Николай петрович в отцы и дети. Базаров и павел петрович

Помещик с либеральными взглядами, вдовец, любитель поэзии и музыки. Проявляет интерес к передовым идеям в разных областях жизни и технологии, в частности в сельском хозяйстве. Влюблен в Фенечку - женщину неблагородного происхождения, дочь экономки. Поначалу стыдится собственных чувств, но в итоге женится на ней.

Отцы и дети

Николай Кирсанов живет в фамильном поместье вместе со старшим братом . Павел - гордый и самоуверенный человек, офицер в отставке. В прошлом у Павла Петровича была трагическая любовь, теперь тот живет один в поместье брата.

Сам Николай Петрович тоже не женат. Мария, первая жена героя, умерла, оставив Николая Петровича вдовцом. Теперь у Николая Петровича завязался роман с Фенечкой, дочерью экономки. Фенечка стала любовницей Николая после смерти матери, а затем родила от героя сына. В финале Николай Петрович женится на Фенечке.

У героя есть сын от первой жены - Аркадий Кирсанов, в недавнем прошлом студент университета в Санкт-Петербурге, кандидат наук. Этот сын становится приятелем Евгения Базарова и через того проникается на время нигилистическими идеями, однако потом отказывается от этого мировоззрения.


Аркадий приезжает в имение отца вместе с Базаровым, и молодые люди гостят там некоторое время. С обоими братьями Кирсановыми у Базарова складываются напряженные отношения. Павел Петрович, старший брат Николая, много спорит с молодым человеком на всевозможные мировоззренческие темы - о науке и искусстве, о дворянстве, о любви и так далее. Павел Петрович откровенно терпеть не может Базарова.

В конце концов молодые люди покидают имение, не найдя общего языка с Николаем Петровичем и его братом. Погостив у и родителей Базарова, молодые люди снова возвращаются в имение Кирсановых. Там Базаров позволяет себе неприятную выходку в отношении Фенечки, любовницы Николая Петровича.


Застав женщину в одиночестве, Базаров целует ее, и этому становится невольным свидетелем Павел Петрович. За такой выходкой следует дуэль между братом Николая и Базаровым, в результате которой молодой человек ранит Павла Петровича в ногу.

Николаю Кирсанову 44 года. В эти годы герой выглядит свежим и румяным. У Николая мягкие седые волосы, черные глаза и приятные мелкие черты лица. Герой слегка прихрамывает и небрежно одевается, носит запыленное пальто и панталоны в клетку.

Николай Кирсанов - дворянин по происхождению и обладатель изрядного состояния. В распоряжении Николая «две тысячи десятин земли», и как хозяин имения герой придерживается передовых взглядов. Николай завел «ферму» и размежевался с крестьянами. Герой не использует труд крепостных и берет вольнонаемных работников, при этом к народу относится высокомерно.


Воспитание и образование герой получил в Петербурге. Николай закончил университет как кандидат наук, знает французский и немецкий языки, умеет играть на фортепиано. Отец героя был генералом и желал, чтобы сын сделал карьеру военного, однако история жизни героя сложилась иначе. Еще юношей Николай сломал ногу и с тех пор хромал, так что путь военного оказался для героя закрыт. По протекции отца он некоторое время прослужил в министерстве, откуда позже ушел.

Женился Николай по любви, хоть и без одобрения родителей. Избранница героя происходила из семьи чиновников. Брак оказался счастливым, супруги практически не расставались. Николай, став вдовцом, сильно тосковал по покойной жене.


Иллюстрация к роману "Отцы и дети"

Это человек, в биографии которого случилось немало бед, однако это не испортило Николаю Петровичу характер. Николай остается идеалистом и либералом по политическим взглядам, человеком с романтическими вкусами, который стремится претворить собственные идеалы в жизнь.

Николай пытается выстроить по-новому отношения с крестьянами, которые работают на него, сам много трудится и стремится перестроить в имении хозяйство, вооружившись передовыми идеями. При всем этом Николай – человек непрактичный, и вести хозяйство у него получается не слишком хорошо.

Николай неравнодушен к искусству и стремится обрести счастье в любви. Тургенев изображает героя человеком со слабым характером, но при этом добрым и деликатным, лояльно воспринимающим попытки молодежи отказаться от взглядов отцов, жить и мыслить по-новому.


Однако Николай не получает такого же дружелюбного отношения в ответ. Базаров отзывается о Николае Кирсанове как о человеке, чья «песенка спета», а сын Аркадий в бестактной манере пытается «перевоспитывать» отца, внушая тому нигилистические идеи.

Сам Николай сына любит и хочет сблизиться с молодым человеком, однако отношение Аркадия причиняет герою боль. Николай проявляет к сыну терпение, и со временем взгляды Аркадия меняются. В финале книги отношения между Николаем и его сыном становятся более близкими, у них появляется общее дело, оба налаживают собственную семейную жизнь, и судьба обоих поворачивает к лучшему.

Экранизации

В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру . Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера - Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.


Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер , известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» , вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».

В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера , также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер . Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.


Анатолий Васильев (слева) в роли Николая Кирсанова

К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.

Цитаты

«Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета» (Базаров о Николае Кирсанове)
«Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».
«Десять лет прошли как сон».

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров? " - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её") , т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем") . Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел") . Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном".

Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".

А что же делает Базаров среди этих трех личностей? Во-первых, он старается обращать на них как можно меньше внимания и большую часть своего времени проводит за работою; шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями; на Аркадия он смотрит как на ребёнка, на Николая Петровича - как на добродушного старичка, или, как он выражается, на старенького романтика. К Павлу Петровичу он относится не совсем дружелюбно; его возмущает в нем элемент барства, но он невольно старается скрыть свое раздражение под видом презрительного равнодушия. Базаров не любит не спорить, ни вообще высказываться и только Павел Петрович отчасти обладает умением вызывать его на многозначительный разговор. Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей; можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим.

» изображен конфликт двух поколений. Название романа показывает нам не только возрастные категории изображаемых, но и сразу подразумевает противопоставление. Антитеза прослеживается на протяжении всего произведения. Отцы придерживаются старых, проверенных веками принципов, а дети - идеи нигилизма. Образы, взятые автором, вполне реальные: Базаров - вовсе не выдумка, а идеал , занимавшего умы молодежи того времени. Он материалист, ученый, «нигилист». Именно эти идеи были интересны молодому окружению Тургенева. Под напором этой новой разрушительной силы старому поколению в произведении ничего не остается, как отстаивать свою позицию. Завязывается борьба, безжалостная, не приемлющая альтернативы, в которой каждый в какой-то степени прав.

Если между Павлом Петровичем и Евгением Васильевичем возникают явные разногласия, служащие благодатной почвой для споров, то общение с Николаем Петровичем происходит совершенно иначе. В отличие от старшего брата, Николай Петрович не имеет резкой антипатии по отношению к Евгению Васильевичу. Если Павел Петрович «всеми силами души своей возненавидел Базарова», то его младший брат «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». То есть Базаров в какой-то мере был интересен Николаю Петровичу. Да и сам Евгений Васильевич относился к братьям неодинаково: Павел Петрович для него всегда оставался «аристократишкой», в то время как про Николая Петровича он говорил Аркадию: «Твой отец добрый малый...» Причина такого отношения не только в Базарове, но и в Кирсановых. Павел Петрович, отстаивая свои принципы, не приемлет никаких новых идей, тем самым отбрасывая возможность какой-либо эволюции и оставаясь на одном уровне, а Николай Петрович относится к происходящему философски, оправдывая поступки Аркадия молодостью, Кирсанов смотрит на события с оптимистической точки зрения: он понимает, что такие разногласия были и будут всегда, вспоминает себя и осознает, что был таким же. Может быть, именно поэтому Николай Петрович не воспринимает Базарова как причину всех бед современного, общества. А источником опасений Евгений Васильевич стая в глазах Кирсанова потому, что второй боялся ухудшения отношений с сыном в связи с возможностью многочисленных споров из-за различий в мировоззрениях.

Отношение Николая Петровича к главному герою очень схоже с отношением автора. И тот, и другой не разделяют мнений современной молодежи, но и понимают неизбежность таких ситуаций. Оба философски считают невозможной борьбу с происходящим.

Несмотря на то что главными антагонистами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Е. В. Базаров и П. П. Кирсанов, немаловажную роль играет и Николай Петрович.

Николай Петрович - представитель старшего поколения, а Базаров - молодого. У этих людей абсолютно разные взгляды на жизнь. Из истории жизни Кирсанова мы узнаем, что перед нами образованный человек.

Базаров - сын бедного уездного лекаря, мы ничего не знаем о его студенческой жизни, хотя понимаем, что желание учиться у него ассоциируется только с естественными Науками.

Николай Петрович любил поэзию, искусство, природу, Базаров же это все отрицал. Вспомним тот момент, когда Николай Петрович думал об искусстве. Он просто не понимал, как можно отвергать поэзию, музыку. Этот человек старался не отставать от времени. Даже из первых глав читатель узнает, что он, в отличие от своего брата, заботится о хозяйстве.

Появление Базарова не вызвало у Н. П. Кирсанова восторга, но он ничего не сказал сыну. Вспомним его слова, когда он услышал разговор Базарова и Аркадия: «...но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием; а выходит, что я остался позади, он ушел вперед, и понять друг друга мы не можем». Николай Петрович, сам того не зная, попал в отставные люди. Он понимает, что между ним и его сыном постоянно стоит Базаров со своими взглядами: отец говорит о любви к родине, а сын ему отвечает, что нет никакой разницы, где родился человек. Однако, кроме разного отношения к Базарову, их разделяет принадлежность к разным поколениям. В глубине души Николай Петрович это понимает. Он внимательно слушает речи Базарова, хотя имеет свои взгляды, от которых не собирается отказываться. Но ему горько и обидно, что сын отталкивает его, не говорит с ним о своих мечтах, стремлениях. А ведь отец мог бы быть учителем в жизни сына!

Непонимание между поколениями существовало всегда, однако отношение Николая Петровича к Аркадию нельзя назвать конфликтным.

В начале романа , увлеченный дружбой с Базаровым, жаждущий свободы, считающий себя взрослым, пытается намекать отцу на несовершенство его взглядов. Но Аркадий любит природу, музыку, и эти чувства одерживают верх. Пока он молодой, в нем говорит желание чего-то добиться, но потом, женившись на Кате (в один день с Николаем Петровичем), он выбирает жизнь «отцов», ничуть не сожалея.

Взаимоотношения между Николаем Петровичем, Базаровым и Аркадием раскрывают семейный конфликт.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает проблему всех поколений, а именно все мы понимаем, что разногласия между отцами и детьми существовали, существуют и будут существовать всегда.

Николай Петрович Кирсанов - центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым.

Мужчина - человек простой и кроткий. Он вдовец, который хоть и скорбит по своей ушедшей из жизни супруге, не теряет простого жизнелюбия и заводит отношения с Фенечкой. Любящая его женщина рожает Николаю Петровичу еще одного сына.

Отец Аркадия, хоть и одного возраста со своим братом Павлом Петровичем, представлен как полная его противоположность. Автор явно симпатизирует ему.

Характеристика героя

Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.

Николай Кирсанов - человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.

В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Николай Петрович - дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.

Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.

Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.

Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.

Образ героя в произведении

(Алексей Кузнецов в роли Николая Петровича Кирсанова из к/ф "Отцы и дети", 1983 )

Автор, описывая личность Николая Петровича Кирсанова, всячески подчеркивает его мягкость, уступчивость и не желание идти на конфликт. К его доброжелательному настрою излишне активный Базаров относится свысока. Он считает, что человек уже все продемонстрировал, что мог. Успех его и жизненные достижения оказались незначительными.

Воспитывать и критиковать отца позволяет себе и Аркадий. Молодой человек делает это больше под влиянием товарища, чем в угоду собственным убеждениям. Николай Кирсанов прекрасно все видит и не противостоит подобному напору. Он лояльно относится к горячности и пылкости молодого поколения. Хотя очевидно, что бестактное отношение со стороны собственного сына его ранит и задевает.

Даже в описании такой слабохарактерности писатель симпатизирует Николаю и вознаграждает его за терпение и понимание своей личности и места в жизни. В конце романа и отец, и сын женятся. Они объединяют свои усилия в управлении имением. Этот союз начинает приносить им должные плоды. Вполне возможно, что Тургенев видел в отце Аркадия что-то близкое и понятное ему лично.

Тема: Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

Цели : работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Ход уроков

I. Опрос.

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)

7. Как относятся к Базарову простые люди?

8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

1. Чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?