Олимпиада по литературному чтению для 3 класса
Фамилия, имя ___________________________________________ класс
1. Что можно отнести к устному народному творчеству?(1 балл)
а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
б) сказки, анекдоты, летописи.
г) рассказы, скороговорки, сказки
2. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина (1 балл)
“А царевна все ж милее, а) царевна
Все ж румяней и белее” б) Елисей
в) зеркальце
г) царица
3. После какого “щелчка лишился поп языка”? (1 балл)
а) первого в) четвертого
б) второго г) третьего
4. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи? (1 балл)
а) три в) семь
б) пять г) четыре
5. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин? (1 балл)
а) Московский университет
б) Царскосельский лицей
в) Петербургский университет
6. Кто написал строки о наступлении весны? (2 балла)
“Зима ещё хлопочет а) А. А. Фет
И на весну ворчит. б) Ф. И. Тютчев
Та ей в глаза хохочет в) И. С. Никитин
И пуще лишь шумит…” г) И. А. Бунин
7. Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”? (2 балла)
8. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи - животные?
(2 балла)
а) былина в) басня
б) сказка г) роман
9. Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову? (2 балла)
а) "Веселая семейка"
б) "Фантазеры"
в) "Два друга"
г) "Корзина с еловыми шишками"
10. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. (по 1 баллу за каждый ответ = 3):
Поди, туда – не знаю куда,__________________________________________
Скоро сказка сказывается,______________________________________
Это всё присказка____________________________________________
11. Какое произведение не является басней? (3 балла)
а) Квартет
б) Свинья под дубом
в) Лиса, заяц и петух
г) Слон и Моська
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
Г. Х. Андерсен. Карлик Нос
Ш. Перро Муха - Цокотуха
К. Чуковский Золотой ключик
В. Гауф Кошкин дом
А. Толстой Снежная королева
С. Михалков Ослиная шкура
13. Продолжи названия произведений (по 1 баллу за каждый ответ = 5):
Сказка Ш. Перро “Красная ___________________________”
Рассказ В. Бианки “Оранжевое ________________________”
Рассказ В. Осеевой “Синие ___________________________”
Рассказ А. Куприна “Белый ___________________________”
Сказка Ш. Перро “Синяя _____________________________”
«Конёк – Горбунок» ____________________________
«Сказка о золотом петушке»_____________________
«Аленький цветочек»___________________________
«Городок в Табакерке»___________________________
«Серебряное копытце»___________________________
15. Работа с текстом. Прочитай. (по 1 баллу за каждый ответ = 5)
Цыплята и воробьята.
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей…
А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…
Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.
Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…
Ответь на вопросы по тексту:
1. Кто сам умеет есть? (Отмечай правильный ответ знаком «+»)
Цыплята
3. Чему удивляются цыплята?
4. Чему удивляются воробьята?
Тому, что птицы сами ищут еду.
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.
10.Поди, туда – не знаю куда, возьми (найди) то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка – сказка будет впереди.
12. А. Милн Винни-Пух и все-все-все
Олимпиада по литературному чтению для учеников 3-х классов к неделе русского языка «По страницам прочитанных книг».
Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов. Подходит для проведения в 3 -х классах начальной школы.
Цель:
проверка знания по литературному чтению у младших школьников.
Задачи
: Развитие навыков читательской деятельности;
Привитие любви к чтению у младших школьников,
Развитие логики и мышления.
Ход мероприятия.
Олимпиада состоит из 6 заданий.В олимпиаде приняла участие параллель 3 – х классов (3 «А», 3 «Б» , 3 «В» , 3 «Г» классы)
Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать сегодня на олимпиаде по литературному чтению, которая проводится в рамках недели русского языка.
Ребята, я думаю все вы любите читать и наверняка вы частые посетители не только школьной библиотеке, а еще, скорее всего, вы берете книги и в городских библиотеках. А кто из вас самый читающий и любознательный класс мы определим после окончания олимпиады.
Я всем желаю удачи и честной борьбы. Пусть победит сильнейший
1 задание «назови произведение откуда отрывок».
1) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
« Царевна- лягушка».
2)«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.
3)« Положи- ка, внучка, пирожок на стол. Горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
«Красная Шапочка» Ш. Перро.
4)«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой.
За невестой молодой».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
5)«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
2 задание «Друзья»
Ведущий называет имя сказочного персонажа, а каждая команда записывает пару - друга.
Герда –… ;
Пьеро – … ;
Малыш – … ;
Винни - Пух – … ;
Чебурашка – … ;
Шерлок Холмс – … .
3 задание «Узнай героя»
1) Этот сказочный герой очень помог своему хозяину (невесту нашел и дом красивый построил). А также съел людоеда (Кот в сапогах)
2) У этого сказочного героя быд зеленый зубастый друг – хищник. А еще он не знал как его зовут.(Чебурашка)
3) « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице» (Золушка)
4) На имя означает лягушонок. Он очень храбрый и отважный мальчик. Он стал хозяином всех джунглей.(Маугли)
4 задание «Конкурс капитанов»
Участвует только капитан команды. Капитан пересаживается от свой команды и лишается права на помощь своих одноклассников. Ему нужно закончить фразы.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Баба- Яга – костяная нога
Сим – сим – откройся
Сивка – бурка – вещая каурка
Молочные реки – кисельные берега
5 задание «Назови имена»
Командам необходимо вспомнить имена всех сказочных персонажей из известных произведений и все записать:
Три медведя (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Три поросенка (Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)
«Три девицы под окном пряли поздним вечерком» (имён нет)
6 задание «Кто автор?»
Необходимо назвать автора произведения.
Красная шапочка - Ш. Перро.
Черная курица - А. Погорельский.
Алиса в стране чудес – Кэрролл.
Крокодил Гена и Чебурашка - Э. Успенский.
Олимпиада по литературе для 3 класса. 2010 год.
1. Прочти, знакомые пословицы, поговорки и соедини стрелкой пословицу со словом, отражающим её значение.
1) Стоит по горло в воде, а пить просит. Трудолюбие 2) Уплыли годы, как вешние воды. Старость 3) Дома как хочу, а на людях как велят. Жадность 4) Чему быть, того не миновать. Помощь 5) Работа силушку копит, а лень топит. Судьба 6) Всякое умение трудом даётся. Приличие
2. Установи соответствие и соедини стрелкой автора и его произведение.
1) Владимир Даль «Алёнушкины сказки» 2) Всеволод Гаршин «Аленький цветочек» 3) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Воробьишко» 4) Семён Аксаков «Девочка Снегурочка» 5) Максим Горький «Лягушка-путешественница»
3 . Устойчивые словосочетания заблудились. Отправь их стрелками в нужное предложение.
Скоро дело наладилось и пошло.. как сивый мерин Я знал городские улицы... как рыба в воде Гости свалились... спустя рукава Он всегда врёт... как по маслу У себя во дворе Мишка был... как свои пять пальцев как снег на голову 4. Зачеркни лишнее, напиши, что объединяет.
- Данила-мастер, Серый волк, девочка Дарёнка, Машенька, Хозяйка Медной горы, Серая Шейка, Огневушка-Поскакушка.
- А.Блок, Л.Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, А,Чехов, С.Есенин, М. Лермонтов.
______________________________________________________________________________________________________________
- Осёл, медведь, лиса, мартышка, волк, слон, козёл, лошадь.
__________________________________________________________________________________________________________________________
переверни страницу
5. Подпиши имена героинь сказок, укажи авторов и названия этих произведений.
а) «Меня принес сюда ураган в этом домике… Я только маленькая девочка… Если вы хотите помочь мне, дайте возможность исполнить ваши заветные желания…» __________________________________________________________________________________________________________________________
б) « Я обыкновенная девочка… Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции» __________________________________________________________________________________________________________________________
в) «Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!» __________________________________________________________________________________________________________________________
г) «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии кажется… Прежде всего надо убедиться, что на этом пузырьке нигде нет пометки «Яд!»… Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». __________________________________________________________________________________________________________________________
д) «Я просто … посмотрела на себя со стороны. Это очень забавно! Ой! Если ты мое отражение, значит, ты… должна быть левшой?...»
__________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вспомни сказки А. Волкова 1) По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? __________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город __________________________________________ _____________________________________________________________ а)Как зовут волшебницу, которая боялась воды? _____________________________________________________________
б) Сколько лет она не умывалась? ____________________________
6.в. 1)Страна Живунов, Мигунов,Болтунов.
2) Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Храбрый Лев. 3) Бастинда, 500 лет1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».
…………………………………………………………………………………………………
- Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………
2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка_______________________
4. Соедини правильно автора и его произведение:
А. Милн Карлик Нос
Г. Х. Андерсен. Винни-Пух и все-все-все
Ф. Зальтен Пеппи Длинныйчулок
Ш. Перро Бемби.
Х. К. Андерсен Муха -Цокотуха
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Снежная королева
А. Лингрен Ослиная шкура
5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь
……………………………………….
………………………………………..
………………………………………….,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
…………………………….
Так поди же попляши!
6. 6. Прочитайте два четверостишия - Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Наступила пора непогоды.
и А.Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Даже дух занялся у вороны...
Объясните значение слов:
амбар — ________________________________
обоз — _________________________________
подвода — _____________________________
вешние (звоны) — _______________________.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
9.Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ответы к олимпиадным заданиям по литературе 3 класс.
1. Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия». «Дикие лебеди»
в) «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!» «Гадкий утёнок»
2.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
Слёзы горькие.
Руки золотые.
Мечи булатные.
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, а сказка будет впереди.
4. Соедини правильно автора и его произведение:
В. Гауф Карлик Нос
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
А. Лингрен Пеппи Длинныйчулок
Ф. Зальтен Бемби.
К. Чуковский Муха -Цокотуха
Х. К. Андерсен Дюймовочка
Г. Х. Андерсен Снежная королева
Ш. Перро Ослиная шкура
5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…
всё в музыканты не годитесь. (Квартет)
Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт. (Лебедь, Щука и Рак)
Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)
Ты всё пела? Это дело!
Так поди же попляши! (Стрекоза и Муравей)
6. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
и А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________
Объясните значение слов:
амбар — строение для хранения зерна, муки, припасов.
обоз — сборище путевых, кладных повозок,
подвода — грузовая конная повозка.
вешние (звоны) —весенние.
7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая Баба - Яга”
Э Успенский “Крокодил Гена и его друзья ”
Н. Носов “Живая шляпа ”
К. Булычев “Девочка с Земли ”
В. Гауф “Карлик Нос ”
А. Линдгрен “Пеппи Длинный чулок ”
8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться — _______________________________
граница — ______________________________
дрозд — ________________________________
гвозди — _______________________________
помог — ________________________________
красив — _______________________________
смех — ________________________________
Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
Методическая разработка
Олимпиада по литературному чтению в 3 классе
Филиппова Светлана Владимировна,
учитель, Санкт-Петербург
Цели и задачи:
выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора обучающихся, глубины их знаний.Задачи проведения олимпиады:
- создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
- развивать познавательную активность обучающихся;
- предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
Участники олимпиады
Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым вариативным программам начальной школы без ограничений.
Задание 1.
Продолжите стихотворение. Назовите автора.
А)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
(Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои). Н. Некрасов.
Б)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса). А. С. Пушкин.
В) Однажды , в студеную зимнюю пору ,
Я из лесу вышел ; был сильный мороз.
(Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз). Н. Некрасов.
Г) Вороне где -то бог послал кусочек сыру ;
На ель Ворона взгромоздясь,
(Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала).И. Крылов.
Д) У Лукоморья дуб зелёный…
Златая цепь на дубе том:
(И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом). А.С. Пушкин
Задание 2.
Замените волшебный предмет из сказки современным предметом.
Ковёр-самолёт (ракета, самолёт, вертолёт)
Чудо-зеркальце (телевизор)
Золотой петушок (радиолокатор)
Клубок (навигатор, компас)
Чудо-зеркальце (телевизор)
Задание 3.
Викторина.
Кто сочинил эти строки? Кто автор произведения и как называется книга?
«Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку»
(Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Перечислите все сказки А.С. Пушкина.
(Сказка о попе и работнике его Балде
Сказка о царе Салтане... )
Известный датский писатель, прославивший свою страну сказками
(Г.Х. Андерсен)
Какой детский писатель начал писать для детей после того, как заболел ребёнок и его нужно успокоить?
(К. И. Чуковский)
Какой детский писатель иллюстрировал многие свои произведения?
(Е. Чарушин)
В. Бианки «Лесная газета»
(Н. Носов)
Вспомните пословицы и поговорки о Родине?
Герой, какого произведения говорил о себе, что он «Лучший в мире нянька, озорник, врун…»
(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Задание 4.
Отгадайте героя произведения.
-«Алёша был мальчик умненький, миленький, училсяхорошо, и все его любили»
(А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»
Это-девочка. Добрая, милая, заботливая. Первое чудо, которое она могла сделать с помощью одного предмета, было для больного дедушки.
(К. Паустовский «Стальное колечко»)
Она так гордилась своей выдумкой, что не выдержала и закричал: «Это я! я! Я придумала!»
(Гаршин «Лягушка-путешественница»)
Этот мальчик очень хотел учиться, но был мал и в школу его не брали. Но он всё-таки попал в неё и даже смог прочесть своё имя»
(Л. Н. Толстой «Филиппок»)
Задание 5.
Вспомнить и написать фамилии детских писателей и поэтов.