Левенталь леонид яковлевич. Ушел из жизни «мастер осмысленной красоты» Валерий Левенталь

«Господин Оформитель с большой буквы», так называют В. Левенталя, выдающегося театрального художника, оформившего более 200 спектаклей по всему миру. Его работы находятся в постоянных коллекциях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Музея музыкального и театрального искусства в Санкт-Петербурге, театральном музее им. А.А. Бахрушина, в частных коллекциях. Его театральные и живописные работы были представлены на выставках в самых крупных галереях мира.

«Я учился как художник во ВГИКе в одно время с Тарковским, Шукшиным, Кончаловским, Миттой. Там был потрясающий художественный факультет, где преподавали такие замечательные русские мастера, профессора, как Пименов, Богородский. Я работал в кино, потом перешел в театр. По посылу я художник, а по природе своей - театральный человек, поэтому и очутился на оперных, драматических и балетных сценах по всему миру, а живописью занимался всегда», - рассказывает о себе Левенталь.

Как театральный художник он дебютировал в 1963 г. спектаклями А. Афиногенова «Мать своих детей» в театре им. Ермоловой и «Хари Янош» З. Кодаи в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В Большом театре Левенталь начал работать с 1965 года. В России работал по приглашениям во многих театрах помимо ГАБТа. Сотрудничал с О.Н. Ефремовым, А. В. Эфросом, М. А. Захаровым, В. Н. Плучеком, Л. В. Якобсоном и другими мастерами российской сцены. Оформлял постановки МХАТа (спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» А. Чехова), Театра на Таганке («Вишневый сад» Чехова). Его считают непревзойденным специалистом по пьесам А. Чехова.

В течение многих лет В.Я. Левенталь работал в Театре сатиры. Им были оформлены «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (реж. В. Плучек), «Доходное место» Островского (реж. М.Захаров), «У времени в плену» Штейна (реж. Плучек), «Клоп» Маяковского, «Ремонт» Рощина, «Горе от ума», «Идеальный муж» О. Уайльда, «Вишневый сад», «Трехгрошовая опера» Б.Брехта. В.Я. Левенталь был почти постоянным спутником лучших периодов жизни Театра сатиры и соучастником режиссерских замыслов В.Н. Плучека. Два спектакля – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше и «Укрощение строптивой» считаются театральной классикой. О работе над «Укрощением строптивой критики писали: «Сочетание жизни, поэзии, мистики, реальности – это воздух спектакля «Укрощение строптивой» Декорации Левенталя поставлены так легко, что кажется, их можно сложить – походные, как домики из карт».

Левенталь Валерий Яковлевич

Художник-постановщик, театральный художник, сценограф, педагог.

Окончил ВГИК (1962). Учился у Ю. И. Пименова, Б. В. Дубровского-Эшке, М. М. Курилко-Рюмина.

В 1963 г. дебютировал как театральный художник в Театре имени М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1965 г. работал художником-постановщиком, а в 1988-1995 гг. - главным художником Большого театра.

Начиная с 1979 г. на сцене Художественного театра оформил спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» А. Чехова, поставленные О. Ефремовым.

Работал в Италии в театрах «Ла Скала», «Коммунале» и в других зарубежных музыкальных и драматических театрах.

Преподавал в Школе-студии МХАТ, где был первым руководителем отделения по специальности «художник-постановщик театра» кафедры художественного оформления спектакля (1982-95); прочитал курс лекций по сценографии в Йельском университете (США, 1991-92). Почётный профессор ВГИКа.

Академик Российской академии художеств (отделение театрально- и кинодекорационного искусства (1997; член-корреспондент 1988).

Заслуженный художник РСФСР (1976).
Народный художник РСФСР (1982).
Народный художник СССР (1989).

театральные работы

Основные работы в области сценографии:

«Хари Янош» З.Кодаи (1963),
«Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха (2011) в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко;

«Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» (1965) С.Прокофьева в Театре оперы и балета Новосибирска;

«Хованщина» М.Мусоргского в Народной опере, София (1966);

«Доходное место» А.Островского (1967), «Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1969) в Театре Сатиры;

«Любовь к трем апельсинам» (1968) и «Война и мир» (1974) С.Прокофьева, «Скрипач на крыше» Д.Бокка (1970), «Дон Жуан» (1987) и «Волшебная флейта» (1998) В.-А.Моцарта в Комише опер, Берлин; «Семен Котко» (1970), «Игрок» (1974) и «Обручение в монастыре» (1982) С.Прокофьева, «Мертвые души» Р.Щедрина (1977), «Отелло» Дж.Верди (1978), «Дама с собачкой» Р. Щедрина (1986), «Млада» Н.Римского-Корсакова (1989), «Орлеанская дева» П.Чайковского (1990), «Князь Игорь» А.Бородина (1993), «Чародейка» П.Чайковского (2012) в Большом театре;

«Женитьба» Н.Гоголя в Театре на Малой Бронной (1975);

«Катерина Измайлова» Д.Шостаковича в Театре оперы и балета, Варшава (1976);

«Чайка» (1980), «Вишневый сад» (1984), «Дядя Ваня» (1985) и «Три сестры» (1997) А.Чехова в МХАТе; «Луиза Миллер» Дж.Верди в Ландес театре, Дессау (1995); «Мария Стюарт» Ф.Шиллера в Малом театре (2006).

призы и награды

Государственная премия Российской Федерации (1994).
Орден Кирилла и Мефодия II степени (Болгария),1976.
Серебряная медаль АХ СССР (1978).
Международная театральная премия им. К. С. Станиславского (1997)
Орден Дружбы (1999).
Золотая медаль АХ СССР (2004).
Орден «За служение искусству» (2013) Российской академии художеств

09.06.2015 в 22:12, просмотров: 7936

После продолжительной болезни в США скончался Валерий Левенталь - известный художник, сценограф, педагог. Мастера похоронят в четверг неподалеку от Балтимора (штат Мэриленд), где он жил на своем ранчо с 1990-х. А в будущем сезоне Большой театр представит постановку «Дон Кихот», сценографию которой незадолго до смерти презентовал в Москве. Специалисты уверены, что театральное «завещаение» мэтра потрясет публику своей красотой.

Художник Валерий Левенталь (справа) и режиссер Владимир Петров в театре МХАТ им. Чехова.

Валерий Левенталь оформил более 230 опер, балетов, драматических спектаклей для разных театров на родине и за рубежом. Но самая важная страница его биографии связана с Большим театром, где он служил 30 лет, из них семь, с 1988-го по 1995-й, был главным художником. Узнаваемый стиль «золотой эпохи» Большого - утонченная праздничность в декорациях и костюмах - это все он, Валерий Левенталь.

В главный театр страны выпускник ВГИКа попал после блестящего дебюта в Театре имени М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1963 году. А с 1979-го, уже активно работая в Большом, Левенталь оформлял на сцене Художественного театра спектакли по пьесам Гельмана, Рощина, Петрушевской, Мрожека и Островского, и все спектакли по Чехову, поставленные Олегом Ефремовым, - «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры». В то же время Левенталь успевал работать в Италии - в театрах «Ла Скала», «Коммунале» - и на других зарубежных сценах. И преподавать - во ВГИКе, Школе-студии МХАТ (где стал первым руководителем отделения по специальности «художник-постановщик театра»); Йельском университете (курс по сценографии, 1991-92 гг.). В 1990-х Левенталь переехал в Америку и больше работал как живописец. А несколько лет назад, уже зная о страшном диагнозе (онкология), мастер триумфально вернулся на сцену Большого - выступил сценографом и художником по костюмам оперы «Чародейка» в 2012-м, а в 2014-м - в постановке «Истории Кая и Герды». А совсем недавно презентовал макет новой сценографии «Дон Кихота». Замысел художника воплотят в жизнь уже без него в будущем сезоне на Исторической сцене Большого.

О том, что значит Валерий Левенталь для истории театрального искусства, «МК» побеседовал с директором театра имени Образцова, в прошлом директором музея МХАТа Ириной Корчевниковой.

Он был удивительным живописцем! Понимал режиссера, как никто другой, - говорит «МК» Ирина Леонидовна. - Он настоящий театральный художник - понимал, что такое целостность спектакля, не выпячивал свою индивидуальность, умел работать в команде. Совсем недавно он приезжал, чтобы представить сценографию к «Дон Кихоту», уже понимал, что уходит, прощался со всеми. В его декорациях - красивая жизнь! Левенталь - художник образов. Вот например - когда в спектакле «Дядя Ваня» во МХАТе открывался занавес, зрители видели холм, осыпанный осенней листвой, и становилось ясно, что жизнь всех героев - это осень. Или «Три сестры», третий акт: там сменялись времена года вместе с настроением, потрясающая образность. Мастером уровня Левенталя можно пересчитать по пальцам одной руки - и все, как говорится, «уходящая натура», «старая гвардия».

- В 1990-х Валерий Яковлевич переехал в Америку. Там его творчество пользовалось успехом?

Когда мы были в конце 1990-х со МХАТом на гастролях и сыграли там семь спектаклей «Три сестры», Левенталю аплодировали отдельно. Его там знают. Выставки живописи у него были, что-то продавалось. Но он уехал в возрасте, нужно это понимать, оценивая масштаб известности в США. Его в Америке больше волновало не признание, его ферма. На ранчо у него были лошади, даже олени…

- Его творческое наследие осталось там, или по большей части на родине?

В США, я знаю, Левенталь занимался очень активно станковой живописью. В Америке он вдруг это полюбил. В России он не так ей увлекался, больше делал эскизы. Я, кстати, купила у него много эскизов для музея МХАТ. Несмотря на то, что у него была параллельная жизнь (вторая семья в Москве - прим. авт.), он уехал в Америку к дочке Кате и внуку. Но в России он работал много. Два года назад поставил в Стасике шедевр! Думаю, и «Дон Кихот» будет очень красивым. Конечно, Валерий Левенталь - очень важный художник для России. Он оставил свой след как мастер создания на сцене очень образной, осмысленной красоты.

Родился в 1938 году. В 1962 году окончил ВГИК (ученик Ю.И. Пименова и М.И. Курилко). Еще студентом стал художником-постановщиком первых фильмов Я. Сегеля и П. Тодоровского. В 1963 г. дебютировал как театральный художник в Театре им. М.Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (оформил здесь постановку оперы З. Кодаи "Хари Янош", осуществленную режиссером Л.Д. Михайловым).

В 1965 году был приглашен художником-постановщиком в Большой театр, где работал до 1995 года (последние 7 лет – главным художником). Создавал декорации и костюмы к оперным и балетным спектаклям этого театра; в балете сотрудничал с Ю.Н. Григоровичем ("Корсар" А. Адана и Л. Делиба, "Дон Кихот" Л. Минкуса), О.М. Виноградовым ("Асель" В. Власова), В.В. Васильевым ("Икар" С. Слонимского, "Макбет" К. Молчанова), М.М. Плисецкой ("Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой" Р. К. Щедрина), в опере наиболее продолжительным и плодотворным был творческий союз художника с выдающимся режиссером Б.А. Покровским (в числе постановок этого режиссера, оформленных В.Я. Левенталем: "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Отелло" Дж. Верди, "Тоска" Дж. Пуччини, "Семен Котко", "Обручение в монастыре" и "Игрок" С.С. Прокофьева, "Мертвые души" Р.К. Щедрина).

С Покровским же художник осуществил свою первую работу за рубежом – "Хованщину" Мусоргского в Софии (1966). Впоследствии много работал в театрах Европы, Америки, Японии. В Италии работал в театрах "Ла Скала", "Коммунале" и др. В Германии оформил более 30 спектаклей, сотрудничал со знаменитыми немецкими оперными режиссерами – Вальтером Фельзенштейном и Гарри Купфером. Поддерживал творческие связи с сыном Вальтера Фельзенштейна Иоханнесом, интендантом оперного театра в Дессау; оформил в Дессау постановки целого ряда опер Верди, "Богему" Дж. Пуччини.

В России работал по приглашениям во многих театрах помимо ГАБТа. Сотрудничал с О.Н. Ефремовым, А.В. Эфросом, М.А. Захаровым, В.Н. Плучеком, Л.В. Якобсоном и другими мастерами российской сцены. Оформлял постановки Московского академического Художественного театра (спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также "Чайку", "Дядю Ваню", "Вишневый сад" и "Три сестры" А. Чехова), Театра на Таганке ("Вишневый сад" Чехова), Театра Сатиры ("Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше) и др.

Работал в кино и на телевидении.

С 1983 года преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-Студии при МХАТ (с 1988 года профессор, создал отделение подготовки театральных художников). Поддерживал постоянный творческий контакт с Музыкальным театром им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В числе работ, осуществленных художником на этой сцене – оперные постановки Л. Д. Михайлова ("Кола Брюньон" Д.Б. Кабалевского, "Любовь д"Артаньяна" М.С. Вайнберга, "Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева), Б.А. Покровского ("Таис" Ж. Массне), А.Б. Тителя ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), балеты Д.А. Брянцева ("Оптимистическая трагедия" М. Броннера, "Дама с камелиями" Дж. Верди – В. Корчагина, "Цирк приехал!" на музыку К. Сан-Санса и В. Бесединой), О.В. Виноградова ("Золушка" С.С. Прокофьева).

(17.8.1938, Москва – 8.6.2015)

Театральный художник. Народный художник СССР (1989).

В 1956-1962 гг. учится во ВГИКе (факультет изобразительного оформления фильма). Дебютирует как театральный художник в 1963 г. спектаклями “Мать своих детей” А. Афиногенова (Театр им. Ермоловой) и “Хари Янош” З. Кодаи (Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). С 1965 г. - художник-постановщик Большого театра, в 1988-1995 гг. - главный художник. Оформил более 230 опер, балетов, драматических спектаклей на родине и за рубежом.

На сцене МХАТ в 1979-2002 гг. Левенталь оформил 15 спектаклей, начав с пьесы А. Гельмана “Мы, нижеподписавшиеся” и соорудив на поворотном круге сцены на Тверском бульваре с гиперреалистической дотошностью не только вагон пассажирского поезда, что диктовалось сюжетом, но и натуральный тепловоз. Неожиданное начало для художника, зарекомендовавшего себя как активного представителя живописного направления сценографии (Левенталь постоянно и много занимался станковой живописью - натюрморты, портреты). В первой же чеховской постановке на мхатовской сцене (“Чайка”, 1980) он демонстративно и последовательно решает пьесу средствами театральной живописи: наклонный задник с перетекающими пятнами цвета, живыми, дышащими, пульсирующими, как музыкальные созвучия, система прописанных тюлевых завес и боковых подборов, скрадывающих определенность пятен - беспредметная живопись на темы русской природы, чеховского колдовского озера. Минимум мебели, никаких павильонов, никаких стен (свет вырывал нужное пространство) и единственный элемент “жесткой” декорации - ампирная беседка, которая то приближается к зрителю, то удаляется от него, где и происходит не только треплевский спектакль, но и важнейшие сцены Нины и Треплева. Основная игровая площадка уходит в глубину сцены, из которой надвигается на первый план беседка - так происходит укрупнение планов.

В “Дяде Ване” (1985) художник пропитывает декорацию воспоминаниями об искусстве чеховских современников - ассоциации с левитановскими пейзажами, с симовскими интерьерами. Разумеется, все было другое, никогда В. А. Симов не разорвал бы тщательно спланированный и безупречно обставленный дом Войницких, а у Левенталя он распахивается, как створки огромных ворот, крылья дома уходят в глубину, открывая пригорок с вросшей в него деревянной лестницей с шаткими перильцами и “тысячи верст золотой осени” вдали. Так природа входит в спектакль, в жизни героев, их судьбы, словно музыкальная тема. И своеобразным “рондо” является эпиграф и финал спектакля, когда за черным тюлевым занавесом мы видим силуэт большого двухэтажного усадебного дома (тема Дома важна для режиссера и художника) с бессонным светящимся окном. Тщательно разработанные интерьеры, обставленные разноперой, но обжитой, старой и соотносимой друг с другом мебелью, где в буфете стоит вполне “употребимая” посуда, а в стеклах буфета отражается лицо Сони, подошедшей сюда со свечой, а на стол бросает неяркий круг света высокая керосиновая лампа с матовым шаром-абажуром, на стены и мебель падают удивительно естественные тени (свет - Ефим Удлер).

Левенталь не мыслит Чехова без постоянного и могучего аккомпанемента природы (он подтвердил это в декорациях к балетам Р. Щедрина “Чайка” и “Дама с собачкой”). И в “Трех сестрах” (1997) он окружает сцену трехслойным панно, где за ритмически организованной вязью темных голых древесных стволов и ветвей виднеются березы, а за ними - то нежная зелень ранней весенней листвы, то пламенеющие краски осени, то мохнатые от инея кроны деревьев. Эта природная среда дышит, живет, аккомпанируя жизни людей в прозоровском доме. Дом этот опять-таки чем-то напоминает симовские декорации первых спектаклей МХТ (старое серо-коричневое дерево дощатой обшивки, застекленная веранда, парадный вход с штукатуренными колоннами, беленые карнизы и наличники окон). По первому предъявлению - дом как дом, но когда он начинает свое движение по кругу и оборачивается “изнанкой”, то вы видите интерьер особняка. На вытянутой широкой платформе - именинный стол, стулья, рояль, старое летнее плетеное кресло, жардиньерка с цветами, на стене - большой портрет генерала Прозорова и т.п. - все, что требуется не только для характеристики быта, но и для нормального актерского существования. Каждому акту соответствует свой цвет стен, меняет свои места мебель, что-то выносится на центральную часть сцены, ближе к рампе. Все достоверно, легко. Движение “стенки” постоянно в ходе всего спектакля (по кругу справа налево) и поэтому так впечатляет работа сценографии в финале. Убит Тузенбах, ушел полк, остались на огромной сцене три женские фигурки, и вдруг прозоровский дом замер и впервые, изменив своей схеме движения, стал фронтоном параллельно рампе и начал медленно и неостановимо удаляться в глубину сцены, словно уменьшаясь в размере. И если раньше художник подчеркивал, как, в сущности, мал этот дом по сравнению с бесконечным небом и вечным кружевом ветвей и стволов, то теперь это ощущение оборачивается болью. И последний аккорд художника: плоскости панно начинают первое в спектакле и единственное свое движение: они медленно опускаются, накрывая, как похоронной пеленой, удаляющийся дом. Погребение. Кончился дом Прозоровых, нет его больше.

Кроме упомянутых, Валерий Левенталь оформил на сцене МХАТ пьесы А. Гельмана “Скамейка” (1984) и “Чокнутая” (1986), “Перламутровая Зинаида” М. Рощина (1987), “Московский хор” Л. Петрушевской (1988), “Варвары” М. Горького (1989), “Вишневый сад” А. Чехова (1989), “Любовь в Крыму” С. Мрожека (1995), “Гроза” А. Островского (1996), “Венецианский антиквар” К. Гольдони (2001), “Священный огонь” С. Моэма (2002), “Вечность и ещё один день” М. Павича (2002).