Мертвые души. О чём был второй том «Мёртвых душ» и почему Гоголь его сжёг

Ответ редакции

24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет. Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать наконец на путь нравственного очищения.

АиФ.ru рассказывает, почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» и какие приключения в продолжении повести должны были произойти с Чичиковым.

Почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ»?

Вероятнее всего, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» случайно. В последние годы жизни писатель ощущал постоянную слабость в теле, но вместо того, чтобы лечиться, продолжал изматывать свой организм строгим соблюдением религиозных постов и изнурительным трудом. В одном из писем к поэту Николаю Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всём теле пугают меня самого». Возможно, что это «расклеение» и подтолкнуло писателя в ночь на 24 февраля бросить рукописи в камин и затем собственноручно их поджечь. Свидетелем этой сцены стал слуга Семён , который уговаривал барина пощадить бумаги. Но тот лишь грубо ответил: «Не твоё дело! Молись!».

Утром следующего дня Гоголь, поражённый своим поступком, сокрушался своему другу графу Александру Толстому : «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжёг всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».

Гоголь утверждал, что хотел сжечь лишь черновики и ненужные бумаги, а второй том «Мёртвых душ» в камин был отправлен по его недосмотру. Через девять дней после этой роковой ошибки писатель скончался.

О чём второй том «Мёртвых душ»?

Письма Гоголя и оставшиеся черновики позволяют восстановить примерное содержание некоторых частей сожжённой рукописи. Начинается второй том «Мёртвых душ» с описания поместья Андрея Ивановича Тентетникова, которого автор называет «коптителем неба». Человек образованный и справедливый из-за лени и отсутствия силы воли влачит бессмысленное существование в деревне. Невеста Тентетникова Улинька приходится дочерью соседскому генералу Бетрищева. Именно она становится «лучом света в тёмном царстве» повести: «Если бы в тёмной комнате вдруг вспыхнула прозрачная картина, освещённая сзади лампою, она бы не поразила так, как эта сиявшая жизнью фигурка, которая точно предстала затем, чтобы осветить комнату... Трудно было сказать, какой земли она была уроженка. Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать нигде, кроме разве только на одних древних камейках », — так описывает её Гоголь. Тентетникова, по замыслу Гоголя, должны были осудить за участие в антиправительственной организации, а его возлюбленная последовала бы за ним на каторгу. Затем, в третьем томе трилогии, эти герои должны были пройти через ссылку в Сибири вместе с Чичиковым.

Далее по сюжету второго тома Чичиков знакомится со скучающим помещиком Платоновым и, подбив его на совместное путешествие по России, отправляется к барину Костанжогло, женатому на платоновской сестре. Тот рассказывает о способах хозяйствования, которыми он в десятки раз увеличил доход с имения, чем Чичиков страшно воодушевляется. Вскоре после этого Чичиков, заняв денег у Платонова и Костанжогло, пытается выкупить имение у разорившегося помещика Хлобуева.

На «пограничной линии» между добром и злом во втором томе повести неожиданно возникает финансист Афанасий Муразов. Заработанные им не самым честным путём 40 миллионов рублей он хочет потратить на «спасение России», но его идеи больше напоминают сектантские.

В сохранившихся черновиках конца рукописи Чичиков обнаруживается в городе на ярмарке, где покупает ткань столь милого ему брусничного цвета с искрой. Он сталкивается с Хлобуевым, которому, как видно, «подгадил», то ли лишив, то ли почти лишив имения путём подлога. От продолжения неприятного разговора Чичикова спасает Муразов, который убеждает разорившегося помещика в необходимости работать и определяет его собирать средства на церковь. Меж тем обнаруживаются доносы на Чичикова и по поводу подлога, и по поводу мёртвых душ. Однако помощь продажного чиновника Самосвистова и заступничество Муразова позволяют герою избежать тюрьмы.

Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях.

МЁРТВЫЕ ДУШИ

Поэма Н.В. Гоголя .


Была начата Гоголем в октябре 1835 г. и завершена в 1840 г. Первый том книги вышел из печати в 1842 г. под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Второй том был сожжен автором в 1852 г., сохранились лишь несколько глав черновика.
История, ставшая основой сюжета поэмы, была рассказана Гоголю А.С. Пушкиным . События происходят в 30-е годы ХIХ в. в одной из центральных губерний (см. ) России. Произведение написано в жанре путешествия. Главный герой поэмы Павел Иванович разъезжает по губернии с целью покупки так называемых «мертвых душ», то есть крепостных крестьян (см. , ), которые недавно умерли, но до новой ревизии значатся в списках живых. «Мертвые души» нужны Чичикову для того, чтобы заложить их и, получив значительную денежную сумму и землю, разбогатеть. Разъезды Чичикова дают автору возможность изобразить широкую панораму российской жизни, показать целую галерею сатирических образов помещиков и чиновников (см. ). В соответствии с жанром, поэма, помимо основной линии, включает в себя и лирические отступления. Самое знаменитое из них посвящено России, которую автор сравнивает с тройкой1 , летящей куда-то вдаль, вперед: Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Поэма «Мертвые души» осталась незаконченной. Гоголю не удалось завершить второй том, где предполагалось вывести положительных героев, показать возможность исправления социального зла проповедью нравственных устоев.
Герои книги, сатирически изображенные Гоголем, были восприняты читателем как типы человеческих характеров, воплощающие такие пороки, как глупость, скупость, грубость, лживость, хвастовство. Именно они, а не умершие крестьяне, в итоге воспринимаются как «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом».
Поэма «Мертвые души» была с восторгом принята современниками Гоголя и до сих пор остается в числе любимых русским читателем произведений. Она регулярно включается в школьные (см. ) программы по литературе ХIХ в.
Поэма неоднократно иллюстрировалась, инсценировалась и экранизировалась. Лучшими иллюстраторами «Мертвых душ» были художники А.А. Агин и П.М. Боклевский. Одна из лучших инсценировок поэмы была сделана М.А. Булгаковым для МХАТа в 1932 г.
Фамилии главных героев книги стали восприниматься как имена нарицательные. Каждая из них может использоваться как неодобрительная характеристика человека. Это настоящий Плюшкин можно сказать о болезненно скупом человеке; Коробочкой могут назвать умственно ограниченную женщину, накопительницу, всю погруженную в хозяйство; Собакевичем - невежливого, грубого человека с сильным аппетитом и неуклюжестью медведя ; Ноздревым - пьяницу и скандалиста; Чичиковым - предпринимателя-афериста.
От фамилии Манилов образовалось понятие маниловщина - то есть мечтательное и бездеятельное отношение к окружающему.
Некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Например: И какой же русский не любит быстрой езды?! ; Дама, приятная во всех отношениях ; Исторический человек (о постоянно попадающем в разные истории); Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа .
Портрет Н.В. Гоголя. Художник Ф. Моллер. 1841 г.:

Чичиков. Из альбома «Типы из «Мертвых душ». Художник А.М. Боклевский. 1895 г.:


Кадр из телефильма М.А. Швейцера «Мертвые души». Плюшкин - И. Смоктуновский:


Собакевич. Из альбома «Типы из «Мертвых душ». Художник А.М. Боклевский. 1895 г.:


Манилов. Из альбома «Типы из «Мертвых душ». Художник А.М. Боклевский. 1895 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "МЁРТВЫЕ ДУШИ" в других словарях:

    Мёртвые души - Эта статья о поэме Н. В. Гоголя. Об экранизациях произведения см. Мёртвые души (фильм). Мёртвые души … Википедия

    Мёртвые души - МЁРТВЫЕ ДУШИ. 1. Несуществующие, придуманные люди для каких либо махинаций, личных выгод. Мне как то пришло в голову: вот Гоголь выдумал Чичикова, который ездит и скупает «мёртвые души», и так не выдумать ли мне молодого человека, который поехал… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    мёртвые души - сущ., кол во синонимов: 1 мертвые души (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    «Мёртвые души» - МЁРТВЫЕ ДУШИ заглавие поэмы Н. В. Гоголя (1 й том опубл. 1842). До Гоголя это выражение не употреблялось и на современников писателя производило впечатление странного, противоречивого, даже неправомерного. У автора поэмы оно буквально означает… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Мёртвые души - 1. Книжн. или публ. Люди, фиктивно числящиеся где л. Ф 1, 179. 2. Жарг. арм. Шутл. ирон. Солдаты гражданских специальностей (музыканты, художники, спортсмены), числящиеся на военных должностях и выполняющие специальные поручения начальства. Кор … Большой словарь русских поговорок

    Мёртвые души (поэма) - Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма, прозаическая поэма) Язык оригинала: Русский … Википедия

    Мёртвые души (фильм, 1984) - У этого термина существуют и другие значения, см. Мёртвые души (фильм). Мёртвые души Жанр … Википедия

    Мёртвые души (фильм, 1960) - У этого термина существуют и другие значения, см. Мёртвые души (фильм). Мёртвые души … Википедия

    Мёртвые души (фильм - Мёртвые души (фильм, 1960) Мёртвые души Жанр комедия Режиссёр Леонид Трауберг Автор сценария Леонид Трауберг В главных ролях … Википедия

Начало работы над поэмой относится к 1835 году. Из «Авторской исповеди» Гоголя, его писем, из воспоминаний современников известно, что сюжет этого произведения, так же как и сюжет «Ревизора», был подсказан ему Пушкиным. Пушкин, первым разгадавший оригинальность и своеобразие таланта Гоголя, заключавшиеся в способности «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его всего как живого», посоветовал Гоголю взяться за большое и серьезное сочинение. Он рассказал ему об одном, довольно ловком мошеннике (о котором сам слышал от кого-то), пытавшемся разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые.

Сохранилось немало рассказов о реальных скупщиках мертвых душ, в частности об украинских помещиках первой трети XIX века, довольно часто прибегавших к такой «операции», чтобы приобрести ценз на право винокурения. В числе подобного рода скупщиков называли даже одного дальнего родственника Гоголя. Купля же и продажа живых ревизских душ была фактом бытовым, каждодневным, обычным. Сюжет поэмы оказался вполне жизненным.

В октябре 1835 года Гоголь извещал Пушкина: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю «Русь».

Из этого письма видна задача, поставленная писателем. Сюжет задуманного «предлинного романа» в основном строился, видимо, больше на положениях, чем на характерах, с преобладанием скорее всего комического, юмористического тона, а не сатирического.

Первые главы своего произведения Гоголь прочитал Пушкину. Он ожидал, что чудовища, выходившие из-под его пера, вызовут смех поэта. На самом деле они произвели на него совершенно иное впечатление. «Мертвые души» раскрыли Пушкину новый, неведомый ему прежде мир, ужаснули его той непроходимой трясиной, которую представляла собою тогдашняя провинциальная русская жизнь. Неудивительно, что по мере чтения, рассказывает Гоголь, Пушкин становился все сумрачнее и сумрачное, «наконец сделался совершенно мрачен». Когда же чтенье кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!». Восклицание Пушкина изумило Гоголя, заставило его внимательнее и серьезнее взглянуть на свой замысел, пересмотреть художественный метод обработки жизненного материала. Он начал думать, «как бы смягчить то тягостное впечатление», которое могли произвести «Мертвые души», как бы избежать «пугающего отсутствия света» в своем «предлинном и смешном романе». Обдумывая дальнейшую работу, Гоголь, воспроизводя темные стороны русской жизни, перемежая смешные явления с трогательными, хочет создать «сочинение полное, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться».

В этих заявлениях, хотя и в зародыше, но уже угадывается намерение автора наряду с темными сторонами жизни дать и светлые, положительные. Но это вовсе не означало, что светлые, положительные стороны жизни писатель хочет найти непременно в мире помещичьей и чиновничьей России. Видимо, в прочитанных Пушкину главах для Гоголя еще четко не определилось личное отношение автора к изображаемому, произведение еще не было пронизано духом субъективности в силу отсутствия ясной идейно-эстетической концепции.

Писались «Мертвые души» за границей (большей частью в Риме), куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» весной 1836 года в самом удрученном и тягостном состоянии. Волны мутной и злобной ненависти, обрушившиеся на автора «Ревизора» со стороны многих критиков и журналистов, произвели на пего потрясающее впечатление. Гоголю казалось, что комедия вызвала недоброжелательное отношение у всех слоев русского общества. Почувствовав себя одиноким, не оцененным соотечественниками за добрые намерения служить им обличением неправды, он уехал за границу.

Письма Гоголя позволяют говорить, что он уехал из родной страны не для того, чтобы пережить свою обиду, а чтобы «обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения» и творить «с большим размышлением». Находясь вдали от родины, сердцем своим Гоголь был связан с Россией, думал о ней, стремился узнать обо всем, что делается там, обращался к друзьям и знакомым с просьбой сообщать ему обо всем происходившем в стране. «Глаза мои, — пишет он, — всего чаще смотрят только в Россию и нет меры любви моей к ней». Безмерная любовь к отчизне вдохновляла Гоголя и руководила им в его работе над «Мертвыми душами». Во имя процветания родной земли писатель намеревался в полную силу своего гражданского негодования заклеймить зло, своекорыстие и неправду, так глубоко укоренившиеся в России. Гоголь сознавал, что восстанут против «него новые сословия и много разных господ», но убежденный в том, что России нужна его бичующая сатира, много, напряженно, настойчиво работал над своим творением.

Вскоре после отъезда за границу Гоголь писал Жуковскому: «Мертвые текут живо... и мне совершенно кажется, как будто я в России <...>.. Я погружен весь в Мертвые души».

Если в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года «Мертвые души» определялись Гоголем как роман в основе своей комический, юмористический, то чем дальше шла работа писателя над произведением, тем шире и глубже становился его замысел. 12 ноября 1836 года он извещает Жуковского: «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! <...> Огромно велико мое творение и не скоро конец его».

Итак, жанровое определение произведения — поэма, ее герой — вся Русь. Через 16 дней Гоголь сообщает Погодину: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую еще долго буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман <...> Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение: вся Русь отзовется в нем». Здесь подтверждено данное уже в письме к Пушкину название нового произведения, и опять говорится, что это поэма, которая охватит всю Русь. О том, что Гоголь хочет дать единый сложный образ Руси, хочет, чтобы его родина предстала вся «во всей своей громаде», он говорит и в 1842 году в письме к Плетневу. Определение жанра будущего произведения — поэма — неоспоримо свидетельствовало, что в его основе лежит «общерусский масштаб», что Гоголь мыслит категориями общенациональными. Отсюда множество общих примет, несущих обобщающе смысловую функцию, появление таких заявлений, как «У нас на Руси» .... «у нас не то» ..., «по нашему обычаю» ..., «какие у нас бывают общие залы» и т. д.

Так постепенно в ходе работы «Мертвые души» из романа превратились в поэму о русской жизни, где в центре внимания стояла «личность» России, охваченная разом со всех сторон, «в полный обхват» и целостно.

Тягчайшим ударом для Гоголя была гибель Пушкина. «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним,— читаем мы в его письме к Погодину. — Ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета. Он взял с меня клятву, чтобы я писал». Отныне работу над «Мертвыми душами» Гоголь считает выполнением воли Пушкина: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Из дневника А. И. Тургенева известно, что когда Гоголь был у него в Париже в 1838 году, то читал «отрывки из романа своего «Мертвые души». Верная, живая картина в России нашего чиновного, дворянского быта, нашей государственности... Смешно и больно» . В Риме в том же году 1838 Гоголь читает прибывшим туда Жуковскому, Шевыреву, Погодину главы о приезде Чичикова в город N, о Манилове, Коробочке.

13 сентябре 1839 года Гоголь приехал в Россию и прочитал в Петербурге у Н. Я. Прокоповича четыре главы рукописи, в феврале—апреле 1840 года прочел ряд глав в Москве у С. Т. Аксакова, с семейством которого к этому времени у него сложились дружеские отношения. Московские друзья восторженно встретили новое произведение и дали много советов. Писатель учитывая их, вновь стал переделывать, «перечищать» уже законченную редакцию книги.

Весной и летом 1840 года в Риме Гоголь, переписывая исправленный текст «Мертвых душ», опять вносит в рукопись изменения и исправления. Изымаются повторения, длинноты, появляются целые новые страницы, сцены, добавочные характеристики, создаются лирические отступления, заменяются отдельные слова, фразы. Работа над произведением свидетельствует об огромном напряжении и подъеме творческих сил писателя: "все дальнейшее вырисовывалось у него все чище, все величественнее".

Осенью 1841 года Гоголь приехал в Москву и, пока перебелялись первые шесть глав, прочел семейству Аксаковых и М. Погодину остальные пять глав первой книги. Друзья теперь с особой настойчивостью указывали на односторонний, отрицательный характер изображения русской жизни, отмечали, что в поэме дается только «пол- обхвата, а не весь обхват» русского мира. Они требовали показать другую, положительную сторону жизни России. Гоголь, видимо, внял этим советам и сделал важные вставки в совсем уже переписанный том. В одной из них Чичиков ополчается против фраков и балов, пришедших с Запада, из Франции, и противных русскому духу и русской натуре. В другой дается торжественное обещание, что в дальнейшем еще «подымется грозная вьюга вдохновения и раздастся величавый гром других речей.

Идейный перелом в сознании Гоголя, начавший обозначаться во второй половине 30-х годов, привел к тому, что писатель решил послужить своей отчизне не только выставляя «на всеобщее осмеяние» все то, что оскверняло и затемняло идеал, к которому мог и должен стремиться русский человек, но и показывая сам этот идеал. Книга виделась теперь Гоголю в трех томах. Первый том должен был запечатлеть недостатки русской жизни, людей, тормозящих ее развитие; второй и третий — указать пути воскресения «мертвых душ», даже таких, как Чичиков или Плюшкин. «Мертвые души» оказывались произведением, в котором картины широкого и объективного показа русской жизни служили бы прямым средством пропаганды высоких нравственных начал. Писатель-реалист становился проповедником-моралистом.

Из огромного замысла Гоголю удалось осуществить полностью только первую часть.

В начале декабря 1841 года рукопись первого тома «Мертвых душ» поступила на рассмотрение московского цензурного комитета. Но дошедшие до Гоголя слухи о неблагоприятных толках среди членов комитета побудили его взять рукопись обратно. Стремясь провести «Мертвые души» через петербургскую цензуру, он отправил рукопись с Белинским, приехавшим в это время в Москву, но и петербургская цензура не спешила с рассмотрением поэмы. Гоголь ждал, полный тревоги и смятения. Наконец, в середине февраля 1842 года, было получено разрешение печатать «Мертвые души». Однако цензура изменила название произведения, потребовав назвать его «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и стремясь тем самым отвлечь внимание читателя от общественной проблематики поэмы, сосредоточив его внимание главным образом на похождениях проходимца Чичикова.

Цензура категорически запретила «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь, очень дороживший ею и желавший во что бы то ни стало сохранить «Повесть...», вынужден был переделать ее и свалить всю вину за бедствия капитана Копейкина на самого Копейкина, а не на равнодушного к судьбе простых людей царского министра, как это было первоначально.

21 мая 1842 года были получены первые экземпляры поэмы, а через два дня в газете «Московские ведомости» появилось объявление, что книга поступила в продажу.

На вопрос Кто написал произведение"Мертвые души"? заданный автором Наталья Тукташева лучший ответ это Гоголь.

Ответ от Пособник [активный]
Ну, конечно, Гоголь, хотя идею ему подсказал Пушкин А. С.


Ответ от Выпросить [эксперт]
Н. В. Гоголь


Ответ от Вровень [эксперт]
гоголь


Ответ от Маркиза Ангелов [активный]
282 - «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Раздел: Сочинения: Гоголь. Н. В. : Мертвые души Николай Васильевич ГогольМертвые души - гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности. В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-по-мещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. В. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России. В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий. К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани особенный запах, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, черноногая девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево. Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение. Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился сам самородок, живой и бойкий русский ум, Гоголь высказывает общее мнение: ...всякий народ, носящий в себе залог сил.. . своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Русский народ относится к числу именно таких: он полон творящих способностей души. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь. Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню. Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и взлюбившего вольную жизнь. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа. Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников. В Мертвых душах нашла отражени


Ответ от Monster [активный]
гоголь ёпт


Ответ от Андрей Петренко [гуру]
"Мертвые души" написал Гоголь.


Ответ от Servilatus [активный]
Гоголь Николай


Ответ от Ирина Грунич [активный]
Гоголь

План

1.Вступление

2. Смысл названия «Мертвые души»

3. Жанр и суть поэмы

4. Герои и образы

5. Композиция произведения

6. Вывод

В мае 1842 года в свет выходит печатное издание « », автором которого является Николай Васильевич Гоголь. Произведение с первых же дней своего существования заинтересовало читателей, являясь не просто поэмой, а отражением всей России. Хотя изначально показать страну автор хотел всего лишь «с одного боку». После написания первого тома, Гоголь загорелся желанием дальше и глубже раскрыть суть произведения, но, к сожалению, второй том был частично сожжен, а третий и вовсе не был написан. Мысль о создании поэмы появилась у Николая Васильевича после беседы с великим русским поэтом А. С. Пушкиным на тему махинаций с мертвыми душами где-то в Пскове. Изначально и сам хотел взяться за работу, но «подарил» идею молодому дарованию.

Смысл названия «Мертвые души» многогранный и многоуровневый. Все дальше углубляясь в чтение, становится понятна задумка автора. При существовании крепостничества умерших крестьян «исключали их списка живых» только раз в четыре года при проведении ревизской сказки. До этого момента они числись живыми и недобросовестные хозяева или прочие чиновники пользовались этим, продавая или покупая их в своих корыстных целях. Именно эти крестьяне являются «мертвыми душами» в первых главах. Далее автор знакомит нас с чиновниками и помещиками, которые как раз и занимаются передвижением несуществующих крепостных. Их алчность, бесчеловечность и жажда наживы говорят о черствости их души, или вообще об ее отсутствии. Вот кто является настоящими «мертвыми душами».

С литературным жанром этого уникального произведения тоже не все так просто. До начала написания «Мертвых душ» позиционировал произведение как авантюрно - плутовской или социальный роман. Но в процессе работы многое изменилось, и писатель понял, что любовная интрига совсем не то, что он хотел показать современникам и потомкам. Во время издания первого тома автор настоял на том, чтобы произведение было оформлено, как поэма. Желание Николая Васильевича было вполне обоснованным.

Во - первых планировалось написание еще двух томов, в которых бы уже с другой стороны раскрывалась тема работы. А во - вторых множественные отступления лирического характера также указывают на данный литературный жанр. Сам Гоголь объяснял это тем, что события в поэме разворачиваются вокруг одного главного героя, на пути которого встречаются различные трудности и события, отражающие суть данного времени.

В основу этой поэмы легло детище Данте Алигьери «Божественная комедия». Путь главного действующего лица Чичикова должен был пройти через ад, чистилище и рай, взрастив в своей изувеченной душе новые ростки хорошего человека. Социальный строй, и уклад народной жизни играет значимую роль в становлении личности каждого отдельного героя. Обстановка в стране в целом, отдельно взятом городе или усадьбе и отношение человека к этому социальному быту являются выражением порочных сторон личности. Не зря автор считал, что мертвеет душа в основном от обстоятельств и условий жизни.

Ранее в своих работах Гоголь раскрывал жизнь русского народа только в одной конкретной местности. В «Мертвых душах» же охвачена вся российская земля и жизнь различных слоев населения - от крепостных крестьян до прокурора. От провинции до столицы проблемы, волновавшие народ были тесно связаны между собой и четко, но достаточно резко обрисованы автором. Безнаказанная коррупция, воровство, жестокость и разруха были основными из тех проблем. Но, несмотря на все это русский народ не прекращал верить в светлое будущее, выделяясь на сером фоне своей возвышенностью и благородством цели. Наверное, поэтому поэма приобрела такую значимость и популярность, дошедшую и до наших дней.

Положительных героев «Мертвых душ» можно сосчитать по пальцам. Это сам писатель и помещик Костанжогло. Имея научные знания, помещик отличался от других героев поэмы своей рассудительностью, ответственностью, логичностью совершенных дел. Попав именно под его влияние, Чичиков начинает присматриваться к своим поступкам, осмысливать их и делать первые шаги к положительному исправлению. Образ самого писателя, как героя работы, представлен человеком, трагично болеющим за свою страну.

Коррупция и царящие повсюду беспорядки нещадно ранят его в самое сердце и невольно заставляют глубоко прочувствовать ответственность за совершенные другими проступки. Образы остальных героев являются отрицательными и появляются в сюжете по мере своего морального упадка. Все чиновники и помещики относятся к отрицательным личностям. Ими управляет жажда наживы. Все их действия и мысли оправданы только абсурдом и безумством, и абсолютно не поддаются логическому объяснению.

Автор заостряет внимание на том, что каждый конкретный герой описывает не самого человека, а людской типаж, в общем. Например, про Коробочку автор пишет «…одна из тех…». Она является неким собирательным образом, символизирующим коробочку, как сосуд, полный жажды наживы и накопительства чужого добра. А про Манилова сказано, что он «…принадлежит к людям так себе…».

В каждой главе Гоголь уделяет особое значение не только диалогам, но и красочному описанию деревенских пейзажей, обстановке домов и усадеб а также портретной характеристике героя. Особенно ярким и запоминающимся получился образ Степана Плюшкина. «…Ой, баба! Ой, нет!...». Первые впечатления об этом помещике не дали четкого ответа на то, какого он пола, «…платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы…». Характер помещика был довольно ярким, несмотря на его скупость, жадность и неряшливость. Окружающие люди описывали его, как скрягу, мошенника, собаку, в котором «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно…». Несмотря на то, что Плюшкин проявляется высшей степью деградации и неряшливости, а Чичиков полон абсурдной жадности, автор представляет их нам как людей, способных на лучшие изменения.

Несмотря на высокий уровень литературной значимости сюжет произведения достаточно прост. Это использование тех самых мертвых крестьянских душ в своих неблагородных целях. Например, приезжий чиновник Чичиков скупал их для того, чтобы заложить несуществующих работников и выручить за них немаленькую сумму. Композиция поэмы делится на три части, каждая из которых содержит определенное количество глав. В первой композиционной части «Мертвых душ» показаны помещичьи типажи, существовавшие во время творчества Н. Гоголя. В их образе представлены Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич и Плюшкин.

Также подробно описано появление в городе Чичикова и его поездки по усадьбам. Первое звено сначала кажется пустыми передвижениями главного героя с одной усадьбы на другую. Но на самом деле это некая своеобразная подготовка читателя к развязке поэмы. Далее в сюжете следуют более энергичные и интересные события. Совершение «покупок» душ и толки по поводу дел, проведенных Чичиковым и прокурором. К тому же главный герой находит время, чтобы увлечься дочерью губернатора. В конце этого звена прокурора поджидает смерть, так как он не выдерживает укора совести перед своими поступками.

Крайняя глава первого тома является последним звеном и началом следующей работы писателя. В части второго тома дошедшей до нас, раскрываются более глубокие и трагичные переживания по поводу перепродажи несчастных душ умерших крестьян. Сюжет все-таки можно назвать неожиданным и до конца непонятным. Появление главного героя происходит ниоткуда и уезжает он также в никуда. Неясность его поступков указывают больше на тему характеров, чем на масштабную беду страны.

Своей поэмой Николай Васильевич Гоголь не только разоблачает чиновников, показывая нам их черствость, гнилостность и лицемерность, но и обращает внимание на то, что каждый из нас может вырастить в своей душе зерно жестокости и равнодушия. «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?...». Этими словами автор предупреждает читателя, заставляя его прислушаться к своему внутреннему миру и искоренить в нем существующую порочность.

Немаловажное значение автор в своем произведении уделил теме любви к своей Родине, уважению к труду, человечеству, как в целом, так и к каждому отдельно. Тома «Мертвых душ» должны были отождествлять собой прошлое, настоящее и будущее страны. Но к великому сожалению третий том не был написан. Может быть, таким образом, писатель дает шанс сотворить будущее самостоятельно?