Сообщение о а е варламов. Биография

Александр Егорович Варламов

Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора находился на военной, затем на гражданской службе, был чиновником с не слишком большими доходами.

Музыкальные способности и незаурядные вокальные данные проявились у Александра еще в раннем детстве, определив его дальнейшую судьбу: когда мальчику исполнилось девять лет, родители отправили его в Санкт-Петербург, где он был принят «малолетним певчим» в придворную певческую капеллу. В этом хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского получил музыкальное образование.

Александр Егорович Варламов

По окончании курса обучения в капелле молодой человек был переведен на службу за границу учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге (Голландия). Здесь он впервые выступает в концертах как певец и гитарист.

В 1823 году Варламов вернулся на родину, в Петербург. Чтобы заработать себе на жизнь, он дает уроки пения, в свободное время сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако нехватка денег заставляет музыканта искать возможности иметь постоянный доход. Он поступает в певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим.

Большое влияние на творчество Варламова оказало знакомство с М. И. Глинкой. В доме последнего не раз проходили музыкальные вечера, в которых принимал деятельное участие и молодой музыкант.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как Варламова влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Неудовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Не оставлял он в это время и педагогическую работу: преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки.

В столице России он познакомился с выдающимися представителями искусства (актерами Малого театра Мочаловым, Щепкиным, композитором Верстовским, писателем Загоскиным и др.), общение с которыми так или иначе повлияло на Варламова. У него, например, окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски», все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

На период жизни в Москве приходится и расцвет творческой деятельности композитора. Издаются первые романсы Варламова, сразу прославившие имя автора: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» и др.

Кроме того, на протяжении конца 1830 – начала 1840-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене Московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» Гюго и др.

Театральная музыка Варламова состоит главным образом из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, а также из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов. Кроме того, композитор обращался и к балету. Два его балета – «Забавы султана» и «Мальчик-с-пальчик» – шли на сцене Московского Большого театра. В этот же период Варламов много внимания уделяет работе в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за 10 лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела и деятельность Варламова как исполнителя. Ему с необыкновенной тонкостью удавалось исполнять романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров.

Варламов снискал себе популярность и как талантливый педагог. В 1840 году вышел в свет его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. Это сочинение стало первой в России крупной работой по методике преподавания вокального искусства.

Последние три года своей жизни Варламов вновь проводит в Петербурге. Незадолго до смерти он начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», в котором публиковались обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Жизнь его оборвалась в 1848 году, когда композитору было только 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором создано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество народных обработок.

Музыка композитора отличается искренностью, непосредственностью и свежестью чувств. Гражданская, социальная тема не нашла у него столь прямого отражения, как у Алябьева. Но лирические произведения Варламова перекликались с теми настроениями, которые преобладали в русском обществе 1830-х годов. Отчасти именно этим объясняется огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Кроме того, завоевать любовь широкой публики помогла Варламову и демократичность его творчества, т. к. он опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и, как правило, сочинял в той же манере. При этом он мог так правдиво передавать народный характер музыки, что некоторые из его произведений воспринимались как настоящие народные песни, например «Красный сарафан». Мелодия этого романса плавная, широкая, напевная. Распевался он, по словам известного композитора Н. А. Титова, «и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

Еще один популярный романс – «На заре ты ее не буди» (на слова Фета) – представляет собой элегический, медленный вальс с простым «гитарным» аккомпанементом, очень скромным по своим гармоническим средствам. Тем не менее при всей своей простоте музыка романса отличается редкой задушевностью и теплотой и относится к числу лучших лирических страниц Варламова.

Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» А. Е. Варламова

Композитор писал также своеобразные вокальные циклы, состоящие из двух контрастных по характеру песен: медленной лирической и быстрой плясовой. Такие двухчастные циклы были очень распространены в бытовой музыке первой половины XIX века. Цикл из двух песен «Ах ты, время, времечко» и «Что мне жить и тужить» – пример подобного жанра. В первом из этих произведений обращает на себя внимание непрерывность мелодического развития: кульминация подготавливается постепенно. Интересны также особенности фортепианного сопровождения: здесь воспроизведена подголосочная полифония, типичная для народного песенного искусства.

Есть у Варламова и произведения, в которых ясно чувствуется влияние романтизма. Таким, например, является баллада «Оседлаю коня» на слова Тимофеева. Содержание передано в форме диалога между человеком, мечтающем о свободе и счастье, и злой тоской, отнимающей его душевные силы. Варламов отходит в данном случае от строгого соблюдения куплетности и отчасти приближается к принципу сквозного развития. Форму баллады он строит на сопоставлении двух резко контрастных разделов. Мелодия первого из них, стремительная, взволнованная, воплощает образ молодецкой удали и отваги. В заключительной части, повествующей о смерти героя, вокальная мелодия близка к речитативу, а мерные аккорды-аккомпанементы создают ощущение оцепенения.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Варламов (Александр Егорович) Варламов (Александр Егорович) – весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Варламов (Константин Александрович) Варламов (Константин Александрович) – комик, родился в 1851 г., сын известного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, в труппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Со смертью Виноградова (1877) роли

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

ВАРЛАМОВ Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин,

Из книги автора

АЛЕКСЕЙ ВАРЛАМОВ Варламов Алексей Николаевич родился 23 июня 1963 года в Москве в семье сотрудника Главлита и учительницы русского языка и литературы. Окончил филологический факультет МГУ (1985). Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по

Из книги автора

Александр Егорович Варламов Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора находился на военной, затем на гражданской службе, был чиновником с не слишком большими доходами.Музыкальные способности и незаурядные вокальные данные проявились у Александра еще в

Александр Егорович Варламов / Alexander Varlamov
Избранные романсы

Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва — 15 (27) октября 1848 года, Санкт-Петербург) — русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян.

Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова — русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом.

В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим..

В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как композитора влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Не удовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Варламов продолжал также педагогическую работу: он преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки. В Москве он сблизился с выдающимися представителями искусства, актерами Малого театра П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, композитором Верстовским, писателем М. Н. Загоскиным, поэтом Н. Г. Цыгановым, певцом А. О. Бантышевым и др. Творческое общение с талантливыми представителями московской художественной среды оказало большое влияние на Варламова. У него окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски» (выражение Глинки), все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

Это тяготение к народному музыкальному искусству выявилось впоследствии во всей многообразной деятельности Варламова: в творчестве, в исполнительстве, в педагогике (а именно—в попытке обосновать своеобразие русской школы пения особенностями русской народной песни).

Московский период — время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные» и другие.

Вскоре после переезда в Москву Варламову было предложено место «композитора музыки» при оркестре Московского театра. Он должен был сочинять музыку к драматическим спектаклям, обрабатывать произведения других авторов, делать различные переложения. Кроме того, он иногда дирижировал оркестром, заменяя главного капельмейстера.

На протяжении 30-х — начала 40-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например: «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Майко» Беклемишева, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» В. Гюго и многие другие. Театральная музыка Варламова состоит, главным образом, из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, и из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов.

Композитор обращался также к балету. Два балета Варламова — «Забавы султана» и «Мальчик с пальчик» — шли на сцене московского Большого театра..

В этот же период Варламов много работал в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за десять лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела исполнительская деятельность Варламова как певца, гитариста и дирижера. Будучи прекрасным певцом, несмотря на сравнительно небольшой голос (тенор), Варламов удивительно тонко исполнял романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Слушателей захватывала глубокая выразительность и своеобразная манера пения; по словам современников, певец «неподражаемо высказывал» свои романсы.

Варламов пользовался также большой популярностью как вокальный педагог. В 1840 году был опубликован его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. «Школа пения» — первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства..

Последние три года своей жизни Варламов вновь провел в Петербурге. В столице он надеялся снова устроиться на службу в Певческую капеллу, однако это ему не удалось, и он, обремененный большой семьей, испытывал тяжелую нужду. Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Тяжелые условия жизни пагубно сказались на здоровье композитора: в 1848 году он скончался в возрасте 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором написано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество обработок народных песен.

„..По складу своего дарования Варламов лирик. Его музыка пленяет искренностью, непосредственностью и свежестью чувства. Гражданская, социальная тема не нашла у Варламова столь прямого отражения, как у Алябьева. Однако его лирические произведения, выражавшие то щемящее чувство тоски и неудовлетворенности, то бурные порывы и страстную жажду счастья, были глубоко созвучны настроениям, переживаемым русским обществом 30-х годов. Отсюда огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Эта популярность объясняется также демократичностью варламовского творчества. Композитор опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и обычно сочинял в той же манере. Ему удавалось так правдиво передавать народный склад музыки, что некоторые из его произведений (например, «Красный сарафан») воспринимались как подлинные народные песни.

В романсах взволнованного, приподнятого характера, а также в некоторых песнях чувствуется влияние цыганской манеры пения, сказывающееся, в частности, в резких эмоциональных и динамических контрастах.

Самым ценным в музыке Варламова является ее мелодическое богатство. В этой области наиболее полно раскрылось огромное дарование композитора. Мелодии его романсов — песенные, распевные, широкого дыхания — развиваются свободно и легко. Им свойственны пластичность, рельефность, завершенность рисунка. Неразрывна их связь с мелодикой народной песни — не только в природе интонаций, но и в принципах развития.

"Красный сарафан"



на стихи Н.Цыганова

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать.
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пускай непокрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселят собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!

Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.

Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!

А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи,
На детей глядим!

И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

"Горные вершины"


на стихи М.Ю.Лермонтова

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

В тумане моря голубом,

Что кинул он в краю родном.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит,
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,
Hад ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.
А он, мятежный, ищет буpи,

А он, мятежный, ищет буpи,
Как будто в буpях есть покой.

Белеет парус одинокий
В тумане моpя голубом,
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.
Что ищет он в стpане далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.

ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства. Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский". Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь. - Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его, Константине, см. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы). - См. С. Булич "А.Е. Варламов" ("Русская музыкальная газета", 1901 и отдельно), где указана и прочая литература о Варламове. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. …
  • ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко …
  • ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и …
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    (1801-48) российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Ок. 200 …
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    (1801 - 48), композитор, певец около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора ("Вдоль по …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, Варлыгин …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедии фамилий:
    Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Варламов (Константин Александрович) - комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ВАРЛАМОВ
    ВАРЛ́АМОВ Конст. Ал-др. (1848-1915), актёр. Сын А.Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском т-ре. Популярный комик- буфф …
  • ВАРЛАМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАРЛ́АМОВ Ал-др Ег. (1801-48), рос. композитор, певец. Мастер вок. лирики. Его музыка осн. на интонациях рус. нар. песни и гор. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.

Александр Егорович Варламов

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (15.11.1801-15.10.1848), композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Из молдавских дворян, сын военного.

В 1833 Варламов опубликовал сборник из 9 романсов, посвященных А. Н. Верстовскому. Романсы в этом сборнике “Не шей ты мне, матушка...”, “Что отуманилась, зоренька ясная” принесли Варламову широкую известность. В 1834 - 35 Варламов издавал нотный журнал “Эолова арфа”. В 1840 вышла его “Полная школа пения” - первое руководство по вокальному пению на русском языке. В 1830-е Варламов преподавал в Московском Театральном училище, Воспитательном доме, в аристократических домах Москвы. В 1845 Варламов переехал в Петербург, где стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 вышел сборник этих песен “Русский певец”).

Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: “Что мне жить и не тужить”, “На заре ты ее не буди”, “Горные вершины”, “Белеет парус одинокий”, “Разочарование”.

В. А. Федоров

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801-1848) - российский деятель культуры , композитор-песенник, певец (тенор), дирижер и вокальный педагог. С 1811 г. - певчий, затем - солист Придворной певческой капеллы в Петербурге. Играл на фортепьяно, виолончели и гитаре. С 1819 г. - руководитель певческого хора в русской посольской церкви в Гааге и Брюсселе.

В 1823 г. вернулся в Петербург и в 1825 г. дал первый публичный концерт. Преподавал пение в Театральной школе, в гвардейских Семеновском и Преображенском полках, обучал молодых певчих в Придворной певческой капелле (1829-1831). С 1832 г. - помощник капельмейстера императорских московских театров, получил звание «композитора музыки» (1834) этих театров. Одновременно выступал в концертах с вокальными номерами, преподавал в Московском театральном училище и воспитательном доме. В 1845 г. переехал в Петербург, где давал частные уроки, выступал в концертах, обрабатывал русские народные песни (сборник «Русский певец», 1846).

Написал свыше 200 романсов и песен, в основном на стихи русских поэтов («На заре ты ее не буди», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий» и др.). Опубликовал первое в России руководство по вокальному пению («Полная школа пения», 1840).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 68.

Варламов Александр Егорович (1801-1848) - весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время заграницей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох болит", "Молодая молодка", "Ах ты молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге. в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москвы в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle methode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпанементом фортепиано, и две русские песни: "Ах не одна то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенные на три голоса. Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Варламов А. Е.

Александр Егорович (15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург) - рус. композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. образование получил в петерб. Придв. певч. капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, к-рый принял участие в его занятиях. В 1819 В. был назначен учителем певчих рус. придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле. В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место "композитора музыки" и помощника капельмейстера имп. т-ров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. с моск. артистич. средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. развитию. В 1833 он выпустил первый сб. романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. "Эолова арфа", в к-ром наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы В. зафиксировал в "Полной школе пения" (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение "моск. периода" (1832-44) В. создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. фольклора. В. изучал нар. песню, создал сб. обработок - "Русский певец" (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).
В историю рус. музыки В. вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. истокам, к песенной культуре широкой демократич. среды. В романсах В. нашли отражение образный строй рус. нар. песни, её интонац. и ладовые особенности. Тонкое знание вок. иск-ва помогло ему создать яркие образцы рус. кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. свободу мелодич. развития.
В искренней, задушевной лирике В. нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.
В. создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус. поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи к-рых В. написал свои лучшие "русские песни" в нар. духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирич. протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В.: мелодич. щедрость, пластичность вок. мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. нар. песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. широту и величавую неторопливость движения ("Ах ты время, времячко", "Что ты рано, травушка"). Ко второму типу относятся песни активного ритма: "Вдоль по улице метелица метёт", "Что это за сердце", "Соловьем залётным" и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.
В нек-рых песнях В. сказалось воздействие гор. фольклора с типичными для него танц. ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: "На заре ты её не буди", "Тяжело, не стало силы", "Ты не пой, соловей". Влияние гор. бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" (сл. Цыганова). Наряду с "Колокольчиком" Гурилёва и "Соловьем" Алябьева эта песня сделалась общенар. достоянием.
Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В. остаются романтич. взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. высказывания. В романсах В. следует принципу широкого обобщения поэтич. текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах "Одиночество", "Ангел", "Мне жаль тебя", отчасти близких к элегич. лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. окраска присуща его "пейзажным" романсам ("Горные вершины", "Я люблю смотреть в ясну ноченьку"). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова ("Белеет парус одинокий"), Кольцова ("Я любила его", "Ненаглядный ты мой"). Иногда композитор усиливает черты декламац. экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм. монолог ("Напоминание", "Грусть", "Доктор"). В. обогатил жанр баллады, подчинив его рус. песенному стилю. В балладах "Песня разбойника" и "Оседлаю коня" традиционные романтич. образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. песни.
Работая преим. в области вок. жанров, В. писал также музыку к драм. спектаклям (его театр. музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. тенденции рус. т-ра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии "Гамлет" Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого т-ра балеты В. "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837).
Творчество В., как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о "дилетантских" романсах этих композиторов. Сов. исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое иск-во В. создало свою традицию в рус. музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Сочинения : балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", 1837); ок. 200 романсов и песен (собр. соч. в 12 тт., изд. А. Гутхейля); обработки рус. нар. песен для голоса с фп., в т.ч. сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен); вок. ансамбли; хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828); фп. пьесы; музыка к драм. спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совм. с А. Н. Верстовским, 1832, Большой т-р, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др. Литература : Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, "РМГ", 1898, No 11; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-47, 49; Сатин X., Александр Егорович Варламов, "СМ", 1948, No 8; Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же; Асафьев Б. В., Евгений Онегин..., Избр. труды, т. II, М., 1954; его же, Композиторы первой половины XIX века, Избр. труды, т. IV, М., 1955; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Листова Н., Александр Варламов, М., 1968. О. Е. Левашёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Варламов А. Е." в других словарях:

    Константин Александрович (1848 1915), актер. С 1875 в Александринском театре в Санкт Петербурге. Сын А.Е. Варламова. Популярный комик буфф (дядя Костя), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие. Варламов был наделен и… … Современная энциклопедия

    Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди) … Современная энциклопедия

    - (Александр Егорович) весьма талантливый автормногочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобреличрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801… …

    - (Константин Александрович) комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Сосмертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Варламов фамилия. Известные носители Варламов, Александр Владимирович (1904 1990) композитор, один из основоположников советского джаза. Варламов, Александр Егорович (1801 1848) русский композитор. Варламов, Константин… … Википедия

    Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия

    I Варламов Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819 23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В… … Большая советская энциклопедия

    1. ВАРЛАМОВ Александр Владимирович (1904 90), джазовый композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А. Е. Варламова. Один из первых отечественных композиторов, pa6отавших в области джаза. Эстрадно джазовые композиции… … Русская история

    А. Е. Варламов Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва 15 (27) октября 1848 года, Санкт Петербург) русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Биография Родился в Москве 15 ноября 1801 года.… … Википедия

Книги

  • Варламов. Избранные романсы и песни для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано , А. Е. Варламов , Музыка А. Е. Варламова пользуется неизменной любовью исполнителей и слушателей. Сборник предназначается для концертной и педагогической практики, а также для домашнего музицирования.… Категория: История и теория искусств Серия: Вокальная музыка Издатель: Музыка , Производитель: