Медный всадник (памятник). Медный всадник

П амятник Петру I ("Медный всадник") находится в сердце Петербурга - на Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената.

В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает...
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

"Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника - ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.


Бюст Фальконе Мари-Анн Колло 1773г.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на две точки опоры (змея не точка опоры, об этом ниже).

Одной заливкой, которая началась 25 августа 1775 года, дело не обошлось. Надзор за ней поручили Хайлову. Было заготовлено 1 350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, форма треснула, и металл хлынул на пол. Начался пожар. Фальконе от ужаса выбежал из мастерской, за ним побежали рабочие, и только Хайлов остался на месте. Рискуя жизнью, он обмотал форму своей сермягой и обмазал глиной, подобрал растекшуюся бронзу и влил ее обратно в форму. Памятник был спасен, а возникшие из-за аварии погрешности, позже были исправлены при полировке статуи.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
"Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".

Однако в результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.

Был разработан смелый план спасения статуи. Было решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарастив новую форму непосредственно на сохранившиеся части монумента. С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи.

Вторую заливку произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года". О Хайлове ни слова.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.

Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень".

Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником. Ходили слухи что в старые времена на нем было капище. И приносились жертвоприношения.

Первоначальный вес монолита - около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:
Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу Божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез Невския пучины. И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику.


Портрет Мари-Анн Колло

Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

А памятник весом под 10 тонн еще предстояло установить...

Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей.

С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской.

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.

Не смогли победить памятник ни ветра ни страшные наводнения.

Легенды

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

Считается что легенда восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх, которая подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь...

Есть и другая легенда. Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Затем всадник, оглашая город "тяжело звонким скаканьем", возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.
Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.

Известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, в «Розе Мира», описывал один из адских миров. Там он сообщает, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе...

Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Когда после войны памятник освободили от досок и мешков, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза. Кто-то нарисовал ее мелом...

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, была реализована идея восстановления ограды.

Последние исследования памятника принесли две сенсации:

1. Памятник опирается не на три точки опоры, как считалось ранее, а на две. Змея и хвост лошади нагрузки не несут.


Змея, которую топчет конь и хвост, служат лишь для разделения воздушных потоков и уменьшения парусности памятника.

2. Зрачки Петра выполнены в виде сердечек. Петр смотрит на город влюбленными глазами. Так Фальконе передал потомкам весть о любви Петра к своему детища - Санкт-Петербургу.

3. Благодаря Пушкину и его поэме, памятник зовут "Медным", но он не из меди, а из бронзы.

4. Памятник был изображен на деньгах Юденича.

Памятник овеян мифами и легендами. Есть он и в иностранных собраниях. Таким его представляли японцы.

Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов моряков)))

Поздним вечером памятник не менее загадочен и красив...

Инфа и часть фото (С) Википедия, сайт "Легенды Петербурга" и другие места интернета

Конный памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге в ходе своего создания и стойкой жизни оброс таким количеством легенд, поэм, сказаний, ритуалов и тайн, что до сих пор будоражит нестойкое сознание и воображение туристов, выпускников, жителей города и литейных мастеров скульптуры. Об этих мифах, историях и ритуальных действиях, связанных с конной статуей самодержца, поведает сам памятник Медному всаднику, посвященный Петру I.

История создания

Заказ на сотворение официального монументального памятника основателю столицы на Неве и «прорубателю окна в Европу» Петру I созрел в изображении Екатерины Великой. Не секрет, что в умах европейских философов – архитекторов будущих социальных реформ того времени, – она слыла просвещенным монархом. Со многими из них Екатерина переписывалась и советовалась. Великие Вольтер и Дидро посоветовали императрице изображения работ неизвестного широко творца - ещё не великого автора Этьена-Мориса Фальконе, тогда он еще создавал фигурки-памятники на фарфоровом заводике во Франции. Но несомненный талант просветители сумели разглядеть.

Медный всадник на фоне Конституционного суда России

Самой владычице приглашать художника было не по чину, это делал официально князь Голицын. Приглашение Фальконе обрадовало, о подобном уровне он только ещё мечтал. В задании, поставленном скульптору, было одно важное условие - конный памятник Петру I должен был быть грандиозным по размеру и поражать любое воображение. Вторым условием было виденье Великой Екатерины II места памятника Петру I только в центре Сенатской площади, так будет тожественно и официально. Первое условие автор выполнил, от второго ушел и поместил Петра в Медном всаднике ближе к набережной Невы (художественного смысла и значения в этом было больше).

Для справки! Голову скульптору никто не отрубил, а время доказало справедливость творца. Возможно, сыграло свою роль скопидомство финансовых чиновников, согласованная предварительно стоимость оплаты скульптору за памятник Медному всаднику была снижена, вдвое.

Воплощение модели монумента

Идея Великой Екатерины II состояла в том, что император должен был гордо восседать на коне и вздымать к небесам скипетр, демонстрируя всем абсолютную власть и умаление зрителей перед этой мощью грандиозных фактов. Автор Фальконе сумел продвинуть свою концепцию, где рука памятника Петру I носит указующий характер, и направлена она в сторону Швеции и Балтики. Швеция - как официальный символ победы над сильным врагом России, Балтика - европейский выбор пути развития всадника истории.

Кто изображен на памятнике Медному всаднику по официальным данным? Кроме самого Петра, там есть еще два персонажа - это его конь и попираемая им змея. Прообразом коня стали жеребцы орловской породы, берущие свои корни в арабских скакунах. А арабскую породу всегда отличала стройность и быстрота ног, что значительно усложнило практическую задачу автору, ведь нужна была надежная опора монументу для всадника. Тогда была применена дополнительная точка опоры - хвост коня.

Пётр указывает путь

Змея изображает символизм, традиционно и официально - это враг. По замыслу участников проекта памятника это победа над косностью, устаревшими догмами, консерватизмом мышления, что так впечатляюще воплотил в жизнь Пётр. Особой хитростью художника стало то, что умирающая змея под Медным всадником почти не видна зрителю во фронтоне, чтобы её увидеть надо обойти постамент. То есть это не просто враг, а скрытый противник, а он более опасен.

Городской петербуржской легендой стали интересные рассказы современников. Якобы, чтобы прочувствовать дух властителя, автор оставался ночевать в царских покоях.

Интересно! По одному из мифов царь Пётр появился перед испуганным творцом на краткое время и заставил его отвечать на свои вопросы. Но экзамен автор Фальконе выдержал и получил высочайшее благословение от самодержца Петра I на сотворение памятника всаднику будущего.

Помощницей Фальконе стала его ученица и будущая жена Мари-Анна Колло. Именно ей по истории удалось воплотить голову Петра I на модели. Представленные Фальконе образы лика самодержца императрице Великой Екатерины II не нравились категорически. Автор использовала посмертную маску Петра, но внесла в неё особую тонкость - на месте зрачков Медного всадника были использованы стилизованные сердечки.

Чувства властной женщины-правителя поплыли, и она дала свое согласие на этот вариант.

Практические трудности

Другой загадкой Полишинеля стал материал, использованный для отливки скульптуры. Это вовсе не только медная составляющая статуи, как думают многие. Это бронза! Использованная аллегория «Медный всадник» принадлежит официально авторству А.С. Пушкина в его одноименной поэме. Причем бронза неоднородная в своем составе, более тяжелые металлы были использованы внизу отливки, соответственно легкие - наверху Медного всадника. Это позволило сместить центр тяжести вниз и повысить устойчивость памятника.

Придумать концепцию официального памятника Петру I, создать его в миниатюре и в недолговечных материалах один к одному - это одно, а вот отлить статую всадника в металле - это другое. Такими компетенциями автор и художник не владел, да и никто с задачей такого уровня в России ещё не сталкивался. Процесс поиска мастера затягивался…

Сердечки на месте зрачков

Русский мастер согласился помочь несчастному французу. На это согласился пойти только пушечных дел автор и литейщик Емельян Хайлов. Первая отливка Медного всадника не удалась, лопнула труба залива металла, едва не случился грандиозный пожар. Спас всех присутствующих именно автор Хайлов, накинувший на прорыв свой тулуп, быстро обмазанный в глине, но самого героя от ожогов это не спасло. Следующая попытка состоялась только через три года, вот она стала удачной.

Но материала для основания долго найти не могли. Был даже объявлен официальный конкурс на его поиски. С этим справился поставщик строительного камня в столицу, крестьянин Семен Вишняков. Нашел его он в Лахте под Петербургом, на берегу болота. Сам камень к тому моменту имел уже самоназвание - Гром камень. По одной версии он был расколот во время грозы, согласно другой истории - древние волхвы здесь проводили свои обряды по вызову Перуна и дождя.

Говорят также, что даже сам Пётр I с него осматривал своих врагов - шведов. Какими бы там ни были версии, но началась эпопея с его доставкой, в которой участвовало около 500 человек. Были использованы шарнирные принципы качения и плавучести тел на воде. Построили подобие огромного плота. Сам путь валуна для постамента занял полтора года, только потом началась его обработка на месте. Великая Екатерина II за подвиг доставки камня для постамента Медному всаднику учредила даже официальную медаль «Дерзновению подобно!»

Надпись на Медном всаднике

Таких надписей на памятнике две:

  • Первая - на русском языке сбоку монумента гласит: «Петру I - Екатерина II».
  • Вторая - на латыни с другой стороны: Petro Prima - Katarina Secunda.

Путь камня-постамента для памятника

С русским языком все по смыслу понятно - памятник является подарком от восхищенной последовательницы. С надписью на латыни всё гораздо запутанней, по смыслу и содержанию выходит, что «Петр Первый это Екатерина Вторая». Как бы то ни было, но тождественность себя с великим реформатором и победителем Екатерина устроила очень тонко, по-женски.

Стоит отметить! Сам автор Фальконе предложил императрице другой вариант «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Но к моменту сдачи памятника Медному всаднику в 1782 году художника в России уже не было, его по ложному доносу обвинили в растрате казенных денег, и он, обидевшись, уехал на родину.

Кто конкретно исполнил официальный замысел Екатерины - неизвестно, руководил достройкой русский скульптор и знаток архитектуры автор Федор Гордеев. Но на весь мир была объявлена родственность славы Петра I и Великой Екатерины II, и произошло это в тот момент, когда упали ограждающие памятник Медному всаднику щиты.

Где находится Медный всадник в Санкт-Петербурге

Злые языки в 19 веке утверждали, что Петр I, указывая правой рукой на Неву, а локтем левой - на Сенат, царь говорит потомкам: «Лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате». Тогда Сенат был символом официального сутяжничества, засилья чиновников и коррупции.

Открытие монумента

Сколько памятников Петру 1 в Санкт-Петербурге

Это был основатель города, поэтому неудивительно, что количество фигур царя-реформатора здесь значительно. Самых известных и официальных - шесть:

  • Самый популярный и знаменитый - тот, о котором написано выше, автор - Морис Фальконе.
  • Памятник со сложной судьбой, автор Бартоломео Карло Растрелли. Макет был изготовлен в 1724 году, отлит - в 1747, поставлен на постамент и открыт официально в 1800 году. Примечателен он тем, что Растрелли сделал макет, используя восковую маску царя, снятую еще при жизни. Поэтому лик отличается портретной точностью и привлекает множество зрителей. Находится по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2 (инженерный замок).
  • Царь-плотник Пётр I. Всем известны описания и ученичество юного самодержца в Голландии, согласно истории - азам кораблестроения. Автор Леопольд Бернштам в память об этих временах на Парижской выставке 1907 года представил макет монумента. Он понравился Николаю Второму, были отлиты две бронзовые копии, одна отправлена в город Саардам, где и учился юный царь. Вторая установлена в Летнем саду города Санкт-Петербурга. После революции 1917 года отечественный вариант отправился в переплавку. В 1996 году принц Оранский доставил копию памятника Петру 1 в Петербургский округ, она торжественно и официально установлена на прежнем месте - в городском Летнем саду.
  • Склонный к гигантомании автор Зураб Церетели отметился фигурами Петра I не только в Москве, но и в Питере. Шестиметровая скульптура официально встречает гостей города со стороны моря. Адрес: город Санкт-Петербург, улица Нахимова, у гостиницы Park Inn by Radisson, у станции метро «Приморская».
  • Самый неоднозначный памятник, вокруг которого было сломано столько копий, что дерево стало в дефиците, принадлежит работе автора Михаила Шемякина. Пропорции тела исторического Петра I намерено были изменены, о чем собственно и был весь спор о художественной стоимости. Находится официально в Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга, а её легко найти на карте.

Странный царь

В Нижнем парке Петергофа стоит бронзовый Пётр I автора, скульптора и архитектора Марка Антокольского. Отличается торжественностью военной формы Преображенского полка и полученными наградами царем в истории страны. Окружают его зеленые посадки, официально открыт в 1884 году.

Сами петербуржцы считают Медного всадника хранителем своего города, его не стали убирать даже в моменты самых жестоких обстрелов и бомбежек в истории второй Отечественной Войны. Только закрыли его песчаным стаканом. Да и в первую Отечественную Наполеон пошел не сюда, а добрался до Москвы, это тоже о многом говорит. Пусть хранит он город и дальше, всем будет спокойнее.

Большинство туристов, стремящихся осмотреть все достопримечательности Северной столицы, интересует, где именно в Петербурге находится легендарный памятник Медный всадник, изображающий Петра 1. Этот символ города насчитывает уже более двух веков и овеян множеством преданий и мифов.

Найти знаменитую статую, которой посвящена одноименная известная поэма А. С. Пушкина, не составит труда. Памятник Медный всадник находится на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга - бывшей площади Декабристов (ныне Сенатской) - в открытом сквере. К нему очень удобно добраться через Александровский сад, пройдя через его западную часть.

Точный адрес Медного всадника в Санкт-Петербурге: Сенатская площадь, г. Санкт-Петербург, РФ, 190000.

Медный всадник история создания памятника

Идея создания монумента, призванного увековечить память выдающегося монарха, принадлежит императрице Екатерине II. Она считала, что подобное ответственное дело можно было бы поручить только истинному мастеру. В поисках такого человека князь Голицын - доверенное лицо императрицы - обратился за помощью к маститым представителям французской культуры того времени Дидро и Вольтеру. Великие философы посоветовали своей царственной корреспондентке Этьен-Мориса Фальконе - на тот момент автора не слишком известных скульптурных композиций.

Фальконе работал на заводе по производству фарфоровых изделий, но в глубине души давно мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он подписал с представителями Екатерины II контракт на создание бронзового памятника, согласно которому его вознаграждение составляло всего лишь 200 000 ливров.

Интересно, что в Россию Этьен-Морис приехал вместе с талантливой 17-ней ученицей Мари-Анной Колло, впоследствии вышедшей замуж за его сына. Об отношениях скульптора и его юной помощницы долго ходили различные слухи, причем не всегда приличные.

Мнения о том, как должен выглядеть символ российского самодержавия, оказались весьма различными:

  • Глава Императорской академии искусств Бельский считал, что Петра I необходимо изобразить величественно стоящим во весь рост и со скипетром в руке.
  • Императрица Екатерина II хотела видеть своего предшественника на коне, но обязательно с символами царской власти в руках.
  • Просветитель Дидро намеревался вместо статуи создать большой фонтан с фигурами аллегорического толка.
  • Скромный чиновник Штелин направил в Академию художеств письмо, в котором предлагал окружить статую императора изображениями добродетелей типа Честности и Правосудия, попирающими ногами пороки (Хвастовство, Обман, Лень и т. д.).

Однако автор будущего памятника Медный всадник имел собственное представление о том, как должно выглядеть его творение. Фальконе отказался от аллегорической трактовки образа императора и намеревался показать его как великого законодателя и радетеля о благополучии своей страны. Согласно замыслу скульптурной композиции, она должна была демонстрировать торжество человеческой воли и разума над стихийными природными силами.

Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе

Фальконе подошел к созданию Медного всадника в Санкт-Петербурге весьма ответственно. Модель статуи создавалась на протяжении 1768-1770 годов на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы. Прототипом коня для монумента послужили два орловских рысака Бриллиант и Каприз, считавшиеся украшением царских конюшен. По просьбе скульптора был сделан помост, высота которого практически совпадала с будущим пьедесталом. Один из офицеров верхом взлетал на его край и ставил коня на дыбы, так что Фальконе мог зарисовать все особенности строения туловища и мускулатуры лошади.

Голову императора вылепила Мария-Анна Колло , поскольку варианты ее наставника не были одобрены Екатериной II. В чертах лица Петра I с широко раскрытыми глазами отразились основные качества государя: мужество, сильная воля, высокий интеллект, справедливость. За эту работу императрица удостоила талантливую девушку членства в Императорской академии художеств и пожизненной пенсии.

Конь, на котором сидит государь, попирает копытами змею, которую изготовил русский мастер Гордеев.

После изготовления гипсовой модели Фальконе приступил к отливке статуи, но столкнулся с рядом проблем:

  • Из-за размеров монумента даже литейщики с хорошей репутацией отказывались заниматься отливкой, поскольку не могли ручаться за качество работы.
  • Когда наконец скульптор нашел помощника - мастера по изготовлению пушек Хайлова, оказалось очень сложно подобрать правильный состав сплава. Поскольку памятник имел лишь 3 точки опоры, стенки его передней части должны были быть не толще 1 см.
  • Первая отливка скульптурной композиции в 1775 году оказалась неудачной. Во время работы в мастерской лопнула труба, по которой текла расплавленная бронза. Катастрофические последствия удалось предотвратить благодаря мужеству Хайлова, заткнувшего дыру собственной одеждой и залепившего ее глиной. По этой причине верхнюю часть памятника пришлось заливать повторно спустя два года.

Множеством легенд овеяно происхождение постамента Медного всадника. В народе он известен как Гром-камень. В альтернативных исторических теориях, касающихся строительства Санкт-Петербурга, он занимает ключевое место. Некоторые исследователи предполагают, что официальная версия, согласно которой Гром-камень был перевезен в город из окрестностей небольшого поселения Конная Лахта, сфальсифицирована.

Однако исторические документы и свидетельства очевидцев, в том числе и иностранного происхождения, опровергают предположение, что гигантская гранитная глыба для памятника Медный всадник до обработки находилась на территории Петербурга. Любые попытки связать ее с мифологической цивилизацией атлантов, якобы и являвшихся основателями города на этом месте, безосновательны. Технологии того времени вполне позволяли перевезти даже такую огромную скалу на место возведения памятника.

Гром-камень весил более 1600 тонн, а его высота превышала 11 метров, поэтому до берегов Финского залива он был доставлен на специальной платформе. Она передвигалась по 2 желобам, расположенным строго параллельно друг другу. В них размещались три десятка больших шаров, выполненных из медного сплава. Передвижение платформы было возможно лишь в зимнее время, когда грунт подмерзал и лучше выдерживал тяжелый груз. Транспортировка этого натурального пьедестала до побережья заняла около полугода, после чего по воде он был перевезен в Санкт-Петербург и занял отведенное ему место на площади в 1770 году. В результате обтесывания размеры Гром-камня существенно уменьшились.

Через 12 лет после прибытия Фальконе в Северную столицу его отношения с государыней существенно ухудшились, поэтому он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, а в 1782 году состоялось ее торжественное открытие.

Символика и легенды памятника

Фальконе изобразил Петра I в простом и легком одеянии, без излишней роскоши, приличествовавшей его статусу императора. Этим он стремился показать достоинства монарха как человека, а не как великого полководца и победителя. Вместо седла конь покрыт звериной шкурой, символизирующей приход в страну благодаря Петру I просвещения и благ цивилизации.

Голову статуи венчает лавровый венок, а у пояса прикреплен меч, что говорит о готовности правителя в любой момент выступить на защиту Отечества. Скала обозначает трудности, которые Петру пришлось преодолевать в период своего царствования. Постамент украшает надпись, являющаяся данью уважения императрицы Екатерины II своему великому предшественнику, на русском и латинском языках. В складках плаща спрятана другая надпись, свидетельствующая об авторстве памятника. Вес монумента составляет 8 тонн, а высота - 5 метров.

С Медным всадником связано множество легенд, одну из которых отразил Пушкин в одноименной поэме. Согласно некоторым из них:

  • Якобы еще до установки скульптурной композиции призрак Петра I встретился будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас располагается памятник. Почивший монарх предупредил своего наследника о грозящей тому опасности.
  • В 1812 году Медного всадника собирались эвакуировать, поскольку городу угрожали французы. Однако император явился во сне майору Батурину и сообщил, что пока он остается на месте, Петербургу ничего не грозит.
  • Некоторые люди верили, что памятник - это сам Петр I, решивший перескочить на любимом коне Неву со словами «Все Бога и мое». Однако он перепутал и сказал «Все мое и Бога», за что был покаран высшими силами и моментально окаменел прямо на площади.

Где находится Медный всадник

Памятник доступен для свободных посещений. Увлекательный рассказ о создании статуи и преданиях, связанных с ней, вы сможете прослушать, приняв участие в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу. Их стоимость составляет в среднем от 780 RUR за человека до 2800 RUR - 8000 RUR за группу (в зависимости от продолжительности тура).

Добраться до памятника можно несколькими способами:

  • От станции метро «Адмиралтейская» сверните налево к улице Малая Морская, затем поверните налево на проспект Декабристов и после этого сверните направо к берегам Невы. Путь займет не более 10 минут.
  • От станции метро «Невский проспект» пройдите вдоль канала Грибоедова до конца Невского проспекта и идите по направлению к Александровскому саду.
  • До Сенатской площади также курсируют автобусы № 27, 22 и 3, а также троллейбус № 5.

Медный всадник - это наиболее популярная достопримечательность Санкт-Петербурга, без осмотра которой получить полное представление о городе невозможно.

150 лет назад - 8 сентября 1862 года - в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов - и подлинных, и полуанекдотичных.

Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы - семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой - государь, олицетворяющий свою эпоху:

Рюрик - основание государства Российского в 862 году.

Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году.

Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году.

Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году.

Петр I - основание Российской империи.

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик... Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город - Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории... Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.

10 часто задаваемых вопросов о памятнике

1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?

На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

2. Почему памятник установили в Новгороде?

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

4. За что критиковали проект памятника?

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

5. Кто работал над памятником?

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.

6. Насколько дорогим был памятник?

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия. Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?

Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

9. Что было с памятником во время войны?

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов - все это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.

10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?

Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами. Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Технологически требовалась очень скрупулезная реставрация. Поэтому в своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным ученым, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Ангел и Россия. Первоначально планировалось изобразить двух ангелов. Но потом у художника Михаила Микешина родился образ России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин - «наше все» - над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь , художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и... Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада-шева - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута ? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин . Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Государственные люди:

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей.
17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.

Военные деятели и герои:

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут.
6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.

Просветители:

1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий. митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. митрополит Киевский. 15. Иона. митрополит Киевский. 16. Святой Савватий. 17. Святой Зосима. 18. Максим Грек. 19. Гурий. архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. архиепископ Новгородский. 26. Платон. митрополит Московский. 27. Иннокентий. архиепископ Херсонский и Таврический.

Писатели и художники:

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский


Фото Владимира Ештокина

В статье использованы материалы книги Виктора Смирнова «Памятник государства Российского»,
издательство «Вече», 2008 г.

Описание

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.


В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей - Мари-Анн Колло.



Этьен-Мориса Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло.


Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке - это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.


Остались записки скульптора, где он писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".


Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.


Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.


В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».


В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).



Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.


Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».


Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.


26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.


Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива. Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.



Вид Камня Грома, во время перевоза его в присутствии императрицы Екатерины II.


15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью "Дерзновению подобно. Января, 20. 1770". К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.


Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров. Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов. 23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.


Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой. Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.


Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке. К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником. Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.


В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.


Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.


Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: "Екатерина II Петру I".

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.



Открытие монумента императора Петра I.


На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.



Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.


Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.



Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.


К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.


В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Информация

  • Архитектор

    Ю. М. Фельтен

  • Скульптор

    Э. М. Фальконе

Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Как добраться?

  • Метро

    Адмиралтейская

  • Как добраться

    От станций «Невский проспект», «Гостиный двор», "Адмиралтейская"
    Троллейбусы: 5, 22
    Автобусы: 3, 22, 27, 10
    до Исаакиевской площади, далее пешком к Неве, через Александровский сад.