Памятник екатерине второй. Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой Памятник императрицы екатерины 2

"Где стоит такая дама,
Позади которой - драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?"

народная сатира


П амятник Екатерине II находится в сквере у Невского, в саду называемом в народе "Катькин садик".
Памятник Екатерине Великой был установлен в 1873 году, а площадь ныне носит неожиданное название - Островского)))

Запечатлен момент открытия памятника. Сквер и памятник овеян различными легендами и сказаниями))) о которых я и хочу поведать)))

По легенде, обсуждая с Фальконе детали памятника Петру I, Екатерина заодно поручила ему сделать и проект памятника самой себе. Фальконе нарисовал несколько эскизов, но Екатерине не понравилось и она идею отложила... для потомков. Памятник был поставлен только в следующем веке, уже в столетнюю годовщину коронации Екатерины.

Молва гласит, что Николай I бабку свою, Екатерину II, не любил и не только не собирался каким-либо образом увековечить ее память, но даже сердился, когда при разрешении государственных вопросов делались ссылки на указы или распоряжения Екатерины.

Александр II не разделял нетерпимого отношения отца к великой женщине, однако, с памятником прабабушке не спешил.

Однажды канцлер Горчаков на приеме у царя посетовал, что гуляя по Петербургу, невозможно увидеть ни одного знака, напоминавшего бы о царствовании «Семирамиды Севера». Александр II промолчал, но к словам знаменитого дипломата прислушался. Спустя некоторое время Горчаков узнал, что решено поставить монумент Екатерине в ее любимом Царском Селе, и что модель уже готова. Александр Михайлович поспешил взглянуть на модель, и она совершенно ему не понравилась. Екатерину изобразили с лирой в руках, размеры модели были малы - она производила впечатление обычной садовой скульптуры.

Когда император спросил Горчакова, что он думает о модели памятника, Александр Михайлович не стал скрывать своего разочарования.

Глас народа - глас Божий: пресловутая модель была отвергнута, и скульптору Микешину пришлось создавать новую, и уже не для Царского Села, а для Петербурга.

В результате, в сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал.

Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера.

Петербуржцы не приняли и его. У нас в городе все новое долго вызывает отторжение. Памятник был сразу же подвергнут резкой критике, иначе как "микешинской сонеткой" (сонетка - это настольный колокольчик) петербуржцы его не называли.

Хотя теперь всем ясно - шедевр! Особенно, если учесть, что после Октябрьской революции все другие памятники Екатерине в России были уничтожены. Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро». В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации.

Идея воздвигнуть памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге приходила в головы вельмож и в период ее правления. Кому, как не ей? Против этого была сама царица. Однако к столетию ее восшествия на престол (22 сентября 1762 года) идея стала воплощаться в жизнь.

Век от идеи до воплощения

Вопрос об установке памятника императрице был поднят в апреле 1863 года. Инициатором был барон Фредерикс, отпрыск русского графского, баронского, дворянского рода. Его поддержали все сословные отделения Городской думы и Соединенные комиссии о пользах и нуждах общественных. Инициаторы предлагали установить памятник на Александринской площади между Александринским театром и Публичной библиотекой, расположенной в здании, которое принадлежало покойной царице. До этого времени памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге так и не установили.

Проект

В 1862 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Его выиграл художник и скульптор Михаил Микешин, уже известный всей стране благодаря комплексу «Тысячелетие России», воздвигнутому по его проекту в Великом Новгороде. Новая его работа в стиле рококо получила в Лондоне на всемирной выставке почетную медаль. Но памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге изначально планировался к установке в Царском Селе. И для этого М. Микешеным был изготовлен в 1861 году макет. После решения установить сооружение в городе на Неве в макет необходимо было внести изменения, хотя общая идея осталась прежней. В 1864 году новая фигура была отлита мастером Соколовым. Этот макет позднее поместили в павильон «Грот» в Царском Селе.

Серьезный подход

Общее руководство работами было поручено архитектору Д. И. Гримму, академику, одному из основателей «русского стиля». В команду по возведению монумента вошел еще один архитектор, В. А. Шрётер, и два скульптора: А. М. Опекушин (автор памятника А. С. Пушкину в Москве) и М. А. Чижов. Немного переделанная модель памятника получила высочайшее одобрение. Работы начались. Саму фигуру императрицы, стоящей с царственной осанкой и милостивейше улыбающейся первым лицам государства, изваял Матвей Афанасьевич Чижов. Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге напоминает общими очертаниями «Тысячелетие России» - та же форма колокола, центральная статуя, венчающая весь монумент, у подножья которой расположены фигуры значимых для страны деятелей. На екатерининском обелиске их изваял а отлиты фигуры виднейших деятелей славной эпохи правления Екатерины Великой были на заводе «Николс и Плинке» лучшими мастерами-бронзолитейщиками.

Всего на памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге (фото в статье) потребовалось 50,8 тонн бронзы. Этот металл пошел и на изготовление лаврового венка, опоясывающего подножье мраморного пьедестала (мрамор возили с Карельского перешейка), на торшеры канделябров 4-х фонарей, расположенных по периметру монумента, и доску, на которой написано, что памятник водружен в царствование Александра II. Автором всех бронзовых деталей и самого гранитного пьедестала был Гримм Д. И. По рисункам его ученика Виктора Шрётера были изготовлены орнаментальные детали фонарей.

Одна царица в вышине

При общей высоте памятника в 10 метров фигура самой Екатерины II составляет 4,35 метра. Императрица изображена с пиететом - она не деспот, она мать державы. Величественная, но ласковая, мудро управляющая страной. В руках ее скипетр, а вместо державы - лавровый венок, что символизирует не только власть, но и славу. Ведь вся Европа знала, что русская императрица - мудрая и просвещенная женщина. На царственные плечи накинута горностаевая мантия - одна из регалий власти. Вторая - Корона Российской империи - лежит у ее ног. На груди Екатерины II еще один символ царской власти - бриллиантовый знак на цепи и звезда ордена Апостола Андрея Первозванного, учрежденная Петром I.

Благих сподвижников когорта...

Милостивая царица улыбается своим вельможам, сделавшим все для величия России в период ее правления. Кто эти люди, которых знала вся страна, а не только Санкт-Петербург? Памятник Екатерине 2 увековечил их имена.

Лицом к Невскому проспекту расположены фигуры Петра Румянцева-Звдунайского, управлявшего при Екатерине Малороссией, светлейшего князя Георгия Александровича Потёмкина-Таврического, взявшего Очаков и присоединившего к России Новороссию. Легендарный генералиссимус Александр Суворов - третья фигура в группе. Все они способствовали расширению границ Российской империи. По мере продвижения к появляются фигуры поэта и Екатерины Дашковой, президента Российской академии, внесших свою лепту в формирование великой державы. Дальше расположились руководивший всей государства князь Александр Безбородко и Иван Бецкой, президент Академии художеств. Они обращены в сторону Публичной библиотеки (Санкт-Петербург). Памятник Екатерине 2 дополняют еще две фигуры, расположенные напротив Александринского театра. Это флотоводец Василий Чичагов, полярный исследователь, и легендарный Алексей Орлов-Чесменский.

Днем воинской славы России считается 7 июля, когда русский флот под командованием Алексея Орлова одержал блестящую победу над турками в Чесменском сражении. Это действительно своего времени, и никакие городские легенды не умалят их достоинств, как и значимость Великой Екатерины не умалит фамильярное название окружающего памятник сквера - «Катькин сад».

Легенды центральной достопримечательности

Одной из самых знаменитых достопримечательностей нашей страны является памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге. Описание его можно продолжить некоторыми статистическими данными. Обошелся он государству в 316 тысяч рублей. Церемония открытия и выпуск увеличил эту сумму до 456 896 рублей. Возводился памятник более 10 лет. Легенды окружают его, как, собственно, и любую достопримечательность. Одна из них связана с моментом начала строительства - по примеру одной истерично-восторженной дамы, сорвавшей с пальца и бросившей в котлован кольцо, это сделали и некоторые другие женщины. Ну, сколько их должно было быть, чтобы в головах петербуржцев родилась легенда о «несметных сокровищах», зарытых у подножья памятника. Кстати, в сваи при строительстве были вмонтированы образцы золотых и серебреных монет правителей России?

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, адрес которого: Центральный район, Невский проспект, д. 56, находится в историческом центре города. Рядом расположены Екатерининский сквер и Александринский театр. До него легко можно добраться общественным транспортом, ехать нужно до станции метро «Гостиный двор».

Монумент Екатерине Великой по праву считается одним из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Императрица, запечатленная в граните, величественно взирает на своих подданных с высоты, а подле ее ног смиренно сидят ее фавориты - люди, которые определяли тогдашнюю политику, плели интриги, теряли и обретали власть...

История создания памятника

Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку "освободитель") повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение "свыше", и тогда памятник, наконец, начали возводить.

Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом - с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой - 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

В память о первом "Царскосельском проекте" в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского - размером примерно в 1/16 величины того.

Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти - скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи. Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов "екатерининского кружка" девять фигур…

Григорий Потемкин-Таврический - основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

Александр Суворов - величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

Гавриил Державин - русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Екатерина Дашкова - одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

Александр Безбородко - русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

Иван Бецкой - секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

Алексей Орлов-Чесменский - видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.

Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово "закон" и сделана надпись "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год". Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

На площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году в центре сквера Александровской площади был открыт памятник императрице Екатерине II. С того дня, как его представили публике, вокруг памятника ходили разного рода легенды, а городские острословы всячески подтрунивали над изваянием Российской самодержицы. Говорили о том, что изваяния фаворитов императрицы на пьедестале жестами указывают на размер своих достоинств, а Державин лишь разводит руками, что под постаментом зарыт огромной ценности клад – перстень, который при закладке некая высокопоставленная дама бросила в котлован. Что касается первой истории, то она – вымысел. Из всех фаворитов Екатерины на памятнике есть изображение только Г.А. Потемкина. А вот ко второй легенде вроде бы отнеслись всерьез – при Советской власти в Екатерининском саду собирались проводить раскопки. Правда, они так и не были начаты.

С монументом Екатерины постоянно происходили различные курьезы и неприятности. Некоторые детали – цепи, ордена, шпаги – периодически пропадали, во время реставрационных работ в короне на голове императрицы нашли осколки стеклянных бутылок, из рук скульптуры полководца А. Суворова несколько раз вырывали шпагу, причем покушения продолжаются и сейчас, а однажды шутники наряд Екатерины превратили в матросскую тельняшку. Вандалов в большинстве случаев находили. В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

Идея установки монумента возникла в 1860 году, спустя 100 лет после воцарения Екатерины II. Автор памятника – художник М. Микешин. Гранитный пьедестал выполнен из камня, который доставляли к набережной Невы по воде с Карельского перешейка. Затем по специально проложенным железнодорожным путям гранит доставляли к месту.

Нижняя часть пьедестала выполнена из гранита каменоломен Путсало, база и карниз – из серого гранита карьера Янисари, постамент – из серого гранита Снескесальми. Фигуры в пьедестале были отлиты мастерами-бронзолитейщиками завода «Николс и Плинке».

Стоимость работ по сооружению памятника составила 316 тысяч рублей. Изготовление памятных медальонов, переустройство сквера и церемонии открытия стоила порядка 456 тысяч рублей. Памятник изготавливался и поэтапно монтировался с 1862 по 1873 гг. Церемония освящения прошла в ноябре 1873 г.

При Советской власти в начале 30-х годов памятник планировалось демонтировать, а на место Екатерины поставить скульптуру Ленина. В пьедестал вмонтировать фигуры 9 членов ленинского политбюро.

С 1988 года Екатерининский сад был взят под государственную охрану. В конце 90-х-начале 2000 года была проведена реконструкция сквера и возвращена планировка 1878 года.

Авторство памятника принадлежит художникам М. Микешину, А. Опекушину, М. Чижову, архитекторам Д. Гриму, В. Штереру. Высота скульптуры императрицы Екатерины II - 4,35 м. В руках – лавровый венок и скипетр, у ног – корона Российской империи. На груди императрицы – орден Андрея Первозванного. По кругу пьедестала фигуры сподвижников императрицы: государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский, поэт Гавриил Державин, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, полководец Александр Суворов, государственный деятель Григорий Потемкин, полярный исследователь Василий Чичягов, президент Российской Академии Екатерина Дашкова, президент Российской академии художеств Иван Бецкой, князь Александр Безбородко.

Мемориал планировалась расширить, но русско-турецкая война и другие события царствования императора Александра II помешали этому. Архитектор Д. Гримм представил проект, согласно которому рядом с монументом Екатерине II должны были располагаться бронзовые изваяния видных общественных и политических деятелей эпохи ее царствования. Среди них должны были быть драматург А.П. Сумароков, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор сената А.А. Вяземский, адмирал флота Ф.Ф. Ушаков.

Легенды Екатерининского сквера

Всеми любимый Екатерининский сквер в Санкт Петербурге расположен в центре города на Невском проспекте. Парк окружен архитектурным ансамблем Аничкова дворца. Екатерининский сквер также соседствует с Российской национальной библиотекой и Александринским театром.

Екатерининский сквер был заложен и открыт в 1820-32 годах архитектором К. И. Росси и садовым мастером Я. Федоровым. Перепланирован был в 1873-80 архитектором Д. И. Гриммом и ботаником Э и Л. Регелем.
Размеры Екатерининского сквера 160 X 80 м. Последняя реконструкция Екатерининского парка осуществлена в кон. 20 в. Среди сравнительно немногочисленных деревьев - обширные цветники.

В 1873 в центре парка установлен памятник Екатерине II (отсюда и название). О создании памятника Екатерине Второй задумались еще при ее правлении, но сама великая императрица была против его возведения. В 1860-м году Академия художеств объявила конкурс на модель памятника Екатерине II для Царского села. Этот конкурс выиграл проект художника Михаил Осипович Микешина .

Позже, в 1862 году Александр II сделал заказ на создание памятника по этой модели. Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге решили установить к 100-летию ее восшествия на престол. А генерал-губернатор князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца, выступил с предложением установить этот памятник в сквере напротив «Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой императрице».

К 1864 году художник Микешин разработал модель памятника , которая несколько отличалась от того монумента, что установлен в Царском Селе. Эта модель и получила Высочайшее утверждение.

Торжественное открытие памятника было приурочено ко дню святой Екатерины — именинам императрицы — 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

Композиция памятника Екатерине Второй в Санкт-Петербурге

Величавая бронзовая фигура великой императрицы Екатерины Второй с легкой улыбкой взирает на Северную столицу. В ее руках символ императорской власти - скипетр и лавровый венок , у ног возлегает корона Российской Империи . С плеча Императрицы ниспадает горностаевая мантия, а на груди мы видим орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг «пьедестала» расположены фигуры видных деятелей эпохи правления императрицы.


Фигуры на памятнике Екатерины Второй в Санкт-Петербурге обращены в четыре направления:

К :
фельдмаршал Румянцев-Задунайский Пётр Александрович,
государственный деятель Потёмкин Григорий Александрович,
полководец Суворов, Александр Васильевич.

К Аничкову дворцу :
поэт Державин, Гавриил Романович,
президент Российской академии Дашкова Екатерина Романовна.

К Публичной библиотеке :
князь Безбородко, Александр Андреевич,
президент Российской Академии художеств Бецкой Иван Иванович.

К фронтону Александринского театра :
полярный исследователь Чичагов Василий Яковлевич,
государственный деятель Орлов Алексей Григорьевич.


По проекту, утвержденному за год до смерти Александра II, в ансамбле памятника Екатерине II должны были участвовать еще 29 фигур деятелей времен царствования императрицы. В Екатерининском саду предусматривалось место для размещения еще шести бронзовых скульптур и двадцати трех бюстов на гранитных постаментах. Однако в эти планы вмешалась Русско-турецкая война (1877 - 1878).

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».


Легенды и факты памятника Екатерине II

Одна из многочисленных легенд, возникнувших вокруг памятника Екатерине II, гласит, будто под памятником хранятся сокровища. Говорили, что закладка памятника произвела на одну из зрительниц такое сильное впечатление, что она, не зная, как лучше выразить свои эмоции, сорвала с пальца бриллиантовый перстень и бросила его в котлован, в знак признательности великой императрице за ее деяния. Знатные дамы и кавалеры, присутствующие на церемонии, последовали ее примеру, и вскоре на дне котлована лежало множество серег, колец, брошей, браслетов и колье. Церемония закладки памятника продлилась сверх запланированного времени, поскольку нашлось очень много желающих "принести в дар" Екатерине II свои драгоценные украшения. Ходят слухи, будто сокровища до сих пор лежат под памятником в Екатерининском саду.

Интересным фактом, связанным с памятником Екатерине Второй, является то, что во времена «царствования» Всесоюзной коммунистической партии большевиков (1930-е годы) партийные органы Ленинграда признали монумент старорежимным и планировали вместо фигуры императрицы установить фигуру В. И. Ленина , а вместо фигур усадить представителей Политбюро ЦК КПСС.

Начиная с 1960-х годов шпага в руке А. В.Суворова периодически пропадает и ее приходится восстанавливать. Но это не все пропажи. У памятника Екатерине II часто пропадают различные скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена). А как-то императрица была замечена в тельняшке. Вероятней всего, петербургские моряки хорошо повеселились.

Существует легенда о том, что фигуры деятелей екатерининской эпохи жестами намекают на размеры своих собственных достоинств . Вот только Державин разводит руками.


1.

2.

3.

4.

5.