Литературные мостки кто похоронен. Волковское кладбище - литераторские мостки

ул. Расстанная, 30


Волковское кладбище в XVIII веке находилось на окраине Петербурга, хоронили здесь преимущественно крестьян и городскую бедноту. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне. В 1802 году на Волковском кладбище был похоронен опальный писатель-революционер Александр Радищев. Точное местонахождение его могилы неизвестно. Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву", была утеряна еще в прошлом веке. В 2003 году в память писателя был установлен типичный для начала XIX в. памятник. В 1848 году здесь, недалеко от реки Волковки, был похоронен публицист-демократ В.Г. Белинский, в 1861 году в одной ограде с Белинским похоронили 26-летнего литературного критика Н.А.Добролюбова. Погребение Добролюбова рядом с Белинским не только создало традицию хоронить литераторов вблизи Белинского, но и во многом определило характер будущих похорон. Добролюбова хоронили рядом с Белинским как преемника его идей, как продолжателя его общественно-литературного дела. Надгробные речи были произнесены Некрасовым и Чернышевским. На похоронах Добролюбова собирали по подписке деньги для политического заключенного, ссылаемого на каторгу, - писателя М.М. Михайлова.

Похороны в 1868 году блестящего критика и публициста Д.И. Писарева закрепили за этим уголком в северо-восточной части кладбища репутацию литературного Пантеона и вылились в общественно-политическое событие. Поминовение этих публицистов становилось поводом для выступлений оппозиционной интеллигенции и студенчества. Постепенно вблизи могил трех замечательных русских критиков стали группироваться могилы литераторов. За 13 лет, прошедших после похорон Белинского, были проведены большие работы по благоустройству кладбища: сточные канавы заменены канализационными трубами, а над ними проложены деревянные мостки, весь этот участок кладбища стали именовать "Надтрубные мостки". Название "мостки" происходит, оттого что в XVIII веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски - мостки. Так, например, существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие.

После похорон в 1888 году Всеволода Гаршина дорожка к их могилам через деревянные Надтрубные мостки стала называться "Литераторскими мостками". Позже название распространилось на всю прилегающую территорию кладбища, т.к. она стала традиционным местом погребения писателей, ученых, деятелей культуры, государственных и общественных деятелей. Это настоящий пантеон русской литературы и культуры. Здесь в конце XIX века были похоронены И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, Ф.М. Решетников, Н.С. Лесков, Д.В. Григорович, Н.К. Михайловский. В 1918 году здесь был погребен Г.В. Плеханов.

В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства - писатели: Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, поэты: А.Н. Апухтин, С.Я. Надсон, М.А. Кузмин, М.Л. Лозинский, В.А. Рождественский, О.Ф. Берггольц, ученые Н.И. Костомаров, А.Ф. Иоффе, И.Ю. Крачковский, физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, географ Ю.М. Шокальский, изобретатель радио А.С. Попов, ученый, юрист и писатель А.Ф. Кони, химики Д.И. Менделеев, Н.Н. Качалов, композиторы С.М. Майкапар, В.П. Соловьев-Седой, В.А. Гаврилин, актеры Е.А. Лебедев, В.В. Меркурьев, Ю.В. Толубеев, Е.И. Тиме-Качалова, И.О. Горбачев, Н.К. Симонов, артисты балета: А.Я. Ваганова, А.Я. Шелест, Н.М. Дудинская, К.М. Сергеев, режиссеры Г.М. Козинцев, А.А. Брянцев, Н.П. Акимов, Л.С. Вивьен, оперные певицы С.П. Преображенская, Г.А. Ковалева, архитекторы, художники, скульпторы: Н.А. Троцкий, Л.А. Ильин, Л.В. Шервуд, Е.Е. Моисеенко, Н.К. Аникушин, Е.С.Кругликова, Л.Н. Бенуа, А.С. Никольский, К.С. Петров-Водкин, И.И. Бродский, А.А. Рылов. В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В. Плеханов, Г.А. Лопатин, П.Ф. Якубович, В.И. Засулич, некоторых других общественных деятелей, революционеров-народников, социал-демократов. На "Литераторских мостках" находится мемориал семьи Ульяновых (погребены мать В.И. Ленина Мария Александровна, его сестры Анна и Ольга и зять М.Т. Елизаров).

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако при сохранении музейного статуса захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М.В. Маневич - глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году. Надгробие на его могиле было выполнено по проекту В.Б. Бухаева при участии известного художника М.М. Шемякина. В последние годы на Литераторских мостках были погребены актеры Бруно Фрейндлих, Николай Трофимов, режиссер Владислав Пази, композитор Андрей Петров, певец Борис Штоколов и некоторые другие выдающиеся деятели культуры.

В 1935 году некрополь "Литераторские мостки" стал филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры. В состав некрополя, занимающего территорию около 7,2 гектара, входит здание Воскресенской церкви (церк. Воскресения Словущего, 1783-1785 гг., арх. Л.Руска при участии И.Е. Старова). С 1952 года в храме располагается музейная экспозиция, посвященная писателям, художникам и поэтам, чьи могилы находятся на Литераторских мостках.

В 1930-х гг. на Литераторские мостки перенесен прах ряда литераторов и ученых, в т. ч. И.С. Тургенева и М.Е. Салтыкова-Щедрина с уничтоженной части Волковского кладбища, а также Н.Г. Помяловского, А.А. Блока, И.А. Гончарова и некоторых других выдающихся деятелей с городских кладбищ, подлежащих уничтожению.

На Литераторских мостках - около 500 надгробных памятников, представляющих значительный исторический и художественный интерес. Среди авторов художественных надгробий такие известные скульпторы, как М.К. Аникушин, М.Л. Диллон, И.Я. Гинцбург, В.И. Ингал, М.Т. Литовченко, С.А. Черницкий, М.М. Антокольский, Л. Ю. Эйдлин, Л.В. Шервуд, М.Г. Манизер и др.

Территория в 1953 году была обнесена металлической оградой на каменном цоколе. В том же году закончены работы по благоустройству, планировке и озеленению, выполненные по проектам архитекторов И.И. Баранина и В.Д. Кирхоглани.

К Литераторским мосткам ведет Расстанная улица, названная так, скорее всего, потому, что по ней провозили покойников на кладбище и на ней родственники и друзья прощались и расставались с умершими.

На фото: Церковь святого праведного Иова на Волковском кладбище Петербурга.

От в сторону отходит Литовский, по которому доберемся до Волковского кладбища в Санкт-Петербурге , где обрели вечный покой многие творцы русской литературы периода ее расцвета.

Волковское кладбище


Волковское кладбище , или, как его иногда называют, Волково. Его площадь превышает 26 гектаров, оно разделено речкой Волковкой на две части — православное и лютеранское.

Православная часть Волковского кладбища была устроена в 1756 году по указу Сената. Изначально это место предназначалось для захоронения бедных и не отличалось особой благоустроенностью. Дорожек никто не делал, могилы буквально лепились друг к другу... Лишь в 1780-е годы кладбище начали приводить в порядок. К этому времени одна из двух стоящих здесь деревянных церквей сгорела, другая пришла в ветхость. Новый каменный храм Воскресения Словущего на месте уничтоженного огнем возвели по проекту архитектора И.Е. Старова в 1785 году. Десять лет спустя разобрали обветшавшую церковь Спаса Нерукотворного. К концу XIX столетия здесь было уже четыре церкви — вышеупомянутая Воскресенская, Спаса Нерукотворного на месте прежней деревянной (1837-1842, архитекторы Ф. И. Руска и В. И. Беретти), Всехсвятская (в народе — «Пономаревская», по фамилии жертвователя, 1850—1852, архитектор Ф. И. Руска) и святого праведного Иова (1885-1887, архитектор И. А. Аристархов). В начале прошлого века появился и пятый храм — Успенский, выстроенный по проекту А. П. Аплаксина.

Две из пяти кладбищенских церквей — Успенская и Всехсвятская — погибли в советские годы. Храм Спаса Нерукотворного — представительный, с могучим пятиглавием — исказили до неузнаваемости, передав под цех завода художественного литья «Монументскульптура». Воскресенский — закрыли, так закрытым он и простоял 2006 года, когда его вернули верующим. И только в церкви святого праведного Иова никогда не прекращались богослужения.

«Литераторские мостки»


После революции досталось и некрополю — как и многие другие кладбища по всей России, он не раз подвергался налетам вандалов и гробокопателей. Но уже в 1935 году часть некрополя, ввиду ее высочайшей исторической ценности, превратили в подразделение Государственного музея городской скульптуры — музей «Литераторские мостки ».

Почему мостки? Во-первых, мостки — в самом прямом смысле этого слова. Грунтовые дорожки в сырую погоду, частую для Петербурга, превращались в непролазную грязь, и, чтобы по ним можно было ходить, эти дорожки накрывали дощатыми настилами — мостками.

Ну а происхождение слова «литераторские» в названии кладбища, скорее всего, вопросов не вызовет. Здесь хоронили русских литераторов. Первым был А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» (умер Александр Николаевич в 1802 году, могила его не сохранилась). Памятниками истории числятся захоронения М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. А. Блока.

Впрочем, не только писатели нашли последний приют на «Литераторских мостках», но и другие знаменитые деятели русской культуры. В том числе и советской эпохи. Назовем химика Д.И. Менделеева, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая, балерину А. Я. Ваганову, актера Е. 3. Копеляна, художника К. С. Петрова-Водкина. Всех не перечислить... Если к некрополям вообще применимо словосочетание «историческое сокровище», то «Литераторские мостки» — как раз оно и есть.

Хотя... Надо полагать, музеефикации в советское время поспособствовали не столько великие литераторы, сколько великие, по меркам историографии тех лет, революционеры. На Волковском погребены В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, мать В. И. Ленина М. А. Ульянова и его сестры Анна и Ольга.

Всего на территории музеефицированного некрополя находится около полутысячи надгробных памятников. По сей день на «Литераторских мостках» хоронят выдающихся петербуржцев — деятелей науки и искусства.

Итак, в предыдущий раз мы побывали на Пискарёвском мемориальном кладбище.
А теперь посетим так называемый Некрополь - "Литераторские мостки". Это, попросту говоря, отдельный особый участок Волковского кладбища. Само Волковское кладбище как таковое - ничем особенным не примечательно и мы его тут рассматривать не будем. А вот "Литераторские мостки" - это нечто особенное. Здесь похоронены разные знаменитости. Раньше, несколько лет назад, сюда даже вход был платный, как в настоящий музей. Но сейчас, увы - это просто полузаброшенное кладбище, местами чудовищно неухоженное и подтопленное. Брать деньги за посещение старого погоста на болоте - нынче уже никому в голову не приходит...


2)

3) Статский советник Михаил Викентьевич Манакин

4)

5) Есть здесь и церковь небольшая - очень симпатичная, с доброжелательным персоналом.

6) Семён Живаго - профессор академии художеств

7)

8)

9) Константин Николаевич Державин

10) Купец Михаил Егоров

11) Академик Крачковский (с супругой).

12)

13)

14) Профессор Константин Дерюгин

15) Академик Франц Левинсон-Лессинг

16) Академик Алексей Крылов

17)

18) Академик Владимир Бехтерев.

19)

20) Подпоручик Павел Белостоцкий

21) Геолог Николай Софронов - создатель геохимических методов поисков рудных месторождений.

22)

23)

24) Геолог Юрий Билибин (с супругой Татьяной Билибиной). На Чукотке есть город Билибино (там находится атомная электростанция и крупное месторождение золота) названный в честь этого геолога.

25)

26)

27) Апухтин

28)

29) Писательница Маргарита Алтаева-Ямщикова

30) Артист императорских театров Владимир Рокотов

31) Профессор Владислав Маневич

32)

33) Михаил Маневич

34)

35) Владимир Зайцев - директор национальной библиотеки.

36) Я понимаю что климат в Питере влажный. Но в этом городе и вообще в нашей стране, людям давным-давно известно такое понятие как дренаж. Во всяком случае на других кладбищах я такого позорища не наблюдал. То же самое Волковское кладбище, но только другая его часть, где похоронены "обычные" люди - поддерживается в приличном состоянии.

37) Конечно, есть определённый шарм в картине некоторой заброшенности старого погоста. Но в ЭТОМ городе и на ТАКОМ кладбище - подобное выглядит диковато...
Профессор Михаил Кондратьев.

38)Теодор Шумовский - востоковед и поэт.

39)

40) Адмирал Михаил Лермонтов

41) Артистка Нина Коваленская

42) Артистка и профессор Елизавета Тиме-Качалова

43) Качалов - "родоначальник" отечественной оптики, создатель отечественного оптического стекла.

44)

45)

46)

47) Профессор Евгений Ганике

48) Иван Петрович Павлов.

49) Академик Заварзин.

50)

51)

52) Всеволод Гаршин

В этот раз мы обратимся к двум социальным явлениям, которые (на первый взгляд) не имеют между собой ничего общего, — похоронам и революции. На деле процесс прощания и погребения может многое «рассказать» о культуре страны, характере эпохи и даже общественных настроениях. История Литераторских мостков как нельзя лучше отражает эту взаимосвязь.

Литераторские мостки не являются отдельным кладбищем. Это малая часть петербургского Волковского кладбища.

Официально оно было основано указом Сената от 11 мая 1756 года. Как и в случае с другими погостами, современное название появилось значительно позже места. В начале оно именовалось «Кладбище Адмиралтейской стороны, что у деревни Волково». Своим появлением Волковское обязано крайне суеверной императрице Елизавете Петровне. В книге Наума Синдаловского «История Петербурга в преданиях и легендах» можно найти историю о том, что государыня терпеть не могла всё, что было связано со смертью, напоминало о неизбежном исходе или с ним ассоциировалось. Елизавету также пугал и специфический трупный запах, возникавший вокруг кладбищ из-за того, что мертвецов во времена её правления хоронили неглубоко. Именно поэтому она повелела закрыть все кладбища в городской черте и отвести им места на окраине Петербурга. Эта участь коснулась и кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе, в которой любила бывать императрица. Вместо церковного погоста и появилось то кладбище, которое теперь мы знаем как Волковское.






Кладбище было открыто летом 1756 года и первое время не приносило доходов. За полгода его существования там было погребено более 800 человек, однако это были бедные люди, и плата за места для них оставалась мизерной, если вообще была. Жители Ямской слободы считали, что кладбище устроено на их земле, поэтому и платить за неё не нужно. О благоустройстве кладбища также не было речи – хоронили «как придется», без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Не приносили денег и церковные обряды. Первая церковь – Спаса Нерукотворного Образа – была заложена в год основания кладбища и построена к 1759 году. Но причт не получал денег за свои труды, а жил на подаяния. Впрочем, и служба священников оценивалась неоднозначно. Впоследствии епархия отмечала некачественную работу, сутяжничество и падение доходов. Положение на кладбище начало меняться в конце XVII – начале XIX века, когда число погребаемых возросло до пяти тысяч в год. К этому времени кладбище получило дополнительную землю, были построены несколько новых каменных церквей. С расширением границ кладбища проходило и его благоустройство. Именно тогда и появились мостки – доски и плиты, которыми устилали дорожки кладбища. Некоторые названия дорожек сохранились до сих пор и являются свидетелями старого уклада, хотя многие ориентиры, давшие эти названия, давно утрачены. Литераторские же мостки когда-то именовались куда более тривиально – Надтрубными.

Литераторские мостки занимают северную часть кладбища и отделены от других участков оградой (это стоит учитывать тем, кто хочет добраться туда от метро «Волковская» и пройти через православный участок). Мы попадаем туда через главные ворота, раньше они назывались Святыми в честь иконы Спасителя с неугасимой лампадой. Сейчас этот участок кладбища в буквальном смысле представляет собой городскую карту на могильных камнях. На перечисление знаменитых имен погребённых не хватит, пожалуй, десятка страниц (автор не поленился посчитать страницы в справочнике А. Кобака и М. Приютко – 23 страницы и 485 имен погребённых, не считая утраченных могил). Название «литераторские» закрепилось за этим участком Волковского кладбища во второй половине XIX века, после того, как последний приют здесь нашли знаменитые писатели и публицисты, почитаемые революционно настроенной молодежью. Похороны или панихиды на Литераторских мостках становились демонстрациями, а кладбище объединило и революционеров слова, и революционеров дела.

Александр Радищев

Начнём мы с потерянной могилы писателя и государственного деятеля Александра Радищева, он же, по выражению Екатерины II , «бунтовщик хуже Пугачёва». Самый известный революционер страны Владимир Ленин, ставил Радищева в один ряд декабристами и разночинцами, хотя писатель был скорее невольным революционером. Идти непосредственно против власти в планы его вряд ли входило. За своё главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое, мягко скажем, не было одобрено императрицей, Александр Радищев отправился в сибирскую ссылку.


Окончательное «прощение» от властей он получил после восшествия на престол внука Екатерины – Александра I. Однако насладиться полной свободой и возвращением всех званий Радищев практически не успел. Он скончался в сентябре 1802 года, в возрасте 53 лет. Могила писателя была утеряна, однако считается, что он был похоронен недалеко от Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене установили памятную табличку, а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.

Виссарион Белинский

Пожалуй, именно с Белинского началась та самая «революционно-литературная» традиция на Волковском кладбище. Похороны знаменитого литературного критика прошли незаметно.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

«Это были литературные похороны, не почтенные, впрочем, ни одной литературной и ученой знаменитостью. Даже ни одна редакция журнала (за исключением редакции «Отечественных записок» и только что возникшего «Современника») не сочла необходимым отдать последний долг своему собрату, который честно всю жизнь отстаивал независимость слова и мысли, всю жизнь энергически боролся с невежеством и ложью… Из числа двадцати, провожавших этот гроб, собственно литераторов было, может быть, не более пяти-шести человек», — писал спустя десятилетие издатель Иван Панаев.

Больше того, из его же воспоминаний мы узнаем, что неизвестно даже, кто установил на могиле памятник, кто ухаживает за ней и кто приносит цветы: «Даже могила Белинского была отыскана, и, к изумлению друзей его, на этой могиле оказалась плита и камень с надписью: «Виссарион Григорьевич Белинский, скончался 26 мая 1848 года». Два года тому назад жена и дочь Белинского, проездом через Петербург, нашли на его могиле свежие венки и цветы… Кем положен этот камень? Кто украшает эту могилу цветами?… По крайней мере мы, друзья Белинского, не можем; дать на это ответа…» Собственно, «поиск» могилы критика был связан со смертью человека, которого похоронят с ним рядом, и их имена станут в каком-то смысле неотделимыми друг от друга.

Николай Добролюбов

«Добролюбов похоронен на Волковом кладбище, рядом с Белинским; там есть ещё и третье свободное место, «но нет еще для него человека в России», — сказал Николай Чернышевский, бросая последнюю горсть земли на скромную, но славную могилу», — так писали в газетной статье, посвященной похоронам литературного критика, поэта Николая Добролюбова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Добролюбов умер будучи совсем молодым человеком – ему было 26 лет, когда туберкулез окончательно сразил публициста. Однако за недолгую жизнь он успел стать популярным автором, получить признание, равно как и оставить свой след в «протестной» российской истории: под маской литературной критики скрывалась критика совсем иного рода. На его похоронах выступали Некрасов и Чернышевский, по случаю печальной церемонии были также собраны деньги для «отправляющегося из Петербурга». Так в печати был обозначен Михаил Михайлов, осуждённый на каторгу за прокламацию «К молодому поколению». Собственно, к этому моменту в российской истории похороны были, пожалуй, самым легальным способом демонстраций, выражения общественного недовольства (и одновременно – почтения усопшему). Так, в 1868 году за речь на похоронах критика Дмитрия Писарева в ссылку отправился писатель Дмитрий Гирс, в Петропавловскую крепость за другую памятную речь посадили издателя Флорентия Павленкова. После смерти Добролюбова Волковское кладбище стало местом для протестов – демонстрации собирались на годовщины смерти критика. Десятилетняя годовщина была отмечена встречей десятков студентов на панихиде и прошла относительно спокойно, хоть и под пристальным надзором властей. А вот «добролюбовская» демонстрация 1886 года (на 25-летнюю годовщину) закончилась разгоном её участников и после – ссылками. Несколько тысяч студентов пришли на кладбище почтить память литератора, однако полиция не допустила их к могиле. Собравшимся разрешили отправить «делегатов», чтобы возложить венок. Возмущенные студенты в итоге отправились на Невский проспект, где демонстрации положили конец правительственные силы. В этом «митинге» принимал участие и Александр Ульянов, который, спустя год, был осужден на смерть за попытку покушения на императора Александра III. История этого покушения, как отметил в обвинительной речи обер-прокурор Неклюдов, началась для подсудимых у ворот Волковского кладбища.

Эту историю стоит закончить ещё одной заметкой о похоронах Добролюбова, авторства агента Третьего отделения: «Вообще вся речь Чернышевского, а также и Некрасова, клонилась, видимо, к тому, чтобы все считали Добролюбова жертвою правительственных распоряжений и чтобы его выставляли как мученика, убитого нравственно, одним словом, что правительство уморило его. Из бывших на похоронах двое военных в разговоре между собою заметили: «Какие сильные слова; чего доброго, его завтра или послезавтра арестуют»».

Иван Тургенев

«Я желаю, чтоб меня похоронили на Волковом кладбище, подле моего друга Белинского; конечно, мне прежде всего хотелось бы лечь у ног моего «учителя» Пушкина; но я не заслуживаю такой чести», — такие слова Тургенева приводит его друг, историк Михаил Стасюлевич.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Знаменитый русский писатель умер от рака во Франции в сентябре 1883 года. С парижского вокзала поезд с телом писателя провожают не менее знаменитые французские коллеги с поминальными речами. Однако российские власти на родине Тургенева всячески старались избежать народных проводов по пути следования траурного поезда. Ещё больше не хотели они произнесения памятных речей в честь усопшего. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве приложил все усилия, чтобы избежать «депутаций» на станциях Варшавской железной дороги. «Можно подумать, что я везу тело Соловья-разбойника», вспоминал всё тот же Стасюлевич. На Варшавском вокзале в Петербурге траурный поезд встречала заранее сформированная депутация, а в последний путь писателя провожали около 400 тысяч человек. Власти, конечно же, ожидали беспорядков, однако похороны прошли спокойно. «Были мобилизованы большие отряды явных и тайных агентов для участия в процессии и назначен усиленный наряд полиции на кладбище, на которое с утра погребения уже никто не допускался, — и заготовлен «на случай потребности» полицейский резерв. На могиле были допущены лишь те речи, которые предварительно «будут заявлены» градоначальнику», — писал Анатолий Кони в своих воспоминаниях.

Могила Тургенева находилась недалеко от Спасской церкви, пожелание писателя было выполнено только после установления советской власти, когда началась «реорганизация» кладбищ и прах Ивана Сергеевича был перенесен на Литераторские мостки. Однако, как отметили авторы тематической статьи «Петербургского некрополя», «примечательно, что издания, откликнувшиеся на кончину писателя, подчеркивали: Тургенев погребен рядом с Белинским – таковым воспринималось современниками любое место на Волковском кладбище».

Герман Лопатин

В книге Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» есть эпизод, в котором после похорон Тургенева глубокой ночью к могиле приходит некий господин Моррис – с кладбища ему приходится в буквальном смысле бежать от преследования двух филёров, дежуривших на Волковском и поджидавших таких вот ночных визитёров. Этим странным господином оказывается революционер Герман Лопатин.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

В наши дни это имя практически забыто, но в конце XIX века этот господин был вполне известен по многим причинам. Друг не только Тургенева, но и Маркса, он занимался переводом «Капитала». Он же пытался освободить из ссылки Чернышевского (и он же, кстати, успешно помог бежать из ссылки философу Петру Лаврову). В середине 80-х Лопатин примкнул к возрождённой «Народной воле», которая давно потеряла былую славу и теперь возглавлялась тайным агентом Сергеем Дегаевым. Благодаря последнему многие революционеры (среди них – знаменитая Вера Фигнер) оказались в Петропавловской крепости. Лопатин был неоднократно осужден, но, конечно, самым известным стал «лопатинский процесс» — особенно горький для революционера, поскольку основой обвинения во многом стал архив, найденный у Лопатина. Двоим подсудимым на этом процессе также вменяли убийство главы политического сыска Георгия Судейкина. Лопатина приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили на заключение в Шлиссельбургской крепости, в которой революционер провел 18 лет. Герман Лопатин умер в 1918 году в Петропавловской больнице. Его скромную, по меркам Литераторских мостков, могилу можно найти на так называемой «Площадке народовольцев», где также покоятся революционер Михаил Новорусский и политик Василий Панкратов.

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина

На Литераторских мостках есть место, которое стоит особняком среди других захоронений. Это мемориал семьи Ульяновых – могилы матери Владимира Ленина Марии Александровны, его сестер Анны и Ольги, а также зятя Марка Елизарова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Мемориал занимает самый большой участок – около 30 квадратных метров. Современный мемориал создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Кирхоглани. Комплекс примечателен правда не столько художественной ценностью, сколько возникающим на протяжении десятилетий обсуждением вокруг его будущего. Не далее, как в этом апреле, в Госдуму был внесен законопроект с предложением правового механизма для захоронения Владимира Ленина. Авторы законопроекта, правда, не уточняли, где именно нужно захоронить вождя, но задолго до этого Литераторские мостки называли наиболее подходящим местом. В частности, за погребение Ленина на Волковском выступал мэр города Анатолий Собчак, в 2005 году эта идея вновь была высказана – режиссером Никитой Михалковым. В 2009 году одно из городских монархических общественных движений даже провели акцию в поддержку захоронения Ленина на Литераторских мостках. Однако идея пока не нашла поддержки как у властей, так, видимо и у работников петербургского Музея городской скульптуры.

«Хотите, чтобы его все время выкапывали? Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?» — цитировал в 2005 году «КоммерсантЪ» заведующего филиалом «Литераторские мостки».

Как бы ни сложилась дальше судьба Литераторских мостков, мы должны помнить, что «с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». Эти слова публициста Григория Елисеева, без цитирования которых не обходится ни один существующий материал о Литераторских мостках, пожалуй, являются самыми точными в отношении того, как мы должны смотреть на историю этого кладбища.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках" - около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).. Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву", была утеряна еще в прошлом веке. В 2003 г. в память писателя был установлен типичный для начала XIX в. памятник. В 1848 г недалеко от р. Волковки, на участке именуемом «Натрубные мостки» был похоронен публицист-демократ В.Г.Белинский. Через тринадцать лет в одной ограде с Белинским похоронили 26-летнего литературного критика Н.А.Добролюбова, а еще через семь лет, в 1868 г., рядом был погребен публицист Д.И.Писарев. Близ дорожки, ведущей к этим могилам, в течение 2-й пол..XIX - начала XX вв. были похоронены многие известные деятели русской культуры либерально-демократического направления. Название «Надтрубных мостков» сменилось на «Литераторские» .
В 1935 г. некрополь "Литераторские мостки", стал филиалом Государственного музея городской скульптуры. В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства.
Писатели: Н.С.Лесков, Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.Ф.Берггольц Д.В.Григорович, Л.Н.Андреев.

Поэты: А.Н.Апухтин, С.Я.Надсон, А.А.Блок, М.А.Кузмин, В.А.Рождественский.

Ученые: физиологи - В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, путешественник, географ - Н.Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио – А.С.Попов, ученый, юрист, писатель – А.Ф.Кони, химик – Д.И.Менделеев.

Композиторы: С.М.Майкапар, В.П.Соловьев-Седой, В.А.Гаврилин.

Артисты: Е.А.Лебедев, В.В.Меркурьев, Ю.В.Толубеев, Е.И.Тиме-Качалова, И.О.Горбачев, Н.К.Симонов, оперные певицы – С.П.Преображенская., Г.А.Ковалева.

Артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев. Режиссеры: Г.М.Козинцев, А.А.Брянцев, Н.П.Акимов.

Архитекторы, художники, скульпторы: Н.А.Троцкий Л.А.Ильин Л.В Шервуд, Е.Е.Моисеенко, М.К.Аникушин, Е.С.Кругликова, К.С. Петров-Водкин. И многие другие.

В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В.Плеханов, Г.А.Лопатин, П.Ф.Якубович.

На «Литераторских мостках» находится мемориал семьи Ульяновых.

В некрополе «Литераторские мостки» можно проследить развитие отечественного мемориального искусства.
Памятники выдающимся петербужцам-ленинградцам - творения известных скульпторов: М.Л.Диллон, И.Я.Гинцбурга, М.М.Антокольского М.К.Аникушина, М.Т.Литовченко, С.А.Черницкого.