Музей мадам тюссо краткое описание. Восковые фигуры Музея мадам Тюссо

Давно стал для Лондона такой же визитной карточкой, как Биг Бен, Тауэр или Трафальгарская площадь. Его экспонатами являются восковые фигуры знаменитостей разных эпох. Здесь собраны скульптуры политиков, звёзд шоу-бизнеса, спортсменов и прочих людей, прославившихся на весь мир. Любой турист, оказавшийся в британской столице, включает этот музей в список достопримечательностей, которые обязательно нужно посетить, ведь в нём можно не только воочию увидеть восковые фигуры своих кумиров, но и потрогать их и даже сфотографироваться рядом с ними на память.

Музей в столице Великобритании и его филиалы

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо сегодня представлены не только в Лондоне. Заведение имеет свои филиалы в разных странах. Полюбоваться восковыми можно в Берлине, Амстердаме, Токио, Нью-Йорке, Сиднее и других городах. Всего у музея насчитывается 14 филиалов по всему миру. С того момента, когда талантливая женщина-скульптор Мария Тюссо создала своё первое восковое творение, прошло несколько столетий, с тех пор её учреждение превратилось в огромную индустрию развлечений. Только лондонское его отделение ежегодно посещает 2,5 млн. туристов со всех уголков планеты.

Жизнь Марии во Франции

(до замужества она носила фамилию Гросхольц) появилась на свет в 1761 году в Страсбурге. Её мама работала простой экономкой в доме Филиппа Кёртиса - доктора, занимавшегося изготовлением восковых муляжей знаменитых людей. Именно он стал для маленькой Марии первым и единственным учителем, обучившим её искусству, ставшему смыслом всей её жизни. В 1769 году Кёртис переезжает в Париж, захватив с собой ученицу и её мать. Здесь он организовывает выставки своих работ и получает заказы на изготовление восковых двойников Людовика XV, Марии-Антуанетты и других знатных особ.

Первой знаменитостью, чей облик талантливой ученице доктора Кёртиса удалось запечатлеть в воске, был Вольтер. Это случилось в 1777 году, когда Марии исполнилось всего 16 лет. Вслед за ним последовали скульптуры Руссо и Франклина. Восковые фигуры мадам Тюссо поражали своим необыкновенных сходством с их оригиналами, и мастерица стала получать множество выгодных заказов. Талант девушки был замечен представителями монаршего рода и её пригласили преподавать скульптурное искусство членам королевской семьи. В период Французской революции ей поручили изготавливать посмертные маски политических и приговорённых к казни. После смерти Кёртиса (1794 г.) вся его огромная коллекция перешла к Марии. Мастерица же стала пополнять ее и своими творениями.

Переезд Марии в Лондон, организация постоянной выставки

В 1802 году Тюссо повезла в Лондон восковые скульптуры публичных деятелей и преступников. Из-за событий англо-французской войны она не смогла вернуться в Париж и вынуждена была остаться в Англии, переезжая с экспонатами из одного города в другой. 1835 год оказался ключевым для Марии Тюссо, так как именно тогда ей удалось открыть постоянную выставку своих работ на Бейкер-Стрит. С этого момента начинается история Музея восковых фигур, прославившего талантливую женщину на весь мир. На выставке сначала было представлено около 30 фигур, постепенно она пополнялась новыми, среди которых были статуи Вальтера Скотта, адмирала Нельсона и прочих известных личностей. скульптур, представленных в музее, не превышала трёх лет, поэтому старые фигуры регулярно приходилось заменять новыми. Только после смерти Тюссо в 1850 году её сыновья Франсуа и Жозеф изобрели новую технологию закрепления воска, благодаря чему удалось сделать фигуры более долговечными. Дети и внуки Марии стали достойными последователями её дела. В 1884 году восковые фигуры Музея мадам Тюссо сменили адрес, переехав на Мэрилебон-Роуд. Именно там заведение находится и сейчас, радушно принимая своих посетителей.

Особенности изготовления восковых фигур

Сегодня над созданием одной скульптуры музея мадам Тюссо работают около 4 месяцев. Над каждой фигурой трудится профессиональная команда, состоящая из двух десятков человек. Изготовление воскового двойника известной персоны подобно ювелирной работе. Прежде чем сделать статую, сотрудники музея проводят несколько сотен замеров, дабы в точности воссоздать фигуру и знаменитости. Подбор цвета для создания естественного оттенка кожного покрова звезды и формирование её причёски - не менее кропотливая работа, требующая много времени. Результат такого труда получается ошеломляющим: скульптура знаменитости выходит настолько правдоподобной, что отличить, где копия, а где оригинал, получается далеко не у каждого.

Экспонаты современного лондонского музея

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо - это больше 1000 экспонатов, в точности изображающих известных людей разных эпох. В выставочных залах музея представлены все члены британской королевской семьи, президенты ведущих стран мира, писатели, учёные, полководцы, актёры, певцы, музыканты и т. д. Любая знаменитость почитает за честь заполучить своего двойника в музее, ведь это указывает на её популярность и признание общественностью. Здесь под одной крышей можно увидеть принцессу Диану, молодых "Битлз", Мэрилин Монро, Майкла Джексона, Леди Гагу, Джастина Бибера, Бритни Спирс, Жерара Депардье, Николь Кидман, Джонни Деппа, Дэвида Бекхэма, Бориса Ельцина, Владимира Путина и многих других известных людей. Некоторые фигуры двигаются и даже разговаривают. В одном из залов скромно стоит маленькая старушка из воска, одетая в чёрный наряд. Это и есть Мария Тюссо. Она словно наблюдает из глубины веков за созданной ею огромной восковой империей.

«Палата ужасов»

Не только звёзды представлены в музее. Есть в заведении выставочный зал, рассчитанный на людей с крепкой психикой. Называется он «Палатой ужасов». Здесь собраны восковые фигуры серийных убийц, маньяков, висящих на виселице преступников. Коллекцию дополняют отрубленные головы и орудия пыток. В этой же комнате можно лицезреть представителей французской королевской семьи, сделанные собственноручно Марией Тюссо. Весь зал навевает на посетителей ужас, поэтому сюда запрещено входить детям, беременным женщинам и людям со слабым здоровьем и неустойчивой психикой.

Сегодня сложно встретить путешественника, побывавшего в Лондоне и не увидевшего восковые фигуры Музея мадам Тюссо. Фото с двойниками своих кумиров - предмет гордости любого туриста. Ими принято хвастаться, как и снимками на фоне Эйфелевой башни или египетских пирамид. Посетить музей можно в будни с 9.30 до 15.30. В праздничные и выходные дни выставочные залы заведения открыты для гостей до 18.00.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания:

Основные моменты

Каждый год знаменитый лондонский музей посещает порядка 2,5 млн человек. Этот показатель говорит сам за себя: интерес к уникальной коллекции огромен. Персонажи, представленные в Музее мадам Тюссо, всегда актуальны. Они отражают наше прошлое и настоящее, оставаясь при этом над временем и воспринимаясь как часть общемировой истории. Собранные мадам Тюссо и ее последователями коллекции учат нас толерантности, способности оценивать разные эпохи со стороны и делать это объективно и непредвзято.

Конечно, экспозиция не носит познавательного характера, и в этом плане Музей мадам Тюссо в Лондоне уступает Лувру в Париже или Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Но посетители со всех уголков планеты приходят сюда не за новыми знаниями, а чтобы посмотреть на известных деятелей и собственных кумиров. Причем для многих это не развлечение, а единственная возможность воплотить сокровенную мечту увидеть их если не вживую, то хотя бы в копиях, максимально приближенных к оригиналам, посмотреть им в глаза. Человек так устроен, что он всегда стремится к звездам. И неважно, что они на Земле и сделаны из воска…

Кто такая мадам Тюссо?

Рассказать о музее и при этом не поведать о его основательнице – это было бы неправильно. Кто же она, мадам Тюссо? Как оказалось, личность с самобытной и насыщенной биографией.

Мария Тюссо, урожденная Анна Мария Гросхольц, появилась на свет 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в бедной семье. Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения дочери. В этом городе в ту пору жил и творил доктор Филипп Кёртис, в доме которого мама нашей героини работала экономкой. Он занимался изготовлением моделей из воска, целиком отдаваясь любимому делу. Девочка наблюдала за ним, проявляла интерес. Он с готовностью делился с ней секретами мастерства, обучал и наставлял, видя, что у нее не просто детское любопытство.

В 1765 году мсье Кёртис изготовил поистине шедевр – восковую фигуру любовницы «короля-солнце» Людовика XIV Марии Жанны Дюбари. Через пять лет учитель Марии представил на суд публики свою первую коллекцию, впоследствии пользовавшуюся большой популярностью. Следующие выставки были организованы в Париже: в 1776 году во дворце Пале-Рояль, в 1782-м – на бульваре дю Тампль. Примерно в это же время начала заявлять о себе и будущая мадам Тюссо. Ее первой работой стала восковая копия Вольтера, изготовленная в 1777 году. За ней последовали модели Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина.

Она же создала посмертные слепки членов королевской династии Бурбонов, свергнутой во время Великой Французской революции 1789 года. В 1794 году случилось событие, ставшее поворотным в ее судьбе: скоропостижно умер Филипп Кёртис и богатое собрание восковых фигур перешло к ней. Это стало наградой за тридцатилетнюю преданность, за помощь в организации выставок доктора, ведении его дел. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. В браке родились два сына: Жозеф и Франсуа. Однако счастливым этот союз не стал. Ее супруг стал злоупотреблять алкоголем и пристрастился к картам, в которые проигрывал практически всё, что она зарабатывала на выставках.

В 1802 году, решив оставить безнадежно опустившегося мужа, мадам Тюссо вместе с коллекцией перебралась в Лондон. Но через год началась очередная англо-французская война, которая закрыла ей путь к возвращению на родину. Мария решила гастролировать со своей выставкой по Великобритании и Ирландии, и так продолжалось вплоть до 1835 года, пока по настоятельному совету сыновей не решила «осесть» по постоянному адресу. Известный скульптор скончалась во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет, оставив после себя единственный в своем роде музей восковых фигур. Впоследствии филиалы Музея мадам Тюссо открылись в таких городах, как Амстердам и Вашингтон, Нью-Йорк и Гонконг, Лас-Вегас и Копенгаген, Берлин и Шанхай, Вена и Лос-Анджелес.

Экскурс в историю музея

Власти Лондона в 1835 году выделили Марии помещения на знаменитой улице Бейкер-стрит, известной нам по произведениям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Одно из центральных мест в музее занимал так называемый «Кабинет ужасов», предшественником которого стала уже упомянутая выставка на парижском бульваре дю Тампль. В соседних помещениях расположились фигуры павших в ходе Французской революции, а также убийц и других преступников, имена которых были тогда на слуху. В дальнейшем коллекция пополнилась моделями других известных людей. Например, постоянную «прописку» тут получили всемирно известный писатель Вальтер Скотт и именитый британский вице-адмирал Горацио Нельсон (разумеется, восковые).

Первоначально общее количество фигур не превышало трех десятков, и они смотрелись как живые. Однако потом реалистичность стала теряться, поскольку с течением времени ухудшалось качество материала. Поиск способа, как продлить жизнь моделям, стал задачей номер один. И он был найден и запатентован. С тех пор фигурам ничего не угрожало, если не считать большого пожара, который случился в 1925 году, и разрушительных бомбардировок немецкой авиации в 1941-м. После этого музей пришлось восстанавливать из руин, этим занимались правнуки Тюссо. Тогда он находился уже по новому адресу – в районе Мэрилебон.

Музей мадам Тюссо: что посмотреть?

Первое, с чем придется столкнуться посетителю знаменитой сокровищницы восковых шедевров, это... очередь. Она поистине огромна и кажется нескончаемой. Но всё же слишком долго ждать не придется: минут 30-40, и вот вы уже у кассы, где можно приобрести заветный билет. На входе гостей встречает фигура худощавой пожилой женщины в черном, но с добрым лицом и круглыми очками на носу. Знакомьтесь: это сама мадам Тюссо. Точнее, скульптура-автопортрет, которую основательница музея собственноручно изваяла из воска – только не удивляйтесь! – в 81-летнем возрасте. Она как бы приглашает войти.

Итак, входим… Перед нами несколько тематических залов, по которым рассредоточены экспонаты. Осмотреть все за короткое время не получится, на это понадобится часа два-три, а то и больше. Все фигуры в Музее мадам Тюссо настолько примечательны, что буквально каждую хочется сфотографировать на память. Также можно сделать собственный снимок на фоне той или иной знаменитости, поэтому еще до экскурсии позаботьтесь, чтобы в фотоаппарате хватило заряда. И постарайтесь не израсходовать его на «Мировой арене» – самом большом зале, где собраны фигуры политиков и деятелей культуры, охватывающие период от Средних веков и до наших дней. Особый трепет вызывают старейшие из них, ведь их изготавливала сама мадам Тюссо.

Оскар Уайльд и Вильям Шекспир, королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп, принцесса Диана и ее сыновья принцы Уильям и Гарри, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон – это далеко не полный список известных людей, фигуры которых находятся в этом зале. Тем более что в другой его половине «поселились» главнейшие политические и религиозные деятели, чьи решения оказали заметное влияние на ход человеческой истории. Среди них самый известный британский премьер Уинстон Черчилль и одиозный нацистский лидер Адольф Гитлер, погибшая от пуль сикхских сепаратистов Индира Ганди и бывший французский лидер Николя Саркози. Вокруг фигуры 44-го президента США Барака Обамы даже воссоздана обстановка знаменитого Овального кабинета в Белом доме. Слева от американского коллеги стоит фигура российского президента Владимира Путина, сохраняющего спокойствие и уравновешенность.

Самым известным залом Музея мадам Тюссо в Лондоне является «Комната ужаса». Уже название говорит о том, что детям до 12 лет, будущим мамочкам и лицам с лабильной психикой предпочтительнее сюда не заглядывать. Собранные здесь экспонаты являют перед нами мрачные и откровенно кровавые страницы человеческой истории. Орудия средневековых пыток – самое безобидное, что можно здесь увидеть. Настоящий ужас вселяют отрубленные головы всех восьми жен английского короля Генриха VIII Тюдора, фигуры отъявленных убийц и маньяков, «прославившихся» ужасными преступлениями на весь мир.

Адреналина и острых ощущений добавляют и сотрудники музея. Они, одетые в черное, внезапно выныривают из темноты и хватают за руки посетителей. Если попадают на женщину, то громкий визг гарантирован. Впрочем, подобные «спецэффекты» не останавливают иных туристов, которые в погоне за острыми ощущениями изъявляют желание… остаться тут на ночь. 100 фунтов стерлингов в кассу – и мечта исполняется. И таких смельчаков, говорят, предостаточно.

Отвлечься от политики и ужасов поможет другая часть зала «Мировая арена». Она посвящена музыке и музыкантам. Вот на диванчике расположилась знаменитая ливерпульская четверка «Битлз». Робби Уильямс и Фредди Меркьюри в компании с Джимми Хендриксом и Бейонсе словно смотрят куда-то в зрительный зал и ждут аплодисментов. А вот и кокетливая Кристина Агилера, готовая дать автограф. Во взгляде Джастина Тимберлейка, девятикратного призера «Грэмми», читается недоверчивость: может, показалось? Пласидо Доминго, как и подобает легенде оперной сцены, аристократично расположился чуть поодаль от всех.

Заглянем в следующий зал Музея мадам Тюссо. Он носит название «Вечеринка списка А». Здесь словно в элитном клубе для избранных собрались мировые селебрити. Неразлучные Анджелина Джоли и Брэд Питт сидят за одним столиком с Джорджем Клуни. Рядом – звездная пара Дэвида и Виктории Бэкхем. Поклонники нашумевшего фильма-катастрофы «Титаник» с удовольствием жмут руку Леонардо ди Каприо, который исполнил роль Джека Доусона. Немало желающих получить фото с Робертом Паттинсоном, сыгравшем Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Нет отбоя и от желающих поближе рассмотреть эротичные формы американской актрисы Дженнифер Лопес.

Настоящей меккой для киноманов стала «Ночь премьеры» – зал, в котором собраны восковые фигуры звезд американского Голливуда. Взгляд сразу фокусируется на Арнольде Шварценеггере, который представлен в образе своего культового героя Терминатора. Здесь же находятся копии Майкла Дугласа, Джима Керри, Харрисона Форда. Не обделены вниманием и звезды индийской «фабрики грёз». Знаменитый Болливуд представлен фигурами таких актеров, как Амитабх Баччан, Айшварья Рай, Шахрухк Кхан, Матхури Дикшит, Салман Кхан, Ритик Рошан. Последний, один из наиболее сексуальных актеров Индии, входит в десятку самых зацелованных скульптур Музея мадам Тюссо в Лондоне.

С изваяниями реальных актеров соседствуют копии мультипликационных героев: Человека-Паука, Халка, Шрека. В Музее мадам Тюссо можно увидеть и других персонажей комиксов Marvel Comics. Их сняли в 10-минутном 3D-фильме, который полюбился как детям, так и взрослым. Реалистичности анимационному действу добавляют движущиеся кресла, ветер и даже настоящие брызги.

Особенности создания фигур

Восковые фигуры в Музее мадам Тюссо не просто впечатляют – они буквально потрясают своей реалистичностью. Знаменитости нередко фотографируются здесь со своими двойниками и выставляют снимки в социальные сети. Рассматривая их, отличить живого человека от музейного клона получается далеко не всегда. Такое сходство является результатом кропотливого труда коллектива талантливых мастеров, руками которых создаются настоящие произведения искусства.

Перед тем, как приступить к работе, они тщательно снимают все мерки. Звезды политики и искусства, бывает, задерживаются у скульпторов по несколько часов. Но они стойко выдерживают эту рутину, ведь быть увековеченным в воске почитается за честь.

А как быть, если прототипа будущей модели уже нет в живых? С кого снимать мерку? В таких случаях на помощь приходят фотографии.

Непосредственно изготовление скульптуры начинается с выбора позы и ее закрепления. Этот этап обходится без воска: ноги делают из твердых металлов, а руки – из податливого алюминия. Через неделю, когда каркас будет готов, его покроют слоем глины. Со слепков на ее основе потом отливают восковые детали. Чем качественнее слепок, тем реалистичнее будущий экспонат.

Затем в глиняные формы заливают очищенный и подогретый до 74 градусов пчелиный воск, в который подмешивают краситель, чтобы придать ему естественный оттенок человеческой кожи. Заключительный этап называют «косметическим»: с остывшей поверхности фигуры удаляют неровности и заусенцы. Работа над одной моделью обычно длится больше месяца, поэтому коллекция Музея мадам Тюссо в Лондоне пополняется медленно, всего по 15-20 экземпляров в год. Стоимость каждой – 50 тысяч долларов и выше.

Время работы, как проехать, билеты

Местоположение Музея мадам Тюссо остается неизменным на протяжении почти полутора века, это район Мэрилебон – один из самых фешенебельных в столице Туманного Альбиона. Полный адрес на английском языке: Marylebone Road, London, NW1 5LR.

Здание, в котором располагаются экспонаты, прежде занимал планетарий, и находится оно недалеко от Риджентс-парка (Regent’s Park), раскинувшегося между историческим районом Вестминстер и лондонским боро Камден.

Ближайшая станция метрополитена: улица Бейкер-стрит (Baker Street). Доехать можно на автобусе. Номера маршрутов: 3, 13, 18, 27, 30, 74, 82, 113 и 274.

Музей мадам Тюссо в Лондоне принимает посетителей ежедневно. В будни он работает с 10:00 до 17:30, по субботам и воскресеньям с 9:30 до 17:30, а в праздники – до 18:00. Свои коррективы в график вносит туристический сезон: в июле-сентябре он открыт до 19:00.

Стоимость посещения разная и зависит от многих обстоятельств. На официальном сайте www.madametussauds.com билеты можно приобрести со скидкой 25%. Если будете платить в кассу, то придется выложить полную стоимость.

Существенная экономия ждет тех, кто решит побывать в музее вечером. С чем это связано, трудно сказать, но факт остаётся фактом. Экскурсия после 17:00 обойдется всего в 15 фунтов стерлингов.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.

Мадам Тюссо
В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.


Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.


Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты.

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.


Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.