Санта Мария Дель Фьоре — собор флорентийского кватроченто. Навстречу приключениям

Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре является одной из главных Это целый архитектурный ансамбль, в который входит баптистерий (крестильня) и кампанила (колокольня). Последняя служит и ориентиром заблудившемуся туристу, поскольку она возвышается на девяносто метров. А ярко-красный купол Санта-Марии-дель-Фьоре является визитной карточкой столицы Тосканы. Кстати, о названии. Церквей, посвященных Богоматери, во Флоренции несколько. Совсем недалеко от вокзала располагается Санта-Мария-Новелла. Она похожа на инкрустированную шкатулку своим черно-белым фасадом. Но некогда она навевала на флорентийцев ужас, поскольку была церковью доминиканцев и инквизиции. А вот «Мадонна-в-Цветах» была для горожан местом собраний, символом величия Флоренции. Это или, как принято называть в Италии, Дуомо. В этой статье мы дадим наиболее полную информацию об этом храме.

Исторические предпосылки строительства

Это был конец тринадцатого столетия, когда после поражения гибеллинов власть папы римского упрочилась. И чтобы показать торжество католической церкви над «патаренской (альбигойской) ересью», стали возводиться огромные соборы. Они должны были возвышаться над всем городом как символ доминирования папской власти. К тому же не следует забывать о феодальной раздробленности, которую тогда переживала Италия. Дуомо Флоренции должен был «утереть нос» таким давним соперникам города, как Пиза и Сиена. Город также нуждался в таком храме, который был бы способен вместить все население. А огромная по тем временам Флоренция превосходила по числу жителей Лондон. Тридцать тысяч человек - вот какова вместимость кафедрального собора столицы Тосканы. Это по задумке архитекторов должен был быть крытый форум, где могли собраться все горожане христианского вероисповедания от мала до велика. Конечно, суммы постройка требовала астрономической. Но Флоренция тринадцатого веков переживала расцвет. Красильни шерсти и торговля приносили стабильный доход городу. А потому деньги на строительство были.

История Дуомо

Местом для возведения кафедрального собора была выбрана уже обветшалая за несколько веков церковь Святой Репараты. Решение о сносе построенного в четвертом столетии храма было принято в 1289 году. Как это принято и сейчас, был объявлен конкурс, но тендер выиграла флорентийская гильдия искусств, которая и поручила своему члену, зодчему Арнольфо ди Камбио, разработать проект. В заказе уточнялось, что Дуомо (Флоренция) должен стать большим по размерам и богаче украшенным, чем кафедральные соборы Сиены и Пизы. Первый камень в строительство был заложен папским легатом кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра в сентябре 1296 года. Арнольфо ди Камбио лично руководил работами. Но после смерти мастера в 1302 году строительство остановилось на целых двадцать восемь лет. Вероятно, сказалась нехватка средств на осуществление такого масштабного проекта. Но тут в строительство вмешались силы небесные. В цоколе Санта-Репарата были «чудесным образом обретены» мощи Зиновия Флорентийского. Новость о чуде была доведена до ушей христианского народа проповедниками, и дары благочестивых паломников помогли продолжить строительство.

Планировка собора

По проекту Арнольфо ди Камбио, эта постройка должна быть выполнена в форме Однонефная Санта-Репарата была дополнена еще двумя нефами по бокам. На конце их был задуман купол восьмиугольной формы. Полукруглая апсида и два боковых трансепта завершали планировку Дуомо. Флоренция в 1330 году назначила главным архитектором Джотто - самого модного и высокооплачиваемого мастера того времени. Но амбициозный зодчий вместо того, чтобы продолжать дело своего предшественника, занялся возведением колокольни. Джотто умер в 1337 году, когда был построен только первый ярус кампаниллы. А в 1347 году во Флоренцию пришла черная чума, и всем стало не до кафедрального собора. После окончания эпидемии работы возобновились. За без малого семьдесят лет строительства сменилось шесть главных архитекторов. Ими были Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, д’Амброджо Джованни, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканья.

Купол Дуомо (Флоренция)

К 1418 году стены были завершены. Оставалось только возложить на них купол. Но тут возникли сложности инженерного характера. Площадь предполагаемого купола была настолько обширной, что зодчие опасались, как бы он не рухнул. К тому же было непонятно, как доставлять строительные материалы на высоту свыше девяносто метров. Работы были прерваны на сорок лет. Флорентийский совет объявил очередной конкурс. Построить купол взялся Филиппо Бруннелески. Для стабилизации конструкции гениальный инженер установил на восьмигранном основании двадцать четыре вертикальных ребра и шесть горизонтальных колец. Такой каркас уже свыше половины тысячелетия удерживает тридцатисемитонный купол Санта-Марии-дель-Фьоре. Всё в нем рассчитано до мелочей. Даже лантерна (фонарная башенка) является не просто архитектурным украшением. Она добавляет нагрузку на барабан постройки, делает купол более устойчивым.

Параметры собора

Еще до того как купол Бруннелески был достроен, флорентийский Дуомо освятили. Это произошло в 1436 году. Для этой церемонии во Флоренцию прибыл сам римский понтифик, Евгений Четвертый. Это придало Санта-Марии-дель-Фьоре дополнительный вес в глазах мирян и клира. Величественная постройка поражает размерами. Общая площадь кафедрального собора составляет 8300 кв.м. Храм простирается на сто пятьдесят три метра в длину и на 90 м в ширину. Вместе с тем храм не производит впечатления массивного, давящего. Благодаря мастерству зодчих он как бы парит. Стены возвышаются на сорок пять метров. Их венчает купол диаметром в 42 м. Общая высота храма (от подножия до креста на верхушке) - сто четырнадцать метров. Но трудно поверить, что собор был полностью закончен лишь в 1887 году.

Внешняя отделка

Да-да, прекрасный фасад, прославивший Дуомо (Флоренция), является не произведением мастеров треченто или ренессансного квадроченто. Дело в том, что в шестнадцатом веке разыгрался настоящий строительный скандал. Многочисленные чиновники из магистрата пытались нагреть руки на тендерах. В результате Франциск I, великий герцог, приказал остановить работы по украшению фасада. Лишь в 1876 году за дело разрешили взяться зодчему и скульптору Эмилио де Фабрису. Он и придумал эту игру цветного мрамора, по палитре напоминающую итальянский флаг. Дизайнер использовал камень из Прато (зеленый), Мареммы (розовый) и Каррары (белый). Такая полихромная отделка выделяет собор. Над можно увидеть фрески, отражающие земную жизнь Девы Марии. Центральный вход украшает статуя Богоматери с младенцем Христом на руках. Барельеф окружают двенадцать апостолов. Сверху расположена ажурная готическая розетта. Рядом с ней видны медальоны с изображениями видных деятелей Флоренции.

Интерьер

Дуомо внутри не менее роскошный, чем снаружи. Но есть и определенный контраст между кружевной вязью внешнего декора и лаконичностью убранства интерьера. Об этом позаботился в свое время доминиканский проповедник Саванарола, упрекавший флоренийцев в том, что они больше думают о внешнем лоске, чем о духовной составляющей религии. Но до фресок пятнадцатого столетия, расположенных на своде собора, местные пуритане так и не добрались (на радость потомкам). Эти картины изображают известных флорентийцев - Данте Алигьери, Джотто, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и других. Главной католической святыней храма, привлекающей сейчас не столько паломников, сколько туристов, являются мощи Зиновия Флорентийского, которые, как мы помним, дали стимул к дальнейшему строительству Дуомо. Еще одно украшение собора - часы, разработанные в 1443 году Паоло Уччело. Стрелки этого хронометра движутся в обратном направлении, отмеряя время, оставшееся до Страшного Суда.

Витражи

Нельзя обойти вниманием прекрасные Сорок четыре витража украшают трансепты и арки нефов собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их можно рассматривать часами. Самые верхние витражи - в куполе - иллюстрируют деяния Христа и жизнь Мадонны. А нижние картины посвящены пророкам Ветхого и святым Нового Завета. Сам купол, первоначально белый (Бруннелески полагал, что его детище является настолько прекрасным, что в дополнительном декоре не нуждается), был в конце шестнадцатого века расписан художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Эта эпическая фреска изображает загробную жизнь. Нижний ярус - это грешники ада, которым недоступно покаяние. Вместе с Антихристом они будут мучиться вечно. Выше изображены души в Чистилище. А совсем вверху, у свода купола, в сонме ангелов небесных можно увидеть Иисуса Христа, Деву Марию, фигуры Апокалипсиса и святых.

Архитектурный комплекс

Дуомо (Флоренция) включает в себя не одну церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, а несколько строений. Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, намного древнее, чем кафедральный собор. Он существовал еще во времена маленькой церквушки Санта-Репарата (4 столетие), а современный вид принял в двенадцатом веке. Рядом с пятым по величине собором в мире возвышается колокольня. Ее фундамент был заложен еще главным зодчим собора Арнольфо ди Камбио. Проект был разработан Джотто. Он же возвел и первый ярус этой восьмидесятипятиметровой кампанилы. Далее его проект воплощал в жизнь Андреа Пизано, а довершил творение Франческо Таленти. Как и кафедральный собор, колокольня облицована тремя видами ценного мрамора. Сейчас всякий может подняться на смотровую площадку на вершине колокольни. С нее открывается умопомрачительный вид на Флоренцию и окрестные холмы. Кстати, похожая площадка есть и на куполе собора.

Музей

Есть еще одно строение в комплексе Дуомо. Это музей. Это здание, хоть и светское, тоже очень примечательно. Ведь в нем располагалась мастерская Бруннелески. В 1891 году в этом здании открылся музей, который непременно нужно посетить. Ведь собор Дуомо во Флоренции постоянно обновлялся. Старые части, представляющие огромную историческую и культурную ценность, переносились в музей. Там можно увидеть не только хоры, которые служили певчим пятнадцатого века, но и многое из внутреннего убранства церкви, баптистерия и колокольни. Настоящей жемчужиной экспозиции являются макеты и чертежи купола, созданные самим Филиппо Бруннелески. Заслуживает внимание также коллекция скульптур, некогда украшавших фасад и интерьеры храма. Среди них выделяется незавершенная работа Микеланджело - «Мадонна, оплакивающая Христа» (Пьетта).

Храм-музей

Пройти в Дуомо и полюбоваться фресками и витражами может каждый желающий. Вход в церковь абсолютно бесплатный. Не пугайтесь очереди у главных ворот, она движется очень быстро. Но чтобы взглянуть на купол вблизи, а также подняться на смотровую площадку или спуститься в крипту, где представлены остатки древней церкви Санта-Репарата, нужно заплатить денег. Если вы намерены детально ознакомиться с архитектурным комплексом Дуомо, лучше купить единый (комплексный) билет.

Стоимость посещения и часы работы

Собор Дуомо открыт каждый день. Но время, когда туристам можно попасть внутрь, меняется в зависимости от дней недели. С понедельника по среду храм открыт с пол-одиннадцатого до пяти. По четвергам и пятницам он закрывается в половине четвертого, по субботам - в 16:45. В воскресенье Санта-Мария-дель-Фьоре открывается только с половины второго и работает до шести. Вход на смотровую площадку и в музей доступен с 10:30 до семи ежедневно, лишь в субботу туда пускают до 16:40. Скрипту с руинами Санта-Репараты можно посмотреть за скромную плату в три евро. Подъем к куполу или на обзорную площадку колокольни стоит 6 Є. Лучше купить единый билет. Он стоит немало - тридцать евро. Но он действует целые сутки после первого контроля и открывает двери в музей, баптистерий, на смотровые площадки кампанилы и купола, крипту, а также на кладбище неподалеку.

Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор, расположенный на площади Дуомо. Входит в число сооружений, относящихся к эпохе флорентийского кватроченто. Храм является жемчужиной мирового зодчества и главной достопримечательностью Флоренции. Экскурсия в Дуомо: самостоятельно и с гидом.

90-метровый купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре венчает фонарная башенка. Она - ориентир для заблудившихся на флорентийских улочках туристов. Не заметить ярко-красный черепичный купол невозможно, приковывает взгляд и фасад из цветного мрамора (присмотритесь к нему, и его палитра напомнит вам итальянский флаг).

Собор настолько величественен, что заставляет и восхищаться мастерством архитекторов, и думать о сокровенном, и в то же время он не давит монументальностью. С 13 века Кафедральный собор Дуомо является символом величия Флоренции и одновременно напоминанием городам-завистникам - Сиене и Пизе - о его «процветании» и превосходстве.

Экскурсия в Дуомо Флоренции и другие маршруты

Санта-Мария-дель-Фьоре - итальянский долгострой

К концу 13 века флорентийский храм Санта Репарата перестал вмещать всех прихожан, да и его полуразвалившийся фасад не соответствовал тогдашнему статусу города - сильного и процветающего. Обветшавший собор был снесен, а на его месте началось возведение базилики, которую «невозможно превзойти ни технически, ни духовно». Вряд ли городские власти, заказавшие строительство столь величественного сводчатого храма, предполагали, что возведение затянется на шесть долгих веков, и работать над ним суждено 5 итальянским архитекторам, как неизвестным, так и уже прославившимся шедеврами за пределами Флоренции.

Фасад над центральным входом в кафедральный собор Флоренции

В неотъемлемый признак эпохи Санта-Мария-дель-Фьоре превратил тосканский архитектор и зодчий Арнольфоди Камбио. Ему храм обязан своим восьмиугольным основанием (в то время возводили в основном «квадратные» соборы). О грандиозном размахе строительства говорит тот факт, что средний неф Дуомо занял всю площадь, ранее занимаемую Санта Репарата!

К сожалению, строительство, начатое в 1296 году, прервалось из-за смерти Ди Камбио. За шесть лет под его руководством был возведен нижний ярус трехнефной базилики и заложена основа будущей колокольни. Возобновляется строительство лишь спустя 30 лет под руководством великого Джотто. Работал мастер не спеша: долгое время разрабатывал строительный план кампанилы (возводится лишь первый ее ярус), создавал подробные эскизы барельефов фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1337 г. Джотто умирает, жизнь во Флоренции останавливается из-за вспышки чумы.

В 15 веке неспешное строительство базилики продолжил Джованни д’Амброджо. Он украшает каждую грань базилики крупными круглыми окнами, но ни ему, ни совместно работающим с ним архитекторам оказалось не под силу сообразить, как возвести купольное перекрытие.

Кампанила - часть комплекса Дуомо во Флоренции

Городскими властями был объявлен конкурс на проект идеального купола. Его участники предлагали совершенно фантастические идеи, но победным оказался проект архитектора с инженерными наклонностями Филиппо Брунелесски.

Он предложил возвести пустотелый купол, в основе которого не предполагалось не единой деревянной опоры. Каркас был выполнен из 24 вертикальных ребер и 16 вспомогательных горизонтальных колец. Над кладкой купола работали сразу восемь групп каменщиков. Искусствоведы подсчитали, что в день им требовалось до 6 тонн материалов. Интерес представляет не только купольное перекрытие, но и вид кладки. Каменщики располагали кирпичи не горизонтально, а с наклоном внутрь. Почти 50 лет потребовалось мастерам на возведение 37-тонного купола Дуомо.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре с близлежащей улицы

25 марта 1436 года базилика была освящена папой Римским Евгением IV. Он поднялся на самую вершину купола и с высоты благословил и Санта-Мария-дель-Фьоре, и Флоренцию. Правда, оригинального фасада, созерцание которого сегодня захватывает дух, тогда не было. К внешней отделке приступили только в 1876 году. Тогда фасад украсили полихромным облицовочным мрамором, цвета которого напоминали палитру итальянского флага. Тогда же арки фасада декорировали фресками и рельефными композициями, связанными с жизнью Богородицы.

Так, над центральным входом можно увидеть барельеф с младенцем Христа на троне с Богородицей. Вокруг него - статуи двенадцати проповедников. Над большим ажурным окном можно рассмотреть медальоны с изображениями известных флорентинцев.

Интерьер Дуомо во Флоренции - что посмотреть

Интерьер флорентийского собора скромный и лаконичный. В Санта-Мария-дель-Фьоре нет огромного количества скульптур и барельефов, но посмотреть все же есть на что:

  • Композиционные готические элементы (пилястры на стенах, арки, галереи);
  • Часы Уччелло. Уникальный для католического собора артефакт, интересный хотя бы тем, что циферблат часов разделен на 24 части, а стрелки движутся в обратном направлении. Последний час суток на этих часах совпадает со временем заката солнца, поэтому это средневековое чудо техники приходится все время подстраивать часовым мастерам. Семь веков ход этих часов «руководил» жизнью флорентинцев: когда они били 24 раза, крестьяне, работающие в поле, завершали работу и спешили к городским воротам; в «час милосердия» начинались встречи горожан, заботившихся о голодающих и страждущих.
  • Мощи святых. Многие мученики христианства покоятся под сводами Санта-Мария-дель-Фьоре. В их числе первый флорентийский епископ - святитель Зиновий. Считается, что он обладал даром воскрешать к жизни мертвых. Согласно житию святого, когда его несли хоронить в собор и гроб случайно задел засохший вяз, то дерево тотчас покрылось листьями. Об этом событии напоминает колонна установленная рядом с баптистерием. Мощи Зиновия хранятся в бронзовой урне под главным алтарем.
  • Многоярусный купол с изображением «Страшного суда». Общая площадь росписи - 3 600 м², что составляет ½ футбольного поля. Фрески располагаются в пять ярусов, причем отражение в них нашли как изображения Иисуса, Богоматери и святых, Старцы Апокалипсиса, так и нарисованные мастера - Вазари и Дзуккари с семейством, заказчик росписи - Козимо I, и даже французский король.
  • Стенописный памятник кондотьеру Джону Хоквуду , возглавлявшему армию Флоренции. Военному таланту наемника Флоренция обязана независимостью. На настоящий памятник городские власти денег не выделили, но заказали у Уччелло фреску, на которой остроумный мастер изобразил так и не созданный конный памятник кондотьеру. Размеры фрески потрясают - 732 × 404 см.

Посещение баптистерия и кампанилы Джотто

Для входа в музей Дуомо, а также посещения смотровых площадок и Баптистерия (там крестили флорентийского поэта Алигьери Данте и других небезызвестных лиц) можно купить единый билет. Стоимость его составляет 10 евро.

Флоренция - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре March 28th, 2012


Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор (длина его составляет 153, а ширина - 90 метров) стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.


1. Собор настолько огромный, что его оказалось проблематично сфотографировать целиком, несмотря на широкоугольный объектив.

Его воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения.

Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе.

Колокольня, не влезшая в кадр справа - т.н. кампанила Джотто - на нее мы поднимемся в следующей части.

Решение о строительстве собора было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

2. Что же, достанем телевик и взглянем поближе - здесь есть, на что посмотреть!

3. Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

4. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти зодчего в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1331 г. гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

5. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

6. К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис.

Карл V, последний человек, формально провозглашенный римским императором, сказал по этому поводу следующее: "…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам".

Наиболее известной частью баптистерия являются восточные ворота (1425-1452 годы). Они разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им "Вратами рая". В настоящее время панели "Врат рая"» заменены на копии, а оригиналы находятся в музее Дуомо.

8. Ну что же, заходим внутрь. Собор действительно огромный: по проекту в нем могут размещаться до 30 000 человек - население небольшого города!

9. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления.

10. Изящные подсвечники. За 2 евро можно зажечь обычную икеевскую свечу, что мы и сделали.

11. К сожалению, я был без штатива, так что все фотографии сделаны с рук.

12. Вид на алтарь.

13. Чуть ближе.

14. А потом мы подняли головы, чтобы посмотреть купол - и просто замерли от увиденной красоты...

15. Центральная часть купола.

16. Краски яркие и насыщенные, все выполнено в мельчайший деталях.

17. Если присмотреться, то можно заметить вентиляционные отверстия в своде.

18. И другая сторона купола.

19. Разноцветные витражи. Раз.

20. Два...

21. И три.

22. Еще раз взглянем на главный неф - и поднимемся на колокольню, про которую будет рассказ в следующей части!

Точки съемки

Санта Мария дель Фьоре — самое известное флорентийское сооружение 14-го века и один из крупнейших католических храмов Италии. Своими размерами он уступает лишь базилике Святого Петра в Риме. Храм находится в центре Флоренции, итальянской области Тоскана, и определяет облик всего города, является его «визитной карточкой». Название переводится на русский язык как «Святая Мария с цветком» и напоминает о символе Флоренции - цветке лилии. По-другому этот храм флорентийцы называют Duomo, что значит просто «собор».


История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.


Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Внешний вид

Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.

Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.


Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.

Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.

Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.

Центральный вход


Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.

Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики - протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках. Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии. Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.


Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид. Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло - необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году. Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.


В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Местоположение

Собор находится по адресу Соборная площадь, 17 .

Как добраться до собора

Из Рима до храма можно доехать на автобусе маршрута Roma — Calzoleria Bologna (C1, C2), а также Pucci (14, 23, 71, C1).

Поскольку собор находится в самом центре, найти его легко, и добраться до него можно на любом автобусе, проходящем в центре города: № 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Время работы и стоимость

C понедельника по пятницу - с 10:00 до 17:00, в субботу - с 10:00 до 16:35, в воскресенье - с 13:30 до 16:45.

Купол собора открыт с 8:30 до 19:00 во все дни, кроме субботы. В субботу - с 8:30 до 16:40.

Музей Дуомо, расположенный на территории комплекса, работает с 9:00 до 19:30 во все дни, кроме воскресенья . В воскресенье - с 9:00 до 13:45

Вход в собор - бесплатный . Возможны длинные очереди на входе. Подъем к куполу стоит 6 евро, посещение Музея Дуомо также стоит 6 евро. Также за плату в 3 евро возможен осмотр раскопок старого собора Санта Репарта.

Предусмотрен комплексный билет на посещение всех достопримечательностей соборного комплекса стоимостью 10 евро.

Вконтакте

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1296 год
Окончание строительства: 1436 год
Архитектор: Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески
Координаты: 43°46"23.2"N 11°15"24.0"E

Многочисленные исторические документы свидетельствуют о том, что в VIII веке до нашей эры, земли окруженные реками Арно и Муньоне, были заселены древними племенами. Тогда же античные флорентинцы на месте, где сегодня возвышается величественный собор Дуомо, создали форум, который со временем превратился в торговую площадь.

В средние века центр Флоренции также был местом, где проводились многолюдные общественные собрания. Чуть позже, когда к власти пришли республиканцы, именно на центральной площади оглашались приказы правителей коммуны. Не лишним будет сказать, что и во время правления династии Медичи, на этом месте проводились различные действа: от торжественных обрядов бракосочетания и до, заставляющих застывать в жилах кровь, казней.

Сегодня, также как и много веков назад, в центре Флоренции по-прежнему всегда многолюдно. Ежедневно на этом месте собираются толпы туристов для того, чтобы воочию увидеть один из самых больших кафедральных соборов в Италии Санта-Мария-дель Фьоре. Кроме этого, на площади можно встретить довольно много торговцев, зазывающих путешественников к своим прилавкам с сувенирами, попрошаек и блюстителей порядка - жизнь в этом месте не затихает ни на минуту.

Санта-Мария-дель-Фьоре, имеющий еще и второе название - Дуомо, самый знаменитый кафедральный собор во Флоренции. Он по праву считается символом этого итальянского города , и является наиболее посещаемым туристами архитектурным строением. Храм вызывает неподдельный интерес у всех без исключения гостей Флоренции. Название одного из самых главных соборов Италии Санта-Мария-дель-Фьоре дословно переводится на русский язык, как «цветок святой Марии». Это одно из наиболее крупных сооружений на территории страны, увенчанное самым большим в мире (!) кирпичным куполом. Величественный комплекс, построенный в готическом стиле, состоящий из собора, баптистерия и колокольни, в настоящее время включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор c высоты птичьего полёта

Флорентийский собор удивляет и восхищает одновременно. Его внушительного размера купол будто бы парит над городом, а строгость четких линий, присущих готическому стилю, уникальная роспись храма, средневековые барельефы, интересная древняя история, уходящая корнями в XII- XIII столетия, привлекает к себе внимание туристов со всего мира. «Сколько бы раз не посещал Дуомо, каждый раз нахожу для себя нечто новое и интересное. Удивительно то, что, делая на память снимки этого итальянского архитектурного шедевра, каждый раз поражаешься, насколько многогранен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Невозможно сделать две одинаковые фотографии с одного ракурса. Солнце, пасмурное небо, настроение - все это меняет «картинку» и заставляет по-новому взглянуть на уже знакомое здание!», - восхищается один из туристов, после очередного посещения кафедрального собора Дуомо.

Санта-Мария-дель-Фьоре: история строительства

По сохранившимся до наших дней документам, многие историки сделали вывод, что храм Дуомо был возведен в конце XIII века на месте кафедрального собора Санта-Репарата. В этом не было ничего удивительного, ведь стены древнейшего собора, построенного еще в IV столетии, обветшали и стали рушиться. Устаревшее здание было решено снести еще и потому, что именно в конце XIII века наблюдался экономический и демографический рост во Флоренции. Храм по своим размерам не мог вместить в себя всех желающих. Свое превосходство над доминирующими городами Тосканы, заключающееся во власти и богатстве, флорентинцы решили подчеркнуть еще и самым большим кафедральным собором, который превзошел своими размерами не менее великолепные соборы Сиены и Пизы. Забегая немного вперед, хотелось бы добавить, что по завершению всех строительных работ, в 1434-м году храм Санта-Мария-дель-Фьоре был признан самым большим в Европе .

Фасад собора

Первым разработчиком грандиозного проекта, который и заложил основание храма в 1296-м году, считается Арнольд ди Камбио, однако, Санта-Мария-дель-Фьоре является результатом плодотворной работы и многих других художников и архитекторов. Арнольд ди Камбио спроектировал три широких нефа, вершина которых была увенчана куполом восьмиугольной формы. В 1302-м году архитектор умирает, строительство прерывается практически на три десятилетия. В 1331 году гильдия торговцев шерстью решает возобновить работы по возведению храма, а на пост главного архитектора назначает известного в те времена, архитектора и художника Джотто. Однако вместо того, чтобы продолжить строительство собора, новый архитектор берется за разработку проекта колокольни или кампанилы. Смерть мастера, при жизни которого был возведен только лишь первый ярус колокольни, вновь останавливает едва начавшееся строительство: в это время в городе во всю «властвует» чума, безжалостно уносящая жизни тысяч горожан.

Работы продолжились в 1355-м году, на этот раз их возглавили сразу три архитектора: Джованни д"Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте. Возведение нефа было завершено в 1380-м году, а вот купол так и оставался незавершенным. В 1418-м году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победу одержал Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор разработал легендарный и самый большой в мире кирпичный купол восьмиугольной формы.

Баптистерий Сан-Джованни на фоне собора

Строительство купола было начато через два года, а завершено лишь в 1436-м году. На то время это был единственный в мире восьмиугольный купол огромных размеров, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Несмотря на незавершенность фасада храма, его освятил Папа Римский. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре перестраивался еще много раз с большими перерывами и под руководством многих архитекторов. Сегодня многочисленные путешественники, пришедшие к храму Дуомо, могут увидеть строение, которое окончательно было завершено в 1887-м году.

Санта-Мария-дель-Фьоре: внутренний интерьер

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов благодаря своим внушительным размерам и оригинальному фасаду, украшенному многочисленными статуями .

Форма готического собора представляет собой латинский крест, в котором имеются три нефа, два боковых трансепта и апсид полукруглой формы. Размеры храма действительно большие: его длина чуть более 153-х метров, а ширина - 90 метров (в трансепте). Высота арок превышает отметку в 20 метров, а высота всего сооружения, от самого основания и до верха купола, составляет 90 метров. На тот момент, когда флорентийский собор только начал принимать в своих стенах прихожан, он был самым большим в Европе , его вместимость составляла практически 30 тысяч человек. Со временем появились куда большие строения, среди которых можно выделить Миланский собор в Италии, собор Святого Павла в Великобритании , Кельнский собор в Германии и собор Богоматери Мира в Кот-д"Ивуаре.

Интерьер собора

Внутреннее убранство храма Дуомо не может оставить равнодушным ни одного его посетителя. А как же может быть иначе, ведь над его интерьером трудились самые знаменитые художники и скульпторы. Многие витражи были созданы в 1400-х годах. Кроме этого на внутренних стенах купола сохранились фрески, датируемые XVI веком, на которых изображена сцена «Страшного суда».

Также во внутреннем убранстве собора выделяются оригинальные часы 1443-го года, создателем которых является Уччелло. В отличие от привычного для современных людей движения стрелок часов по циферблату - справа налево, эти стрелки движутся в противоположном направлении. Подобные часы можно увидеть на одной из ратушей в европейском квартале Праги.

Архитектурное сооружение украшено также и барельефом, на котором изображен Джотто, занимающийся выкладыванием мозаики. На стенах собора можно увидеть картины с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда и итальянского кондотьера Никколо да Толентино, поэта Данте со своей «Божественной комедией». Кроме этого в соборе можно увидеть бюсты Брунеллески, органиста Антонио Скварчалули, философа Марсилио Фичино. Интерес вызывает и тот факт, что на территории храма захоронены сразу два его создателя: Брунеллески и Джотто.