Сергей чемезов и николай цискаридзе. Николай и чудотворцы

Екатерина Чемезова-Игнатова

Разговоры о трудоустройстве Цискаридзе ходят уже давно; многие всерьез озабочены этой проблемой. Озаботился ею и сам артист.

Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе - Катерина Чемезова. Она - двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. Николай отдыхает в ее домах, ездит с ней в путешествия и вообще всячески проводит время. Об этом в том числе я спрашивала его во время интервью «Собчак живьем».

Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку. Профессионалам театральной жизни давно известно, что балет у Гергиева всегда после оперы. Поэтому интрига состояла в том, чтобы запустить Цискаридзе в Мариинку. Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила, хотя терять дружбу и благосклонность четы всемогущих Чемезовых не хотелось, поэтому Гергиев сделал ставку на свои дипломатические навыки и подыскал для Цискаридзе другое место.

Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев - заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой. Хотя, возможно, г-н Ивлиев делал это абсолютно бескорыстно. Тут мы ничего утверждать не можем, а можем лишь строить догадки о причинах такой рьяности.

Наконец, и сам г-н Мединский в своем окружении говорил о том, что на него давят сверху по поводу Цискаридзе. Имелся в виду все тот же Чемезов: вряд ли сам Путин звонил по этому вопросу.

Ситуация разворачивалась следующим образом. С одной стороны, Гергиев, который совсем не хочет пускать Цискаридзе в Мариинку. С другой стороны, в Большом театре совершенно неожиданным образом проявил себя Урин. После назначения на Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: «Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы - либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого». Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе, несмотря на прозрачные намеки: решишь вопрос в пользу Коли - сыщешь себе покровительство.

Итак, два ключевых театра, куда хотел Николай, ясно дали понять, что это невозможно. К этому моменту у Мединского уже оформилась договоренность с Кремлевским балетом и лично Кожиным, чтобы Цискаридзе возглавил балетную труппу. А надо сказать, что Кремлевский балет сейчас находится, мягко говоря, в жопе. Намечалась хорошая комбинация: Николай получает труппу, возможность поставить на ноги балет, показать результат. При этом Кожин уже пошел на эту сделку, и комбинация казалась вполне рабочей.

Но здесь уже сам Цискаридзе проявил характер. Его позиция такова: он не будет даже рассматривать этот вариант. Кремлевский дворец ему совсем ни к чему. Он ни на что не согласен, кроме крупнейших театров страны, то есть Мариинки, Большого, и Вагановского училища.

И эта настойчивость Николая обернулась невероятным успехом. На дне рождения Дениса Мацуева у Марианны Сардаровой, Сати Спиваковой и Катерины Чемезовой состоялся интереснейший разговор, о котором я узнала лично от одной из участниц. В этой милой дамской беседе à trois Чемезова рассказывала о назначении Цискаридзе как о состоявшемся факте. С мая по сегодняшний день, видимо, вопрос решался технически.

Гергиев, получая покровительство, симпатию и - не будем думать плохо - может, какие-то дополнительные субсидии от четы Чемезовых, вполне был заинтересован в таком сценарии. В итоге, во-первых, от него отставали насчет Мариинки. Во-вторых, для Гергиева благодарный Цискаридзе во главе училища оказывался очень удобной фигурой.

За последние годы уровень балета Вагановского училища сильно вырос: когда Мариинка с легкой руки Гергиева увлеклась оперой и вывела ее на мировую арену, Вагановское училище стало брать на себя первостепенную роль в балетных постановках. Это Гергиева никак не могло устроить. Назначение Цискаридзе для него дало возможность подмять под себя политику Вагановского.

Понятно, что нынешний художественный руководитель не останется при Цискаридзе. Потому в США был выслан самолет за Ириной Колпаковой. Были проведены переговоры, чтобы она, приехав из эмиграции, стала худруком: по уставу Вагановского училища этот пост может возглавлять только его выпускник. Этот закон формально не нарушили, сделав Цискаридзе именно ректором. Но в итоге нашли компромисс и предложили эту должность Ульяне Лопаткиной, которая, впрочем, никогда не преподавала. А сама Колпакова, будучи в преклонном возрасте, не очень-то хочет покидать США.

Если отвлечься на секунду и посмотреть на историю училища, комбинация выглядит странно. Ректорами Вагановки были и князь Милорадович, и князь Сергей Волконский, и Владимир Теляковский, и драматург Александр Сумароков. На эту должность никогда не назначали танцовщиков. А вот как раз танцовщики, работающие в Вагановском, становились худруками. Эта традиция еще с царских времен сохранялась нерушимо и была прописана в уставе. Никому и в голову не могло прийти, что, как Путин обставил всех с третьим сроком, выставив Медведева, так же примерно и устав Вагановки обойдут, поставив танцовщика не худруком, а ректором.

Лопаткина никогда не преподавала - назначена на должность худрука. То есть Цискаридзе будет отвечать за швабры, аренду, трубы и паркет, а выдающаяся балерина, но не преподаватель Лопаткина будет худруком. Эта комбинация дает статус Цискаридзе и влияние Гергиеву. При том, что, например, Григорович тоже выходец из Вагановского училища, ему это предложено, как мы понимаем, не было.

В этой комбинации кровно был заинтересован и Владимир Кехман, который принимал активное участие в ее реализации. Из достоверных источников известно, что вчера в Михайловском театре экстренно были проведены переговоры с министром культуры г-ном Мединским, и Кехман принимал в них непосредственное участие.

Остается только один вопрос: а хочет ли этого само Вагановское училище? Как говорится в анекдоте: «А что думает слоник, так никто и не узнал, потому что он был очень скромный». Само Вагановское училище никто не спросил, хотя его коллектив уже написал письмо (в числе адресатов и Гергиев) с вопросом: почему судьба училища решается без участия труппы? Известно лишь, что экс-ректор академии Вера Дорофеева прямо в присутствии министра в Вагановке, покидая пост, сказала следующее: «На карту поставлено: или я, или объединение Мариинки с Вагановкой. Если я уйду, министр обещал, что академия останется независимой». В письме прямо указаны фамилии Цискаридзе и Колпаковой, что свидетельствует о том, что труппа совсем не за, а даже, скорее, против.

Вот такая комбинация разыгралась на наших глазах. И ключевая фигура тут не Николай Цискаридзе, а амбиции гранд-дамы Катерины Чемезовой. Возможно, Катя Чемезова хотела бы упрочить свое положение покровительницы искусств, возглавить попечительский совет Вагановской академии, но не исключено, что она просто помогает своему другу. Из гуманитарных побуждений, - пишет Ксения Собчак на своем

Глава Императорских театров Теляковский в воспоминаниях жаловался, что у каждой балерины есть покровитель, и каждая чуть что ему жалуется, и каждый покровитель норовит его, Теляковского, снять. Так, балерина Кшесинская была удачливее коллег - бегала снимать директора к самому Великому Князю. Так что фаворитка козырного туза, снимающая доблестного главу очень большого театра, - старый сюжет.

Большой театр был построен на месте чумного кладбища. В его закулисье чума тлела всегда. После революции Ленин вообще собирался Большой закрыть. В нем уж не топили, артистам не платили. Но балерины были любовницами товарищей по революционной борьбе, и товарищи объяснили вождю, что театр можно использовать для просвещения масс, а кроме того, там удобно и съезды проводить.

Сталин, в отличие от предшественника, балеты и оперы любил. Благоволил Лепешинской, которая была партийным секретарем Большого. Фаворитками тирана были и оперные примадонны Шпиллер и Давыдова. Балерины, не охваченные НКВДшниками, в 30-х почти все были замужем за генералами. Традиция «тиран плюс балерина» - еще один из вечных сюжетов Большого.

Бывший директор Большого Иксанов долго удерживал театр в стороне от политики. Например, не дал провести там съезд ни одной пропутинской партии. А его противник Николай Цискаридзе избрал верный способ пробиться к кормушке - стал активно хороводиться с женами путинского окружения. Так, балерун сдружился со второй женой ближайшего соратника Путина Сергея Чемезова Екатериной. Цискаридзе учил балету дочь путинского соратника Игоря Шувалова . И со слов Цискаридзе, господа Чемезов и Шувалов зудели своему патрону при каждом скандале в театре, и того это раздражало.

ПАТРОН больше всего хочет, чтобы в стране ничего не происходило вообще. Чтобы все было тихо. Пусть все бульдоги грызутся под ковром, главное, чтобы ничего не доносилось наружу. Как это было в советское время. Тогда все скандалы тлели глубоко в дупле, социальных сетей не было, а критика Гаевского, который посмел раскритиковать Григоровича, перестали печатать во всех подконтрольных советским властям изданиях.

Пока Большой был на реконструкции, желающих порулить им особо не наблюдалось. Как только Большой открылся, Иксанов сформировал Попечительский совет, привел толпу спонсоров, набежали желающие. И с той поры Иксанов стал напоминать одинокий дзот: фронт давно ушел, а одинокая крепость отстреливается.

У него было много сторонников из образованных людей. После скандала с Филиным Цискаридзе опять оккупировал уши Сергея Чемезова. Но тогда подсуетилась группировка, поддерживающая Иксанова, знающая цену этому руководителю, и, благодаря премьеру Медведеву, с ним был подписан контракт до 2014 года. Анатолий Иксанов успокоился и перестал отстреливаться.

И тут - крайне неудачное стечение обстоятельств. Против Иксанова давно была глава Московской Государственной Академии Хореографии при ГАБТ Мария Леонова. У нее давно уже была не самая славная репутация женщины, которая пристраивает «нужных» девочек в Академию, а затем и в балет Большого театра далеко не за красивые глаза. При Иксанове с Московского балетного училища, где учились дочери и внучки генсеков, отклеили ярлык «при ГАБТ», потому что школа там сдавала, и выгоднее было брать балерин из Вагановского. Осталась просто Московская Государственная Академия Хореографии. Леоновой испортили бизнес, и она не смогла этого перенести.

А к Леоновой до сих пор ходит заниматься балетным станком вице-премьер РФ Ольга Голодец, которая считает себя сведущим в балете человеком. И вот, смотрите, какой расклад: с одной стороны против Иксанова объединились Голодец и Леонова. А с другой стороны, Чемезов, чья жена привечает Цискаридзе, тут же подсуетился и завел Голодец к Путину. Чемезов давно был Цискаридзе накручен, давно щелкал зубами, что Сердюкова снял, всех, кого хотел, посадил, а Иксанова не может. Чемезов привык к своей всесильности и здорово обламывался, что директор Большого ему не по зубам.

Два фронта объединились в один. А дальше - стечение обстоятельств. Иксанов перестал отстреливаться. И проглядел, как обидели любимицу Кремля Светлану Захарову. И вот, на носу премьера балета Евгений Онегин. Но хореограф Рид Андерсон, который привез этот балет из Штутгарта в Большой, категорически не хотел Захарову в первом составе.

Предполагаю, потому, что Захарова пустая. Она больше подходит для классического балета, она великая Одетта-Одилия, прекрасная Баядерка, красавица с выдающейся линией ног и рук, но там, где нужны не выдающиеся данные, а наполнение, она не выигрывает. Не хватает сценического интеллекта. (Светлана Захарова - православный патриот, не будем утверждать, что православный патриотизм лишает мозгов, пусть это останется на усмотрение публики).

Но прима абсолюта сочла, что Иксанов, с которым она дружила и которому она была лояльна, должен был ее отстоять, уговорить Филина и Рида Андерсона. Иксанов же не хотел расстраивать Филина, а также не имел права давить на Рида Андерсона. И тут как раз Универсиада в Казани. И как раз через пару дней после визита Голодец через Чемезова прима-балерина Светлана Захарова несет флаг, а вечером видится с Путиным на приеме после открытия.

Светлана Захарова к Путину крайне лояльна. Она своя. В 2009 году было уникальное событие. Путин, который никогда в Большой не ходил как зритель (был только на двух приемах, к искусству никакого отношения не имевших, - юбилее «Коммерсанта» и концерте в честь Ельцина), пришел на репетицию к Светлане Захаровой и поздравил ее. А по приглашению Захаровой на ее бенефис пришла вся Государственная Дума, - все богатейшие коротышки с охранниками. В одном из европейских театров Захарова как-то вышла на сцену с криком «За Родину!»

Иксанов в силу своей дистанцированности от политики был Путину чужеродным элементом, он не был своим, не был партийным. Захарова - своя, а за своих Путин всегда впрягается. Политика бессменного российского президента - подбор кадров по принципу личной преданности.

Мы можем только домысливать, что именно сказала Светлана Захарова Путину. Возможно, она сделала это очень по-женски. Хотела, мол, вас пригласить на премьеру, но меня сняли, я не танцую. И это стало последней каплей. Чаша терпения переполнилась. Надоело, что со всех сторон жалуются на Большой театр.

Поручение снимать Иксанова было дано лично Путиным с утра в понедельник 8 июля. Утром Иксанов был вызван к своему личному врагу Голодец. Приказа о его снятии не было аж до среды, что вызывало бешенство у руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Но в прессу все слили мгновенно, чтобы сделать отставку Иксанова невозвратной и непоправимой.

Николай Цискаридзе воспринял отставку Иксанова как свою победу - рассылал всем коллегам радостные рожицы со своего телефона. Черт ним, с Цискаридзе, его неадекватность так прогрессирует, что ничего хорошего балеруна не ожидает. Черт с ним, с Иксановым, в конце концов, он остался порядочным человеком на таком сложном посту, его пустят в рай. Да и Большой устоит. А нас всех жалко ужасно, жалко, что человеку-эпохе можно найти замену за СУТКИ, если его недруги достучались до первого лица.

["Сноб", 05.02.2013, "Скандал в Большом театре. Часть I: версия Иксанова" : 9 ноября 2012 года стало известно о письме Владимиру Путину двенадцати деятелей культуры с просьбой отставки Иксанова и назначения на должность генерального директора Большого Николая Цискаридзе. Письмо, в частности, подписали Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов и другие. Часть из них позднее отозвала свои подписи. По Москве поползли слухи, что за планами Цискаридзе занять директорское кресло в Большом стоят влиятельные представители бизнеса, а именно миллиардер Рашид Сардаров и его жена Марианна, а также приближенный к Путину глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и его жена Екатерина . В правительстве среди сторонников назначения Цискаридзе называли вице-премьера Ольгу Голодец. К продвижению кандидатуры Цискаридзе подключается Тина Канделаки, занимающаяся бизнесом в сфере пиара. Наблюдатели обратили внимание на ее связи с Сергеем Чемезовым. В частности, компания Тины получила контракт на полтора миллиона долларов на ребрендинг «Ростехнологий». Однако в интервью для телеканала «Дождь» Цискаридзе опроверг слухи о поддержке своей кандидатуры Чемезовым и Голодец. [...]
Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе?
Иксанов: Конечно. Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. - Врезка К.ру]

[ТК "Дождь", 09.07.2013 "Цискаридзе, Чемезов, Голодец. Кто поспособствовал отставке Анатолия Иксанова" : Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала с Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого , но его кандидатуру не поддержали. [...]
Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. - Врезка К.ру]

Назначение экс-премьера Большого театра России ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой стало, конечно, самым резонансным сюжетом культурной повестки минувшей недели. Почему - понятно: информационные сети давно уже не приносили сюжета более, что называется, хайпогенного. Взорвавшаяся негодованием блогосфера, раскол в балетоманских рядах, обсуждение сложившейся ситуации в прайм-тайм Первого канала, сольная вариация Ксении Анатольевны Собчак, не без излишней прямоты указавшей на то, что Цискаридзе получил назначение благодаря протекции и заступничеству Катерины Чемезовой, - и, как следствие, тридцать два фуэте дискуссии о гипотетической коррупционной составляющей «дела Цискаридзе». Весь этот эйсид-джаз - на фоне непрекращающихся бла-бла-бла обо всем и ни о чем: об извечном антагонизме питерской и московской балетных школ, о том, как Вагановке в условиях навязанной свыше глобализации сохранить свою культурную идентичность, о том, что несогласные с рейдерским захватом педагоги массово пишут заявления об уходе, о том, как уживутся друг с другом ректор Цискаридзе и худрук Лопаткина (ну ведь в одну телегу впрячь неможно), о том, сыграл ли в назначении Цискаридзе свою роль Валерий Гергиев и объединят ли все-таки АРБ и Мариинку в Национальный центр искусств, - и прочая, и прочая.

В пылу эмоциональной горячки между тем как-то забылось, что у сюжета с долгожданным удовлетворением властных амбиций Николая Максимовича Цискаридзе в действительности есть и обратная, куда более содержательная сторона.

Общеизвестно, что новоиспеченный ректор АРБ обладает впечатляющим даром внушения - в том, что нынешние хозяева больших и малых отечественных музыкальных театров все как один христопродавцы, Цискаридзе в свое время убедил не только Тинатин Гивиевну Канделаки, но даже и значительную часть российского (около)культурного комьюнити. Многие вполне вдумчивые его представители до сих пор, похоже, убеждены в том, что в отношении Цискаридзе существует некий заговор, ставящий целью очернить его доброе имя и не позволить талантливому танцовщику реализовать его уникальный управленческий потенциал. Едва ли не после каждого из многочисленных эффектных антраша Николая Максимовича - критику художественной политики бывшего руководства ГАБТа изощренно чередовавшего с прямыми обвинениями в растратах и прочих грехах - в воздухе повисала задумчивость: а вдруг и в самом деле заговор? А вдруг и в самом деле проглядели большой менеджерский талант? А вдруг дело не только в слепом неутолимом желании царствовать и всем владеть?

Спровоцированный этой задумчивостью мильон терзаний, что и говорить, только усугублял и без того непростую ситуацию, в которой отечественный балет оказался к началу десятых.

И вот наконец луч света в темном царстве - и откуда! Взбесившийся принтер Минкульта в кои-то веки выдал не просто что-то принципиально более авантажное, чем привычное уже «съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю», - министр Мединский, если задуматься, выступил с достойной Суворова многоходовкой, которой не откажешь ни в остроумии, ни в стратегической дальновидности. Министерская инициатива бесспорна: любой итог воцарения господина Цискаридзе на улице Зодчего Росси пойдет на пользу утомленному скандалами фрустрированному балетному департаменту, да и культурному сектору вообще.

Цискаридзе так настойчиво и страстно рвался к власти, так долго вожделел административного ресурса, что единственной, в сущности, возможностью как-то прикрутить этот не в меру коптивший фитилек оставалось немедленное и полное удовлетворение всех амбиций экс-этуали. В принципе, вероятно, стоило еще раньше совершить смелый шаг и доверить Цискаридзе художественное руководство балетной труппой Большого. Не решившуюся на столь рискованный поступок власть можно понять: даже после всех недавних стрессов ГАБТ по-прежнему (пускай и скорее формально) числится главным театром страны, в недавнем прошлом - культурным фасадом сверхдержавы, по сей день располагающимся аккурат напротив Кремля, а однозначной уверенности в том, что воцарение мятежного премьера пройдет гладко и без последствий, не было, да и не могло быть ни у кого.

Вместо этого в кулуарах - не так уж важно, с чьей именно подачи, - с нездешним изяществом разыграли ловко придуманную партию со ссылкой в АРБ. А это, безусловно, именно ссылка. Нетрудно заметить, что Николаю Максимовичу доверено руководство не театром, не публичным институтом, деятельность в котором всегда будет на виду, а учебным заведением, причем совершенно особого - не слишком тесно связанного с повседневной реальностью, или, проще говоря, откровенно режимного, - типа, за толстыми стенами которого без всякой огласки может происходить вообще-то все что угодно. Отдавая Вагановку на откуп Цискаридзе, власть отправляет поднадоевшего борца за справедливость (вариант: поднадоевшего паяца с ограниченным набором реприз) куда подальше, прочь из Москвы, с глаз долой - в глушь, в Петербург, к арьеру отечественной культурной сцены (интересно, что назначение Цискаридзе выдает истинное отношение сегодняшних федералов к Северной столице как к совершеннейшей маргиналии, провинции, где не происходит ничего по-настоящему важного в масштабах страны).

Так и видится картина из жизни высших культурных коридоров: мягкий, приглушенный свет, мебель из карельской березы, за чаем с молоком и медом беседуют двое. Один - обладатель вальяжного бархатного баритона, другой - изнуренный информационными войнами, оскорбленный нарушением презумпции невиновности и униженный изгнанием из отчего дома художник. Первый увещевает второго: зачем вам эта Москва с ее суетой и неблагодарностью - поезжайте-ка лучше в Петербург. Окно в Европу, культурная столица, где до сих пор помнят, как вдохновенно вы танцевали в 2005-м бенефис на фестивале «Мариинский». Неужто ж вы не устали от московской клаки, неужто ж не хотите отдохнуть от требующих хлеба и зрелищ нуворишей - в вашем возрасте стоит думать не о сиюминутном, а о вечном. Вам так пойдет благородная миссия заботы о подрастающем поколении! Ну и место, место - улица Росси, лучшая улица в мире, и площадь Ломоносова, лучшая площадь на свете, даром что зовется у балетных «ватрушкой»...

Цискаридзе провалится - тем лучше: никому больше не придет в голову нести ахинею о том, что у культурного руля стоит неизвестно кто, а настоящих талантов (тех, что талантливы во всем, за что бы ни взялись) держат на скамейке запасных. Операция «Ректор» завершится успехом - тоже не так уж плохо: в обстоятельствах свирепствующего в культурном секторе кадрового голода каждый успешный менеджер на вес золота. Как бы ни легла в конечном итоге карта, Минкульт внакладе не останется - скептики будут посрамлены при решительно любом исходе дела.

Разговоры о трудоустройстве Цискаридзе ходят уже давно; многие всерьез озабочены этой проблемой. Озаботился ею и сам артист.

Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе - Катерина Чемезова. Она - двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. Николай отдыхает в ее домах, ездит с ней в путешествия и вообще всячески проводит время. Об этом в том числе я спрашивала его во время интервью «Собчак живьем».

Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку. Профессионалам театральной жизни давно известно, что балет у Гергиева всегда после оперы. Поэтому интрига состояла в том, чтобы запустить Цискаридзе в Мариинку. Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила, хотя терять дружбу и благосклонность четы всемогущих Чемезовых не хотелось, поэтому Гергиев сделал ставку на свои дипломатические навыки и подыскал для Цискаридзе другое место.

Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев - заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой. Хотя, возможно, г-н Ивлиев делал это абсолютно бескорыстно. Тут мы ничего утверждать не можем, а можем лишь строить догадки о причинах такой рьяности.

Наконец, и сам г-н Мединский в своем окружении говорил о том, что на него давят сверху по поводу Цискаридзе. Имелся в виду все тот же Чемезов: вряд ли сам Путин звонил по этому вопросу.

Ситуация разворачивалась следующим образом. С одной стороны, Гергиев, который совсем не хочет пускать Цискаридзе в Мариинку. С другой стороны, в Большом театре совершенно неожиданным образом проявил себя Урин. После назначения на Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: «Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы - либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого». Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе, несмотря на прозрачные намеки: решишь вопрос в пользу Коли - сыщешь себе покровительство.

Итак, два ключевых театра, куда хотел Николай, ясно дали понять, что это невозможно. К этому моменту у Мединского уже оформилась договоренность с Кремлевским балетом и лично Кожиным, чтобы Цискаридзе возглавил балетную труппу. А надо сказать, что Кремлевский балет сейчас находится, мягко говоря, в жопе. Намечалась хорошая комбинация: Николай получает труппу, возможность поставить на ноги балет, показать результат. При этом Кожин уже пошел на эту сделку, и комбинация казалась вполне рабочей.

Но здесь уже сам Цискаридзе проявил характер. Его позиция такова: он не будет даже рассматривать этот вариант. Кремлевский дворец ему совсем ни к чему. Он ни на что не согласен, кроме крупнейших театров страны, то есть Мариинки, Большого, и Вагановского училища.

И эта настойчивость Николая обернулась невероятным успехом. На дне рождения Дениса Мацуева у Марианны Сардоровой, Сати Спиваковой и Катерины Чемезовой состоялся интереснейший разговор, о котором я узнала лично от одной из участниц. В этой милой дамской беседе à trois Чемезова рассказывала о назначении Цискаридзе как о состоявшемся факте. С мая по сегодняшний день, видимо, вопрос решался технически.

Гергиев, получая покровительство, симпатию и - не будем думать плохо - может, какие-то дополнительные субсидии от четы Чемезовых, вполне был заинтересован в таком сценарии. В итоге, во-первых, от него отставали насчет Мариинки. Во-вторых, для Гергиева благодарный Цискаридзе во главе училища оказывался очень удобной фигурой.

За последние годы уровень балета Вагановского училища сильно вырос: когда Мариинка с легкой руки Гергиева увлеклась оперой и вывела ее на мировую арену, Вагановское училище стало брать на себя первостепенную роль в балетных постановках. Это Гергиева никак не могло устроить. Назначение Цискаридзе для него дало возможность подмять под себя политику Вагановского.

Понятно, что нынешний художественный руководитель не останется при Цискаридзе. Потому в США был выслан самолет за Ириной Колпаковой. Были проведены переговоры, чтобы она, приехав из эмиграции, стала худруком: по уставу Вагановского училища этот пост может возглавлять только его выпускник. Этот закон формально не нарушили, сделав Цискаридзе именно ректором. Но в итоге нашли компромисс и предложили эту должность Ульяне Лопаткиной, которая, впрочем, никогда не преподавала.

Если отвлечься на секунду и посмотреть на историю училища, комбинация выглядит странно. Ректорами Вагановки были и князь Милорадович, и князь Сергей Волконский, и Владимир Теляковский, и драматург Александр Сумароков. На эту должность никогда не назначали балерунов. А вот как раз балеруны, работающие в Вагановском, становились худруками. Эта традиция еще с царских времен сохранялась нерушимо и была прописана в уставе. Никому и в голову не могло прийти, что, как Путин обставил всех с третьим сроком, выставив Медведева, так же примерно и устав Вагановки обойдут, поставив балеруна не худруком, а ректором.

Лопаткина никогда не преподавала - назначена на должность худрука. То есть Цискаридзе будет отвечать за швабры, аренду, трубы и паркет, а выдающаяся балерина, но не преподаватель Лопаткина будет худруком. Эта комбинация дает статус Цискаридзе и влияние Гергиеву. При том, что, например, Григорович тоже выходец из Вагановского училища, ему это предложено, как мы понимаем, не было.

В этой комбинации кровно был заинтересован и Владимир Кехман, который принимал активное участие в ее реализации. Из достоверных источников известно, что вчера в Михайловском театре экстренно были проведены переговоры с министром культуры г-ном Мединским, и Кехман принимал в них непосредственное участие.

Остается только один вопрос: а хочет ли этого само Вагановское училище? Как говорится в анекдоте: «А что думает слоник, так никто и не узнал, потому что он был очень скромный». Само Вагановское училище никто не спросил, хотя его коллектив уже написал письмо (в числе адресатов и Гергиев) с вопросом: почему судьба училища решается без участия труппы? Известно лишь, что экс-ректор академии Вера Дорофеева прямо в присутствии министра в Вагановке, покидая пост, сказала следующее : «На карту поставлено: или я, или объединение Мариинки с Вагановкой. Если я уйду, министр обещал, что академия останется независимой». В письме прямо указаны фамилии Цискаридзе и Колпаковой, что свидетельствует о том, что труппа совсем не за, а даже, скорее, против.

Вот такая комбинация разыгралась на наших глазах. И ключевая фигура тут не Николай Цискаридзе, а амбиции гранд-дамы Катерины Чемезовой. Возможно, Катя Чемезова хотела бы упрочить свое положение покровительницы искусств, возглавить попечительский совет Вагановской академии, но не исключено, что она просто помогает своему другу. Из гуманитарных побуждений.

О российском артисте балета Николае Цискаридзе знают даже за рубежом, не говоря о наших соотечественниках, которые являются большими поклонниками Николая. На текущий момент Цискаридзе известен не только своей балетной деятельностью, но и работой в топовом высшем учебном заведении страны. Он является ректором Академии русского балета имени Вагановой. Ранее в 2013 году он был назначен и.о. ректора.

В этой статье читатели узнают все о личной жизни Николая, его жене и детях, если они есть. Плюс ко всему, можно будет познакомиться с редкими фотографиями знаменитости.


Что известно о биографии танцора?

Николай Цискаридзе родился в уходящий 1973 году. Воспитанием мальчика занимались мать и отчим. Мужчина был педагогом по профессии. Благодаря этому вопрос с воспитанием Николая был решен раз и навсегда. Настоящий отец Цискаридзе по профессии – скрипач. Он своим сыном предпочитал не заниматься. Несмотря на это музыкальный талант отца все-таки передался Николая «по наследству».

Н. Цискаридзе — звезда балета

С 1984 года Николай начал заниматься хореографией. В этом году он поступил в хореографическое училище родного Тбилиси. Учеба парню давалась очень легко. Спустя некоторое время стало ясно, что Николай достоин чего-то большего, чем родной город. Он переехал в Москву. Здесь парень поступил в Московское академическое училище. Его воспитанием в рамках учебного заведения занимался Петр Антонович Пестов.

Спустя некоторое время молодого человека заметили. Он стал стипендиатом программы «Новые имена». Она была посвящена молодым представителям различных видов творчества и культуры.

В 1992 году Цискаридзе закончил получать образование в академии. Самое время подумать о начале профессиональной деятельности. Естественно, что о возвращении в Тбилиси речи не шло. Молодому человеку нужно было остаться и закрепиться в Москве. Здесь для его профессионального развития была масса возможностей.

Николай воспользоваться шансом, который дала ему судьба, и принял приглашение работать в Большом театре. Начав работать, Цискаридзе принял решение продолжить свое образование. Его приняли в Московский государственный хореографический институт. После окончания института в 1996 году артист получил специальность «Артист балета. Педагог».

Прежде чем получить одну из серьезных ролей, артисту пришлось станцевать множество небольших. Ведущие спектакли в творчестве Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и других.

Николай Цискаридзе в галерее

Работа Николая не осталась незамеченной. Он получил множество наград за свой труд на сцене театра. Так, например, одна из его первых медалей – серебряная. Он получил ее на Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония). Это произошло в 1995 году. Сейчас в коллекции Цискаридзе несколько десятков медалей и сертификатов за участие в различных конкурсах.

С 2011 года у Николая конфликт с руководством Большого театра. Причиной послужила реставрация театра, проводимая в течении 6 лет. Артист посчитал, что работа была выполнена некачественно, и нуждается в низкой оценке. Вместо дорогой лепнины, на сцене оказалась дешевая пластмасса. По мнению артиста, теперь театр похож на турецкий дешевый отель.

Сейчас идут судебные разбирательства.

Личная жизнь Цискаридзе

В прессе часто проскальзывает информация, что Николай Цискаридзе голубой, поэтому у него ни жены, ни детей. Однако, в личной жизни мужчины не были замечены парни. При этом о Николае мечтают многие женщины. И не зря. Мужчина очень хорошо сложен, у него привлекательная внешность. Плюс ко всему, у него отличная пластика и он очень музыкален. Немногие представители сильной половины человечества могут похвастаться такими данными.

Однако, все эти качества не помогли танцору обрести семью. Точнее – он сам отверг все возможные отношения, которые у него могли быть. Для Николая главное в жизни – это балет. От готов посвящать ему все свободное время.

Танцор с поклонницей

Николай отмечает, что не любит выносить свою личную жизнь на всеобщее обозрение. Поклонники, скорее всего, не сразу узнают о наличии у него жены и детей в будущем. Фотографии со своими пассиями Николай Цискаридзе в интернет не выкладывает. В биографии танцора, опубликованной на проверенных сайтах, нет информации, одинок ли мужчина.

Приближенные к Цискаридзе говорят, что Николай не один раз заявлял, что чувство любви ему чуждо. Оно мешает ему развиваться как творческой личности. Чувства затуманивают разум и не дают сосредоточиться на своем любимом деле.

Мужчина никогда не был женат. Тем не менее, он не голубой. С ориентацией у Николая все в порядке. Он был неоднократно замечен с женщинами. Из непроверенных источников известно, что у танцора были романы с такими знаменитыми девушками, как Наталья Громушкина, Анастасия Волочкова и Ильзой Лиепой.

На текущий момент неизвестно, встречается ли с кем-то знаменитость или нет.

Что Николай думает о детях и потенциальной возлюбленной?

Что Николай Цискаридзе думает о своей личной жизни, детях и жене? Читайте в нашей статье. Взгляните на фото. Здесь Николай выглядит очень серьезным. В жизни он такой, как на фотографии.

Мужчина говорит, что в будущем он может себя представить отцом большого семейства. Николай считает, что он достаточно серьезен и уверен в себе, чтобы подходить к созданию семьи осознанно. Он думает, что заниматься детьми и любимым человеком нужно после 40 лет. К этому возрасту у мужчины уже есть материальная база, чтобы обеспечить себя и свое потомство. Тем более, что нужно пожить немного для себя – заняться работой и осуществить свои мечты, которые при наличии детей вряд ли получится воплотить в жизнь.

Мужчина считает, что его избранница должна быть симпатична не только внешне, но и внутренне. В отличие от своих коллег по цеху Цискаридзе с уверенностью заявляет, что для него важнее внутренняя красота. Конечно, девушка должна быть привлекательна. Тем не менее, если окажется, что этот человек нечестен, недобр и агрессивно настроен по отношению к окружающему миру, Николай не будет близок с ней.

Николай дает интервью

Цискаридзе говорит, что ни одного умного мужчину не возьмешь лишь внешностью. Если для парня не важен внутренний мир девушки, значит, что ему нужны краткосрочные отношения. Ни о какой большой любви, а тем более о свадьбе и детях, здесь точно не стоит говорить.

Конечно, с красивой девушкой очень приятно выйти в свет. Ведь на тебя все смотрят и завидуют. Но это лишь видимая оболочка. Когда остаешься с такой леди один на один, понимаешь, насколько она скучна. Для Николая важно, чтобы с девушкой было приятно проводить время в одиночестве. Для этого человек должен его понимать и желательно разбираться в том, что ему самому интересно.

Цискаридзе считает, что умная, красивая и интеллигентная девушка – настоящий клад сегодня. Как правило, барышни обладают только лишь одним из выше перечисленных качеств. И то – не всегда умело им пользуются.

Пока Николай Цискаридзе (фото артиста смотрите ниже) свободен и не имеет жены и детей, каждая его поклонница в теории может стать его избранницей. Тем более, что с ориентацией у мужчины все в порядке.

Следите за изменениями в личной жизни Николая на нашем сайте.


Материал подготовлен редакцией сайта сайт


Опубликовано 04.08.2017