Пословицы и их толкование для детей. Значение и влияние интересных пословиц

Когда, в какие времена появились пословицы, эти словесные жемчужины, с помощью которых познаётся истина?

Каждая нация имеет своеобразную копилку из коротких поучительных суждений, коротеньких притч, называемых пословицами. В них – гибкость ума, характер, нравы и обычаи народа, сила языка его. В пословицах — выработанная жизненным опытом практическая философия, передаваемая устно одним поколением другому. Пословицы появились много веков назад.

Пословица полна мысли, добродушия и касается всех сторон внутренней жизни человека; вместе с тем она отличается выразительностью, меткостью, колкостью, юмором и, как говорится, каждому следует мотать ее себе на ус.

Для пословицы равны все сословия и убеждения, и богатый и бедный, и умный и глупый, словом, она ко всем одинаково строга и справедлива. Пословица соприкасается с каждым коротко, откровенно и с насмешкой. Хотя порой она не слишком разборчива в способе выражения, но не следует строго осуждать ее за эту бесцеремонность: ведь пословица, по большей части, зарождалась не в салонах, а в толпе народа. Немцы, например, хитро назвали пословицы — «площадная мудрость».

Самое крепкое нравственное звено, соединяющее людей одной нации, составляет, бесспорно, язык, и потому всестороннее изучение его необходимо для ознакомления с внутреннею жизнью народа. Потребность к таковому ознакомлению в особенности проявляется в настоящее время в повсеместном стремлении к этнографическим изысканиям.

Хорошее знание пословиц может содействовать как серьезному филологическому изучению живых языков, так равно и ознакомлению с нравом и особенностями каждой отдельной нации.

Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице.

Что такое пословица? Пословица – это свод правил жизни, продукт народной мысли, народного творчества. Трубочист, башмачник, учёный математик, портной, пекарь – люди этих различных профессий и положений были создателями пословиц. Каким образом? Они обменивались тем, «что живёт у них на языке». Так вот и появлялись остроумные суждения, меткие выражения, истинные лукавинки.

В современный период, период противоречий и поиска истин найдется место для объективной мысли далёкого прошлого. Каждая эпоха рождает свои пословицы. Одни забываются сразу, другие шлифуются и занимают свою нишу в языке надолго.

Какое значение имеют пословицы в русском языке?

— изучение пословиц является методом совершенствования языка, методом познания грамматических, фонетических и других его особенностей;

— штудирование пословиц помогает глубже познакомиться с культурой страны, понять образ мыслей, жизнь людей;

— пословица обогащают речь людей, она искрится, плетется, как кружево;

— ряд пословиц являются откликом на исторические события, по ним мы можем изучать эпоху, общественные взаимоотношения.

Изучайте пословицы – «до пределов вселенной слава их доходит».


Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?

Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?

Содержание:

Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, так называемые «крылатые фразы», придуманные и используемые русским . А также это заимствованные фразы из письменных источников и литературных произведений, кратко и емко выражающие мудрые и глубокие мысли. Большинство русских пословиц и поговорок состоят из двух и более рифмующихся и соразмерных частей. Пословицы почти всегда имеют прямой и переносный . Часто существует несколько вариантов пословиц со схожей моралью. Это называется моральная инварианта:

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

В чем их отличия?

Поговорка – это образное и меткое выражение, которое отображает какое-либо жизненное явление. Как правило, в них нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями. В этом и есть их главное отличие поговорок от пословиц.

Докажи, что ты не верблюд.

Не держи фигу в кармане.

Ветер в голове.

Держи нос по ветру.

Пословицы отличаются от поговорок более содержательным смыслом. Дошедшие до наших дней древние пословицы, датируются XII веком.

Пословица – жанр фольклора, который представляет интерес для людей, является самым загадочным, а также и самым непонятным. В них ясно выражен накопленный годами опыт и ум целого народа. По пословицам можно судить о ценностях народа, в них отражаются самые разные стороны жизни людей.

Пословицы возникли при первобытнообщинном строе, они передавались из уст в уста. Их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой . Пословицы обычно состоят из двух частей. В первой – есть описание предмета, а во второй – идет выразительная оценка устного предмета или явления.

Таким образом, пословицы являются не только самым древним жанром устного народного творчества, но и современным, представляющим интерес ученым и народу.

Слева поговорка, справа — пословица

Работа над ними

На звуки А-Я, И-Ы, Е

Два жды жена мила быва ет: как в избу введу т да как вон понесу т.

Вся кому мила своя сторона .

Это на шего поля я года.

Кома р па рню но гу отдави л.

Кому всё не годи тся, тот и сам не годи тся.

Без ума голова - нога м па губа.

Ба ба пьяна - вся чужа .

Два бра та с Арба та, о ба горба ты.

Апте ка не приба вит ве ка.

Ба ба на база р три го да серча ла, а база р того и не примеча л: собира лся да собира лся.

Щи да каша - пища наша.

Бедность не порок, а несчастье.

Овсяная каша сама себя хва лит, а гре чневую люди хва лят.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Ошибайся, да сознавайся.

Рыбак рыбака видит издалека .

И тихая вода берега подмывает.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

Пословицы на звуки И-Ы

А где щи, там и ищи .

С ним води ться, что в крапиву сади ться.

Где лжи во – там гни ло.

Паши не лениво, поживешь счастливо.

Лихо не лежит тихо.

Антипа не ли па, и, содрав луб, не покрыться.

Было бы жела ние, остальное прило жится.

Не сметя си лы, не поднима й ви лы.

С сильным не дерись, с богатым не судись.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Грози т мышь кошке, да из норы.

Ки нулся, да и перекинулся.

Хвалился, хвалился, да под гору свалился.

Был бы хлеб, а зубы сы щутся.

Каков Мартын, таков у него и алтын.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Погляди шь - картина, а разгляди шь - скотина.

Пришли не званы, уйдем не драны.

С волка ми жить - по-волчьи выть.

Сва тались, сва тались, да все и попря тались.

Мели , Емеля, твоя неделя.

Делу – время, потехе — час.

За право дело стать смело.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не испо ртив дела, ма стером не будешь.

Молодое сердце ре звости полно .

Умей работать, умей и веселиться.

Сперва проверь, а потом верь.

Худая честь, когда нечего есть.

Ешь пока хлеб свеж.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Мо лодо – зе лено, погулять ве лено.

Первый в совете, первый в ответе.

Потерял - не сказывай, нашёл - не показывай.

Честь честью, да дело делом.

Не надейся дед на чужой обед.

Пошел прове дать да остался обедать.

Уменье всегда найдет примене нье.

Терпенье дает уменье.

Человека узна ешь, когда из семи печек с ним щей похлеба ешь.

Пословицы на звуки О-Ё, З-С, У-Ю, П-Б

Много по ту, да мало про ку.

Лежебоке и солнце не в по ру всходит.

При солнышке тепло, при матери – добро.

Видит кот молоко, да ры ло ко ротко.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Живёт — не жнёт, а хлеб жуёт.

Кто днём до по ту рабо тает, тот бессонницы в ночи не знает.

Работай до по ту, так и поешь в охоту.

Сильный, сколько сможет, столько и сгло жет.

Каково дерево, таков и плод.

Красно поле пшеном, а речь умом.

Сово к, да не ло вок.

Кто хочет, тот может.

Как живёшь, так и прослывёшь.

Твой намёк мне невдомёк.

Говорит бело , а делает черно .

Без правды не житьё, а вытьё.

Что с возу упа ло, то пропа ло.

Плохо о вцам, где волк воевода.

Это ёж, его руками не возьмёшь.

Сверху ясно, снизу грязно.

Не всё то золото, что блестит.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой.

В ли хости да за висти ни про ку нет, ни ра дости.

Сверху ясно, снизу грязно.

Овсяная каша хвали лась, будто с коровьим маслом роди лась.

Скажешь с ногото к, а перескажут с локото к.

За твоим языком не поспеешь и босиком.

Зна ла бы соседка, узнает и насе дка.

Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

Сказа л — что узло м завяза л.

Сам поёт, сам слушает, сам и хвалит.

Колотись, бейся, а всё надейся.

Не в свои сани не садись.

Солнце сия ет, а месяц только све тит.

У вся кого своя сноро вка.

Сила по силе — оси лишь, а силу не под силу — ося дешь.

Добру-то всё жить да расти , а зло, чтоб с пути смести.

Молодость — не грех, а старость — не смех.

На звуки У-Ю

Чужим умом умён не будешь.

Тру тням праздник и по бу дням.

Наука – не мука.

И в ус не дует, и ухом не ведёт.

Для друга – все не ту го.

Друг до поры – тот же не друг.

Глупый осу дит, а умный рассу дит.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Белые ручки чужие труды любят.

Спать не сплю, дремать не дремлю , а всё ду маю думу .

Сам себя гу бит, кто людей не любит.

Чует сердце и друга и не друга.

Был бы друг, будет и досу г.

Дружба от недружбы близко живут.

Старый друг лучше новых двух.

Люди думают, до чего-нибудь додумываются, а мы думаем, из раздумья не выходим.

С умом жить — те шиться, без ума жить — мучиться.

Один горюет, а арте ль воюет.

Назвался гру здем – полезай в кузов.

У плохого друга услуга упруга.

Белоручка – не работник.

Побалу ешься – избалу ешься.

Беда придёт – с ног собьет.

Был бы бык, а мясо будет.

Берегись бед, пока их нет.

Беда не беде, бедой погоняет.

Бездеятельность – сестра болезни.

По платью встречают, по уму провожают.

Сробел – пропал.

Бестолков, да па мятлив.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Жизнь прожи ть – не поле перейти.

У людей шило бреет, а у нас и бритва не берёт.

Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы.

Доброму – добрая память.

Глубже вспашешь – больше хлеба возьмёшь.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле глуп.

Пан или пропал.

Если бы не плешь, то бы не было и головы.

Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

На Т-Д, В-Ф, К-Г

Не учи безделью, учи рукоделью.

Без дела жить – только небо коптить.

Не изведан — друг, а изведан – два.

Арте лью города берут.

Грамота – второй язык.

Федот, да не тот.

Кто веселит, про того и народ говорит.

Дурак дурака хва лит.

В тихом омуте черти водятся.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Где два дурака дерутся, там третий смотрит.

У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

Ты за дело, а дело за тебя.

Дело мастера боится.

От хорошего дерева – хороший плод.

И на дереве лист на лист не приходится.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

От добра добра не ищут.

За доброе дело жди похвалы смело.

Береги платье сно ву, а честь смолоду.

Пошло дело на лад – сам тому и рад.

Не по сути дела, а по делу суть.

О людях судят не по слова м, а по их дела м.

Звуки В-Ф

Век живи, век учись.

Как не верти, а дело верши.

Всякому овощу свое время.

С больной головы на здоровую.

Один за всех, все за одного.

Коль всем народом вздохнуть – ветер будет.

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

Кудри завивай, да про дело не забывай.

Всему своё время.

Время не ждёт.

Не в том дело, что овца во лка съела, а в том дело, как она е ла.

Высоко взлетел, а сел в курятник.

Время красит, безвре менье ста рит.

Вре мени не поворо тишь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

На войне рать крепка воеводой.

Вчерашней славой на войне не живут.

Весной ведро воды – ложка грязи. Осень ложка воды – ведро грязи.

Видно, Арсенья ждать до воскресенья.

Кто кого лю бит, тот того и голу бит.

Толку век, а толку нет.

Любит кошка молоко, да рыльце коротко .

Кошка привыкает к дому, а собака к человеку.

Красна река берегами.

С горки камушки катились, об колоду колотились.

Не вся кое лы ко в строку .

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Куда иголка, туда и нитка.

Всякая козявка лезет в букашки.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз.

Дело не сапог – с ноги не скинешь.

Горька работа, да сладок хлеб.

Какова работа, такова и плата.

Ко лос от ко лоса не слыха ть и го лоса.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Худо языку кричать, когда руки молчат.

Догулялись кулики : нет ни хлеба, ни муки.

Без грамоты как в потёмках.

Звуки Р-Рь, Л-Ль, М, Н

Правда – свет разума.

У хорошей пряхи тканые рубахи.

Тётка Арина сладко говорила.

Нравом хорош, да но ровом не гож.

Трудолюбию учатся три года, лени – три дня.

Ремесло не коромы сло – плеч не оттянет.

Резвого жеребёнка и волк не берёт.

Речами тих, да сердцем лих.

Радость прями т, кручи на крю чит.

Не годы ста рят, а горе.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Обрадовался крохам, да коври гу потерял.

Старый конь борозды не испортит.

Семеро ворот, да все в огород.

Рука руку моет, а плут плута кроет.

Старого воробья на мяки не не проведёшь.

Старый ворон не каркнет даром.

Руки работают, а голова кормит.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Руби дерево по себе.

Лёвке всё ловко.

Лисье племя только льстит да манит.

Моль одежду ест, а печаль человека.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого к рукам прима нит.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.

Легко хвалиться, легко и свалиться.

Молодость плечами крепче, старость — головой.

Доплясались, что без хлеба остались.

Солнышко на ели, а мы ещё не ели.

Велик телом, да мал делом.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Пошла по масло, а в печи погасло.

В глаза ласкает, а загла зью лает.

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

У Фили был, у Фили пил, да Филю же и побил.

Ловит волк, да ловят и во лка.

Слово не стрела , а к сердцу льнёт.

Ел не ел, а за столом просидел.

Мал золотник, да дорог.

Хвастливое слово гни ло.

Дерево смотри в плода х, человека в делах.

Пословицы на звук М

Мал мала меньше.

Много хороших, да милого нет.

Много хочется – мало сможется.

Звону много, да толку мало.

Мутит, как водяной под мельницей.

Не верь ма лому, да лука вому.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Не боится мельник шуму, им ко рмится.

Мыло серо , да моет бело .

Льнёт, как муха к мёду.

Променял шило на мыло.

В милом нет посты лого, а в посты лом нет милого.

Умей сказать, умей и смолчать.

Много дыму, да мало пылу.

Молод годами, да стар делами.

Отдохнем да поглядим, хорошо ли мы сидим.

Мимо гороху да мимо девки так не пройдёшь.

Многая лета, а многих уж и нету.

Много помнится, да не воротится.

Мой дом - моя крепость.

Как не кинь – всё клин.

Снега нет и следа нет.

Не всё коту масленица.

Семь пятниц на неделе.

Сначала густо, а под конец пусто.

Ужин не нужен, был бы обед.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

Свинье век на небо не глядеть.

Где хвост – начало, там голова – мочало.

Не гоняется слон за мышью.

Сонный да ленивый – два родные братца.

Не всё ненастье, проглянет и солнышко.

Посади свинью на стол, она и ноги положит на стол.

Раньше начнёшь – раньше окончишь.

Спросонья и пень за волка примешь.

Не свиным рылом лимоны нюхать.

Не силою дерутся, уменьем.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Не по старцу милостыня.

Поговорки на Ц, Ж-Ш, Ч-Щ

Поклониться – вперед пригодится.

Заботится, как волк об овцах.

Криком изба не рубиться, а шумом дело не спорится..

Не уносится, как курица с яйцом.

Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

Скажешь курице, а она всей улице.

За матерью и отцом и свинка идёт молодцом.

Всяк молодец на свой образец.

Дай спра вится, и нам будут кла няться.

Нога спотыкнётся, а голове достанется.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Кто гордится, тот никуда не годится.

Не всё творится, что говорится.

Как аукнется, так и откликнется.

День кольцом, ночь молодцом.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Льстец – что змея под цветами.

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.

Спотыкается и конь, да поправляется.

Заботится, как волк об о вцах.

Звуки Ж-Ш

Спеши, да людей не смеши.

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Дружба – дружбой, а служба службой.

Как постелешь, так и поспишь.

Кто дрожит, тот и бежит.

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

Раньше начнёшь, раньше поспеешь.

Чьё ку шано, того и слу шано.

Изжи л ну жду, забыл и дру жбу.

Скупому душа дешевле гроша.

Хорошая слава под лавкой лежит, а плохая далеко бежит.

Хороша ка шка, да мала ча шка.

Поспешишь – людей насмешишь.

У страха глаза – что плошки, а не видят ни крошки.

И поедим, и спляшем, только пашню вспашем.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не пригоже есть лёжа.

Жалеть мешка – не видать дружка.

Что пожнешь – то и смолотишь.

Пословицы на Ч-Щ

Плачу, плачу, а горе прячу.

Который час ударит, тот и сосчитаем.

Ждать с ча са на час.

Счастье на коне, бессчастье – под конём.

Щи – хоть голову полощи.

Ры ба ры бой сы та.

Честь честью, а дело делом.

Учёный без дела, как туча без дождя.

Чист, как трубочист.

От чистого сердца чисто зрят очи.

Хоть шуба овечья, да душа человечья.

Где хорошие щи, там другой пищи не ищи.

Из блохи голенище, из спички топорище.

Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

Хоть на час, а вскачь.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Не смотри на кличку, смотри на птичку.

Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.

На скорую ручку – комком да в кучку.

Под лежащий камень вода не течёт.

Чудо чудное, диво дивное: от чёрной коровки да белое молочко.

Пословицы и поговорки - жемчужины народной мудрости, которые передаются из поколения в поколение. В них заключены вся истина и опыт, которые проверены за многовековую историю. Люди, переживая горе и печаль, любовь и счастье, ненависть и гнев, юмор и иронию, составляли пословицы и поговорки. С их помощью мы можем понять историю своего рода, ту действительность, которая окружала наших предков. Кроме того, они добавляют выразительности сказанному, углубляют его содержание.

Зарождение жанра

Трудно назвать точную дату создания первой пословицы и поговорки, ведь ходят они в народе с незапамятных времен. Но неоспоримым является то, что на протяжении всей истории они верно сопутствуют своему создателю. Почему же они настолько стойки и просто необходимы в речи и жизни простого человека? Ответ прост - они передают мнение народа, его оценку жизни и наблюдение всего происходящего. Ведь не каждому изречению удалось стать пословицей. Только те, которые смогли согласоваться с мыслями и жизнями большинства людей, пережили тысячелетия и дошли до нас. Пословицы и поговорки доказывать не нужно, они передают твердую истину, прошедшую многие поколения. В былые времена люди не знали грамоты и не могли оставить свою мудрость на бумаге, поэтому они передавали ее из уст в уста. Пословицы и поговорки пропитаны менталитетом народа, его образом жизни, его моралью. Они являются блистательным проявлением творчества наших предков.

Пословица

Говоря о том, что такое пословица, нужно окунуться во времена первобытного строя, ведь именно тогда она и зародилась. Их не записывали, а просто запоминали, поэтому их главной чертой является краткость и точность выражаемых мыслей. Их структура совсем несложная, они состоят из 2 частей. Первая из них передает описание явления или предмета, а вторая - их оценку. Таким образом, что такое пословица, определить не сложно. Это малая форма поэтического творчества народа, краткое изречение, которое имеет поучительный смысл. Это также жанр фольклора, который встречается почти у всех национальностей по всему миру. Интересным является и то, что они имеют похожие по значению пословицы, хотя и живут на противоположных концах нашей планеты. Это показывает, что жизнь людей, даже в непохожих природных условиях и за миллионы километров друг от друга, не такая уж и разная.

Поговорка

Малый жанр народного творчества, который отражает одно из явлений жизни через словосочетание или оборот речи, называется поговоркой. Часто для нее характерен юмористический оттенок. Поговорка метко определяет и оценивает разнообразные жизненные явления. Ее основой являются сравнение, метафора, парадокс и гипербола. Она передает значение того, что хочет сказать человек, не напрямую, а окольно, награждая высказывание некой изюминкой. Она не несет в себе поучительный смысл, а лишь отображает происходящее.

Разница между поговорками и пословицами

Пословицы и поговорки часто путают, ведь они очень похожи между собой. И то, и другое является устойчивым выражением, которое употребляется для усиления смысла сказанного. Поэтому очень часто люди считают, что это одно и то же явление, имеющее разные названия. Конечно же, общие признаки они имеют (краткость, народность, афористичность, меткость), но между ними есть огромная разница. Например, что такое пословица? Это выражение, которое имеет логическое завершение. Оно побуждает к какому-либо действию. Обязательным компонентом также является мораль или поучение, заключенное в это высказывание. Пословицы бывают не только народными, но и часто имеют автора (А. Грибоедов, И. Крылов и т.д.). Поговорка же является кратким народным выражением, которое точно описывает какую-либо закономерность или явление. Она также может быть авторской. В ней нет никакого нравоучения и призыва к действиям. Она просто говорит о случившемся событии. Но есть в народе такие пословицы и поговорки, что определить жанр, к которому они относятся, очень трудно.

Славянские поговорки и пословицы

Русский народ, как один из представителей славян, очень трепетно относится к своим пословицам и поговоркам. Одни из них создавались на протяжении веков, иные были в заимствованы у других народов, но так прижились у нас, что отличить их практически невозможно. Очень часто русские пословицы имеют рифму и состоят из 2 частей. Мораль является обязательной составляющей, и иногда к одному и тому же поучению подходят несколько пословиц. Самыми древними из них считаются те, которые дошли до нас из XII века. Смысл пословиц более высокий и обобщающий, чем в поговорках. Они встречаются уже в «Слове о полку Игореве» и других древнерусских рукописях. С XVII века начали создавать сборники этих народных высказываний. Русские пословицы имеют разное происхождение: часть - творчество простого люда, часть взята из религиозных книг, часть создавали писатели и поэты.

Исследования русских пословиц

В 30-е года прошлого века филолог М. Шахнович занимался исследованием русских пословиц и поговорок. Им было написано две диссертации, которые значительно расширили круг знаний по данному вопросу. Его работа состояла в изучении библиографии по паремиографии (собранию пословиц) и составлении списка источников, который насчитывал 1435 ссылок. Собранные материалы он сгруппировал в 20 разделов в историческом порядке. Он считал, что его работа может быть полезна для изучения истории славянских народов, их семейных отношений и отношений в их обществе. Также он выпустил три сборника пословиц, которые служат хорошим пособием для их изучения.

Таким образом, говоря о том, что такое пословица и поговорка, нужно понимать, что это не одно и то же явление. Они имеют общие черты, но и существуют и кардинальные отличия. Значение пословиц и поговорок глубокое, оно придает речи особый оттенок.