Понятие о зеркальных образах. Смысл названия и образная символика драмы "Гроза" А.Н

В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.

Образ грозы-угрозы - тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» - стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», - хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза - знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», - говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

Тема урока: Драма «Гроза». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели:

1. Познакомить с системой образов драмы «Гроза» А.Н. Островского.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме урока

Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Система действующих лиц пьесы.

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Учитель вместе с учащимися составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

 Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

 Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

 Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

 Катерина -- поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

 Кулигин -- речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

 Дикой -- речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

 Кабаниха -- речь лицемерная, "давящая".

 Феклуша -- речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

 монолог Феклуши -- монолог Кулигина;

 жизнь в городе Калинове -- волжский пейзаж;

 Катерина -- Варвара;

 Тихон -- Борис.

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы -- "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Дадим характеристику городу Калинову , выясним, как живут здесь люди, ответим на вопрос: "Прав ли Добролюбов, называя этот город "темным царством"?

« Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Задания для анализа двух монологов Кулигина (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3)

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны -- это чудесное место, с другой -- жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь "за запорами и воротами".

Вопросы для обсуждения

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

Каковы жители, обитающие здесь? Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша -- Кабаниху .

Дикой

    Кто он по своему материальному и общественному положению?

    В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

    Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

    Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?

    Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?

    Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

    Кто она по своему общественному и материальному положению?

    На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?

    В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?

    Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?

    Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?

    Каковы особенности речи Кабанихи?

    Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Кабаниха

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинова так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

«Самодуры русской жизни».

    Что означает слово «самодур»? (дикий, властный человек, крутой сердцем)

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Результаты действий этих героев:

 талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!";

 добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: " а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь"; он полностью подчинен матери;

 Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало";

 образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так ломает темное царство неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Итог урока.

Город Калинов -- это типичный город России второй половины XIX века. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе -- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают "хозяевам жизни" право диктовать свою волю "жертвам". В правдивом показе такой жизни -- позиция автора, призывающая изменить ее.

Домашнее задание

Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4).

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет…

Добролюбов принял личность Катерины…

Решительный, цельный русский…

Ни одно светлое явление не…

Это характер по преимуществу…

Что это за суровая добродетель…

У Катерины все делается…

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…

В Катерине видим мы протест…

Воспитание и жизнь не могли дать…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда…

Катерина разрубает затянувшиеся узлы…

Нам отрадно видеть избавление…

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

      выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину (обязательно)

      определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию (обязательно).

Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ. Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.

Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы. Страх жителей перед громом и дождём сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин. Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического. Кулигин потрясён реакцией на грозу: «ведь не гроза убивает, убивает благодать!». Мужчина не понимает тот первобытный страх, которому подчиняются все. Дикой и вовсе считает, что грозу посылает Бог, чтобы грешные о нём не забывали. Это языческое, а не христианское понимание. Катерину, главную героиню пьесы, гроза пугает по другим причинам. Сама по себе Катя спокойная и тихая девушка, поэтому любой всплеск энергии вызывает у неё чувство беспокойства. С первых явлений пьесы читатель узнаёт, что Катерина ужасно боится грозы, поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от неё. Даже замечание Варвары «да что ты боишься: ещё далеко гроза-то», которое можно расценивать как пророческое, не может успокоить девушку. Свой страх Катя объясняет с философской точки зрения (вполне в духе Воланда из «Мастера и Маргариты»): «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Так становится понятно, что образ грозы в драме Островского сопряжён с мотивом смерти. Сила стихии достигает своего апогея в четвёртом действии – кульминации произведения. Сначала, как и водится перед грозой, было тихо. Горожане гуляли по набережной, общались, любовались пейзажами. Но как только погода начала портиться, многие укрылись в галерее, на стенах которой можно было различить остатки от рисунка геенны огненной, то есть ада. Вновь в образ грозы добавляется отрицательная символика.

При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Кати. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катя не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.

Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, раструсить пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катя называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов. К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Кати недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катю, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.

План сочинения
1. Вступление. Разнообразие символики в пьесе.
2. Основная часть. Мотивы и темы пьесы, художественные предварения, символика образов, явлений, деталей.
Фольклорные мотивы как художественное предварение ситуации героини.
— Мечты Катерины и символика образов.
— Рассказ о детстве как композиционное предварение.
— Мотив греха и воздаяния в пьесе. Кабанова и Дикой.
— Мотив греха в образах Феклуши и полусумасшедшей барыни.
— Мотив греха в образах Кудряша, Варвары и Тихона.
— Восприятие греха Катериной.
— Идея пьесы.
— Символический смысл образов пьесы.
— Символика предметов.
3. Заключение. Философский и поэтический подтекст пьесы.

Символика в пьесе А.Н. Островского разнообразна. Символично само название пьесы, тема грозы, мотивы греха, суда. Символичны пейзажные картины, предметы, некоторые образы. Аллегорический смысл обретают некоторые мотивы, темы народных песен.
В самом начале пьесы звучит песня «Среди долины ровныя…» (ее поет Кулигин), которая уже в самом начале вводит мотив грозы и мотив смерти. Если мы вспомним весь текст песни, то там есть следующие строки:


Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет.

Также возникает в ней тема одиночества, сиротства, жизни без любви. Все эти мотивы как будто предваряют жизненную ситуацию Катерины в начале пьесы:


Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Символический смысл приобретают и мечты героини в «Грозе». Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?», – говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой. Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток в основе которого – вера славян в способность перевоплощения человеческой души. Как отмечает Ю.В. Лебедев, «славяне верили, что душа человека способна превращаться в бабочку или птицу. В народных песнях тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье женщина оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю» . Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что души, летящие по этой дороге на небо, представлялись птицами. Таким образом, уже в начале пьесы мы замечаем мотивы, предваряющие гибель героини.
Своеобразным художественным предварением становится и рассказ Катерины о своем детстве: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!». Но рассказ Катерины – это и композиционное предварение финала пьесы. Волга для нее – символ воли, простора, свободного выбора. И в финале она делает свой выбор.
Финальные сцены «Грозы» также предваряются песней Кудряша:


Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.

Песня эта развивает в пьесе мотив греха и воздаяния, который проходит через все повествование. О грехе постоянно вспоминает Марфа Игнатьевна Кабанова: «Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься», «Полно, полно, не божись! Грех!», «Что с дураком и говорить! Только грех один!» Судя по этим репликам, грехом для Кабановой является раздражение, гнев, ложь и обман. Однако в этом случае Марфа Игнатьевна грешит постоянно. Она часто раздражается, гневается на сына и невестку. Проповедуя религиозные заповеди, она забывает о любви к ближнему и потому лжет окружающим. «Ханжа… нищих оделяет, а домашних совсем заела», – говорит о ней Кулигин. Кабанова далека от истинного милосердия, вера ее сурова и беспощадна. О грехе в пьесе упоминает и Дикой. Грех для него – это его «ругательство», гнев, вздорность характера. «Грешит» Дикой часто: достается от него домашним, племяннику, Кулигину, мужикам.
О грехе в пьесе глубокомысленно размышляет странница Феклуша: «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем», – говорит она Глаше. Для Феклуши грехом является гнев, ссора, вздорность характера, чревоугодие. За собой она признает лишь один из этих грехов – чревоугодие: «Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю». Однако вместе с тем Феклуша склонна и к обманам, к подозрительности, она велит Глаше присматривать «за убогой», чтобы та «не стянула б чего». Мотив греха воплощается и в образе полусумасшедшей барыни, которая смолоду много грешила. С тех пор она пророчит всем «омут», «огонь…неугасимый».
В разговоре с Борисом о грехе упоминает и Кудряш. Заметив Бориса Григорьича возле сада Кабановых и считая поначалу его соперником, Кудряш предупреждает молодого человека: «Я вас люблю, сударь, и на всякую вам услугу готов, а на этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло». Зная нрав Кудряша, мы можем предположить, какого рода «грехи» имеются за ним. Варвара же в пьесе «грешит», не рассуждая о грехе. Понятие это живет в ее сознании лишь в привычном жизненно-бытовом плане, но себя она, очевидно, грешницей не считает. Есть свои грехи и у Тихона. Он сам признает это в разговоре Кулигиным: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». Кулигин советует ему простить жену: «Сами-то, чай, тоже не без греха!». Тихон безоговорочно соглашается: «Уж что говорить!».
О грехе в пьесе часто думает и Катерина. Именно так она расценивает свою любовь к Борису. Уже в первом разговоре об этом с Варей она четко обозначает свои чувства: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Причем для Катерины грехом является не только поступок как таковой, но и мысль о нем: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!». Катерина сознает свой грех и в тот момент, когда встречается с Борисом. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Однако затем героиня начинает мучиться сознанием собственного греха. Собственное поведение расходится с ее идеальными представлениями о мире, частицей которого является она сама. Катерина вводит в повествование и мотив покаяния, воздаяния за грехи, божьей кары.
И тема божьей кары связана и с названием пьесы, и с грозой как природным явлением. Тема эта у Островского символична. Однако какой же смысл вкладывает драматург в понятие «грозы»? Если мы вспомним Библию, то раскаты грома там уподобляются гласу Господа. Почти все калиновцы относятся к грозе однозначно: она внушает им мистический страх, напоминает о божьем гневе, о нравственной ответственности. Дикой говорит: «…гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…». На кару Божью намекают и пророчества сумасшедшей барыни: «За все… отвечать придется… От бога-то не уйдешь». Точно так же воспринимает грозу и Катерина: она убеждена, что это не что, иное, как воздаяние за ее грехи. Однако в Библии есть и иное значение данного явления. С громом здесь сравнивается Евангельская проповедь. И это, думается, истинное значение данного символа в пьесе. Гроза «призвана» сокрушить упрямство и жестокость калиновцев, напомнить им о любви и всепрощении.
Именно так калиновцы должны были поступить с Катериной. Публичное покаяние героини – это попытка ее примирения с миром, примирения с самой собой. В подтексте пьесы звучит библейская мудрость: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…» Таким образом, мотивы греха и суда, переплетаясь, образуют в «Грозе» глубинный смысловой подтекст, вплотную подводя нас к библейской притче.
Кроме тем и мотивов отметим символический смысл некоторых образов пьесы. Кулигин вводит в пьесу идеи и темы просветительского мышления, также этот персонаж вводит образ природной гармонии и благодати. Образ полусумасшедшей барыни у Островского – это символ больной совести Катерины, образ Феклуши – символ старого патриархального мира, устои которого рушатся .
Последние времена «темного царства» символизируют и некоторые предметы в пьесе, в частности старинная галерея и ключ. В четвертом действии мы видим на первом плане узкую галерею со старинной, начинающей разрушаться постройкой. Роспись ее напоминает о вполне определенных сюжетах – «геенне огненной», битве русских с Литвой. Однако теперь она почти полностью развалилась, все заросло, после пожара ее так и не подправляли. Символической деталью является и ключ, который Варвара передает Катерине. Сцена с ключом играет важнейшую роль в развитии конфликта пьесы. В душе Катерины происходит внутренняя борьба. Она воспринимает ключ как искушение, как знак грядущей гибели. Но жажда счастья побеждает: «Да что я говорю-то, что себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..». Ключ здесь становится для героини символом свободы, он как будто отмыкает ее томящуюся в неволе душу.
Таким образом, пьесе Островского имеет и поэтический, и философский подтекст, выражающийся в мотивах, образах и деталях. Гроза, пронесшаяся над Калиновым, становится «очистительной бурей, унесшей глубоко укоренившиеся предрассудки, очистившей место для иных «нравов» .

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 169–170.

2. Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ. соч., стр.255.

3. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 531.

В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате... автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.
Название - ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” - произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.
Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?”
Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “...весь дом держится...”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психоло- гических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.
Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.
Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “...красота... в омут ведет...” и “...все в аду гореть будем...”
В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!”
Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!”
Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.