Политехнический музей что там есть. Секретный объект на лубянке

Здание Политехнического музея

Политехнический музей является интересным местом, заслуживающим внимания москвичей и гостей столицы. Он не ассоциируется с "музеем" в классическом понимании этого слова. Любимый ребятами всех возрастов, Политех имеет собственную концепцию – это открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Сотрудники Политехнического музея верят, что любопытство и созидание являются движущими силами нашего мира. Однако одного любопытства, не подкрепленного знаниями, не достаточно для создания чего-то нового. В связи с этим именно просвещение должно быть главной целью любых проектов. И действительно, посещение Московского Политехнического музея пробуждает нешуточный интерес к науке и у детей, и у взрослых!


История Политехнического музея

Московский Политех – один из наиболее крупных и одновременно старейших музейных комплексов мира. Идея его создания принадлежит Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии. Сам музей был открыт лишь спустя 9 лет после того, как из государственной казны выделили деньги на строительство здания. Изначально он задумывался как хранилище экспонатов Политехнической выставки, состоявшейся в том же году в честь двухсотлетия со дня рождения Петра І. Однако, благодаря энтузиазму основателей, первоначальные 9 экспозиций быстро разрослись и даже возникли новые, посвященные естественным наукам. Образованную интеллигенцию и аристократию притягивало сюда как магнитом. Новый музей быстро превратился в научно-исследовательский центр Российской империи.


Хотя торжественное открытие Политехнического музея и состоялось в 1872 году, строительство продолжалось в течение еще более чем 30 лет. Проект был разработан талантливым российским архитектором И.А. Монигетти и реализован не менее именитыми Н.А. Шохиным, В.А. Вебером, Г.И. Макаевым и другими. Здание Политехнического музея одновременно величественное и утонченное: высокие арочные окна и пики гармонично сочетаются с ажурной лепниной и изящными башенками. Архитектура строения отражает лучшие традиции классического русского зодчества. Здание музея представляет собой немалую культурно-историческую ценность, а потому на сегодняшний день взято под охрану государства.

В 1907 году, по окончании строительства, открылась Большая аудитория Политехнического музея – одно из любимых мест публичных собраний не только великих ученых, но и известных политических и культурных деятелей. Ораторами за кафедрой Большой аудитории были Н. Бор, И. Мечников, Б. Окуджава, В. Маяковский, А. Блок, В. Ленин и другие. Традиционно в знаменитой аудитории проходили увлекательные лекции, семинары и диспуты, конференции, а также поэтические вечера и литературные чтения.


В эпоху Советского Союза Московский Политехнический музей стал центром просвещения широких масс населения, причем не столько с научных позиций, сколько с политических. Главной задачей многочисленных экспозиций стало отражение достижений советской промышленности всех отраслей: от машиностроительной и горнодобывающей до сельскохозяйственной, пищевой и текстильной. Основная деятельность лабораторий музея перекочевала из исследовательской сферы в образовательную: здесь стали проводить курсы повышения квалификации работников технических специальностей.

В 1988 году Политех был удостоен почетного звания "Главный музей истории науки и техники СССР".

Московский Политех: реалии и перспективы

На сегодняшний день здание Московского Политехнического музея, располагающееся по адресу: Новая площадь 3/4, не принимает гостей в связи с глобальной реставрацией, которая продлится до 2018 года. Но это вовсе не значит, что любознательным туристам придется ждать посещения этого замечательного места еще несколько лет. Основные экспозиции временно работают в 26-м павильоне ВДНХ, в Технополисе «Москва» (известном как АЗЛК, м. «Текстильщики»), на базе Культурного центра ЗИЛ (м. «Автозаводская»).


Реставрация Политехнического музея, по словам сотрудников, помимо строительных работ, включает разработку новой концепции научно-культурного центра, который будет активно популяризировать науку. В Политехе планируется создание мощной практической образовательной базы, где школьники и студенты смогут проводить различные эксперименты, семинары, диспуты, а также принимать активное участие в научно-исследовательских проектах. Главная задача, которую ставит перед собой Московский Политехнический музей, – собрать в единое целое минувшее, настоящее и грядущее отечественной науки. Уже сегодня, несмотря на ремонтные работы, Политехнический музей является организатором ряда интереснейших интерактивных научно-познавательных проектов.

Нельзя обойти вниманием Политехническую библиотеку, которая в 2014 году отпраздновала свое 150-летие. Это крупнейшее в России собрание тематической литературы, доступное для любого желающего, достигшего 18 лет (с 14 лет записаться могут также учащиеся средних и высших учебных заведений). Библиотека бережно хранит не только профильную техническую литературу, здесь найдутся интересные экземпляры для любителей гуманитарных наук, музейного и библиотечного дела. На время реконструкции основного помещения, библиотека обосновалась в Технополисе «Москва» (пр. Волгоградский, д.42, корпус 5).

Экспозиции и проекты

«Россия делает сама» – ВДНХ, павильон «Транспорт»

Эта временная выставка состоит из 7 взаимосвязанных разделов, повествующих о ключевых моментах и перспективных направлениях научно-технического развития России. Также на базе ВДНХ функционируют лаборатории голографии и биохакинга. В первой дети от 8 лет вместе с родителями могут ознакомиться с историей голографических изображений, а также собственноручно создать свою неповторимую голограмму. На занятиях во второй лаборатории можно с головой окунуться в волшебный мир ароматов: узнать, как они влияют на человека, почему одни запахи кажутся приятными и успокаивают, а другие раздражают и бывают просто невыносимы.


План экспозиции "Россия делает сама"

Самых маленьких посетителей музея 5-7 лет на ВДНХ знакомят с вовсе не детскими понятиями, среди которых гравитация, электромагнетизм, ядерные взаимодействия. Мероприятие это протекает в рамках занятий «Рисуя Вселенную», где малыши творят песком, лепят из глины и даже проводят миниатюрные взрывы, в игровой форме познавая окружающий мир.

Экспозиция «Россия делает сама» работает со вторника по воскресенье (в будни – 10.00-19.00, по выходным – 10.00-21.00). Выходные – каждый понедельник и последняя среда нечетного месяца. Цена билета для взрослых составляет 300 рублей, для пенсионеров и студентов – 150 рублей, дети до 15 лет могут пройти бесплатно. Стоимость экскурсий и участия в проектах варьируется от 2500 до 5000 рублей. Уточнить цены на конкретные мероприятия и заказать экскурсию можно по телефону +7 495 780 60 27 или на официальном сайте музея – polymus.ru .

На выставке "Россия делает сама"

«Открытые фонды» – Технополис «Москва»

В связи с ремонтными работами в центральном здании Политеха, основная часть экспонатов временно «переселилась» в помещение бывшего АЗЛК у станции метро «Текстильщики». В 2014 году двери святая святых – хранилища фондов музея – открылись для посетителей. Это уникальная возможность ознакомиться с буднями музейных сотрудников и экспонатов, дожидающихся своей очереди быть выставленными на всеобщее обозрение. Здесь можно увидеть и первые экспонаты Политехнического музея, очутившиеся на его полках в далекий 1872 год, и совсем новые технические разработки, и даже уникальные прототипы робототехники. Служащие музея охотно делятся интересными историями из закулисной жизни коллекций, рассказывают о том, как экспонаты попали сюда и как за ними ухаживают. Также на базе Технополиса регулярно проводятся увлекательные конкурсы, викторины, лекции, адаптированные специально для школьников.

Особенностью работы «Открытых фондов» является обязательная предварительная запись на посещение. Это связано с тем, что десятки тысяч предметов коллекции музея требуют тщательного ухода и бережного обращения. Сотрудники Политеха тратят немало сил и времени для того, чтобы ценности сохранились максимально качественно и могли дольше радовать посетителей. Заглянуть в действующее хранилище можно во вторник, среду, четверг и субботу, записаться на экскурсию – по телефону или на сайте.

Технополис "Москва"

Музейно-просветительский центр Политеха – МГУ


В ближайшее время планируется начало работы нового Музейно-просветительского центра, созданного при участии Политехнического музея и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, возле станции метро «Университет». По задумке организаторов, это будет центр популяризации науки и активного вовлечения молодежи в научно-исследовательские работы. Для этого в центре не только создаются традиционные экспозиции, но и обустраиваются комфортабельные конференц-залы, кинотеатр, лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, спроектирована площадь под открытым небом для выставок и презентаций.

Лекторий Политехнического музея

Также Политех является инициатором многих других интересных проектов, основная цель которых – популяризация научных знаний среди широких слоев населения, интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Так, в Большой аудитории традиционно обосновался Лекторий Политехнического музея. После начала реконструкции величайшие умы современной России и ближнего зарубежья проводят лекции на актуальные научные темы на базе Культурного центра ЗИЛ, различных образовательных учреждений и т.д. (расписание и место проведения лекций следует уточнять по справочным телефонам или на сайте музея).


Занятия со школьниками в лаборатории Политехнического музея

Московский Политехнический музей инициировал создание Университета детей и проведения «Научных боев». Настоящий ВУЗ для "студентов" 6-13 лет функционирует на базе авторитетнейших учебных заведений Москвы, таких как Высшая школа экономики и МПГУ. В рамках занятий юные ученые посещают адаптированные лекции лучших педагогов столицы, проводят эксперименты и на практике познают мир науки и техники. «Научные бои» – необычный проект для юных дарований, суть которого заключается в том, что участник должен за 10 минут поведать слушателям о своем эксперименте или открытии без использования мультимедийных средств. Для предоставления информации можно использовать лишь простейшие наглядные примеры, что отлично развивает не только логику и точность, но и учит мыслить абстрактно и творчески, находить нестандартные решения.

Также в музее ежегодно проводится масштабный фестиваль науки и техники «Политех» и еще целое множество занятных и познавательных мероприятий, посещение которых способно не только оставить в памяти приятные воспоминания, но и расширить научный кругозор даже самого интеллектуально подкованного посетителя.

Московский Политехнический музей был основан во второй половине 19 века — в 1872 году. Основание музея на базе научной выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения великого императора Петра I. В настоящее время Политехнический музей Москвы является одним из самых старинных музеев подобного профиля в мире.

С 1991 года Политехнический музей входит в перечень особо ценных объектов культурного наследия России.

Историческое здание музея, в котором он был открыт изначально (Новая площадь столицы), на реконструкции до 2020 года. Главная экспозиционная площадка находится на ВДНХ, в павильоне № 26. Она носит название «Россия делает сама». Также функционируют площадки в Культурном центре ЗИЛа на станции метро «Автозаводская» (Научные лаборатории музея) и в Текстильщиках, на площадке бывшего АЗЛК, нынешнего технополиса «Москва» (Библиотека Политеха и Открытые коллекции).

Политехнический музей: билеты и время работы

Цены на билеты в Политехнический музей Москвы зависят от площадки — на каждую приобретается отдельный билет.

  • ВДНХ

Посетить выставку «Россия делает сама» можно со вторника по пятницу с 11:00 до 19:00, в выходные дни — с 11:00 до 21:00, понедельник — выходной.

Взрослый билет обойдется в 350 рублей в будни, 400 рублей в выходные. Студенческий билет — 200 рублей в будни, 250 рублей в выходные. Билет для пенсионеров — 150 рублей в будни, 200 рублей в выходные. Дети до 14 лет могут посещать выставку только в сопровождении взрослых. Возможна организация экскурсий для групп и проведение открытых уроков по физике и химии для учеников старших классов.

  • Технополис «Москва»

Посещение выставки «Открытые коллекции» возможно только в рамках экскурсии. Групповые экскурсии проходят каждый вторник, среду и четверг в 10:00, 12:00 и 15:00. Длительность одной экскурсии — полтора часа. Запись на экскурсию осуществляется не менее, чем за неделю до начала, обязательно с полной предоплатой.

Стоимость экскурсии зависит от численности вашей группы: 1200 рублей за группу до 5 человек, 2400 рублей за 6-12 человек. Подробный прайс для школьных групп на этой странице официального сайта Политехнического музея.

  • Научные лаборатории в Культурном центре ЗИЛа

На базе научных лабораторий проходят открытые уроки и практические занятия по химии, биологии, физике и математике, а также по робототехнике для детей и подростков. Здесь проходит подготовка учащихся к ЕГЭ. Стоимость занятий зависит от выбранной дисциплины и уточняется у администрации площадки.

Купить билеты на экспозиции музея можно онлайн, на , используя кнопку «Купить». Приобретенный онлайн-билет необходимо распечатать — платежная квитанция не является пропускным билетом.

Экспозиция

Выставочные пространства Политеха поделены между двумя площадками — ВДНХ и технополисом «Москва».

ВДНХ

Временная экспозиция под названием «Россия делает сама» повествует о великих отечественных ученых прошлого и настоящего, о легендарных научных открытиях и малоизвестных разработках современности. Стандартная обзорная экскурсия по выставке включает в себя: истории о самых необычных идеях использования атомной энергии; нескучное повествование об электромагнитных волнах и «приручении» молнии; рассказ об известных открытиях, на которые ученых вдохновила природа. Можно заказать индивидуальную экскурсию на интересующую тему из области физики, биологии и химии.

Технополис «Москва

В технополисе экспонируется коллекция Политеха, накопленная за почти 150-летнюю историю. Среди экспонатов выставки: первые велосипеды, автомобили и компьютеры; старинные часовые механизмы; первые космические костюмы и макеты ракет. Обзорная экскурсия по выставке под названием «Тайная жизнь музея» в нескучной форме повествует о всемирно известных и ранее не выставлявшихся экспонатах, о развитии научной мысли в России. Также можно приобрести билеты на участие в интерактивной программе «Я — музейный эксперт». Программа предназначена для школьников младших классов и включает викторины и конкурсы, рассказы о внутренней жизни музея и его работников.

Как добраться до Политехнического музея Москвы

Так как выставки Политехнического музея Москвы находятся в разных частях столицы, универсального маршрута не существует. До каждой из выставок свой индивидуальный путь.

Как доехать до выставки «Россия делает сама»

Экспозиция находится на ВДНХ, в выставочном павильоне № 26. Путь от станции метро «ВДНХ» займет не менее 15 минут. Нужно пройти вход ВДНХ и держаться левой стороны. Павильон № 26 расположен рядом с моделью вертолета МИ-8Т. Также до ВДНХ можно доехать на троллейбусах, трамваях, автобусах, маршрутках до одноименной остановки. Чтобы не идти практически через весь выставочный центр до павильона № 26, можно сесть на специальную маршрутку, курсирующую по территории ВДНХ, схема ее маршрута доступна по ссылке .

Как доехать до выставки «Открытые коллекции»

Адрес экспозиции «Открытые коллекции»: Волгоградский проспект, д. 42, стр. 5. Чтобы добраться до технополиса «Москва», вам нужно доехать на метро до станции «Текстильщики» (последний вагон из центра). Далее: повернуть направо и пересечь Шоссейную улицу, пройти мимо проходной № 3 и зайти во вход с надписью «Открытые коллекции». Перед комплексом технополиса находится остановка общественного транспорта «Волгоградский проспект 47», до которой курсируют автобусы № 161, 193, 703.

Как доехать до «Научных лабораторий»

До Культурного центра ЗИЛа можно доехать на метро — до станции «Автозаводская». От станции метро до центра ЗИЛ — 11 минут пешком по улице Восточная. Ближайшая остановка наземного транспорта, «Восточная», находится в 8 минутах пешком. До нее курсирует автобус № 9.

До выставок также можно доехать на такси. В Москве вызвать автомобиль с водителем можно с помощью всех самых популярных приложений-такси: Такси Везёт, Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Видео с выставки в ВДНХ

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира.
Музей был создан в 1872 г по инициативе Российских ученых-просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Идея создания Политехнического музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания.
23 сентября 1872 года высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. В состав Комитета вошли также московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, московский городской голова И. А. Лямин, вице-президент ИОЛЕАиЭ А. Ю. Давидов, профессор А. П. Богданов, директор Императорского технического училища В. К. Делла-Вос.
Основой для будущего музея стала часть экспонатов Всероссийской Политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Политехническая выставка разместилась в центре Москвы во временных павильонах. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные постройки в «русском стиле». «Гвоздем» выставки стал павильон Морского отдела, выстроенный целиком из металла и стекла. Металлический каркас здания был выполнен из рельсов на заводе Путилова в Петербурге. Современники приняли павильон с восторгом. И. Репин писал: «Из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере, общеевропейская вещь».
Наиболее значительным по представленной экспозиции стал Технический отдел. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств: от токарных станков до водокачки.
После закрытия Политехнической выставки экспонаты перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В числе первых поступлений в музей с выставки были коллекции по истории фотографии, мореходных инструментов, метеорологических приборов, коллекции мер, гальванопластики. Особое место занимал подарок музею от изобретателя гальванопластики академика Б. С. Якоби – первая его работа 1838 года, образцы различных гальванопластических произведений из меди, железа, никеля и латуни с железным барельефом самого изобретателя.
Для полноценной работы площадей музея становится не достаточно, поэтому начинается строительство собственного большого здания на Лубянской площади. Проект этот осуществляется под руководством архитектора И.А.Монигетти, который известен сооружением Морского отдела Политехнической выставки, Аничкого дворца в Петербурге и парковых построек в Царском селе.
Строительство музея ведется на протяжении 30 лет. Над его обликом трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 г. - левое, куда вошла, ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.
Все эти годы в Политехническом музее выступают с лекциями такие выдающиеся ученые, как Столетов, Яблочков, Тимирязев, Менделеев, Жуковский.
Постоянно пополняется его коллекция, здесь можно ознакомиться с последними изобретениями в области инженерной мысли.
Деятельность Политехнического музея отражает все политические и исторические изменения в жизни России. Сразу после Октябрьской революции он становится ареной жарких политических баталий и приобретает еще одно направление деятельности - политическое.
В 1920-е годы отмечается активизация научно-исследовательской работы музея, пополняются фонды, открываются новые лаборатории. Но, к сожалению, не обходится без потерь: изымаются «идеологически чуждые» экспонаты и увольняется часть сотрудников.
В 1930-х годах Политехнический часто принимает у себя известных людей, среди них Н.Бор, Л.Фейхтвангер, знаменитые челюскинцы и летчики: Чкалов, Байдуков и Беляков совершившие беспосадочный перелет Москва-Нью-Йорк.
Во время Великой Отечественной войны музей закрывают для посещения, но он продолжает вести работу, направленную уже на решение оборонных задач. В 1944 году восстанавливается прежний режим работы.
Бурное развитие новых направлений науки в послевоенные годы приводят к появлению в музее новых разделов и экспозиций: ядерная энергетика, химия полимеров. Космическая эра, открытая Советским Союзом, приносит в Политехнический музей новые экспонаты в раздел Космонавтики.
В 1970-е годы Политехнический музей входит в состав международной организации музеев - ИКОМ. А с 1991 года Указом Президента России музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны.
13 января 2013 года музей был закрыт на реконструкцию.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012