Романтизм в англии. Романтизм в английской литературе XIX в., его исторические, философские, эстетические источники и основные течения Романтизм в англии литература

РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ

Эстетика и периодизация английского романтизма

Социально-исторической предпосылкой появления романтизма в Англии было то, что она пережила промышленный переворот в 1688-1689 годах, в результате чего произошло широкое внедрение машин в производство. Итог – возникновение единого британского колониального государства. Завершается становление английского языка и литературы. В это время происходит оформление английской ментальности, основные черты которой – практичность и эмпирическая направленность.

На становление романтической литературы в Англии оказало влияние творчество Шекспира. Он существовал в литературном наследии как живая традиция, живой культурный опыт нации. В эстетике Шекспира романтики отбирали то, что соответствовало их эстетике: культ сверхчеловека, романтического злодея, культ любви.

Как и в немецком романтизме, в Англии получают развитие такие категории, как чувство, воображение, возвышенное и живописное.

Поэтика английского романтизма.

1. Культ чувства и культ природы.

С одной стороны, утверждается гармония между человеком и природой (Шелли и поэты-лейкисты). С другой стороны, возникает трагический разлад между природой и социумом (Томас Мур).

2. Проблема личности интересовала романтиков в психологическом, историческом и социальном планах. Романтики пытались передать диалектику внутренней жизни человека. В социальном плане романтиков интересовало противоречие между законами внутренней жизни личности и социумом. В историческом плане романтики изображали личность в непосредственной связи с подробностями бытовой культуры: быт разных исторических эпох, быт этносов. Их интересовало сочетание обыденного и необычного в современной жизни, причем всегда преобладал интерес к реальным фактам. Романтики верили в сверхъестественные силы, в возможность существования демонических, страстных характеров («Легенда о Франкенштейне» Мэри Шелли).

3. Преобладающим был жанр исторического романа, в котором герои оказывались в центре исторических событий и своими действиями изменяли ход истории.

4. Ярко выраженная публицистичность английской литературы. Расцвет журналистики, культ журнала. Ярче всего публицистическое начало выражено в творчестве Байрона, Шелли.

5. Ведущие жанры: медитативная лирика, лиро-эпическая поэма, исторический роман.

Периодизация английского романтизма.

В развитии английского романтизма можно выделить три периода.

I . 1790-е годы.

В это время формируются основные принципы английской романтической эстетики. В английской литературе активно работают У. Блейк, поэты-лейкисты, С. Кольридж, Р. Саути.

II . 1800-1815 годы.

Период расцвета: Д.Г. Байрон, В. Скотт.

III . 1815-1845 годы.

Завершительный этап английского романтизма, переход к натурализму и реализму: Д.Г. Байрон, В. Скотт, П.Б. Шелли, Д. Китс.

Родоначальник английского романтизма – Уильям Блейк (1757-1827). Свою жизнь Блейк посвятил двум видам искусства: гравюре и поэзии, поэтому в основе его художественного мышления лежало сочетание поэзии и живописи. Он создает художественно-поэтическую картину мира. Наиболее известны два сборника стихов Блейка: «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В этих сборниках нашли отражение религиозно-философские взгляды поэта. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: невинность, опыт, мудрость. Каждый из этапов соответствует трем возрастным категориям: детство, зрелость, старость, которые раскрывают движение мировой цивилизации: от античности через средние века к Новому времени.

Сборник «Песни невинности» рисует идеальный образ мира, в котором представлен синтез божественного и земного начал. Стихи их сборника «Песни опыта» контрастны по отношению к стихам из первого сборника. Лейтмотив этого сборника – враждебность современного мироздания человеку.

Не менее значимую роль в развитии английского романтизма сыграло творчество поэтов-лейкистов (С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути ), названых так потому, что они долгое время жили на севере Англии среди горных озер. Они представляли собой кружок романтиков, объединенных общностью политических и эстетических установок. Их политическая программа в начале XIX века сводилась к неприятию французской революции и революции в целом. Программным стало первое совместное произведение Вордсворта и Кольриджа – сборник «Лирические баллады» (1798), наметивший отказ от старых классицистических образцов и провозгласивший демок­ратизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Эстетическая программа лейкистов была изложена в специальном предисловии к этому сборнику (1800), написанном Вордсвортом. Поэзии необходимо обратиться к живому разговорному языку, потому что этого требует современная жизнь. Большая роль отводится категории воображения, которая представляет все обыденное необычным. Лейкисты изображали живых, обыкновенных людей с их повседневными чувствами и страстями. Большое место в поэзии отводилось описанию картин сельской жизни и природы. Поэтическое творчество понимается как свободный поток эмоций, непосредственное выражение эмоциональных переживаний автора. Тем самым лейкисты утверждали интуитивную концепцию творчества и интуитивную природу искусства.

В судьбах Вордсворта, Кольриджа и Саути было много общего. Вордсворт и Саути стали поэтами-лауреатами. В последние годы своей жизни лейкисты заметно ослабили свою творческую активность, перестали писать стихи, обратившись либо к прозе (Саути), либо к философии и религии (Кольридж), либо к осмыслению творческого сознания поэта (Вордсворт). Вместе с тем роль представителей поэтов-лейкистов в истории литературы велика: они впервые открыто осудили классицистические принципы творчества.

ЛЕКЦИЯ С

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ. ДЖ. Г. БАЙРОН. П. Б. ШЕЛЛИ

1. Особенности развития английского романтизма.

2. Краткие сведения о жизни и творчестве П. Б. Шелли. Гармония человека с природой - основная тема лирики поэта.

3. Дж. Г. Байрон - выдающийся английский поэт - романтик, основатель эпохи новой поэзии.

4. «Украинская» и «восточная» темы в творчестве Дж. Г. Байрона: «Мазепа», цикл «Восточные поэмы». Роман в стихах «Донжуан».

1. Особенности развития английского романтизма

Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, потому что романтические тенденции долгое время существовали тайно.

Политическая и экономическая ситуация в Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и труда в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, человеческих характеров и типов.

Своеобразные особенности английского романтизма:

Период передромантизму охватил несколько десятилетий II пол. XVIII ст.

Средневековья вызвало особый интерес у британцев. Готику многие понимали как начало национальной истории и культуры;

Обращение к религиозным источникам, в частности к Библии, - норма суток;

Увлечение национальным фольклором, собирание его сокровищ писателями-романтиками;

Жизнь крестьянства, его своеобразная духовная культура, судьба рабочего класса, его борьба за свои права стали объектом изучения романтиков;

Разработка новой темы - показ дальних путешествий через моря и пустыни, овладение пространством далеких стран и континентов;

Преимущество лирики, лиро-эпических форм и романа над традиционными эпосом и драмой.

Относительно непродолжительный период расцвета романтизма (30 - 35 лет) дал Англии два поколения писателей, которые существенно отличались друг от друга.

Первый этап развития романтизма в Англии датировался 90-ми годами XVIII в. Новое в литературе - следствие восприятия революционных событий, их оценки. Характер изменений был очевиден в творчестве писателей, вступивших в литературу на данном этапе сказали свое новое слово, подобно Г. Бернса (незадолго до смерти он успел воспеть «дерево свободы»), или же первого романтика В. Блейка.

Под знаком отношения к революции состояла и творчество молодых поэтов: В. Вордсворта, С. Т. Колріджа, Г. Саути. Этих трех художников объединили общим названием «Озерная школа» и назвали «лейкистами» (с англ. «лейк» - озеро). Но они не считали себя представителями одной школы, доказывая свою оригинальность и самобытность таланта. Литературоведы четко выделили общие черты в их творчестве:

Прошли в чем-то похожий путь духовного и творческого развития;

Испытали искушения руссоїзму и революционно-демократических идей;

Были первооткрывателями и теоретиками нового направления - романтизм (предисловие ко второму изданию сборника «Лирические баллады» (1800 г.) стала первым эстетическим манифестом английского романтизма).

Их усилиями была выработана и теоретически осознана новая поэтика, но пока этот процесс только начинался.

Второй этап представлял собой формирование самостоятельной романтической традиции. В эти годы одна за другой появлялись поэтические книги, которые знаменовали приход новых авторов, непохожих друг на друга и конкурирующих между собой: Т. Мур, В. Скотт, Дж. Байрон.

Этот этап начался в 1815 г., после поражения Наполеона. В Англии были введены хлебные законы, под знаком противостояния которым шла общественная борьба следующего 30-летию (вплоть до их отмены в 1846 г.). Суть этих законов - в запрете импортировать зерно, пока цены на внутреннем рынке не поднялись до установленного максимального уровня. Борьба против хлебных законов стала частью гораздо более широкого движения за изменение законодательства, всей структурной власти, за парламентскую реформу, которая была проведена в 1832 г. Реформа не положила конец общественному движению, а стала поводом к появлению чартизму.

В эти годы - между битвой при Ватерлоо и парламентской реформой - и произошел расцвет английского романтизма. Наиболее значительные произведения создал Дж. Байрон навсегда покинул Англию. В. Скотт разработал исторический роман, заложив тем самым основу новой романной форме, которую позже развивали писатели - реалисты. В поэзию пришли романтики молодого поколения: П. Б. Шелли, Дж. Китс.

До начала 30-х годов романтическая традиция в английской литературе не завершает своего развития, но перестала быть центральным литературным явлением.

2. Краткие сведения о жизни и творчестве П. Б. Шелли. Гармония человека с природой - основная тема лирики поэта

ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (1792-1822) родился в графстве Сассекс 4 августа 1792 г. Отец его принадлежал к английской аристократии. Детские годы мальчика прошли в родовом имении. Когда Перси исполнилось 12 лет, он поступил в Итонского колледжа, где учились дети аристократов. В колледже Шелли много читал и пробав писать стихи, в которых подражал известному на то время Саути. Настоящим товарищем и покровителем юноши стал врач Линд, который преподавал в колледже естественные науки. Тайный демократ и республиканец, он помог Перси разобраться в окружающей действительности, познакомив его с произведением Уильяма Годвина «Политическая справедливость».

Тогда же впервые Шелли узнал об идеях народовластия, которые проповедовал Жан Жак Руссо, и познакомился с атеистическими взглядами Гельвеция, Гольбаха, Дидро; его любимыми произведениями стали произведения Вольтера.

Под влиянием идей французских просветителей П. Б. Шелли написал и напечатал ряд стихотворений, поэму «Агасфер» (1809) и 2 романа. Герои его произведений - атеисты, которые отрицали религию и существование Бога.

В 1810 г. юноша поступил в Оксфордский университет. I в том же году он издал сборник политических стихов «Записки цареубийцы», авторство которой приписал прачці Маргарет Никольсон, которая в 1797 г. покушалась на жизнь короля Георга III и была отправлена в больницу для душевнобольных. В сборнике поэт выступил с призывом к миру.

В университете П. Б. Шелли также анонимно отпечатал и разослал членам Ученого совета брошюру «необходимость атеизма», но большинство опознала в автору молодого студента, за что его исключили из университета. Отец юного поэта понял, что все его планы относительно блестящей парламентской карьеры сына рухнули. Он проклял перси, запретив ему появляться в родительском доме.

П. Б. Шелли поселился в Лондоне и занялся изучением политэкономии и социально-утопических идей Уильяма Годвина. Иногда юноши посещала сестра Элизабет вместе с 16-летней подругой Гарриет Вестбрук, которая страдала от тирании отца. Сочувствуя ей, Шелли решил жениться на девушке. Молодожены уехали в Шотландию, в Эдинбург. Родители, обозлившись за неравный брак сына, начали требовать его отказа от всех прав на наследование крупных семейных владений. Они оставили его даже небольшой годовой материальной помощи. Жизнь поэта было тяжелым.

В 1813 г. он напечатал свое первое значительное произведение - лиро-эпическую поэму «Королева Маб», в которой выступил против монархов и аристократических привилегий. Вскоре Шелли покинул Англию и ненадолго уехал в Ирландию. После поездки жена поэта и ее родственники решили вмешаться в его личные дела и «наставить вольнодумца на правильный путь». Начались бесконечные ссоры, и очень быстро семейное счастье развеялось как дым.

Вскоре Шелли женился во второй раз. Его женой стала дочь Годвина Мэри. Позже она прославится как писательница и первый талантливый критик и издатель произведений мужа. В 1816 г. супруги посетили Швейцарию, где поэт познакомился с Дж. Байроном. За открытое выступление Шелли против монархии и церкви правящие круги Англии в 1817 г. начали его преследовать. После смерти первой жены художника, святоши и ханжи отобрали у него двух детей, мотивируя тем, что он атеист. Боясь потерять и сына от второго брака, Шелли навсегда покинул Англию и переехал вместе с семьей в Италии. Здесь он вторично встретился с Байроном, их дружеские отношения укрепились. Выдающийся поэт посетил Венецию, Рим, Неаполь, Флоренцию, и лишь тяжелая болезнь (туберкулез) не позволила ему принять непосредственное участие в политической борьбе.

П. Б. Шелли погиб в расцвете творческих сил во время неожиданной бури на море возле Ливорно 8 июля 1822 года. Только через 10 дней его тело водой выбросило на берег и было подвергнуто сжиганию в присутствии Байрона и других близких друзей. Урну с прахом поэта был похоронен на протестантском кладбище в Риме. На памятнике сделана надпись: «Перси Биши Шелли - сердце сердец».

Всю свою творческую жизнь Шелли писал лирику, многогранную и тематически раВНОобразную. Это политическая и гражданская поэзия, стихи о природе и любви.

Культ природы с большой силой воплощен в таких стихотворениях, как «Монблан», «Ода западному ветру», «Жайворонкові», «Вечер» и др. Природа у поэта персонифицированная, наделенная человеческими страстями и чувствами, она как бы продолжение души и ума самого автора в стихах о природе часто изображены и любовь к женщине. Описания природы у поэта философские.

Я люблю мороз и снег,

Шторм и непогоду,

Волны, бьющие о брег,

И саму природу.

В стихах Шелли утверждал идею бессмертия природы, ее вечного развития. Поэт будто проводил параллель между изменениями в жизни общества и в жизни природы. Общая тональность его стихов оптимистична: как за зимой идет весна, так и период социальных бед и войн сменится периодом мира и процветания.

Самой известной среди значительных произведений поэта стала поэма «Аластор, или дух одиночества» (1816). Лирический герой - поэт-юноша, который стремился покинуть цивилизацию и людей и уйти в прекрасный мир природы, где, по его мнению, можно найти счастье. Но напрасно он искал идеал любви и красоты среди пустынных скал и живописных долин. Будучи одиноким, юноша погиб. Природа наказала его за то, что он отказался от людей, что не захотел стать выше их горя и радости. Итак, Шелли в поэме приговорил индивидуализм.

Особенности творческого метода

Произведения поражали силой чувств, музыкальностью, раВНОобразием ритмов;

Создание нового для английской поэзии жанра массовой песни, которая близка к народным песням;

Введение в поэзию новых слов и оборотов;

РаВНОобразие тематики - от политической до интимной;

Склонность к аллегориям, больших обобщений;

Показ в произведениях событий от далекого прошлого до современности.

3. Дж. Г. Байрон - выдающийся английский поэт-романтик, основатель новой эпохи поэзии

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН (1788-1824) - великий английский поэт, зачинатель так называемой байронічної течения в европейской литературе XIX в. Его творчество вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Байрон был не только выдающимся поэтом - романтиком, но и стал для своих современников и последующих поколений воплощением романтического героя. Для того, чтобы стать романтическим героем, поэт имел все - распрекрасную внешность (был настоящим красавцем), всепобеждающей личную прелесть, аристократическое происхождение и большое богатство, полную страстей и приключений биографию. В личной жизни был страстным и пылким любовником. Он умел пленять сердца женщин, завоевывать дружбу и преданность мужчин и одновременно наживать злейших врагов и фальшивых завистливых псевдоприятелів.

Фамилия Байрона стало понятием. От него образовался абстрактное существительное - «байронизм», который включил широкий литературный смысл и определенный тип поведения, чувств, отношения к миру, даже одежды. Как поэта и личность, ему подражали, с ним сравнивали. Не случайно Михаил Лермонтов отрицал: «Нет, я не Байрон, я другой...» А его героя, как и многих других персонажей, нельзя до конца понять вне понятием байронизма.

Джордж Ноэл Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года в знатной, но обедневшей дворянской семье. Брак родителей - капитана Джона Байрона и Кэтрин Гордон Гайт был неудачным. Кэтрин, богатая шотландская наследница, стала второй женой беспутного вдовца, отличного офицера английской армии, который привык жить на широкую ногу. От первого брака у Джона была дочь Августа, которую воспитывала бабушка, и ее дружба с братом Джорджем началась лишь в 1804 г.

Чтобы поправить свое тяжелое финансовое положение, Джон быстро предложил Кэтрин руку и сердце. Однако позже оказалось, что богатство жены значительно меньше, чем хотелось бы капитану; ее внешность его не привлекала, так же раздражал характер. Молодая пара рассталась сразу же после рождения сына. Джон бежал во Францию, спасаясь от кредиторов, окунулся в разгульную жизнь. В возрасте 36 лет он умер, когда Джорджу исполнилось лишь 3 года. Поэтому сын представлял отца лишь по рассказам близких ему людей, но к имени отца относился с уважением.

Мать, почти лишена средств к существованию, уехала с сыном в Шотландию. С детства мальчик не получал систематического образования из-за нехватки средств на хороших воспитателей и учителей. За плату, которую могла предложить Кэтрин, нанимались в основном шарлатаны. Уже с детства начали складываться сложные отношения с матерью, которая ненавидела парня, потому что считала его причиной всех своих бед. Маленьким он боялся ее изменчивого характера, взрывов ярости, которые чередовались с безудержными ласками и слезами; учеником школы начал ее стесняться, студентом - просто избегал.

Более-менее систематическое обучение Байрон начал в Грамматической школе г. Ебердін. Однажды сюда пришла весть о том, что в жизни 10-летнего парня произошли изменения. По смерти двоюродного деда Уильяма Байрона он унаследовал родовое имение под названием «Ньюстедське аббатство» и титул лорда, то есть получил право по достижении 18 лет без выборов, на всю жизнь занять место в палате лордов и учиться в одной из лучших аристократических школ Англии. Байрон с матерью поспешили к Ньюстеда осмотреть свои имения. Но дом оказался настолько запущенным, что жить в нем было невозможно, и они поселились неподалеку в Ноттингеме. Несмотря на бедность, мать обращалась ко многим врачам с надеждой лишить его врожденной хромоты.

Ранние годы Байрон провел в г. Гарроу, в колледже, в котором получали воспитание дети аристократов. В школе парень не проявлял особого усердия, да и отношения с другими детьми складывались непросто. Он с детства чувствовал, что не такой как все. Калека от рождения, Джордж страдал от своей хромоты, стремился одиночества. Роковая ошибка акушерки во время родов привела к параличу сухожилий. Защищая и утверждая себя как полноценную личность, он упорно занимался спортом, впоследствии стал отличным пловцом, боксером, всадником.

Уже в школьные годы поэт часто влюблялся. Он питал нежную любовь к своей кузине Маргарет Паркер, посвятив ей свои первые сердечные стихи, потом - к Мэри Чаворт, которая жила неподалеку от Ньюстеда. Байрон посвятил Мэри целый ряд стихов, но особенно волнующе он передал свои страдания и любовь к ней в поэме «Сон» (1816).

В 1805 г. он поступил в Кембриджский университет. В эти годы начал увлекаться Наполеоном. Будучи студентом, Байрон снимал прекрасные комнаты, жил беззаботно, стал настоящим модником. Мода требовала регулярно пить вино и играть в карты, и хотя юноша не очень любил ни первое, ни второе, послушно придерживался общепринятых студенческих традиций. В эти же годы появился поезд до эксцентричных развлечений. Например, он завел себе медведя, которого во время каникул забирал домой в Ньюстэд. Все это, конечно, требовало средств, поэтому до совершеннолетия набралось 12 тысяч долга.

Байрон чувствовал себя чужим и одиноким среди окружающей аристократического общества. Уже в ранних стихах поэта звучали мотивы разочарования и одиночества. Все острее ощущался конфликт художника с официальным английским обществом, причинами которого было то, что он вел себя слишком волелюбно, смело мыслил и писал, слишком остро и безжалостно критиковал светскую чернь.

В декабре 1806 Байрон издал первый сборник стихов, которые, по совету друга, изъял из продажи и уничтожил. Оба издания появились без ссылки на авторство. Впервые своим именем Байрон подписался под сборнике «Часы досуга», которая увидела свет в июне 1807 года. Ранние стихи были еще слабыми и преимущественно наслідувальними. В основном - о любви. Рецензент одного литературного журнала вообще не советовал молодому поэту заниматься литературой. Да и сам Байрон видел себя прежде всего политиком, общественным деятелем, а уже потом - поэтом. Хотя именно поэзия стала главным поприщем, где оказался его свободолюбивый, антитиранічний дух, его возражения порабощения и насилия над людьми и народами, его любовь к истине и справедливости.

В июле 1808 года Байрон получил диплом и некоторое время жил в своем родовом имении. С достижением совершеннолетия, в 1809 г., он занял законное место в палате лордов. Через несколько дней после присяги в палате лордов увидела свет поэма «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой автор нажил себе значительных врагов. Один из обиженных, Томас Мур, послал Байрону вызов на дуэль, которая не состоялась из-за того, что 2 июня 1809 г. началась двухлетняя средиземноморская путешествие поэта. Он побывал в Испании, посетил Албанию, Грецию, Турцию. Незабываемое впечатление у него оставила природа Албании, простота быта, благородство и мужество народа. Здесь, в Албании, были написаны 2 первые песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Третья и четвертая песни связаны с другим путешествием Байрона - с его странствующим жизнью после того, как 25 апреля 1816 года он был вынужден навсегда покинуть Англию. Это было вызвано окончательным разрывом поэта с английским светским обществом в результате его развода. Анабела Мільбенк оставила художника сразу же после рождения дочери Ады.

Слава пришла к Байрону мгновенно, в один день. Он так и сказал: «Однажды утром я проснулся знаменитым». То было утро 27 февраля 1812 г. Именно тогда поэт произнес в палате лордов речь, в которой четко сформулировал свое политическое кредо. И буквально на следующий день вышли в свет две первые песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда».

На окружающих, особенно женщин, Байрон производил колоссальное впечатление. Первой завоевать его благосклонность удалось леди Каролине Лэм. Он начал ежедневно посещать ее дом, который был еще одним из центров партии вигов. Следующим кратковременным увлечением поэта стала намного старше него леди Оксфорд, 40-летняя Элизабет Скотт, затем леди Вебстер, леди Колланд и др.

В июне 1813 г. Байрон встретил свою сестру Августу Ли, с которой давно не виделся, но все время переписывался. Она уже имела троих детей и мужа - эгоиста. В 1914 г. Байрон оказался в центре сплетен. И это не удивительно, ведь о своих далеко не братские чувства к сестре он намекал в разговорах с друзьями. Когда в апреле 1914 г. Августа родила дочку Медору, поэт намекал, что это его внебрачный ребенок. В одном из писем к леди Мельбурн он писал: «Это отнюдь не обезьяна, а если она на нее чуть-чуть и похожа, то это, видимо, из-за меня».

В это же время литературная слава художника, казалось, перешла все границы. Бешеным успехом пользовалась каждая из цикла поэм, написанных в 1813 - 1816 гг., - «Гяур», «Корсар», «Абідоська невеста», «Лара», «Парізина».

В доме Каролины Лем поэт познакомился со своей будущей женой, Аннабелою Мільбенк, на которой женился в 1815 г. Она казалась ему воплощением женской красоты и высоких духовных рис. Вскоре оказалось, что Аннабела не способна понять порывов своего мужа. С самого начала молодая жена пыталась привлечь Байрона к религии, была против его общественной деятельности. Поженившись после нескольких месяцев совместной жизни Джордж понял свою ошибку. Он не всегда вел себя как джентльмен, часто пьянствовал, терзал жену рассказами о своих бывших любовниц и угрожал привести домой свою новую любовницу, актрису Сюзан Буассі. Поверив наветам об аморальном поведении мужа, Аннабела через год после венчания с новорожденной дочкой Адой Августой вернулась в родительский дом, а через две недели возбудила дело о разводе. Ходили слухи об издевательствах поэта над женой. До семейного скандала прибавилось травли политических противников и литературных оппонентов, которые обвинили его в гомосексуальности, что смертельно каралось в тогдашней Англии. Правящие круги использовали этот случай для того, чтобы обвинить Байрона в «безнравственности»; против него была организована целая кампания клеветы и преследований. Ему не подавали руки, старые знакомые не приглашали в гости, кредиторы описывали имущество. Байрону нельзя было появиться на улице.

В апреле 1816 г. поэт покинул Лондон. Последним стихотворением, написанным на родной земле, была поэзия «Стансы к Августы», сестры, которая в тяжелое время была его опорой и поддерживала в нем твердость духа. Джордж уехал в Швейцарию, где первые месяцы изгнания прошли в одиночестве. Значительным событием в его жизни стало знакомство с П. Б. Шелли. В конце года он оставил Швейцарию и переехал в Венецию. В Италии начался наиболее плодотворный период его творчества: появились 4-я песнь поэмы «Паломничество...», «Жалоба Тассо» (1817), «Ода к Венеции» (1818), «Пророчество Данте» (1819). Именно в Италии Байрон начал писать мистерии на библейские темы - «Каин», «Небо и земля», сатиры - «Видение суда», «Бронзовый век», издал поэмы «Беппо», «Мазепа», «Остров», создал 16 песен «Донжуана». В это время художник был очень похож на своего героя - Донжуана.

Он наслаждался бесконечными любовными приключениями с женатыми и холостыми женщинами, «женщинами из народа»:

Люблю женщин (не ловите на слове!)

Люблю крестьянок - бронзу смаглих лиц

И глаза темные вспыхнут готовы

Каждый раз тысячами молний;

Люблю сеньор - своевольные и загадочные,

С влажным, гордым блеск зрачков,

Сердца и в них на устах, а души - в заре,

Ясные, потому что их солнце, небо и море...

Позже Байрон подсчитал, что почти половина всех денег, потраченных им за год проживания в Венеции, пошла на любовные удовольствия с более чем 200 женщинами. Он писал: «Эта цифра, возможно, неточная. Я их последнее время перестал считать». Отрицательной стороной такого способа жизни стала гонорея - «проклятие Венерн», как он ее называл.

В апреле 1819 г. Байрон познакомился с 19-летней графиней Терезой Гвиччиоли, брат и отец которой (графы Гамба) были членами тайного политического движения карбонариев, а муж - самый богатый 60-летний граф Равенны. По решению Папы римского супруги развелись, и Тереза вместе с поэтом поселились в Равенне, где счастливо прожили 4 года. Связь с Терезой был для Байрона большой благодатью. Он преобразился, как підмічав его товарищ поэт Шелли: «это касается и таланта, и характера, и нравственности, и здоровья, и счастья». Сам Джордж Байрон писал сам поэт друзьям: «Теперь я считаю себя человеком, познавшим семейное счастье».

Под влиянием родственников любимой женщины поэт начал интересоваться политической ситуацией в стране. Его дом стал секретной базой, где хранилось оружие, и располагался подпольный штаб. Он систематически передавал организации карбонариев немалые суммы, заработанные литературным трудом. Преследуемый полицией за свои связи с карбонаріями, Байрон в октябре 1821 года поехал в Пизу, а через год поселился в Генуе.

В 1823 г. в Англии образовался комитет помощи Греции, и поэту предложили стать представителем комитета в Греции, на что он с радостью согласился. Началась кипучая деятельность Байрона - командира одного из повстанческих отрядов и прославленного художника эпохи. В последние годы жизни он, за неимением времени, писал мало. В январе 1824 г. в Міссолунчі поэт отпраздновал свое 36-летие, чувствуя (так когда-то гадалка напророчила ему), что этот год станет роковым. В день рождения он написал свой последний стих:

Уймись, сердце. Выбил время.

Никого нам не тронет.

Пусть любовь обходит нас,

И нам - любит.

Пожелтели дней моих листья,

Засох любви цвет и плод.

Ползут скорбь и черви

За мною вслед...

За волю в гордім настоящим края

Борись всупір судьбы злой.

Найди в бою и смерть свою, и супокій!

15 февраля 1824 г. в Байрона произошел тяжелый приступ лихорадки. И когда болезнь уже вроде отступила, внезапно весной 19 апреля 1824 г. молодой поэт умер в окружении растерянных врачей. Сердце Дж. Г. Байрона погребено в Греции, а его прах перевезен на родину.

Байрон тесно связан с Украиной. Именно он ввел в свою родную и в целом европейскую литературу образ Украины и украинского героя Мазепы. Он выбрал из жизни Мазепы всего-навсего историю его юношеского любви к жене польского магната. Байрон создал определенный эмоциональный, романтический образ никогда невиданной земли.

Украинские писатели заинтересовались творчеством писателя более 150 лет назад. С того времени интерес к Байрону не угасал. Любимым произведением украинских писателей был «Каин «, об этом свидетельствуют многочисленные переводы. Первым переводчиком Байрона украинском языке был Николай Костомаров. Много сказано о прометеївські мотивы в Шевченко, в частности в поэме «Кавказ». Пантелеймон Кулиш заинтересовался Байроном еще в 30-е годы, позже Байрон стал для него в один ряд с Вальтером Скоттом и Шекспиром. В 70-е годы XIX в. до переводов Байрона обращался Михаил Старицкий. Он перевел лирические стихи и отрывки, а также часть поэмы «Мазепа». Переводческую деятельность Иван Франко начал с поэмы «Каин» в 1879 г., Грабовский в 1894 г. перевел поэму «Шильйонський узник». Байрон принадлежал к любимых поэтов Леси Украинки, которого она с увлечением читала и перечитывала, мечтала переводить. К сожалению, эти планы не осуществились, переведено «Когда снится мне, что ты любишь меня» и отрывок «Каина». Переводы из Байрона осуществлялись и осуществляются, они расширили представление украинского читателя о масштабах творчества английского романтика.

Эстетические взгляды Байрона:

Правдивость в изображении действительности;

Верность художника интересам народа;

Искусство и борьба за свободу народа неотделимы друг от друга;

Изображение жизни народа - творца истории;

Показ человеческого характера в его противоречия;

Воспевание бунта одинокого бойца против ничтожных обычаев и законов общества;

Идеал - защита прав угнетенных народов, напевание «свободной гармоничной личности»;

Гуманизм, который соединил в себе любовь к людям, боль за попранные права человека, предсказания «возраста свободы», призыв к уничтожению тиранов и эксплуататоров;

Введение «непоетичної» лексики - современной ему научной, разговорной, бытовой речи;

Сочетание поэтики (английского и европейского) с действительностью.

4. «Украинская» и «восточная» темы в творчестве Дж. Г. Байрона: «Мазепа», цикл «Восточные поэмы». Роман в стихах «Донжуан»

Творчество Байрона по характеру созданных им произведений в разные годы жизни можно условно разделить на 2 периода:

Лондонский период (1807 - 1816 гг.);

Итальянский период (1817 - 1824 гг.).

Первый период - это время романтической славы, годы успеха, стали для поэта тяжелым испытанием.

В 1812 г. вышла его поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» с подчеркнуто боевым наступательным характером. Стиль ее - ораторский. Произведение наполнен восклицаниями, прямыми обращениями к читателю, риторическими вопросами. Поэт пытался убедить, зажечь читателя пламенем своих мыслей и чувств.

Чайльд Гарольд не мог найти себе места в той духовной и политической атмосфере, сложившейся в 20-х годах XIX ст. Ему не мила родная земля, но и те страны, которые он посетил, так же слишком далеки от идеального строя. Португалия и Испания предстали перед его глазами порабощенными наполеоновскими войсками. Греция - угнетенная Османской империей. Из протеста народов против неволи возникла политическая линия поэмы.

Политическая тема первых двух песен раскрыла мысли и чувства, позицию самого Байрона в исторической и общественно-политической ситуации конца наполеоновского владычества. Это позиция отрицания. Байрон кипел гневом, был возмущен упадком, недвусмысленно призвал народы к борьбе. Особенно резко эти призывы прозвучали во второй песни. Ведь Греция всегда воспринималась в романтическом ореоле, как край поэтов и героев, родина муз, мудрости, божественной речи. Ярмо, в котором оказался греческий народ, нестерпимое Байронові как личную боль, собственная рана.

Центральная тема поэмы - национально-освободительная борьба европейских народов. Конечно, с ней тесно связаны темы патриотизма, войны и мира. Поэтому настоящим героем первых песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» стал герой - борец за национальную свободу народов Испании, Греции и Албании.

В финале поэмы возникла символическая картина безбрежного, вечно меняющегося и всегда неизменного моря - непосредственного свидетеля бесконечного круговорота исторической жизни человечества.

Стремите, волны, свой могучий бег! В простор лазурный тщетно шлет армады Земли опустошитель, человек. На суше он не ведает преграды, Но встанут ваши темные громады, И там, в пустыне, след его живой Исчезнет с ним, когда моля пощады, Ко дну пойдет он каплей дождевой Без слез напутственных, без урны гробовой.

Именно в эти годы (1813-1816) Байрон создал цикл поэм, так называемых восточных или романтических.

В этот цикл вошли такие лирико - эпические поэмы: «Гяур» (1813), «Абідоська невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816). «Мазепа» (1818) и «Остров» (1823) созданы чуть позже.

События в этих произведениях в основном происходили на Ближнем Востоке или на Юге Европы, в основном в Греции. В центре внимания автора - история романтического героя, история, в которой почти всегда был центральным любовный эпизод.

Героем «восточных поэм» стал бунтарь - индивидуалист, который отрицал все законы своего общества, восставал против людей и Бога. Это типичный романтический герой, для которого характерны исключительность личной судьбы, сильная страсть, трагическая любовь. В нем читатели узнавали самого Байрона. Итак, байронический герой - это разочарованный человек, который гордо ненавидела общество, которое отвернулось от нее, и мстила этому обществу. Таким, например, был Конрад - персонаж «восточной» поэмы «Корсар»:

Обманут, избегаем все сильней,

Он с юных лет уж презирал людей

И, гнев избрав венцом своих утех,

Зло нескольких стал вымещать на всех...

Тиражирование этого героя, массовое подражание его в жизни и литературе создали течение «байронизм» - неприятие буржуазных форм существования, протест против бездуховности нового мира, против тирании, пригнічень. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Его решимость бороться самостоятельно, даже если не было надежды на победу, только крепла.

Общие особенности «восточных поэм»:

Наличие определенного сюжета; представлена история героя, часто прерывисто, с недомолвками;

Место действия изображен довольно обобщенно, хотя Байрон побывал в местностях, которые изображал;

Картинам природы отведена значительная роль (образы моря, скал, деревьев, раВНОцветных цветов и т.п.);

Рассказ построена из отдельных эпизодов самого драматичного характера так, что более поздние события упоминаются перед более ранними;

Недосказанность, пробелы в биографии центральных персонажей, глухие упоминания о каких-то страшные, трагические события в их прошлом создали ореол загадочности, предвещали несчастье;

Персонажи (носители зла) погибали или умирали от душевной боли;

Главный герой восстал против людей и Бога: разрушил чужие судьбы, разбил сердца тех, кто его любил, нарушил общественные законы и моральные нормы;

Образцом структурной и обраВНОй системы, конфликтов и центральных фигур восточных поэм стала первая из них - «Гяур». События в этой поэме, происходили в Турции (как засвидетельствовано в подзаголовке поэмы - «Фрагмент турецкой повести»), Ее историческое время определено в предисловии автора, но никак не воспроизведены в тексте. В поэме это время южных лени и роскошной изнеможения во дворце богача Гассана, время кровавых столкновений, бесконечно долгих дней воспоминаний и страданий Гяур в монастыре, часы его последней исповеди. О главном герое сказано мало. Осталось неизвестным даже его настоящее имя, потому что «гяур» - это пренебрежительное прозвище «неверного». Лишь в предисловии упомянуто, что он венецианец. Гяур, вероятно, отрекся от своей веры и стал Магометом. Так он смог встретить служанку Гассана Лейлу, которую страстно полюбил. Она ответила на его чувства и согласилась бежать с ним. Обо всем этом можно лишь догадываться по намеками, разбросанными в тексте, поскольку именно из фрагментов составленный сюжет. Еще ничего не зная об основных событиях, читатель узнал о тяжелом сумм Гассана за Лейлой - зірницею его гарема. Затем перед читателем предстали руины некогда роскошного и уютного дворца Гассана, который погиб в бою. Далее представлен фрагмент о том, как ночью группа каких-то людей бросила далеко в море что-то завернутое в свиток, похожее на тело. Лишь постепенно фрагменты могли сложиться в целостную историю. Стало понятным, что завистливый Гассан убил Лейлу, а ее труп был брошен в море. Гяур во главе отряда напал на воинов Гассана, убил своего врага, а потом спрятался от людей и мира в монастыре. Он не общался с монахами, не молился в церкви, а потому его считали ужасным грешником, что не раскаялся. Лишь перед смертью бывший христианин исповедовался перед святым отцом и рассказал про всю безграничность своей любви к Лейлы, гибель которой лишила его желания жить, о мести Гассану, не успокоило его сердца.

Поэма «Бепо» (1817 г.) открыла итальянский период творчества Байрона. Итальянские впечатления обострила историческое чувство поэта. В это время была создана историческая романтическая поэма «Мазепа» (1818 г.), последняя из произведений о сильной личности байронического типа. Она значительно отличалась от «восточных поэм»: ее герой не выдуманная загадочная фигура, а выдающаяся историческая личность, который несмотря на все испытания и страдания не отчаялся, а стал гетманом Украины. Джордж Байрон с симпатией изобразил Мазепу, как человека смелого и могущественную, фигуру романтическую и титанический. Конечно, произведение Байрона - не историческое воссоздание реальной фигуры Мазепы, а поэтическое представление о романтической, сильную и победоносную личность.

Тема поэмы - страдания одинокого и обреченного гетмана Украины, никем не услышанное и не разделено.

Идея - воспевание мужества стоической выдержки и самообладания в самых тяжелых испытаниях, восхваления несокрушимости духа под ударами судьбы.

Сюжет поэмы английский художник заимствовал из «Истории Карла XII» Вольтера (1731), где в 4-м разделе речь шла о гетмане Мазепе и Украину. Произведение Байрона составленный из рассказа самого героя - Мазепы - утомленный королю Карлу XII о необыкновенных приключениях своей молодости во время передышки после Полтавской битвы.

Поэма имела обрамление - развернутое вступление и краткое заключение, где говорилось о тяжелых временах для Карла XII и Мазепы, после поражения под Полтавой. На пути своего бегства от врагов - преследователей небольшой отряд остановился в чаще леса для перепочину. Мазепа прежде всего заботился о своей лошади, проверил оружие, потом сел поесть и поделился с королем собственной скудной пищей. Чтобы утешить огорченного поражением монарха, Мазепа рассказал эпизод из своей юности. В последних строках произведения герой выразил надежду, что на следующий день они достигнут турецкого берега Днепра и спасутся. Могучий старик лег на голую землю, потому что привык спать там, где его застанет сон. Он не обиделся на Карла, что тот не поблагодарил его за рассказ, ибо король также был измученный.

В главной части поэмы речь шла также о любви Мазепы и жены старого аристократа - Весы. Джорджа Байрона больше всего захватила не история любви, а картина мести и страданий, которые претерпел молодой герой.

Он родом с Подолья, служил пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский чин. Любовная связь юношеских лет с женой одного польского магната было разоблачено, и муж его любовницы приказал ради мести привязать Мазепу голого к дикой лошади и пустить по воле. Конь примчал его на Украину, обратно в степи, полумертвого от усталости и голода. Героя взяли к себе местные крестьяне; он долгое время жил у них и отличился в нескольких походах на татар. Благодаря своему уму и образованию, он стал уважаемым среди казаков, его слава с каждым днем росла, так что, в конце концов, это побудило царя провозгласить его гетманом Украины.

Параллельно с «Мазепой» Байрон работал над поэмой «Донжуан» (1818 - 1823 гг.). Этот роман в стихах он начал писать в Италии. Автор задумал написать 25 песен, но успел написать только 16 и 14 строк 17-й.

Начиная с 1818 года, поэт работал над своим великим романом в стихах «Донжуан». Он искал новых возможностей сочетание лирики и эпоса, обновление эпической формы, ее осовременивания. В произведении отражено современное Байрону эпоху, глубоко и правдиво показана жизнь общества.

«Нет героя в меня!...» - так начал свою поэму Байрон. Перебрав немало различных персонажей литературы и исторических фигур, поэт остановился на Донжуані. За те два века, которые испанская легенда о Донжуана прожила в литературе и искусстве до Байрона - в комедиях Тирсо де Молина и Мольера и в опере Моцарта, выработалась более-менее четкая традиция в изображении легкомысленного соблазнителя.

Байронового Донжуана с предыдущими объединяли только одно - любовь к женщинам и мастерство спокусництва. Да и здесь Донжуан Байрона оригинальный: он никого не покоряв. Он сам становился постоянно орудием, жертвой прекрасных соблазнительниц.

В «Донжуані» автор раскрыл глубину человеческой души. Тема произведения - показ того, как среда и общество формирует и влияет на человека. Идея - разоблачение основы общества - практицизма, преклонение перед деньгами, лицемерия и попытки процветать за счет других.

Приключения Донжуана изложенные в романе последовательно и сами по себе составляли интересный авантюрный сюжет. Герой учился и воспитывался под влиянием высокообразованной мамочки, великого педагога и очень строгой моралістки. Отец был гуляка и рано умер. И несмотря на все усилия набожной донны Инес, 16-летний Жуан вступает в любовную связь с замужней женщиной (подругой матери, которая была не намного старше Жуана). Чтобы притушить скандал, юношу отправили путешествовать. Попав после кораблекрушения на пустой берег одного из греческих островов, герой стал объектом нежного попечения волшебной Гайде - дочери пирата. Молодые влюбились друг в друга, и отец становится помехой браку любимой дочери и продал Жуана в рабство. Одетого в женские одеяния юноши купили для султанского гарема. Возникла весьма двусмысленная ситуация, потому что султан влюбился в новую наложницу. Герою, после пикантных приключений с женщинами гарема, удалось с их помощью сбежать. Он оказался возле Измаила, который штурмовали войска Суворова, стал героическим участником штурма на стороне российской армии, и генералиссимус с поручением отослал юношу в Петербург. Императрица Екатерина II выбрала смазливого юного испанца своим очередным фаворитом. Чтобы избавиться от опасного соперника, Жуана отправили с дипломатической миссией в Англию. Там он стал своим человеком в лондонском и провинциальном аристократическом обществе. Снова оказался в центре очередной любовной интриги с чужой женой. В середине рассказа о ней рассказ оборвана. Автор «Донжуана» сам подчеркивал, что главное для него не приключения героя, которые были лишь поводом для того, чтобы показать смешные стороны общества» разных стран. В поэме Байрон сделал бы предварительные выводы из своих размышлений о судьбе человека и общества, выразил зрелые, взвешенные мысли обо всем, что его волновало как мыслителя и человека своего времени, как сторонника ироничных критиков феодализма и монархии, церкви и общественной морали с XVIII в. Но через болезнь и смерть Байрону не удалось закончить роман.

Джордж Гордон Байрон был легендой своего времени и таким остался до сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте своеобразные особенности развития английского романтизма?

2. В чем заключается многогранность и тематическое раВНОобразие лирики П. Б. Шелли?

3. В чем заключается оригинальность Дж. Байрона как личности и как поэта?

4. Раскройте понятие «байронизм» и «байронический герой».

5. Какие специфические особенности «восточных» поэм можно выделить?

Смотреть на это было весьма страшно, и только ослепление, в которое повергли всех чары Циннобера, было виной тому, что никто не возмутился бесчестным обманом, не схватил маленького ведьменыша и не швырнул его в камин…». Но если тут замешано какоенибудь адское колдовство, то нужно только с твердостью ему воспротивиться: «победа несомненна там, где есть мужество». К тому же Циннобер не альраун, не гном, а обыкновенный человек. Это знание придает силы Бальтазару, и он бесстрашно выступает против Цахеса, против деконструкции гармонии мира. И, наконец-то, все пробуждаются, будто ото сна. Все спрашивают друг друга: «Откуда взялся этот крошечный кувыркунчик? Что нужно маленькому чудищу?».

Вот она сцена удивления и возмущения, которая позволяет избавиться от наваждения, понять со всей ясностью, что Цахес возвеличился всяческим бесчестным обманом и ложью, и теперь только смерть, свершившийся жребий может искупить позор Цахеса. Действительно, трансформация зла невозможна, Цахес - «пасынок природы» - неродное, нелюбимое дитя и «верно, было бы безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим наделила Цахеса фея Розабельверде, подобно лучу проникнет в его душу и пробудит голос, который скажет ему: «Ты не тот за кого тебя почитают, но стремись сравниться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый взлетаешь ввысь… Но внутренний голос не пробудился. Твой косный, безжизненный дух не мог воспрянуть, ты не отстал от глупости, грубости и невежества!». Только после кончины черты Цахеса обретают некую приятность. Бездыханный, он на самом деле был красивее, чем когда-либо при жизни. Возможно, чье-либо прекрасное человеческое сострадание и участие делают почти невозможное - безобразие, воплощенное в Цахесе, исчезает. Побеждают Истина, Добро и Красота. Борьба со злом в сказке Гофмана не полемична, а единственно возможна. В этом смысле, нам думается, Гофман в некоторой степени отказывается от своего иронического отношения к действительности.

3.2.2. Романтизм в английской литературе

Романтизм как господствующее направление постепенно утверждался в английском искусстве в 1790-1800 гг. В это время в Англии свершился промышленный переворот, вызвавший, с одной стороны, колоссальный рост индустриальных городов, с другой -

массовое обнищание, голод, проституцию, рост преступности и окончательное разорение деревни.

Зачинателями английского романтизма являются Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Колридж. Их принято называть представителями «озерной школы», поскольку их жизнь и творчество во многом связаны с живописной местностью на севере Англии, изобилующей озерами. В Ирландии в начале 19-го века стал известен Томас Мур, пользовавшийся большой популярностью как Англии, так и во многих европейских странах. В России его элегия «Вечерний звон» в переводе Козлова стала народной песней.

Несколько особняком стоит творчество Уильяма Блейка, раньше других романтиков выступившего в Англии против традиций классицизма прежде всего в области изобразительного искусства. Сам Блейк был не только талантливым поэтом, но и выдающимся художником-графиком. Свои книги Блейк гравировал целиком - текст вместе с собственными иллюстрациями, затем гравюры переплетались; прижизненных сборников Блейка сохранились считанные экземпляры. К концу жизни Блейк писал все меньше и меньше. Он умер в 1827 году в Лондоне. Блейк был знаком со многими выдающимися поэтами, художниками и общественными деятелями своего времени (Байрон, Шелли, Годман), выставлял картины в Академии художеств, однако большинство современников видели в нем не столько поэта и художника, сколько безумца. Сложное, наполненное многозначными символами его искусство не нашло отклика у современников и по существу заново было открыто лишь в конце 19-го века. Наиболее значительные лирические сборники Блейка следующие: «Песни невинности» (1789), «Песни опыта» (1793), «Пророческие книги».

В 1812-1813 гг. выступает второе поколение английских по- этов-романтиков: Байрон, Шелли, Китс.

В 1820-х гг. после их смерти английский романтизм приходит в упадок, а после смерти Вальтера Скотта в 1832 году он исчерпывает себя как направление и уступает место другим течениям в литературе.

Английские романтики, как никто другой, развили тему одиночества, разобщенности, некоммуникабельности людей. Первым к этой теме обращается Колридж в своей всемирно известной поэме «Сказание о Старом мореходе»(1798). Это стилизация под средне-

вековую балладу, история о том, как моряк из лука убил белоснежного альбатроса и как духи - хранители моря взяли на себя бремя отомстить за преступление.

Альбатрос - птица добрых предзнаменований, приносящая счастье. Старый Мореход убивает «благотворящую» птицу и обрекает на страдания и гибель своих товарищей, которые, оправдав проступок Морехода, тем самым приобщились к его преступлению. Неуправляемый бриг начинает дрейфовать в океане. Паруса его беспомощно повисают, доски растрескались от лучей тропического солнца; даже море меняет свой облик: оно безжизненно, кровавокрасного цвета. Живые мертвецы-матросы бродят по палубе: их душам нет успокоения. Смерть и Жизнь-и-в-смерти разыгрывают жребий Старого Морехода. Только осознав ужас одиночества и проклятия, вину за свое преступление, Мореход может сбросить бремя страдания. Достигнув берега, Мореход скитается из края в край и собственным примером учит людей «любить и почитать всякую тварь, которую создал и возлюбил Всевышний».

Подлинный переворот в английской поэзии начала 19-го века произвел Водсворт. Он провозгласил главным предметом поэзии чувства, мысли и судьбу крестьянина, потому как крестьяне, по мнению Водсворта, представляют наибольшую социальную и моральную ценность в обществе. В отличие от романтической фантастики Колриджа Водсворт стремится показать «вещи обычные, но в необычном освещении». Водсворт утверждает: «Поэзия для всех, следовательно, язык ее должен быть доступен людям всех классов. Поэты пишут не только для поэтов, но и для людей». Он поставил себе целью применить тот самый язык, который принадлежит всем людям. Исходя из этих положений он воссоздает обыденные, реальные ситуации и картины, старается избегать обилия метафор и сравнений.

Новыми по сравнению с поэзией его предшественников - поэтов классицистов и сентименталистов 18-го века - было то, что персонажи Водсворта - фермеры, арендаторы, батраки, солдаты, матросы, нищие - заговорили присущим им народным языком, что они рассказали о своих бедах и страданиях так просто, глубоко, как это мог изобразить до Водсворта только Роберт Бернс. Среди наиболее значительных произведений Водсворта - поэмы «Терн», «Вина и Скорбь» (1793-1794), «Прелюд» (1850), многочисленные

лирические стихотворения. Водсворт - один из лучших мастеров английского сонета. Он умер в 1850 году в Лондоне.

Одним из самых значительных явлений в истории литературной

и общественной мысли стало творчество великого английского по-

эта Байрона (1788-1824).

Байрон родился в Лондоне. Он был наследником старинного аристократического рода. Старинный шотландский род матери, Кетрин Гордон Гайт, следовал от племянника Иакова II (Стюарта). Предки его отца были знаменитыми английскими Байронами, воинами и мореплавателями. Детские годы Байрон провел в Шотландии, в Абердине, где учился в классической школе. Продолжил образование в колледже Харроу, а затем в Кембридже. Литературную деятельность начал в 1806 году. Первое поэтическое выступление

- «Часы досуга» в 1807 году. В 1809-1811 гг. Байрон совершил путешествие на восток; он посетил Португалию, Албанию, Грецию

и Турцию. В 1813-1816 гг. были опубликованы его «восточные» поэмы: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар». Именно в этих произведениях впервые четко была сформулирована новая романтическая концепция личности, возникшая в результате переосмысления просветительских воззрений на человека. В отличие от своих предшественников романтики считали человека существом иррациональным. Именно эта идея становится принципом «восточных поэм» Байрона. Образ их главного героя - одинокий скиталец, несущий сквозь жизнь свою таинственную скорбь и гордую мечту о свободе. В конце концов, Байрон постиг, создал и описал единый характер (очень ярко в «Корсаре» в образе морского разбойника Конрада).

«Странствия Чайльд Гарольда» - произведение, принесшее Байрону мировую славу и ставшее крупнейшим событием в истории европейского романтизма. Материалом для поэмы послужили впечатления Байрона от поездки по Европе, осуществленной в 1812 году. Основой стали разрозненные дневниковые записи, которые Байрон соединил и придал им видимость сюжетного единства. Скрепляющее начало - история странствий главного героя - Чайльд Гарольда. Этим Байрон воспользовался для воссоздания широкой панорамы современной ему Европы. Глубоко созвучным современности был и образ главного героя поэмы - бесприютного скитальца, внутренне опустошенного, трагически одинокого. Это

разочарованный, во всем разуверившийся аристократ - в его облике наметились черты того особого характера, который являлся романтическим прообразом всех оппозиционно настроенных героев литературы 19-го века.

В 1816 году, после обрушившейся на него травли, Байрон навсегда покинул Англию. В Швейцарии он познакомился с Шелли. Именно в это время поэт создает наиболее известные свои лирические шедевры: «Шильонский узник», «Сон», «Стансы к Августе».

Одно из главных мест в творчестве Байрона заняла проблема возможностей разума, его состоятельности как фактора жизненного

и исторического развития. Эта проблема отчетливо сформулирована в драматической поэме «Манфред» (1816). Одна из начальных реплик его героя - волшебника и мага Манфреда - гласит: «Древо познания не есть древо жизни». Волшебник и маг Манфред, подобно своему немецкому прообразу Фаусту, разочаровался в познании. Обладая сверхчеловеческой властью над стихиями природы, Манфред, тем не менее, не в силах помочь сам себе. Манфред желает обрести забвение. Его сила, мощь, познание тайн бытия, скрытых от глаз обыкновенных людей, куплено ценой человеческих жертв, одной из которых стала его возлюбленная Астарта. Потому Манфред в отчаянии блуждает по вершинам Альп, не находя ни забвения, ни покоя.

В 1817 году Байрон переехал в Италию, где в течение пяти лет были написаны семнадцать песен главного произведения Байрона «Дон-Жуан». В 1823 году Байрон отправился в Грецию, по назначению из Греческого комитета в Лондоне, где принял деятельное участие в борьбе греческих повстанцев против турецкого ига. По сути, Байрон сам возглавил восстание. В этот период он почти не пишет. Он создал войско, обеспечил его оружием. Быть воином стало привлекательно для него. Вновь он ощутил движение жизни. На некоторое время безысходная тоска покидает его.

22 января 1824 года Байрон пишет «Стихи на завершение моего тридцатишестилетия». В них вновь звучит грусть и явственно предчувствие близкой кончины. В этом стихотворении, как и в других произведениях, абсолютно тождественны поэт и поэзия, где поэзия - это правда:

То сердце быть должно б невозмутимым, Что в грудь другим не может чувства влить; Но, если я быть не могу любимым, Все ж я хочу любить!

Все дни мои, как желтый лист, увяли, Цветы, плоды исчезли, и на дне Моей души гнездится червь печали: Вот, что досталось мне!

Незримо грудь мне пламя пожирает, Но то вулкан на острове пустом, И светочей ничьих не зажигает Оно своим огнем.

Прошла пора надежд, волнений, власти Огня любви - все это в стороне, И разделить мне не с кем пламя страсти. Но цепь ее на мне!

Но пусть меня тревоги не смущают Подобных дум - теперь, на месте том, Где лавры гроб героя украшают Или чело венком.

Вокруг меня - оружие, знамена, Я в Греции, - мне ль это позабыть? И на щите Лакедемона Не мог свободней быть.

Восстань! (Не ты Эллада - ты восстала) Восстань, мой дух! В минувшем проследи, Откуда кровь твоя берет начало И в битву выходи!

Уйми в себе всплывающие страсти

И побори: не молод больше ты,

И над тобой должны лишиться власти Гнев иль улыбка красоты.

И если ты о юности жалеешь, Зачем беречь напрасно жизнь свою?

Смерть пред тобой - и ты ли не сумеешь Со славой пасть в бою?

Ищи ж того, что часто поневоле Находим мы: вокруг себя взгляни, Найди себе могилу в бранном поле И в ней навек усни!

15 февраля 1824 года с Байроном случается припадок эпилепсии. Он долгое время не может прийти в сознание. Болезнь его была мучительной. 19 апреля 1824 года Байрон умирает.

Одним из самых ярких явлений английской литературы романтической поры становится роман Чарльза Роберта Матьюрина (1780-1824) «Мельмот Скиталец», вышедший в свет в 1820 году. Будучи последним и одним из лучших образцов в ряду так называемых готических романов (или романов тайн и ужаса), широко распространенных в английской литературе на рубеже 18-19-го вв, «Мельмот Скиталец» превосходит их не только увлекательностью сюжета, но прежде всего серьезной философской мыслью. Запутанный сюжет, перенесение места действия с одной страны в другую, притом в разное историческое время, усложненные приемы повествования, с перемежающими друг друга вставными повестями разного стиля и назначения, многочисленные действующие лица, находящиеся между собой в таинственных и не до конца раскрытых отношениях, - составляют художественные особенности этого сложного романа как одного из очень характерных произведений английской романтической прозы.

Это произведение оставило о себе память во всех литературах Европы и Америки. Творчество Матьюрина было хорошо известно Байрону и В. Скотту, кроме того, они оказывали молодому писателю всяческую поддержку. Страстным почитателем Матьюрина был Бальзак. В своем предисловии к первому изданию романа «Шагреневая кожа» (1831) он ссылается на уже покойного к тому времени Матьюрина.

Один из современников Матьюрина так описывал впечатление, которое писатель производил на знавших его людей: «Прекрасный

танцор и мрачный романист, кончиком пера записывающий исключительные выдумки своего воображения; умирающий с голоду и частый посетитель балов, светский человек, хорошо знакомый с жизнью кулис, надменный, страстный любитель кадрили, игорного стола и рыбной ловли. Мы встретили его однажды в октябре на берегу озера, вооруженного огромной удочкой и одетого как щеголь

Лондонский и дублинский актер, в туфлях лодочкой и шелковых чулках». Действительно, Матьюрин был страстным танцором. Однако это не мешало ему после самозабвенных танцев на вечернем балу или пения в одном из дублинских салонов на другое утро красноречиво произносить церковную проповедь, призывая к отречению от мира и греховных удовольствий и недостойных страстей.

Но на самом деле, жизнь этого человека была отнюдь не безоблачна. Известно, что он умер в возрасте 44 лет от тяжелой болезни, оставив практически без средств к существованию жену и четверых детей.

Литературное влияние Матьюрина было огромным. Творчеством его восхищались и стремились подражать огромное количество поэтов и писателей: В. Скотт, У. Теккерей, Роберт Льюис Стивенсон («Остров сокровищ»), Оскар Уальд («Портрет Дориана Грея»). Творчество Матьюрина становится известным и в Северной Америке. Здесь ему подражают Натаниел Готорн и Эдгар По. Сильное и весьма продолжительное увлечение Матьюрином сказалось прежде всего во Франции В. Гюго, А. де Виньи, Бальзаком (особенно), Бодлером.

В русской печати имя Матьюрина стало встречаться еще при жизни писателя с 1816 года. Сильное влияние Матьюрин оказал на Пушкина (в «Евгении Онегине»), Вяземского, Лермонтова (в «Демоне»), особенно на Гоголя (в «Мертвых душах»). Достоевский горячо рекомендовал читать своим товарищам «мрачного, фантастического» Матьюрина. Знаменитый русский филолог Буслаев, которому лишь в конце жизни довелось прочитать «Мельмота Скитальца», пришел в восторг и глубоко сожалел, что не прочел его раньше. Буслаев утверждал: «По воображению он (Матьюрин) выше Шекспира, по реализму и глубине им обоим нет равного».

Современником Матьюрина и Байрона, а также их хорошим другом был В. Скотт (1771-1832). Он выступил в конце 1790 и 1800 гг. как переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор

1. Особенности развития английского романтизма.

2. Краткие сведения о жизни и творчестве П.Б.Шелли. Гармония человека с природой - ведущая тема лирики поэта.

3. Дж.Г.Байрон - выдающийся английский поэт-романтик, основатель эпохи новой поэзии.

4. "Украинский" и "восточная" темы в творчестве Дж. Г.Байрона: "Мазепа", цикл "Восточные поэмы". Роман в стихах "Дон Жуан".

Особенности развития английского романтизма

Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, так романтические тенденции долгое время существовали тайно.

Политическая и экономическая ситуация Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и труда в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, человеческих характеров и типов.

Своеобразные особенности английского романтизма:

o период предромантизма охватил несколько десятилетий II пол. XVIII в.

o средневековья вызвало особый интерес у британцев. Готику многие понимали как начало национальной истории и культуры;

o обращение к религиозным источникам, в частности к Библии, - норма времени;

o увлечение национальным фольклором, сбор его сокровищ писателями-романтиками;

o жизни крестьянства, его своеобразная духовная культура, судьба рабочего класса, его борьба за свои права стали объектом изучения романтиков;

o разработка новой темы - показ дальних путешествий через моря и пустыни, овладение пространством дальних стран и континентов;

o преимущество лирики, лирико-эпических форм и романа над традиционными эпосом и драмой.

Относительно непродолжительный период расцвета романтизма (30-35 лет) дал Англии два поколения писателей, которые существенно отличались друг от друга.

Первый этап развития романтизма в Англии датировался 90-ми годами XVIII в. Новое в литературе - следствие восприятия революционных событий, их оценки. Характер изменений был очевиден в творчестве писателей, вступивших в литературу на данном этапе сказали свое новое слово, подобно Р.Бернса (незадолго до он смерти успел воспеть "дерево свободы"), или же первого романтика У.Блейка.

Под знаком отношение к революции состояла и творчество молодых поэтов: У.Вордсворт, С.Т.Колриджа, Р.Саути. Этих трех художников объединили общим названием "Озерная школа" и назвали "лейкистами" (с англ. "Лейк" - озеро). Но они не считали себя представителями одной школы, доказывая свою оригинальность и самобытность таланта. Литературоведы четко выделили общие черты в их творчестве:

o прошли в чем-то похож путь духовного и творческого развития;

o потерпели соблазна руссоизма и революционно-демократических идей;

o были первооткрывателями и теоретиками нового направления - романтизм (предисловие ко второму изданию сборника "Лирические баллады" (1800) стала первым эстетическим манифестом английского романтизма).

их усилиями была выработана и теоретически осознанная новая поэтика, но пока этот процесс только начинался.

Второй этап представлял собой формирование самостоятельной романтической традиции. В эти годы одна за другой появлялись поэтические книги, которые знаменовали приход новых авторов, непохожих друг на друга и конкурирующих между собой Т. Мур, В. Скотт, Дж. Байрон.

Этот этап начался в 1815, после поражения Наполеона. В Англии были введены хлебные законы, под знаком противостояния которым шла общественная борьба следующего 30-летия (вплоть до их отмены в 1846). Суть этих законов - в запрете импортировать зерно, пока цены на внутреннем рынке не поднялись до установленного максимального уровня. Борьба против хлебных законов стала частью гораздо более широкого движения за изменение законодательства, всей структурной власти, за парламентскую реформу, которая была проведена в 1832 г.. Реформа не конец общественному движению, а стала поводом к появлению чартизм.

В эти годы - между битвой при Ватерлоо и парламентской реформой - и произошел расцвет английского романтизма. Наиболее значительные произведения создал Дж. Байрон, который навсегда покинул Англию. В. Скотт разработал исторический роман, заложив тем самым основу новой романной форме, которую позже развивали писатели-реалисты. В поэзию пришли романтики молодого поколения: П.Б.Шелли, Дж. Китс.

К началу 30-х годов романтическая традиция в английской литературе не завершает своего развития, но перестала быть центральным литературным явлением.

1. Своеобразие и основные этапы английского романтизма.

2. Новаторство поэтов Озерной школы.

3. Вальтер Скотт и его исторический роман.

1. Английский романтизм возникает как самобытное явление, обусловленное спецификой английской жизни.

Своеобразие английского романтизма в том, что:

1) Рано появились романтические тенденции, которым предшествовал долгий период предромантизма (его компоненты: готический роман, сентиментальная поэзия, интерес к национальной истории и фольклору)

2) Французская революция и промышленный переворот отразились на двойственном восприятии действительности: с одной стороны, надежда на лучшее будущее, с другой – ощущение катастрофичности общественного развития, тоска по «старой, доброй Англии».

3) Увлечение национальной духовной культурой, крестьянским фольклором (в творчестве старших романтиков); обращение к жизни рабочих и защита их интересов (в творчестве младших романтиков).

4) Особый интерес к жизни природы, осознание ее роли в жизни человека.

5) Темы Востока и Юга, дальних странствий как отражение колониальных завоеваний.

6) Использование христианской библейской образности и тематики, обращение к Ветхому Завету, его интерпретации Джоном Мильтоном («Потерянный рай» - восприятие образа Сатаны как первого богоборца).

7) Герой – сосредоточенный на собственных чувствах, неудовлетворенный действительностью, эгоист, скиталец, страдалец, бунтарь.

8) Преобладание лирики и лироэпических форм над эпикой и драмой.

Этапы развития английского романтизма:

1) Ранний английский романтизм. Творчество У. Блейка: политическая революционность, отказ от догматики традиционной религии, мифотворчество, поэтика контрастов, образы детей («Песни невинности», «Песни опыта»).

Блейк – первый поэт-урбанист, вы учите наизусть одно из его стихотворений «Лондон», в котором нарисована мрачная картина лондонской жизни. Наиболее известное произведение – циклы «Песни невинности» и «Песни опыта», отражающие противоречивость человеческой души. «Песни невинности» воплощают светлую сторону жизни и реакцию на нее человека, эмоциональный тон «Песен опыта» - негативный. Целый ряд стихотворений в этих циклах имеет одно и то же название, они связаны на уровне отдельных фраз и строк, но представляют разные стороны сознания – детское, ожидающее от мира чудес, и взрослое, исполненное безысходности (Прочитать «Дитя-радость» и «Дитя-горе»). У Блейка впервые появляются поэтические образы детей, заблудившихся и найденных, вынужденных работать с малых лет («Маленький трубочист»). Спасением является Бог, но Блейк создает образ собственного доброго и милосердного Господа, отрицая Бога традиционной церкви (Прочитать «Разговор духовного отца с прихожанином»).



2) Старшее поколение английских романтиков: Уильям Вордсворт, Сэмюэль Кольридж, Роберт Саути - поэты «озерной школы» и В. Скотт. Связь с сентиментализмом, культ природного и увлечение фантастикой.

3) Молодое поколение романтиков (младше первого на 15-25 лет ): Джордж Байрон, Перси Шелли, Джон Китс. Бунтарство, драматизм, увлечение поэзией, античностью и философией.

2. Творчество поэтов, объединенных позже под названием Озерной школы (в силу проживания в Озерном крае – Lake District) (90-е годы 18 в.), становится известным с изданного в 1798 г. сборника – «Лирические баллады» У. Вордсворта и С. Кольриджа. Предисловие ко второму изданию сборника, написанное Вордсвортом, стало теоретическим манифестом английского романтизма. Сборник очертил пути отхода от классицизма, провозгласил демократизацию проблематики, расширение поэтического диапазона, новаторство стихосложения.

По мысли автором сборника, стихи Вордсворта воссоздавали простые вещи, людей, события, поэтизируя их с помощью воображения (поле нарциссов – толпа танцующих людей, терновый куст над маленьким холмиком – мать над могилой своего ребенка) , а стихи Кольриджа воплощали в обычном слове нечто фантастическое и сверхъестественное. Вордсворт расширил тематический и жанровый спектр поэзии (послания, элегии, сонеты), Кольридж акцентировал ирреальное, чудесное, выражал общечеловеческие проблемы в формах фантастики и аллегории («Сказание о старом мореходе» - где разрабатывалась тема преступления человека против природы и его наказание потусторонними силами ), отличительная черта его поэзии – сочетание реальных и фантастических образов (Огонь, Голод и Резня, представленные в облике трех макбетовских ведьм).

Роберт Саути разрабатывал жанр баллады, сочетая сюжеты народных баллад с дидактикой.

3. Вальтер Скотт (1771–1832) – переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад, при жизни получил огромную славу как автор романов («шотландский волшебник»).

Увлечение фольклором (особенно шотландским в условиях зависимости от Англии – Шотландское Возрождение ) совпало с общей тенденцией европейской романтической литературы и отразилось в собирании фольклора. Результат – сборник «Песни шотландской границы» (1802-1803), содержащий не только тексты народных баллад, но и комментарий к ним.

Скотт создает и собственные, очень популярные произведения: драматическая поэма «Песнь последнего менестреля», поэма «Дева озера» и др. Эти произведения отразились в дальнейшем творчестве Скотта (воспевание Средневековья, элементы фантастики, балладное осмысление исторических персонажей, национальный колорит).

Но после выхода первой песни «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона Скотт отказывается от поэзии.

1814 – первый исторический роман «Уэверли» (издан анонимно в силу неуверенности Скотта в его успехе). Принес ему такую славу, что другие романы он долго подписывал «автор «Уэверли». Это стало его визитной карточкой.

Исторические романы Скотта: романы шотландского цикла (до 1820 г.) и романы, действие которых происходит в средневековой Европе (цикл открывается романом «Айвенго»). Другие известные романы: «Роб Рой», «Квентин Дорвард», «Пуритане».

Интерес романтиков к истории был вызван общественными событиями конца 18 – начала 19 веков: Личность ощутила себя частью общего хода истории, прогресса и стремилась разобраться в принципах его движения, понять прошлое и сделать выводы по поводу будущего.

История воспринимается Скоттом как ключ для познания современности; эта концепция определяет исторические произведения практически всех романтиков.

По мысли Скотта, история развивается по особам законам: общество проходит сквозь периоды жестокости и постепенно движется к более моральному состоянию, так как стремится к добру (христианская мораль). Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов с завоевателями (саксы и норманны в «Айвенго»). В результате этих исторических конфликтов каждый следующий этап развития примиряет враждующие стороны и делает общество более совершенным. В восприятии истории Скоттом ощущаются просветительские идеи – объективность и вера в прогресс.

Особенность Скотта – понимание роли народа в истории. Он не только связывает жизнь отельного человека с историей, а и вводит в романы образы людей из народа (народных защитников (Робин Гуд, Роб Рой)), которые часто берет из исторических хроник, народных легенд, создавая яркие образы. При этом Скотт не идеализирует народ, рисуя позитивные и негативные качества людей из народа, который воспринимает не как массу, а отдельными индивидуальностями.