Крамской, Иван. Портрет художника Ивана Шишкина. 1880. Холст, масло. 115 x 83 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Березовая роща. 1878. Холст, масло. Музей имени Р. Мустафаева, Баку, Азербайджан.
Шишкин, Иван. Дорожка в лесу. 1880. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Дубовая роща. 1887. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Хвойный лес. 1873. Холст, масло. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.
Шишкин, Иван. На острове Валаам. Какко. 1859. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Ручей в березовом лесу. 1883. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Сосны, освещенные солнцем. 1880. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Вид около Санкт-Петербурга. 1856. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. В роще. 1865. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863-1864. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Пейзаж с охотником. Остров Валаам. 1867. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. В роще. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Пейзаж с гуляющими. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Прогулка в лесу. 1869. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Ивы, освещенные солнцем. 1860-1870. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Лесной пейзаж с цаплями. 1870. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Пейзаж с женской фигурой. 1872. Холст, масло. Картинная Галерея, Таганрог, Россия.
Шишкин, Иван. Первый снег. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Сумерки. После заката. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Лесной ручей. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Срубленное дерево. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Лес вечером. 1868-1869. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия.
Шишкин, Иван. Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме). 1877. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия.
Шишкин, Иван. Зима в лесу. Иней. 1877. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Лесной косогор. Ручей. (Ручей в лесу. На косогоре). 1880. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Чаща (Дебри). 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Опушка леса. 1879. Холст, масло. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, Россия.
Шишкин, Иван. «Среди долины ровныя…». 1883. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина. Название картины взято из стихотворения А.Ф.Мерзлякова «Одиночество», которое стало народной песней.
Шишкин, Иван. Весной возле Елабуги. 1886. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Дубы (Дубки). 1886. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Дубы. Вечер. Этюд. 1887. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Дубы. 1887. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Бурелом (Вологодский лес). Деревья, поваленные ветром. 1888. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Шишкин, Иван. Смешанный лес. Шмецк близ Нарвы. 1888. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Осенний пейзаж. Парк в Павловске. 1888. Холст, масло. Луганский областной художественный музей, Луганск, Украина.
Шишкин, Иван. Сосновый лес. 1889. Холст, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Россия.
Шишкин, Иван. Туман в лесу. 1890-е. Холст, масло. Частное собрание.
Шишкин, Иван. Мордвиновские дубы. 1891. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Дубы в Старом Петергофе. 1891. Холст, масло. Музей Академии Искусств, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Осень. 1892. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Сосна. Мерикюль. 1894. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Россия.
Шишкин, Иван. Березовая роща. 1896. Холст, масло. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия.
Шишкин, Иван. Рубка леса. 1867. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин, Иван. Кама около Елабуги. 1895. Холст, масло. Художественный Музей, Н. Новгород, Россия.
Шишкин, Иван. Хвойный лес. Солнечный день. 1895. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин, Иван. Ручей в лесу. 1896. Холст, масло. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесск, Россия.
Шишкин, Иван. Лес весной. 1884. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
Шишкин, Иван. Сестрорецкий бор. 1896. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
Шишкин, Иван. Пруд в старом парке. 1897. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.
Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В.В. Стасов
В воскресенье мы ездили в Русский музей на выставку картин одного из самых известнейших русских художников-пейзажистов Ивана Ивановича Шишкина
(1832-1898). Экспозиция состоит из полотен самого Русского музея и привезенных из Третьяковской галереи. Первый раз в живую увидела (ее многие знают как "Мишки в лесу"). До этого видела только репродукцию в учебнике.
Мне очень понравились картины
"Корабельная роща" . Кстати последняя картина Шишкина.
"Лесные дали"
"Лесная глушь"
Да и вообще все картины замечательные. И кроме работ, выполненных маслом на холсте, у художника есть тоже интересные работы на бумаге углем, графитом, мелом, а еще работы, выполненные техникой офорта. Мне стало интересно, что же это такое и вот какое объяснение дает Википедия:
Офо́рт
(фр.
eau-forte
— азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта
— разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.
Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).
Мы получили несказанное удовольствие. Картины словно живые и просто завораживают своей реалистичностью. Такие чудесные пейзажи: с какой любовью и каким мастерством прорисована каждая травинка, каждая веточка, вообще каждая деталь. После просмотра осталось устойчивое впечатление, что мы побывали в лесу, на природе, и видели все это в живую.
Год создания: 2009 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Год создания: 2008 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа включает электронный каталог живописных и графических материалов из наследия крупнейшего русского реалистического художника Ивана Ивановича Шишкина (около 150 работ), статьи специалистов, летопись жизни и творчества. Есть режим создания своего альбома изображений, а также функция копирования статей в буфер обмена.
Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45
Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.
Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:46
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
Год создания: 2002 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин .
Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.
Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж . "...Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью... Что может быть лучше природы..." - пишет он в своем дневнике.
Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. "Одно только безусловное подражание природе, - пишет он в ученическом альбоме, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии".
Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину "Вид в окрестностях Петербурга". По его словам он хотел выразить в картине "верность, сходство, портретность изображаемой природы и передать жизнь жарко дышащей натуры".
Написанная в 1865 году картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.
К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии". Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом - впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка - таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: "...Раздолье, простор, угодье. Рожь... Благодать. Русское богатство". Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".
В картине Шишкина "Полесье" современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине "Полесье" больше света "с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов".
Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".
Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя...", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.
Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".
Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.
По книге "Иван Иванович Шишкин", составитель И. Н. Шувалова
Картины Шишкина И.И.
Берег моря |
Берег моря. Мери-Хови |
Берег пруда | Берег реки | Березовый лес |
Большая Невка |
Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села |
Бугры | Буковый лес в Швейцарии | Буковый лес в Швейцарии |
Бычок | В еловом лесу | В Крыму | В лесных зарослях | В лесу |
В лесу графини Мордвиновой |
В лиственном лесу | В окрестностях Дюссельдорфа | В парке | В роще |
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.