Современный постмодернизм. Определение постмодернизма

Вторая половина ХХ века характеризуется как время постмодернизма - нового периода в развитии культурно-исторического процесса. Что касается самого термина "постмодернизм", его толкование, истории возникновения и отношение к предыдущей модернистской культуры до сих пор нет четких и общепринятых определений. Существует множество различных концепций о характеристиках и хронологических рамок определения и описания постмодернизма, иногда высказывают прямо противоположные точки зрения.

Именно плюрализм и определяет принципиальное отличие постмодерновой культуры от предыдущих. Плюралистическая позиция, которая заключается не только в множественности мнений, точек зрения, научных концепций, но и в равноправия их существования, означает отказ от поиска и попыток ее отображения, что было характерно для культуры модернизма. При ситуации множественности и относительности мировоззрений и картин мира снимается проблема реальности, она исчезает. Это дает основание известному российскому исследователю постмодернизма М.Н. Эпштейну утверждать, что понятие "реальность" в современных научных концепциях настолько условным, что даже не используется без кавычек. Поэтому сформулировать общее всеобъемлющее представление о культуре постмодернизма слишком сложно. Исследователи постмодернизма, хотя и используют относительно единый понятийный аппарат и аналитический инструментарий, но в общем постмодернистском комплексе существуют отдельные течения или группы критиков с идейно-теоретическими и эстетическими ориентациями, которые существенно отличаются друг от друга.

Постмодернизм сформировался как теория искусства и литературы в ходе попыток освоить опыт различных неоавангардистських течений за весь период после Второй мировой войны. Возникновение постмодернизма как умонастроения человека последней четверти ХХ века связано с развитием технических средств массовых коммуникаций и несет на себе отпечаток разочарования в идеалах и ценностях эпохи Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, господство разума, безграничность человеческих возможностей.

Термин "постмодернизм" впервые было применено в 1917 году в работе Р. Паннвица "Кризис европейской культуры", а в 1934 году литературовед Ф. Где Онис использует его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году А. Тойнби в труде "Постижение истории" предоставляет термина "постмодернизм" культурологического значения, употребляя его как символ конца западного господства в религии и культуре. Статус понятия постмодернизм приобретает в восьмидесятые годы благодаря трудам Ж.-Ф. Лиотара, который распространил дискуссию о нем на сферу философии.

На сегодняшний день существует ряд подходов к сущности постмодерна. В частности, М. Н. Эпштейн главным фактором возникновения постмодернистской культуры рассматривает непрерывное рост количества циркулирующей в обществе информации. Человек на рубеже XX-XXИ столетия должен воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем это было 300-400 лет назад. Именно это придает постмодернистской культуре травматического характера, потому что индивид чувствует себя частью калекой, что способна соотносить себя с окружающей средой. Возникает новый тип чувственности, характеризующееся равнодушным, притуплённым отношением к существующему. Постмодернистский индивид открыт ко всему, но он воспринимает все как знаки, даже не пытаясь понять сущность явлений. Поэтому постмодернизм - культура быстрых и легких прикосновений, когда все воспринимается как цитата, условность, по которой невозможно найти основу. Сознательная ориентация на компиляцию и цитирование художественных произведений прошлых веков - одна из характерных черт постмодернизма. С этим связаны такие черты, как: смещение внимания с порождение нового на игру с уже созданным; отказ от представления о художнике как создателя; скепсис по отношению к оригинальности произведения; стирание различий между "высокой" и "массовой" культурой;

Художественный устремления постмодерна характеризуются как поиск альтернатив модернизму, которые привели к созданию новых образов, новых средств и материалов изображения. Так, в художественной практике произошел переход от заинтересованности объектами изображения к самому процессу их создания. Усиливается социальная направленность искусства (феминизм в искусстве, "искусство аутсайдеров" - этнических меньшинств). Активно развиваются направления, использующих образы массовой культуры; расцветает фотоискусство; большое влияние на творчество художников имеет развитие технологий (видео, компьютеров, Интернета).

Олицетворением постмодернизма в сфере художественного творчества можно считать концептуальное искусство (от лат. Соnceptus - идея, мысль, представление), что требует не эмоциональной реакции при его восприятии, а интеллектуального осмысления. Композиции в его произведениях состоят из "концептов" - предметов, символизирующих атрибуты современной цивилизации и выступают средствами ее философского постижения. Первая презентация произведений этого направления состоялась в

1969 году (США). Основные представители: Дж. Кошут, Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон. Программным произведением концептуального искусства была статья Дж.Кошута "Искусство после философии", в которой он обосновывает исключительную роль искусства в современной культуре, но трактованного не у традиционном смысле. Художественное творчество должно выступать генерацией концептуальных моделей. Кредо концептуалистов - искусство не должно иметь ничего общего с конкретными объектами, физическая оболочка произведений должно быть зруйновна, поскольку главным является "сила идеи, а не материала" (Дж.Кошут). Концепты могут быть представлены через фрагменты текстовой информации, схемы или визуально-логические структуры. Концептуальное искусство представляет себя в таких формах, как видео-арт, инсталляция и перформанс.

Видео-арт (англ. Video art) использует для выражения художественной идеи возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Основателем видео-арта считается Н. Д. Пайк, другие представители: К Соньет, К. Ринке, Б. Науман и другие. В отличие от телевидения, апеллирует к массовому зрителю, видео-арт применяет телевизионную технику в хэппенинг. Оно возникло как отрицание засилье массовой культуры, олицетворением чего стало телевидение. Видео-арт можно не только, но и действовать в нем.

Инсталляция (от англ. Installation - установка, монтаж) формирование пространственных композиций из бытовых предметов, промышленных материалов. Главная цель установки - создание художественно-смыслового пространства, позволяет актуализировать смыслы и чувства, недоступные в обыденности; зритель становится активным участником, а не наблюдателем.

Перформанс (от англ. Performance - представление, выступление, спектакль) - направление современного искусства, в основе которого представление о творчестве как образ жизни. В перформансе произведением считаются сами действия художника, по которым наблюдают зрители в режиме реального времени. Существенное отличие перформанса от театра состоит в том, что в театре актеры представляют персонажей, а в перформансе создатели действий не представляют никого, кроме самих себя. Пионерами перформанса считают югославскую художницу Марину Абрамович и немецкого художника Йозефа Бойса, наиболее масштабной акцией которого была "7000 дубов" (1982 г..), Во время которой постепенно разбирались базальтовые блоки и высаживались деревья.

Также в рамках постмодернистского искусства формируются другие направления: хэппенинг, граффитизм, минимализм, соц-арт, оп-арт, поп-арт.

Хэппенинг (от англ. To happen - происходить, случаться) - театрализованная акция с участием самого художника и зрителя, преодолевает границу между ними. В отличие от перформанса, он не имеет четкого сценария, самим автором полностью не контролируются и основывается на импровизациях, включая случайности. Основатель этого направления - Джон Кейдж, который совершил первый хэппенинг в 1952 году; основные представители - Дж. Дайн, К.Ольденбург и другие. Идея Хеп-Пенинг выступает одним из проявлений постмодернистской концепции события как уникальной неповторимости. Этот вид искусства иногда называют "спонтанной бессюжетной театральным событием".

Граффитизм (от итал. Graffiti - изображения, рисунки или надписи на стенах или других поверхностях) - течение в американском живописи, характеризующееся переносом приемов и образов граффити в станковая живопись и графику. Отличительные особенности граффитизму - фантазия и яркое самобытность в сочетании с элементами городской субкультуры и искусством этнических групп. Представители Граффи-тизму: Крэш (Джон Матос), Дейз (Крис Элис), Футура 2000 (Лео-р Макгар) и другие.

Минимализм (от. Англ. Minimal art) или АВС-art - художественное течение, что исходит из необходимости минимизировать трансформацию материалов в творческом процессе, ориентируется на антидекоративнисть и отказ от изобразительности. Искусство минимал-арта отличается простотой и однообразием. Минималисты используют простые геометрические формы, очищенные от всякого символизма, смысловой нагрузки, промышленные материалы, нейтральные цвета. Цель творчества минималистов - выражение первичных объективных структур мироздания. Продукт творчества не должен иметь даже минимальной художественной ценности, в нем не должно быть никакой субъективности, особенно чувственности; поэтому минималистическое искусство еще характеризуют как "холодное искусство". Представители минимал-арта: Карл Андре, Дэн Флавин, Роберт Морис и другие.

Соц-арт возникает как пародия (ирония нашла свое проявление в названии самого направления) на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры, хотя в нем иногда и проявляются элементы ностальгии. Представители этого направления стремились лишить зрителя от идеологических стереотипов. Соц-арт объединяет два понятия: соцреализм и поп-арт. Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид.

Оп-арт (сокращенно от англ. Optical art) - оптическое, или визуальное искусство, ориентированное на моделирование пространства и движения нетрадиционными для искусства средствами и рассчитано на оптический эффект. Теоретик этого художественного направления С.Тиллим считает его основной целью создания оптической иллюзии одновременного приближения и удаления планов динамического пространства за счет особой организации цветных фигур. В идеале при длительном рассмотрении произведений оп-арта должна возникать особый визуальный эффект движения элементов композиции, динамики, хотя само произведение остается статичным. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Основные представители опт-арта В. Вазарели, Б.Райли, Р. Анушкевич.

Поп-арт (от англ. Popular - популярный, народный) - направление, стремится к преодолению дистанции между элитарной и массовой культурой. Его представители: ДжДжонс, Р.Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и др. Поп-арт выступил своеобразной реакцией на классический элитарный абстракционизм, понимание которого требовало от зрителя значительного уровня подготовки. Поп-арт критикует отказ от фигуративности, беспредметность, требуя возвращения к объекту, реальности - но уже не абстрактной, а не стилизованной, а к конкретному предмету. Представители поп-арта считали, что художественную ценность можно найти в любом предмете, используя и комбинируя в своих композициях объекты разного плана.

Подробнее с характеристикой основных течений искусства второй половины ХХ века можно ознакомиться в работах: В.Г.Власов "Стили в искусстве", СПб., 1995. Т.1; Борев Ю. Эстетика. -, 2002.

Постмодернизм в живописи возник несколько позже, чем в архитектуре. Поворот к нему начался только в 70-е гг., однако, начавшись позднее, он довольно быстро пришел к своему завершению. Об этом свидетельствовал целый ряд выставок, состоявшихся в европейских странах в самом начале 80-х гг. В Лондоне имела место выставка «Новый дух в живописи» (1980), в Берлине - «Дух времени» (1981), в Париже - «Барокко-81» (1981), в Риме - «Авангард и трансавангард» (1982), в Сен-Этьене - «Миф. Драма. Трагедия» (1982).

Названные и другие выставки красноречиво говорили о том, что модернизм и авангард исчерпали себя, что они почти незаметно и неслышно ушли со сцены искусства, и их уход не вызвал особого сожаления и тем более трагедии или катастрофы, что их место занял постмодернизм.

Особого выделения в постмодернистской живописи заслуживает творчество французского художника Жерара Гаруста. На его примере наиболее ярко видны не только характерные для всего постмодернизма черты и особенности, но и те глубокие изменения, которые произошли в положении искусства за послевоенное время.

Еще в начале нашего века, когда модернизм уже получил достаточно широкое распространение и все больше трансформировался в авангард, известная формула «искусство требует жертв» адресовалась главным образом к самим художникам. В особенности это касалось именно новых, прогрессивных течений, на которые общество взирало весьма равнодушно. Художники жили коммунами, поселялись в бедных кварталах, на Монмартре, в комнатах верхних этажей, предназначенных для прислуги, или же на чердаках, питались впроголодь. Ради искусства они жертвовали всей своей жизнью. У многих из них она сложилась трагически. В качестве примера можно указать на судьбу Ван Гога, Гогена, Модильяни и др.

По всем этим параметрам Ж. Гаруст являет собой прямую противоположность. Его внешний вид соответствует моде и отмечен дендизмом: он носит шляпу, строгий костюм, карманчик которого украшен платочком, и галстук.

Ж. Гаруст довольно быстро добился значительного успеха. В 42 года он получил возможность устроить персональную выставку в Центре Помпиду, что свидетельствовало о высшем признании его творчества. В настоящее время он является одним из тех французских художников, кто достиг наибольшей международной известности.

Именно Гаруст дал одному из своих полотен название «Дежа-вю» («Уже виденное»), ставшее своеобразным знаком или символом всего искусства постмодернизма. Применительно к другим видам искусства оно выступает как «уже читанное», «уже слышанное»: в творчестве постмодернистов, большое место занимают пародии, подражания, имитации, цитирования и заимствования. Необходимо отметить и еще одну черту постмодернизма - чрезмерность. Страсть к использованию множества стилей и манер из самых разных эпох не знает границ.

При изучении шедевров постмодернизма, складывается впечатление, что в качестве моделей для своего творчества постмодернисты ставят перед собой шедевры признанных мастеров, копии или имитации которых намереваются осуществить. Однако, делая это, опускают свою кисть не только в краски, но и в кислоту. Известно, что делает кислота с прекрасным лицом. Применительно к живописи она разъедает, сжигает признаки хорошего вкуса, красоты и гармонии. Получающийся результат не поддается однозначному толкованию и оценке.

В целом постмодернизм в живописи демонстрирует уже знакомый эклектизм, смешение стилей и манер, увлечение цитированием и заимствованиями, иронией и пародией, отказ от прогнозов на будущее, обращение к мифологии и прошлому и вместе с тем их растворение в настоящем.

Постмодерн – это та эпоха, в которую мы живем, а постмодернизм – это культура этой эпохи. Постмодерн = «после модерна». Модерн – рубеж 18-19 веков, осознание современности, отделение себя от средних веков, изменение ценностной системы. От Бога к Человеку. Прогресс, восхождение разума, ответственность и свобода человека (никто не навязывает образ жизни и веру, человек решает сам для себя). Модерн всегда в кризисе, ему всегда надо утверждать себя «здесь и сейчас». Есть человек, раньше у него была некая инстанция над ним, нормы, правила, разум там был отключен. Это все устранили, решение верить ли в бога остается за человеком. Включили разум. Но когда его включили, пробудилось нечто иное, и вот это самое иное бунтует против разума (Фрейд «оно», Фуко маргиналы). Постмодерн – попытка перейти от разума в высшей инстанции к "иному разума".

Постмоде́рн - социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты: М. Фуко,Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.

Постмодерн как этап развития общества, как культурная «эпоха» свя­зан с разрушением непримиримого социального противостоя­ния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой создания информационного общества и универсальных коммуникаций.

Постмодернизм не является оформленной, систематизированной философской или научной школой, это, скорее, новое мировоззрение, мировосприятие и мирочувствование, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии.

Постмодерн - попытка перейти от разума в высшей инстанции к "иному разума". Бог--> Человек --> Оно Граница модерна - человек заканчивается, разум его бессилен. Постмодерн - Борхес, Эко, Кальвино. Барт, Кристева.

Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Т. е. эклектизм. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Интертекстуальность.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала XX века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов исубкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры , постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» - это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов - это хаос .

В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

Гваттари и Делез уделяли внимание шизофринии - это главный принцип мышления современного общества. Сознание расщеплено - можно быть одновременно хоть кем. Разные идеалы не находятся в конфликте. Старая культура - культура паранойи. В совр. мире человек - кочевник странник , у него нет цели, он просто все время движется, нет родины.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Главный метод познания мира - деконструктивизм.Кристева, Деррида. Суть: в тексте обнаруживается внутренняя противоречивость, метафоричность любого знака. Надо рассыпать текст, разрушить структуру . Надо показать, что он порождает многообразие смыслов. Находим другой центр, смещается смысл. Деконструкция - открытие множества смыслов. Это одновременно деструкция и деконструкция текста. Мир структурирован за счет человеческой деятельности. Поструктурализм отрицает структурализм.

Важную черту постсовременности составляетигровой характер культуры в целом и театрализация, котораяохватывает сегодня все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу.

Бодрийяр - "симулякр" - знаковая сущность, которая не отсылает к реальности а подменяет реальность. Значима сама по себе, меняет реальность. Подлинности нет. Войны в заливе не будет. Пример симулякра - события 11 сентября - важно, что это катастрофа, ужас, смерть, огонь - важны не судьбы людей, а этот симулякр, который запускает политические процессы. Кризис реальности. Вокруг одни симулякры.

Суть постмодернизма - ощущение состоявшейся смерти, игра посмертных масок. Подлинности нет, смысла нет. Разум не работает. Конец истории.

Фукуяма "Конец истории?“ - истории больше не будет, не будет новизны, мир не будет принципиально меняться. Парадигмально ничего не изменится. Культуры нет а только музей человеческой истории.

Хантингтон "Конец человечества?"

Почему мир распался, остались только конструкты? Когда изымают высшее начало, то Все можно деконструировать. Все общество есть обмен по Строссу, но - обменивать можно, пока ты что-то хранишь. Всегда есть то, что не обменивается - это сакральные вещи. В современном мире все меньше вещей, которые можно обменивать.

Социальный конструкционизм - все знания и идеи, которые воспринимаются как естественные и очевидные, суть изобретения или искусственно созданные культурные артефакты - социальные конструкты.

Постмодернизм

Постмодернизм представляет собой направление в искусстве, пришедшее в 50-е гг. прошлого века на смену модернизму. Постмодернизм возникает одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы и представляет собой художественное течение, являющееся, с одной стороны, продолжением модернизма, а с другой – его преодолением. Решительно контрастируя с искусством Нового времени, постмодернизм стоит гораздо ближе к своему предшественнику – модернизму.

Впервые термин "постмодернизм" встречается в работе Р. Панвица "Кризис европейской культуры" (1917). В эстетике "постмодернизм" приобретает популярность после книги Ч. Дженкса "Язык постмодернистской архитектуры" (1977). В ней термин используется уже не в качестве наименования крайних литературных экспериментов, а означает отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, особый акцент на коммуникативной роли архитектуры.

Постмодернистское искусство с самого начала оказалось многообразным, раздробленным и противоречивым. Его энергия, в отличие от искусства нескольких предшествовавших десятилетий, не направлена в единое русло, которое можно было бы обозначить одним всеобъемлющим термином, например "абстрактный экспрессионизм" или "минимализм".

Вопреки понятиям коллективного действия и сообщества художников, лежащих в самой основе идеи художественного "течения", постмодернистское искусство гордится своей разношерстностью. Богатейшее разнообразие отражает уже простой перечень течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт, работа с землей), абстрактная живопись, главной характеристикой которой сегодня являются не выверенность и строгость, а намеренная эклектичность.

Прототипом этих разнородных течений служит образ личной свободы. Возникло то многообразие возможностей, из которого наделенный свободой воли художник имеет сегодня право выбирать, в то время как раньше путь к этим возможностям преграждало репрессивное понятие художественного (исторического) стиля.

Возникший вначале в русле художественной культуры, и прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм вскоре превращается в широкое культурное течение, затронувшее философию, эстетику, гуманитарные науки.

Обычно считается, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, пришедшем на смену модернизму. Однако постмодернизм еще слишком молод, чтобы уже сейчас, спустя считанные десятилетия после его возникновения, можно было всерьез говорить о нем, как о самостоятельном художественном стиле, получившем не совсем удачное название.

Основные черты постмодернизма

Основные особенности постмодернизма сводятся к следующему:

  • Плюрализм – релятивизация эстетических ценностей, форм, стилей и убеждение, что никакая художественная позиция в конечном счете не может занять господствующего положения в сопоставлении с другой позицией; радикальный эклектизм; непосредственно связанный с плюрализмом отказ от канонов и авторитетов, лишенное подобострастия, свободное и одновременно ироничное отношение к классике и традиции.
  • Неопределенность – антисистематичность, антиметодологизм, отсутствие у эстетических критериев замкнутости и жесткости; уверенность, что создание произведения искусства не может целиком направляться какими-то предустановленными правилами: сами правила создаются вместе с произведением, в результате чего каждое произведение становится событием; размывание прежних категорий жанра и дискурса.
  • Фрагментарность – недоверие к "тотальному", ко всякого рода синтезу, будь он социального, когнитивного или даже эстетического вида; вытекающее отсюда пристрастие к монтажу, коллажам, замещению метафоры метонимией, пристрастие к парадоксам, тяготение к разрушению, к немотивированным крайностям; создание эффекта непреднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности.
  • Многовариантность истолкования – тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности, неисчерпаемых возможностей разных его истолкований.
  • Утрата "я" – отказ от идеи возможности полного самосознания индивида и привилегированного положения "я", характерного для классической философии; убеждение, что главное в субъекте неизбежно ускользает не только от саморефлексии, но и от всепонимающего "Другого", постулируемого философией бессознательного; стремление автора к нивелировке своего присутствия в созданном им произведении и вытекающая отсюда "маска автора" или даже "смерть автора".
  • Поверхностность как принцип – отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия, стремление к простоте и ясности, поверхностное, но синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, доминирование идеи, что мир нужно не понимать, а принимать; восприятие жизни как хаотического нагромождения противоречивых тенденций, лишенного отчетливой цели и ясного смысла; представление о мире, как о безразличном и чуждом человеку, скользящему по его поверхности; восприятие произведения искусства как лабиринта и полумрака, зеркала и неясности, простоты, не имеющей смысла.
  • Отказ от мимесиса, изобразительности – "не-показывание" и "не-обнаружение" как стремление искусства "представить непредставимое"; нарочитая хаотичность композиции; интерес к пограничным областям мира и сознания, к эзотерическому, тайному, скрытому, предназначенному исключительно для посвященных; постоянное экспериментирование с новыми формами и содержаниями; псевдофактографичность или псевдодокументализм, когда неинтерпретированные куски реальности посредством коллажной техники вводятся в ткань художественного произведения как бы в сыром, неопосредствованном виде; постоянное производство нерепрезентативных образов (симулякров), ие отражающих действительность, а создающих иллюзию "игры в реальность".
  • Ирония, пародийность – высмеивание, варьирующееся от снисходительной насмешки до желчного трагифарса; истолкование ироничности как неизбежного средства освобождения от чар и осознания случайного характера кажущихся наиболее очевидными представлений и самых глубоких верований; убеждение, что солидарность людей, предполагаемая их социальной жизнью, достигается не с помощью строгой систематической рефлексии, а, скорее, благодаря принижающей природе иронии; истолкование иронии как средства, позволяющего в условиях плюрализма и отсутствия каких-либо парадигм находить истину; восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом; стремление не превращать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
  • Искусство как игра – выявление игрового характера искусства, сближение, а иногда и отождествлений его с игрой, причем не с обычной, а с неклассической игрой, не имеющей заранее установленных правил, приоритета ходов, тех, кто выиграл и проиграл; истолкование отношения между искусством и смыслом как чисто игрового; маскировка игрой, наряду с иронией, трагизма положения человека и общества.
  • Эпатажность – намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами, нарушением кажущихся общепринятыми норм и правил; агрессивность "авторской маски", стремящейся всеми имеющимися в ее наличии средствами вовлечь публику в активный диалог, вызвать ее на спор, спровоцировать непредвиденную се реакцию, неожиданную для нее самой.
  • Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное и эксплицитное цитирование, аккумуляция и повторение, но с элементами иронии и пародии уже существующих образцов; попытка отказаться от традиционных для искусства понятий оригинальности, аутентичности и присутствия; убеждение в анонимности форм, создаваемых бессубъектным и неподконтрольным процессом, сомнение в креативности художника и одновременно идея, что хотя автор более уже не является творцом, от этого он не перестает быть автором.
  • Смешение высокой и низкой культур – стирание грани между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.

Перечисление особенностей постмодернистского искусства можно было бы продолжить. Но уже из сказанного видно, насколько постмодернизм отличается от всех других имевшихся течений в искусстве и в первую очередь от своего непосредственного предшественника – модернизма.

Можно сказать, что постмодернизм представляет собой плюрализм, возведенный в степень и сделавшийся едва ли не самоцелью.

Плюрализм предполагает сосуществование различных художественных методов. Он не исключает и реализма, хотя под реализмом понимается не столько критический реализм XIX в., сколько чисто внешне реалистическая манера художественного творчества. Она получила широкое распространение в различных жанрах массового искусства, и считалась модернизмом, настаивавшим на элитарности "настоящего искусства", нехудожественной. Постмодернизм изменил соотношение между элитарным и массовым искусством. Теперь нередко то, что раньше считалось "задворками" искусства, громко и смело заявляет о себе, а по своей массовости и по воздействию на широкую аудиторию зачастую превосходит влияние глубокого, проблемного искусства, понятного лишь немногим. Реализм в современной его трактовке – это плоскостное жизнеподобие, использование в искусстве форм самой жизни без каких-либо попыток выявить глубинные ее тенденции. Такого рода реализм широко распространен в массовой литературе, кино, во всех других видах искусства, ориентирующихся прежде всего на развлекательность. Научная фантастика, детективы, шпионские саги, приключенчески-авантюрные истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – все это с точки зрения постмодернизма – вполне правомерные произведения искусства. Вместе с тем постмодернизм постоянно делает такого рода творчество предметом пародирования, а его аудиторию – объектом насмешки. Постмодерниста раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, тщательное прослеживание причинно-следственных связей и т.п.

Постмодернизм достаточно быстро пришел на смену новейшему модернизму, и представляет собой антитез этому уходящему в прошлое достаточно необычному периоду во всех сферах творчества. Формы творчества получили игровую или даже саркастическую форму, нивелируя при этом разницу между массовым потребителем и элитой общества. От модернизма существенно отличается тем, что в нем имеются классические и традиционные мотивы и нотки, а также присутствует пересмотр традиционных взглядов.

Философия постмодернизма

В основе направления не столько "новые мотивы", сколько ярко выраженные сомнения в правильности устаревших традиций в искусстве. На фоне невозможности объективности познания, а также отсутствии различных критериев достоверности устанавливается четко выраженное сомнение касательно позитивных истин, установок или убеждений.

Философские мотивы постмодернизма направлены на сближение не с научными сферами деятельности, а с искусством. Постмодернисты стараются выражать относительность всех существующих в жизни ценностей и иллюзорности воспринимаемого мира. Кроме того, делается акцент на неограниченных возможностях научных исследований.

Нужно отметить, что если модернизм позиционирует себя, как полную противоположность традиционному искусству, то постмодернизм уже сочетает в себе и традиционные, и новейшие тенденции и мотивы. При этом все так же направление предполагает полный отказ от рационализма и универсализма.

Постмодернизм часто характеризуют открытость и разорванность смысловых структур и форм, а также игровые, хаотичные мотивы. По сути, это неклассическая трактовка традиционных сюжетов и мотивов с применением антисистематичных и адогматичных элементов и построений сюжетной линии.

(Дома-кубы, постмодернизм в архитектуре )

В качестве символики эпохи можно привести лабиринт и ризому, которые, как нельзя кстати, выражают позицию философов и мыслителей постмодернизма. Актуально смешение творчества и искусства с научными тенденциями и мотивами, а стремление авторов к оригинальности своего творчества привели к пересмотру классических позиций о созидании и процессе разрушения, а также понятий порядка и хаоса.

Постмодернизм в живописи

В живописи это направление появилось немного позже, чем в сфере архитектуры. Впрочем, развивался он достаточно стремительно, и уже в 80-х годах двадцатого века прошло сразу несколько масштабных выставок работ разнообразных художников в этом жанре. Авторы часто использовали для конструирования артефактов в художественном творчестве методы аппликации, а изображению подвергалось все, начиная от самих людей и природы, и заканчивая Вселенной и космической тематикой картин.

Отличительные особенности этого стиля:

  • наличие готовой формы в композиции, что резко отличает постмодернизм от модернизма;
  • заимствование классических образов и традиций, но придание им новых интерпретаций;
  • комбинирование форм, достаточно сильно выраженная ироническая нотка в картинах;
  • полное отсутствие каких-либо строгих правил и свобода самовыражения.

Именно свобода самовыражения становится отличной основой для поиска свежих творческих идей и оригинальных мыслей. В живописи течение не имеет каких-то очень характерных особенностей в технике написания картин, но при этом является крупнейшим и популярнейшим на сегодняшний день в мировом творчестве художников.

Постмодернизм в театральном искусстве

Театральные постановки в стиле постмодернизма появились во второй половине двадцатого века, и они использовали те же философские мотивы, которые характерны для живописи или литературы данного направления. Направление сочетает в себе сразу несколько элементов:

  • деконструкция образов;
  • ироничность, выражение сарказма;
  • классическое цитирование;
  • демонстрация смерти автора.

Для этого стиля характерно достаточно сильное отступление от публичности в разряд элитарности. Такой театр переносится на маленькие, часто импровизированные, площадки, а спектакли нередко имеют форму инсталляции. При этом активное развитие технологий также наложило отпечаток на развитие театрального искусства, и это приводит к появлению соответствующего реквизита и образов.