Шишкин в музее. Шишкин иван иванович



Крамской, Иван. Портрет художника Ивана Шишкина. 1880. Холст, масло. 115 x 83 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



Шишкин, Иван. Березовая роща. 1878. Холст, масло. Музей имени Р. Мустафаева, Баку, Азербайджан.



Шишкин, Иван. Дорожка в лесу. 1880. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



  • Холст, масло, 124 x 204см.
  • Художники редко отваживаются изображать атмосферное состояние дождя; обычно обращаясь к образу мира перед грозой или после нее. Шишкин мастерски пишет затихающий ливень.
  • Тонкое прозрачное марево, колышущееся в пространстве между деревьями, объединяет небо, землю и лес в одно прекрасное це-лое.
  • Человеческие фигуры редки на полотнах художника, его больше интересует «самостоятельная» природа. В данном случае люди, словно плывущие под своими зонтами, усиливают звучание той неж ной музыки, что пронизывает всю картину.
  • Глубокая лужа, образовавшаяся на лесной дорожке, своеобразное «эхо» только что прогремевшей грозы, подчеркивает ее силу. На ее чуть рябящей глади отражается светлеющее небо, обещая скорое солнце.
  • Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом ос-новному своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» - лучшее тому подтверждение.
  • В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посре-ди лужи. «Иван Иванович! - спросила она. - Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! - взволнованно ответил художник. - Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу?
  • 1890-е годы - кризисный для передвижников период. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи; среди самих передвижников выявились очевидные разногласия - многие из них не сумели понять необходимость перемен и на глазах из новаторов превращались в самых закостенелых консерваторов, стоящих на пути естественного развития искусства. Шишкин умел меняться. Умерший в 1887 году Крамской перед самой смертью успел разглядеть это, сказав, что Шишкин наконец-то «тон почуял».


  • Шишкин, Иван. Дубовая роща. 1887. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.



    Шишкин, Иван. Хвойный лес. 1873. Холст, масло. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.



  • Картина нарисована в 1898 году.
  • Холст, масло, 165 x 252см.
  • Мощные стволы сосен, с пятнами тени от раскидистых крон на них, - выписаны любовно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры.
  • Граница между светом и тенью слегка размыта плывущим и дрожащим в жарком летнем мареве воздухом.
  • Изгородь, ломаной линией «переправляющаяся» через ручей, косвенным образом вводит в пейзаж человека, таким образом внося в образ мира последнюю полноту.
  • Молодые сосенки, зеленая трава на поляне, песчаная почва - все это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа.
  • Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев. Сосна - одна из них.
  • Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры.
  • «Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета - на своем месте. Шишкина часто упрекали в том, что он необыкновенно силен в роли рисовальщика, а как колорист уступает своим современникам (тому же Куинджи, с которым его часто сравнивали). Своей последней работой художник блестяще опровергает эти мнения.


  • Холст, масло, 209 x 161 см.
  • Картина хранится в Государственном Русском Музее, Санкт Петербург, Россия.
  • Начало 1870-х годов - время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернет понятия о живописи, изгонит из нее затхлую омертвелость академических форм. 1870 годом датируется основание Товарищества передвижных художественных выставок; среди его учредителей мы находим и Шишкина.
  • В 1871 году с успехом проходит I передвижная выставка, в 1872 году - 2ая. На ней художник и показал картину «Лесная глушь». Об этой работе много говорили - именно за нее Шишкин в том же году получил звание профессора; это было неложным знаком общего признания, почти славы.
  • «Лесная глушь» характерна для тогдашнего периода его творчества, четко выявляя его особенности, главные из которых - построение эпического образа с помощью предельно простого, даже приземленного мотива и сознательная «объективность» живописи.
  • Чахлые деревья, разбросанные по краям светового «коридора», участвуют в формировании атмосферы глухого места, где не ступала нога человека.
  • Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, не сразу бросается в глаза; ее замечаешь лишь при внимательном рассматривании картины.
  • Передний план здесь затенен; темная лужа и покрытый бурым и зеленым мхом валежник передают зрителю ощущение как бы «хлюпающей» влажности и сгущенного сырого воздуха.
  • Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя.


  • Картина нарисована в 1884 году.
  • Холст, масло, 112,8 x 164 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Полотно И. И. Шишкина «Лесные дали» относится к периоду жизни художника, когда его талант раскрылся со всей своей глубиной и мощью.
  • Находясь в подавленном состоянии после недавней смерти любимой жены, живописец черпает у природы силы и полностью посвящает себя работе.
  • Картина «Лесные дали» воспевает красоту природы Урала. Эта картина невероятна по охвату изображенного пространства. Перед зрителем, который как будто стоит на возвышенности, расстилается необозримая панорама лесов.
  • Леса тонут в сизоватой дымке утреннего тумана. А где-то возле горизонта видны поросшие хвойными лесами невысокие горные хребты. Они сообщают картине величавость, размеренность, широту.
  • В центре все композиции - небольшое горное озеро. Его зеркальная гладь сверкает, отражая голубое небо с бегущими по нему легкими облаками. Это яркое пятно на картине словно подчеркивает лучезарность и прелесть земной природы. Благодаря этому блику света в центре картины и неспешному чередованию тончайших нюансов цвета и света обычный сюжет превращается в волшебную, чарующую своим очарованием, панораму.
  • Эпический характер полотну придает не только сам сюжет, но и отдельные выразительные детали. Вот, слегка раскачиваясь, будто разговаривая с окружающим миром, стоит одинокая сосна. А в бескрайнем просторе неба, среди серебристых облаков, парит одинокая птица. Ее стремительный полет дополняет гордое великолепие ландшафта.
  • Картина «Лесные дали» при всей доходчивости сюжета отличается виртуозной техникой исполнения и убедительностью образов. Эта картина – как символ самой России, подлинный гимн ее величественной и неповторимой красоте и силе.


  • Картина нарисована в 1872 году.
  • Холст на картоне, масло, 117 x 165 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» была написана И. И. Шишкиным в период наступления творческой зрелости. За нее художник получил свою первую премию от Общества передвижных художников.
  • Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные сосны-великаны нежатся в его теплых лучах. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы. Лесной ручей неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.
  • В картине «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» художник в полной мере раскрывает обаяние могучего столетнего бора в ясный солнечный день - с его запахами мха и смолы, с тихим журчанием ручья и «зайчиками» на стволах деревьев. Художник умело выявляет характер каждого цветка, каждой травинки.
  • Шишкин стремится к максимально достоверному изображению леса. Но при этом он так глубоко чувствует и любит природу, что его пейзаж намного теплее и одухотвореннее, чем обычная хорошая фотография. Художник будто схватил моментально меняющееся состояние природы и сумел передать зрителю волшебное настроение, которое природа подарила ему в этот момент.
  • С любовью, мастерством и не без доли тонкого юмора рисует Шишкин небольшие фигуры бурых мишек, вероятно, заинтересовавшихся дуплом с дикими пчелами.
  • Все, что предлагает художник нам в этой картине – это не просто мастерски сделанное изображение соснового леса, а замечательный «природный спектакль».
  • Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» - одно из самых светлых произведений Шишкина, хотя по мастерству исполнения полотно все-таки еще уступает самым зрелым полотнам художника.


  • Шишкин, Иван. На острове Валаам. Какко. 1859. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



  • Картина нарисована в 1891 году.
  • Холст, масло, 161 x 118 см.
  • Картина хранится в Музее Русского Искусства, Киев, Украина.
  • Назвав эту картину оборванной первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на ее источник.
  • Возникает вопрос: что же перед нами - иллюстрация романтического образа или же его интерпретация? Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим/ Одета как ризой она./ И снится ей все, что в пустыне далекой,/ В том крае, где солнца восход,/ Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет». Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». У Шишкина этого нет.
  • Есть аллюзия на «сюжет» первой строфы, но, в своей «прерванности», она превращается в очередной - пусть и великолепно исполненный - пейзаж.
  • Некоторые детали этой работы служат прямой иллюстрацией лермонтовских строчек - сыпучий снег, накрывший сосну, словно ризой, голая вершина и пр.
  • Палитра, на первый взгляд, здесь не слишком разнообразна. Но присмотревшись, понимаешь, что это иллюзия - та же тень от сосны, легшая на снег, демонстрирует огромное количество оттенков различных цветов.
  • Очень необычно для Шишкина в этой работе написано небо. Привычное шишкинское небо безмятежно, покойно и светло; на этот же раз оно полно тревоги и движения.
  • Художественная мощь полотна создается целым рядом контрастных сопоставлений - одинокой сосны на переднем плане и «сплоченного» леса вдали; темного и светлого и т. п.


  • Картина нарисована в 1869 году.
  • Холст, масло 111,2 x 80,4 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Это произведение отличается от ранних произведений художника, в которых он, не умея выделить главное, одинаково тщательно выписывал каждую деталь пейзажа.
  • Данным полотном Шишкин открывает новый этап своего творчества, можно сказать, что это – один из первых его шедевров. Данная картина была первой, которую купил для своей коллекции П. Третьяков.
  • Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» - типичный равнинный пейзаж средней полосы России. Летний полдень. Только что закончился дождь. Перед нами золотистые поля хлебного поля и вьющаяся проселочная дорога с поблескивающими на ней лужицами. По влажной от дождя дороге, будто символизируя размеренность и умиротворенность сельской жизни, идут крестьяне с граблями.
  • На картине мастерски выписаны дальние планы. Мы видим бедную церквушку, ветхие избы и тихую речушку.
  • Огромную часть площади картины занимает небо. Оно просветлело после дождя, и последние легкие перламутрово-серебристые облака уплывают прочь, уступая место яркому и радостному солнцу. Именно небо, чисто, глубокое и великое, становится главным объектом данной композиции.
  • Полотно Шишкина показывает могучую обновляющую силу природы. Автор проникновенно передает радость земли, омытой дождем, дыхание освеженной травы, стремительность бегущих облаков. Изобразительные особенности полотна, его поэтическая одухотворенность делают его творением огромной художественной ценности.
  • Полотно «Полдень. В окрестностях Москвы» недаром часто называют настоящей песней радости. Художник не просто восторгается красотой и мощью русских просторов, но и умело передает свое восхищение нам.


  • Картина нарисована в 1878 году.
  • Холст, масло, 107 x 187 см.
  • Картина хранится в Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.
  • Могучая сосна - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно - с ее клонящимися от тяжести вниз ветвями, с ее причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с ее гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
  • Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления ее реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
  • Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
  • Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы: Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор.
  • Ласточки «стригут» прямо над самой землей - столь стремительно, что, кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; ее автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
  • Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» - этот набросок и стал основой полотна.


  • Шишкин, Иван. Ручей в березовом лесу. 1883. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



    Шишкин, Иван. Сосны, освещенные солнцем. 1880. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.



  • Картина нарисована в 1889 году.
  • Холст, масло, 139 x 213см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя. В конечном варианте их стало больше; само включе-ние медведей выводит пейзаж в жанровое «пограничье», дополняя его элементами жанровой сценки.
  • Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчеркивая их громадность. Этот прием характерен для всего его твор-чества.
  • Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создает ощущение глухого соснового леса, где только и могут резвиться на воле медведи.
  • Искусно написанный туман, еще не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, - это именно утро.
  • По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали ее «символом русского искусст-ва».
  • У этого произведения есть и «первая серия» - это «Туман в сосновом лесу», созданный годом ранее и ныне «про-писанный» в одном из частных собраний в Чехии.
  • Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. И справедливо - вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора»; медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным.


  • Картина нарисована в 1891 году.
  • Холст, масло, 81 x 108 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Пожалуй, одним из самых гармоничных по цветовому решению полотен является работа «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф».
  • В последние годы творчества И. И. Шишкин огромное значение уделял колориту своих полотен. Его интересовало, как можно передать игру света, изменчивость оттенков в зависимости от освещенности и присутствия соседних предметов.
  • Этот пейзаж рассказывает нам об окрестностях Петергофа и Ораниенбаума, где И. И. Шишкин проживал в 1891 году. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши.
  • Пейзаж кажется немного мрачным, он словно окутан мягким вечерним светом. В темной глуши старого елового леса сгущаются сумерки. Шишкин выбирает для картины насыщенные по колориту краски, передавая тревожную, напряженную атмосферу.
  • Торжественное настроение покоя перед наступлением темноты еще более усиливает одинокая фигура лесника. Неподвижный и усталый, стоит он перед нами, глубоко задумавшись о чем-то своем.
  • На переднем плане - на стволах деревьев, на их обнаженных корнях, на зеленом ковре из моха – еще ощущается трепет последних отсветов солнца. Стремясь убедительно донести до зрителя красоту леса, художник виртуозно передает кистью малейшие нюансы и переходы оттенков – желтоватых, зеленоватых, сероватых. Не упуская ни одной подробности, живописец изображает жизнь глухой чащи. Ему это удается - зритель «погружается» в лесные дебри, насыщенные запахами преющих листьев, теплой почвы и смолы.
  • Картина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина. Она в очередной раз доказывает, что в изображении русской природы, русского леса у Шишкина нет соперников.


  • Шишкин, Иван. Вид около Санкт-Петербурга. 1856. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. В роще. 1865. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863-1864. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с охотником. Остров Валаам. 1867. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. В роще. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с гуляющими. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Прогулка в лесу. 1869. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Ивы, освещенные солнцем. 1860-1870. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Лесной пейзаж с цаплями. 1870. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с женской фигурой. 1872. Холст, масло. Картинная Галерея, Таганрог, Россия.
    Шишкин, Иван. Первый снег. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Сумерки. После заката. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лесной ручей. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Срубленное дерево. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лес вечером. 1868-1869. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия.
    Шишкин, Иван. Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме). 1877. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия.
    Шишкин, Иван. Зима в лесу. Иней. 1877. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лесной косогор. Ручей. (Ручей в лесу. На косогоре). 1880. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Чаща (Дебри). 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Опушка леса. 1879. Холст, масло. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, Россия.
    Шишкин, Иван. «Среди долины ровныя…». 1883. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина. Название картины взято из стихотворения А.Ф.Мерзлякова «Одиночество», которое стало народной песней.
    Шишкин, Иван. Весной возле Елабуги. 1886. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Дубы (Дубки). 1886. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы. Вечер. Этюд. 1887. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы. 1887. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Бурелом (Вологодский лес). Деревья, поваленные ветром. 1888. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Смешанный лес. Шмецк близ Нарвы. 1888. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Осенний пейзаж. Парк в Павловске. 1888. Холст, масло. Луганский областной художественный музей, Луганск, Украина.
    Шишкин, Иван. Сосновый лес. 1889. Холст, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Россия.
    Шишкин, Иван. Туман в лесу. 1890-е. Холст, масло. Частное собрание.
    Шишкин, Иван. Мордвиновские дубы. 1891. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы в Старом Петергофе. 1891. Холст, масло. Музей Академии Искусств, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Осень. 1892. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Сосна. Мерикюль. 1894. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Россия.
    Шишкин, Иван. Березовая роща. 1896. Холст, масло. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия.
    Шишкин, Иван. Рубка леса. 1867. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Кама около Елабуги. 1895. Холст, масло. Художественный Музей, Н. Новгород, Россия.
    Шишкин, Иван. Хвойный лес. Солнечный день. 1895. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Ручей в лесу. 1896. Холст, масло. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесск, Россия.
    Шишкин, Иван. Лес весной. 1884. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
    Шишкин, Иван. Сестрорецкий бор. 1896. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
    Шишкин, Иван. Пруд в старом парке. 1897. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

  • инфа отсюда http://www.tanais.info/art/shishkin.html
  • картины http://gallerix.ru/artist/
  • описание картин http://www.detskiysad.ru/art/opisanie.html
  • описание картин http://nearyou.ru/shishkin/sdali.html
  • описание картин http://www.liveinternet.ru/users/sekretar/post193351143/
  • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
    преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.
    Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
    В.В. Стасов

    В воскресенье мы ездили в Русский музей на выставку картин одного из самых известнейших русских художников-пейзажистов Ивана Ивановича Шишкина
    (1832-1898). Экспозиция состоит из полотен самого Русского музея и привезенных из Третьяковской галереи. Первый раз в живую увидела (ее многие знают как "Мишки в лесу"). До этого видела только репродукцию в учебнике.


    Мне очень понравились картины

    "Корабельная роща" . Кстати последняя картина Шишкина.


    "Лесные дали"


    "Лесная глушь"

    Да и вообще все картины замечательные. И кроме работ, выполненных маслом на холсте, у художника есть тоже интересные работы на бумаге углем, графитом, мелом, а еще работы, выполненные техникой офорта. Мне стало интересно, что же это такое и вот какое объяснение дает Википедия:
    Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта — разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.
    Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).

    Мы получили несказанное удовольствие. Картины словно живые и просто завораживают своей реалистичностью. Такие чудесные пейзажи: с какой любовью и каким мастерством прорисована каждая травинка, каждая веточка, вообще каждая деталь. После просмотра осталось устойчивое впечатление, что мы побывали в лесу, на природе, и видели все это в живую.

    Год создания: 2009 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

    Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.

    Год создания: 2008 | Интерактивная программа | Язык: русский

    Программа включает электронный каталог живописных и графических материалов из наследия крупнейшего русского реалистического художника Ивана Ивановича Шишкина (около 150 работ), статьи специалистов, летопись жизни и творчества. Есть режим создания своего альбома изображений, а также функция копирования статей в буфер обмена.

    Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45

    Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.

    Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:46

    Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.

    Год создания: 2002 | Интерактивная программа | Язык: русский

    Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.

    13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин .

    Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.

    Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж . "...Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью... Что может быть лучше природы..." - пишет он в своем дневнике.

    Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. "Одно только безусловное подражание природе, - пишет он в ученическом альбоме, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии".

    Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину "Вид в окрестностях Петербурга". По его словам он хотел выразить в картине "верность, сходство, портретность изображаемой природы и передать жизнь жарко дышащей натуры".

    Написанная в 1865 году картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.

    К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.

    Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".

    Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии". Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом - впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка - таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.

    В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: "...Раздолье, простор, угодье. Рожь... Благодать. Русское богатство". Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".

    В картине Шишкина "Полесье" современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине "Полесье" больше света "с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов".

    Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".

    Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.

    К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя...", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.

    Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".

    Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.

    По книге "Иван Иванович Шишкин", составитель И. Н. Шувалова

    Картины Шишкина И.И.

    Берег моря Берег моря.
    Мери-Хови
    Берег пруда Берег реки Березовый лес
    Большая Невка Бревна. Деревня Константиновка близ
    Красного села
    Бугры Буковый лес в Швейцарии Буковый лес в Швейцарии
    Бычок В еловом лесу В Крыму В лесных зарослях В лесу
    В лесу графини
    Мордвиновой
    В лиственном лесу В окрестностях Дюссельдорфа В парке В роще

    Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
    Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).
    В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
    Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
    Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).
    В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.