Столетний юбилей балерины марины семеновой. Марина Семенова, советская балерина: биография, личная жизнь, творчество Призы и награды Екатерины Максимовой

С. БУНТМАН – Екатерина Всеволодовна Аксенова – балерина, заслуженная артистка России. Добрый день.

Е. АКСЕНОВА - Добрый день.

С. БУНТМАН – Мы вас поздравляем от всей души. От всех наших слушателей.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое.

С. БУНТМАН – Даже от тех, кто удивился этому юбилею.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, как мама сейчас воспринимает эту дату.

Е. АКСЕНОВА - Замечательно, у нас очень хорошо начался день. Марина Тимофеевна получила…, в первую очередь пришла телеграмма от президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Потом было множество телеграмм и от Большого театра, от учениц и друзей. Телефон не умолкает. Квартира вся в цветах. Мы все в чудесном настроении. Так что так…

Е. АКСЕНОВА - Пока еще нет, но мы ждем, полдня еще только прошло.

С. БУНТМАН – Довезут лошади, я думаю.

Е. АКСЕНОВА - Конечно.

С. БУНТМАН – Потому что с Санкт-Петербургом тоже очень много связано.

Е. АКСЕНОВА - Да. Вы знаете, и тут еще мне сегодня рассказали, я знала, но неточно, что при поддержке фонда Бориса Николаевича Ельцина и при участии друга и ученика Марины Тимофеевны - Николая Федорова, создается альбом, в который войдут поздравления, адресованные Марине Тимофеевне с ее юбилеем и ее великими современниками. И там будет очень много писем, и Наина Иосифовна Ельцина, и Михаил Сергеевич Горбачев, и Сергей Михалков, и Майя Плисецкая, и Борис Покровский, и Олег Табаков, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Владимир Зельдин, Ирина Антонова, Юрий Григорович. Из-за рубежа… Берил Грей, Джон Майер. Наталья Макарова и Тамара Синявская и Лавровский. То есть всех не перечислить. Там десятки писем и очень красивый альбом, где написано «Сто: Семенова, браво!»

С. БУНТМАН – На самом деле «браво» - замечательное и самое правильное короткое слово, которое можно сказать артисту в его юбилей.

О. БЫЧКОВА – Екатерина Всеволодовна, а как будут происходить торжества? Какая там программа?

Е. АКСЕНОВА – Я, к сожалению, об этой программе знаю со стороны. Я знаю, что, по-моему, 13-14-15 числа в честь Марины Тимофеевны в Большом театре будут идти спектакли. Но, к сожалению, пока лично мне пока это никто не говорил. Будет 15-го гала-концерт.

О. БЫЧКОВА – А в семье?

Е. АКСЕНОВА - Мы будем всей нашей огромной семьей, Марина Тимофеевна дважды бабушка, дважды прабабушка, так что нас много. И мы будем все это своей семьей праздновать.

О. БЫЧКОВА – А подарки?

Е. АКСЕНОВА - Ой, подарков уйма. Разных подарков. Для нас главный подарок, что она в общем здравии и нас всех любит, и самое главное для нас ее здоровье и состояние.

С. БУНТМАН – И мы того же пожелаем.

Е. АКСЕНОВА - И еще простите, что Марина Тимофеевна, узнав, что я буду с вами разговаривать, просила через вашу радиостанцию поблагодарить всех ее поздравивших с днем рождения и обязательно передать вам непосредственно благодарность за внимание и поздравления.

С. БУНТМАН – Спасибо. Мы еще раз поздравляем и наши пожелания самые искренние и горячие.

О. БЫЧКОВА – Мы вами гордимся.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое за внимание. Всего доброго.



Семёнова Марина Тимофеевна – педагог балета Государственного академического Большого театра СССР, народная артистка СССР, город Москва.

Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге семье служащего. Русская, урождённая Шелоумова. В 1925 году окончила класс А.Я.Вагановой Ленинградского хореографического училища и в том же году была принята в Театр оперы и балета в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), где была ведущей танцовщицей. В 1930 году перешла в Государственный академический Большой театр СССР. Среди партий: Жизель («Жизель» А.Адана), Раймонда («Раймонда» А.К.Глазунова), Никия («Баядерка» Л.Ф.Минкуса), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского).

Для искусства М.Т.Семёновой были характерны безукоризненная выразительность пластики, энергичная полётность прыжка, особая устойчивость, необычайная женственность. Она придавала классическому танцу простоту и естественность, внося в характер героинь старых балетов новые социальные акценты.

Одной из первых советских балерин начала гастролировать за рубежом. В 1935-1936 годах по приглашению С.М.Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, выступила на сцене этого знаменитого театра (партнёром был сам С.М.Лифарь) – три раза в «Жизели» и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана», а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета – ветеранов Парижской оперы.

2 июня 1937 года ей было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1951 году – звание «Народный артист РСФСР», а 30 января 1975 года – звание «Народный артист СССР».

В 1952 году закончила карьеру танцовщицы. Балерина, отличавшаяся технической виртуозностью, царственностью манер, скульптурностью поз и независимостью нрава на сцене и за кулисами, имела невероятное число поклонников, сумевших сохранить и донести до наших дней её «легенду». Несмотря на то, что была «первой среди равных» балерин своего поколения, чудом избежала репрессий (их не избежал её муж), почти не получала премьер и была вынуждена рано уйти со сцены. В 1937-1938 годах находилась под домашним арестом.

В 1953-1960 годах педагог Московского хореографического училища. С 1953 года балетмейстер-репетитор Большого театра СССР. В 1960 году стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А.В.Луначарского (ныне – Российская академия театрального искусства, РАТИ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1988 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства Семёновой Марине Тимофеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1997 года профессор РАТИ. Под её руководством совершенствовали своё мастерство ведущие артисты театра многих поколений, среди которых народные артисты СССР и России – М.М.Плисецкая, Н.В.Тимофеева, М.В.Кондратьева, Н.И.Бессмертнова, С.Д.Адырхаева, Л.И.Семеняка, Н.В.Павлова, Г.О.Степаненко, Н.М.Цискаридзе и многие другие.

Её 100-летний юбилей отмечался Большим театром в 2008 году.

Жила в городе-герое Москве. Скончалась 9 июня 2010 года, на 102-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждена советскими орденом Ленина (13.06.1988), тремя орденами Трудового Красного Знамени (2.06.1937, 27.05.1951, 29.05.1978), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (22.05.1998), медалями, знаками «175 лет ГАБТ СССР» (1951), «200 лет ГАБТ СССР» (1976), «225 лет ГАБТ России» (2001), «Большой театр» (1981).

Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1941), Государственной премии РФ (2003), премии Президента РФ (2004), премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (1997), премии «Бенуа де ля данс» в номинации «За жизнь в искусстве» (2003), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (2007).

Снялась в фильмах «Концерт-вальс» (1941) и «Большой концерт» (1951). Творчеству балерины посвящена книга Светланы Ивановой «Марина Семёнова» (1965, Москва).

В первом браке (с 1920-х годов) была замужем за солистом Мариинского театра Виктором Александровичем Семёновым (1892-1944), впоследствии педагогом Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, заслуженным артистом РСФСР (1939). Во втором браке (гражданском; с 1930 года) была замужем за дипломатом Львом Михайловичем Караханом (1889-1937), послом СССР в Турции (1934-1937); в 1937 году был арестован и приговорён к смертной казни (реабилитирован посмертно в 1956 году). В третьем браке (гражданском) была замужем за драматическим артистом и мастером художественного слова Всеволодом Николаевичем Аксёновым (1902-1960), заслуженным артистом РСФСР (1947), лауреатом Сталинской премии 1-й степени (1948). Дочь М.Т.Семеновой – Екатерина Всеволодовна Аксёнова, в прошлом артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, ныне – педагог-репетитор.

Балерина Екатерина Крысанова - прима Большого театра. Она считается одной из лучших российских танцовщиц своего поколения, тогда как факты частной жизни артистки остаются тайной для публики. Фото балерины Екатерины Крысановой и сведения о ее творческой и личной биографии помогут ближе познакомиться со звездой театра.

Детство

Год рождения балерины - 1985. Семья Екатерины не связана с миром искусства. Отец Крысановой в юности занимался спортивной гимнастикой и поощрял физическую активность дочери.

Екатерина с ранних лет была подвижным ребенком, любила зимние виды спорта и катание на санках. С 3 лет она проявляла способности к танцу. Мать Крысановой по совету педагогов отдала дочку в хореографическую студию. С этого момента началось профессиональное развитие будущей примы.

Образование

Школьные годы балерины прошли в Центре оперного пения Г. Вишневской (отделение танца) и в училище М. Лавровского.

В возрасте 16 лет Екатерина стала студенткой Государственной академии хореографии в Москве. Здесь Крысанова приобрела наставницу в лице Светланы Адырхаевой, которая является репетитором примы сегодня.

Способности Екатерины были отмечены несколькими призами в первые годы учебы. В 2001-2002 гг. она завоевала гран-при балетного соревнования в Люксембурге и третье место в конкурсе имени Вагановой.

Первой партией 17-летней студентки стала Лизетта в спектакле «Волшебная флейта».

Звездная карьера

Выпускница Московской академии хореографии была принята в штат Большого театра в 2003 г. 5 лет спустя Крысанова заняла место примы. Сегодня она сохраняет ведущее положение на главной сцене московского балета.

Екатерина востребована в постановках Большого театра. У нее насыщенный репертуар, в котором присутствует большинство ведущих партий В списке спектаклей с участием примы фигурируют «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» и другие постановки.

Современная хореография Большого театра в исполнении Екатерины Крысановой - балет «Драгоценности». Спектакль Дж. Баланчина - фантазия о хореографических школах разных эпох и стран, представленных танцовщиками в «ювелирных» костюмах. Крысанова в образе Рубина отвечает за современный американский балет.

Екатерина не дает однозначного ответа на вопрос о любимой роли. Среди сценических героинь по характеру ей наиболее близка энергичная Китри из «Дон Кихота». Симпатия артистки находит подтверждение в отзывах балетоманов. Они отмечают достоверность жизнерадостного персонажа в исполнении Екатерины Крысановой.

Занимает ведущее место в профессиональной системе ценностей балерины. Для Крысановой традиции являются базой, на которой строятся физические способности и техника танцовщика. По мнению Екатерины, для артиста, качественно исполняющего классические элементы, нет ничего невозможного в авангардных постановках.

Театральные заслуги примы Большого театра удостоены нескольких наград:

  • 2008 г. принес балерине звание Заслуженной артистки Северной Осетии.
  • 2015 г. - театральная премия «Золотая маска». Екатерина получила приз в номинации за лучшую женскую партию в современном балете («Укрощение строптивой»).
  • В 2018-м событием года для Крысановой стало вручение государственных премий. Балерина названа Заслуженной артисткой России.

Работа за рубежом

Начиная с середины 2000-х балерина Екатерина Крысанова - частый гость на международных площадках. Оставаясь примой Большого театра, артистка работает с американскими, немецкими и французскими труппами.

С 2009 г. Крысанова часто гастролирует по Германии. В Англии она принимала участие в гала-концерте, посвященном памяти Галины Улановой.

Сотрудничество Екатерины Крысановой с балетом Монте-Карло осуществилось в спектакле «Укрощение строптивой». Хореограф труппы Жан-Кристоф Майо перенес постановку Большого театра на родную сцену и пригласил московскую приму выступить в роли Катарины.

«Отражения» - экспериментальный русско-американский балетный проект продюсера Сергея Даниляна. Современные хореографы поставили номера для молодых танцовщиков. Крысанова воплотила идею швейцарского автора Кэрол Армитаж о механике балета-модерн.

Екатерина открыта предложениям иностранных трупп о совместной работе. Мечта Крысановой - выступления на сценах Нью-Йорка, Милана и Парижа. Она считает зарубежные контракты интересным опытом, который необходим для творческого обогащения артиста. Однако карьера в Большом театре остается для Крысановой приоритетным направлением профессионального развития.

Медийные проекты

Балерина Екатерина Крысанова - редкий персонаж светской хроники и журнальных публикаций. Она отказывается от многих предложений о модных фотосессиях и интервью, поскольку считает их пустой тратой времени и сил. Крысанова соглашается на проекты, которые считает важными и интересными. Большинство из них связаны с балетом.

В 2011 г. Екатерина появилась в телешоу Ильи Авербуха «Болеро». Дуэты, составленные из профессиональных артистов балета и танцовщиков-любителей, соревновались за звание лучшей пары. Партнером Крысановой был фигурист Их тандем не завоевал первого места, но заслужил высокие оценки судей и зрителей за драматизм исполнения.

В 2015 г. Крысанова получила коммерческое предложение от бренда Freddy. Марка производит тренировочные костюмы и предоставляет одежду для репетиций ведущим балетным труппам мира.

Параметры фигуры и диета

Точные показатели роста и веса балерины Екатерины Крысановой остаются секретом для публики. Посетители театральных форумов дают положительную оценку техническому мастерству артистки, но не приводят данных о ее физических параметрах.

Фотографии примы выступают иллюстрациями к публикациям об эталонной фигуре современной танцовщицы. Статьи позволяют установить примерный рост балерины Екатерины Крысановой (меньше 180 см) и массу тела (около 50 кг).

Физические нагрузки танцовщиц на сцене - основной секрет поддержания формы. Балерина Екатерина Крысанова вес контролирует, но после напряженных репетиций разрешает себе послабления в диете, в которых признается подписчикам инстаграма.

Личная жизнь

Частная биография артистки остается за кадром. Балерина Екатерина Крысанова о личной жизни рассказывает мало. Звезда видит большую заслугу родителей в становлении своей сценической карьеры. Мама звезды - ее эксперт в вопросах одежды и цветовых сочетаний.

Из интервью 2017 года известно, что детей и мужа у балерины Екатерины Крысановой нет. Она не исключает появления собственной семьи в будущем. Екатерина считает рождение детей предназначением женщины. По мнению Крысановой, когда у прима-балерины есть ребенок, гордящийся знаменитой матерью, ее карьера обретает новый смысл.

Отдых и хобби

Работа на сцене поглощает большую часть времени балерины Екатерины Крысановой. Четкий режим с единственным выходным днем в неделю определяет ритм жизни танцовщицы на протяжении всей карьеры.

Редкие минуты отдыха Екатерина посвящает чтению и рукоделию. Хобби Крысановой - вышивание картин на пяльцах.

Балерина проводит отпуск на морском побережье в России или Европе. Рабочие гастрольные поездки не позволяют ей уделять много времени посещению музеев. На каникулах Крысанова совмещает расслабленный пляжный отдых с осмотром достопримечательностей.

Балерина в 2018-м

Сегодня творчество занимает главное место в жизни Екатерины Крысановой. Она исполняет партии в классических постановках Большого театра и участвует в экспериментальных спектаклях.

В апреле 2018 г. балерина появилась на международном фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. В паре с Игорем Цвирко она получила награду конкурса в номинации за лучший дуэт.

Екатерина участвовала в китайском гастрольном туре Большого театра, который состоялся в мае 2018 г. На пекинской сцене она выступила в балете «Пламя Парижа».

Сейчас Крысанова поддерживает Vivat Theatre - проект танцовщика и хореографа Прима Большого театра занята в его постановке «Любовь есть везде» на музыку Игоря Стравинского.

Екатерина Крысанова - идеальное воплощение образа классической танцовщицы. Жизнь артистки подчинена требованиям сценического искусства. В своем творчестве Крысанова сохраняет и развивает традиции русской балетной школы. Заслуги Екатерины перед отечественной хореографией принесли ей статус примы лучшего театра страны и находят признание на государственном уровне.

Артистка балета, педагог-репетитор Государственного академического Большого театра России, народная артистка СССР Марина Тимофеевна Семенова родилась 12 июня (30 мая по старому стилю) 1908 года в Санкт-Петербурге .

В детстве занималась в танцевальном кружке Екатерины Кариной, затем поступила в Ленинградское хореографическое училище (ныне — Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Первый год она занималась в классе Марии Романовой, матери балерины Галины Улановой, затем девочка была переведена из первого класса в третий и продолжила обучение в классе балерины и педагога Агриппины Вагановой. Свою первую партию Марина станцевала в тринадцатилетнем возрасте в одноактном балете Льва Иванова "Волшебная флейта".

В 1925 году после окончания хореографического училища Марина Семенова была принята в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), и уже на следующий год танцевала центральные партии в балетах классического репертуара. Среди ее первых партий на ленинградской сцене — Наила в балете "Ручей" Лео Делиба, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" и Аврора в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Никия в "Баядерке" Людвига Минкуса, Царь-Девица в "Коньке-Горбунке" Цезаря Пуни, Раймонда в одноименном балете Ильи Глазунова.

В 1930 году балерина перешла в Большой театр (Москва). Исполняла партии в классических балетах, главным образом в постановке хореографа Мариуса Петипа. Семенова сыграла большую роль в становлении классического балета послереволюционных лет. Ее танец называли "героическим", а облик "царственным".

В Большом театре она исполняла главные женские партии в балетах "Баядерка" (1930) Людвига Минкуса, "Спящая красавица" (1930) и "Лебединое озеро" (1930) Петра Чайковского, "Раймонда" (1931) Александра Глазунова, "Эсмеральда" (1934) Цезаря Пуни, "Жизель" (1934) Адольфа Адана, "Золушка" (1947) Сергея Прокофьева и других.

Семенова была первой исполнительницей в Большом театре партий Дианы Мирель в балете "Пламя Парижа" (1933) Бориса Асафьева и Маши-принцессы в "Щелкунчике" Петра Чайковского (1939) в постановке хореографа Василия Вайнонена, Царицы бала в "Медном всаднике" Рейнгольда Глиэра (1949) в постановке балетмейстера Ростислава Захарова.

Одной из первых советских балерин Марина Семенова гастролировала за рубежом. В 1935-1936 годах по приглашению руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы Сержа Лифаря она выступила на сцене знаменитого театра (партнером был сам Лифарь) — три раза в "Жизели" и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана", а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета-ветеранов Парижской оперы.

Снималась в кинофильмах "Концерт-вальс" (1941) и "Большой концерт" (1951).

С 1953 года Семенова работала педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством занимались ведущие балерины театра многих поколений - Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко.

В 1954-1960 годах Семенова преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 году Марина Семенова стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС). С 1997 года она была профессором ГИТИСа.

Творчество Марины Семеновой было отмечено многими наградами. В 1941 году она была удостоена Сталинской (Государственной II степени) премии. В 1975 году балерине было присвоено звание Народная артистка СССР. В 1988 году Семенова была удостоена звания Герой Социалистического Труда. В 2003 году она получила Государственную премию России и была награждена призом Benois de la danse в номинации "За жизнь в искусстве". В 2004 году была удостоена премии президента РФ в области литературы и искусства и премии Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца". В 2007 году Семенова была награждена национальной театральной премией "Золотая маска" — "За честь и достоинство".

Заслуги Марины Семеновой отмечены тремя Орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1978), в 1998 году она была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Творчеству балерины посвящена книга Светланы Ивановой "Марина Семенова" (1965).

Марина Семенова . Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дочь Марины Семеновой — Екатерина Аксенова , в прошлом — артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, ныне — педагог-репетитор.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Легендарная балерина Марина Семенова скончалась в среду у себя дома в Москве на 102-м году жизни, сообщил РИА Новости генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

«Большой театр, как и весь русский балет, скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна Семенова оставалась верна Большому театру, где вначале блистала как прима-балерина, затем была мудрейшим и необходимейшим педагогом. Фактически, самим своим существованием она определяла высочайшую планку русского балета», — сказал Иксанов.
(отсюда)

Семенова танцевала в труппе ленинградского Государственного академического театра оперы и балета, в Большом театре, в Парижской национальной опере. Среди исполненных ею партий -- Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора и Флорина в «Спящей красавице» Чайковского, Никия в «Баядерке» Минкуса, Царь Девица в «Коньке-Горбунке» Пуни, Раймонда в одноименном балете Глазунова, «Жизель» Адана, Маша в «Щелкунчике» Чайковского.

Всего несколько дней не дотянула до своего 102 дня рождения...
Что ж, она прожила интересную жизнь, и даже в пожилом возрасте оставалась в Большом театре, передавала свой опыт молодым.

Балериной Марина Семенова стала случайно, родители к театру отношения не имели.Отец рано умер.У матери осталось шестеро детей. Появился отчим, к детям он относился хорошо.Марину решили отдать в хореографическое училище.
Девочка была слабой и приемная комиссия (в ней была Ваганова) не захотела ее принимать. В комиссии был танцовщик Владимир Семенов, он уговорил комиссию принять его однофамилицу.
Марина успешно училась в классе Марии Романовой (матери Галины Улановой) и ее сразу перевели в третий класс, что было для училища необычно.
Дальше Марина училась у Вагановой. Своими талантливостью и усердием девочка завоевала сердце сурового педагога, каким была Агриппина Яковлевна.
С Вагановой Семенова поддерживала связь до смерти наставницы. Первым мужем Марины стал Владимир Семенов,который был партнером по балетным выступлениям.

Свои первые выступления Марина Семенова начала в Мариинском театре в трудный для русского балета период. Многие артисты эмигрировали, а новый зритель отвергал классический балет, как "классово чуждое искусство".
Успех балерины во время выступлений способствовал спасению классического балета. Семенова в совершенстве владела высоким динамичным прыжком, стремительными вращениями.
Ее выступление в Париже на сцене Гранд-опера было триумфальным, что вызвало зависть и ревность у партнера по танцу Сержа Лифаря.


В балете "Лебединое озеро"


В балете "Баядерка"

В 1930 году Семенову перевели в Москву в Большой театр.
Став примой Большого театра, Семенова получила славу, звания, награды, но ролей, достойных ее таланта,не получила. Обладая независимым характером и острым языком, Семенова чудом избежала сталинских репрессий. Был расстрелян ее второй муж Лев Карахан, посол СССР в Турции.

У Марины Семеновой есть дочь Екатерина Аксенова (от Всеволода Аксенова),тоже балерина и педагог.
Есть внуки и правнуки.

Танцевать Марина Тимофеевна Семенова закончила в 1952 году.
Но с балетом не рассталась! Она много лет преподавала, своим ученицам Мария Тимофеевна передавала свое мастерство и любовь к балету.
С 1953 года Семенова работала педагогом-репетитором Большого. Ее учениками были Майя Плисецкая, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина, Николай Цискаридзе. ...
Среди учениц есть уже известные балерины Наталия Бессмертнова, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Наталия Касаткина.