«Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне. Открыть левое меню живерни Живые картины клода моне в живерни

Живописная деревушка Живерни стала всемирно известной благодаря художнику-импрессионисту Клоду Моне. Усадьба, где прошли его лучшие годы и были написаны десятки шедевров, сегодня является одним из самых посещаемых уголков Франции.

Предыстория

Биографии Клода Моне повествуют, будто впервые он увидел Живерни из окна поезда. Весной 1883 года он специально посетил это место, и пейзажи с цветущими садами произвели на него глубочайшее впечатление.

На тот момент Моне был уже достаточно известен и богат. Вскоре он приобрел в Живерни дом и навсегда переехал туда с семьей, а через несколько лет начал обустройство своего уникального сада. Здесь Клоду Моне суждено было счастливо прожить 43 года, вплоть до самой своей смерти в 1926 году.

Дом-музей

В 1980-х годах дом в Живерни стал музеем Клода Моне (Fondation Claude Monet). Его внешняя и внутренняя отделка, расстановка мебели и все предметы убранства полностью сохранены в том виде, в каком они были при жизни художника.


Обустройством дома Моне занимался лично: оформление гостиных, спален и других помещений выполнено в его излюбленных ярких оттенках. Одной из самых запоминающихся частей дома является столовая: она выдержана в насыщенном желтом цвете и украшена ценными японскими гравюрами, которые художник коллекционировал на протяжении всей жизни. Его увлечение японской культурой нашло отражение и в других комнатах, где можно встретить не только гравюры, но и предметы мебели в восточном стиле.


В музее сохранилось большое количество личных вещей и предметов быта, которые принадлежали Клоду Моне и его семье: посуда, кухонная утварь, ковры, часы и т.д. Спальня художника украшена картинами, подаренными ему друзьями-импрессионистами: Ренуаром, Сезанном, Писсарро и другими.
Для занятий живописью Моне оборудовал в усадьбе 3 студии, для посетителей сейчас открыта только одна из них. В ней художник хранил свои любимые произведения, не предназначенные для продажи. Сегодня самих картин Моне здесь нет, «рабочую» атмосферу создают их качественные копии. Увидеть оригинальные полотна основателя импрессионизма можно в парижских музеях Орсэ и Мармоттан-Моне.

  • (30.00 €)
  • (35.00 €)

Сад

Большой интерес для туристов представляет не только дом Клода Моне, но и его главная «мастерская» – сад. В течение многих лет это место был главным источником вдохновения великого импрессиониста и практически единственным объектом творчества. За 43 года, которые художник прожил в Живерни, им было написано несколько сотен картин с изображением сада и пруда в японском стиле с плакучими ивами, белыми цветами на воде и деревянными мостиками. Здесь была создана и самая известная серия полотен Моне – «Кувшинки».


Сегодня уходом за усадьбой в Живерни занимается Фонд Клода Моне. Как и дом-музей, все уголки сада поддерживаются в первозданном состоянии. Туристы могут осмотреть усадьбу в период с апреля по октябрь, а лучшими месяцами для посещения считаются май и июнь: именно в это время расцветают любимые цветы художника – кувшинки.

Ещё будучи школьницей, я очень увлекалась творчеством французских художников, в том числе, импрессионистов. Много раз я просматривала репродукции картин Клода Моне, видела его дом в Живерни, сад и великолепный пруд с кувшинками. Но могла ли я подумать, что когда-то окажусь здесь сама? Нет, об этом я даже мечтать не могла! Однако, судьба повернулась так, что я очутилась здесь, чему я безумно рада! И не беда, что в составе экскурсионной группы, что на мой взгляд, даже и лучше: и очередь не надо отстаивать, и цена входного билета ниже, опять же, привезут-увезут... Но дело даже не в этом. Мне очень хотелось оказаться именно здесь, чтобы увидеть всё собственными глазами!!!


Усадьба Клода Моне находится в маленькой деревушке Живерни, всего в 80 км на северо-запад от Парижа. Это настоящая малюсенькая нормандская деревушка с домиками, которые покрыты соломенными крышами, палисадничками с множеством красивых и ярких цветов, и река Сена протекает совсем неподалёку... Необыкновенное место! Со своим колоритом и аурой! И это надо хоть однажды в жизни, но обязательно увидеть!


Был период, когда Моне увлечённо писал Руанский собор, и это была даже целая серия картин. И вот однажды, возвращаясь из Руана, из окна поезда, Клод Моне заприметил деревушку Живерни. В 1883 году он покупает здесь дом и разбивает сад. Сюда он переезжает со своими двумя сыновьями от первого брака и уже здесь женится на Алисе Ошеде (вторая жена), с которой знаком много-много лет и которая помогала ему вести хозяйство. Моне официально удочеряет и усыновляет её 6-х детей. Кстати, одна его падчерица Сюзанна, позируя отчиму, становится известной моделью и натурщицей, а другая, Бланш, учится у Моне владеть кистью и красками, и, подражая его манере писать, становится известной художницей импрессионисткой Бланш Моне-Ошеде. Но сейчас речь пойдёт не о них...


Самым настоящим чудом и шедевром Клода Моне становится его сад. Клод обменивается семенами и рассадой с известными ботаниками. Его друзья, такие как Писсарро, Сезанн, Матисс, Ренуар, Сислей тоже привозят ему из путешествий красивые и редкие цветы. Сад разрастается и становится всё более и более необыкновенным чудом. Я совершенно спокойна к листочкам-цветочкам, т.е. ботаника - совсем не моё! Но именно здесь я ощутила необыкновенную ауру цветов. Мне постоянно хочется фотографировать и фотографировать! Да и приехали мы сюда в самое лучшее время, во второй половине июня, когда в Живерни всё цветёт. Я иду по дорожкам нормандского сада и меня распирает гордость, я счастлива, ведь когда-то именно по этим же самым тропинкам, гуляли самые известные и самые любимые французские художники. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим мастером, узнавая сюжеты всемирно известных картин.


Далее мы идём в дом-музей Клода Моне. На первый взгляд, его обстановка достаточно скромна и незатейлива. Обыкновенный быт сельского жителя. В комнатах видны японские иллюстрации, а ведь Клод Моне очень увлекался Японией, хотя и ни разу сам там не бывал. Именно на годы проживания в усадьбе Живерни падает самый пик творчества Клода Моне, он уже известен и признан, у него есть деньги, притом немалые, но живёт он довольно скромно, посвящая себя себя только живописи. А с ним - и вся его многочисленная семья...Однако, у них есть даже целый штат прислуги: прачка, повар, садовник... Клод Моне покупает ещё участок земли рядом, выкапывает пруд и разбивает сад в японском стиле. Каждое утро, в 5 часов, Клод Моне пишет здесь свои самые знаменитые картины, кувшинки на пруду, зелень вокруг и даже японский мостик. Он бережно передаёт освещение, а его мазки ярко и натурально передают цвета. С уходом за садом ему очень помогает его падчерица Бланш, которая в дальнейшем учится у отчима манере живописи в стиле импрессионизма. Проходят годы...С возрастом зрение у великого мастера ухудшается, у него появляется катаракта. После 2-х перенесённых операций он начинает видеть чуть лучше, но больше в ультрафиолетовом цвете, и его любимые кувшинки (нимфеи) обретают голубоватые и лиловые оттенки.

Клод Моне прожил длинную и яркую жизнь. Он любил и был любим, имел огромную семью, занимался интересным и любимым делом, посвятив живописи всего себя. Годы, проведённые в Живерни (1883-1926), были самыми счастливыми. Умер Клод Моне в возрасте 86 лет, пережив и свою вторую жену, Алису Ошеде, и сына Жана. Похоронен Клод Моне в фамильном склепе, на кладбище в Живерни, около церквушки Сент-Радегонд, в которой когда-то венчался с Алисой. После его смерти, сын великого художника, Мишель, передал усадьбу в дар парижской Академии изящных искусств. Любители импрессионизма и творчества Клода Моне, приезжают сюда со всего света, чтобы посмотреть на его сад, который стал настоящим шедевром, благодаря которому великий мастер и черпал вдохновение. Но не ищите здесь подлинники работ великого художника. Сейчас они стоят баснословные деньги, т.е. бесценны и находятся в разных музеях мира. Большинство работ Клода Моне находятся в музее Д"Орсэ, в Париже, а его знаменитые кувшинки во всех вариантах - в музее "Оранжери" и в Лондонской национальной галерее.


Добраться до дома-музея Клода Моне очень легко и просто. Конечно, можно самостоятельно приехать на автомобиле, ведь Живерни находится всего в 80 км от Парижа. А можно приехать на поезде с парижского железнодорожного вокзала Сен-Лазар до станции "Вернон" (кстати, она НЕ конечная у поездов). Стоимость билета - 15 евро. От станции до самой усадьбы Вас доставят автобусы с логотипом "Giverny" (билет в одну сторону - 4 евро, но лучше покупать туда - обратно сразу). Усадьба работает с апреля по ноябрь с 9.30 до 18.00. Входной билет для взрослых стоит - 10 евро, если взять комби с музеем импрессионизма - 15 евро, детский билет - 5,5 евро).


Сама усадьба произвела на меня неизгладимое впечатление, я получила огромное удовольствие, погуляв в волшебном саду великого Клода Моне!!! И так незаметно пролетели у меня здесь 4 часа!!! Если будете в Париже, обязательно приезжайте в это чудное место, это стоит увидеть своими глазами!!!

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny ). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне .

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян “городские” были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)


Эдуард Мане “Семья Моне в саду”


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Клод Моне “Белые кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона”

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так:

“Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели”.

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…


Клод Моне “Водяные лилии и японский мостик”

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.


Клод Моне “Водяные лилии (облака)”


Клод Моне “Пруд с водяными лилиями и ирисами”

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

“Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.”
Клод Моне

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.

Отреставрированный после долгого периода запустения благодаря щедрости американских ифранцузских меценатов, сад Клода Моне был широко известен уже в начале века. Жорж Клемансо, знавший художника еще со времен собраний в парижском кафе “Гербуа” и владевший одним из деревенских домов неподалеку от Живерни, был настолько поражен этим событием, что даже посвятил ему небольшую брошюру, в которой писал:

“Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни”.

Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год. Французы планирую подать заявку на внесение Дома-музея Клода Моне и Сада в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проезд в сад Моне:

Франция, Живерни (80 км. на север от Парижа по шоссе А13).
Сад открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника с 9.30 до 18.00 (продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия).

Стоимость входных билетов :

Взрослые: 9 евро
Дети от 7 лет и студенты: 5 евро
Дети до 7 лет: бесплатно
Инвалиды: 4 евро

Парковка: бесплатно

Имейте в виду, что если вы хотите увидеть картины художника, то вам надо в музей Орсэ, музей Оранжери и сотню других музеев мира, так как здесь картин художника нет.

Мы любовались воспетыми им видами. С благоговением смотрели на Руанский собор. Мы не могли не заехать в Живерни, где мэтр прожил 43 года – ровно половину жизни. Вторую половину – он родился в 1840 году, умер в 1926 году, поселившись в Живерни в 1883.
Вся природа в этот день ликовала вместе с нами – после серых, пасмурных дней в Нормандии солнце щедро заливало всю округу, словно вспоминая, какие шутки оно проделывало с художником, оставляя ему не более 40 минут для работы над одной из серии картин. Законы обращения Земли вокруг светила меняли освещение через столь короткий промежуток времени, что Моне приходилось переходить от одного полотна к другому, каждый раз меняя краски.

Чтобы дойти до дома маэстро, нужно пройти через деревню Живерни. Первым делом поклонник таланта Моне попадает в обширный сад. Его разбили спустя много лет после смерти мастера, когда в Живерни открыли музей. Когда-то здесь просто был луг, от него сохранился небольшой участок. С теми самыми, ставшими знаменитыми, стогами. Это первое, что мы увидели в Живерни.

Клод Моне “Стог сена в Живерни”

Сад в Живерни разделён на небольшие участки, они отделяются одна от другой боскетами или живыми изгородями.

Растения в каждом из отделений тематически подобраны – они гармонируют друг с другом либо ароматом, либо цветом. Есть отделения с розами, в других собраны только белые цветы.

Или только голубые, или только красные. Все растения скомпонованы по сезонам. Их меняют в зависимости от сроков цветения, поэтому с ранней весны до поздней осени сад цветёт и благоухает.

Живерни в прямом смысле утопает в зелени. Пока идёшь к дому-музею Моне, поневоле настраиваешься на на волну единения с природой, которое со всей силой своего таланта выразил великий импрессионист.

Внушительная очередь в кассу исчезла за считанные минуты – для организованных групп открыт свой вход, а “диких”, как мы, было не очень много.

Подойдя к дому, в первую очередь видишь полихромное море цветов на зелёном фоне. В нём хочется плавать и купаться, вдыхать, впитывать, вбирать, втягивать благодать Земли. Замираешь от восхищения, что всё разнообразие флоры помещено и рассажено строго определённым образом. Он подчинён художественной логике самого Клода Моне – да, именно так и никак иначе должен выглядеть его сад, это правильно и это очень красиво!

Сам дом мастера сначала воспринимаешь как неотъемлемую часть сада, который живёт природными циклами.

Мне ужасно хочется досыта, “до посинения накупаться” в саду Моне, но надо идти в дом-музей – утро воскресенья, до Парижа меньше 100 км и вскорости здесь может быть настоящая “демонстрация”. У нас есть несколько минут, чтобы рассмотреть дом, где столько лет провёл художник со своей второй женой Алисой и детьми – его и Камиллы сыновьями, и детьми Алисы Ошеде от первого брака, совместных детей у них не было, но случился родственный союз их детей – старший сын художника, Жан Моне женился на дочери Алисы Бланш Ошеде.

Дом-музей Клода Моне

Любопытно, что этот дом стал вторым розовым зданием с зелёными жалюзи, в котором жил Моне, первый был в Аржантёй (Argenteuil). Он стал ещё одним жильём мастера, где сад от дома отделяла железная дорога, то же было и в Ветёй (Vetheuil). Премьер-министр Франции Жорж Клемансо однажды заметил: “В его саду даже есть железная дорога!”

Сначала семья просто снимала этот единственный подходящий дом в Живерни. Когда Клод (так хочется поставить отчество 🙂) Моне приобрёл его, дом выглядел по-другому. Усадьба называлась довольно интересно – “дом яблочного пресса”. Машина для прессования яблок стояла неподалёку. Сообразовываясь со своим вкусом, мастер расширил дом в обе стороны, приспособил под потребности большой семьи и под свои профессиональные нужды. Небольшой сарай, стоящий поблизости, соединили с домом и он стал первой студией художника. И хотя Моне, в основном, работал на пленэре, в студии он завершал полотна, да и хранил их. Над этой студией располагалась его комната. Мастер целиком занял всю левую половину дома – здесь он мог работать, отдыхать, принимать гостей.

Вдоль всего фасада тянется узкая терраса. Сейчас в дом можно попасть через центральный вход, также, как и во времена Моне. Им пользовались все домочадцы, друзья и гости.

Есть ещё две боковых двери, они тоже выходят в сад. Если хотел сразу попасть в свою мастерскую, он входил в дом через дверь слева. Правая дверь предназначалась для прислуги, она сразу ведёт на кухню.

Фасад дома Клода Моне очень прост, но вид обманчив! Как часто случается, что за элегантным фасадом скрывается весьма посредственная обстановка с заброшенной библиотекой, жалкими покрывалами и картинами, которые не трогают душу. К дому Моне это никак не относится! Здесь наоборот, за скромным видом дома обнаруживается удивительная атмосфера, едва ли можно себе представить что-нибудь более очаровательное. Мы поднимаемся по ступенькам и я чувствую, как дыхание перехватывает от возможности прикоснуться к другому миру – миру цвета и располагающей атмосфере простого уюта. Столовая, голубая гостиная переносят тебя то в Англию, то ты вдруг ощущаешь чисто французские черты, и ещё вокруг тебя царит настоящая Япония! Таким может быть только дом художника! Классические нотки в обстановку привнесла Алиса, но цвета – заслуга Клода Моне, его слово всегда было последним и решающим. Временами, когда мастер уезжал в поисках новых видов, Алиса писала ему, что изменила кое-что в своей спальне и очень довольна результатом. Ответ мужа всегда был довольно холоден: “Подожди, когда я вернусь, нужно посмотреть, что получилось”.

Осмотр дома начинается с голубой гостиной . В былые времена её называли Лиловой (Mauve) гостиной или Голубым салоном. Голубой цвет комнаты выбрал сам мэтр. В классические голубые цвета импрессионист добавил свой собственный состав, из-за этого она несёт особое очарование. Мастер выбирал цвет не только в гостиной Алисы, но и во всех комнатах дома.

Интерьер комнаты выдержан во французском стиле XVIII века. По размеру гостиная невелика и предназначалась для хозяйки дома, Алисы. Обычно она проводила здесь время за вышиванием, любила сидеть с детьми. Но иногда бывало, что многочисленные гости толпились именно в голубом салоне. Так случалось, когда Моне работал в своей мастерской или размышлял в спальне или же ловил последние лучи заходящего солнца, работая на пленере. Здесь приглашённые ждали хозяина, болтали, пили чай. В промозглые осенние дни воду для чая согревали в большом самоваре.

Алиса часто отдыхала здесь, прикрыв глаза. Когда Клод Моне уезжал на этюды, в письмах к жене он часто упоминал, что ждёт-не дождётся когда же наконец сможет распаковать свои новые полотна и рассмотреть их вместе с супругой. Яркая, насыщенная голубизна стен и мебели удивительно сочетается с японскими гравюрами. Большинство гравюр значительной коллекции мастера висели именно здесь.

Японские гравюры в доме Моне.

Традиционная японская гравюра – это отпечатки, сделанные с деревянных дощечек. Их клише сначала вырезали на срезах вишнёвого или грушевого дерева. Они стали чрезвычайно популярны в Японии из-за сравнительно невысокой цены и массового производства. В XIX веке японской гравюрой увлеклись и в Европе.

Hiroshige Asakusa Rice Fiels during the Festival of the Cock

Моне страстно собирал их на протяжении 50 лет и накопил 231 гравюру. Общепризнанно, что первую гравюру мастер купил в начале 1870-х годов в Голландии. Но также известно, что Моне и прежде встречал такие рисунки. Он сам признавался, что однажды, ещё в Гавре, когда он прогуливал школьные уроки, то увидел японские гравюры, привезённые с Востока торговыми судами, следующими в Германию, Голландию, Англию и Америку. Именно тогда будущий основоположник импрессионизма столкнулся с первыми низкопробными картинками, они продавались в прибрежном магазине Гавра, родного города Моне. Какая из гравюр появилось первой в его коллекции, теперь уже никто не скажет.

Hokusai “Хорошая погода с южным ветром” – один из 36 видов горы Фудзи из коллекции Клода Мона

Маэстро не только бережно собирал свою коллекцию, он с удовольствием раздаривал картинки. Моне постоянно покупал их сотнями и также легко расставался со многими. “Вам нравятся японские гравюры? Выберите какую-нибудь себе!”- то и дело слышалось в доме Моне. Щедро дарили японские гравюры дети и пасынки мастера.

Темы рисунков которые он собирал, отвечали разнообразным интересам художника – природы, театра, музыки, сельской жизни, ботаники, энтомологии, бытовые сцены. Он обожал видеть их вокруг себя и сам признавался, что эти рисунки его очень вдохновляют.

Гравюры украшают стены всех помещений дома Моне, есть они и в проходной комнате, которая служила кладовой.

Из голубой гостиной переходим в кладовую . Иногда трудно понять логику организации пространства. Почему, например, в кладовую попадают из гостиной, а не из кухни? Просто в доме нет коридора, соединяющего все комнаты, любая из них могла быть проходной. Для удобства именно кладовая стала связью между другими помещениями.

Даже несмотря на такую роль, кладовая стала важной частью интерьера. Об этом говорят несколько гравюр на стене. На них изображены купеческие корабли с развивающимися на ветру флагами, они везут товары из Йокогамы к восточным берегам и обратно. На другой гравюре мы увидим женщин в кимоно и кринолинах у прилавков иноземных торговцев в Йокогаме. Гравюры в голубых тонах хорошо уживаются здесь со шкафом – основным предметом интерьера.

Шкаф запирался на ключ, который всегда хранился у хозяйки дома. И только ей одной открывались богатства экзотических стран – бурбонская ваниль, мускатный орех и гвоздика из Кайенны, корица с Цейлона и перец, доставленный из Голландской Восточной Индии. Специи были весьма редки и очень дороги в то время. Из шкафа, выполненного в бамбуковом стиле, доносились ароматы яванского кофе и цейлонского чая. Китайский чай в конце XIX века ещё не пили, он появился в Европе лишь в начале ХХ-го. Всё это богатство лежало в железных банках, коробках, шкатулках от лучших парижских мастеров. Хранили здесь и английский чай, и оливковое масло из Экса, и фуа-гра из . В шкафу есть выдвижные ящики и в каждый из них тоже встроены замки.

Кладовая – холодное помещение, её специально не отапливали, чтобы можно было хранить продукты, в основном, яйца и чай. Во времена Моне яиц ели значительно больше, чем теперь. На стене закреплены две коробки для их хранения, они могут вместить 116 штук. Яйца семья Моне не покупала, у них был собственный курятник во дворе. Хотя ни Алиса, ни, тем более, Клод Моне никогда не воспринимали жизнь в Живерни, как провинциальную. От сельских жителей их отделял обширный сад и высокий забор. Но постепенно они познакомились с несколькими местными семьями. Однако прошло немало времени, до тех пор, пока их куры стали нестись, корова начала давать достаточно молока и появились ягоды на кустах смородины.

Переходим в первую мастерскую, а позже – гостиную Моне . Сквозь южное окно свет рекой вливается в гостиную мастера, хорошему освещению помогает и эркер, выходящий на восток. Но такое освещение совсем не годится, в мастерской художника окна должны выходить на север! Из-за первого этажа устроить окна на север в этой комнате было невозможно и с самого начала Моне знал, что его студия останется здесь совсем недолго, он подберёт помещение получше.

Так и вышло, позже его первая мастерская стала гостиной. Хотя она оставалась комнатой для работы, которая чередовалась с семейными и дружескими беседами, здесь Моне с Алисой принимали многочисленных посетителей, друзей, гостей, торговцев картинами, критиков, коллекционеров. Здесь же стояли два письменных стола – его и Алисы. Оба они вели активную переписку, оба писали много и каждый день. Под большим окном находится кубинский секретер из красного дерева. Стулья, журнальный столик, музыкальный стол, шкаф в стиле Ренессанс до отказа заполненный книгами, софа, две китайские вазы – всё сохранилось здесь со времен Моне. Большие вазы обычно заполнялись цветами одного сорта, их расставляли по всей гостиной. Нотку элегантности комнате придавали персидские коврики.

Репродукции картин Моне на стенах возвращают посетителей во времена художника, ведь мастер обожал хранить полотна, напоминавшие о каждом шаге его карьеры. Правда, оригиналы, ранее украшавшие стены гостиной, сейчас выставляются в Париже, в музее Моне Мармоттан. Ранее здесь висели работы, с которыми Моне не мог расстаться. Порой, уже проданные полотна он выкупал обратно, затем опять продавал и вновь обменивали или покупал.

Он едва сводил концы с концами, когда за 50 франков предложил купить полотно “Ветёй в тумане”, написанное в 1879 году, Жану-Батисту Фору. Тому показалось, что картина слишком белая, краски слишком скудные и вообще, невозможно определить, что же всё-таки изображено на полотне. Однажды, много лет спустя, Фор приехал в Живерни и увидел эту картину на стене в этой самой первой мастерской мастера и проявил к ней неподдельный интерес. Моне ответил гостю, что эта картина больше не продаётся ни за какую цену и напомнил Фору обстоятельства, при которых тот уже видел “Ветёй в тумане”. Смущённый Фор нашёл несколько серьёзных причин, чтобы поскорей уехать из Живерни.

Здесь, как и везде в доме, сохранилась подлинная обстановка и это создаёт ощущение присутствия мастера. Он и вправду незримо здесь. Хотя вместо живого мэтра в первой студии установлен его бюст работы Поля Полена. Бюст напоминает о том, что Моне стал легендой уже при жизни. Правда, ему пришлось подождать признания, оно пришло к художнику лишь в 50 лет.

Клод Моне в своей первой мастерской-гостиной

Как мастер и предполагал, вскоре построили вторую, более удобную мастерскую, она располагалась отдельно в западной части сада. Для этого пришлось сломать стоящие там постройки и как только Моне купил розовый дом, он не задумываясь снёс всё лишнее и наконец-то стал обладателем настоящей мастерской, где всё было устроено для работы, было достаточно места и огромное окно выходило на север! Вторая мастерская стала святилищем мастера, где никто не тревожил его во время работы.

Не могу утверждать, сохранилась ли эта мастерская, в книге об этом ничего не говорится и туристам её не показывают.

Спальня К.Моне расположена непосредственно над его первой мастерской-гостиной. Чтобы попасть в спальню художника, нужно вновь вернуться в кладовую. Оттуда вверх ведёт очень крутая лестница это единственный путь в комнату отдыха мастера. В дни отчаяния, сомнений, дурного настроения и болезни мэтр избегал любого общества, даже самых близких людей. Иногда он днями не выходил из своей спальни, шагая по ней взад и вперёд, не спускался к обеду и еду ему приносили сюда. В такие дни дом окутывала тишина. Даже в столовой не раздавались голоса, если в ней не было хозяина.

В спальне мы найдём довольно простую кровать, где спал художник и где почил в бозе 5 декабря 1926 года. Стены в его комнате белые, во времена Моне здесь ещё стоял секретер времени Людовика XIV и два комода. Мебель насчитывала добрую сотню лет уже при жизни мастера, её сделали ещё в конце XVIII веке.

Из каждого из трёх окон спальни открываются великолепные виды в сад. Два из них сориентированы на юг и одно – на запад.

Но главное сокровище спальни Моне составляли картины. Коллекция занимала также стены в ванной комнате, и продолжалась в спальне Алисы. Здесь были три полотна , 12 работ , девять полотен , пять – Берта Моризо, несколько – , три картины Камиля Писсаро, был и Альфред Сислей, , морской пейзаж Альбера Марке. Собрания дополняли пастели Моризо, Эдуарда Мане, Поля Синьяка и даже пара скульптур Огюста Родена.

Спальня Алисы находится по соседству с комнатой Моне. Как в то время было принято в домах знати, муж и жена спали в разных спальнях. Соединяются они через дверь в ванной комнате.

Совсем простая комната второй жены художника украшена японским гравюрами с изображениями женщин. Это одно из немногих помещений дома, с окнами, выходящими на улицу, то есть на север. В её комнате можно представить, как на самом деле узок дом. Из окна своей спальни мадам Моне могла следить за детьми, играющими на другом конце усадьбы.

На самом верху главной лестницы есть небольшое помещения для хранения белья. И по ней же мы попадаем в столовую . Пожалуй, это самая волнующая комната в доме Моне. Скольких же знаменитостей повидала она на своём веку!

Во времена Моне приглашение на обед означало, что гости неукоснительно и безоговорочно соглашаются со всеми неизменными традициями дома. Это значит, что если гость и не гурман, то, по крайней мере, знаток высокой кухни. Ему должно нравится всё японское. Гости обязаны знать строгий распорядок дома, где всё жило в соответствии с рабочим ритмом хозяина и с достоинством подчиниться правилам и дисциплине, которая была близка к бенедиктинской. Ежедневная рутина была строгой и незыблемой. Даже проходить по дому и саду следовало по тщательно выработанному маршруту.

Моне значительно расширил столовую за счёт бывшей кухни, она стала большой и светлой, её французские окна выходят на веранду. В ту Викторианскую эпоху в ходу были тёмные и мрачные тона интерьеров. Мастер мало обращал внимание на моду и решил придать столовой два оттенка жёлтого цвета. Вибрирующие оттенки охры подчёркивали голубизну фаянсовой посуды из Руана и Делфта, стоящей в буфете. Пол покрыт плиткой в шахмат – рисунок создают белые и тёмно-красные панели, такое сочетание очень любили в то время. Потолок, стены и мебель выкрашены двумя оттенками жёлтого цвета. За большим столом свободно усаживались 12 человек, но иногда его накрывали и на 16 персон.

В столовой, которая сама по себе выглядела как художественная галерея, собиралась вся семья, их друзья и почётные гости, включая гостей из Японии – например господина Куроки Хайяси (Kurokis Hayashi). На столе всегда была разложена жёлтая льняная скатерть, обычно ставили фаянсовый японский сервиз, который назывался “вишнёвое дерево” или белый фарфоровый сервиз с широкими жёлтыми каёмками с голубой отделкой. Шторы из органзы, также выкрашенной в жёлтый цвет раздвигали для лучшего освещения. Друг напротив друга стояли два зеркала. Одно украшала голубая фаянсовая подставка для цветов из Руана, на другом цветочная подставка была серой и голубой японской, в виде раскрытого веера, внизу стояла большая ваза.

Стены столовой заполнены японскими гравюрами, которые Моне подбирал, сообразуясь со своим чувством цвета. В его коллекции были работы лучших японских мастеров – Хокусаи, Хиросигэ, Утамаро.

Для удобства, рядом со столовой находится кухня – последняя комната, которую можно посмотреть в доме. Моне решил её в голубом цвете. Этот цвет хорошо гармонировал с жёлтым тоном столовой. Если в соседнее помещение открывали дверь, то гости видели хорошо подходящий жёлтому голубой цвет.

Вид в кухню из жёлтой столовой

Это было ещё одним нарушением общепризнанных правил рубежа веков, когда на кухне царствовал лишь повар и его помощники и приходили обедать слуги. Интересно, что хозяин никогда не заходил на кухню, посетив её лишь единожды, когда продумывал убранство этого помещения. Он решил, что бледный королевский голубой хорошо оттеняется насыщенно-голубым, который мастер повсеместно применял в интерьере комнат. Такая цветовая гамма ещё больше добавляла света помещению с двумя окнами, выходящими на веранду и французским окном, которое, как и большинство окон в доме смотрело в сад.

Стены кухни отделаны голубой руанской плиткой. За неё заплатили немалые деньги, потому что для придания цвета в неё добавляли кобальт и процесс производства был очень дорог. Не только стены, но и пол, и потолок кухни, а также стол, стулья, короб для льда, солонки, шкафы выкрашены в один цвет. В то время считалось, что голубой цвет способствует поддержанию гигиены, а также отпугивает насекомых, особенно мух. Голубая обстановка стен и шкафов кухни подчёркивает сияние медной посуды, большая коллекция коей располагается на стенах.

Неудивительно, что в семье из 10 человек еда играла немаловажную роль, а кухня представлялась святилищем. Ведь ежедневно нужно было накормить завтраком, обедом и ужином не только домочадцев, но и гостей и слуг. Здесь всё подчинялось назначению помещения. Каждый день – в жару и в холод, на кухне углём или дровами топили громадную печь. В неё встроен огромный котёл с медной крышкой и в доме всегда была горячая вода.

В маленькое окошко, выходящее на улицу каждый день стучался крестьянин и объявлял, что доставил полученный накануне заказ на овощи и фрукты. Ступеньки рядом с окошком вели в обширный погреб, где хранили скоропортящиеся продукты, а лёд доставляли из соседнего Вернона.

Кухня едва оставляла поварам свободное время. Постоянно нужно было резать, крошить, мешать, шинковать. А потом – мыть, чистить, полировать многочисленные медные соусники, кастрюли, чайники до следующего раза, который никогда не задерживался.

Как и везде, в доме Моне служили несколько поваров, иногда целые династии. Например, Каролина и Мелани дали свои имена изобретённым им рецептам. А самой знаменитой поварихой Живерни была Маргарет. Она начала работать в доме ещё девочкой. Затем познакомила Моне со своим женихом, Полем. И чтобы Маргарет не ушла из дома, Моне взяли Поля на работу. На своём посту Маргарет оставалась и после смерти маэстро, до 1939 года. В редкие минуты отдыха Маргарет любила присесть в невысокое кресло без ручек и листать книгу рецептов, откуда она черпала вдохновение, как её хозяин из японских гравюр. Иногда она просто смотрела в сад, где две сакуры цвели белым и нежно-розовым цветом. Когда она ушла из Живерни и вернулась в родной Берри, она вспоминала: “работа в Живерни была очень тяжёлой, но когда я трудилась, передо мной всегда были два японских дерева”.

Осмотр дома на этом заканчивается. Мы переходим в сад Нормандия или Кло-Норман (Clos Normand), а затем в Водный сад.

Снимать в музее запрещено. Но заметив, что в первой мастерской-студии художника все посетители фотографируют, я тоже сделала несколько кадров.
Остальные снимки взяты с сайта дома-музея Клода Моне .
По материалам книги Cdaire Joyes “Claude Monet at Giverny. A Tour and History of the House and Garden”, Stipa, Montreuil (Seine-Saint-Denis), 2010

Из Руана дорога нас вела в Живерни, в гости к Клоду Моне.

«Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь». Клод Моне.

Однажды Моне, проезжая в поезде мимо деревушки Живерни, что в 80 километрах от Парижа, обратил внимание на ее живописность, на мирную картину деревенской жизни, цветущие сады, покой и умиротворение, разлитые в воздухе.
В 1883 году он сначала снимает, а через 7 лет покупает большой кирпичный дом с садом и огородом на 1 гектаре земли. Так он выглядит на картине Моне (все репродукции, использованные тут, с картин Клода Моне):

Я его увидела таким:

Через 3 года покупает участок через железную дорогу (сегодня там шоссе и подземный переход). Сюда он отводит канал от притока реки Эпт для создания пруда и водного сада.

В этой усадьбе он счастливо проживет вторую половину своей жизни, 43 года, с сыновьями Жаном и Мишелем, с любимой второй женой Алисой и ее шестью детьми (первая жена, Камилла, умерла в возрасте 32 лет от туберкулеза).

Он уже известный художник, хорошо зарабатывающий, уважаем и любим друзьями, у него в усадьбе и в отеле Живерни часто бывают художники-импрессионисты, среди них много иностранцев, особенно американцев, которые хотят учиться у метра импрессионизма.


(Клод Моне в Живерни. На фото - крайний справа)
Я много видела домов-музеев и мемориальных усадеб в России, не очень их люблю из-за их «неживого» и «нежилого» вида, шнурочков, огораживающих вход в комнаты, смотрительниц, бдительно следящих за посетителями… В Живерни все «дышит» присутствием Моне, по розовому дому с зелеными ставнями можно свободно ходить,

разглядывать картины на стенах (к сожалению, копии)

заглянуть в студию, из которой он как будто только что вышел, выглянуть в окно, из которого он любовался своим садом, вставая каждое утро в 5 часов и отправляясь писать этюды.

Можете увидеть спальню, с копиями его работ и картин друзей,

Посмотреть, как выглядели столовая с японскими гравюрами – его увлечение, и кухня

Перед домом разбит регулярный сад, в котором Моне так спланировал посадки цветов, кустов и деревьев, чтобы они постоянно цвели, сменяя друг друга с ранней весны до поздней осени.

Моне создавал свой сад как художественное произведение, как большую картину, учитывая перспективу, формы, цвет, свет, и тени.

Но самым его любимым местом был японский водный сад. Он говорил: «…Ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Его всегда увлекала идея передачи на картине отражений в воде, водных бликов и, конечно же, водяных лилий, белых и разноцветных, которых раньше не было во Франции. За четыре года до того, как Моне начал обустраивать свой водный сад, в 1889 году на Всемирной выставке в Париже он увидел разноцветные кувшинки, выведенные одним французским селекционером.

Клод Моне написал более 270 картин, на которых изображен его водный сад, увитый глицинией мостик (всего их в саду 6),

знаменитые кувшинки, отражение неба и плакучих ив в воде, вибрирующий цвет, нежные тени.

В 1912 году Моне перенес две операции по поводу катаракты и стал видеть белый цвет как голубой или лиловый в ультрафиолетовом диапазоне, поэтому мы часто можем видеть на его картинах тех лет много синего цвета.

В 1911 году умерла его жена Алиса, а вскоре и старший сын Жан, Моне впал в депрессию. Его падчерица Бланш Гошеде (или Ошеде), бывшая замужем за Жаном, после смерти мужа переехала в 1913 году в Живерни, помогала Моне, будучи сама неплохой художницей, поддерживала его до конца жизни. Одна из улиц в Живерни сегодня носит ее имя.

В 1926 году Клод Моне скончался от рака легких в возрасте 86 лет и был похоронен на местном кладбище. Дом и сад перешли младшему сыну Мишелю, но он жил в Париже, за садом ухаживали Бланш и старший садовник, пытаясь сохранить все в прежнем виде. Усадьба и сад пострадали во время войны, Мишель в 50-х годах распродал коллекцию картин отца в частные музеи, многие картины Моне и его друзей попали в США. После гибели Мишеля в автомобильной катастрофе дом и сад Моне перешли по завещанию (у Мишеля не было детей) Французской Академии изящных искусств. Оставшиеся картины перешли к парижскому музею Мармоттан-Моне, в котором находится сегодня самая большая коллекция работ Клода Моне.
В 70-х годах были проведены большие работы по реставрации дома, сада, и окружающих их пейзажей, они имеют сегодня почти такой же вид, как и при жизни Моне.

Если бы не большое количество туристов, заполняющих комнаты дома и бродящих по дорожкам сада, то у вас создалось бы полное впечатление о том, как тут жил великий художник. И может быть, вам бы даже показалось, что он сидит туманным утром у пруда и рисует свои обожаемые кувшинки или отдыхает на скамейке в своем саду.…

Рядом с поместьем, если вы устали и проголодались, можно перекусить в уютном кафе, где подают блюда из знаменитых нормандских уток,

или понаблюдать за белыми нормандскми коровами, говорят, и во времена Моне они также паслись на лугах рядом с усадьбой.

Все фотографии усадьбы и дома сделаны мною в Живерни в августе 2015 года.