Шедевр от олины вентцель сканворд 5 букв. Куклы олины вентцель

Олина Дмитриевна Вентцель (2 декабря 1938, Красноярск - 17 ноября 2007) - российский художник театра и кино, удостоенный почетного звания «мэтр музейной куклы».

Биография

В 1961 году окончила Ленинградский Текстильный институт (ныне - Государственный университет технологии и дизайна (СПб ГУТиД)). Дипломная работа - костюм Гамлета для Иннокентия Смоктуновского в фильме Григория Козинцева.

С 1962 по 1995 годы - художник-постановщик по историческому костюму театра и кино (кинофильмы: «И ещё одна ночь Шахерезады», «Осада», «Случай в аэропорту» и др.).

С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах.

Вентцель - мастер, создающий не просто кукол, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей. Её работы - даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг неё. Сегодня творчество Вентцель широко известно не только в России, но и в Европе и Америке. Одним из самых больших собраний произведений Вентцель обладает московская «Галерея Анастасии Чижовой», где она была главным художником.

На протяжении более чем 20 лет Вентцель были созданы сотни кукол. В их числе куклы, изображающие исторических личностей; каждая из них привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А. С. Пушкина, сказкам Г. Х. Андерсона и др.

Отличительной особенностью творчества Вентцель было стремление к масштабной разработке той или иной избранной темы. Результатом стали многочисленные тематические кукольные серии. Более 200 персонажей разных стран и разных эпох, начиная с древнеегипетских фараонов, объединила коллекция «История человечества в куклах», хранящаяся в «Галерее Анастасии Чижовой». Её составной частью является серия «Династия Романовых».

Куклы Олины Дмитриевны Вентцель хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Амстердама, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Копенгагена.

Выставки

  • Гавайи и США («Русский Арт», 1989)
  • Амстердам, «Рембрандтовский центр» (1991)
  • Венеция и Париж (1992)
  • Москва, «Галерея Н. Б.» (1993)
  • Нью-Йорк, «Арт-Экспо» (1994)
  • Москва, «Центральный дом журналистов» (1996)
  • Москва, «Галерея-клуб в Сабурово» (1997)
  • Москва, «Российский фонд культуры» и «Государственный музей А. С. Пушкина» (1998)
  • Москва, «Пушкинский бал в галереи Вахтанов» ЦДХ (1999)
  • Дания, Копенгаген выставка в ратуше (1999)
  • Дания, «Музей Ольга Люст», «Центр Балеруп Блад», «Музей Леголенд» (2000)
  • Москва, Первый Международный Салон Кукол (2005)
  • Москва, Манеж, Первый Московский международный фестиваль искусств «Традиции и современность», (2007)
  • Москва, Государственный музей А. С. Пушкина, «Маскарад в Пушкинском» (2007)
  • Москва, Персональная выставка «Ах, эти куклы!» в Государственном Академическом театре им Е.Вахтангова из цикла выставок, посвященных театру.

Награды

  • Приз «Лучшая кукла. One-of-a-kind» (Первый Международный Салон Кукол в Москве, 2005)
  • Бронзовая статуэтка «Вера» за лучшую авторскую работу в категории «Прикладное искусство» (Первый Московский международный фестиваль искусств «Традиции и современность», 2007)
  • Медаль «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России»

Примечания

  1. Медаль «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». РОО «Академия русской символики „Марс“». - Официальный сайт. Проверено 7 июля 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.

Ссылки

Нам кажется, что куклы похожи на людей, а она видела в людях эти светлые образы, вот почему, у ее фарфоровых творений такие одухотворенные человечные лица. Олина Вентцель – художник театра и кино создала уникальную коллекцию «От фараона до наших дней. История человечества в куклах»

Меняются эпохи, рождаются новые персонажи, но есть сюжеты, написанные на все времена. Олина Вентцель воплотила многие страницы истории и литературы. Ее персонажи, интересные каждый сам по себе, составляют мизансцены, в которых можно прочитать и судьбы и характеры героев. Выражение фарфоровых лиц поражает. Их обладатели, безусловно, счастливы. С легкой руки художницы, эти персонажи живут в самых светлых своих мечтах и воспоминаниях. Их чувства передаются зрителям. Есть особенный дар художника – делать мир прекраснее и добрее, стирать грань между реальностью и чудом.

Сюжет о Снежной Королеве знают во всем мире. В рождественские дни он популярен особенно. Впрочем, у Андерсена есть еще одна рождественская история о маленькой сироте, замерзшей в новогоднюю ночь под окнами богатого дома. Именно эта сказка, - считала Олина Вентцель, - могла бы стать символом того, что в рождественские дни сердца должны быть особенно открыты, а души щедры.


Со всей щедростью своей души Олина Вентцель делилась с миром своими знаниями и талантом. За двадцать лет ей удалось создать поистине музейную коллекцию. Ее куклы очень скоро обрели известность в художественном мире. Москва, Нью-Йорк, Гавайи, Париж, Голландия, Дания – везде, где появлялись ее персонажи, оставались незабываемые впечатления. Некоторые куклы поселялись в странах, где проходили выставки, подаренные Олиной Вентцель королеве Дании, Мирей Матье, известным музеям и новым друзьям художницы, приобретенные в музейные и частные коллекции.


В ряду сказочных героев, персон прошлого и современности – великие актеры и деятели театра. Долгое время Олина Вентцель сама служила театру и кино. Только кукольных спектаклей в ее творчестве было двадцать восемь. Театр был в ее генах. Маленькая Олина посещала классы балетной школы. В ее детстве были и старинный рояль, и уроки с тетей – знаменитой певицей, и замечательные книги и, конечно, куклы. Она предпочла быть не принятой в пионеры, не от любимой куклы не отреклась, как того требовала советская традиция. И этот волшебный мир, которому она была так предана всей душой, с благодарностью открыл ей свои самые сокровенные тайны. И дело не в особенном взгляде глаз, написанных по законам живописи, не в подвижности тел, созданных по собственной технологии автора, а в особенном отношении художницы к ее персонажам.

Олина Вентцель всегда мечтала, чтобы ее куклы обрели настоящий кукольный дом, и этим домом – открытым и гостеприимным стала галерея Анастасии Чижовой. С появлением нового дома началась новая жизнь коллекции.

О художнике:
Олина Дмитриевна Вентцель (2 декабря 1938, Красноярск - 17 ноября 2007) - российский художник театра и кино, удостоенный почетного звания «мэтр музейной куклы».

В 1961 году окончила Ленинградский Текстильный институт (ныне - Государственный университет технологии и дизайна (СПб ГУТиД)). Дипломная работа - костюм Гамлета для Иннокентия Смоктуновского в фильме Григория Козинцева.

С 1962 по 1995 годы - художник-постановщик по историческому костюму театра и кино (кинофильмы: «И ещё одна ночь Шахерезады», «Осада», «Случай в аэропорту» и др.).

С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах.

Олина Вентцель - мастер, создающий не просто кукол, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей. Ее работы - даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг неё. Сегодня творчество Вентцель широко известно не только в России, но и в Европе и Америке. Одним из самых больших собраний произведений Вентцель обладает московская «Галерея Анастасии Чижовой», где она была главным художником.

На протяжении более чем 20 лет Вентцель были созданы сотни кукол. В их числе куклы, изображающие исторических личностей; каждая из них привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А. С. Пушкина, сказкам Г. Х. Андерсона и др.


Отличительной особенностью творчества Вентцель было стремление к масштабной разработке той или иной избранной темы. Результатом стали многочисленные тематические кукольные серии. Более 200 персонажей разных стран и разных эпох, начиная с древнеегипетских фараонов, объединила коллекция «История человечества в куклах», хранящаяся в «Галерее Анастасии Чижовой». Ее составной частью является серия «Династия Романовых».

Доброго всем времени суток дорогие сограждане! Я обратила внимание на тот факт-что не очень много появляется в наших публикациях материалов о наших мастерах-кукольниках. Стало немного обидно-ведь они не менее талантливы, чем зарубежные, а частенько и более многогранны. AndreTcoy обратил моё внимание на нашу соотечественницу, мастера Олину ВЕНТЦЕЛЬ, которую бог наградил талантом создателя-художника.
Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Долгое время работала художником-постановщиком по историческому костюму в театрах и на киностудиях (кинофильмы: “И ещё одна ночь Шахерезады”, “Осада”, “Случай в аэропорту” и др.)
С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах. Её произведения искусства получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

На протяжении более чем 20 лет Вентцель были созданы сотни кукол. В их числе куклы, изображающие исторических личностей; каждая из них привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А. С. Пушкина, сказкам Г. Х. Андерсона и др. Среди работ легко узнаются представители царствующих династий, видные общественные деятели, актеры, художники, а также сказочные и мифологические герои.









Один из авторов дамского журнала «Lady Camilla» Малик Юлия пишет о мастере с любовью и восхищением следующее: «Олина Вентцель порадовала немало ценителей искусства своими куклами в потрясающих исторических костюмах. Ей всегда одинаково хорошо удавались литературные и сказочные персонажи, портретные куклы, причем как наших современников, так и личностей, внесших большой вклад в историю различных государств. Искусная мастерица с удивительной точностью передавала в своих работах очарование женских, трогательность детских и силу мужских образов.»



Куклы Олины Вентцель поражают огромным количеством различных образов. Величественная Нефертити, королева Елизавета, Анна Каренина, Беатриче, Венецианская куртизанка, Жозефина, Наполеон, Уинстон Черчилль, Снежная королева, Шуты, персонажи любимых нами сказок Г.Х Андерсена и многих других писателей, выдающиеся деятели политики и культуры – все эти шедевры искусства предельно реалистичны и натуральны.

Для Олины Вентцель всегда была важна не только историческая достоверность, но и в первую очередь красота. Она передавала свою доброту, любовь к людям и творческую ноту в фарфоровых работах. Куклы Олины Вентцель – это поистине коллекция чудес, которая будет радовать нас долгие годы.
Олина Дмитриевна ушла от нас 17 ноября 2007года, но хочется верить, что о ней ещё будут помнить…

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.


"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.