• Почему Египет так называют? •. Почему египтяне хотят жениться на русских

Египтяне или Арабы? Начнем с наиболее резкого поворота в истории страны. Период арабского завоевания разделил судьбу египетского народа на две якобы не похожие друг на друга части.

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Египтяне или арабы жили на одной территории?

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян: Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Египтизация арабов и арабизация египтян.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала - Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.

6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.

25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.

26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.

27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.

28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.

29.Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

После прочтения книги Абд Ар-Рахмана ибн Абд Ал-Хакама я теперь все могу сказать о происхождении египтян. И ответить на вопрос, почему египтяне называют себя на арабами, а египтянами. В 639 г. отряд арабских войск вторгся в Египет, и в течение двух лет эта важная провинция Византийской империи была захвачена и включена в состав халифата. Легкость завоевания в большой мере объясняется тем, что основное население этой страны — копты — испытывало двойной гнет со стороны византийцев: кроме налогового гнета оно подвергалось религиозным преследованиям, поскольку среди коптов было распространено учение монофиситов, осужденное византийским православием как ересь. Все важные административные должности в государстве занимали православные, обычно византийцы. Они же являлись наиболее крупными земельными собственниками. Поэтому копты рассматривали приход арабов как освобождение от византийского засилья и помогали им в ходе военных действий, указывая дороги, снабжая продовольствием и т. п. И действительно, на протяжении нескольких десятков лет арабское правление в этой стране было не тяжелее, а легче византийского. Налоги увеличены не были, а религиозные преследования прекратились. Ал-Фустат, построенная арабами столица провинции, где находилась ставка наместника, через 25-30 лет превратился в большой торгово-ремесленный город. О наличии в нем коптского населения свидетельствует факт постройки церкви, причем возражения фанатично настроенных мусульманских деятелей по этому поводу пресек наместник Египта Маслама б. Мухаллад (один из сподвижников пророка Мухаммада), сказав, что постройка церкви коптами на своей земле дозволена и что она служит благоустройству страны. Чрезвычайно быстро шло в стране распространение арабского языка. В начале VIII в. произошла замена греческого языка арабским в административной переписке. А уже с середины VIII в., как показывают сохранившиеся папирусы, по-арабски пишутся и деловые и частные письма, тогда как греческих и коптских папирусов с этого времени практически нет. Это, правда, не свидетельствует о принятии коптами не только языка, но и религии ислама. Только в начале IX в., когда после подавления многолетнего восстания (в котором, кстати сказать, приняли деятельное участие поселившиеся в Египте арабы) начались преследования христиан-коптов, произошла массовая исламизация основного населения страны, однако число христиан-коптов, особенно в Верхнем Египте, оставалось значительным и гораздо позднее. Интересно отметить, что в истории Египта мы ни разу не встречаемся с антиарабской борьбой местного населения. Восстания, которые имели место в этой стране, всегда были вызваны чисто экономическими причинами, вроде повышения налогов. Не было в Египте и той жестокой борьбы между арабскими племенами, которая шла в центральных и восточных провинциях халифата. Египет же не претерпел усобиц и разорения. В 868 г. назначенный правителем страны Ахмад б. Тулун практически добился независимости от халифов и платил лишь символическую дань. Кроме того, после создания жизнеописания пророка Мухаммеда( ) в Египте издается и мусульманская история Египта. В этой истории упоминается, что пророк Мухаммед(да благословит его Аллах и да приветствует ) предупреждал своих последователей о коренном населении Египта темнокожих и кучерявых людях. И просил не преследовать их, так как пока арабы заняты завоеваниями. Копты могут выполнять мирную работу до которой арабы не охочи. В истории Египта описывается история Египта до арабского завоевания, рассказ о Египетских древностях, о строительстве Александрии. В книге изложен ход завоевания страны арабами под руководством Амры б. Ал-Аса. Постепенно происходит исламизация коптов, они добровольно принимают религию арабов. Происходят смешанные браки между христианками и арабами. И в настоящее время население Египта это смешанное арабо-коптское население. Настоящее арабское население сохранилось только среди бедуинов. В книге «Завоевания Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса» говорится о заселении Египта потомками Ноя, затем приводятся имена всех царей древнего Египта, описываются приход в эту страну Авраама, история Иосифа, Моисея и другие связанные с Египтом библейские эпизоды. Кроме того, есть мнение, что ученый при написании этой книги пользовался коптским фольклором, так как есть несколько персонажей не известных в библии или коране. Египетские историки, которые всячески подчеркивали близость арабов и коптов - эта тема развернута в начале книги Ибн ‘Абд ал-Хакама, где, с одной стороны, подчеркивается родство арабов с коптами, поскольку египтянка Агарь была матерью прародителя арабов Исма’ила, а с другой - хорошее отношение к коптам пророка Мухаммада, поскольку матерью его сына Ибрахима, умершего в младенчестве, была коптянка Марийа. Египетские арабы претендовали на то, что они являются прямыми продолжателями древней египетской культуры и истории, на то, что они сами египтяне. Именно поэтому среди многочисленных исторических трудов, написанных египтянами, практически нет ни одной «всеобщей истории», нет ни одного сочинения, которое было бы посвящено истории халифата в целом.

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль January 9th, 2017

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи - фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники - меньше, рабочие и рабы - самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.