Музей русской культуры в сан франциско. Знакомство с эпохой русской культуры в сан-франциско



Описание

Трагические события 20 века стали причиной того, что десятки тысяч русских устремились за пределы страны в поисках лучшей доли. Было несколько волн эмиграции, которые образовали значительные русские общины в разных странах – в Аргентине, Канаде, Австралии и Америке. И если говорить об Америке, то одна из самых многочисленных русских общин находится в Сан-Франциско – эмигрантов из России и их потомков здесь даже больше, чем в Брайтон – Бич, где тоже проживает немалое количество русскоязычных.

Надо отдать должное русским эмигрантам в Сан-Франциско – большинство из них уехали в Америку не от лучшей жизни – вспомните драматические события Гражданской войны и Второй Мировой войны, однако, эти люди нашли в себе силы не только преодолеть трудности, но и не забыть Родину, ее историю, язык и культуру. Репетитор по русскому языку здесь востребован, так как потомки эмигрантов хотят учить и знать родной язык.

Показать больше

Музей-архив Русской Культуры (Museum of Russian Culture) при Русском Центре в Сан-Франциско (Russian Center of San Francisco) основан теми, кто покинул Россию в результате Гражданской Войны 1917–1922 годов и был организован в 1948 году Петром Филаретовичем Константиновым с целью систематического сбора и спасения ценных документов об истории России и истории эмиграции.

Музей ставил своей задачей собирать мемуары, книги, газеты, журналы, а также общественные и частные архивы русской эмиграции. Первоначально в музее были образованы отделения: а) выставочный зал; б) библиотека; в) периодических изданий; г) архив.

  • Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.
  • Собирать и хранить все типы исторических материалов (газеты, журналы, книги, предметы, документы), содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире и о жизни до революции 1917 года.
  • Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.
  • Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.
  • Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.
  • Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.
  • Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабжать экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках.

В фондах хранятся архивные материалы и документы, несколько тысяч книг на русском языке, в том числе эмигрантских изданий. Коллекция периодических изданий насчитывает более 1000 наименований.

Часть периодических изданий и книг из коллекции Музея-архива была микрофильмирована в рамках совместного проекта с библиотекой Калифорнийского университета в Беркли в 1985 году.

Архивное собрание включает в себя:

  1. материалы о русской революции и гражданской войне на Дальнем Востоке и Сибири;
  2. материалы о русско-японской и первой мировой войнах;
  3. документы по истории русской эмиграции (архивы эмигрантских общественных организаций);
  4. личные архивы;
  5. собрания воспоминаний;
  6. документы Русской православной миссии в Пекине;
  7. документы КВЖД;
  8. коллекции материалов о жизни эмиграции во всём мире;
  9. материалы о жизни Императорской семьи;
  10. материалы о жизни в дореволюционной России.

Значительное место в собрание Музея документы гражданской войны, начало собиранию которых положил, Анатолий Стефанович Лукашин, возглавивший Музей, после смерти Константинова в 1954 году. Он собирал биографические материалы участников гражданской войны: П.В. Вологодского, М.К. Дитерихса, В.О. Каппеля. Д.Л. Хорвата, А.В. Колчака, С.С. Толстова, О.В. Старка и других, которые теперь хранятся в его личном фонде.

В Русский Центр Сан-Франциско (Russian Center of San Francisco) кроме Музея русской культуры входят также ежедневная газета на русском языке Russian Life Daily Newspaper и русская библиотека Russian Library.

Ныне в Сан-Франциско действует Русский центр, издаются печатные и электронные издания, действуют литературные кружки, но самой интересной достопримечательностью можно назвать Музей Русской Культуры в Сан-Франциско. Этот музей, точнее его коллекция, представляет собой настоящее сокровище для историков – здесь хранится огромное количество старинных документов, газет, книг и изданий, так или иначе связанных с историей русской эмиграции, с историей Белого движения и другими значимыми событиями русской истории. В музее можно увидеть письма и рукописи А.В. Колчака, И. Бунина, И.Репина, Ф.Шаляпина, Н.Рериха и других известных людей. И пусть на первый взгляд музей и его интереснейшая экспозиция не вызовет восторга, но если присмотреться к экспонатам и прочитать надписи, то можно ощутить все те страдания, которые переживали люди, вынужденные покинуть родную землю, можно почувствовать тепло сердец тех людей, которые помнили, что они русские после десятилетий, проведенных на чужбине.

Адрес: 2450 Sutter Street, San Francisco, CA 94115, USA
Телефон(ы): +1 415 921 7631

Mузей-архив Русской Культуры основан теми, кто покинул Россию в результате Гражданской Войны 1917-1922 годов.


Музей-архив русской культуры открыт по средам и субботам с 10:30 до 14:30.


Он находится на третьем этаже здания Русского центра


Музей-архив русской культуры при Русском Центре в Сан-Франциско был организован в 1948 году с целью систематического сбора и спасения ценных документов об истории России и истории эмиграции.


Основанный в 1923 году и осуществлявший систематический сбор материалов как европейской, так и дальневосточной ветвей эмиграции, Русский Заграничный исторический архив в Праге был в 1945 году вывезен в СССР. Для русской эмиграции это было невосполнимой потерей. Военное лихолетье привело к гибели многих других частных и общественных библиотек, коллекций и архивов. Начавшееся после окончания войны переселение русских эмигрантов обеих ветвей в Австралию, Северную и Южную Америку вело к новым утратам.


Надёжным местом для создания аналогичного архива были США. В Сан-Франциско уже в 1920-е годы сложилась сплочённая русская послеоктябрьская диаспора, которая поддерживала тесные связи с русскими диаспорами Европы и Азии. Сан-Франциско даже лидировал в сборе помощи Зарубежному союзу русских военных инвалидов в Европе. А Русское историческое общество в Праге после его закрытия нацистами было воссоздано в Сан-Франциско на основе Комитета Форта Росс. Благоприятствовало созданию архива в Сан-Франциско и приобретение русской общественностью здания Русского центра в 1939 году.


С 1947 года член Русского исторического общества в Америке П.Ф. Константинов развернул обширную переписку. Ему ответили многие видные деятели русской эмиграции, среди которых были академик В.Н. Ипатьев, профессора И.А. Ильин, П.А. Сорокин, А.Д. Билимович, П.Е. Ковалевский, общественный деятель А.Л. Толстая - дочь Л. Толстого, ректор МГУ в 1919-1920 гг. М.М. Новиков, член антибольшевисткого правительства Д. Л. Хорвата генерал В.Е. Флуг, заведующий библиотекой, архивом и музеем Общества офицеров российского императорского флота в Америке ст. лейтенант флота С.В. Гладкий, писатель Г.Д. Гребенщиков, председатель Общества им. Пушкина Б.Л. Бразоль, редактор газеты “Русский в Англии” А.В. Байкалов, личный секретарь Сербского патриарха Варнавы и автор капитального труда “Русские в Югославии” В.А Маевский и другие.


7 марта 1948 г. с благословения митрополита Американского и Канадского Феофила состоялось общее организационное собрание. Первым председателем Музея-архива стал П.Ф. Константинов. Уполномоченные Музея-архива по комплектованию материалов охватывали до 27 стран.


В Нью-Йорке в те годы также был предпринят сбор эмигрантских материалов для зарегистрированного в 1951 году Архива русской и восточно-европейской истории и культуры. Ответственность за обеспечение сохранности материалов взял на себя возглавляемый Б.А. Бахметевым Русский гуманитарный фонд, а руководителем архива был избран ректор Колумбийского университета.


В середине 1970-х годов Архив русской и восточно-европейской истории и культуры потерял свою автономию. Музею русской культуры в Сан-Франциско удалось сохранить свою независимость благодаря финансовой поддержке Русского центра, Образовательного фонда им. И.В. Кулаева, различных эмигрантских организаций и частных лиц, а также благодаря систематическому труду энтузиастов, осознающих необходимость сохранения и пополнения фондов и коллекций. Музей-архив русской культуры в Сан-Франциско в настоящее время является самым крупным эмигрантским архивом.


Председатели Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско:

Константинов Пётр Филаретович (1948-1954)
Лукашкин Анатолий Стефанович (1954-1966)
Слободчиков Николай Александрович (1966-1999)
Браунс Дмитрий Георгиевич (1999-2007)
Корецкий Николай Алексеевич (2008 - настоящее время)


Миссия:

Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.
Собирать и хранить все типы исторических материалов (газеты, журналы, книги, предметы, документы), содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире и о жизни до революции 1917 года.
Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.
Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.
Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.
Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.
Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабжать экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках.

С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки.

Задачи музея в настоящее время:

Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.

Собирать и хранить все типы исторических материалов, книг, газет, журналов и вещей, включая государственные, публичные и частные архивы и библиотеки, содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире, и об их жизни до революции 1917 года.

Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.

Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.

Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.

Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.

С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки.

Президент Музея-архива – Николай Корецкий.

Цели и задачи музея во времена 1959 г.:

МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в Сан-Франциско.

Основнаяцель Музея - сбор и хранениевсевоз-можных, культурныхценностей,относящихсякжизнии творчеству русской эмиграции, а также всяких материалов по истории и культуре России.

Сразу же после открытия Музей обратил на себя внимание наших выдающихся людей науки, искусства, общественной и церковной жизни, которые поддержа-ли его не только морально, но и своим активным уча-стием, присылая музейно-архивные материалы.

Музей не есть собственность какой-то группы; он принадлежит всей русской эмиграции, так как только на основе жертвенного участия и поддержки всей эми-грации возможно его существование и развитие. В дей-ствительности так это и есть: материалы поступают со всех мест рассеяния русских по всему миру: Музей получил из 25 разных стран.

В настоящее время Музей имеет много ценного, нередко уникального, материала, распределенного по 7 отделам. Эти отделы: исторический, научный, искус-ства, жизнь зарубежья, газетно-журнальный, книгохра-нилище и архив.

Музей принимает в дар или на временное хранение: книги, брошюры, рукописи, журналы, письма и биогра-фии выдающихся русских людей, картины, скульптуру, архитектурные проекты, художественные и историче-ские открытки, фотографии, карты, почтовые и денеж-ные знаки, монеты, медали, значки, предметы быта, образцы кустарных изделий, художественное рукоделие; и берет на себя все расходы по пересылке посылаемого музейного материала, в случае денежного затруднения жертвователя.

Музей гарантирует перед всей русской эмиграцией, что все находящиеся в нем ценности и материалы, ни при каких условиях не могут быть переданы советской власти, а будут храниться для передачи законно-избран-ному национальному Правительству будущей возрожде-нной России.

Часто бывает внашей эмигрантской жизни, что редкие и ценные с общественной точки зрения предметы и материалы лежат, сложенные в старых чемоданах или коробках где-то в кладовых, на чердаках или в подваль-ных помещениях. Все содействует их разрушению и даже потере: перемена местожительства, семейные обстоятель-ства, материальные затруднения и уход из жизни. Так или иначе они пропадают для общества, хотя и имеют культурную ценность. Часто они дороги владельцам и трудно им с ними расстаться, но благородный поступок послать на хранение в Музей принесет владельцам моральное удовлетворение, что этот дар становится по-лезен русскому обществу и будущей России.

Музей обращается ко всем русским национально-настроенным людям не смущаться ни количеством, ни качеством могущих быть переданными Музею материа-лов, так как самый скромный дар в соединении с дру-гими имеет совершенно иную ценность и значение.

Привлекая своих друзей и знакомых к участию в поддержке Музея, Вы становитесь идейным и активным покровителем, верным другом и помощником Музея, зная, что помогая Музею, Вы оказываете услугу рус-скому имени, русской национально-патриотической идее и русской культуре Зарубежья.

Правление Музея

СЛОБОДЧИКОВ, Николай Александрович (15 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско). Окончил русскую гимназию им. Ф.М. Достоевского в Харбине, Льежский университет в Бельгии, колледж Хилдс в Сан-Франциско. В Харбине и Шанхае принимал участие в ра-боте научных организаций. Переехав в США (1948), ра-ботал проектировщиком и инженером. Председатель правления и заведующий архивом Музея русской куль-туры (1965-91).

данные из книги -


Семья Слободчиковых. А.Я.Слободчиков, Е.Н.Веденяпина – бабушка (в центре), А.А. Слободчикова;
Дети: Николай, Владимир, Лев

Владимир Слободчиков - и его книга: "О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай"

Владимир Александрович Слободчиков родился в 1913 г. в России, в дворянской семье и прошел через испытания 20-летней эмиграции в Харбине и Шанхае. Путь на Родину оказался для него весьма своеобразным. Похищение в Китае, нелегальная доставка в Москву. Лубянка, Бутырка… А впереди были Чита, Саратов, Москва. Ныне здравствующий, Владимир Александрович, увлекавшийся поэзией, музицированием, энтомологией, служивший во французской полиции, многое и многих, - например, Шаляпина и Вертинского, - повидавший на своем пути, стал заметной фигурой в советском и российском просвещении – ученым-исследователем, создателем школьных учебников французского языка. Книга воспоминаний «О судьбе изгнанников печальной», охватывающая без малого столетие, представляет собой многоплановый исторический документ, в котором есть жизнь во всей ее полноте и реальности - без вымышленных имен и фактов.

" …..Здесь я подружился с моим братом Колей. Удивительное дело: за всю длинную дорогу - в Уфе, в Омске, в поезде - я совсем не ощущал присутствия братьев, даже тогда, когда в Челябинске мы гуляли по городу под руководством старшего «мудрого» брата Льва. А здесь Коля стал неотъемлемой частью моего существования. Я все время был с ним.

Все интересы у нас оказались общими. Мы вдвоем отправлялись вверх по горе в поисках японских пуль, валявшихся там со времен войны. Мы вместе ловили больших черно-переливчатых махаонов, которых владивостокские дети, и мы тоже, почему-то называли курицами. Мы вместе рылись в земле в поисках кладов, оставленных нашими далекими предками; кладов мы, конечно, не находили, потому что никаких кладов там, естественно, не было. Мы вместе молились и по-детски беседовали о нашей жизни, о нашей милой маме, которая казалась нам ангелом-хранителем……" http://esj.ru/2005/01/03/bezhenstvo/

Слободчиков Владимир Александрович (1913, Самара). С 1920-х годов до 1953 жил в Харбине и Шанхае. Участвовал в литературном объединении "Чураевка". Печатался в газете "Чураевка", в сборнике "Излучины", в журналах "Парус", "Мысль и творчество". Вернувшись в СССР, жил в Саратове, оттуда переехал в Москву. Автор ряда научных работ и учебников французского языка для школьников.

Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова , долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов.

Русский центр (Музей Русской культуры) (Сан-Франциско)

В 1948 году в Сан-Франциско был основан Русский музей - семь основных отделов: 1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный.

В 1965 году на базе музея был основан Русский центр. Библиотека – 15000 томов.

1. основатель и директор музея: Петр Филарит. Константинов, агроном Департамента земледелия США (1948-54) (9.08.1890 – 24.01.1954, Сан-Франциско), сын мирового судьи. Окончил Казанское реальное училище и агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института. Участник гражданской войны, контужен в бою на р. Белой. С 1920 г. в эмиграции в Китае. Жил на станции Эхо, где работал помощником заведующего опытным полем КВЖД (1921-24). В 1924-29 гг. жил и работал в Харбине. Являлся заведующим сельскохозяйственной лабораторией КВЖД, читал курс лекций в местных учебных заведениях. Опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В 1929 г. переехал в Сан-Франциско. Окончил Калифорнийский университет.

2. председатель центра (директор Русского музея): инженер Николай Алексан. Слободчиков (с 1991).

3. директор музея: (р. 1902) (1954-66), морской биолог.

Дмитрий Геор. Браунс

4. почетный директор музея:

5. вице-председатель: Н.А. Слободчиков (1966-91).

6. вице-председатель: Н.Ю. Афанасьев. Жена, дочь.

7. сотрудник музея: О.М. Бакич

8. сотрудник музея: А.А. Карамзин

9. Николая Петр. Лапикян

источник: http://whiterussia1.narod.ru/EMI/SOCUSA.htm

1982 г. - статья директора музея Николая Александровича Слободчикова

МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Музей является одним из ценных приобретений русской общественности Сан Франциско и сей-час вырос в большую организацию, известную не только в Америке, но и заграницей. Идея Музея появилась давно. В русских газетах эта идея начинает проскальзывать с 30-х годов и все больше голосов раздается за то, что необходимо создать организацию, которая сохранила бы русские ценности.Но русская общественность 30-х годов, так же как и вся Америка, страдала от депрессии и, хотя идея сохранения памятников русской культуры и была дорога русскому серд-цу, занятость добыванием хлеба насущного не давала возможности начать этот тяжелый под-виг. В тe годы русская общественность в Сан Франциско только начала сплачиваться и организовываться.

К концу 30-х годов, когда депрессия началаослабевать, появляется такая крупная группировка, как Русский Центр, который в 40-х годах покупает здание теперешнего Русского Центра. И Центр, и русская газета переходят в новоепомещение,гдемногоместаиможноподумать о Музее.К этому времени ужесуществует Русское Историческое Общество во главе сг-ном Фарафонтовым, оно ставит себе целью «сбор и хранение русских культурных и исторических ценностей.»

Но Русское Историческое Общество занялось, главным образом, ФортомРосс иДостигло больших успехов в этом деле. Г-н Седых на-ходит колокол, который был в церкви Форта Росс, члены общества занимаются просмотром местных документов, собирают и издают под-робный материал о Форте Росс периода 1812-41 гг. Вероятно это общество занялось бы и своей первоначальной целью - хранением русских куль-турных ценностей, но начинается Вторая Мировая война, которая отрывает русских от куль-турной работы. Часть русских идет в армию, часть на фабрики и строительные верфи. Ду-мать о собирании русских культурных ценностей некогда и до окончания войны эта мысль ос-тавлена, но не забыта.

В 1945 г., с окончанием этой разрушительной войны, начинают приходить со всех концов мира сведенияо погибших русских материальных и духовных ценностях. Там библиотека сгорела, там была захвачена советскими. Пражский архив вывезен в СССР, библиотека имени императо-ра Николая II в Белграде досталась тоже совет-ским. Библиотека имени Тургенева в Париже частично погибла.

Все это побудило русскую общественность на-чать действовать.

В 1947 г. Петр Филаретович Константинов, посоветовавшись с правлением Русского Центра и членами Русского Исторического Общества, решил снова проводить в жизнь идею Музея Русского Архива и послать письма всем из-вестным русским людям, а также всей русской общественности Сан Франциско и Калифорнии, прося их поддержки. Было решеноорганизо-вать Музей-Архив Русской Культуры.

В 1947 г. уже существующее Русское Истори-ческое Общество созвало собрание, но ввиду малочисленности его состава решило ликвиди-роваться члены его вошли во вновь проекти-рующийся Музей-Архив, В 48-ом году музей начинает функционировать. Правление Рус-ского Центра дает Музею верхний этаж. Вско-ре на просьбы и письма Константинова на-чинает приходить поток предметов, докумен-тов и других ценностей. В то же время было разослано во все концы мира воззвание, при-глашающее всех русских жертвовать в Музей исторические ценности. Десять толстых томов записиполученийсвидетельствуют об откли-ке на просьбу Музея. Вскоре по развитию дела, былорешенокак-то упрочить организацию Музея. Было написано и одобрено общим соб-ранием «Временное положение Музея-Архива РусскойКультуры». После смертигенералаВагина, главного покровителяМузея, отноше-ния Музея с тогдашним правлениемРусского Центра стали довольно «прохладны». Это про-изошло от желания Правления сделать Музей абсолютно зависимым от Русского Центра, что не очень нравилось правлению Музеяво главе с П.Ф. Константиновым. Фактически окончательного разрыва никогда не произошло, но Правление Русского Центра не могло дать Музею то, что он хотел, а именно - самосто-ятельности действийвопределенииполитиче-ского курса, поэтому в 1953г. музейрешено было инкорпорировать, и он был зарегистрирован в штате Калифорния, как независимая орга-низация, имеющая свой чартер. Таковым он остается и до сих пор.

Первая стадия работы Музея, собирание рус-ских ценностей, прошла довольно бурно и волон-теры-работники не смогли привести в порядок всего того, что им сдавалось, а ценности при-шли очень большие. Так, например, из Польши были получены письма Великой Княжны Марии Александровны к ее отцу, Александру 2 и дру-гим высокопоставленным лицам.Из Японии были получены письма известных русских писа-телей и поэтов - Некрасова, Майкова, Аксакова, Гончарова и других, а также масса ценнейших книг и портретов. Все это пришло в очень корот-кий срок и, конечно, при малочисленности доб-ровольцев, все это было трудно освоить сразу. Второй период начался в 60-х годах, когда при-ток ценностей стал более или менее регулярным. В этот период работники Музея стали разбирать имеющиесяценности, но это шло медленно, ибо энтузиастов дела было мало,а работы очень много, что, впрочем. остается и до тепере-шнего времени. В 70-х годах начался 3-ий пери-од роста Музея - вамериканских масштабах. Мы устроили Музей на 3 этаже Русского Центра и стали платить небольшую ренту за помещение. Это всего только 75 долларов в ме-сяц, но первоначально даже такая плата, как 900 долларов в год была очень тяжела для Музея.

С организацией выставочной части Музея мы увеличили приток американских и русских посе-тителей и вызвали интерес к нему состороны американской публики. Мы зарегистрировались в Ассоциации Американских Музеев и тогда по-явился интерес к Музею со стороны американ-ских ученых и в сравнительно короткий срок у нас перебывали почти все известные профессора, работающие по русским вопросам. Затем нами заинтересовались университетыи научныеор-ганизации Америки. Институт имени Кеннана прислал к нам молодогосотрудника,чтобы переписать имеющиеся у нас интересные доку-менты и манускрипы. В результате работы этого американскогоученого «Кеннан Институт» опубликовал в своих бюллетенях о имеющихся у нас ценностях. Эти бюллетени были отправ-лены во все университеты,и Музей стал известен во всем мире. К нам поступают запросы со всех концов света и это создает еще одно затрудне-ние для музейных работников, которые не только занимаются своей работой разборки полученных материалов, но должны также принимать экскур-сии школьников, студентов и помогать профес-сорам в нахождении нужных им материалов и отвечать на письма. В этом году Калифорний-ский университет решил сделать микрофильмы части наших архивов и, вероятно, получит на это деньги от правительства. В Музее сейчас работы очень много, единственно чего не хватает, это средств. Члены Музея платят только 6 долла-ров в год, или 50 центов в месяц, чего не хватает даже на покрытие ренты Русскому Центру. Му-зей существует большей частью на пожертво-вания и завещания. Отсутствие средств мешает Музею исполнить свою мечту - иметь собствен-ное здание. К сожалению, в настоящее время это абсолютно невозможно. Нам нужны работ-ники-добровольцы, мы примем их с открытыми объятиями.Мы приглашаем всех,кто хочет прийти и поработать с нами.

Н. Слободчиков


24.06.2002 21:46 | Русское Зарубежье

Мелихов Г.В., Шмелев А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7) - М.: Институт политического и военного анализа. - 2001. - С. 186-204

Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско

Одной из важнейших особенностей, отличающих российские эмигрантские сообщества в разных странах рассеяния было стремление создать объединяющие и способствующие сохранению их культурной и этнической общности организации-центры. В Маньчжурии это был вначале Комитет помощи русским беженцам (Беженский комитет), затем Дальневосточное объединение эмиграции во главе с Д.Л. Хорватом, позднее Бюро по делам российских эмигрантов. В Шанхае Комитет защиты прав и интересов русских эмигрантов. То же, только с большим уклоном в культуру, происходило в США и Австралии, а также в Израиле.
Сегодня наиболее крупный центр объединения русских в США находится на Западном побережье, в Сан-Франциско это Русский центр; под его патронатом здесь и возник Музей русской культуры (1).

его предшественником был Русский клуб (с 1925 г.). Музей русской культуры в Сан-Франциско (первоначально Музей-Архив русской культуры) был основан в 1948 г. и стал в настоящее время самостоятельной организацией, со своим Правлением, и постоянным членом Конференции Западных Музеев, т.е. музеев, находящихся на этом Западном побережье Соединенных Штатов. Роль и заслуга этого и других объединяющих центров в сохранении этнической и культурной общности русской колонии в Калифорнии чрезвычайно велика (2).
Целями Музея, как их определяет в настоящее время его руководство, являются:

а) Способствовать распространению русской культуры среди американцев русского происхождения, американцев, интересующихся русской историей, и широкой публики в целом;
б) Собирать и хранить всевозможные исторические материалы, воспоминания, книги, газеты, включая правительственные, общественные и частные архивы, библиотеки, содержащие информацию о деятельности русских эмигрантов во всем мире, об их жизни до революции 1917 года;
в) Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре;
г) Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и пр. с аналогичными образовательными и культурными учреждениями;
д) Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабдить экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках (3).
Музей состоит из следующих отделов:

а) Выставочный зал;
б) Архивная библиотека, содержащая около 15 тыс. книг, изданных в дореволюционной России и русскими эмигрантами, по большей части на русском языке, из которых многие являются весьма редкими изданиями;
в) Отдел серийных изданий с обширной коллекцией русских газет и журналов русских эмигрантов, выходивших в свет по всему миру. Часть этой коллекции находится на микрофильмах;
г) Коллекции архивных документов состоят из:
Документы по русской революции и гражданской войне, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке (4)
Документы по русско-японской и первой мировой войнам
История русской эмиграции (архивы различных организаций и обществ)
Личные архивы выдающихся представителей эмиграции
Воспоминания
Документы Российской Духовной Миссии в Пекине, Китай
Документы, связанные с Китайской Восточной железной дорогой в Маньчжурии Материалы, относящиеся к жизни русских эмигрантов во всем мире (в оригинале сбой в нумерации статей Г.М. и А.Ш.)

Материалы о жизни Императорской Фамилии Романовых, включающие их последние дни в Сибири
Материалы, отражающие жизнь в России до революции (5).

Богатейшие фонды Музея русской культуры в Сан-Франциско охватывают, пожалуй, все важнейшие этапы русской истории новейшего времени. Особенно широко представлены документы и материалы русской эмиграции Дальнего Востока. Этому есть логичное объяснение. Последняя крупная волна русской эмиграции в Америку была связана с эвакуацией в 1948 г. из Циндао и Шанхая на Филиппины (остров Тубабао (Самар) большой группы русских беженцев (подробнее см. об этом Мелихов Г.В. Указ соч., с. 116-117), большинство из которых составляли бывшие жители Харбина и Маньчжурии в целом. Эти харбинцы и шанхайцы, имевшие большие навыки общественной работы в различных русских организациях и сумевшие сохранить свои архивы, и стали и в Америке активными сотрудниками Русского центра и Музея русской культуры.
Так из числа 75 членов-учредителей Русского центра многие были выходцами из Китая, а Г.К.Бологов стал его председателем; среди сотрудников Музея-Архива русской культуры тоже было немало россиян из Китая, а из пяти председателей Правления Музея четверо были харбинцами: П.Ф.Константинов ученый агроном и специалист по соевым бобам; А.С.Лукашкин крупный специалист по флоре и фауне Маньчжурии, куратор Музея Общества изучения Маньчжурского края в Харбине: Н.А.Слободчиков инженер, получивший образование в Льежском университете в Бельгии; в настоящее время председателем является Д.Г.Браунс,- тоже старожил г. Харбина, вице-председателем тоже харбинец Г.А.Тарала. Краткие биографии их впервые приведены О.М.Бакич (6).
Все богатство архивов Музея русской культуры можно вполне представить себе только по одной цифре: их коллекции размещаются сегодня в 4 тысячах ящиков! За приведенным выше перечнем этих коллекций десятки тысяч документов, чаще всего пока еще неизвестных исследователям, носящих совершенно уникальный характер. Это позволяет назвать сегодня Музей одним из крупнейших в мире архивохранилищ, содержащим исключительно богатый и ценный исторический материал, - в том числе по истории и культуре русской эмиграции в странах Дальнего Востока и в США Для историка этой, в общем-то, восточной ветви русской эмиграции особенно ценными представляются указанные в списке фондов пункты 3-5.
За короткой строчкой 3. История русской эмиграции скрываются богатейшие коллекции архивных документов Русского исторического общества в Америке, Русского сельскохозяйственного общества, Федерации русских благотворительных организаций, Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли, Общества помощи и покровительства русским детям, скаутского движения в США и многих других.
Не менее, а, пожалуй, даже еще более богатым является содержание пунктов 4. Личные архивы выдающихся представителей эмиграции и 5.Воспоминания.
Здесь находятся исключительно ценные и, что важно отметить, уже описанные А.В.Шмелевым и частично О.М.Бакич такие личные фонды как (по краткому списку): журналистов и писателей Е.С.Исаенко, О.А.Морозова, Б.Н.Волков, Е.А.Гуменская, Г.Д.Гребещиков (фонд пока не описан); деятелей культуры руководитель Общестуденческого хора А.А.Архангельский, Хора донских казаков Н.Кострюков, Хора кубанских казаков С.Д.Игнатьев, другие; ученых В.Н.Ипатьев, В.Я.Толмачев, В.В.Поносов, А.С.Лукашкин, Г.К.Гинс; военных Н.А.Орлов, А.Г.Ефимов, А.Н.Вагин, други; политических деятелей и дипломатов Д.Л.Хорват (фонд не описан около 2 тыс. документов), П.Г.Васкевич, А.Т.Бельченко, И.К.Окулич, дочь П.А.Столыпина М.П.Бок; священнослужителей о.Александр Самойлович, о. Давид Чубов, о. Иннокентий Серышев; предпринимателей братья Воронцовы, другие.
Помимо этих, сделаны также описи фондов крупного русского педагога Н.В.Борзова и известной харбинской семьи фон-Арнольд (фондоосновательница Антонина Романовна фон-Арнольд). Как и все другие, они любезно присланы из США и предоставлены в наше распоряжение Георгием Андреевичем Тарала, за что мы выражаем ему глубокую благодарность. И публикуем их ниже.
На все эти обширные фонды исследователям стоит обратить самое серьезное внимание.
Дело в том, что большинство коллекций Музея вплоть до последнего времени оставались труднодоступными для специалистов из-за тех организационных и технических трудностей, которые переживал Музей, все сотрудники которого работают исключительно на общественных началах. Теперь же, в дополнение к переснятым в 80-х годах ХХ века на микрофильмы значительной части газет и журналов и приблизительно 350 книгам Музея по его совместному проекту с Библиотекой Калифорнийского университета (что сделало их широко доступными для ученых), в 1999-2001 гг. Гуверовский институт осуществил совместно с Музеем, по крупному гранту Национального фонда развития гуманитарных наук (США) широкий проект по обработке и микрофильмированию наиболее важных коллекций Музея, в число которых вошли эти перечисленные выше фонды, ставшие таким образом тоже доступными для пользователей в читальном зале Гуверовского архива (7).
Более того, запланирована последующая публикация их в с е х в сети Интернет, что сделает эту важную часть архива Музея русской культуры доступной для еще более широкого круга лиц во всех странах мира, интересующихся историей и культурой русской эмиграции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Слава Хвала Честь. Юбилейный сборник, посвященный 25-летию основания Русского Центра в Сан Франциско С.Ш.А. - Сан-Франциско, /1964/. С.1-ХП, 1-66; Слободчиков Н.А., ред. Museum of Russian Culture Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. Сан-Франциско. Б.г. С.1-128; Наиболее полный очерк по его истории принадлежит Бакич О. Музей русской культуры в Сан-Франциско. Наше пятидесятилетие // Россияне в Азии, Торонто. 1998, 5. С.261-274. Отдельный оттиск с заголовком на английском языке MUSEUM of Russian Culture INC. San Francisco, б.г. С. 1-П, 1-12 (далее MUSEUM); см. также Хисамутдинов А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции. Отечественные архивы. Москва, 1999, 5. С.22-29.
2.Мелихов Г.В. Русские общины в США. Австралии, Китае. Общее и особенное // Национальные диаспоры в России и за рубежом в Х1Х-ХХ вв. Сборник статей. М., 2001. С.113-122.
3.MUSEUM. P. 1.
4.Обозрены А.В.Поповым. См. Попов А.В. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы по истории русской армии и гражданской войны // Армия и общество. Материалы конференции. Тамбов, 2000. С.
5.MUSEUM. P. II.
6.Ibid., P. 10-11.
7.См. Гуверовский институт: микрофильмирование и организация справочно-поискового аппарата к коллекциям Музея русской культуры в Сан-Франциско. 11 ноября 2000. / С.1-1У/.

Первый православный приход в Сан-Франциско был основан в декабре 1857 года. До 1868 года христианские обряды совершали капелланы с российских кораблей, стоящих в заливе Сан-Франциско. Затем с Аляски был прислан постоянный священник. Церковь несколько раз меняла название; сегодня она известна как Собор Святой Троицы. Здание церкви на Грин-стрит было построено в 1909 году после того, как старая церковь разрушилась в землетрясении 1906 года. На колокольне собора висят пять колоколов, присланных в дар императором Александром III в 1888 г.

За несколько кварталов от Собора Святой Троицы находится район Рашен-Хилл, «Русский холм». Во времена «золотой лихорадки» переселенцы обнаружили на вершине холма небольшое русское кладбище. На нем хоронили сотрудников Российско-американской компании, многие из которых побывали в городе в XIX веке. Впоследствии кладбище было закрыто, но название осталось. В 2005 году некоммерческая организация United Humanitarian Mission установила на холме памятный знак на русском и английском, рассказывающий историю кладбища.

Сегодня основная часть русскоязычного сообщества Сан-Франциско проживает в районе Ричмонд, где также находится крупнейшая русская православная церковь на западном побережье. Строительство Радосте-Скорбященского собора на бульваре Гири было завершено в 1965 году. На соседней Гири-стрит русские иммигранты открыли множество кафе и магазинов.

Как утверждают историки, крупнейшая волна русских иммигрантов пришла с Дальнего Востока и Китая после 1922 года. Эта волна состояла из двух частей. Первая – те, кто боролся с коммунистами после революции и потерпел поражение в Сибири, и вторая – строители Китайско-Восточной железной дороги.

В те времена русские селились и в других городах западного побережья, включая Сиэтл и Лос-Анджелес. Но Сан-Франциско был для них особенно привлекателен тем, что священник Радосте-Скорбященского собора Владимир Сакович помогал приезжим обживаться и находить работу.

В 1924 году была основана первая организация русских эмигрантов – Общество ветеранов Великой войны (Первой мировой войны). Через десять лет у него появилось собственное здание на Лион-стрит. Оно стало клубом для членов Общества, также в нем было несколько квартир для сдачи в аренду. В 1951 году организация объединилась с Обществом русских кадетов и стала называться «Общество русских кадетов и ветеранов Первой мировой войны». В здание Общества и сегодня допускаются посетители, но только по предварительной записи. Коллекция Общества включает военную форму вековой давности, альбомы боевых частей, старые фотографии, награды, револьверы и записи о численности кадетских корпусов в России и за границей.

Русский центр в Сан-Франциско на Саттер-стрит был построен в 1939 году, но открытие его состоялось только 24 мая 1940 года. «Русский центр – огромное четырехэтажное здание, возможно, крупнейший из Русских центров в США, – говорит Наталья Сабельник, глава Конгресса русских американцев. – В нем размещаются детский сад “Теремок”, школа русских народных танцев, главный офис нашей организации, Музей русской культуры, редакция газеты “Русская жизнь”, библиотека и школа ритмической гимнастики и балета. Вот почему непросто подсчитать общее количество посетителей. Во время празднования Масленицы за три дня центр посещают около 3 000 человек. В 2017 году Русский фестиваль состоится уже в 29-й раз».

Музей русской культуры находится на третьем этаже. Он был открыт в 1948 году с целью замены архива иммигрантов, который ранее находился в Праге, но был перевезен в Советский Союз. Историк Петр Константинов, глава Российского исторического общества, призвал всех русских иммигрантов присылать архивные материалы в Сан-Франциско, где они будут в безопасности от большевиков.

«У нас хранится 1 020 пакетов документов из 27 стран, включая Аргентину, Австралию, Германию и Китай, – говорит главный архивариус музея Маргарита Меняйленко. – Это крупнейший в мире независимый архив русской иммиграции, который действует за счет пожертвований и не связан с какой-либо организацией. Все прочие архивы существуют при университетах, например, институт Гувера при Стэнфордском университете, Православная семинария Святой Троицы в Джорданвилле и архив Бахметьева в Колумбийском университете».

Пространство музея небольшое, и на первый взгляд коллекция кажется хаотичной, но в ней есть свои жемчужины. Экспозиция, состоящая из документов и вещей русских иммигрантов из Сибири, Китая и с Дальнего Востока, а также байкальских казаков и ветеранов революции, включает газеты, книги, дневники, письма, фотографии и знамена воинских частей. В ней есть вывеска со здания Консульства Российской Империи в Сан-Франциско с грубо закрашенными атрибутами царской власти – скипетром, державой и короной. Она была найдена на распродаже ненужных вещей.

Среди прочих представляющих интерес мест – магазин славянской книги «Глобус» на Бальбоа-стрит, Русско-американская общественная организация, раздающая русскую еду пожилым, и Организация русских скаутов, которая устраивает для детей зимние и летние лагеря отдыха неподалеку от Лейтонвилля.

«Могу порекомендовать в городе два русских ресторана – “У Кати” и “Ренессанс”, – говорит Наталья Сабельник. – Также на Бальбоа-стрит есть историческая домашняя кондитерская “Золушка”. Она открылась в 1953 году, и в ней до сих пор продаются вкусные пирожки и торт “Наполеон”».

Русские агрономы, или охраняя славное прошлое: Музей-архив русской культуры

Весной 1938 г. в нескольких американских газетах было опубликовано обращение о создании Русского сельскохозяйственного общества в Северной Америке. Хотя на призыв откликнулось куда меньше специалистов, чем ожидали инициаторы, 11 июня 1938 г. Общество было основано. Центр находился в Сан-Франциско, где открыли Деловой комитет Общества. Одним из создателей Русского сельскохозяйственного общества был Петр Константинов. До приезда в апреле 1929 г. в США он жил в Харбине, куда пришел вместе с каппелевцами, и работал помощником заведующего Опытным полем КВЖД на станции Эхо, занимаясь изучением соевых бобов. Затем Константинов заведовал сельскохозяйственной лабораторией КВЖД в Харбине, читал курс лекций в учебных заведениях, опубликовав несколько научных работ по сельскому хозяйству. В США, прослушав учебный курс по молочному делу при Калифорнийском университете, он работал в городском самоуправлении Сан-Франциско и был увлечен общественной жизнью русской общины.

Русское сельскохозяйственное общество насчитывало в разное время 50–75 членов и являлось содружеством русских специалистов по сельскому хозяйству. В основном они проводили консультации для русских фермеров, организовав справочно-информационную службу. Общество собирало сведения о деятельности русских агрономов и ученых, имело научную библиотеку. Заседания проводились в Русском центре, где читались доклады и велись беседы. Основным достижением Общества нужно считать издание журнала «Известия Русского сельскохозяйственного общества в Северной Америке». В его публикациях нашла отражение основная идея энтузиастов: «[…] идти путем созидательной и напряженной работы, видя в этом какой-то долг, какое-то моральное оправдание своего пребывания за рубежом». В журнале публиковались аналитические материалы о кооперации, развитии сельского хозяйства в Америке и СССР, перепечатки из советских и американских изданий, обращалось внимание и на молодежь.

Вторая мировая война отразилась на деятельности и этого Общества: она свелась к минимуму, а затем и вовсе свернулась. Большинство его деятелей наряду с членами Русского исторического общества участвовали в создании Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско.

С окончанием Второй мировой войны эмигранты были вынуждены признать: сталинская Россия устояла, и у них нет никаких шансов вернуться на родину. Тогда-то и было решено собрать в одном месте все документы и реликвии, вывезенные из дома, тем более что неизбежные потери ставили их перед вопросом: как лучше распорядиться наследством. 7 марта 1948 г. на первом, организационном, собрании председателем нового объединения избрали П. Ф. Константинова, на чьи плечи и легли все заботы по сбору материалов и формированию коллекций музея. Благодаря инициативе и трудолюбию этого замечательного человека Музей-архив русской культуры начал активную деятельность. Провозглашались следующие цели: «1. Сбор и хранение всевозможных культурно-исторических материалов о нашей родине-России; 2. О жизни и истории русской эмиграции в разных странах и творчестве выдающихся деятелей в разных областях духовной и материальной культуры; 3. Об истинном и современном положении нашей родины и жизни ее народа; 4. О выдающихся моментах жизни, культуры и истории США как страны, где значительная доля российской эмиграции нашла себе приют, интересных и важных с точки зрения русской культуры и русской истории».

По предложению Константинова в музее образовали семь основных отделов: научных и прикладных знаний, искусств, исторический отдел, жизни русского зарубежья, художественной литературы, библиотечно-архивный и газетно-журнальный. По каждому направлению был определен куратор, чья деятельность координировалась правлением. Одним из кураторов был полковник А. А. Мартынов, оставивший заметный след в истории русского зарубежья. «Не раз говорил он, - вспоминал П. Ф. Константинов, - что Музей-архив не есть только наш центр, куда мы должны нести все документы о прошлом нашей родины, о заслугах наших выдающихся людей, что он является не только нашей книжной, журнальной и газетной Палатой, но он - хранилище и приют всего, что говорит о быте и жизни эмиграции». Задолго до своей смерти Мартынов передал в Музей и собственный архив.

Основатели Музея-архива русской культуры, подчеркивая значение своей организации, писали: «1. Это новое в США общественное хранилище материалов о нашем прошлом, о духовном творчестве лучших людей эмиграции и о всем том, что освещает частную и общественную жизнь и быт русских людей, рассеянных по разным странам. При всей его бедности, при всех других условиях, оно с каждым годом крепнет, оно завоевывает все большее внимание и поддержку, и его правление верит, что не за горами тот момент, когда этот первый в Америке русский общественный музей превратится в большое, авторитетное хранилище духовных сокровищ русских людей, потерявших свою родину».

После смерти Константинова в 1954 г. председателем Музея-архива стал А. С. Лукашкин, также коренной дальневосточник, занимавшийся исследованиями в Маньчжурии и работавший помощником куратора, а затем куратором музея Общества изучения Маньчжурского края. В Сан-Франциско он появился в 1941 г., устроившись на работу морским биологом в Калифорнийскую академию наук. Лукашкин был большим энтузиастом сбора материалов по истории российской эмиграции в Китае, опубликовал немало статей на эту тему в газете «Русская жизнь» и считался признанным знатоком деятельности российских эмигрантов в Азии. Помимо этого, он собрал биографические материалы деятелей Гражданской войны В. П. Вологодского, М. К. Дитерихса, В. О. Каппеля, Д. Л. Хорвата, А. В. Колчака и др. Теперь все эти бесценные документы хранятся в его личном фонде.

Работа по сбору материалов для Музея-архива русской культуры продолжилась и тогда, когда должность председателя правления перешла к Николаю Слободчикову, многолетнему члену правления. Он был энциклопедически образованным человеком, досконально знал все фонды архива и мог найти любой документ с закрытыми глазами. Посетители архива поражались глубине его знаний, особенно по дальневосточной истории.

Основатели Музея, в основном выходцы с Дальнего Востока, заложили в нем следующие разделы: «Дальневосточный фонд, включающий материалы о Гражданской войне на Востоке, от Урала до Камчатки; О Китайской Восточной ж[елезной] д[ороге] в Маньчжурии; О Заамурском округе Пограничной стражи и Заамурской железнодорожной бригаде; О Забайкальском казачьем войске; О жизни русской эмиграции в странах Дальнего Востока и Австралии и т. п.».

Формирование архива главным образом велось по личным коллекциям и персоналиям. Большой интерес вызывает коллекция документов дипломата и востоковеда А. Т. Бельченко, которые ему удалось вывести из Китая. Передавать материалы в Музей Русской культуры начал сам Бельченко, а продолжили после его кончины вдова и ряд других лиц. Профессор Торонтовского университета О. М. Бакич, проводившая вторичную опись фондов, писала: «В архиве сохранились дневники и записи, которые А. Т. Бельченко вел каждый день в толстых тетрадях и в которые вклеивал газетные вырезки, фотографии, визитные карточки, документы, письма, маленькие брошюры и прочие материалы. Другие толстые тетради состоят целиком из вклеенных газетных вырезок и бумаг, свидетельствующих о напряженной работе и широком круге забот и интересов русского консула. Всю жизнь он интересовался Китаем, внимательно следил за политическими событиями в Китае, собирал материалы, вырезки, документы и вел записи. Лично знал многих интересных лиц». Насколько известно, Бельченко начал писать книгу «Записки консула», но не успел осуществить свое намерение. Другой ценной коллекцией по истории дальневосточной дипломатии является личный фонд П. Г. Васкевича, в котором хранятся его рукописи, наброски статей и биографические материалы.

Значительную часть архива составляют материалы о Гражданской войне на Дальнем Востоке, в основном мемуары и биографические материалы ее участников. На наш взгляд, наиболее ценным является собрание документов бывшего начальника КВЖД и главы эмигрантских организаций Д. А Хорвата. В Музее-архиве хранится около 2 тыс. документов, общим объемом более 8 тыс. листов, относящихся к 1899–1921 гг.: служебные дела, дневники, секретные рапорты и т. д. В этот фонд входят и Бюллетени Американского экспедиционного корпуса в Сибири. Для освещения основных эпизодов Гражданской войны большой интерес представляет переписка Хорвата с премьер-министром Сибирского правительства П. Я. Дербером, казачьим атаманом Г. М. Семеновым, генеральным консулом в Харбине М. К. Поповым и другими официальными лицами, а переписка его с российскими послами Б. А. Бахметьевым (Вашингтон), В. Набоковым (Лондон), В. А. Маклаковым (Рим), В. Н. Крупенским (Токио) и НА. Кудашевым (Пекин) дает представление о состоянии российской дипломатии того периода. При помощи своего секретаря М. В. Колобова Хорват написал воспоминания, переведенные на английский язык. По некоторым свидетельствам, документы ДА. Хорвата попали в Музей-архив Русской культуры через его последнего секретаря Дмитрия Петровича Пантелеева. В фонде имеется и личное собрание самого Пантелеева, включающее документы за 1918–1942 гг.

Целиком посвящена Гражданской войне коллекция полковника А. Г. Ефимова, бывшего командира Ижевско-Воткинской стрелковой бригады. Она содержит около тысячи документов, рукописи статей и книг, в частности, о деятельности Приамурского правительства. Лишь часть этого богатства была использована автором для публикации Материалы о братоубийственной войне на Дальнем Востоке имеются и в коллекции генерал-майора А. Н. Вагина, начальника штаба Оренбургской армии в 1918–1919 гг. В 1920 г. он эмигрировал в Харбин, а затем жил в США. С 1935 г. Вагин занимал должность председателя Объединенного комитета национальных организаций Сан-Франциско, а в 1940 г. стал первым председателем Русского центра. В архиве Вагина имеются интересные сведения о его журналистской работе в 1937–1955 гг.

По материалам В. В. Федуленко можно было бы написать не одну работу о Гражданской войне и жизни русских эмигрантов. При жизни он опубликовал только одну книгу, благодаря программе Калифорнийского университета . В рукописи осталась книга «Роль бывших союзников России по отношению к Белому движению в Сибири» (1961). После смерти Федуленко Н. А. Слободчиков напечатал фрагмент одной из его работ. Просматривая документы Иосифа Константиновича Окулича, можно увидеть события Гражданской войны как бы со стороны. В Америке Окулич был представителем белоэмигрантских кругов и Временного Приамурского правительства. В его коллекции, содержащей документы и письма, исследователи найдут много совершенно неизвестных фактов.

Неизвестным страницам российской эмиграции в Китае посвящена рукопись директора-распорядителя и совладельца знаменитого торгового дома «Чурин и К» Н. А. Касьянова «Темные дела почтенных сфер» (в двух томах. 1 947 189 с.), в которой он рассказал о том, какие беззаконные дела творила японская администрация, национализировавшая его компанию.

Документы по эмиграции в Америку содержатся в коллекции В. В. Пономаренко, деятеля эмигрантского казачьего движения, избранного в последние годы жизни председателем Общеказачьего союза в Сан-Франциско. В его коллекции хранятся рукописи, дневники общим объемом 3–4 тыс. листов, в том числе материалы по истории казачества и деятельности сан-францисской казачьей станицы в 1940-е-1960 гг.

Хотя дальневосточная ветвь российской эмиграции не дала США много ярких фигур, но самобытных литераторов, журналистов и поэтов туда переселилось немало. Этот список возглавлял Георгий Дмитриевич Гребенщиков. После первой публикации в 1906 г. в Семипалатинске он печатался в крупных сибирских газетах и редактировал «Жизнь Алтая». В эмиграции он жил во Франции и США, проявив себя как плодовитый писатель, опубликовавший огромное количество произведений, из которых наиболее важным является многотомная эпопея «Чураевы». В Музее-архиве Русской культуры хранятся рукописи, переписка, личные документы Гребенщикова.

Не лишенным таланта был и поэт Борис Волков. В музее-архиве Русской культуры имеются неизданные мемуары «На чужие берега», стихи, корреспонденция, личные документы Волкова. Неопубликованные рукописи-воспоминания писателя находятся и в Гуверовском институте. В коллекции артиста и режиссера А. С. Орлова немало интересных фотографий по зарубежному искусству.

Российская эмиграция имела в своих рядах и талантливых ученых, оставивших после себя фундаментальные работы. К сожалению, о многих из них сохранились лишь разрозненные сведения. О В. Я. Толмачеве, например, известно лишь, что в Харбине он проявил себя экономистом, археологом и краеведом. В его коллекции хранятся путевые дневники, письма, наброски статей по археологии, геологии и фауне Маньчжурии. Вероятно, в Музей-архив эти материалы передал кто-то из его родственников, переехавших в Америку. Подобные интересы были и у В. В. Поносова, деятельного руководителя молодежной организации исследователей-пржевальцев в Китае, который также совершил огромное количество научных экскурсий и экспедиций. Впечатляюще выглядит список его научных публикаций - более 30 работ. Разбор материалов богатейшего личного фонда Поносова сделала профессор О. М. Бакич..

Российские эмигранты с Дальнего Востока так и не смогли издать биографический словарь наиболее известных в эмиграции лиц. Первую попытку сохранить для потомков биографии деятелей эмиграции предприняла писательница О. А. Морозова, автор известной в те годы книги «Судьба». Еще в Китае она работала над сбором материалов для словаря. Обобщать собранные сведения она начала в лагере IRO (International relief organisation) на острове Тубабао, где ей вместе с другими выходцами из России, покинувшими Китай, пришлось ожидать переезда в другую страну. Рукопись Морозовой так и называлась «Лагерь IRO для русских беженцев, 1949–1951». Ее, а также рукопись книги «Культурные силы эмиграции» писательница передала в Музей-архив Русской культуры вместе со своими мемуарами и дневниками путешествий. В ее же коллекции находится огромная переписка, связанная с поиском сведений по биографиям известных деятелей эмиграции, немало там и автобиографий.

Большое место в Музее-архиве Русской культуры занимают рукописи и письма таких известных эмигрантов, как А. Амфитеатров, Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, И. Репин, Н. Рерих, Ф. Сологуб, Н. Тэффи, А. Толстой, А. Чириков, Ф. Шаляпин, а также деятелей Белого движения, - всего около 100 документов, датированных разным временем, начиная с 1860 г. и заканчивая периодом вынужденной эмиграции. В Музей-архив русской культуры также были переданы архивные собрания различных организаций: Русско-американского исторического общества (1937–1948); часть архива Русской православной миссии в Пекине, включающая в себя отчеты и корреспонденцию за 1925–1945 гг. - всего около 350 документов; Русского сельскохозяйственного общества; Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли, в фонде которого находятся материалы по КВЖД, Амурском казачьем войске, революции и Гражданской войне (шесть архивных ящиков); «Витязей», куда внесены документы по скаутскому движению; Высшего монархического союза; Ассоциации русских рабочих (1952–1957), Общества защиты русских детей (1926–1969), Объединения русских шоферов (около 100 документов за 1926–1943 гг.), Общества юристов (7 папок, около 1200 листов, за 1941–1949 гг.) и прочих эмигрантских союзов.

Бесценным материалом для исследователя истории являются и газеты, которыми на редкость богаты фонды Музея-архива: «Вестник Маньчжурии», «Заря», «Новости жизни», «Русский голос», «Шанхайская заря», «Русское слово», «Новая жизнь», «Азия», «Тяньцзиньская заря», «Возрождение Азии», «Рубеж», «Рождественский рубеж» и др. Описание и приведение в порядок коллекции Музея-архива Русской культуры продолжается благодаря энтузиазму горстки людей, которые все свободное время бескорыстно отдают сохранению бесценных документов.