Салтыков щедрин полное имя. Салтыков-Щедрин М.Е Биография

Михаил Евграфович Салтыков (присоединивший впоследствии псевдоним «Щедрин») родился 15(27) января 1826 года в Калязинском уезде Тверской губернии, в селе Спас-Угол. Село это существует и поныне, но относится уже к Талдомскому району Московской области.

Время учёбы

Отцом Михаила был коллежский советник и потомственный дворянин Евграф Васильевич Салтыков, матерью - урождённая Забелина Ольга Михайловна из семьи московских купцов, получивших дворянство за большие пожертвования на армию во время войны 1812 года.

Евграф Васильевич после выхода в отставку старался из села никуда не выезжать. Главным его занятием было чтение религиозной и полумистической литературы. Он считал возможным вмешиваться в церковные службы и позволял себе называть священника Ванькой.

Супруга была младше отца на 25 лет и держала всё хозяйство в своих руках. Она была строгой, рачительной и даже в каких-то случаях жестокой.

Михаил, шестой ребёнок в семье, родился, когда ей не было и двадцати пяти лет. Почему-то именно его она любила больше всех остальных детей.

Мальчик хорошо схватывал знания и то, что другим детям давалось со слезами и битьём линейкой, он иногда запоминал просто на слух. С четырёх лет его учили дома. В 10 лет будущего писателя отправили в Москву для поступления в дворянский институт. В 1836 году Салтыков был зачислен в учебное заведение, в котором за 10 лет до него учился Лермонтов. По своим знаниям был он зачислен сразу в третий класс дворянского института, но по невозможности досрочного выпуска из учебного заведения - вынужден был учиться в нём два года. В 1838 году Михаил, как один из лучших учеников, был переведён в Царскосельский лицей.

Именно к этому времени относятся его первые литературные опыты. Салтыков стал первым поэтом на курсе, хотя и тогда, и впоследствии понимал, что поэзия - это не его удел. Во время учёбы он сблизился с М.Буташевичем-Петрашевским, который оказал серьёзное влияние на взгляды Михаила. После переезда лицея в Петербург (после которого он стал называться уже Александровским), Салтыков стал посещать собрание писателей у Михаила Языкова, где познакомился с В.Г.Белинским, взгляды которого были ему близки больше других.

В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин X класса - коллежский секретарь.

Канцелярия военного министерства. Первые повести

В начале сентября этого же года Салтыков подписал обязательство о том, что он не является членом какого-либо тайного общества и ни при каких обстоятельствах не будет вступать в какое-либо из них.

После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея 6 лет.

Салтыкова тяготила бюрократическая служба, он мечтал заниматься только литературой. «Отдушиной» в его жизни становится театр и в особенности итальянская опера. Литературные и политические порывы он «выплёскивает» на вечерах, которые организует в своём доме Михаил Петрашевский. Душою он примыкает к западникам, но тем, которые проповедуют идеи французских социалистов-утопистов.

Недовольство своей жизнью, идеи петрашевцев и мечты о всеобщем равенстве приводят к тому, что Михаил Евграфович пишет две повести, которые круто изменят его жизнь и возможно - именно они повернут творчество писателя в том направлении, в котором он остался известен и поныне. В 1847 году он напишет «Противоречия», в следующем году - «Запутанное дело». И хотя приятели не советовали писателю их публиковать, они, одна за другой, появились в журнале «Отечественные записки».

Салтыков не мог знать, что в дни подготовки к печати второй повести, шеф жандармов граф А.Ф.Орлов представил царю доклад именно о журналах «Современник» и «Отечественные записки», где говорил о том, что они имеют вредное направление, на что монарх повелел создать особый комитет для строгого надзора именно за этими журналами.

Обычно медленная бюрократическая машина самодержавной власти сработала на этот раз очень быстро. Не прошло и трёх недель (28 апреля 1848 года), как молодой чиновник канцелярии Военного министерства, мыслитель, полный радостных надежд Салтыков был отправлен сначала на петербургскую гауптвахту, а затем - в ссылку в далёкий город Вятку.

Вятская ссылка

За 9 дней на лошадях Салтыков проделал более полутора тысяч километров. Почти весь путь писатель был в каком-то оцепенении, совершенно не понимая - куда и зачем он едет. 7 мая 1848 года тройка почтовых лошадей въехала в Вятку, и Салтыков понял, что нет никакой случайности или ошибки и в этом городе он будет находиться до тех пор, пока пожелает того государь.

Службу он начинает простым писцом. Писатель категорически не может смириться со своим положением. Он просит мать и брата похлопотать за него, пишет письма влиятельным друзьям в столицу. Все прошения родственников Николай I отклоняет. Но благодаря письмам влиятельных людей из Петербурга губернатор Вятки более пристально и доброжелательно приглядывается к ссыльному писателю. В ноябре того же года ему дают должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе.

Салтыков проводит огромную работу, помогая губернатору. Приводит в порядок многие запутанные дела, требовательно относится к чиновникам.

В 1849 году составляет отчёт по губернии, который предоставляется не только министру, но и царю. Пишет прошение на отпуск в родные места. Снова отправляют прошение царю его родители. Но всё оказывается безуспешным. Может быть, даже и к лучшему. Потому что именно в это время проходят суды над петрашевцами, некоторые из которых закончились казнью. А Салтыков в конце мая по представлению губернатора становится правителем его канцелярии.

К началу 1850 года писатель получает поручение от самого министра внутренних дел - провести инвентаризацию недвижимого имущества городов Вятской губернии и подготовить свои соображения к улучшению общественных и хозяйственных дел. Салтыков сделал всё, что возможно. С августа 1850 года его назначают советником губернского правления.

В последующие годы сам Салтыков, его родные и друзья, вятские губернаторы (А.И.Середа и следующий за ним Н.Н.Семёнов), оренбургский генерал-губернатор В.А.Перовский и даже генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв обращались к царю с ходатайствами о смягчении участи Салтыкова, но Николай I был непреклонен.

За время вятской ссылки Михаил Евграфович подготовил и провёл сельскохозяйственную выставку, написал несколько годовых отчётов для губернаторов, провёл ряд серьёзных расследований по нарушениям законов. Он старался работать как можно больше, чтобы забывать окружающую его действительность и сплетни провинциальных чиновников. С 1852 года жить стало несколько легче, он влюбился в 15-летнию дочь вице-губернатора, которая позже станет его женой. Жизнь перестала представляться в сплошном чёрном цвете. Салтыков даже занялся переводами из Вивьена, Токвиля и Шерюеля. В апреле этого же года он получил звание коллежского асессора.

В 1853 году писателю удалось добиться небольшого отпуска в родные места. Приехав домой, он понимает, что родственные и дружеские связи во многом нарушены, и возвращения его из ссылки почти никто не ждёт.

18 февраля 1855 года умер Николай I. Но о Михаиле Евграфовиче никто не вспоминает. И только случай помогает ему получить разрешение на выезд из Вятки. В город по государственным делам прибывает семейство Ланских, глава которого был братом нового министра внутренних дел. Познакомившись с Салтыковым и, проникнувшись горячим сочувствием к его судьбе, Пётр Петрович пишет брату письмо с просьбой о заступничестве за писателя.

12 ноября Салтыков едет в очередную командировку по губернии. В этот же день министр внутренних дел выходит с докладом к императору о судьбе Салтыкова.

Александр II даёт высочайшее разрешение - Салтыкову жить и служить, где пожелает.

Работа в МВД. «Губернские очерки»

В феврале следующего года писателя принимают на службу в Министерство внутренних дел, в июне - назначают при министре чиновником по особым поручениям и через месяц посылают в Тверскую и Владимирскую губернии для проверки работы комитетов ополчения. В министерстве в это время (1856-1858 года) также проводится большая работа по подготовке крестьянской реформы.

Впечатления о работе чиновников в провинции, часто не просто неэффективной, но и откровенно преступной, о неэффективности законов, регулирующих экономику деревни и откровенной невежественности местных «вершителей судеб» нашли своё блестящее отражения в «Губернских очерках» Салтыкова, опубликованных им в журнале «Русский вестник» в 1856-1857 годах под псевдонимом Щедрин. Имя его стало широко известным.

«Губернские очерки» выдержали несколько изданий и положили начало особому виду литературы, получившей название «обличительной». Но главным в них было не столько показ злоупотреблений на службе, сколько «обрисовка» особой психологии чиновников, как на службе, так и в быту.

Салтыков-Щедрин писал очерки в эпоху реформ Александра II, когда возродилась надежда интеллигенции на возможность глубинных преобразований в обществе и духовном мире человека. Писатель надеялся, что его обличительное произведение послужит борьбе с отсталостью и пороками общества, а значит поможет изменить жизнь к лучшему.

Губернаторские назначения. Сотрудничество с журналами

Весной 1858 года Салтыкова-Щедрина назначают вице-губернатором в Рязань, в апреле 1860 переводят на ту же должность в Тверь. Столь частая смена места службы была обусловлена тем, что писатель начинал свою работу всегда с увольнения воров и взяточников. Местное чиновничье жульё, лишённое привычной «кормушки», использовало все связи, чтобы отправлять на Салтыкова кляузы царю. В результате неугодный вице-губернатор назначался на новое место службы.

Работа на благо государства не мешала писателю заниматься творческой деятельностью. В этот период он много пишет и печатается. Сначала во многих журналах («Русский вестник», «Современник», «Московский вестник», «Библиотека для чтения» и др.), затем только в «Современнике» (за небольшими исключениями).

Из написанного Салтыковым-Щедриным в этот период было составлено два сборника - «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», которые были изданы отдельными изданиями три раза. В этих произведениях писателя впервые появляется новый «город» Глупов, как собирательный образ типичного русского провинциального городка. Историю его Михаил Евграфович напишет несколько позже.

В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин выходит в отставку. Главная мечта его - основать двухнедельный журнал в Москве. Когда это сделать не удаётся, писатель переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова становится одним из редакторов «Современника», который испытывает в это время большие кадровые и финансовые трудности. Салтыков-Щедрин берёт на себя огромную работу и выполняет её с блеском. Тиражи журнала резко поднимаются. В это же время писатель организует издание ежемесячного обозрения «Наша общественная жизнь», которое становится в ряд лучших публицистических изданий того времени.

В 1864 году по причине внутрижурнальных разногласий на политические темы Салтыков-Щедрин вынужденно уходит из редакции «Современника».

Он снова поступает на службу, но уже в менее «зависимое» от политики ведомство.

Во главе Казённых палат

С ноября 1864 года писатель назначен управляющим в Пензенскую Казённую палату, через два года - на ту же должность в Тулу, а осенью 1867 года - в Рязань. Частая смена мест службы обусловлена, как и ранее, пристрастием Михаила Евграфович к честности. После того, как он начинал конфликтовать с начальниками губерний, писателя переводили в другой город.

В эти годы он работает над «глуповскими» образами, но практически нечего не публикует. За три года выходит только одна его статья «Завещание моим детям», изданная в 1866 году в «Современнике». После жалобы Рязанского губернатора Салтыкову предлагают уйти в отставку, и в 1868 году он заканчивает службу в чине действительного статского советника.

В следующем году писатель напишет «Письма о провинции», в основу которых положит свои наблюдения за жизнью в тех городах, где он служил в Казённых палатах.

«Отечественные записки». Лучшие творческие шедевры

После выхода в отставку Салтыков-Щедрин принимает приглашение Некрасова и приходит работать в журнал «Отечественные записки». До 1884 года он пишет исключительно для них.

В 1869-70 годах написано лучшее сатирическое произведение Михаила Евграфовича - «История одного города». В «Отечественных записках» были опубликованы также: «Помпадуры и Помпадурши»(1873), «Господа Ташкентцы»(1873),«Культурные люди»(1876),«Господа Головлёвы»(1880), «За рубежом»(1880-81) и множество других известных произведений.

В 1875-76 годах писатель проводит в Европе на лечении.

После смерти Некрасова в 1878 году Салтыков-Щедрин становится главным редактором журнала и остаётся им до закрытия издания в 1884 году.

После закрытия «Отечественных записок» писатель начинает печататься в «Вестнике Европы». Здесь выходят последние шедевры его творчества: «Сказки» (последние из написанных,1886), «Пёстрые письма»(1886), «Мелочи жизни»(1887) и «Пошехонская старина» - законченная им в 1889 году, но изданная уже после смерти писателя.

Последнее напоминание

За несколько дней до смерти Михаил Евграфович начал писать новое произведение «Забытые слова». Одному из своих друзей он сказал о том, что хочет напомнить людям о забытых ими словах «совесть», «отечество» и подобных им.

К сожалению, замысел его не удался. В мае 1889 года писатель в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм сопротивлялся недолго. 28 апреля(10мая) 1889 года Михаил Евграфович умер.

Останки великого писателя и ныне покоятся на Волковском кладбище в Петербурге.

Интересные факты из жизни писателя:

Писатель был ярым борцом с взяточниками. Где бы он ни служил - они изгонялись беспощадно.

(псевдоним - Н. Щедрин)

(1826-1889) русский писатель

Салтыков-Щедрин (так обычно пишут его фамилию в наше время) стал первым русским литератором, чьи произведения читали так же, как и самые актуальные сообщения газет.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин принадлежал к старинному дворянскому роду, а по матери - к не менее древней купеческой фамилии. Он приходился дальним родственником известному историку И. Забелину. Детские годы Михаила прошли в укромном уголке российской провинции, известном под названием Пошехонье. Там находилось родовое имение его отца.

В семье главным человеком была мать: она не только вела хозяйство, но и занималась всей коммерческой деятельностью.

Первые десять лет жизни Михаила прошли дома. С ним занимались приглашенные учителя, и уже к шести годам будущий писатель бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать. Только в 1836 году Михаил приехал в Москву и поступил в Дворянский институт. Проучившись там полтора года, он перевелся в одно из самых престижных учебных заведений того времени - Царскосельский лицей.

Уже на первом году учебы проявились литературные способности Салтыкова. В течение всех шести лет пребывания в Лицее его объявляли «продолжателем Пушкина», то есть первым учеником по русской литературе. Но дальше ученических рецензий он не пошел и за все годы учебы так и не начал писать.

В 1844 году Михаил Евграфович Салтыков кончает курс обучения и поступает на службу в Военное министерство. Служба сразу же стала для него неприятной обязанностью. Главным же его увлечением становится литература. Он посещает известные в Петербурге собрания литераторов в доме Н. М. Языкова. Видимо, там Салтыков познакомился с Виссарионом Белинским , под влиянием которого начинает сотрудничать в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Вскоре он становится постоянным рецензентом этих журналов и регулярно публикует в них статьи о различных книжных новинках.

В конце сороковых годов публицист примыкает к известному в Петербурге кружку М. Петрашевского. Однако философские споры его практически не интересуют. Главным интересом Михаила Салтыкова становится жизнь России и Запада. Молодой человек искал сферу для активного применения своих способностей.

В конце сороковых годов в журнале «Отечественные записки» публикуются две первые повести Салтыкова --«Запутанное дело» и «Противоречие». Содержавшиеся в них острые наблюдения над современной действительностью привлекли внимание властей. Писатель был уволен со службы и весной 1848 года откомандирован в город Вятку. Там он провел целых восемь лет.

Отъезд из Петербурга сыграл и положительную роль в его жизни. Когда в 1849 году было разгромлено общество Петрашевского, Салтыкову удалось избежать наказания, поскольку больше года он отсутствовал в городе.

Находясь в Вятке, Михаил Салтыков прошел все ступени тогдашней чиновничьей лестницы: был переписчиком бумаг, полицейским чиновником при губернаторе, а летом 1850 года стал советником губернского правления. По роду работы он объездил целый ряд российских губерний, проверяя различные учреждения. Практически постоянно он вел памятные записки, которые позже использовал как основу для своих произведений.

Только в 1856 году закончился срок его ссылки. Тогда на российский престол взошел царь Александр II. Этот год принес перемены и в личную жизнь Салтыкова. Он женился на семнадцатилетней дочери губернатора Елизавете Болтиной и вместе с ней вернулся в Петербург. Однако в то время Салтыков еще не решился оставить службу и полностью посвятить себя литературному труду. Поэтому он вновь поступает на службу в Министерство внутренних дел. Одновременно писатель начал публикацию «Губернских очерков».

Вначале он принес их в редакцию «Современника», где рукопись была прочитана Н. Некрасовым и Иваном Тургеневым . Несмотря на восторженную оценку, Некрасов отказался публиковать очерки Салтыкова в своем журнале, опасаясь цензуры. Поэтому они вышли в журнале «Русский вестник», подписанные псевдонимом Н. Щедрин.

С этого времени о Михаиле Салтыкове заговорила вся Россия. Очерки вызвали целый поток отзывов в различных изданиях. Но дороже всего для Салтыкова были статьи Чернышевского и Добролюбова.

Успех «Губернских очерков» окрылил литератора, но он все еще не мог уйти со службы. Причина была сугубо материальной: прочитав публикацию, мать лишила Михаила какой-либо финансовой помощи.

Власти также относились к нему настороженно. Они нашли благовидный предлог, чтобы удалить его из Петербурга. Его назначили вице-губернатором сперва в Рязани, а затем в Твери. Там Салтыков впервые получил возможность осуществить свои принципы на практике. Он беспощадно увольнял со службы взяточников и воров, отменял телесные наказания и приговоры, которые считал несправедливыми, а также возбуждал судебные дела против нарушавших законы помещиков. Результатом деятельности Салтыкова явились многочисленные жалобы. Он был уволен в отставку по состоянию здоровья.

Уйдя со службы, Михаил Евграфович Салтыков переезжает в Петербург, где пытается издавать собственный журнал «Русская правда». Но вскоре терпит финансовый крах, через два года вновь возвращается на службу и покидает столицу.

Новое назначение Салтыкова, по-видимому, также было продиктовано желанием устранить его от активной публицистической деятельности. После «Губернских очерков» он выпускает новый цикл - «Невинные рассказы», а также пьесу «Смерть Пазухина». Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стал цикл сатирических зарисовок «Помпадуры и помпадурши», в котором Салтыков едко высмеивает тех, кто стремился скрыть свою пустоту за красивыми словами.

Его переводят начальником казенной палаты в Рязань, через полгода перемещают в Тулу, а менее чем через год - в Пензу. Частые переезды мешали сосредоточиться на литературном творчестве. Но тем не менее Михаил Салтыков не переставал посылать в Петербург сатирические очерки, которые регулярно появлялись в журнале «Отечественные записки». Наконец в 1868 году решением шефа жандармов графа Шувалова он был окончательно уволен в отставку в чине действительного статского советника.

В декабре 1874 года умирает мать Салтыкова, и он получает долгожданное наследство, что позволяет ему устроиться жить в Петербурге. Там он становится одним из главных сотрудников журнала «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 году, Михаил Евграфович Салтыков становится ответственным редактором этого издания. На его страницах он и печатает все свои новые произведения.

В течение последующих двадцати лет Салтыков-Щедрин создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Наряду с циклами очерков «Письма о провинции», «Признаки времени», «Письма к тетеньке» и «Дневник провинциала в Петербурге», в нее входят и произведения крупной формы, прежде всего «История одного города». Салтыков создал первый в русской литературе роман в жанре фантастического гротеска. Образ города Глупова стал нарицательным и определил целое направление последующего развития русской литературы.

В недрах очерков постепенно сложился и замысел романа «Господа Головлевы». Щедрин рассказывает страшную историю гибели целого рода. Образ Арины Петровны навеян общением с его собственной матерью. Ведь и свой псевдоним он взял, чтобы его отличали от жестокой помещицы, прозванной Салтычихой. Весьма колоритен главный герой романа - Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой. Щедрин показывает, как жадность постепенно губит его, вытесняя все человеческое.

Последние десятилетия жизни Михаила Салтыкова проходят в постоянной борьбе с тяжелой болезнью - туберкулезом. По настоянию врачей писатель неоднократно выезжал на лечение во Францию, Швейцарию и Италию. Но и там он не выпускал из рук пера. Салтыков работал над романом «Современная идиллия» и новыми очерками, посвященными жизни в европейских странах.

После неоднократных предупреждений весной 1884 года власти закрыли журнал «Отечественные записки». Но писатель не примирился с тем, что его лишили основной трибуны для выступлений. Он продолжает печататься в «Русских ведомостях», «Вестнике Европы» и других изданиях. Чтобы усыпить бдительность цензоров, писатель возобновляет работу над циклом сказок. Они явились своеобразным итогом его жизни. Писатель облек их в басенно-притчевую форму, но внимательный читатель сразу же понял, кого автор имеет в виду под пескарями, волками, орлами-меценатами.

Михаил Евграфович Салтыков был чрезвычайно ранимым человеком. Когда в 1882 году на него обрушился град отрицательных рецензий, он хотел было прекратить писать. Но популярность писателя и дружеская поддержка друзей, в числе которых был, например, Иван Тургенев , помогли преодолеть депрессию.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин написал в письме к сыну: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Салтыков-Щедрин М.Е Биография.

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
(наст. фамилия Салтыков, псевдоним - Н. Щедрин) (1826 - 1889)
Салтыков-Щедрин М.Е
Биография
Русский писатель, публицист. Родился Салтыков-Щедрин 27 января (по старому стилю - 15 января) 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец происходил из старинного дворянского рода. Детские годы Михаила Салтыкова прошли в родовом имении отца. Первыми учителями были крепостной живописец Павел и старшая сестра Михаила. В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.
Первая повесть ("Противоречия") вышла в 1847. 28 апреля 1848, после выхода в печати второй повести - "Запутанное дело", Салтыков был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". 3 июля 1848 Салтыков был определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении, в ноябре - старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза назначался на должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был назначен советником губернского правления. В Вятке прожил 8 лет.
В ноябре 1855, после смерти Николая I, Салтыков получил право "проживать где пожелает" и вернулся в Петербург. В феврале 1856 был причислен к Министерству внутренних дел (служил до 1858), в июне назначен чиновником особых поручений при министре, а в августе командирован в Тверскую и Владимирскую губернии "для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения" (было созвано в 1855 по случаю восточной войны). В 1856 Салтыков-Щедрин женился на 17-летней Е. Болтиной - дочери вятского вице-губернатора. В 1856, от имени "надворного советника Н.Щедрина", в "Русском Вестнике" были изданы "Губернские очерки". С этого времени Н. Щедрин стал известен всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В 1857 "Губернские очерки" издавались дважды (следующие издания выходили в 1864 и 1882). В марте 1858 Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведен на ту же должность в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В феврале 1862 Салтыков-Щедрин выходит в отставку и переезжает в Петербург. Приняв приглашение Некрасов Н.А. , входит в редакцию журнала "Современник", но в 1864, в результате возникновения внутрижурнальных разногласий по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях, расстается с "Современником", вернувшись на государственную службу. В ноябре 1864 Салтыков-Щедрин был назначен управляющим казенной палатой в Пензе, в 1866 переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 - в Рязань. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. В 1868, после жалобы рязанского губернатора, Салтыков был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Вернувшись в Петербург, в июне 1868 Салтыков-Щедрин принимает приглашение Н.А. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работает до момента запрещения журнала в 1884. Салтыков-Щедрин умер 10 мая (по старому стилю - 28 апреля) 1889 в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением "Забытые слова". Погребен 2 мая (по старому стилю), согласно его желанию, на Волковом кладбище, рядом с И.С. Тургеневым.
Среди произведений Салтыкова-Щедрина - повести, рассказы, сказки, памфлеты, очерки, рецензии, полемические заметки, публицистические статьи: "Противоречия" (1847: повесть), "Запутанное дело" (1848; повесть), "Губернские очерки" (1856-1857), "Невинные рассказы" (1857-1863; сборник издавался в 1863, 1881, 1885), "Сатиры в прозе" (1859-1862; сборник издавался в 1863, 1881, 1885), статьи по вопросам крестьянской реформы, "Завещание моим детям" (1866; статья), "Письма о провинции" (1869), "Признаки времени" (1870; сборник), "Письма из провинции" (1870; сборник), "История одного города" (1869-1870; издание 1 и 2 - в 1870, 3 - в 1883), "Современные идиллии" (1877-1883), "Помпадуры и Помпадурши" (1873; годы издания - 1873, 1877, 1882, 1886), "Господа ташкентцы" (1873; годы издания - 1873, 1881, 1885), "Дневник провинциала в Петербурге" (1873; годы издания - 1873, 1881, 1885), "Благонамеренные речи" (1876; годы издания - 1876, 1883), "В среде умеренности и аккуратности" (1878; годы издания - 1878, 1881, 1885), "Господа Головлевы" (1880; годы издания - 1880, 1883), "Убежище Монрепо" (1882; годы издания - 1882, 1883), "Круглый год" (1880; годы издания - 1880, 1883), "За рубежом" (1881), "Письма к тетеньке" (1882), "Современная идиллия" (1885), "Недоконченные беседы" (1885), "Пошехонские рассказы" (1883-1884), "Сказки" (1882-1886; год издания - 1887), "Мелочи жизни" (1886-1887), "Пошехонская старина" (1887-1889; отдельное издание - в 1890), переводы произведений Токвиля, Вивьена, Шерюеля. Печатался в журналах "Русский Вестник", "Современник", "Атеней", "Библиотека для Чтения", "Московский Вестник", "Время", "Отечественные Записки", "Сборник литературного фонда", "Вестник Европы".
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Салтыков-Щедрин М.Е Биография." в других словарях:

    Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826 1889) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Салтыков Щедрин М.Е Биография. Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Есть легионы… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    - (наст. фамилия Салтыков, псевд. "Н.Щедрин") (1826 1889). Выдающийся рус. писатель сатирик и поэт, классик отечественной лит ры. Род. в с.Спас Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин те, окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826, село Спас Угол Калязинского уезда Тверской губернии — 1889, Петербург), писатель. Начиная с 1831 часто бывал в Москве с родителями, снимавшими квартиры в арбатских переулках и… … Москва (энциклопедия)

    - (псевд. – Η. Щ е д р и н), Михаил Евграфович – рус. писатель сатирик, революц. демократ. Род. в с. Спас Угол Калязинского у. Тверской губ. в помещичьей семье. Учился в Моск. дворянском ин те (1836–38),… … Философская энциклопедия

Книги

  • Салтыков-Щедрин , К. Тюнькин , Издание 1989 года. Сохранность отличная. Биография великого русского писателя-сатирика - это драматическая история человеческой личности в ее неуклонном стремлениик идеалу и столь же… Категория: Мемуары писателей и поэтов Серия: Жизнь замечательных людей Издатель:

Блестящий и пытливый ум, живой, наполненный острой сатирой, язык. Его произведения переносят в российскую действительность середины 19 века. С помощью пера и бумаги он сумел создать точные и емкие образы чиновника того времени, обличить главные пороки – взяточничество, бюрократию, боязнь малейших перемен.

Михаил Салтыков-Щедрин – один из ярких писателей своего времени. Его «История одного города» и «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» являются классикой и актуальны до сих пор.

Детство

Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин является псевдонимом) родился 15 января 1826 года в Селе Спас-Угол Тверской губернии. Сейчас это Талдомский район Московской области. Он был шестым ребенком в большой дворянской семье. Отец Евграф Васильевич Салтыков имел чин коллежского советника, а мать Ольга Михайловна была из богатой купеческой семьи Забелиных. Разница в возрасте между родителями составляла 25 лет.

Отец, выйдя в отставку, ничем особо не занимался. За границы поместья выезжал редко, в основном сидел дома и читал книжки мистического содержания. Всеми делами заправляла мать – женщина строгая, властная и расчетливая. За несколько лет он смогла значительно увеличить состояние супруга.

Воспитание детей легло на плечи гувернанток, многочисленных нянек, приглашенных учителей. Подрастающее поколение Салтыковых держали в строгости, за проступки мать часто лично наказывала розгами. «Помню, что меня секут, за что, кто именно, не помню, но секут очень больно розгою. Гувернантка старших моих братьев и сестер, пытается заступиться, ведь я еще слишком мал. Года два мне было».

Члены большой семьи впоследствии станут прототипами героев различных произведений. Роман «Пошехонская старина» вовсе описывает уклад жизни дворянской семьи и во многом считается автобиографичным.

Лучший на курсе

В 10 лет домашнее образование наконец-то завершается. Михаил отправляется в Москву, чтобы поступить в Дворянский институт. После вступительных экзаменов мальчика сразу зачисляют в третий класс. А через два года талантливого ученика, лучшего в классе, переводят в престижный Царскосельский лицей.

Здесь Салтыков также демонстрирует незаурядные способности. За что получает прозвище «умник». Еще его называют «Пушкиным своего курса». Юноша пробует себя в поэзии, первые стихотворения «Лирика», «Наш век» печатают в крупных московских журналах. Но Михаил к себе очень строг и через несколько лет, перечитывая произведения, понимает, что поэзия это не его и больше стихотворений не пишет.

В лицее Салтыков знакомится с Михаилом Петрашевским, он учится на несколько курсов старше. Их объединяют идеи демократических преобразований в России, отмены крепостного права и всеобщего равенства. Сильное влияние на молодого человека оказывает творчество Герцена и Белинского, также проникнутое духом перемен.

Царскосельский лицей Михаил оканчивает в 1844 году, ему присвоен чин 10 класса – коллежский секретарь.

В том же 1844 году, 18-летний Михаил Салтыков поступает на государственную службу. Его принимают в канцелярию Военного министерства. При этом берут расписку, что он не состоит, и не будет состоять в каких-либо тайных обществах. Работа юному чиновнику не нравится.

Спасение – встреча с единомышленниками по пятницам у Петрашевского, театр и литература. Молодой автор много пишет, его повести – «Запутанное дело» и «Противоречия» - отражение идеалистических взглядов на жизнь. Произведения печатают в журнале «Отечественные записки».

Так совпадает, что в это же время за изданием пристально наблюдает специальная комиссия, созданная по приказу императора. Журнал сочтут вредным, а молодого чиновника и писателя сначала отправят в Петербург на гауптвахту, а затем в ссылку в Вятку (ныне Киров). Там Михаил Салтыков проведет 7 лет, с 1848 по 1855 годы. Не помогут ни многочисленные прошения родителей, влиятельных родственников и друзей. Николай I останется категоричным.

В Вятке Салтыков сначала работает обычным писцом. Потом его назначают старшим чиновником особых поручений при губернаторе, позднее советником губернского правления. Михаил Евграфович много ездит по губернии, устраивает крупную сельскохозяйственную выставку, проводит инвентаризацию недвижимости, пишет свои соображения на тему «Улучшение общественных и хозяйственных дел».

Писатель и вице-губернатор

Михаил Евграфович отправляется в Петербург, где работает в Министерстве внутренних дел чиновником особых поручений при министре. Его посылают в Тверскую и Владимирскую губернии проверить работу нескольких комитетов. Увиденное ляжет в основу знаменитых «Губернских очерков», их напечатают в 1857 году в «Русском вестнике» под псевдонимом Николай Щедрин.

Произведение принесет автору известность, очерки выйдут колоссальным тиражом. Созданные образы настолько тонки и правдивы, настолько точно показывают психологию российского чиновника, что об авторе станут говорить как об основоположнике обличительной литературы.

Долгое время Михаилу Евграфовичу удается совмещать два вида занятий: государственную службу и писательскую деятельность. Михаил Салтыков строит карьеру, занимает должность вице-губернатора в Рязанской и Тверской губернии, борется с взяточничеством и бюрократией. Михаил Салтыков-Щедрин – успешный автор, который много пишет и печатается во всех известных журналах Москвы и Петербурга. Он верен выбранной стезе – обличать недостатки российской действительности. Самое известное произведение – сатирический роман «История одного города», где рассказывается об устройстве вымышленного Глупова и его жителях глуповцах.

Также среди популярных книг автора – цикл сказок, роман «Пошехонская старина», «Господа Головлевы». Помимо этого Салтыков-Щедрин был удачным издателем, при его руководстве «Отечественные записки» и «Современник» значительно увеличивали тираж.



Этого классика русской литературы больше всех цитируют и меньше всех читают. Мало кто может похвастаться, что прочитал его полностью. Но еще труднее вообразить человека, который на вопрос, кто его любимый писатель ответит: «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин».
И тем не менее одно упоминание его имени неизменно вызывает смешанное чувство радости и некоторого стыда. Этот вечный писатель. Вечный потому, что его не обманешь, от него не уйдешь. Он «раздевает» всех и каждого -- донага, до срамоты. Но в основе этого не желчное желание критиковать, а абсолютная честность и знание человеческой натуры.
Современники Салтыкова-Щедрина его смерть в 1889 году не заметили. Все оказалось предельно будничным и по-своему естественным. Жил и был, что-то писал, что-то говорил, кому-то нравился, а кому-то нет. Тогда многим казалось, что жизнь остановилась и ждать изменений нет смысла. Но, как писал сам Михаил Евграфович о том времени, время стало пестрое. Пестрое потому, что не было и не просматривалось на ближайшую перспективу ни единой краски. Все раздробилось, атомизировалось, каждый был против каждого и против всех сразу. Но Салтыков-Щедрин все же делал вывод - ничего нового. Все одно природа человека неизменчива, и ничего хорошего и нового ждать не приходится.

К Салтыкову-Щедрину первым вернулся Александр Куприн. Вернулся через 22 года после смерти писателя в 1911 году в своем рассказе «Исполины». История рассказа проста и незамысловата. Пьяный учитель гимназии (а пьяный учитель гимназии - это герой «Губернских очерков» Салтыкова-Щедрина) ставит перед собой портреты Пушкина, Гоголя, Некрасова и начинает выставлять им оценки. Вдруг он замечает направленный на него из угла пронзительный и страшный взгляд. И ему показалось, что уста на портрете разомкнулись и произнесли такие слова, которые он не мог себе вообразить ни от одного из русских классиков. Проснувшись утром в холодном поту, учитель берет портрет Салтыкова-Щедрина и уносит его из класса в кладовую. Ему страшно от этого взгляда, портрет уничтожить нельзя - казенное имущество. Думается, что Куприн в этом рассказе выразил свое отношение к Салтыкову-Щедрину, в основе которого было прежде всего уважение. Каким бы жестоким и желчным ни был его покойный коллега, всем своим наследникам он оставил все-таки больную совесть за Россию. Именно больную, а не спокойную. И тем самым покинул своим преемникам тот импульс неравнодушия, который и сделал их великими писателями.
Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин сказал одному и немногих своих близких друзей Унковскому: «Не жаль, что помрешь, а то, что после смерти помнить будут одни анекдоты». Как в воду глядел. Его слова, как почти и все произведения, оказались пророческими.

Отец, Евграф Васильевич Салтыков.

«Отец был по тогдашнему времени порядочно образован...
Вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах.
В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Из всех русских писателей ХIХ века Салтыков-Щедрин мне кажется одним из самых сентиментальных. Его сентиментализм доведен до абсолюта, и именно по этой причине из-под его пера вышли самые циничнейшие русские памфлеты, сатира, написанная на грани дозволенного. Это - внутреннее переживание, когда он мучился за всех и все пропускал через себя. Невозможно себе представить, что после написанного этот крайне закрытый человек рыдал навзрыд от окружающей его жизни. Это чувство сложно объяснить, но можно понять. Если мы вспомним его «Пропала совесть» или «Правду», помещенную в странную сказку о том, как мальчик умирает от переполнения чувств от богослужения, потому что сердце его охвачено восторгом, и он не может этого перенести, то это и будет настоящий Щедрин. Тот, которого мы не замечали. А в основе его отношения к миру лежало высшее религиозное чувство - абсолютная вера в Бога.
Он не был ни западником, ни славянофилом. И его взгляд на окружающую российскую действительность вовсе не был проявлением неприятия режима. Да и борцом с ним он никогда не был. Более того, он сам являлся частью властной системы того времени, долгое время служил в должности вице-губернатора в Рязанской и Тверской губерниях.

Мать, Ольга Михайловна Забелина.

«Она являлась между нами только тогда, когда, по жалобе гувернанток, ей приходилось карать.
Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая».

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Это клише борца с царским режимом, накрепко приклеенное к Салтыкову в советское время, по инерции живо и сегодня. Его становление начиналось в Московском пансионе, и, как один из лучших учеников, он был переведен в Царскосельский лицей. А по правилам лицейского хорошего тона писать стихи было делом обязательным. В это трудно поверить, но Михаил Салтыков в лицейские годы страстно мечтал стать поэтом наравне с Пушкиным. И в тот самый тринадцатый лицейский выпуск, в чертову дюжину, Салтыков пишет стихи о русских равнинах, о ямщиках, о любви к родине.

Михаил Евграфович в детстве. Детские годы Салтыкова прошли в богатой помещичьей вотчине,
расположенной на границе Тверской и Ярославской губерний.

Как один из лучших выпускников лицея, он получает назначение сразу в военное министерство. И с первого дня службы всей своей душой питает лютую ненависть к этой работе. Как он сам потом утверждал, «написать двести прошений от незначащих людей незначащим людям - не значит состоять на государственной службе. Тем не менее государственная служба состояла в этом». Здесь сошлись две точки в юном Салтыкове, которые впоследствии многими будут рассматриваться как вечный нигилизм писателя ко всему общественному устройству. Но мне думается, что дело обстояло не совсем так. Внутренний дискомфорт Салтыкова состоял в космической дистанции между его блестящим образованием и реальной повседневностью. Избыток образования не всегда роскошь, чаще всего тяжелое бремя, вынести которое способен не каждый. Когда у вас в подчинении «специалисты по дырочкам и щелочкам», проще сказать - рота скоросшивателей, а в голове Фурье с его идеальными идеями социального устройства, внутренний дискомфорт обеспечен. Ему был близок по духу и Петрашевский с его кружком. Но судьба благоволила к Михаилу Евграфовичу. В пик николаевских репрессий 1848 года за две напечатанные в «Отечественных записках» повести «Противоречие» и «Запутанное дело» его направили в Вятку не преуспевающим чиновником, а составителем бессмысленных годовых отчетов. Этот город, который мы знаем как Киров, стал местом жизни для Салтыкова на целых семь лет. Это была своеобразная ссылка, она была бессрочной. Но писать ему не возбранялось. Именно здесь он возьмет свой литературный псевдоним Николай Щедрин, который впоследствии станет частью его фамилии. В «Губернских очерках» главный персонаж - это он сам, Щедрин, который по двенадцать месяцев в году ездит по губернским городам и весям. Ездит и все время плачет. Плачет не в буквальном смысле, он постоянно ноет от внутреннего дискомфорта.

Дом в Вятке на Вознесенской улице,
где М.Е. Салтыков проживал во время ссылки.

Фотография 1880 года.

Вятская ссылка закончилась не благодаря его постоянным письмам в Петербург, а по закону природы. Смерть Николая I дала России надежду и оттепель. Это определение принадлежит вовсе не Илье Эренбургу, как принято у нас считать до сих пор, а Федору Тютчеву. Салтыков в 1855 году был немедленно прощен. И более того, его «Губернские очерки», далеко не шедевр его литературного творчества, были немедленно напечатаны.
Сегодня нет единого мнения о том, какое произведение Салтыкова-Щедрина считать главным. Инерция советского времени и, прежде всего, то обстоятельство, что «Господа Головлевы» входили в обязательный школьный набор, оставляют первое место за этим романом. Основным доводом для этого сработало личное мнение вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, что именно это произведение является лучшей панорамой русской жизни от деловой до светской, от крестьянской до чиновной. Но это лишь одно мнение. Есть и другое, наиболее популярное сегодня, что главным произведением Салтыкова-Щедрина является все же его роман «История одного города».

Петербург. Дом на Литейном проспекте,
где помещалась редакция «Отечественных записок».

Салтыков жил на переломе двух эпох. В русской общественной, я подчеркиваю, общественной, а не политической традиции всегда присутствовала некая заданность - синусоидальный цикл развития - то «заморозки», то «оттепель». То поворот к Западу, то возвращение к Востоку. И вечный поиск идеального общественного устройства.
Идея этого романа очень странного содержания пришла к Салтыкову после знакомства с Некрасовым. Они встретились в 1857 году и очень не понравились друг другу. Строго говоря, все выдающиеся русские писатели в реальной жизни были далеко не ангелы. Их произведения и они сами - разные вещи. И это очень мягко сказано. Николай Некрасов - личность незаурядная и противоречивая. У нас-то он был всегда чуть ли не революционером, защитником народа. А как быть с Некрасовым, который выходит к Панаеву и говорит: «Мы тут новичка освежаем». Освежают, это значит ощипывают. Приехал купец, проиграл десять тысяч рублей в карты и удрал. Вот беда-то у Некрасова! Но вопрос в другом - представить себе выпускника Царскосельского лицея Михаила Салтыкова ближайшим литературным сподвижником Некрасова крайне сложно. Но две человеческие крайности удивительным образом сошлись в профессиональном плане.
Журнальная работа требует аккуратности в своевременной сдаче текстов, и Некрасов вынужденно согласился принимать обзоры у Салтыкова. Его аккуратность и обязательность пришлись по душе главному редактору «Современника».

Жена Елизавета Аполлоновна Болтина.

Обзоры под названием «Наша современная жизнь» в «Отечественных записках» вскоре наскучили Салтыкову, и он решил писать их в метафорическом стиле. Для этого и был придуман город Глупов. Фабула романа была проста - сначала изображался дореформенный, а затем послереформенный город Глупов. Речь идет о реформах Александра II после отмены крепостного права.
Существует огромный разрыв между первой главой «Истории одного города» - иронической, крайне ернической, содержащей весь перечень градоначальников - и страшным финалом, который заканчивается воплем Угрюм-Бурчеева: «Оно пришло! История прекратила течение свое. Пришла на Россию последняя погибель». А как все прелестно начиналось.

Сын Константин.

Начинается с перечня градоначальников, один из которых увеличил население города в два раза, другой оказался с фаршированной головой, а третий и вовсе девицею. И что же, скажите вы? Да это же мы с вами, вся типология русской власти! И если первое лицо не соответствует этой парадигме общественной жизни, то есть нам с вами, хорошего не жди. Салтыков жестко и конкретно описывает всю типологию российский политических элементов. И основой для него является не критика политической власти, а анализ состояния общества. Мы понимаем, что Угрюм-Бурчеев - этот Николай I, на которого Салтыков был очень обижен за ссылку. Но дело не в этом.

Дочь Елизавета.

Написание романа для Салтыкова-Щедрина в тот момент было не главным смыслом его жизни. Новый император в качестве компенсации за вынужденную ссылку предложил неплохую и приличную должность вице-губернатора Тверской области. И Салтыков начал там преобразования. Следует отметить, что почти вся интеллектуальная элита того времени была убеждена, что нужно идти заниматься практическим хозяйством, все свои знания и опыт (которого не было) направить на развитие капитализма в стране. Окрыленный Салтыков писал: «Пять лет спустя, как только мужик будет освобожден, хозяйство процветет». Но не тут-то было. Сам Салтыков-Щедрин с купленным им поместьем Витенево разорился в считанные месяцы. Он искренне полагал, что должен лично подать пример свободного ведения хозяйства. Но никак не мог взять в толк, что одно дело - бороться на страницах журнала и в чиновничьей жизни за свободу крестьянина, а другое - научить его этой свободе. Самому узнать и научить других стать собственником. Для него было откровением, как свобода тут же стала волей.
Таким же романтиком был в то время и блистательный поэт Афанасий Фет. Но крестьяне его быстро обворовали. После чего он стал жесточайшим крепостником, и был обречен советским литературоведением на забвение. Но при жизни стал преуспевающим помещиком, по нашим меркам приличным хозяйственником, постоянно ругая Льва Толстого за излишний либерализм. А ведь до 70-х годов ХIХ века это был искренний либерал, который не понимал, с каким забитым, развращенным и коварным народом имеет дело.

Для Щедрина это было личным разочарованием. Он никак не мог понять и внутренне согласиться с тем, что данная народу свобода будет использована прежде всего для обмана. Он ведь задумывал «Историю одного города» как невинную шутку, а вышло очень страшное и мрачное пророчество. Его разочарование было тем более болезненным, что он не мог смириться с тем, что с мужиками он говорит на разных языках. А весь парадокс российской интеллектуальной элиты того времени состоял в том, что понимал суть происходящего один Николай Некрасов. Именно тот Некрасов, который написал «Кому на Руси жить хорошо».
Сегодня с экранов российского телевидения можно услышать мысль, достаточно диковатую, о том, что отмена крепостного права была политической ошибкой Александра II. Мне думается, что это глупость и подмена понятий. На мой взгляд, суть состоит в том, что свобода и демократия чего-то стоят. И каждый член общества не может получить ее по указу или распоряжению сверху. Ее нужно заработать, в том числе и головой. И именно это разочарование больше всего ранило Салтыкова-Щедрина.
Он угадал путь развития России минимум на век вперед. Интуицией, всей своей страстью и непримиримостью. У нас принято считать родоначальником русского модернизма Всеволода Гаршина. Если опираться на его опубликованные рассказы, это так. Но модерн, как художественное явление, держится на двух основаниях - слиянии творческого начала и реальной жизни и, как это ни печально (а это есть у Гаршина), на эстетеизации пошлости. По второму основанию Гаршин родоначальник. А как быть с первым? Мне думается, что первенство здесь принадлежит Салтыкову-Щедрину. Разумеется, он не был писателем-модернистом, Щедрин принадлежал к последним из могикан русского «золотого» литературного века. Но он четко угадал путь движения России.
Нас часто вводят в заблуждение, призывая к немедленной модернизации всей общественной жизни по западному образцу. Модерн - явление не западное. Западу он чужд в силу своего постепенного темпа развития. Модерн - явление, характерное для стран догоняющего типа эволюции. Он зародился в Российской, Австро-Венгерской, Германской империях и Швеции. Модерн литературный, художественный всегда предшествует модерну политическому. Он неизменный спутник социализма либо крушения государства. Крайне болезненного и трагического. Германская и Австро-Венгерская империи не выдержали испытание им и не пережили ХХ век. Российская империя трансформировалась в Советский Союз, который распался в конце ХХ века. Тот шведский социализм, о котором принято говорить сегодня, в чистом виде порождение модерна. Но шведы им переболели - спасла национальная традиция и мононациональность. Великая культура «серебряного века» в своем величии принесла и то, с чем многие смириться и в ХХI веке не могут - утрату христианских ориентиров - масскультуру, однополые браки и прочее.

Памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину в Курске.

Салтыков-Щедрин чувствовал будущее и многое понимал. Его произведения многими воспринимаются как зашифрованные тексты. Но это не шифровка, а обобщение, поиск матрицы той истории, максимальной типизации, в которой мы сегодня живем. Все эти обобщения оформлены в форму диалогов.
Он умер рано, всего в 63 года. Это самопоедание дало о себе знать. Из всего пережитого Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин хотел написать свое главное произведение «Забытые слова». Он объяснял свое желание просто: «Сейчас много слов, которые уже никто и не помнит. Никто не помнит, что такое совесть, никто не помнит, что такое жертва, и уж вовсе не помнят Бога».
Салтыков-Щедрин как писатель - загадка для нас всех. В наше не очень читаемое время Михаил Салтыков-Щедрин остается самым популярным русским классиком. Наше время - это его второе литературное рождение. И он далеко не школьный и не детский писатель, не будем заблуждаться в этом, говоря «сказки Салтыкова-Щедрина». Первый сатирик России, а по сути - зеркало всего русского и российского общества, не кривое, хотя порой и неприятное, пережил свое время и вошел в умы каждого, невзирая на наше желание, на то, знаем мы про него или нет.