Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность. Оптические иллюзии в интерьере (тромплей) Обман зрения тромплей в саду

Дизайн

Оптические иллюзии в интерьере (тромплей)

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Сочетание слов «оптические» и «иллюзии» у большинства из нас, вероятно, вызовет вполне закономерные ассоциации: мираж в пустыне; или парящий по коридорам таинственного замка призрак; ну или, на худой конец, манипуляции циркового фокусника: "Ловкость рук против остроты глаз!" На первый взгляд, какое отношение все эти зрительные обманы могут иметь к искусству создания интерьеров? Но, оказывается, «обман зрения» (эффект trompe-l"œil фр.) – это еще и технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности изображен он в двухмерной плоскости. Классический пример использования данного приема в интерьере помещения – это очаг, нарисованный на холсте в каморке Папы Карло.

В дизайне интерьеров прием тромплёй используется давно. Одним из его авторов считается ученик великого Рембрандта, известный голландский художник Хогстратен Самуэл Ван. Однако, драматической поэзии тени и света в творчестве своего наставника он противопоставил иллюзионисткое воспроизведение реальных предметов и пространства в живописи. Хогстратен не только писал картины в стиле тромплей, но и работал над альковами и анфиладами комнат, которые якобы были видны в дверные проемы, а также занимался оформлением так называемых «волшебных ящичков», коими являлись коробки с изображенными на их внутренних стенках предметами. Один из них даже удостоился места в Лондонской национальной галерее!

Но в действительности же, человечество открыло для себя эффект оптической иллюзии в искусстве намного раньше. Он широко применялся еще во времена античности. Достаточно вспомнить легенду о двух художниках, поспоривших, кто из них лучше распишет стену храма. Звали их Зевксис и Паррасий. Когда они, при стечении публики, приступили к демонстрации образцов своей работы, произошло невероятное: как только Зевксис одернул покрывало, глазам изумленных зрителей открылась гроздь винограда, причем, выполненная настолько реалистично, что к рисунку тут же слетелись птицы, пытаясь склевать виноградины.

Теперь твоя очередь, - напомнил Зевксис своему оппоненту, с насмешкой кивая на его образец, закрытый покрывалом.

На что тот, скромно потупившись, ответил:

Не могу, любезный мой друг, это покрывало у меня нарисовано.

И Зевксис вынужден был признать:

Победа за тобой, Паррасий… Я обманул глаза птиц, но у тебя получилось обмануть глаз живописца!

Разумеется, Зевксис и Паррасий – не первые, кто использовал прием, получивший в будущем название приема тромплей. А Хогстратен – не последний. История искусства и архитектуры знает множество примеров его использования.

Но и в наши дни прием тромплей чрезвычайно моден и популярен. Взгляните только, какую оригинальную ширму для библиотеки изготовил некий мастер из состаренного дерева и кожи. Рука так и тянется, чтобы взять с полки какой-нибудь из фолиантов. Цена этого шедевра составляет не одну тысячу евро.

Не отстают и отечественные мастера. Например, поклонников более современного дизайна вряд ли оставят равнодушными интерьеры спален, разработанные специалистами известной компании Vecor :

Тиснение на стене в виде гигантской папортниковой ветви, напоминающее морозный узор на стекле, в сочетании с зеркалом, превращают обыкновенную комнату в покои сказочного чертога.

А новейшие материалы позволяют создавать и поистине футуристические интерьеры:

Тромлей же как архитектурный прием – это целое культурное явление. Массу примеров его использования можно встретить во французском Лионе. Например, так называемая "стена ткачей" площадью 1200 квадратных метров Издалека трудно поверить, что всё это не реальная перспектива, а "грандизозная мистификация" - всего лишь одна расписанная стена.

А уж что вытворяют мастера граффити – этому могли бы позавидовать и Зевксис с Паррасием. Вот одна из последних картинок, мелькнувшая в интернете:

Не правда ли, так и хочется, оставив за спиной суматошный город, вывернуть руль в сторону этого волшебного туннеля, да прибавить газку?

Но, наверное будет лучше, если мы, миновав внешние стены, все же вернемся к внутренним интерьерам.

Достоинства приема тромплей в полной мере можно оценить при оформлении помещений с неудачной планировкой – он позволит скрыть все дефекты и неровности стен, а мрачные длинные коридоры и унылые комнаты без окон сможет превратить в достаточно просторные террасы, залитые солнечным светом. Ведь создание оптических иллюзий в интерьере преследует две главные цели: либо показать нечто, чего на самом деле здесь нет, либо скрыть то, что существует в действительности.

В арсенале современных дизайнеров интерьеров основным оружием и поныне являются трехмерная живопись и зеркала. Использование последних порою являет взору столь фантастические картины, что реальность в них трудно отличить от мира зазеркалья:

Что касается живописи, то «обманки» - рисунки, на которых нарисованным предметам придается «объем» - можно создать на потолках и стенах, рождая целые иллюзорные миры:

или более скромные иллюзии. К примеру: "опустившаяся" на краешек кровати птица,

облюбовавшие диван кошки...

Все это - зрительный обман, рисунки, но при этом весьма реалистичные. Оригинальный подприем тромплея – создание т.н. «падающих» предметов, типа: накренившиеся книжные полки, с которых вот-вот посыпятся на пол тяжелые тома,

или странным образом покосившаяся этажерка:

Еще одним из вариантов исполнения тромплея в интерьере помещения является использование специальных фотообоев с трехмерным рисунком или, как их еще называют, 3D-обоев. Они могут быть обычными или содержать в себе целую панораму. На сегодняшний день сюжеты, материал и выбор фотообоев достаточно широк, что позволяет провести с их помощью поистине кардинальные преобразования того или иного помещения.

Забавные оптические иллюзии можно создать и на предметах обстановки. Какие эмоции, к примеру, может вызвать созерцание унитаза, на круг которого кто-то «бросил» кусок ржавой колючей проволоки!

«Что? Перехотелось?»

Кажется, будет не легче решиться опустить свой зад и на такой вот оригинальный диванище:

То ли дело – этот божественный, в форме прекрасных женских губ эротичный диванчик в интерьере из зеркал…

Прием тромплей дает дизайнеру интерьера поистине безграничный простор для полета фантазии. Начав с обыкновенного дивана, превратив его тканевую драпировку в кожаную, с реалистичными складками и потертостями последней, можно шагнуть и дальше. Нарисованные драпировки великолепно будут смотреться и на стенах, что поможет придать комнате роскошный вид и даже позволит обойтись без настоящих штор. Выполненные в подобном ключе «обманки» позволяют исправить геометрию помещения, подчеркнуть нужные зоны или какие-то определенные предметы мебели, и даже добавить простора, зрительно увеличив площадь. Последнего эффекта можно достичь и с помощью трехмерных изображений: нарисованные окна или «отсутствующие» стены, открывающие взору уличные пейзажи, – это довольно распространенный прием.

Не остается без внимания и потолок…

Так и хочется назвать сию картинку кратким словом: «Аминь…»:

Для оформление больших по площади помещений можно использовать «висящие» в воздухе кубы, шары, трапеции, картины с объемным изображением искривленных поверхностей. А для маленьких комнат специалисты советуют воздержаться от выбора масштабных композиций, ибо зрителю нужна определенная перспектива, а для того, что ее можно было воспринимать, требуется некоторое расстояние – хотя бы в три метра. В этом случае можно обойтись и мелочами: кухонная скатерть с помощью техники декупажа может быть украшена иллюзорными столовыми приборами; шторы – повисшими на них кошками или жирафом, просунувшим свою голову за карниз; мягкая мебель – самыми разнообразными бытовыми мелочами.

Вот что говорится о технике тромплея на сайте http://secondstreet.ru/

«Рисунок на стене, мебели или шторах можно заказать художнику. Или попробовать все сделать самостоятельно. Переведи понравившийся мотив на стену с помощью карандаша и копирки, затем раскрась акриловыми красками. Реалистичность рисунка достигается за счет тщательной прорисовки, очень важны такие детали, как «тень», отбрасываемая в соответствии с освещением комнаты, а также эффекты «кракелюра» (патины) и «состаривания». «Мрамор» следует покрыть трещинами, «дерево» - дырочками, проеденными жучками–древоточцами, а «старинной оконной раме» - добавить несколько слоев краски… Перья и шерстинки у животных и птиц прорисовывай цветными карандашами. Затем с помощью пульверизатора нанеси отделочный лак, чтобы закрепить краски, и чтобы готовую роспись можно было мыть впоследствии.

Таким образом, мы можем заключить, что техника тромплея является одним из наиболее перспективных методов оформления интерьера. Посредством ее можно достичь главного, чего мы желаем добиться при оформлении своего дома – его оригинальности и неповторимости. И цель эта вполне достижима. Ведь пределу фантазии нет границ, а значит, на смену уже реализованным идеям тромплея придут новые.

Плиний пишет по поводу уже известного нам древнегреческого художника Зевскиса: «Передают, что...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Конечно, не трудно предположить, что не за горами и массовое использование «электронных картинок» вместо привычных фотообоев и зеркал.

Живописная разгрузка монитора нашего компьютера в виде каких-нибудь плавающих рыбок, - разве это не элемент неотромлея (если, конечно, такой термин существует)?

Вроде бы, должен кануть в Лету и описанные выше приемы оформления интерьеров. Но это вряд ли. Магия оптической иллюзии заключается именно в том, что создается она предметами вполне себе материальными: зеркало, краска, холст, кисть. Можно ли оцифровать все это? Попытки к тому, разумеется, будут. Но тогда мы больше никогда не сможем ощутить прохладную твердость дружеского рукопожатия господина Тромплея…

«Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!»

А.С.Пушкин

Примечание: при обработке материала использовались иллюстрации с различных открытых сетевых ресурсов, в т.ч. с сайта компании

Сад иллюзий может быть обустроен с помощью зеркал и различных обманных техник тромплей. Смотрите ниже на фото необычные декорации сада и убедитесь в том, что эти приемы доступны каждому. В материале рассмотрены некоторые необычные декорации, которые позволяют формировать необыкновенный ландшафтный дизайн. Их применение может быть реализовано в различных вариациях.

Как сделать обман зрения?

Далее рассмотрим, как сделать обман зрения в своем саду с помощью различных техник. Обманки используются в садовом дизайне уже несколько веков. Были они придуманы древними греками (они делали колонны храмов чуть сужающимися кверху, что зрительно добавляло им высоты), применялись и в русских усадьбах - например, на границах владений устанавливали приоткрытую дверцу, то издали изображение будет казаться реальным живописные полотна, которые искусно маскировались зеленью, с изображенными на них дальними видами с деревней, лугами и пасущимися стадами.

Не стоит относиться к садовому пространству только как к месту приложения тяжелого физического труда, это именно то место, где вы можете продемонстрировать свои художественные способности. Существует множество ухищрений с использованием шпалерных решеток, красок и зеркал, которые можно применить для оформления пространства, которое не годится для выращивания растений.

Техника тромплей

Обман зрения, или техника тромплей (фр. trompe Voeil) - технический прием в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии. С помощью этого приема объект, нарисованный в двухмерной плоскости, кажется существующим в трехмерном. Эта техника, родившаяся в Древнем Риме, и сейчас успешно применяется. Роспись-обманка в саду выполняется водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке, масляными красками по сухой поверхности, используются также акриловые краски, матовый или глянцевый лак, атмосфероустойчивые краски.

Тромплей — очень интересный и эффектный прием, но при его использовании надо соблюдать некоторые условия - роспись требует перспективы, между стеной и зрителем должно быть хотя бы 3 м. Необходимо соблюдать масштаб рисунка: все изображения должны быть соизмеримы с человеческим ростом.

Обманка в саду - это картина, использующая особые приемы перспективной живописи, благодаря которым человек, смотрящий на нее под определенным углом, воспринимает ее как реальность. Чаще всего рисуют пейзаж, видный с данного места. Изображают и садовую калитку, за которой якобы находится соседский сад, эффектно смотрится ложное окно, нарисованное на стене, с настоящим оконным ящиком и настоящими растениями в нем. Конечно, с близкого расстояния видно, что это роспись, но чем дальше вы находитесь от рисунка, тем сильнее иллюзия объемного пространства, осязаемости предметов и форм. Обманка — это окно в другой мир, она ломает грань между реальностью и фантазией. Особенно эффектны обманки в небольших по размеру садах, там, где пространства не хватает и особенно ценится возможность его увеличить.

Можно устроить дверь в заборе. Если потянуть за ручку этой двери или просто хорошенько к ней приглядеться, вы узнаете «страшную» тайну - она никуда не ведет, это садовая иллюзия, обманка. Дверь намертво прикреплена к забору, около которого устроена зона для приготовления шашлыка, а рядом размещается .

Садовые дизайнеры часто советуют скрывать не слишком привлекательные стены или заборы с помощью декоративных решеток и лиан, но это не единственный вариант, можно «замаскировать» забор и с помощью панно. Рисунок на стене или заборе - это не только произведение искусства, но и замечательная возможность зрительно увеличить пространство и превратить скучную плоскую вертикальную поверхность в море или уходящий в перспективу сад.

Перечислим наиболее часто используемые приемы изменения пространства:

1. Обман зрения при помощи подобных друг другу объектов

Если в начале и конце дорожки посадить два одинаковых по размеру и форме дерева или кустарника, то зритель сделает определенный вывод о расстоянии между ними (и соответственно о длине дорожки). А теперь представьте, что будет, если дальнее деревце или куст заменить меньшим по размеру, но идентичным по форме. У зрителя возникнет иллюзия, что расстояние между двумя деревьями или кустами больше, чем есть на самом деле. Таким образом «играют» не только деревья и вообще, но и шары, вазоны, камни и другие повторяющиеся объекты. Зрительно «растянуть» дорожку поможет и такой прием: в начале ее посадим растения с крупными листьями, например крупные хосты с огромными листьями, а в конце - мелколистные растения, те же хосты, например, но средние или маленькие по размеру с небольшими листьями, но подобные по окраске.

По этому же принципу работает и цвет: если в начале дорожки посадить растения с зелеными, желтыми или пестрыми листьями и красными, желтыми и белыми цветками, а вдали растения в голубоватых, зеленовато-серых и серебристых тонах, то это расстояние будет казаться большим, чем оно есть на самом деле, благодаря тому, что создается иллюзия, будто на голубоватые растения наложилась воздушная дымка, то есть они расположены достаточно далеко. Грамотное использование таких оптических эффектов буквально раздвигает границы сада.

2. Использование специальных конструкций

Конструкция из деревянных планок, прикрепленная к забору, изображающая арки с туннелем, в центре которой закреплено зеркало, создает иллюзорное ощущение, что за стеной сад продолжается - нужно лишь пройти сквозь арку.

Садовое пространство изменится, если изобразить на заборе фасад домика с объемной крышей наверху. Такая фальш-панель сродни театральной декорации, в этом случае фрагмент забора становится садовой мистификацией, изображая домик, примыкающий к забору. В его окошки вместо стекол вставлены зеркала, в которых отражается сад.

Для этих же целей можно использовать деревянную беседку. Если ее переднюю часть (фасад) поставить вплотную к забору и нарисовать на задней стенке приоткрытую дверцу, словно ведущую куда-то вдаль, то обман зрения снова сработает - изображенное на картине издалека будет казаться реальным.

Если вам особенно удался какой-то уголок сада, можете заключить его в деревянную или металлическую раму достаточно большого размера, например 2,4х4 м, установленную перед ним. Выглядит это очень эффектно и оригинально.

3. Создание ложной перспективы с помощью дорожек, которые постепенно сужаются

К сожалению, этот прием подходит только для гравийных дорожек. Если использовать такой прием для мощеной , то швы между плитами мощения вас разоблачат. Эффектно завершить такую дорожку уменьшенной в размерах скамейкой или соответствующим вазоном. Этот прием действует только в одну сторону, с другой стороны этой дорожки эффект будет обратным.

4. Заимствованный пейзаж

Суть этого старинного метода - визуальное включение в пространство сада территорий или элементов, данному саду не принадлежащих. Если к саду прилегает река, поле или большой луг, можно создать впечатление, что они являются частью ваших владений. Этот универсальный прием изобретен китайцами несколько десятков веков назад. Например, они включали виднеющуюся вдали пагоду в садовое пространство как часть его, а не как предмет, удаленный на значительное расстояние. Сад открывался миру, и далекая гора «входила в сад». Важным моментом для воплощения этой идеи является создание кулис, в роли которых могут выступать камни, архитектурные постройки, древесно-кустарниковые композиции, с их помощью вы создадите в саду многоплановые «театральные декорации».

5. Настенная живопись

Хорошо тем садоводам, у которых вдали виднеется река, поле или радует лес, примыкающий к забору, но не стоит унывать и тем, у кого за пределами дачного участка нет ничего интересного, есть способ «раздвинуть» и такие границы. На свободных стенах зданий или на заборе можно изобразить атмосферостойкими красками «волшебный пейзаж».

Зеркала в ландшафтном дизайне в саду и их фото

Большие зеркала в саду, завершающие парковую аллею, - старая садовая обманка, ее можно использовать не только для большого, но и для маленького пространства.

Еще вариант - закрыть зеркалом арочный пролет. К такой псевдоарке должна вести дорожка, идущая под углом к ней, чтобы человек увидел свое отражение и разгадал хитрость, только подойдя достаточно близко. Продумывать отражение в таком зеркале нужно тщательно, там должен отражаться прекрасный сад, а не угол дома, например. Зеркала прекрасно «работают» в качестве садовой обманки со шпалерами, арками и калитками. Чаще всего trompe-l’oeil устраивают в конце садовой дорожки, тогда обман раскрывается, только когда зритель подходит вплотную к иллюзорному объекту.

Потрясающая садовая картина, «выполненная» с помощью зеркала, может открываться и с садовой скамейки. Само зеркало должно располагаться в тени, больше всего подойдет северная или северо-западная экспозиция. Края зеркала маскируют не только с помощью арки, это можно сделать с помощью деревьев и кустарников или рамы, деревянной или металлической. Иногда зеркало крепят к глухому забору, оформляя это место как арку или калитку и имитируя переход в другую часть сада.

Если какая-то композиция в саду кажется вам особенно привлекательной, вы можете поставить напротив нее большое зеркало в шикарной раме. Композиция отразится в зеркале, а вы получите прекрасную картину, которая будет меняться в соответствии с сезонными изменениями в саду.

Можно вставить зеркала в дверцы шкафа для хранения садовых инструментов, поставленного недалеко от садовой дорожки, в «зеркальном» варианте он будет совершенно незаметен, вы будете видеть не дверцы, а сад, отражающийся в зеркалах.

Зеркала в ландшафтном дизайне волшебным образом могут изменить пространство небольшого сада, но их следует устанавливать под углом к посетителю, внезапно увидеть перед собой свое отражение в зеркале не очень приятно.

Посмотрите зеркала в саду на фото, это поможет выработать собственные идеи для их использования:

Фотогалерея

Что же нужно, чтобы создавать обманки в саду? Требуются фантазия, художественные способности, знание законов перспективы. Иллюзия создается при помощи двух факторов - угла зрения и игры света. Обманка кажется реальностью только с определенного угла зрения, поэтому важно не только придумать и воплотить композицию, но и продумать, как ее преподнести, ограничив угол зрения отвлекающими объектами - статуей, группой кустарников, растениями в кадке. Организовывать садовую иллюзию нужно тщательно, продумывая идею и все детали, иначе получится смешно и даже вульгарно.

Как много существует дизайнерских идей для ландшафта, которые хочется воплотить в жизнь! В этом плане повезло владельцам крупных земельных наделов – им разрешено почти все. Разбить аллею в регулярном стиле – не проблема, высадить цветущий луг за стенами дома – тоже. «Явно на моем маленьком участке всей этой красоты не видать», — подумаете вы. И будете неправы! Конечно, настоящую аллею разместить на небольшом клочке земли между огородными грядками и садовыми деревьями проблематично, но ведь можно создать полную оптическую иллюзию ее присутствия. Тогда вы будете любоваться этой красотой каждый день – как только выйдете во двор своего участка.

На самом деле, существует множество способов создания оптических иллюзий, но мы остановимся на одной из наиболее ярких техник, первооткрывателями которой были древние римляне. Речь идет о старинном искусстве Trompe-l’oeil (тромплей), что в переводе с французского означает «обман зрения».

Что это вообще такое и зачем это нужно?

Trompe-l’oeil – это реалистичные картины-обманки, с помощью которых создаются иллюзии полного присутствия в пространстве того, чего на самом деле нет. Вспомните рисунок очага на холсте, который увидел Буратино в каморке папы Карло – это и был тромплей, обманувший деревянного человека, решившего сунуть свой нос в котелок. В саду Trompe-l’oeil используется в виде изображений перспектив, якобы открывающихся за несуществующими окнами, скульптурных элементов, визуально встроенных в стены построек. Одним словом, с помощью этой техники на вашем участке могут появиться любые предметы или растительные композиции, со стороны практически неотличимые от настоящих.

За дверью находится иллюзорное пространство — Trompe-l’oeil

Какие цели преследует Trompe-l’oeil?

Главной задачей искусства тромплей является визуальное расширение пространства, которое будет особенно заметно на небольших, ограниченных глухими заборами, участках. Нарисованные на стенах ниши, через которые видны бесконечные поля и сады, «раскрывают» замкнутое пространство и визуально увеличивают его. Ну и конечно, не стоит забывать, что такие картины-обманки делают ландшафтный дизайн любого участка интереснее. Различные двери и окна, за которыми открываются новые, живописные горизонты, придают пространству необыкновенную загадочность.

Как создается иллюзия?

Рисунок в стиле тромплей должен быть максимально реалистичным, поэтому самостоятельно экспериментировать с написанием пейзажей не следует. Найдите профессионального художника или фотографа, который владеет приемами этого искусства – только тогда вы получите нужный эффект реализма.

Техника тромплей должна выполняться тем человеком, который в этом что-то понимает

Кроме этого, при создании произведения Trompe-l’oeil следует учитывать угол зрения смотрящего на иллюзорный объект и игру света. «Обманка» становится визуальной реальностью чаще всего с определенного угла зрения. Именно поэтому так важно не просто создать интересную композицию, но и разместить ее так, чтобы иллюзия действительно работала. Просмотрите композицию с разных сторон, возможно где-то придется ограничить угол зрения. В этих местах будет необходимо разместить отвлекающие объекты – опоры с вьющимися растениями, деревья, статуи и т.д.

Часто в рисунках Trompe-l’oeil наблюдается эффект продолжения линий реального объекта, расположенного возле стены. Со стороны трудно различить, где заканчиваются настоящие ветви дерева и начинаются нарисованные. Также картина может до мельчайших деталей копировать каменную или кирпичную кладку стены, на которой она размещена. Таким образом происходит слияние произведения Trompe-l’oeil с настоящими объектами и создание целостной ландшафтной композиции.

Нарисованная лошадь заскакивает на настоящий газон!

Помните, что любой, даже самый искусный рисунок, все же остается рисунком и при ближайшем рассмотрении это видно. Поэтому не рекомендуется размещать иллюзорные «обманки» слишком близко к предполагаемым местам их рассмотрения. Часто их устанавливают в конце садовой тропинки или аллеи – тогда обман раскроется только тогда, когда зритель вплотную подойдет к картине.

Дверь в конце аллеи — всего лишь «обманка»

Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Изображенный на глухой стене пейзаж раскрывает пространство внутри дома и превращает его в открытую террасу с колоннами. Этот прием переворачивает наше восприятие и заставляет верить, что стены не существует.

Пригодятся иллюзорные объекты и в том случае, если на участке существуют некрасивые хозяйственные строения. Любые гаражи, старые сараи, трансформаторные будки можно украсить реалистичной картиной и превратить в интересный ландшафтный объект. Особенно эффектно такая настенная живопись будет смотреться в тандеме с растениями, перголами, трельяжами, каменными россыпями и другими декоративными элементами.

Если на стене выложить очертания окна из кирпичей и заполнить его картиной с изображением прованского пейзажа, то издалека будет казаться, что стена вашего дома граничит с южными районами Франции.

Реалистичность картин в стиле тромплей эффектно дополняют различные арочные и решетчатые деревянные конструкции. Деревянная арка создает полное ощущение, что дорожка не заканчивается возле стены, а продолжается и ведет вглубь сада.

А для такого огорода найдется место даже на самом маленьком участке!

Удивительная техника Trompe-l’oeil поможет вам сделать такой участок, какой вы только захотите и разместить там все, что душе угодно. Ну и что, что это будет всего лишь иллюзия! Красота вашего участка, его оригинальность и самобытность будут целиком настоящими!

Битва Ливорно, 14 марта 1653, сражение в Первой англо-голландской войне.
Во-первых, картина выглядит привычно и кажется, что вы много раз ее видели раньше. Грандиозная морская сцена с дымом, вздымающимся над парусами. Но минуточку. Что, что в правом нижнем углу? Какая-то смятая записка ….

Йохан Klopper.

Это лишь один из примеров обманки. Тромплёй или обманка (фр. trompe-l"œil, «обман зрения»). Это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.

История искусства полна ими - праздничные столы ломятся от деликатесов, обои манят вас в фантомный коридор. Знаменательно для оптического трюка, то, что обманки могут принимать все формы и размеры.

А начиналось все с противостояния. Впрочем, многие великие изобретения начинались с конкуренции.

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждой росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал.

«Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию.

«Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

И Зевксис, и Паррасий - реально существовавшие исторические персонажи.

Занавес был всего лишь иллюзия. Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость.
На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами художника.

Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».

Себастьян Sommar

Гуго де Ланнуа, Квентин Пуле.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (около 1630 — после 1683 г.) — фламандский живописец, мастер натюрморта и техники обманки.

О жизни художника сохранилось мало сведений. Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно после 1630 г.

Около 1660 г. Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки.

С 1668 по 1672 г. жил в Копенгагене, будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс

С тех пор художники, граверы и иллюстраторы упивались возможностью одурачить своих зрителей этим умным эффектом, играя с перспективой, размывая границу между реальным и подделкой.

Карл Hoverberg, Ливрусткаммарен. CC BY-SA.

«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»
А. Пушкин «Признание»

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей» (фр. trompe-l";il, «обман зрения»).

С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.
Применение обоих терминов («обманка» и «тромплей») для обозначения картин этого жанра является правомерным.
Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений.
В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.

Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок.
Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.
В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом.
Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов.
После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.
Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции.
Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).
В ней уже были все признаки тромплеи - виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя - двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты?
Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.
Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.
Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.
Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.
Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными.
Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «...сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.
Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.

В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.
Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».

Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную.
Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой.
Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.
С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.
Вот просто деревянная доска или дверца шкафа, а на ней прибитые гвоздиками узкие полоски кожи, старые распечатанные письма, расческа, гусиное перо, ножик для его «острения», брошки, бантики, ножницы.
Эти изображения, волнуют нас, но в то же время раздражают какой то «пограничностью» ощущений. Ни тебе картина, ни тебе реальность.

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас.
В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.
С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство.
Более того, обманки как жанр - это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства.
Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.
Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые "обманками", хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.