Лариса Савчук
Дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию очередной урок по нетрадиционным техникам рисования "Монотипия".
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ
Рисование дерева.
1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/6d48d5d3b7cd182f3c18a197119094a8.jpg.jpg)
3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/5eb238fffe0197924977e0b18da0a780.jpg.jpg)
4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/045a77016b05c56bd12aa8876f7a930b.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/4ad7da64d022f4a8d32c147eae8df485.jpg.jpg)
Варианты рисования деревьев.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/9357bef1925bab1a7791fc525807b58a.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/a3ae5d316f9f81891485b95bf7d9cca7.jpg.jpg)
Рисуем цветы.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/9121db80e79c63006d408ff3d780f873.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/20fd19086be7ff36f81e85387501df60.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/9f421ac19385fcaa2d2f4b5f51685ea5.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/f7eb19499e73a47e3a04db8d4d572966.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/cc9874b3a0d734c30e243a32df31fca1.jpg.jpg)
"Бык"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/c809f7d755cd085fc9dba259ae08f227.jpg.jpg)
Для совсем маленьких детей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру: например нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/5f3cc662389b02f8ca546889f40a1014.jpg.jpg)
"Рисуем бабочку"
1. Лист бумаги сложить пополам. На одну половину листа нанести цветные пятна краски разного цвета.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/1c0eaca0c5d2dea1a194f8edc3c3974c.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/8e78722e72548ff51223acd7ee254394.jpg.jpg)
3. Лист бумаги опять складываем пополам для получения отпечатка, затем разворачиваем.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/cc5845fad597bbf9ea02223197b9a2a7.jpg.jpg)
4. Недостающие части (брюшко, усики, глаза)-дорисовываем.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/d30cb8324ef7481d4a2c45e57ce0a019.jpg.jpg)
Бабочки получаются очень яркие, красивые и всегда разные. Когда краска высохнет, бабочки можно вырезать по контуру - детям очень нравится с ними играть.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/065a1df548eb954117bb472f298a8f0f.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/e2980ae110ed088d745a4d1841f3396e.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/bd6bdc39adc97fae20a091983e05e35a.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/4de0ce7caaccc5c8787c1d48c8d4f4a8.jpg.jpg)
МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.
1. Лист бумаги сложить пополам.
2. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/fb904c1bf656b9568a37f6a53af67619.jpg.jpg)
3. Исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/79a6944a0f08f342929705b31bff9bac.jpg.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/bafe30b494ffaa39c671469dcd705175.jpg.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/d5b42e410776c842e2a2e0c5dc20465e.jpg.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/6c46a35e9e5a50b2cd7d69ef5a963fea.jpg.jpg)
Отпечатки можно делать и на любой гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, плёнке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. На выбранной поверхности гуашевыми красками делается рисунок, сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В чём суть техники оттиска
В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.
Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:
- развития воображения;
- расширения представлений об окружающем мире;
- развития творческих способностей и фантазии;
- воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа
Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.
Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
- плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
- толстую глянцевую бумагу;
- плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
- пластмассовую доску;
- стекло;
- кафельную плитку.
Приёмы монотипии
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.
С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду
Как можно дорисовывать картинку
Дополнить полученную картинку можно двумя способами:
- поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
- дорисовывая уже готовую картинку.
Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:
- раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
- дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Схема составления и пример конспекта занятия
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:
- продолжение знакомства с монотипией;
- воспитание любви к природе;
- развитие воображения;
- прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:
- Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
- Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
- Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).
Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.
Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова
Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.
- Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.» - Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(покружиться) - Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные! - Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
- -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
крылья и вот-вот взлетит!
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду
Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.
«Бабочка»
Инструкция:
- Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
- Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
- От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
- Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
- Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
Видео: бабочки в технике монотипии
«Зима»
Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Инструкция:
- Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
- На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
- Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
- Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
- Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия)
Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.
Инструкция:
- Складываем лист пополам по вертикали.
- Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
- На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
- Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
- Складываем лист по сгибу, прижимаем.
- Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Фотогалерея: рисунки в технике монотипии
Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети
Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
МАСТЕР-КЛАСС
РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИИ
Учителя МБОУ «СОШ с.Святославка»
Бескровной Ольги Викторовны
2015 год
Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.
Краски для монотипии можно использовать разные.
Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.
Как сделать монотипию
Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.
1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.
2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.
Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток.
На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна.
Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия!
Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений !