Нужны ли современным детям сказки. Нужны ли сказки ребенку? Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Начнём с рубежных "сказочников". В России, и в Москве в частности, издают не только "Гарри Потера", но и сказки Мадонны. Последняя её книга "Приключения Абди" рассказывает о маленьком мальчике, которому поручено очень важное задание: доставить королеве самое драгоценное ожерелье в мире. Абди постоянно попадает в переделки: сначала его грабят в пустыне, затем бросают в темницу. Но герой Мадонны не унывает, он следует словам своего учителя Эли: "Все, что ни делается – к лучшему". Американские издатели отмечают, кстати, что "Приключения Абди" – самая экзотическая сказка поп-дивы. Древняя мудрость о важности оптимизма, несмотря ни на что, передана образно и с юмором. Для молодого поколения эта идея очень важна.

Мадонна-писательница с каждым днем становится все популярнее: список издателей продолжает расти. Ее книги для детей будут изданы на сорока языках, включая издание по Брайлю, в более чем 110 странах мира. "Приключения Абди" - четвертая из пяти детских книг Мадонны. Предыдущие - "Английские Розы", "Яблоки Мистера Пибоди", "Яков и Семь Разбойников" - с первых дней поступления в продажу заняли лидирующие позиции в списке детских иллюстрированных бестселлеров.

В России книги поп-дивы выпускает издательство "ЭКСМО". Чем же так привлекают опусы Мадонны? С этим вопросом мы обратились в отдел детской редакции издательства.

"Её сказки построены на традиционных сюжетах, - пояснил сотрудник отдела. – Главное их достоинство – это отличные иллюстрации, их делали чуть ли не лучшие художники. Мы решили заняться Мадонной, потому что это достаточно известное имя, нас этот проект заинтересовал. Книги очень хорошо покупают. И уже весной в "ЭКСМО" выйдет её последняя сказка".

Newsinfo: Какие сказки для детей покупают чаще и больше – современные или классические?

ЭКСМО: Современные популярностью практически не пользуются. Книги же покупают родители, а у них очень консервативное отношение к детской литературе. Из современных сказочников, пожалуй, пользуется спросом больше всего Эдуард Успенский.

Newsinfo: А из молодых?

ЭКСМО: Молодые в основном пишут не сказки, а стихи.

Newsinfo: Какие сюжеты преобладают в современных сказках? Они отличаются от классических?

ЭКСМО: Нет, один в один практически. Те же самые цели: добро побеждает зло, но действие происходит не в сказочной стране или сказочном мире, а в современном городе, но прототип постоянно угадывается. Свежего и интересного ничего не вспомню, поскольку наше издательство, как правило, не печатает современные сказки.

Newsinfo: подождите, а как же сказки Мадонны? Это же современные повести?

ЭКСМО: Мы сделали исключение, поскольку это читать и покупать будут. Так же как и "Гарри Потера".

Newsinfo: А кто вообще решает, какие сказки издавать, а какие нет?

ЭКСМО: Детская редакция. Мы руководствуемся тем, насколько интересен и оригинален сюжет, тем, как книга будет продаваться. Безусловно, мы ориентируемся на то, что интересно детям. Сказки не должны содержать злости и плохих выражений.

Newsinfo: Сказки пишутся по заказу издательства или авторы сами приносят готовые произведения?

ЭКСМО: В основном авторы сами приносят, потому что хорошую сказку по заказу сложно написать – это творческий продукт. Да и, как правило, приносят не сказки, а сказочные повести для подростков. Под ними понимаются всевозможные страшилки и прочее. К примеру, в таком направлении работает Дмитрий Юнец. Кстати, что интересно, московских авторов практически нет – Дмитрий не москвич. А чем это может быть связано, я не знаю. Наверное, Москва пресыщена, и нашим писателям сказки не интересны.

В детской редакции издательства "ОЛМА-Пресс" тоже занимаются сказками. Там нам пояснили, что на ура продаются не столько сами сюжеты сказок, сколько оформление. Подарочные книги – самые востребованные на рынке. А если говорить о сюжетах и авторах, то на первом месте – русские народные сказки, уже потом персонажи Андерсена и братьев Гримм. Произведения, которые приносят современные авторы – скорее то, что пишут своим детям, внукам для развлечения. Рукописи несут непрерывно. В последнее время некоторые размещают их в Интернете, где они пользуются большей популярностью.

Екатерина Коровина

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть...

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Детская фантазия, как известно, не имеет границ. Малыши твёрдо уверены, что волшебство существует. Им пока неизвестны основные законы мироздания, и маленькие дети ещё не знают о том, что возможности человека весьма ограничены. В своих фантазиях ребёнок то принимает гостей с других планет, то, как отважный рыцарь, храбро сражается с врагами. Дети с ходу придумывают историю, встраивая в реальность свои фантазии

Фантазируя, малыш отождествляет себя с каким -нибудь конкретным героем. Психологи считают, что в этот момент сказка начинает играть большую роль в воспитании ребёнка в процессе становления его характера. Сказка, как правило моделирует историю, основанную на понятиях добра и зла, где добрый и справедливый герой побеждает, вооружённый только смелостью и сообразительностью. Прослушав рассказанную ему на ночь историю, ребёнок переживает различные эмоции, и он мысленно формирует некий собственный рейтинг, отдавая предпочтение понравившимся ему героям. В это время мозг ребёнка интенсивно работает, присочиняя недостающие детали. Примерив на себя поступки героев, малыш формирует свою личную позицию по отношению к жизненным ценностям.

Сказка является дополнительной, крайне важной формой общения мамы с малышом. В сказке показано, как герои достойно справляются с различными сложными ситуациями. Сказки развивают эмоциональную и волевую составляющие характера ребёнка, и остаются надолго в его памяти. Исследования, проведённые учёными в разных странах, позволили сделать вывод о том, что у детей, которым рассказывали сказки с первых дней жизни прослеживается явная зависимость между накопленной информацией и уровнем развития способностей к обучению, проявляющиеся по мере роста ребёнка. Чтение сказок (даже совсем маленьким крохам) прививает ребёнку умение слушать и познавать, способствует развитию внимания и воображения. Но такой результат может быть достигнут только тогда, когда ребёнку интересно. Поэтому выбирать сказки.

Нужно, ориентируясь на возраст малыша. Например, годовалому ребёнку будут интересны, в основном, колыбельные песни и несложные считалки. В двухлетнем возрасте малыши уже могут слушать сказки «настоящие» т.к. к этому возрасту они уже в состоянии умозрительно представить себе описываемые события. К трём годам ребёнок уже на собственном опыте испытал такие эмоции, как страх, гнев, радость. Но пока ещё его сиюминутные желания вступают в противоречие с предъявляемыми к их поведению требованиями. Поэтому детям трёх лет нравятся сказки, которые объясняли бы им. Как надо вести себя в какой-либо ситуации, а чего делать не следует.

Однако, хорошо известно, что и дети, воспитывавшиеся в тепличных условиях, испытывают простые человеческие эмоции, включая и отрицательные. Сказки же помогают малышам избавиться от страхов. В Основная идеябольшинства сказок состоит в том, что зло в конце концов будет побеждено. В доступной форме детям внушается мысль о том, что бороться с несправедливостью в жизни придётся и, возможно, не раз, но пугаться этого не стоит.

Мультипликационные версии известных сказок, конечно, имеют свою привлекательность, но заменить живое чтение не может ничто. Малыш слушающий чтение сказки мысленно создаёт свой фильм, в котором разные события и образы сменяют друг друга, а это очень важно для развития воображения и фантазии.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8467 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Всегда ли происходит зачатие? (6710 Просмотров)

Планируем беременность > Зачатие

Процедура возникновения новой жизни занимательна и поразительна. Женщина в течение всей своей жизни не способна к зачатию, за исключением того недолгого периода, когда живет яйцеклетка. А существует она всего лишь...

Советы родителям "В поисках смысла"

Нужны ли детям сказки? Вопрос риторический, безусловно, нужны. Тогда почему родители перестают их читать, как только детям исполняется 5 - 6 лет? Виной тому, возможно, наш рациональный подход к воспитанию, желание вместить в ребенка больше информации об окружающем мире, дать ему научные знания, разбудить любознательность и т.д. Зачастую мы забываем о том, что жить ребенку придется среди людей, а значит, ему необходимо научиться понимать их поведение, чувства, знать определенные правила, ритуалы, традиции. На мой взгляд, именно пласт человеческих взаимоотношений и является наиболее ценным в материале сказок.
Другой причиной может быть то, что родителям сказки кажутся примитивными и, в некотором роде, бессмысленными. Мы не привыкли задумываться над сюжетом сказки, плохо понимаем метафоричность ее языка. Читая сказки детям, мы следуем определенной традиции проведения досуга, но этим не стоит ограничиваться. Попробуйте обсудить сказку с детьми, подтолкните их к размышлениям, а для начала проанализируйте любую сказку самостоятельно.
Большинство взрослых людей, скорее всего, затруднится ответить или ответит односложно на вопрос о смыслах, вложенных в такие незатейливые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок». О чем первая сказка? Снесла курочка золотое яичко, оно разбилось, что сильно огорчило деда с бабой. Что же стоит за этим сюжетом? Давайте поразмышляем.
1.Старики стали свидетелями чуда. Их курица снесла золотое яйцо. Правда, на чудо никто не обратил внимания. В жизни так часто бывает, живешь рядом с чудом и ничего об этом не ведаешь.
2. Взяли золотое яйцо и стали бить как простое, т.е. действовали стереотипно в необычной ситуации. Успеха не добились. Обладая же творческим мышлением, человек имеет больше шансов решить проблему, удачно вписаться в действительность, воспользоваться счастливым случаем себе во благо.

3. Когда их цель (разбить яйцо) осуществилась, они сильно расстроились. Получается, что они не знали, для чего нужно разбить яйцо? И правда, многие взрослые, а тем более дети, совершают поступки, не задумываясь о том, для чего они это делают, к каким последствиям это может привести и т.д.
На какие еще мысли наводит эта сказка?
1. Дед с бабой были людьми, равнодушными к богатству, роскоши. Они не жаждали наживы, не искали выгоды в сложившейся ситуации. Их скромные желания удовлетворяла курочка, пока несла обычные яйца. А золотые им ни к чему, одна морока с ними.
2. Людям следует давать то, к чему они готовы, с чем они в состоянии взаимодействовать без ущерба для себя.
3. Случайность (мышка) может нарушить все твои планы, разбить твое счастье, которое ты и не ценил, пока оно у тебя было.
4. Не стоит упрекать в тех случаях, когда люди расстроены, огорчены. В этот момент они больше всего нуждаются в поддержке, сочувствии и т.д.
Думаю, что при желании вдумчивые читатели найдут и другие смыслы этой сказки. А потому я предлагаю не просто читать сказку, а серьезно размышлять над ней, что полезно и детям, и взрослым. В этом случае развиваются обе стороны: и ребенок, и родитель. Конечно, у ребенка меньше возможностей вскрыть смысл сказки, поэтому он и нуждается в руководстве взрослого, в его направляющих вопросах. Но какие-то вещи доступны пониманию маленьких детей и без подсказки взрослых.
В сказке «Курочка Ряба», как и положено, все закончилось хорошо. Для ребенка, наверное, смысл этой сказки заключен в последних строках. Курочка Ряба утешила стариков и обещала снести яичко простое, а не золотое. Вот этот урок он и запомнит: поддержи, успокой того, кто плачет, расстроен; если можешь, помоги ему.
Вторая сказка «Колобок» чуть длиннее первой, там больше действующих лиц и событий. В этой сказке ребенок, возможно, впервые встречается с хитростью и вероломством, которые олицетворяет Лиса. Колобок (так и напрашивается аналогия с маленьким ребенком) улизнул от дедушки с бабушкой, как только остался без присмотра, и отправился, куда глаза глядят. Наверное, это урок для взрослых: никогда не оставляйте малышей без присмотра, ни к чему хорошему это не приведет.
Веселый и простодушный Колобок мог долго путешествовать по лесу, хотя на его пути встретилось много желающих им полакомиться. Все они были похожи на Колобка своей простотой и откровенно озвучивали желание его съесть. Что это означает, он, видимо, догадывался и, спев песенку, убегал дальше. А вот похвалы лисицы усыпили бдительность Колобка, он ведь был маленький и не знал, что на свете существует ложь и хитрость, что нельзя доверять незнакомцам, тем более в дремучем лесу. За свое незнание он и поплатился жизнью.
Попробуйте обсудить эту сказку со своим малышом. Поверьте, что для него это будет очень не просто, но весьма полезно. Кстати, это прекрасно развивает аналитическое мышление, в пользе которого никто и не сомневается.

Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества

Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.

В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.