Русский этнос. Развитие русской народности

Это не одно и то же. Разницу нужно понимать. Это очень важно.

Поначалу разницы не было. В Писании подробно рассказано, кто кого родил, и какой народ от кого произошел. Чистой воды биология: семья как группа индивидов - род как группа семей - племя как группа родов - народ как группа племен суть иерархические формы социальной организации сообщества кровных родственников, произошедших от одного общего предка. Современная генетика демонстрирует ту же картину: народ представляет собой популяцию, у истока которой стоит один человек - патриарх рода, чье потомство со временем размножилось и расселилось, сохранив при этом генетическую идентичность прародителя.

Генетическая идентичность жестко связана с культурной идентичностью. Плоть несет в себе дух, и у разных народов он разный. Отличается не только психофизиология отдельных народов, разнится и их фундаментальный духовный строй, устойчивый к любым внешним воздействиям вплоть до такого сильного как принятие новой религии. Например, после крещения Руси русские люди не превратились в византийских греков, веру которых они переняли, а остались русскими не только телом, но и душой. Перестав быть языческой и став христианской, народная душа все равно осталась русской.

Национальное начало в человеческой природе первично, а религиозное вторично. Недаром в старину у пришлого «доброго молодца» первым делом спрашивали, какого он рода-племени. Ответ показывал, чего от этого самого молодца следует ожидать и, соответственно, как к нему нужно относиться. Спрашивали именно про биологическое происхождение, а не про то, в какого бога он верует. (Уже много позже светскими и духовными властями была предпринята попытка подменить понятия, утвердив принцип «русский значит православный» вопреки очевидной неадекватности этого подхода, который исключает из нации иноверцев и атеистов русского биологического происхождения и включает в нее единоверных инородцев, таких, например, как православные эфиопы или японцы.)

Разумеется, к кровным родственникам отношение было иное, чем к инородцам. И ничего «расистского» в этом нет. Людей квалифицировали по признаку «Мы - не Мы» точно так, как поделил народы Господь Бог или, согласно Дарвину, их сформировала естественная эволюция. «Расизм» в современном понимании этого термина начинается там, где утверждается объективное биологическое (а, следовательно, и культурное) превосходство одного народа над другим.

Русскому национальному мироощущению расистский по дход чужд. В русском понимании «Мы» не значит «выше», чем «не Мы». И принадлежность к «Мы» не наделяет русского человека нравственным основанием презирать и ненавидеть чужаков только по тому, что они «не Мы». В национальном сознании русского народа «Мы» соотносится с «не Мы» так же, как для отдельного человека его родственники соотносятся с людьми посторонними. Родственники не «выше», а «ближе» чужих. Это понятно и естественно, такова объективная природа вещей.

Вместе с тем, к сбережению национальной природы «Мы», биологической идентичности рода отношение было предельно трепетным. Межнациональные браки, мягко говоря, не поощрялись. (Династические браки князей и царей не в счет из-за их малочисленности и из-за того, что национальная дифференциация идет по мужской линии, которая сохранялась генетически самоидентичной, когда русские женились на иностранках - сыновья наследовали кровь отца.) Однако по мере развития международных связей и территориальной экспансии русского государства неизбежно происходило размывание биологической основы русского народа. «Добрые молодцы» чужого рода-племени женились на русских девушках, ассимилировались в русском обществе, и их потомки в собственных глазах и в глазах окружающих теряли инородную идентичность и вливались в категорию «Мы», то есть русские.

Однако не все в человеческой наследственности поддается смешению и изменению. При зачатии человек получает 23 хромосомы от отца и 23 от матери, их генетическое наполнение и смешивается, делая каждую человеческую особь уникальной в биологическом отношении. Но одна из этих 46 хромосом передается по наследству в неизменном виде в течение тысячелетий. Это мужская Y- хромосома, которая у сына точно такая же, как у отца, деда, прадеда и т.д. вплоть до первородителя - биологического основателя данного народа. А в Y- хромосоме присутствует этнический маркер в виде особой последовательности нуклеотидов, у каждого самобытного народа уникальный и называемый гаплогруппой, который впервые образуется в результате мутации у основателя рода и наследуется всем его потомством по мужской линии. Русская гаплогруппа имеет возраст около четырех с половиной тысяч лет, и ей присвоен генетический индекс R1a1.
В настоящее время в России (а также на Украине и в Белоруссии) гаплогруппа R1a1 присутствует в ДНК примерно двух третей мужчин, идентифицируемых как русские (украинцы, белорусы). Это и есть биологические русские.

А одна треть мужчин, определяемых как русские, имеет иное биологическое происхождение. 5% обладают гаплогруппой R1b, которая доминирует на западе европейского континента и называется поэтому западноевропейской. 6% имеют скандинавскую (или балтийскую) гаплогруппу I. В русском Поморье распространена монголоидная гаплогруппа N - та же самая, что и у части населения Китая, у ряда сибирских народов, у финнов, саамов и эстонцев. Встречаются и другие биологические маркеры.
Данная категория населения происходит от предков, которые сотни, а то и тысячи лет назад были ассимилированы русским народом и потомки которых в результате череды последовательных браков с биологически русскими женщинами и социальной жизни в русской национальной среде унаследовали антропометрические и психофизиологические свойства, присущие русскому народу, с молоком матери впитали в себя его культуру. Это этнические русские - русские в силу того, что их русскость в комплексе ее признаков неотличима от русскости биологических русских. Они русские во всем кроме национального маркера в Y-хромосоме ДНК, о чем абсолютное большинство из них даже не подозревает.

Равным образом не догадываются о своем русском происхождении поляки, среди которых доля гаплогруппы R1a1 практически такая же, что и среди русских обитателей Великороссии, Малороссии и Белоруссии. А также 40% мужчин в Латвии, Литве, Чехии и Словакии, имеющих в ДНК русский биологический маркер. И 20% немцев и норвежцев - носителей гаплогруппы R1a1. Все они ничем не отличаются от своих сограждан с иными национальными корнями - это этнические западные славяне и европейцы с русскими биологическими корнями.

Таким образом, современная этническая принадлежность не всегда совпадает с биологическим происхождением. В библейские времена совпадала, а сейчас в результате смешения народов заметно не совпадает. Соответственно, практически каждый народ, в том числе русский, состоит из двух частей, биологической и этнической. (Разумеется, сказанное относится к национальным государствам, то есть к государствам, образованным самобытными народами в процессе их исторического развития. В эмигрантских государствах, изначально населенных многонациональным винегретом самого разного происхождения, о какой-либо биологической идентичности или об идентичности этнической, которая является производной от биологической идентичности государствообразующего народа, говорить вообще нельзя.)

При этом биологическая составляющая народа, символизируемая его национальной гаплогруппой, представляется абсолютно приоритетной для продолжения его самобытного существования, и вот почему.
Гаплогруппа не влияет, в отличие от генов, на текущую наследственность, и генетики вообще не понимают, зачем она нужна, как и подавляющая часть всех нуклеотидов в ДНК. В той же Y- хромосоме, например, нуклеотидов насчитывается около 50 миллионов, из них генов - менее 1%. Этот процент ученые и исследуют, а все остальное называют «манжетой» и считают бесполезным «мусором».

Однако еще Гегель постулировал, что «все действительное разумно» в том смысле, что для чего-то нужно. И если наука пока не понимает, для чего именно, то это недостаток научного знания, а вовсе не ошибка природы и не бессмысленный каприз Создателя. Применительно к гаплогруппе можно утверждать, что она существует не только как национальный маркер для удовлетворения любопытства ученых, исследующих пути передвижения народов во времени и пространстве, и не для того, чтобы на Страшном суде Господь не перепутал один народ с другим. Есть еще что-то, чего мы пока не знаем.

Во всяком случае, очевидно, что гаплогруппа ассоциируется с биологической идентичностью народа, с его национальной плотью. А плоть, в свою очередь, несет в себе национальный дух, который определяет характер жизнедеятельности данного народа. Каким образом они между собой связаны, плоть и дух, материальное и идеальное, науке тоже неизвестно. Но связаны точно, поскольку, как подметил автор теории этногенеза Л.Н. Гумилев, в одних и тех же условиях характер жизнедеятельности разных народов различается. Если условия внешней среды одни и те же, а действуют в этих условиях разные народы по-разному, это значит, что причина отличий кроется в самих народах, состоящих из разной национальной плоти, в которой живет разный национальный дух.

В доступной естественнонаучному исследованию плотской части материально-идеального феномена под названием «народ» известен пока только один фрагмент, стабильно отличающий один народ от всех остальных народов на земле - гаплогруппа. Может быть, есть что-то еще, но мы пока этого не знаем. Да и для исследования исторических путей народов на Земле знать больше необязательно, гаплогрупп достаточно, поскольку на путях движения народов в ДНК местного населения остаются несмываемые тысячелетиями следы в виде этих самых гаплогрупп.

Гаплогруппа биологических русских - R1a1. Именно с ней связана жизнедеятельность русского народа в течение последних четырех с половиной тысяч лет. С гаплогруппами, которые сохранились в ДНК этнических русских, ассоциируются исторические судьбы других народов - тех, у кого эти гаплогруппы доминируют вплоть до настоящего времени. Русская судьба является производной от национальных особенностей русского народа, которые переняли ассимилированные им этнические русские, разделившие русскую судьбу и принявшие в ней участие вместе с биологическими русскими. Но природными носителями этих особенностей, составляющих русскую национальную самобытность, остаются именно биологические русские и только они.
Русский народ жив до тех пор, пока русский дух имеет пристанище в русской плоти, то есть пока в популяции доминирует русская кровь, помеченная гаплогруппой R1a1. Этнические русские, какова бы ни была полнота их ассимиляции, по определению не могут быть носителями русского духа, поскольку их плоть изначально создана для другого духа, нерусского. Многие из них способны чрезвычайно тонко чувствовать русскость в культуре и внести ценный вклад в русскую духовную сокровищницу. Достаточно упомянуть великого поэта Пушкина, блестяще завершившего процесс оформления современного русского языка, на котором мы говорим и думаем до сих пор. Африканское происхождение (скорее всего, в ДНК Пушкина присутствовала африканская гаплогруппа А) не помешало ему стать одним из самых русских поэтов всех времен.

Все это так, но только в индивидуальном порядке. История показывает, что этническая популяция сама по себе, в отрыве от популяции биологической, не в состоянии полноценно продолжить духовную жизнь народа. Без национальной плоти национальный дух, даже очень сильный, развиваться не может и быстро деградирует. На что уж сильным было влияние античной культуры на народы Европы, много веков входившие в состав Римской империи, однако с исчезновением биологических носителей этой культуры - древних римлян живой дух античности иссяк. Галлы и прочие народы империи (знать которых на закате Рима по части римской образованности порой превосходила самих римлян) не смогли продлить жизнь римского духа. Причина проста - дух и плоть народа едины, и дух не может переселиться из одного народного тела в другое, в котором изначально живет иной дух.

Так и русский дух живет в русской плоти, биологически определяемой гаплогруппой R1a1. Недаром враги русской нации, проповедуя интернационализм и космополитизм, стараются разбавить русскую кровь посторонними примесями. Их цель состоит в том, чтобы превратить биологических русских в этнических и тем самым подорвать материальную основу русского духа, направив развитие русской цивилизации по пути тех великих народов древности, от которых сейчас остались одни воспоминания. Древние греки, древние римляне и прочие исчезли с лица земли потому, что потеряли сами себя, свою биологическую, а с ней и духовную идентичность.

Соответственно, первостепенная задача защитников русского народа заключается в сбережении и умножении русской крови. Только в ней может жить и крепнуть русский дух наперекор врагам России.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Российская Федерация принадлежит к числу многонациональных государств мира.

В перечне национальностей выделено более 160 этносов.

Все населяющие Российскую Федерацию народы принадлежат к девяти языковым семьям: индоевропейской, картвельской, уральско-юкагирской, алтайской, эскимосско-алеутской, северокавказской, енисейской, сино-тибетской, чукотско-камчатской.

Кроме того, один народ (нивхи) занимает в языковом отношении изолированное положение.

Подавляющее большинство этносов России, в совокупности насчитывающих 122,9 млн чел. (84,7% населения страны), относится к индоевропейским народам.

Индоевропейская семья подразделяется на несколько групп, из которых в России представлены следующие: славянская, балтийская, германская, романская, греческая, армянская, иранская и индоарийская.

Крупнейшая из этих групп - славянская (119,7 млн чел.-82,5% всего ). К ней, прежде всего, относится основной народ страны - русские который насчитывает, по данным переписи 2002 г., 115,9 млн чел., составляя 79,8% всего населения России. Славянами являются и проживающие на территории России украинцы, белорусы, поляки, болгары, и представители некоторых других народов. Русские резко преобладают в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Из всех субъектов Российской Федерации ниже всего доля русских в Республике Дагестан, а после известных военных событий она, вероятно, стала ещё более низкой и в Чеченской Республике.
Такой большой и широко расселённый народ, как русские, несмотря на значительную монолитность, естественно, включает субэтнические группы разного иерархического уровня. Прежде всего выделяют северных и южных великорусов, существенно различающихся между собой по диалекту, отдельным элементам материальной и духовной культуры. Однако общих черт в культуре разных групп русского народа гораздо больше, чем различий. Единство русских подчеркивается и тем, что наряду с северными и южными великорусами существует переходная среднерусская группа, в культуре и языке которой сочетаются как северные, так и южные элементы.

Область расселения северных великорусов простирается от Финского залива до Урала и более восточных регионов, охватывая Архангельскую, Мурманскую, Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую области, северо-восток Тверской области, северную и центральную части Нижегородской области, Кировскую область, Пермский край, Свердловскую, Оренбургскую, Ульяновскую области, восточную часть Саратовской области, Астраханскую область, а также Республику , Республику Коми, Удмуртскую Республику, Республику Марий Эл, Чувашскую Республику - Чувашию, Республику Татарстан (Татарстан), Республику Башкортостан (наряду с коренным населением этих республик).

В составе северных великорусов выделяется ряд этнографических групп более низкого иерархического уровня. Это, прежде всего, поморы, а также близкие к ним по происхождению и культуре мезенцы, пустозеры и усть-цилёмы. Несколько обособленными группами северных великорусов являются также каргополы, заонежане, ильменские поозеры, пошехонцы, кержаки.

Ареал среднерусской группы находится, преимущественно, в междуречье рек Волга и Ока. В составе этой группы выделяются тудовляне, живущие в Тверской области по реке Туд (приток реки Волга) и представляющие собой по происхождению обрусевших белорусов, и русская мещёра, расселенная на севере Рязанской области и в ряде других районов и, возможно, генетически связанная с отмеченной в летописи финноязычной мещёрой.

Особое положение занимает переходная группа, обитающая в Псковской и Смоленской областях и соседних районах Тверской и Калужской областей и обладающая рядом языковых и культурных черт, сближающих её с белорусами. Особенно это относится к населению Смоленской области, разговорный язык которого ближе к языку, чем к русскому (хотя по этническому самосознанию группа, бесспорно, русская).

Южные великорусы расселены в южной полосе России, от бассейна реки Десна на западе до верховьев рек Хопёр и Медведица на востоке, от среднего течения реки Ока на севере до Главного Кавказского хребта на юге.
Из этнографических групп южных великорусов на территории Европейской части России обитают полехи, которых считают потомками древнего населения Руси, никогда не уходившего с другими южнорусскими группами на север от нападения кочевников; кроме них, в качестве несколько обособленных групп выделяются саяны и цуканы.

Русское население Сибири и Дальнего Востока сложилось в результате переселе-ния из различных районов России, причем доля этих регионов в разные исторические периоды была неодинаковой. Сибирское старожильческое население представлено преимущественно северными великорусами XVI-XVIII вв., «новоселы», или, как их называют старожилы «российские», происходят главным образом, из южных губерний России (вторая половина XIX в.).

Среди старожильческого населения выделяются несколько весьма специфичных групп, многие из которых по хозяйственным занятиям, культуре и языку сильно обособились от основной части русского населения. Это, так называемые обские старожилы, сельдуки и горюны, затундреные крестьяне, усвоившие язык, русско-устьинцы или индигирщики, колымчане или нижнеколымцы, частично перешедшие на якутский язык походчане или среднеколымцы, марковцы.

Расселение русских

Совершенно особое положение среди субэтнических групп русского населения занимают казаки. Обладая рядом общих культурно-бытовых черт, тем не менее они являются единым целым. Донские казаки расселены в Ростовской и Волгоградской областях, кубанские - в Краснодарском крае (в их составе имеется весьма значительный компонент), терские - в Ставропольском крае, а также в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Северная Осетия-Алания, в Чеченской Республике и в Республике Дагестан, астраханские - в Астраханской области, оренбургские - в Оренбургской, Челябинской и Курганской областях, забайкальские (имеют существенную примесь) - в Читинской области и Республике Бурятия, амурские - в Амурской области и Еврейской автономной области, уссурийские - в Приморском и краях. Живущие в России уральские казаки сосредоточены в ряде юго-западных районов Оренбургской области, сибирские казаки - в некоторых районах Омской области.
Украинцы (2,9 млн чел.-2% населения России) образуют наиболее высокую долю в населении некоторых северных субъектов Российской Федерации: в Ямало-Ненецком автономном округе, в Чукотском автономном округе, Магаданской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Удельный вес белорусов (в целом по стране их насчитывается 815 тыс. чел., что составляет 0,6% населения) относительно высок в Калининградской области и Республике Карелия. (73 тыс. чел.) расселены по территории России дисперсно, образуя значительные группы в городах Санкт-Петербург и Москва; в Омской области имеется небольшой по площади сельский анклав, где преобладает польское население. Болгары, чехи, также расселены весьма разбросанно.

Из народов романской группы в России проживают молдаване (172 тыс. чел.- 0,1% населения страны), румыны, испанцы и кубинцы (соответственно 6 тыс. чел., 2 тыс. чел. и 1,6 тыс. чел.), дисперсно расселенные по территории страны.

К греческой группе относятся одни греки (98 тыс. чел.), преимущественно сосредоточеные в Краснодарском и Ставропольском краях.

Армянская группа также представлена одним этносом - армянами (1,1 млн чел. - 0,8% населения России). Армяне широко расселены по всей стране, но больше всего их живет на юге Европейской части России. Значительная группа армян проживает в Москве.

Балтийская группа представлена сравнительно небольшим числом и латышей (соответственно 45 тыс. чел. и 29 тыс. чел.), расселенных в ряде районов страны. При достаточно дисперсном расселении они образуют небольшие компактные массивы в Красноярском крае. Значительное число латышей, кроме того, обитает в Омской области, литовцев - в Калининградской области. и литовцы проживают также в городах Москва и Санкт-Петербург. В числе латышей имеются представители этнической группы латгальцев (в своем большинстве католиков), которых прежде считали отдельным народом.

К германской группе относятся прежде всего немцы (597 тыс. чел. - 0,4% населения России). Они расселены по стране довольно дисперсно, однако основной район их проживания - юг Западной и Средней Сибири. Российские немцы неоднородны: среди них по языку и некоторым особенностям культуры прежде всего выделяются потомки выходцев из Южной и Северной , а в числе последних особую этно-графическую группу образуют меннониты.

Условно к германской группе могут быть причислены евреи (230 тыс. чел. - 0,2% населения России). Подавляющее большинство российских евреев относится к говорившим некогда на идише , однако среди них есть также небольшое число сефардов, интегрированных в состав ашкеназов. Среди евреев в городах, преимущественно в крупных, самые многочисленные их группы сосредоточены в Москве, Самаре, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, .

К иранской группе относятся в первую очередь осетины (515 тыс. чел.- 0,4% населения России) и горские евреи (3тыс. чел.). в основном, сосредоточены в Республике Северная Осетия–Алания; есть они и в соседних с ней районах. Горские евреи живут, в основном, в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. Ираноязычные расселены в России дисперсно.

Индоарийская группа представлена в России в первую очередь (183тыс. чел. - 0,1% населения России). Цыгане расселены по стране широко и имеются практически во всех субъектах Российской Федерации. Однако, частично сохраняя традиции кочевой жизни они более тяготеют к южным, «теплым» районам. Наиболее значительные группы цыгане образуют в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской области.
К картвельской семье относятся грузины (198 тыс. чел. - 0,1% населения страны). Они нигде в стране не составляют значительных групп. Выше всего доля грузин в населении ряда регионов Северного Кавказа (Республика Северная Осетия–Алания, Краснодарский край, Ставропольский край), а также в Москве; но и в этих местах их насчитывается немного. В числе грузин в России имеются мегрелы (и небольшое число сванов) и евреи (1,2 тыс. чел.).
Довольно широко представлена в России уральско-юкагирская семья, хотя она и очень сильно уступает индоевропейской семье по своей численности. К ней принадлежит 2,8 млн чел. - 1,9% населения России. Уральско-юкагирская семья подразделяется на три группы: финско-угорскую (к ней относится большинство народов этой семьи), само-дийскую и юкагирскую.

К финно-угорской группе принадлежат карелы (125 тыс. чел. - 0,1%), ижорцы (0,4 тыс. чел.), финны (в подавляющем большинстве ингерманладские - 47 тыс. чел.), эстонцы (46 тыс. чел.), (вероятно, 0,2 тыс. чел.), вепсы (12 тыс. чел.), саамы, или лопари (2 тыс. чел.), мордва (935 тыс. чел. - 0,6%), (595 тыс. чел. - 0,4%), удмурты (713 тыс. чел. - 0,5%), бесермяне (10 тыс. чел.), коми (358 тыс. чел. - 0,2%), коми-пермяки (141 тыс. чел. - 0,1%), (22 тыс. чел.), (8 тыс. чел.) и венгры (6 тыс. чел.).

Карелы сосредоточены, прежде всего, в Республике Карелия, однако составляют в ней меньшинство населения. Второе важное место проживания карел - Тверская область, где карелы занимают достаточно компактный ареал. Карелы живут также в Мурманской и Ленинградской областях и городе Санкт-Петербург. Близкий малочисленный народ ижорцы, в основном, сосредоточен в Ленинградской области. Финны живут, преимущественно, в Республике Карелия, Ленинградской области и городе Санкт-Петербург. расселены по стране дисперсно. Наиболее значительные группы их имеются в Красноярском крае и городе Санкт-Петербург. Быстро ассимилируемый окружающим русским населением, малочисленный этнос водь, (подавляющее большинство которых не знает родного языка и говорит только по-русски) живет в нескольких деревнях Ленинградской области. Вепсы сконцентрированы, в основном, в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. Саамы представлены в России маленькой группой, подавляющее большинство которых сосредоточено в Мурманской области. Самым крупным народом уральско-юкагирской семьи в России является мордва. занимает по численности восьмое место среди народов Российской Федерации. Народ расселен очень дисперсно, и в Республике Мордовия живет около трети всей мордвы. Значительные группы мордвы имеются в Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и Нижегородской областях. В Поволжье, несколько севернее мордвы, живут марийцы, расселение которых также дисперсное. В Республике Марий Эл живет лишь половина всех марийцев России. Существенна доля марийцев в населении Республики Башкортостан, Кировской области, Свердловской области и Республики Татарстан (Татарстан). Живущие на Урале удмурты, в основном, сосредоточены в Удмуртской Республике, хотя и составляют в ней около трети населения. Из других субъектов Российской Федерации, в которых проживают удмурты, следует отметить Кировскую область, Пермский край, Республику Татарстан (Татарстан), Республику Башкортостан и Свердловскую область. В северной части Удмуртской Республики живет небольшой народ бесермяне, ассимилированный в языковом (но не в этническом!) отношении окружающим населением. Живущие на севере Европейской части России коми, или коми-зыряне в подавляющем большинстве сосредоточены в своей Республике Коми. За пределами республики наиболее значительные по численности группы коми имеются в Ненецком автономном округе и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Близки к коми-зырянам коми-пермяки, которые также, в основном, сосредоточены в Пермском крае. Живущие в Западной Сибири ханты, преимущественно, сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и Ямало-Ненецком автономном округе. Расселенные юго-западнее манси в подавляющем большинстве живут в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

Значительно меньше другая группа уральско-юкагирской семьи - самодийская. К ней относятся только четыре народа: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. (41 тыч. чел.), преимущественно, сосредоточены в Ямало-Ненецком автономном округе, в Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края (бывший Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ). В этих регионах они составляют небольшую долю населения. Энцы - один из самых малочисленных . По данным переписи 2002 г., их было немногим более 300 человек. Нганасаны, в основном, сосредоточены на севере Красноярского края. Селькупы (4 тыс. чел.), преимущественно, расселены в двух довольно отдаленных друг от друга местах: северные (тазовские) селькупы живут в Ямало-Ненецком автономном округе, южные (тымские, нарынские) - на севере Томской области.

Группа объединяет два народа: юкагиров (около 2 тыс. чел.) и чуванцев (более 1 тыс. чел.). Большинство юкагиров расселено в Республике Саха (Якутия). Сравнительно небольшая их группа живет в Чукотском автономном округе. В нём же сосредоточено большинство чуванцев. Все утратили свой родной, близкий к юкагирскому, язык и говорят сейчас либо по-русски (оседлые чуванцы, обитающие в районе села Марково), либо по-чукотски (кочевые чуванцы, обитающие в верховьях реки Анадырь).

Алтайская семья - вторая по численности в России после индоевропейской, хотя и почти в десять раз ей уступающая. К ней принадлежит 12,7 млн всех жителей России (8,7% всего населения). Она включает пять групп, из которых в нашей стране достаточно широко представлены четыре: тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская и корейская.
Самая большая из этих групп - тюркская, к которой в Российской Федерации относятся следующие народы: чуваши (1,6 млн чел. - 1,1% населения России), татары включая сибирских (5,3 млн чел. - 3,6%), переселившиеся в Россию крымские татары,
(6 тыс. чел.), кряшены (около 300 тыс. чел. - 0,2%), нагайбаки (10 тыс. чел.), башкиры
(1,7 млн чел. - 1,2%), казахи (654 тыс. чел. - 0,5%), (6 тыс. чел.), ногайцы (91 тыс. чел.), кумыки (423 тыс. чел. - 0,2%), карачаевцы (192 тыс. чел. - 0,1%), (78 тыс. чел.), азербайджанцы (622 тыс. чел. - 0,4%), туркмены (33 тыс. чел.), (123 тыс. чел.), или алтай-кижи (около 45 тыс. чел.), теленгиты (примерно 5 тыс. чел.), (1,7 тыс. чел.), тубалары (1,6 тыс. чел.), кумандинцы (3 тыс. чел.), челканцы (0,9 тыс. чел.), чулымцы (0,7 тыс. чел.), шорцы (14 тыс. чел.), хакасы (76 тыс. чел.), тувинцы (243 тыс. чел. - около 0,2%), тофалары (0,8 тыс. чел.), сойоты (3 тыс. чел.), якуты (444 тыс. чел. - 0,3%), долганы (7 тыс. чел.).

Пятый по численности народ страны - наполовину сосредоточен в Чувашской Республике - Чувашия, где он составляет большинство населения. Значительные группы чувашей живут в Ульяновской области, в Республике Татарстан (Татарстан), Самарской области, в Республике Башкортостан, в Тюменской, Оренбургской и некоторых других областях страны.

Татары (второй по численности после русских народ России) довольно широко расселены по территории страны. Кроме своей республики и близлежащих субъектов - регионов их компактного проживания, много татар живет в западно-сибирских областях (Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской). Высокая доля татар в Тюменской области связана с тем, что здесь проживают сибирские татары, являющиеся коренными жителями этих мест и признаваемые некоторыми учеными за отдельный этнос. Сибирские татары отличаются от казанских и других европейских татар своим диалектом и антропологическим типом (они более монголоидны). Сибирские татары весьма дисперсно расселены и распадаются на ряд этнографических групп: тюменско-туринские, тобольские, заболотные (ясколбинские), тевризские (), барабинцы, томские, чаты, калмыки.

Отдельным народом считают себя кряшены. Две трети их сконцентрированы в Республике Татарстан (Татарстан) (преимущественно в севверной и восточной его частях), одна треть - в других субъектах Российской Федерации: в Республике Башкортостан, Алтайском и Красноярском краях, в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике. Близки кряшенам нагайбаки, живущие в двух районах Челябинской области.

Четвертый по численности народ Российской Федерации, расселены, подобно многим народам и Предуралья, весьма дисперсно. В самой Республике Башкортостан живет свыше двух третей всех башкир России, но они составляют там меньшинство населения.

За пределами Республики Башкортостан наиболее крупные группы представителей башкир имеются в Оренбургской, Свердловской, Курганской, Челябинской областях, в Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Казахи сосредоточены прежде всего в граничащих с регионах: Астраханской, Оренбургской, Омской, Саратовской, Волгоградской областей и в Алтайском крае.

Преимущественно сосредоточены в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан и Ставропольском крае. в подавляющем большинстве сконцентрированы в Республике Дагестан. , преимущественно, проживают в Карачаево-Черкесской Республике, однако они составляют там сравнительно небольшую часть населения.
Балкарцы в основном (90%) проживают в Кабардино-Балкарской Республике.

К огузской, или юго-западной, подгруппе тюркской группы относятся живущие в России азербайджанцы, турки-месхетинцы (25 тыс. чел.), турки-османы (21,5 тыс. чел.) гагаузы (10 тыс. чел.) и туркмены. Азербайджанцы представлены практически во всех субъектах Российской Федерации, однако образуют заметную долю населения только в Республике Дагестан. , живущие в России, только в одном месте - Ставропольском крае - образуют заметный «сгусток» населения. Там живут так называемые ставропольские туркмены, или трухмены. Другой среднеазиатский народ - узбеки в отличии от туркменов нигде не образуют компактного территориального массива и расселен крайне дисперсно.

Алтайцы (алтай-кижи) относятся к южно-сибирской подгруппе тюркской груп-пы. Алтайцы, в основном, сконцентрированы в Республике Алтай. К алтайцам прежде присоединяли пять тюркоязычных народов: теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев и челканцев. В эту подгруппу также входят чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы и тофалары.

Теленгиты проживают в юго-восточной части Республики Алтай, телеуты - преимущественно, в Кемеровской области, тубалары - на северо-востоке Республики Алтай, кумандинцы - на юго-востоке Алтайского края и крайнем севере Республики Алтай, челканцы - также на крайнем севере этой республики. Чулымцы живут в бассейне реки Чулым в Томской области и на юго-западе Красноярского края. Шорцы расселены на юге Кемеровской области (Горная Шория), а также в Хакасии. Подавляющее большенство (80%) сконцентрированы в Республике Хакасия, почти все тувинцы (96%) - в Республике Тыва. Среди тувинцев выделяется субэтническая группа (36 тыс. чел.), расселенная на северо-востоке Республики Тыва. Близкий тувинцам-тоджинцам малочисленный тюркоязычный народ тофалары, в основном, сосредоточен в Иркутской области. В соседнем с Иркутской областью Окинском районе Республики Бурятия живет родственный тофаларам, не учитывающийся в последних переписях народ сойоты. Этот народ говорил некогда на языке, очень близком тофа-ларскому, но ныне практически полностью перешел на бурятский язык.

Один из самых северных народов - якуты - почти целиком сосредоточен на территории Республики Саха (Якутия), где якуты составляют треть населения, сильно уступая по численности русским. К якутам по языку очень близки долганы, проживающие, преимущественно, на севере Красноярского края, а также в примыкающих районах Республики Саха (Якутия).

Еще одна, относящяяся к алтайской семье - монгольская группа - представлена в России, главным образом, двумя довольно значительными народами: бурятами (445 тыс. чел. - 0,3% населения страны) и (174 тыс. чел. - 0,1% населения страны). Буряты в основном сосредоточены в трех субъектах Российской Федерации: Республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Агинском Бурятском автономном округе. Между восточными, забайкальскими, бурятами и западными, иркутскими, имеются некоторые различаи в языке и культуре. Подавляющее большинство калмыков живут в Республике Калмыкия. К группе относится и проживающая в России маленькая группа халха-монголов (2 тыс. чел.).

К третьей группе алтайской семьи - тунгусо-маньчжурской - относятся эвенки (35 тыс. чел.), негидальцы (0,8 тыс. чел.), эвены (19 тыс. чел.), нанайцы (12 тыс. чел.), ульчи (3 тыс. чел.), (ульта) (0,1 тыс. чел.), орочи (0,8 тыс. чел.), удэгейцы (1,7 тыс. чел.) и, условно, тазы (0,3 тыс. чел.). расселены очень дисперсно. В Республике Саха (Якутия) живет около половины общего их числа, имеются они также в Хабаовском крае, на севере Красноярского края, в Республике Бурятия, Иркутской и Амурской областях и некоторых других местах. Негидальцы сконцентрированы в своем большинстве в долине реки Амгунь в Хабаровском крае. Эвенов больше всего живет в Республике Саха (Якутия), есть они также в Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе. Нанайцы в подавляющем большинстве сосредоточены по реке Амур и его притокам в Хабаровском крае. В Хабаровском крае, в основном, расселены ульчи; ороки, главным образом живут в Сахалинской области, орочи - в Хабаровском крае, удэгейцы - в Приморском и Хабаровском краях. Условно к тунгусо-маньчжурской группе отнесены тазы - народ нанайско-удэгейского происхождения, перешедший на китайский язык и заимствовавший многие элементы китайской культуры. Сейчас тазы сосредоточены в селе Михайловка Приморского края. Основным языком у многих тазов стал русский.
Корейская группа включает только один народ - корейцев (148 тыс. чел. - 0,1% населения страны), которые дисперсно расселены по России, однако значительная группа их проживает в Сахалинской области, есть они также в Приморском и Хабаровском краях и Ростовской области.

Очень малочисленная эскимосско-алеутская семья (к ней относятся 2,4 тыс. чел., то есть только 0,002% населения России) объединяет два народа: эскимосов и алеутов. (1,8 тыс. чел.) живут, преимущественно, на восточном побережье полуострова и на острове , алеуты (0,6 тыс. чел.) - в Камчатском крае, в основном, на Камандорских островах.

Северокавказская семья (к которой относится 4,6 млн чел., то есть 3,2% населения России) как это отражено в её названии, объединяет народы, в своем подавляющем большинстве расселенные на Северном Кавказе. Семья подразделяется на две группы: абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую.

Абхазско-адыгская группа включает четыре близкородственных адыгских народа, а также абазин. Адыгские народы ( , даргинцев , кубачинцев, кайтагцев, табасаран, ленгиз, агулов, рутульцев, цахуров.

Енисейская семья (1,9 тыс. чел. - 0,001% населения России) весьма малочисленна: в России её представителями являются кеты (1,8 тыс. чел.) и близкие к ним юги (0,1 тыс. чел.), из которых в какой-то мере помнит родной язык только 2-3 человека. Некоторые ученые считают югов самостоятельным народом, другие полагают, что это субэтнос кетов. И кеты, и юги расселены по среднему и нижнему течению реки Енисей и его притокам, преимущественно, в Красноярском крае.

Сино-тибетская семья (36 тыс. чел. - 0,02% населения России) представлена в России, в основном, китайцами (по данным переписи 2002 г. 35 тыс. человек, хотя в действительности их, по-видимому, значительно больше). Китайцы есть в Хабаровском и Красноярском краях, Иркутской области. В целом же для китайцев в России характерно дисперсное расселение.

Небольшая по численности чукотско-камчатская семья (31 тыс. чел. - 0,02% населения России) включает чукчей, коряков и алюторцев, кереков, ительменов и, условно, . Самый значительный из перечисленных народов - чукчи (16 тыс. чел.) - преимущественно расселен в Чукотском автономном округе, где он составляет сравнительно небольшую часть населения. Живут они и на севере Камчатского края (бывший Корякский автономный округ). делятся на две группы: чаучу - оленные и анкалын - береговые. вместе с алюторцами насчитывалось по данным переписи 2002 г. 9 тыс. чел. Среди коряков выделяются нымыланы (береговые) и чувчувены (оленные). Алюторцы живут в районе мыса Олюторский и в других районах на севере Камчатского края. Кереки - один из самых малочисленных народов Российской Федерации, их насчитывается всего 22 человека, из которых говорящих по-керекски только 3 человека. Еще один народ чукотско-камчатской семьи - ительмены (3 тыс. чел.) - обитает на севере Камчатского края и в Магаданской области. Условно к чукотско-камчатской семье можно отнести камчадалов (2 тыс. чел.) - народ смешанного ительмено-русского происхождения, говорящий на русском языке, но сохранивший некоторые элементы ительменской культуры. Большинство камчадалов живет в Камчатском крае. В предыдущих переписях их включали в состав русских.

Изолированный в языковом отношении народ нивхи (5 тыс. чел.), в основном, рас-селен в пределах двух субъектов Российской Федерации - в Хабаровском крае и в Сахалинской области.

В России есть еще представители двух языковых семей, однако они расселены дисперсно, нигде не образуют компактных массивов. Это - принадлежащие к семитской семье (25 тыс. чел. - 0,02% населения страны) ассирийцы (14 тыс. чел.) и арабы (11 тыс. чел.) и относящиеся к австроазиатской семье (26 тыс. чел. - 0,02% населения страны) вьетнамцы.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Славяне - одни из коренных обитателей Восточной Европы, но они подразделяются на три большие группы: восточных, западных и южных, каждой из этих общностей присущи схожие черты культуры и языка.

А русские люди - часть этой большой общности - происходили из наряду с украинцами и белорусами. Так почему русских назвали русскими, как и в каких условиях это произошло. Постараемся найти ответы на эти вопросы в этой статье.

Первичный этногенез

Итак, совершим путешествие в глубь истории, а точнее, в момент, когда начинают формироваться это IV-III тысячелетие до нашей эры.

Именно тогда происходит этническое размежевание европейских народов. Из общей среды выделяется славянская масса. Она тоже не была однородной, несмотря на сходство языков, в остальном славянские народы довольно сильно отличаются, это касается даже антропологического типа.

Это неудивительно, так как они смешивались с разными племенами, получался такой результат при общем происхождении.

Первоначально славяне и их язык занимали весьма ограниченную территорию. По предположению ученых она была локализована в районе среднего течения Дуная, лишь впоследствии славяне расселились в районах современной Польши, Украины. Белоруссии и южной России.

Расширение ареала

Дальнейшее расширение славян и дает нам ответ на происхождение русского народа. В IV-III веках до нашей эры славянские массы сдвигаются к центральной Европе и занимают бассейны Одера и Эльбы.

На этом этапе еще нельзя говорить о сколько-нибудь четком разграничении внутри славянского населения. Наибольшие изменения в этническое и территориальное размежевание вносит гуннское нашествие. Уже к пятому веку нашей эры славяне появляются в лесостепях современной Украины и южнее в районе Подонья.

Здесь они успешно ассимилируют немногочисленные иранские племена и основывают населенные пункты, одним из которых становится Киев. Однако от прежних хозяев земель остаются многочисленные топонимы и гидронимы, которые и позволили сделать вывод, что славяне появляются в этих местах примерно к вышеуказанному периоду.

В этот момент происходит бурный рост славянского населения, что привело к появлению крупного межплеменного объединения - Антского союза, именно из его среды появляются русские. История происхождения этого народа тесно связана с первым прообразом государства.

Первые упоминания о русских

С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.

К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.

Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия - русины, русь.

В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два - один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название - Русь.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово "русый" означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение "русский", руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.

И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек - понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.

История русского народа изначально вершилась на обширных географических просторах. Древнерусское государство, возникнув в IХ в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей. Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси от предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала — это правый берег Среднего Полноправья — Подонье — Приазовье. На этой территории в VI-VII столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в IХ-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена.

Слово Русь принадлежит к индоевропейской семье языков. Двойственная огласовка корня Рос/Русь есть отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном варианте. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый. Такое понимание русская народная лексика сохраняла вплоть до ХХ века. Слово Русь как весь белый свет или тверское понятие на Руси, т.е. на открытом месте, просторе, на юру.

По мере расселения восточнославянских земледельцев в Древнерусском государстве происходил непрекращающийся процесс внутреннего освоения земель, сопровождавшийся этнокультурными контактами с разноязычными народами и в первую очередь с наиболее территориально расселенными балтами (балты — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом и населяющие сегодня территорию Прибалтики от Польши и Калининградской области до Эстонии) и финно-уграми. В Х-ХП веках славяноруссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских. Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240г.), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этнотерриториальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.

Освоение русскими обширных пространств является отличительной чертой истории России. Очень рано русские осваивают бассейны великих северных рек – Печоры, Онеги, Северной Двины; в ХIII веке русские уже компактно заселяют Северо-Восточную Русь; в ХVI-ХVП вв. осваивают Среднее и Нижнее Поволжье, Северное и Южное Приуралье, запустевшие из-за набегов кочевников лесостепи и степи Донской Руси, а также Северный Кавказ. Особенность движения русских на северо-восток и восток характеризуется двумя важными факторами. Это, прежде всего, обилие свободных угодий, что позволяло русским переселенцам не сталкиваться в своих интересах с коренными народами. Во-вторых, осваивались почти безлюдные пространства: на северо-востоке – огромная область Поморья с труднопроходимыми лесами и лесотундрами, с холодным субарктическим климатом; на востоке – Заволжье с дремучими лесами и, за Уралом, юг Сибири, Алтай и Забайкалье; на юго-востоке – огромные пространства с полупустынями вплоть до Средней Азии. Выдающееся геотерриториальное значение для русских имело освоение Сибири и Дальнего Востока. В итоге с ХV века Русское государство становится евроазиатским. В этом выдающийся феномен русских, сумевших объединить евразийское пространство в единое государство.

В старом русском лексиконе есть ёмкое и гордое слово землепроходцы. Так именовали первую горстку отважных людей, которые открывали для себя новые земли и сами же их хозяйственно осваивали (в отличие от колониальных завоеваний европейцев). В течение всего обозримого исторического периода русскими было освоено 21 млн. кв. км земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. Вместе с ними возрастала численность населения империи. Если при Петре I население России составляло несколько более 13 млн. человек, то в 1913 г. – 174 млн. Такое увеличение произошло главным образом вследствие быстрого прироста населения; в меньшей степени за счет присоединения новых земель. К началу ХХ в. русские в Европейской части России составляли 90% населения. Всего численность русских в 1913 г. была около 76 млн. человек.

С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России – 120 млн. Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов – еще и резко возросшей смертности. По переписи 2000 г. численность русских в России составила 126 млн. человек. Увеличение на 6 млн. человек числа русских в России по сравнению с переписью 1989 г. произошло исключительно за счет притока русского населения из бывших союзных республик в Россию (примерно, 4 млн. человек), а также вследствие изменения этнического самосознания у части населения других национальностей, проживающих в России; кроме того с 2000 г. слегка стабилизировались показатели естественного прироста населения.

Меняется и картина расселения. Уже в течение 1980-х годов наблюдалось сокращение миграций русских за пределы России при одновременном их оттоке из бывших союзных республик. В 1990-е годы этнотрансформационные процессы (процесс называется этнотрансформационным, когда при изменении отдельных компонентов этноса, изменяется этническое самосознание входящих в него людей, при этом, изменяется и этническая принадлежность человека) усилились. Возрос поток русских мигрантов в дальнее зарубежье. В итоге депопуляционных процессов (депопуляционные процессы — снижение темпов роста населения, уменьшение его численности) демографы прогнозируют значительное сокращение численности русского населения к середине ХХI в.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге. До распада СССР общее число говоривших на русском языке было около 250 млн. человек. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность. В основе современного русского алфавита лежит кириллица – одна из древнейших славянских азбук.

Этноконсолидирующую роль (этноконсолидация — отношение людей к языку, национально-культурная идеология) на всех этапах русской истории играло Православие. Эту историческую миссию Русское Православие продолжает и в современных условиях. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.

Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Эти особенности и различия сформировались в ходе этнической истории русских под влиянием многообразия природно-климатических условий и соответственно территориально-хозяйственных укладов жизни. Поэтому в этнографической литературе традиционно выделяются этнокультурные ареалы (от area – площадь, пространство), характеризуемые спецификой диалектных наречий, антропологическими типами, наличием этнографических групп населения, этнокультурными особенностями в хозяйственных занятиях, промыслах и материальной культуре, многообразием локальных обычаев и обрядов при единстве общей модели ритуально-праздничной культуры. К примеру, этнографы традиционно выделяют на Европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы, а между ними промежуточный центр. Такое деление основывается на различиях в говорах и элементах народной культуры. Еще в начале ХХ в. эти различия между северорусским и южнорусским ареалами были весьма ощутимы. В течение ХХ в. шло сглаживание некоторых этнокультурных различий (особенно в одежде, а также языке сглаживаются местные говоры — почти не осталось областных диалектов). Но свои особенности в жизни северных и южных русских останутся, поскольку ощутимая разница в природно-климатических зонах влияет и на специфику повседневной культуры.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немало сделано русскими. Но главное, по некоему историческому промыслу, что выпало осуществить русским, — это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.