М и козловский краткая биография. Козловский михаил иванович



Козловский, Михаил Иванович

Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г., при общем распределении учеников по специальностям, назначен в класс скульптуры, к проф. Жилле. Оказывая быстрые успехи в искусствах, он выполнил в гипсе статуи с антиков "Флора Зенона", и "Венера aux belles fesses", получил, одну за другой, медали: в 1770 г., мая 3-го, 2-ю серебряную за рисунок с натуры и июля 30-го, 2-ю золотую за исполнение по программе барельефа "Кн. Владимир, проснувшись, отклоняет удар, наносимый ему Рогнедой"; в 1771 г., сентября 5-го, 1-ю серебряную за лепление барельефа по задаче; в 1772 г. сентября 24-го, - опять 2-ю золотую за выполнение задачи "Воины хотят убить кн. Изяслава Мстиславича на поле брани, не узнав его, но он удерживает их, открывая шлем", и, наконец в 1773 г.-1-ю золотую за барельеф "свидание Святослава с матерью и детьми в Киеве по возвращении с Дуная", после чего, определением 20 мая, назначен пенсионером на 4 года в Рим, куда и отправлен 30 июля на английском корабле.

В своих рапортах из Италии Козловский доносил Академии, что, прибыв в Рим 10 января 1774 г., он упражнялся в лепке с натуры, в копировках антиков по французской Академии (где пользовался советами Виена), в композиции, в рисовке с работ Ан. Карраччи (в галерее Фарнези), Доменикино, Рафаэля Урбино, а также с антиков и с натуры, наконец, в исполнении собственных круглых фигур, представляющих "Реку в виде сидящей женщины с урной" (1775), "месяц август" или "лето" в виде молодого пастушка, "Юпитера, лобзающего Амура" (1776), и в довершение всего - производстве нескольких этюдов с лошади Марка Аврелия и с работ Микель Анджело, для чего он просил об отсрочке своего пребывания в Риме еще на год, на что и последовало дозволение совета по журналу от 27 марта 1777 г. В том году он работал в галерее Капитолийской с "умирающего бойца или гладиатора", затем - "академию" и "анатомию" с натуры, взятые у него многими художниками в Риме и которые он выслал в Петербург в 1779 г.; направляясь же в Париж, получил 10 февраля 1780 г. от Марсельской Академии живописи, скульптуры и архитектуры звание академика, а на родине признан, определением академического совета от 3 сентября 1782 г., "назначенным" в академики за алебастровую фигуру "Юпитера с Ганимедом". Пять с половиной лет спустя, 15 января 1788 г. состоялось определение того же совета, что, так как "им назначенный от Академии и бывший пенсионер ее в чужих государствах г. Козловский отъезжает ныне обратно в Париж для вящего приобретения познаний в своем художестве", то совет, "зная хорошее и честное его поведение, а притом и уважая знаменитость, какую он художеством своим уже себе приобрел, сделав из мрамора статую Ее Императорского Величества (Екатерины II-й, 1787 г., ныне в Академии), заслужившую Высочайшее благоволение, намерен поручить в надзирание его находящихся в Париже пенсионеров, дав ему касающуюся до должности его особливую инструкцию".

В Париже, куда Козловский приехал 20 августа, он посещал натурный класс Академии, причем ему предоставлено было право входить в него одновременно с профессором, что давало ему возможность выбрать место самое лучшее для рисования. В столице Франции он нашел до 10 русских пенсионеров - живописцев, скульпторов, граверов, но обо многих из них директор Академии не имел никаких сведений, а они жаловались, в свою очередь, что "были без всякой протекции" и потому не могли начать своих работ. Козловский распределил их по разным профессорам, и академический совет вполне одобрил его распоряжение.

Почти через год (25 июля 1780) он доносил Академии из Парижа, что "здесь воспоследовала перемена большая - граждане взяли оружие и содержат сами караул и нас к тому же принуждают, не принимая никаких на то отговорок, за что пенсионеры Императорской Академии Художеств крайне ропщут, ибо стоит им каждая неделя-6 франков, а самим ходить, казалось бы, непристойно с ружьем в чужом отечестве, для сей причины был я у нашего посланника, сказывал ему, что нас Импеераторская Академия не с тем сюда прислала, чтобы нам ружье здесь носить, и просил его, чтоб нас защитил, на что его превосходительство не дал никакого решения и мы теперь все должны исполнять, что нам прикажут, а за город никого не выпускают, письма распечатывают; чем все это кончится, того никто не знает; к тому же все здесь вздорожало, так что наши пенсионеры едва могут иметь хлеб насущный". Уведомляя вместе с тем о занятиях пенсионеров, Козловский в заключение советовал Академии долее в Париже пенсионеров не держать, а еще через год (4 июля ст. ст. 1790) уведомлял, что "долее не может исполнять обязанностей инспектора, потому что обстоятельства долее оставаться в Париже ему не дозволяют".

Исполнив в 1791 г. из белого мрамора в натуральную величину, горельефное изображение по пояс митрополита Гавриила, строителя Троицкого собора в Александро-невской лавре (находится ныне в соборе против раки св. Александра Невского, за картиной "Благовещение"), и некоторые другие работы, Козловский обратился 22 августа 1784 г. в совет академии с просьбой, где, рассказав вкратце о своем постоянном рвении и успехе за границей, прибавлял в конце, что "по возвращении моем в Россию старался я равномерно трудами моими снискать себе благовещение любителей изящных художеств и дожил наконец счастья, что многие мои работы сделались известны Ее Императорскому Величеству и Их Императорским Высочествам, ныне же, представляя оные (как-то: Фауна, Марсия, Поликрата, Девушку с бабочкой) на благоразумное суждения Императорской Академии Художеств, всепокорнейше прошу, сравнив их с трудами прочих художников, почтить меня по ним удостоением, какое таланты мои заслуживают".

Просьба эта подействовала и, по определению собрания от 12 сентября, Козловский был произведен в академики, а 21 октября того же года, в торжественном собрании, - в младшие профессоры.

В следующем году (22 марта) Козловский занял место члена в академическом совете, немного же спустя после того (13 апреля) президент гр. Мусин-Пушкин прислал в Академию следующее предложение: "по конфирмованному Ее Императорским Величеством штату Академии положено, при каждом художестве, быть двум профессорам - старшему и младшему, а как ныне скульптурного художества состоит на жалованье один только профессор старший, из опытов же известно, что скульптор профессор и член совета Козловский из одного только усердия, без всякого по сие время жалованья, ставил неоднократно в натурном классе модели и имел смотрение над учениками, то...оного профессора Козловского поместить в Академии на штатное жалованье младшего профессора, состоящее из 600 р. годоваго оклада, препоруча притом в его смотрение и распоряжение к вящей пользе натурный класс", что и было исполнено по определению совета от 28 апреля.

Вообще гр. Мусин-Пушкин покровительствовал этому художнику; 9 сентября 1796 г. он подносил Екатерине II отлитые из меди при Академии: вылепленную проф. Козловским группу "Минервы с гением" и "3 орлика, да две подкладки мраморные", причем Ее Величество изволила орлики с подкладками оставить у себя, Минерву же повелела поставить в Академию, а 21 февраля 1797 г. президент предложил Совету выдать 500 р. на счет его жалованья (которое он еще 12 января 1796 г. изъявил желание обратить на поощрение художников, но по выставке того года не явилось произведений художников, заслуживающих поощрения), в награду проф. Козловскому за сделанную им группу Минервы, поднесенную Императрице.

Продолжая службу в Академии, Козловский был назначен 31 декабря 1796 г. в комиссию для описания картин, мраморов и эстампов Императорского Эрмитажа, в 1797 г. исполнил из мрамора статую "Амур" для того же музея; 27 июля 1799 г. избран был старшим профессором скульптуры на место Мартоса, выбранного в адъюнкт-ректоры; в конце того же года удостоился апробации своего проекта памятника Суворову на Царицыном лугу в Петербурге, а в мае 1801 г., по выполнении оного, получил чин коллежского советника и богатую табакерку; годом раньше, в апреле 1800 г., Государю Императору была поднесена президентом Академии Художеств гр. А. Строгановым мраморная статуя "пастушок с барашком" работы Козловского, и к оной порфировый пьедестал; 1 сентября 1802 г. гр. Муравьев препроводил к президенту по Высочайшему повелению, для рассмотрения, прошение проф. Koзловского о повелении удовлетворить его за мраморную статую, представляющую "Гименей", сделанную на случай бракосочетания великого князя Константина Павловича и находящуюся в Эрмитаже. 2 октября, уже после смерти Козловского, Леонтьев уведомил гр. Строгонова, что он решительного ответа на счет окончания барельефа, начатого покойным проф. Козловским (для здания Медико-Хирургической Академии), сообщить не может, не узнав прежде на то волю министра внутренних дел, гр. В. П. Кочубея, а за три дня перед тем президент предложил совету академии дать воспитанникам программу для сооружения надгробного памятника покойному профессору (на Смоленском кладбище), вследствие чего Чекаловский прислал гр. Строгонову 15 апреля 1804 г. два скульптурных и один рисованный эскиз такого памятника, за которые пенсионеры Демут-Малиновский, Пименов и Прокофьев и получили три золотые медали. Кроме вышеупомянутых работ, Козловским исполнены были еще: мраморная статуя, "Бдение Александра Великого" (она представляет героя сидящим на ложе в дремоте и держащим в правой руке шар, готовый скатиться в чащу), колоссальная группа Самсона со львом для Петергофского сада и украшения для Таврического дворца, а также барельефы в Мраморный дворец, изображающие: "возвращение Регула в Карфаген" и "Камилла, освобождающего Рим от Галлов".

Художественный критик первой половины XIX в., говорит, что "каждое из произведений Козловского обнаруживает в авторе необыкновенную способность, много чувства, воображения, оригинальный взгляд и мастерскую руку. Но, невзирая на эти достоинства, должно сказать, что Козловский, полный самобытности и неподдельного живого дарования, был романтиком своего рода. Примеры древности и памятники классического искусства не были для него исключительным образцом совершенства: здесь к чести его должно сказать, что он еще в исходе прошедшего столетия понимал условность изящного древних. Это повело Козловского в сферу художественных вольностей, где ловкость приема считается искусством, где выражение чувства заменяет выражение характера, где пылкость и игривость воображения именуются творчеством. Но и на этой дороге, где другой непременно бы пал вполне, т. е. сделался бы жалким и грубым маньеристом, Козловский сохранил свое достоинство: произведения его, не имея идеального совершенства и красоты античной, отличаются естественностью характера и свободной простотой подражания природе".

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), гравированных крепкой водкой и лависом; под некоторыми из них стоит имя гравера Корсакова, другие - без имени мастера. Всего 42 ненумерованных гравюры на 24 листах, в том числе приписывается ему и "баня", где женщины моются вместе с мужчинами.

Дела Архива И. А. X. 1774-1800 г.; "Сборник матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; "Месяцеслов на 1840 г.", стр. 177; Д. Ровинский "Подробный словарь русс. граверов", 1894, т. I; Nagler "Künstler-Lex.", VII.

Н. Собко.

{Половцов}

Козловский, Михаил Иванович

Один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в 1772 г., был отправлен в чужие края, работал в Риме и Париже и, возвратившись в Россию в 1782 г., за группу "Юпитер с Ганимедом", вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. В 1788-97 гг. находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 г. возведен в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 г. до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 г.

Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французского ваяния конца XVIII столетия, наиболее известны: монумент полководцу Суворову, на Царицыном лугу, в СПб., колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце) и "Амур, вынимающий стрелу из своего колчана " (в Императорском Эрмитаже), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича, мужская фигура для изучения человеческой анатомии (écorché) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в СПб.).

А. С-в.

{Брокгауз}

Козловский, Михаил Иванович

славный скульптор; воспитанник Академии художеств и профессор скульптуры. Род. 26 окт. 1733, ум. 16 сент. 1802.

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), которые награвированы крепкою водкою и лависом. Под некоторыми нумерами стоит имя гравера Корсакова; прочие без имени мастера.

Книга эта состоит из 42 гравюр, отпечатанных на 24 листах большого формата, без заглавного листа и без текста и оглавления; гравюры не занумерованы. В числе их № 17, российская баня, по удостоверению Е.И. Маковского и Тропинина, гравирована самим Козловским; им же, по-видимому, гравированы и многие другие картины того же издания.

1. "Мысль Сократа о бессмертии души, - проэкт надгробнаго памятника". Гравирован лависом. 16.10½ х 114.

2. "Диоген на публичном месте отвращающийся людских пороков; С.М. Козловской". 12.5 х 17.7½. Гравировано крепкой водкой. На вторых оттисках надпись исправлена и поставлено: "месте".

3. "Меропа избавленная сыном от Тиропа; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.47, х 21.2.

4. Соломонов суд; офорт: "Соч. М. Козловской". 9.6 х 15.6½.

5. "Христос двенадцатилетней в храме Святая Святых; офорт; "Соч. М. Козловской". 4.10½ х 18.7½.

6. "Путешествие Галлатеи; Соч. М. Козловской"; офорт. 5.6½ х 19.1½.

7. "Апеллес живописец избираеть лучшую модель для изображения своей Венеры; С.М. Козловской"; офорт; 13.6½ х 18.8.

8. "Муций Сцевелла перед Порсеною; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.8½ х 14.9.

9. Бог беседует с Петром и Павлом; офорт; Соч. М. Козловской. 6.1½ х 5.9.

10. Добродетельная римлянка; офорт: "С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 7.8½ х 6.7½.

11. "Бахусово празднество; Соч. М. Козловской"; офорт; 11.2 х 23.4.

12. "Идольское жертвоприношение"; грав. крепкой водкой и акватинтой; 11½ х 23.10.

13. Аргус: "Соч. М. Козловской". 4.3½ x 3.11. Офорт.

14. Верблюд: "Соч. М. Козловского" 4½ х 5.8. Офорт.

15. Тезей убивает Кабана; "С.М. Козловской"; 9.6 х 7.3½. Офорт.

16. Геркулес убивает Льва: "С.М. Козловской"; 9.5½ х 7.4½. Офорт.

17. "Российская баня; Соч: М. Козловской". 14.9 х 31.1.

18. Учение Мидицины; большая гравюра на двух досках, грав. крепкой водкой и акватинтой: "Соч. М. Козловской" 9.5 х 41.5½.

19. "Евангелист; Соч. М. Козловской"; 3.97, х 5.7. Офорт.

20. "Епиктит Филозов; С.М. Козловской"; офорт; 4.5 х 3.10½.

21. "Бахусово путешествие. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 9.10½ х 13.4½. Офорт.

22. "Молодой Товий изцеляет отца своего Товита; Соч. М. Козловской". 5.1 х 5.5½. Офорт.

23. "Авраам Исаака приносит в жертву; С.М. Козловской". 4.2 х 5.4. Офорт.

24. "Древних бракосочетание. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков"; грав. кр. водкой; 9 х 14.4.

25. "Из Тасса Клоринда. С.М. Козловской". 7.½ х 8.8. Гравир. крепкой водкой.

26. "Динона сжигается. С.М. Козловской"; 5.11 х 8.5½. Офорт, пройден резцом.

27. "Артемиза оплакивает своего супруга. С.М. Козловской". 6.3 х 8.3. Офорт, резцом.

28. "Похищение Европы. С.М. Козловской". 5.9 х 8.7½. Грав. крепкой водкой и резцом.

29. Разносчики: 1) со сбитнем и баранками; 2) с лотком на плече; 3) с корзинкой, с грибами; на голове; 4) с блинами на тарелке. Офорт: "Соч. М. Козловской". 6.6 х 14.8.

30. Разносчики - три женские фигуры торговок и одна мужская, с дичью. Офорт: "Соч. М. Козловской". 7.8 х 14.8.

31. "Аякс уносит тело Патроклово. Соч. М. Козловской". Офорт. 5.3 х 5.10.

32. Венера с Амуром: "С.М. Козловскаго". Офорт. 4.9 х 5.11½.

33. "Вулканово путешествие; Соч. М. Козловской". 8.4 х 14.3½. Офорт.

34. "Вениамин в Египте; С.М. Козловской"; 6.6 х 9.6½. Офорт.

35. "Центавр похищает любовницу y Геркулеса; Соч. М. Козловской". 9.2 х 6.9. Грав. креп. водкой и резцом.

36. "Авраам приносит на жертву сына своего Исаака; Соч. М. Козловской"; креп. подкой и резцом. 8.9 х 8.

37. "Надгробная покойного Мелисина; С.М. Козловской". 6.7 х 7.6. Офорт.

38. "Платон и Аристотель; С.М. Козловской"; 6.2 х 5.6½. Офорт.

39. "Детская пляска; С.М. Козловской"; 6.10½ х 13.8. Офорт.

40. Музыканты, - две мужские фигуры, играющие на волынке и на дудке, один из них приплясывает; офорт: "С.М. Козловской". 5.2 х 5.10.

41. "Геркулес убивает Антея; С.М. Козловской"; офорт. 6.2½ х 5.5½.

42. "Сципион увольняет пленницу. Соч. М. Козловской"; офорт. 8.1 х 11.5½. 1-е состояние доски до подписей.

{Ровинский}

Козловский, Михаил Иванович

знаменитый скульптор, воспитан., пенсионер и профессор И. А. X., р. 26 октября 1753 г. † 1802 г. 16 сентября.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Козловский, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1753 1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников С. С. Пименов, В. И. Демут Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779… … Художественная энциклопедия

    Русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в… … Большая советская энциклопедия

    Козловский Михаил Иванович - (1753—1802), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), Академик с 1794; преподавал там же (с 1794). Пенсионер АХ в Риме (1774—79) и Париже (1779—80). Мастер монументальной декоративной и станковой пластики,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Share

Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств.

Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н. Жилле — фр анцузский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени.

Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР).

Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академик художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию Знакомство с произведениями древности, глубокое изучение памятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор.

К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло.

Аполлон

В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это — свидетельство популярности его произведений за границей. Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников.

Он исполняет барельефы для концертного зала в царском Селе (архитектор Д. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди). Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины II, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы. Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж «для приобретения познаний в своем художестве».

Гименей

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский.

Поликрат. Гипс. 1790. Русский музей.

Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году — старшим профессором.

Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и другие.

Минерва и гений художеств.

Конец 80-90 годов XVIII века — период расцвета таланта скульптора.

Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника.

В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ). Знаменательно, что художник обратился к темам русской истории, событиям недавнего прошлого.

«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ». Мрамор. 1797. Русский музей.

Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой — весы правосудия; у ног — мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780е, ГРМ).

В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Привлекательны красота и совершенство фигуры, гибкость и плавность движений юношеского тела. Продуман силуэт статуи, отличающийся четкостью и выразительностью контуров.

Бдение Александра Македонского.

На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой — мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте. Контраст мертвой неподвижности поникшего тела Патрокла и сильного мускулистого Аякса придает сцене драматизм.

Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.

Геркулес на коне

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа.

Только в последних вариантах художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова. Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова. В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества.

Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.

памятник Суворову

Массивная, ритмично расчлененная форма контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя. Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле.

Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к Символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Самсон, разрывающий пасть льву

«Самсон» Козловского — одно из наиболее выдающихся произведений декоративной скульптуры. Ансамбль петергофских фонтанов, уничтоженный фашистами в годы Великой Отечественной войны, теперь восстановлен.

Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Амур со стрелой

Гений. Павловский дворец

Психея

Аякс защищает тело Патрокла

Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802)

М.И. Козловский умер раньше всех своих знаменитых современников-скульпторов, но раньше других сформировался как мастер классицизма.

Михаил Иванович Козловский родился в семье полкового музыканта, – как сообщает исследователь. В двенадцатилетнем возрасте будущий скульптор поступил в Академию художеств (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.5. Русский музей представляет). Учился он у Николя Жилле, о котором мы уже говорили, и в процессе обучения получал золотые и серебряные медали. По завершении образования в 1773 году был направлен пенсионером в Италию, откуда после шестилетнего пребывания уехал в Париж. По возвращении в Петербург М.И.Козловский был привлечён к участию в работе над декоративно – монументальными произведениями, украшавшими архитектурные памятники столицы и парковые ансамбли под Петербургом. Он был автором знаменитой скульптуры Самсона, побеждающего льва, в ансамбле фонтанов Петергофа, участвовал в создании декоративного убранства Мраморного и Чесменского дворцов, Храма дружбы Царского Села.

Поликрат. Бронза. 1790 У нас представлены произведения Козловского, выполненные в конце 1780-х–1802 годах. В центре зала мы видим статую «Поликрат», замысел которой возник у скульптора в период жизни в Париже. Если вы вспомните, что в это время происходило во Франции, то станет понятным выбор темы, наполненной трагическим и философским смыслом. Это было время революции, время казней, кровопролития. 14 июля 1789 года была взята Бастилия – тюрьма, олицетворявшая старый режим. Власти потребовали даже от русских художников-пенсионеров взяться за оружие и примкнуть к восставшим, на что Козловский, как наиболее смелый и активный, ответил: «….нас императорская Академия не с тем сюда прислала, чтоб нам ружьё здесь носить». (Карпова Е.В. Указ. книга, с 17.) Сюжет скульптуры взят из истории Древней Греции. Поликрат – властитель острова Самос. Он был очень богат и удачлив во всех своих делах. Побеждал врагов, жил в роскоши. Но он понимал, – и это соответствовало греческой философии, – что человек не может быть равным богам, что за всё надо платить. Иначе боги могут послать несчастья. И Поликрат решил задобрить богов. Он придумал послать им самое главное своё сокровище – драгоценный перстень. Как послать подарок богам? Поликрат бросил перстень в море. Но случилось так, что на следующий день повар чистил только что пойманную рыбу и обнаружил в ней перстень. Поликрат понял, что боги не приняли его дар. Вскоре началась война с персами, и Поликрат был предательски выдан врагам. Он был жестоко казнён – распят на дереве. Этот момент и показывает скульптор. На стволе дерева мы видим надпись на греческом языке, в переводе означающая: «Никто не является счастливым, пока жив». Немецкий поэт Фридрих Шиллер написал стихотворение на эту тему «Поликратов перстень», известное у нас в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Скульптура показана в сложном развороте, её необходимо обойти, чтобы получить полное впечатление. Поликрат стремится освободиться, мускулы тела и левой руки сильно напряжены, но страдальческое лицо и бессильно опущенная правая рука говорят, что силы героя иссякают. В композиции фигуры мы видим наследие барокко.

Для осмотра следующих статуй нам следует пройти в вестибюль.Бдение Александра Македонского

Имя Александра Македонского и слава прошли через века. Он прожил всего тридцать три года, в 20 лет возглавил государство и армию, и в многолетней войне, которую он вёл с народами Средиземноморья, Египта, Персии и Индии, не потерпел ни одного поражения. В процессе войн Александр основал несколько городов, названных его именем. Один из них дожил до наших дней – это Александрия в Египте. Образ Александра Македонского привлекал поэтов, писателей, художников, скульпторов. Не остался равнодушен к этому, как бы мы сказали, романтическому герою, и наш М.И. Козловский.

Александр (356–323 г.до н.э.) – сын Македонского царя Филиппа II. Из литературы известны различные истории из его юности, которые говорят о его уме и храбрости, например, он смог приручить дикого и злого коня, который никому не давался в руки. Учителем Александра был знаменитый греческий философ Аристотель. Известно, что Александр с отроческих лет готовил себя к воинским подвигам. Например, он заставлял себя не спать. Для этого возле его ложа был поставлен сосуд, а в руке Александр держал шарик (из металла или мрамора). Это был будильник. Когда юноша засыпал, шарик падал со звоном в сосуд, и будил его. Вот этот сюжет и выбрал скульптор для своей работы.

Молодой царевич представлен красивым юношей, весь облик которого выполнен на основе античных статуй. Он опирается на руку, в полудремоте, и поза его подчёркнута преобладающей здесь фасадной точкой зрения. Но всё же, чтобы внимательно разглядеть скульптуру, мы должны рассмотреть её с разных сторон. Александр сидит на ложе, среди воинских атрибутов: мы видим шлем, колчан со стрелами, щит на пьедестале и развёрнутый свиток – это рукопись поэмы Гомера «Илиада», персонаж которой – Ахилл – был любимым героем Александра. Рассмотрим пьедестал. На щите изображён кентавра (получеловек, полулошадь), который воспитывает героя Ахилла. Как отмечает исследователь этого произведения А.Г. Сечин, воспитание – смысл этой скульптуры. (А.Г.Сечин. К вопросу о сюжете статуи М.И. Козловского «Бдение Александра Македонского» //Страницы истории отечественного искусства. XVI-XIX век. Вып. V. – СПб.: Государственный Русский музей. 1999. – С.62-68). Можно подчеркнуть, что и аллегория, и идея нравственного воспитания, самоусовершенствования, и само художественное решение скульптуры свойственны классицизму. Козловский быстро усвоил основные положения этого стиля, что мы видим и на примере этой работы, и на других, выполненных в 1790-х годах.

Екатерина II в роли Фемиды

Эта статуя в аллегорической форме прославляет Екатерину II. Фемида – богиня Правосудия в Древней Греции. Императрица Екатерина II, немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (1729–1796) известна под именем Екатерины Великой. Жена Петра III, убитого гвардейцами в 1762 году, мать императора Павла I, убитого придворными в 1801, бабушка, любящая своих внуков, двое из которых царствовали – Александр I и Николай I, писательница, автор пьес и сказок. Издала «Наказ» – свод законов. Скульптор Э.М. Фальконе, по её приглашению приехавший в Россию, создал здесь всемирно известный памятник «Медный Всадник». Екатерина всегда окружала себя людьми выдающимися, умными и талантливыми. Она вела интересную переписку с французскими философами. Например, переписка с самым влиятельным и знаменитым писателем и философом Вольтером составляет несколько томов. Екатерина купила для России библиотеку Вольтера, делала пометки на полях книг, ещё не все изученные исследователями, и библиотеку писателя Дени Дидро, который даже побывал в Петербурге и беседовал с императрицей. Екатерина II значительно обогатила собрание Эрмитажа покупкою коллекций произведений искусства. При ней Россия вела победоносные войны, полководцы – Потёмкин, Суворов, Румянцев-Задунайский, – прославили русскую армию, был завоёван Крым. Екатерина оставила воспоминания.

Императрица изображена сидящей на троне в величавой позе, которую подчёркивают ниспадающие складки одежды. Правой рукой она опирается на столб, где лежат весы – символ правосудия – и придерживает их, а левая, как бы пересекающая фигуру императрицы, указывает на меч, обёрнутый свитком. Что же обозначает этот символ? Меч всегда символизирует войну. Но здесь он обёрнут рукописью, свитком законов. Значит, войны закончились, наступил мир, и пришло время спокойно исполнять законы. Идея скульптуры, выраженная аллегорически, призывает к миру и нравственному долгу; художественное решение – фасадная точка зрения, обобщённый, лишённый дробности облик императрицы – говорит о достигнутом скульптором классицистическом исполнении памятника.

Помимо величественных и героических сюжетов Козловского привлекали идиллические мотивы, где можно показать покой, гармонию, беззаботность. Таковой воспринимается стоящий здесь же «Амур».

Амур (Амур в образе Гарпократа)

Кто такой Амур знают все. А вот кто такой Гарпократ? Так называли египетского бога Гора. Его изображали в виде младенца с пальчиком у рта. Этот образ символизировал молчание. В эллинистическую, греко-римскую эпоху Амур в образе Гарпократа считался богом молчания. (Мифологический словарь /Сост. М.Н.Ботвинник и др. – Л.: Гос. уч.- пед. изд-во, 1959. - С. 43.) Вы можете сами сказать, что это настоящая классицистическая скульптура.Гименей

Бог брака у древних греков и римлян. Скульптура выполнена в связи с бракосочетанием великого князя Константина Павловича и великой княжны Анны Фёдоровны (Юлии Генриетты Ульрики, принцессы Саксен-Кобургсой). Присутствуют атрибуты свадебных торжеств – щит с портретами жениха и невесты, воркующие голубки, соединённые руки, цветы и рог изобилия.
К спокойным и беззаботным образам относится и «Девочка с бабочкой».

Яков Долгорукий, разрывающий царский указ

Князь Яков Фёдорович Долгорукий (1659 – 1720) был сподвижником Петра I. Участвовал в военных походах Петра. Был сенатором и возглавлял Военный комиссариат. С 1717 года был назначен президентом Ревизионной коллегии. Он был известен справедливостью, неподкупностью, прямотой суждений и бесстрашием. Яков Долгорукий не боялся противоречить самому Петру, если был с ним не согласен. Однажды произошло событие, которое и послужило темой для скульптуры. Сенаторы подписали Указ, «по которому Новгородская и Петербургская губернии, и без того разорённые войной, обязаны были посылать крестьян на рытьё Ладожского канала». (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский. /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.47. Русский музей представляет). Яков Долгорукий заявил, что крестьяне и без того отягощены войной и поборами, и не следует посылать их на новые работы. И он разорвал царский указ. Петр рассердился, а потом понял, что Долгорукий был прав. Не каждый сумел бы так поступить! Фигура героя дана в лёгком повороте, не нарушающем фасадную точку восприятия. В руке у него факел – символ истины. У ног – змея и маска. Змея – символ зла, маска – символ лицемерия. Аллегория означает, что герой попирает лицемерие и зло во имя торжества истины. На столбе лежит Указ в развёрнутом виде, надпись на французском языке гласит: «Указ императора, обременённый для разорённой страны» (Карпова Е.В. Там же). Здесь же лежат весы, символизирующие правосудие. Высокая гуманистическая, нравственная идея скульптуры соответствовала классицистическим идеалам. Художественное исполнение также отвечало канонам классицизма. Козловский не показывает исторически верный костюм героя, он одет в римскую тогу и сапожки. Обрамлённое пышными кудрями лицо идеализировано.

Самой знаменитой и оказавшейся последней работой рано ушедшего из жизни скульптора стал памятник Александру Васильевичу Суворову.
Уменьшенное повторение памятника А.В. Суворову, установленного в Петербурге в 1801 году. Бронза, гранит. 1801 Козловский работал над этим памятником в 1799 – 1801 годы, начав его сразу, как только слава о походе армии Суворова через Швейцарские Альпы дошла до Петербурга. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – великий русский полководец, всемирно известный, не знавший ни одного поражения. Памятник был заказан Козловскому императором Павлом I. В соответствии с эстетикой того времени и канонами классицизма скульптор создал не портрет Суворова, а памятник его победам. Суворову исполнилось семьдесят лет, и он, вернувшись из труднейших Итальянского и Швейцарского походов, был болен и вскоре умер. Полководец представлен в образе бога войны, на нём шлем и латы, в поднятой руке он властно держит шпагу. Щитом полководец прикрывает папскую тиару (головной убор Римского папы), и короны Сардинского и Неаполитанского королевств. Символика означает, что Российская армия под руководством Суворова вела победоносные войны в этих землях. Суворов представлен в героической позе, с гордо поднятой головой, плащ его ложится динамичными складками, как будто колеблемый ветром. На гранитном постаменте читаем надпись: «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский». Суворов получил эти звания за свои блистательные победы – в русско-турецкой войне на реке Рымник в 1787 – 1791 годах и над войсками молодого тогда генерала Наполеона в 1799, хотя с самим Наполеоном ему не пришлось сразиться. Бесстрашный полководец получил также звание генералиссимуса. Эта скульптура представляет собою обобщённый памятник полководцу и его победам, прославившим русскую армию. В создании постамента участвовали - молодой архитектор А.Н. Воронихин, будущий строитель Казанского собора, и скульптор Ф.Г. Гордеев, о котором мы уже говорили. Бронзовый барельеф с надписью осеняют два крылатых гения - аллегорические фигуры, обозначающие Мир и Славу. Памятник был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти полководца. Современники говорили о нём: «Суворов был чудо нашего века. Он блистал величием души и простотою добрых нравов». (А.В.Суворов. Письма. //Издание подготовил В.С. Лопатин. – М.: Наука, 1987. – С. 747).

Можно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны этот памятник, как и Кутузову и Барклаю де Толли, был оставлен открытым. Он вдохновлял бойцов, напоминая о подвигах русских солдат. Войска салютовали ему, уходя на фронт.

В этом же зале помещены картины первых русских художников Академии. Мы уже упоминали об этом учебном заведении, но поговорим несколько подробнее. Мысль о создании в России Академии художеств занимала Петра Великого ещё в молодости. Но осуществлению её мешали войны. В известной Канцелярии от строений, действовавшей с 1706 года и занимавшейся строительством новой столицы, Петербурга, работали мастера декоративного искусства. Мир со шведами был заключён в 1721 году, и уже в следующем, 1722 году, император приступил к созданию большого научного центра с Академией наук, университетом, гимназией и Академией художеств. Академия наук была основана в 1724, и открыта в 1725 после смерти великого царя. Он умер 28 января 1725 года. При Академии наук действовало живописное, скульптурное и архитектурное отделение, где преподавали, в основном, иностранные мастера. Императрица Елизавета Петровна преобразовала это отделение в Академию художеств.

Произошло это так: камергер, друг императрицы, образованнейший человек своего времени Иван Иванович Шувалов, о котором мы уже упоминали, заботился о художественном образовании в России. В 1757 году он подал в Сенат проект о создании Академии художеств. Елизавета Петровна утвердила проект. Так дочь Петра Великого осуществила мечту своего отца. Вскоре началось строительство здания Академии художеств на Васильевском острове. В странах Западной Европы – Австрии, Италии, Франции и других – уже работали Академии художеств и там были разработаны идеи, определённые каноны и правила изображения. Мы уже говорили о них. В процессе осмотра картин повторим ещё вновь.

Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. По окончании курса в 1772 году, став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год).

Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом», вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году.

Среди учеников Козловского наиболее известны С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

    Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф

    Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге

    «Яков Долгорукий, сжигающий царский указ». 1796. ГТГ

Произведения

  • монумент полководцу Александру Суворову (1799-1801, бронза) на Суворовской площади в Санкт-Петербурге.
  • статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (1800-1802, золочёная бронза; похищена в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым);
  • мраморные статуи «Сидящая девочка» и «Амур, вынимающий стрелу из своего колчана» (Эрмитаж)
  • мраморная статуя «Гименей», исполненная по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича
  • барельефы «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл, избавляющий Рим от галлов» (1787, Мраморный дворец).
  • мраморная статуя «Бдение Александра Македонского», (1780-е, Русский музей)
  • гипсовая статуя «Поликрат» (1790, Русский музей),
  • мраморная статуя «Спящий Амур» (1792, Русский музей)
  • мраморная статуя «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (1797, Третьяковская галерея)
  • бронзовая статуя «Геркулес на коне» (1799, Русский музей)

Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров:

«Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.
Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В. Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея“ (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В. Н. Петров:

«Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.
Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.
Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона“ к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».