Олимпиада по литературе 3.

Олимпиада по литературному чтению для 3 класса

Фамилия, имя ___________________________________________ класс

1. Что можно отнести к устному народному творчеству?(1 балл)

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) сказки, анекдоты, летописи.

г) рассказы, скороговорки, сказки

2. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина (1 балл)

“А царевна все ж милее, а) царевна

Все ж румяней и белее” б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

3. После какого “щелчка лишился поп языка”? (1 балл)

а) первого в) четвертого

б) второго г) третьего

4. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи? (1 балл)

а) три в) семь

б) пять г) четыре

5. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин? (1 балл)

а) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Петербургский университет

6. Кто написал строки о наступлении весны? (2 балла)

“Зима ещё хлопочет а) А. А. Фет

И на весну ворчит. б) Ф. И. Тютчев

Та ей в глаза хохочет в) И. С. Никитин

И пуще лишь шумит…” г) И. А. Бунин

7. Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”? (2 балла)

8. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи - животные?

(2 балла)

а) былина в) басня

б) сказка г) роман

9. Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову? (2 балла)

а) "Веселая семейка"

б) "Фантазеры"

в) "Два друга"

г) "Корзина с еловыми шишками"

10. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. (по 1 баллу за каждый ответ = 3):

Поди, туда – не знаю куда,__________________________________________

Скоро сказка сказывается,______________________________________

Это всё присказка____________________________________________

11. Какое произведение не является басней? (3 балла)

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Г. Х. Андерсен. Карлик Нос

Ш. Перро Муха - Цокотуха

К. Чуковский Золотой ключик

В. Гауф Кошкин дом

А. Толстой Снежная королева

С. Михалков Ослиная шкура

13. Продолжи названия произведений (по 1 баллу за каждый ответ = 5):

Сказка Ш. Перро “Красная ___________________________”

Рассказ В. Бианки “Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой “Синие ___________________________”

Рассказ А. Куприна “Белый ___________________________”

Сказка Ш. Перро “Синяя _____________________________”

«Конёк – Горбунок» ____________________________

«Сказка о золотом петушке»_____________________

«Аленький цветочек»___________________________

«Городок в Табакерке»___________________________

«Серебряное копытце»___________________________

15. Работа с текстом. Прочитай. (по 1 баллу за каждый ответ = 5)

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей…

А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? (Отмечай правильный ответ знаком «+»)

Цыплята

3. Чему удивляются цыплята?

4. Чему удивляются воробьята?

Тому, что птицы сами ищут еду.

Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

10.Поди, туда – не знаю куда, возьми (найди) то, не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка – сказка будет впереди.

12. А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Олимпиада по литературному чтению для учеников 3-х классов к неделе русского языка «По страницам прочитанных книг».

Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов. Подходит для проведения в 3 -х классах начальной школы.
Цель: проверка знания по литературному чтению у младших школьников.
Задачи : Развитие навыков читательской деятельности;
Привитие любви к чтению у младших школьников,
Развитие логики и мышления.

Ход мероприятия.

Олимпиада состоит из 6 заданий.
В олимпиаде приняла участие параллель 3 – х классов (3 «А», 3 «Б» , 3 «В» , 3 «Г» классы)
Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать сегодня на олимпиаде по литературному чтению, которая проводится в рамках недели русского языка.
Ребята, я думаю все вы любите читать и наверняка вы частые посетители не только школьной библиотеке, а еще, скорее всего, вы берете книги и в городских библиотеках. А кто из вас самый читающий и любознательный класс мы определим после окончания олимпиады.
Я всем желаю удачи и честной борьбы. Пусть победит сильнейший
1 задание «назови произведение откуда отрывок».
1) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
« Царевна- лягушка».

2)«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.

3)« Положи- ка, внучка, пирожок на стол. Горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
«Красная Шапочка» Ш. Перро.

4)«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой.
За невестой молодой».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин

5)«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
2 задание «Друзья»
Ведущий называет имя сказочного персонажа, а каждая команда записывает пару - друга.
Герда –… ;
Пьеро – … ;
Малыш – … ;
Винни - Пух – … ;
Чебурашка – … ;
Шерлок Холмс – … .

3 задание «Узнай героя»
1) Этот сказочный герой очень помог своему хозяину (невесту нашел и дом красивый построил). А также съел людоеда (Кот в сапогах)
2) У этого сказочного героя быд зеленый зубастый друг – хищник. А еще он не знал как его зовут.(Чебурашка)
3) « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице» (Золушка)
4) На имя означает лягушонок. Он очень храбрый и отважный мальчик. Он стал хозяином всех джунглей.(Маугли)

4 задание «Конкурс капитанов»
Участвует только капитан команды. Капитан пересаживается от свой команды и лишается права на помощь своих одноклассников. Ему нужно закончить фразы.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Баба- Яга – костяная нога
Сим – сим – откройся
Сивка – бурка – вещая каурка
Молочные реки – кисельные берега

5 задание «Назови имена»
Командам необходимо вспомнить имена всех сказочных персонажей из известных произведений и все записать:
Три медведя (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Три поросенка (Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)
«Три девицы под окном пряли поздним вечерком» (имён нет)
6 задание «Кто автор?»
Необходимо назвать автора произведения.
Красная шапочка - Ш. Перро.
Черная курица - А. Погорельский.
Алиса в стране чудес – Кэрролл.
Крокодил Гена и Чебурашка - Э. Успенский.

Межпредметная олимпиада с ответами, 3 - 4 класс Конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Олимпиада по литературе для 3 класса. 2010 год.
1. Прочти, знакомые пословицы, поговорки и соедини стрелкой пословицу со словом, отражающим её значение.
1) Стоит по горло в воде, а пить просит. Трудолюбие 2) Уплыли годы, как вешние воды. Старость 3) Дома как хочу, а на людях как велят. Жадность 4) Чему быть, того не миновать. Помощь 5) Работа силушку копит, а лень топит. Судьба 6) Всякое умение трудом даётся. Приличие
2. Установи соответствие и соедини стрелкой автора и его произведение.
1) Владимир Даль «Алёнушкины сказки» 2) Всеволод Гаршин «Аленький цветочек» 3) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Воробьишко» 4) Семён Аксаков «Девочка Снегурочка» 5) Максим Горький «Лягушка-путешественница»
3 . Устойчивые словосочетания заблудились. Отправь их стрелками в нужное предложение.
Скоро дело наладилось и пошло.. как сивый мерин Я знал городские улицы... как рыба в воде Гости свалились... спустя рукава Он всегда врёт... как по маслу У себя во дворе Мишка был... как свои пять пальцев как снег на голову 4. Зачеркни лишнее, напиши, что объединяет.

    Данила-мастер, Серый волк, девочка Дарёнка, Машенька, Хозяйка Медной горы, Серая Шейка, Огневушка-Поскакушка.
    А.Блок, Л.Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, А,Чехов, С.Есенин, М. Лермонтов. ______________________________________________________________________________________________________________
    Осёл, медведь, лиса, мартышка, волк, слон, козёл, лошадь.

__________________________________________________________________________________________________________________________

переверни страницу

5. Подпиши имена героинь сказок, укажи авторов и названия этих произведений.

а) «Меня принес сюда ураган в этом домике… Я только маленькая девочка… Если вы хотите помочь мне, дайте возможность исполнить ваши заветные желания…» __________________________________________________________________________________________________________________________

б) « Я обыкновенная девочка… Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции» __________________________________________________________________________________________________________________________

в) «Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!» __________________________________________________________________________________________________________________________

г) «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии кажется… Прежде всего надо убедиться, что на этом пузырьке нигде нет пометки «Яд!»… Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». __________________________________________________________________________________________________________________________

д) «Я просто … посмотрела на себя со стороны. Это очень забавно! Ой! Если ты мое отражение, значит, ты… должна быть левшой?...»

__________________________________________________________________________________________________________________________


6. Вспомни сказки А. Волкова 1) По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? __________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город __________________________________________ _____________________________________________________________ а)Как зовут волшебницу, которая боялась воды? _____________________________________________________________
б) Сколько лет она не умывалась? ____________________________

6.в. 1)Страна Живунов, Мигунов,Болтунов. 2) Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Храбрый Лев. 3) Бастинда, 500 лет

1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».
…………………………………………………………………………………………………

- Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………
2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка_______________________
4. Соедини правильно автора и его произведение:
А. Милн Карлик Нос
Г. Х. Андерсен. Винни-Пух и все-все-все
Ф. Зальтен Пеппи Длинныйчулок
Ш. Перро Бемби.
Х. К. Андерсен Муха -Цокотуха
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Снежная королева
А. Лингрен Ослиная шкура
5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь
……………………………………….


………………………………………..

………………………………………….,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

…………………………….
Так поди же попляши!
6. 6. Прочитайте два четверостишия - Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.

Наступила пора непогоды.

и А.Блока: Вот ворона на крыше покатой


Даже дух занялся у вороны...




Объясните значение слов:
амбар — ________________________________
обоз — _________________________________
подвода — _____________________________
вешние (звоны) — _______________________.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):







9.Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ответы к олимпиадным заданиям по литературе 3 класс.

1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия». «Дикие лебеди»
в) «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!» «Гадкий утёнок»
2.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
Слёзы горькие.
Руки золотые.
Мечи булатные.
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, а сказка будет впереди.
4. Соедини правильно автора и его произведение:
В. Гауф Карлик Нос
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
А. Лингрен Пеппи Длинныйчулок
Ф. Зальтен Бемби.
К. Чуковский Муха -Цокотуха
Х. К. Андерсен Дюймовочка
Г. Х. Андерсен Снежная королева
Ш. Перро Ослиная шкура

5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…
всё в музыканты не годитесь. (Квартет)
Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт. (Лебедь, Щука и Рак)

Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)
Ты всё пела? Это дело!
Так поди же попляши! (Стрекоза и Муравей)
6. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
и А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________
Объясните значение слов:
амбар — строение для хранения зерна, муки, припасов.
обоз — сборище путевых, кладных повозок,
подвода — грузовая конная повозка.
вешние (звоны) —весенние.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая Баба - Яга”
Э Успенский “Крокодил Гена и его друзья ”
Н. Носов “Живая шляпа ”
К. Булычев “Девочка с Земли ”
В. Гауф “Карлик Нос ”
А. Линдгрен “Пеппи Длинный чулок ”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться — _______________________________
граница — ______________________________
дрозд — ________________________________
гвозди — _______________________________
помог — ________________________________
красив — _______________________________
смех — ________________________________
Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________

Методическая разработка

Олимпиада по литературному чтению в 3 классе

Филиппова Светлана Владимировна,
учитель, Санкт-Петербург

Цели и задачи: выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора обучающихся, глубины их знаний.

Задачи проведения олимпиады:

  • создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;

Участники олимпиады

Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым вариативным программам начальной школы без ограничений.

Задание 1.

Продолжите стихотворение. Назовите автора.

А)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
(Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои). Н. Некрасов.

Б) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса). А. С. Пушкин.

В) Однажды , в студеную зимнюю пору ,

Я из лесу вышел ; был сильный мороз.

(Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз). Н. Некрасов.

Г) Вороне где -то бог послал кусочек сыру ;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала).И. Крылов.

Д) У Лукоморья дуб зелёный…

Златая цепь на дубе том:

(И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом). А.С. Пушкин

Задание 2.

Замените волшебный предмет из сказки современным предметом.

Ковёр-самолёт (ракета, самолёт, вертолёт)

Чудо-зеркальце (телевизор)

Золотой петушок (радиолокатор)

Клубок (навигатор, компас)

Чудо-зеркальце (телевизор)

Задание 3.

Викторина.

Кто сочинил эти строки? Кто автор произведения и как называется книга?

«Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку»

(Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Перечислите все сказки А.С. Пушкина.

(Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о царе Салтане... )

Известный датский писатель, прославивший свою страну сказками

(Г.Х. Андерсен)

Какой детский писатель начал писать для детей после того, как заболел ребёнок и его нужно успокоить?

(К. И. Чуковский)

Какой детский писатель иллюстрировал многие свои произведения?

(Е. Чарушин)

В. Бианки «Лесная газета»

(Н. Носов)

Вспомните пословицы и поговорки о Родине?

Герой, какого произведения говорил о себе, что он «Лучший в мире нянька, озорник, врун…»

(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

Задание 4.

Отгадайте героя произведения.

-«Алёша был мальчик умненький, миленький, училсяхорошо, и все его любили»

(А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»

Это-девочка. Добрая, милая, заботливая. Первое чудо, которое она могла сделать с помощью одного предмета, было для больного дедушки.

(К. Паустовский «Стальное колечко»)

Она так гордилась своей выдумкой, что не выдержала и закричал: «Это я! я! Я придумала!»

(Гаршин «Лягушка-путешественница»)

Этот мальчик очень хотел учиться, но был мал и в школу его не брали. Но он всё-таки попал в неё и даже смог прочесть своё имя»

(Л. Н. Толстой «Филиппок»)

Задание 5.

Вспомнить и написать фамилии детских писателей и поэтов.