по теме «Глубина философских размышлений в произведениях
Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень»
Мухиной Елены Михайловны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 г. Шатуры
Московской области
Организационный момент : подготовка учащихся к уроку, настройка оборудования (Интернет).
Тема урока : Глубина философских размышлений в произведениях Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень» (тему урока учащиеся формулируют самостоятельно в конце урока после анализа и обсуждения прочитанных произведений).
^ Тип урока : урок изучения нового материала (комбинированный).
Технология урока : педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение); технология развивающего обучения (система развивающего обучения Л. Занкова).
^ Средства обучения .
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва. «Просвещение». 2010г.
Презентация «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (домашнее задание к уроку)
Таблица на интерактивной доске «Черты сентиментализма. Особенности русского сентиментализма»
Словарь литературоведческих терминов и понятий.
^ Основные цели урока .
Обучающие:
познакомить с биографией Н. Карамзина, разобрать понятие о сентиментализме, изучить повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», показать глубину философских размышлений автора в этих произведениях.
Развивающие:
выработать способность приобретать новые знания и умение использовать ранее полученные знания; закрепить умения и навыки, позволяющие применить развитие психических функций учащихся (мышление, память, воображение, восприятие).
Воспитательные:
привить любовь к познанию окружающего мира, любовь к родному языку и литературе, воспитать активность, инициативность, любознательность.
^ Ход урока
Проверка домашнего задания .
Знакомство с презентацией «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (бинарное представление материала учащимися)
^
Актуализация опорных знаний
(объяснение нового материала).
Перед вами произведения Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень». Вам предстоит не только окунуться в художественную ткань этих удивительных произведений, насладиться их красотой, но и ответить на вопрос, что объединяет эти произведения, почему мы анализируем их вместе.
1.Беседа по содержанию повести «Бедная Лиза», прочитанной дома (формирование ЗУН в процессе анализа прочитанного).
Какие чувства вы испытали?
От какого лица идёт повествование?
Какой мы видим главную героиню в родительском доме?
Чему её смогли научить отец с матерью?
Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Лизы?
Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?
Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Эраста?
Как складывались отношения между молодыми людьми?
Почему они расстались?
Как понимать финальную фразу повести?
О каких общечеловеческих ценностях заставляет нас задуматься Н. Карамзин?
Какой нравственный урок преподносит нам автор?
Как проявляются в повести черты сентиментализма?
Посмотрите на таблицу (она на интерактивной доске). Какие особенности повести как произведения сентиментализма мы не отметили? Подтвердите сказанное примерами из текста.
Важную роль в повести играет пейзаж. Он способствует пониманию эмоционального состояния героев - и не только.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Осень» (индивидуальное домашнее задание).
2. Беседа по стихотворению.
Какое впечатление произвело на вас произведение?
Какие чувства вы испытали?
Созвучны ли эти чувства с чувствами, которые вы испытали при чтении «Бедной Лизы»?
В чём смысл стихотворения Н. Карамзина «Осень»?
С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»?
Какие средства художественной изобразительности использует автор для передачи чувств лирического героя?
Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?
^ Подведение итогов урока .
А теперь, пожалуй, главный вопрос. Два произведения Н. Карамзина: «Бедная Лиза» и «Осень». Что объединяет их?
Да, автор размышляет о бренности человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки и перед теми, кого мы любим, и перед теми, кто нам близок. Предложите свои формулировки темы нашего урока (одна из них записывается на доске и в тетрадях).
Домашнее задание .
Ответ на вопрос: чем может быть интересен Н. Карамзин современному читателю? (5-8 предложений).
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма
Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин
Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка.
Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер.
СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type
КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие.
Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности.
Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий
Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни.
Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни.
Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок
Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления
ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо
Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин
Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный
Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой
ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?
Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии
«Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.
Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы».
Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением?
Проверим себя!
Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку
Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой
Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский
Приложенные файлы
Слайд 2
Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.
Слайд 3
Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.
Слайд 4
Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.
Слайд 5
Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.
Слайд 6
Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.
Слайд 7
Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,
Слайд 8
Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.
Слайд 9
Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.
Слайд 10
Работа со словом
1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.
Слайд 11
4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»
Слайд 12
Вопросы и задания
1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.
Слайд 13
4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Слайд 14
Источники
http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.
Посмотреть все слайды