Построение геометрического орнамента. Построение орнаментов

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.

Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

Как рисовать циркулем?

Вот простая пошаговая инструкция:

В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
. Проводим прямую через их пересечение

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

Спирограф

Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

«Красивые орнаменты» - Симметричный орнамент. Применение орнамента. Принципы рисования орнамента. Арабы. Туркменистан. Какие бывают орнаменты. Узоры и орнаменты. Орнаменты в архитектуре. Орнамент. Естественный орнамент. Виды орнамента. Разных странах орнаментам придают свой смысл. Чередование. Монголия Казахстан. Китай. Символ солнца в разных странах.

«Формы орнамента» - Орнамент в замкнутой форме. Принципы построения орнамента. Украшение. Изображение сочетаний (стилизованных) растений. Ритм. Мотив. Изображение строгого чередования ритмических элементов. Изображение фигуры человека. Раппорт. Изображение простейших клеток. Схемы ленточных орнаментов. Повторение. Инверсия.

«Орнаменты и узоры» - Орнамент в русских народных промыслах. Ренессанс. Древний мир. Геральдический орнамент. Главные эпохи развития орнамента. Характер композиции на украшаемой поверхности. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Вологодское кружево. Геометрический орнамент. Классификация орнаментов. Восточные орнаменты.

«Композиция орнамента» - Ассиметричное расположение. Композиция. Способность художника к абстрактному мышлению. Конструктивные элементы орнамента. Форма раппорта. Осевая симметрия. Орнаментальная композиция. Виды симметрии. Правила построения орнаментальной композиции. Ритмическое построение орнаментальной композиции. Шахматный ритмический строй.

«Классификация орнаментов» - Мотивы. Содержание предметного орнамента. Животный орнамент. Классификация орнаментов. Растительный орнамент. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Геометрический орнамент. Символический орнамент. Происхождение. Фантастический орнамент. Пейзажный орнамент. Виды орнамента.

«Орнаменты народов» - Русский орнамент. Орнаменты Древнего Египта. Геометрический орнамент. Многообразие форм. Орнамент на платках. Хохлома. Гжель. Орнамент на тканях. Принципы рисования орнамента. Мастерицы. Казахский орнамент. Чередование. Матрёшка. Математика. Место в орнаментальном искусстве. Индийский орнамент. Абстрактный орнамент.

Всего в теме 12 презентаций

УРОК № 4. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ.

Наш четвертый урок будет посвящен орнаменту в круге.
Круговой орнамент используется в творчестве всех народов, независимо от их вероисповедания и проживания: он украшает храмы, одежду,домашнюю утварь, украшения и т.д. (фото 1,2,3).

фото 1

фото 2

фото 3

В основе такого орнамента - круг, а это символ целостности, единства, непрерывности в диалектике жизни человека. Круговой орнамент это к тому же знак солнца и полной луны.
Белье и одежда, украшенные таким орнаментом, защищали от темных сил, охраняли благополучие дома, т.к. солнце и круговорот времен года давали человеку для жизни все необходимое.
А какие невообразимые круговые орнаменты встречаются в живой природе! Вспомните строение цветка, снежинки, медузы и т.д (фото 4,5,6).

фото 4

фото 5

фото 6

Основные особенности орнамента в круге это повторение, ритм и симметрия.
Орнамент в круге имеет несколько названий: мандала, фрактал, розетка, круговой орнамент, калейдоскоп. Последнее название больше всего подходит к нашему случаю, т.к. отражает тот способ, которым мы с вами будем создавать круговые орнаменты.
Таким образом, сегодня мы с вами будем говорить об СХ- КАЛЕЙДОСКОПЕ.
Эти две недели нам с вами придется достаточно много рисовать, так как прежде чем перенести СХ-калейдоскоп на ткань, мы должны точно изобразить его на бумаге. Можно нарисовать такие орнаменты и с помощью компьютерной программы, но давайте постараемся сделать это своими собственными силами. Я уверена, вам понравится создавать круговые композиции уже на бумаге.
СХ - версию калейдоскопа я впервые увидела в альбоме Любови Гайруновой « Узоры СХМС». (фото 7,8). Автор мне не известен. Работа поразила своей выразительностью и качеством исполнения. Сначала мне показалось, что создать и воспроизвести на ткани такой орнамент мне совершенно не под силу. Но внимательно разглядев работу, проанализировав узор, я поняла, что это не так и сложно…

фото 7

фото 8

Я предлагаю вам три способа изготовления СХ-калейдоскопов.
Сразу скажу, что до той последовательности в создании розеток, которую я опишу ниже, я додумалась не сразу. Методом проб и ошибок я нашла, как мне кажется, наиболее рациональные способы рисования орнамента в круге. Я уверена, что в процессе работы у вас обязательно возникнут какие-то свои идеи.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ .
Круговой орнамент обычно состоит из нескольких лучей, чаще всего число их четное: 4,6,8,12, 24 и т.д.
Рисунок в самом луче может быть как симметричен относительно центра этого луча, так и ассиметричен.
Первым способом мы создадим СХ-калейдоскоп из 8 лучей с симметричным рисунком в луче (фото 9).

фото 9

1.Берем квадратный лист прозрачной бумаги (например, кальки). Длина одной стороны квадрата равна диаметру вашего будущего круга + 2 см.
2.Несколько раз сгибаем этот лист, всё время пополам (вспомните, как вы в детстве делали снежинки). Для 8-лучевого симметричного калейдоскопа сгибаем так 4 раза (фото 10, 11, 12, 13).

фото 10

фото 11

фото 12

фото 13

Затем на сгибах делаем отметку по величине радиуса будущего круга. Мы получаем с вами сегмент круга (½ луча), на котором нам надо нарисовать узор.
3. Рисуем узор на ½ части луча. Рисунок с одной стороны должен доходить до высоты радиуса, а с другой может быть любой величины, но не более высоты радиуса. Стройте его, используя любые геометрические фигуры (треугольники, ромбы, квадраты, круги, овал и т.д.), в любом порядке, не соблюдая никакой симметрии, но соединяя эти фигуры между собой. Рисовать лучше хорошо отточенным мягким карандашом, а не шариковой ручкой, так как иногда бывает нужно рисунок в дальнейшем подправить.(фото 14, 15)

фото 14

фото 15

4. Сгибаем бумагу по центру нашего луча и перерисовываем созданный узор на другую его сторону. Получаем один симметричный луч из восьми. (фото 16)

фото 16
5. Дальнейшее создание калейдоскопа возможно по двум вариантам .
ВАРИАНТ А.
Сгибаете бумагу сбоку от нарисованного луча и переводите рисунок, получая 2 луча - 1/4 часть узора(фото 17), снова сгибаете и получаете 4 луча - ½ часть узора (фото 18); и последний раз сгибаете и переводите весь узор (смотри фото 9).
При этом варианте надо очень четко сгибать бумагу первоначально, чтобы сегменты были одинаковые.

фото 17

фото 18

ВАРИАНТ Б
Вы берете идентичный первому второй лист прозрачной бумаги, сгибаете его 3 раза (получаете 8 лучей) , расправляете и переводите ваш первый рисунок 8 раз. Обязательно совмещайте сгибы второго листа бумаги и боковые границы вашего первого образца. (фото 19)
При этом варианте легче подогнать лучи к друг другу, даже если вы немного ошиблись в сгибах.

фото 19

6. Ваш набросок калейдоскопа готов. Теперь вы должны подрисовать его с учетом непрерывности заполнения рисунка (ведь вам надо будет его в дальнейшем стегать на ткани), добавить кое-где какие-то простые микростежки. Вам необходимо также разделить узор по цвету (фото 20). Обычно смена цвета идет кругами: центр- один цвет нитей, затем несколько рядов другого цвета и т.д. Можно всё это сделать на первоначальном рисунке или на одном из лучей.

фото 20
7. Переводим рисунок на ткань с помощью стежки по кальке. Советую прострочить по кальке лишь самые основные крупные детали и сразу нитью того цвета, которой потом будете стегать эту часть кругового орнамента. (фото 21)

фото 21

8. Отрываете бумагу и окончательно доделываете ваш рисунок, украшая его мелкими деталями, СХ- зигзагом, уплотнениями и микростежками (вспомните, как мы с вами создавали зентанглы) . СХ-зигзаг старайтесь строчить, направляясь всегда к центру или от центра круга, тогда линия будет выглядеть симметричной. (фото 22)

фото 22
Именно таким способом я выполнила свою первую работу в технике СХ- КАЛЕЙДОСКОП.
Панно называется «Гори, сияй моя звезда». Узор имеет радиус 25 см. Размер панно 55 х 70 см. (фото 23, 24)

фото 23

фото 24

ВТОРОЙ СПОСОБ.
Вторым способом мы с вами создадим 6-лучевой калейдоскоп с ассиметричным рисунком в луче (фото 25).

фото 25

По-моему, этот рисунок выглядит более динамично и естественно.
1.Опять берем квадрат из прозрачной бумаги, сторона которого равна диаметру будущего вашего СХ-калейдоскопа + 2-3 см. Сгибаем дважды, получаем маленький квадрат и его складываем в три сложения, то есть получаем сегмент с центральным углом 30 градусов (фото 26).
Расправляем наш квадрат и через один сгиб на высоте радиуса ставим отметку - эту будут вершины наших 6 лучей (фото 27).

фото 26

фото 27

2.Сгибаем квадрат снова по прежним сгибам, оставляя открытым полностью один луч. Выполняем на луче рисунок (я рисовала крупные фигуры из волнистых линий, чтобы заполнить их потом покрывной стежкой).(фото 28)

фото 28

3. Далее создание калейдоскопа идет по любому из выше перечисленных вариантов (см. первый способ) .
При варианте А получаем зеркальное отражение (фото 29) ; при варианте Б идет последовательное повторение одного и того же рисунка (смотри фото 25).

фото 29

4. Опять уточняем окончательный рисунок, определяемся с деталями (прорисовываем их на одном из лучиков), с цветом.
5. Далее действуем аналогично первому способу, пунктам 7,8 (фото 30)

фото 30

По второму способу я выстрочила фантазийный цветок в любимом мною стиле модерн " Цветок фантазии моей" (фото 31, 32) Размер квилта 33 х 33 см, радиус узора 16 см.

фото 31

фото 32

ТРЕТИЙ СПОСОБ.
Третьим способом я предлагаю вам создать узор, к которому больше всего подходит понятие «розетки» .
Этот рисунок будет состоять из нескольких окружностей с одним центром и заполняться он будет всеми нами любимой стёжкой- лентой (фото 33).

фото 33

1.Для начала из центра нашего квадрата циркулем нарисуем несколько окружностей с разными радиусами. Круг с самым большим радиусом будет границей нашего узора. (фото 34)
Расстояние между кругами выбирайте произвольно, чередуя более узкие и более широкие ленты.

фото 34

2. Складываем квадрат 4 раза (как в первом способе) и таким образом мы получаем 16 лучей СХ- калейдоскопа (фото 35).
Выберите один из лучей и нарисуйте на нем узор, используя известные вам узоры стежек- лент. Я рекомендую вам чередовать стежки по плотности и сложности рисунка, добавлять сверхплотные включения. Самый крайний ряд можно оформить как лепесток цветка или просто треугольник с вершинкой на крайней точке вашего луча.
Хорошо бы, если при рисовании вы искали какие-то ориентиры расположения узоров относительно друг друга (фото 36).

фото 35

фото 36

3. Этот созданный рисунок переносим на заранее подготовленный, тоже сложенный в 4 раза, черновик (фото 37 - на черновике рисунки трех розеток)

фото 37

4. Переводим рисунок с черновика на чистовик (первый квадрат), последовательно заполняя лучи вашего калейдоскопа и следя за совпадением направляющих линий (то есть, нарисованных вами предварительно окружностей) (фото 38).

фото 38

5. Определяемся с мелкими деталями, переходом цветов.
6. Переводим рисунок на ткань стежкой по кальке, сразу теми цветами ниток, которыми потом будете заполнять рисунок.
Старайтесь переводить только самые крупные и важные для симметрии части узора (мелкая стежка, типа стипплинга, галечника, вьюнка, прямых коротких линий, сетки и т.д. в предварительном переводе с кальки на ткань не нуждается). (фото 39 - заготовка для перевода на ткань)

фото 39
7. Тщательно обрываете бумагу и дополняете узор мелкими деталями.
По третьему способу я сделала мини- квилт для проекта «Мой цветок- тебе в подарок», который проводится в сообществе «Пэчворк». Размеры панно 21 х 29 см (формат А 4).
Радиусы цветков 7, 9 и 12 см. (фото 40, 41,42)
Особенностью этой работы является то, что СХ- калейдоскопы сочетаются здесь с техникой шадоу-трапунто (фото 43)

фото 40

фото 41

фото 42

фото 43

Мне очень понравился этот способ изготовления круговых орнаментов с помощью СХМС, как впрочем и первые два.
Абсолютно уверена, что у меня будет ещё не одна работа с использованием способа рисования «СХ-калейдоскоп» .
Кстати, в своих работах вы можете выстрочить не всю окружность, а лишь какую- то её часть (полкруга, четверть круга и т.д.), как это сделала я в последнем панно.
Особенность этого урока состоит в одном парадоксе: насколько просто и интересно создавать эти узоры, настолько же сложно и нудно объяснить, как это делать. Впервые очень пожалела, что у меня нет видеокамеры, чтобы всё это показать вам воочию. Если что-то непонятно- пишите, постараюсь объяснить ещё подробнее.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.Выполняя сегодняшнее домашнее задание, вам придется много рисовать. Советую вам нарисовать по 2-3 образца каждым способом и прислать мне те рисунки, которые вы пока не успеете воплотить в стежку.
2.Сделать одну работу (панно, подушку, сумку, обложку для фотоальбома и т.д.) с использованием техники РШМ «СХ- калейдоскоп»
Мне бы хотелось, чтобы наши аспирантки поучаствовали в проекте « Мой цветок -тебе в подарок». Если у вас есть такое же желание - можете «нарисовать» ваши цветы любым из вышеперечисленных способов.
Успехов в совершенствовании ваших навыков художественной стежки!!!
Чуть потерпите, до окончания аспирантуры осталось только одно, довольно простое занятие.
А пока: НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!!!

Открытый урок по теме:

Учитель : Кочеткова И. В.

Предмет : изобразительное искусство

Класс: 1 «А».

Тип урока: систематизация знаний о декоративном рисовании

Тема урока:

Орнамент в круге из растительных элементов

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Прививать аккуратность;

Оборудование:

Иллюстрации предметов с орнаментом;

Плакаты растительного и геометрического орнаментов;

Плакат с элементами растительного орнамента;

Плакаты с поэтапным выполнением работы;

Циркуль

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Проверьте готовность к уроку: альбом, краски, баночка с водой, кисти, циркуль, карандаш.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы будем рисовать орнамент из растительных элементов в круге.

Послушайте сообщение, которое приготовили дети.

Сообщение: 1 ученик:

2 ученик:

3 ученик:

3. Работа над темой.

1) Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы с вами должны поделить окружность на 6 частей. Откройте свои альбомы, найдите нужную страницу. Приготовьте циркуль, линейку, простой карандаш. Помните о технике безопасности при работе с циркулем: размахивать циркулем нельзя, держать остриём вниз, после работы убрать в чехол или пенал.

2) Учитель на доске показывает, как делить окружность на 6 частей, дети выполняют вместе с учителем.

3) Физ культминутка: Все привыкли мы к порядку,

Устали – сделаем зарядку:

Раз наклон и два наклон –

А потом вперёд поклон.

Мы немного отдохнём

И работать все начнём.

4) Элементы узора в круге связаны с направлением. Узор может располагаться от центра к окружности (плакат №1).

А может, наоборот – от окружности к центру (плакат №2).

5) Затем выбранный узор необходимо повторить в каждой из 6-и частей окружности. Помни простое правило: узор должен располагаться по кругу и быть одинаковым в каждой части (плакаты №3, №4)

6) Вспомним правила при работе с кистью и красками.

1 ученик: Для выполнения орнамента лучше пользоваться тонкой кистью.

2 ученик: Если вы будете пользоваться карандашом, то набросок орнамента выполняется без нажима, чтобы ластик лучше стирал неправильные линии.

3 ученик: При работе с красками помните, что кисть нужно хорошо смочить в воде, лишнюю воду убрать о края баночки и набрать нужную краску.

4 ученик: Ворсинки кисточки должны быть собраны вместе, рисовать лучше кончиком, чтобы изображение получилось аккуратным.

7) Подумайте, какие растительные элементы вы выберете для своего орнамента. В этом вам поможет вот этот плакат (плакат №5). Затем приступайте к выполнению работы.

4. Практическая часть (выполняется под музыку).

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.

5. Итог урока.

Какую работу вы выполнили?

Давайте посмотрим на ваши орнаменты.

(рассматриваем рисунки, хвалю хорошие работы, обращаю внимание на неточности)

Что нового узнали на уроке?

АНАЛИЗ УРОКА

1. Тема урока: «Орнамент в круге из растительных элементов ».

Тип урока: систематизация знаний детей о декоративном рисовании.

Урок связан с предыдущими уроками. Данная тема будет иметь продолжение на последующих занятиях.

2. При планировании использовала обучающий, развивающий, воспитывающий аспекты обучения

Обучающий:

Расширить знания детей о композиции узора в круге;

Познакомить с предметами быта, где используется орнамент;

Формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов;

Развивающий:

Развивать творческие способности, детское воображение и эстетическое восприятие;

Развивать тонкую моторику руки, глазомер;

Развивать художественный вкус;

Воспитывающий:

Воспитывать самостоятельность в учебной работе;

Прививать аккуратность;

Формировать умение работать в детском коллективе.

Считаю, что триединая дидактическая цель урока была мною достигнута.

3. На уроке использовала разные формы, методы и средства обучения в соответствии с триедиными целями урока.

Формы обучения:

коллективная – деление окружности;

индивидуальная – сбор материала для сообщения, подбор фрагментов узора.

Методы обучения:

словесный – объяснение учителя, сообщения учеников;

диалог между учителем и учениками при помощи вопросов;

активный самостоятельная работа;

наглядный – демонстрация образцов;

проблемно – поисковый – при подготовке сообщения;

опережающий – деление окружности на 6 частей.

Средства обучения: показ наглядного материала, магнитофон.

Все дидактические материалы и наглядные пособия подобрала в соответствии с целями урока, использовала здоровьесберегающую технологию – физкультминутку.

4. Время, отведённое на этапы урока, было рационально распределено.

1 этап – оргмомент .

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Показатель: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2 этап – подготовка к основному этапу.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Показатель : готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3 этап – обобщение и систематизация знаний.

Цель: формирование целостной системы знаний по теме.

Показатель: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

4 этап – контроль и самопроверка знаний .

Цель : выявление качества уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Показатель: получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся в индивидуально- обособленной форме активным методом обучения.

5 этап – подведение итогов урока, используя этап рефлексии .

Цель : дать анализ оценке успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Показатель : адекватность самооценки учащегося с оценкой учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Эмоциональный настрой учащихся. от формы... детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по...

  • «Орнамент. Виды орнаментов»

    Методическая разработка

    Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов , расположенных вдоль... Придумать свои орнаменты в круге , в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность . Испльзуемая литература...

  • «Орнамент в архитектуре»

    Документ

    По мотивам существуют разные орнаменты : растительный , составленный из растений или элементов растений, ягод, цветов... несколько собственных вариантов архитектурных орнаментов в круге и линейных из двух и более элементов . Индивидуальная работа. ...

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. 192 с. Оглавление подготовительный класс пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге ; совершенствовать... растительного орнамента в полосе. · Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах . · Правила составления растительного орнамента ...