорбления.

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год.

Масленица - самый любимый народный праздник в России

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника.

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома.

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день.