Война и мир простил ли андрей наташу. «Странная любовь» Наташи и Андрея

Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А. П. Шерер и еще не зная его, мы уже можем о нем сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

А какими деталями Толстой это подчеркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

Мы узнаем, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идет на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо... - Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I, ч. III, гл. 12 «Ночь была туманная»).

А как вы думаете, слава - это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава - только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит свое признание, все суетное отступает.

Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон - мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.



Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них не цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей - человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей - это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жесткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он ее пожалел.)

Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об ее боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?



(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир».

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

III Запись ОСК «Андрей Болконский»

Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»

Цель: показать, что толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

В романе-эпопее «Война и мир»Л. Н. Толстой, рисуя картины жизни России начала ХIХ века, показывает истинную красоту своих любимых героев, раскрывает чистоту их нравственных чувств, душевную ясность и простоту, любовные отношения, тяжкие сомнения и возрождения к жизни через слияние с другими людьми.

Духовному оздоровлению князя Андрея Болконского, разочаровавшегося в своём кумире Наполеоне, в славе и героизме, пережившего смерть жены и раскаяние, помогает нечаянная встреча с Наташей Ростовой, которая, весело смеясь, бежала в толпе подруг, когда князь Андрей по опекунским делам едет в Отрадное к старому графу.

Беспечная радость незнакомой девушки больно задевает мрачного и невесёлого путника. «И чем она счастлива?» - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей».

Жизнерадостность, естественность и искренняя любовь Наташи к жизни, её восхищение чудесно-сказочной ночью поднимают в «душе Болконского неожиданную путаницу молодых мыслей», желание не просто прозябать в деревне, а быть полезным России и народу. Именно встреча с Наташей заставляет его сказать, что «жизнь не кончена в тридцать один год», и поехать в Петербург, чтобы работать в комиссии Сперанского.

Вторая встреча князя Андрея и Наташи происходит на балу, когда, по просьбе Пьера, он приглашает молодую графиню на вальс. Её детское удивление, отчаяние, что никто не приглашает танцевать, «замирающее лицо» покоряют Болконского, »вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». Рассудительный и практичный, князь Андрей вдруг неожиданно для себя думает: «Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой».

Приехав с визитом к Ростовым, он поражается простоте и радушию, царившим в их семье, любуется Наташей и находит в этом «новое для себя наслаждение». Слушая её пение, он чувствует, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое». Наташа сумела разбудить в душе князя Андрея то, что он глубоко прятал от себя и других - любовь к жизни: «... он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее».

Простота Наташи, покорившая Болконского, видна во всём. На вечере у Бергов лицо её было равнодушно и некрасиво, но как только с ней заговорил князь Андрей, «она вся преобразилась. Из дурной, опять сделалась такою же, какою она была на бале», разрумянилась и, «стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него».

Наташе, лишённой жеманства, кокетливости, светского блеска, свойственна открытость, искренность, огромная душевная щедрость и чуткость. Испуганная и взволнованная, она после встречи с Болконским признаётся матери, что с ней происходит: « Значит, что это настоящее, да?.. Мамаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало!.. И могли ли мы думать!..»

Счастливая и восторженная Наташа предчувствует страх перед чем-то важным, что должно было совершиться (она ждёт объяснения князя Андрея), переживает отсутствие Болконского, решившего жениться на ней и уехавшего к отцу с этим известием.

Первая любовь всегда не только радостна, но и мучительна: Наташа, не видя князя Андрея три недели, плачет, замыкается в себе, раздражается по пустякам. «Ей казалось, что все знают о её разочаровании, смеются и жалеют о ней». Смертельная бледность покрывает её лицо, когда она слышит голос приехавшего Болконского. Испуганная, бежит она к матери, прося защиты: « Мама, это ужасно, это несносно! Я не хочу... мучиться! Что же мне делать?..»

Не привыкшая ко лжи и обману, она понимает состояние князя Андрея, приехавшего просить её руки: « Сейчас? Сию минуту!.. Нет, это не может быть! - думает она».

Обладая великим даром любви, Наташа наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», поэтому «она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрит на князя Андрея», убеждаясь, что не ошиблась в своём предположении.

Сцена любовного объяснения Андрея Болконского и Наташи полна поэтичности, внутреннего трепета молодой девушки, мечтавшей о счастье.

С волнением и даже страхом входит она в гостиную, смотрит на князя Андрея и спрашивает себя: «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» Для Наташи замкнутый, сухой, гордый и холодный со всеми князь «чужой человек», она не вобрала его ещё в своё сердце, полное любви и обожания жизни. Поэтому убеждает себя: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете.

На лице Болконского, не привыкшего открыто показывать свои чувства, только бесстрастная покорность своей судьбе. « - Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» - говорит он Наташе и поражается её искренности.

Нет ни наигранного стеснения, нм светского притворства, ни неестественной стыдливости в героине Л. Н. Толстого, и на лице её растерянный князь Андрей видит доверчивость, счастье, «страстность»: «Лицо её говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». От избытка счастья, невысказанных чувств Наташа зарыдала, « улыбнулась сквозь слёзы... и поцеловала его».

Именно в эту минуту князь Андрей понимает, что жизнь этой девушки-ребёнка в его руках: «... не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью, тяжёлое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею». Он, зрелый мужчина, познавший любовь и её измену, жизненные невзгоды, взлёты и падения надежд, должен сообщить невесте, что свадьба откладывается на год. Он предоставляет молодой и неопытной Наташе возможность проверить свои чувства и даёт ей полную свободу выбора: « Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своём праве, ежели откажет ему».

Ослеплённая радостью любви, сознанием, что она теперь «большая», «жена, равная этого чужого, милого, умного человека», Наташа не хочет смириться с предстоящей разлукой. Именно сейчас она нуждается в его внимании, восхищении, ласке и преданности: « - Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! - вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. - Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно».

Вся жизнь Наташи заключается в верной и преданной любви, слиянии с любимым человеком, ставшим для неё родным и близким. Она пытается понять мысли и чувства князя Андрея, внимательно слушает его рассказы, смех, старается доказать домашним, «что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится, и что никто не должен бояться его».

Болконский видит в молодой графине Ростовой не земную женщину, а свой долго выношенный и выстраданный идеал, поэтому ему совестно говорить с Наташей о будущей жизни, отце, сыне, его воспитании. Князь Андрей непроизвольно, внимательно и испытующе наблюдает за поведением Наташи, её разговором, боясь ошибиться в своём выборе. «Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего-то он добивается своим взглядом? Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?»

Андрею Болконскому и Наташе Ростовой не суждено быть вместе: слишком они разные натуры (недаром Наташа боится князя). От неидеальной, несовершенной, противоречивой жизни князь Андрей требует идеальности и непротиворечивости, совпадения формы и содержания, земного и небесного. Он руководствуется кодексом чести, а не чувствами, не умеет быть снисходительным, милосердным к человеческим слабостям, поэтому и не прощает Наташу, узнав о её связи с Анатолем Курагиным: «Помню... я говорил, что падшую жещину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу...»

Князь Андрей мыслит себя человеком исключительным, его трудно представить отцом семейства, окружённым детьми. А Наташа вбирает в себя поэзию и прозу жизни, умеет находить и ценить прекрасное в обыкновенном, великое - в простом, духовное - в земном. «Сущность её жизни - любовь», - говорит о своей любимой героине писатель.

Л. Н. Толстой-художник передаёт внутреннее настроение Наташи через портрет, особенно отмечая выражение глаз. На балу у неё «замирающее выражение выражение лица... готовое на отчаяние и на восторг». несмотря на худые плечи, недоразвитую грудь, худые и некрасивые руки, она привлекает внимание гостей грациозностью, изяществом: «Ножки её в бальных атласных башмачках быстро,легко и независимо от неё делали своё дело...» Князь Андрей любуется «радостным блеском её глаз». «Прямо, открытыми глазами» смотрит Наташа на Болконского, приехавшего к Ростовым просить её руки. Неожиданны и метки эпитеты писателя, раскрывающего особые оттенки улыбки прелестной девушки. «Детская»,»просиявшая» улыбка освещает её лицо, когда Болконский приглашает молодую графиню на танец, «улыбнулась сквозь слёзы», целуя князя Андрея. Внутреннему настроению Наташи соответствует и её речь, эмоциональная, интонационно богатая, часто дополняемая мимикой и жестами. Прерывающимся голосом разговаривает Наташа с матерью о Болконском. Растерянной, она задаёт вопрос князю, узнав, что свадьба отсрочена на год: «И нельзя иначе?» Передавая радость или горе графинечки, не умеющей объяснить словами своё состояние, автор «Войны и мира» часто употребляет глагол «плакать». Наташа плачет и от счастья и от горя, но её глаза остаются сухими при расставании с женихом: «Она не плакала в ту минуту как он, прощаясь, последний раз поцеловал её руку». «Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она, не плача, сидела в своей комнате».

почему князь Андрей в начале простил Наташу? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Поляков[гуру]
«Он был слишком хорош для этого
мира» .
Наташа Ростова
Сколько раз задавались мы вопросом, почему же всё-таки Л. Н.
Толстой выбрал такую судьбу одному из главных своих героев в романе-
эпопее «Война и мир» , князю Андрею Болконскому – погибнуть в тридцать
с небольшим лет, когда, казалось бы, в жизни всё только начинается?
В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает
последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно
новым, завистливым взглядом» он смотрит «на траву и полынь». И потом,
уже на носилках, он думает: «Отчего мне так жалко было расставаться с
жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю» .
Ощущая приближающийся конец, человек хочет прожить всю жизнь в миг,
хочет узнать, что ожидает его там, в конце её, ведь осталось так мало
времени…
Теперь перед нами совсем другой князь Андрей, и в оставшееся
отведённое ему время ему предстоит пройти целый путь, словно
переродиться.
В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и
жизнь с попеременным преобладанием теперь борются друг с другом. Эта
борьба проявляется в двух формах любви: одна – земная, трепетная и
тёплая любовь к Наташе, к одной Наташе. И как только такая любовь
пробуждается в нём, вспыхивает ненависть к сопернику Анатолю и князь
Андрей чувствует, что не в силах простить его. Другая – идеальная
любовь ко всем людям, холодноватая и внеземная. Как только эта любовь
проникает в него, князь чувствует отрешённость от жизни, освобождение
и удаление от неё.
И вот борьба
завершается победой идеальной любви – князь Андрей умирает. Значит,
«невесомая» отданность смерти оказалась для него намного легче, чем
соединение двух начал. В нём проснулось самосознание, он остался вне
мира. Может быть, не случайно самой смерти как явлению строки в романе
почти не отведены: для князя Андрея смерть настала не неожиданно, она
не подкралась - это он ждал её долго, подготавливаясь к ней. Земля, к
которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту, так и не
далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного
недоумения, неразгаданной тайны.
Духовные искания князя Андрея Болконского имели прекрасно подобранный
Толстым исход: один из любимейших его героев был награждён таким внутренним
богатством, что иного способа жить с ним, как выбрать смерть (защиту) , и не
найти. Автор не стёр князя Андрея с лица земли, нет! Он даровал своему
герою благо, от которого тот не мог отказаться; взамен князь Андрей оставил
миру всегда согревающий свет своей любви.
Коротко: перед смертью Андрей понял смысл жизни и простил Наташу, т. к. любил всю жизнь и умирая, он не мог не простить.

«Пьер Безухов и Андрей Болконский» - Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Смерть князя Андрея. Наполеон вступил в пределы России. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения. Решает облегчить участь крепостных. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Занятия Андрея Болконского.

«Князь Андрей Болконский» - Словарная работа. Толстой Лев Николаевич. Подвиг батареи Тушина. Работа с иллюстрацией «Прощание отца с сыном» и текстом романа. Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… Принципы изображения Толстым положительных героев. Аудиенция у Аракчеева. Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Аустерлиц Образ бесконечного неба.

«Война 1812 года «Война и мир»» - Князь Андрей. Бородинское сражение. Мысль народная. Ход истории. Раненый князь Андрей. Настроение во французском лагере. Пьер. Переправа польских уланов. Отъезд Ростовых их Москвы. Описание сражения. Война 1812 года в судьбах героев. Композиционный центр романа. Философия истории в романе «Война и мир».

««Война и мир» книга» - Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. «Он знал, что это было проигранное сражение». Наполеон. Анализ эпизода. Поклонная гора. Патриотизм Ростовых. При виде гранаты все бросились на землю. Болконский отказывается от службы в штабе. Мысль народная. Русский человек. Как же руководил Кутузов «духом войска».

«Андрей Болконский» - Н. растет умным, впечатлительным и нервным мальчиком. Содержание: Этапы духовных исканий Андрея Болконского. 1. Семья Болконских (состав семьи) 2. Болконский Николай Андреевич. 3. Князь Андрей. Болконский Николай Андреевич. Проблемные вопросы: Отец княжны Марьи и князя Андрея. Все герои произведений русской литературы.

«Образ Андрея Болконского» - Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Твои друзья в петле качаются У Петропавловской стены. Образ Андрея Болконского. Счастье Болконского. Как вовремя тебя убили, Князь! Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей умер счастливым. Твои друзья в этапной пыли Бредут, понуро наклонясь.

Всего в теме 39 презентаций

Имена классических влюбленных
давно уже стали нарицательными: Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Данте
и Беатриче, Петрарка и Луара… Можно продолжать этот список, но лучше задуматься
о самой сущности любви. Загадка притяжения людей друг к другу издавна волновала
философов, но вряд ли у кого нет четкого определения этого великого чувства,
которое правит миром. «Поговорим о странностях любви», - приглашал к разговору
своего друга, поэта Вильгельма Кюхельбекера А.С. Пушкин. К любовной лирике
самого Пушкина нет несчастной любви, потому что она воспринимается
им как озарение, как пробуждение творческих сил, как источник вдохновения:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь:
И
божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Ноя буду
говорить о любви двух литературных героев, которые прочно вошли в сознание
читателя трех веков XIX и XXI.

Есть у известного поэта Вознесенского
такие строчки:

Не вечны времена
Монархов и царей,
А вечны
имена - Наташа
И Андрей.

Итак, Наташа Ростова и Андрей Болконский.
Юная графиня и тридцатилетний князь, успевший повоевать, овдоветь, имеющий
маленького сына, успешно управляющий своим имением, не желающий нигде служить.
Их первая встреча происходит в имении графа Ростова, Отрадном. Сначала князь
видит странно тоненькую девушку в желтом ситцевом платье, потом, оставшись
ночевать в Отрадненском доме Ростовых, слышит ее восторженный голос, говорящий
о красоте лунной ночи. Голос доносится откуда-то сверху, и князь
Андрей, очарованный им, засыпает с ощущением «молодых желаний и надежд». Днем
еще предстоит встреча князя с дубом, на котором распустилась молодая листва,
и все вместе: весна, пробуждение природы, девочка, любящая лунную ночь, -
говорят князю о том, что «жизнь еще не кончена в тридцать один год».

Вторая встреча - на балу у екатерининского вельможи в Петербурге,
в новогоднюю ночь. Сборам семьи Ростовых на этот бал посвящена целая глава.
Не случайно Наташа так суетится, готовясь к этому важному событию, ведь
ей предстоит встреча с блестящей молодежью Петербурга: «Пьер обещал быть на бале
и представить ей кавалеров».

Что касается князя Андрея, то для него
это выход в большой свет после долгого отсутствия. Вот он красивый, элегантный,
в белом полковничьем мундире подходит к графине Ростовой и учтиво приглашает
на танец. «…Едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась
так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило
ему в голову». Это начало любви. И Наташа и Андрей потом долго будут вспоминать
этот миг. Знакомство, визиты князя Андрея, помолвка, о которой решено
не разглашать, встреча Ростовых с князем Болконским, оскорбившим невесту сына
своим поведением, разлука с женихом, потому что старый князь поставил условие:
свадьба должна была состояться через год - едва ли нужно пересказывать, что было
дальше. Неудивительно, что подобное испытание не могла выдержать юная невеста
князя Андрея. Не зря он предоставил ей свободу, несмотря на помолвку.

На
первый поверхностный взгляд, Наташу можно обвинить в легкомыслии,
неразборчивости, пустоте, ведь увлекается она человеком совершенно глупым,
бессовестным и ничтожным. Но все далеко не так просто. Любовь - основное
содержание жизни Наташи. Она любит всех окружающих ее людей, и те платят
ей взаимностью. В той атмосфере, где она выросла, нет места подлости,
предательстве, обману. Без любви жизнь кажется ей лишенной всякого смысла,
а князь Андрей далеко.

Блестящий кавалергард Анатоль Курагин говорит
ей то, что хотят слышать ее уши и чему так распахнется ее душа. Угашено бьется
сердце, кружится голова, и счастье кажется «так возможно, так близко».
Но иллюзии скоро рассеиваются не только потому, что не удался побег с Анатолем.
Раскрывается подлый обман: князь Курагин давно женат, а история с графиней
Ростовой для него очередное приключение. Рушится мир в глазах Наташи, ее болезнь
после разлуки с князем Андреем очень сильна и продолжительна. А умному
и дельному Болконскому почему-то не хватает нужной чуткости, чтобы
понять и простить свою невесту. Понимание придет со временем к нему, но нужно
сначала пройти войну, получить ранение и пройти очищение страданием. Когда
Наташа во время последней встречи с раненым Андреем встает перед ним на колени
и просит прощения, тот с удивлением смотрит на нее и спрашивает: За что?
Преданно и заботливо ухаживает юная графиня Ростова за своим любимым человеком.
Страдания князя становятся и ее страданиями. Здесь нет никакой жертвы и никакого
мученичества.

Истинная любовь способна все преодолеть, она готова
перенести все испытания. Смерть Андрея Болконского поневоле наводит на мысль
о чудовищном характере войск, которые убивают самых достойных. Любовь и смерть,
к сожалению, идут рядом, рука об руку - такова трагическая закономерность бытия,
классическая литература никогда не грешит против истины, какой бы горькой
она не была.