Конек горбунок произведение.

Сценарий праздника для детей и родителей «Здравствуй, школа!»

Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий развлекательного мероприятия в Детской школе искусств, посвященный началу учебного года. Сценарий может быть интересен педагогам дополнительного образования, преподавателям музыкальных школ и школ искусств в организации праздника для детей, родителей. В сценарии главным героем является Капризка, персонаж из одноименной сказки В. Воробьева.
Цель: подготовить развлекательное мероприятие, посвященное началу учебного года в Детской школе искусств.
Задачи:
- создать атмосферу праздника и эмоционального комфорта;
- формировать позитивное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать коммуникативные связи учитель – ученик – родители;
- использовать популярного сказочного героя для создания дружеской, непринужденной обстановки, раскрытия положительных эмоций.
Место проведения: концертный зал школы.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран (для показа презентации о школе), звуковая аппаратура (колонки, усилители).
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог со зрителями.

Ход мероприятия:

Звучит торжественная музыка (фанфары)
Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые!
Ещё вчера было лето, ещё вчера вы наслаждались последними деньками каникул – самых лучших в году. А что же сегодня? Скажите, что за день такой сегодня? Чем он замечателен?
…реплики из зала…
Ведущий: Всё верно. Сегодня – первое сентября, первый день осени, первого школьного звонка, день начала кропотливой учёбы, а официально – День знаний. Во всех школах страны прошли торжественные линейки. Скажите, а вы были сегодня в школе? Наверняка соскучились по своим одноклассникам и учителям, соскучились?..
Завтра вы приступите к занятиям, будете учиться добросовестно на славу родителям и учителям. Но всё это будет завтра, а сегодня…
Ничего плохого, я думаю, не случится, если мы сегодня отдохнём, устроим себе праздник. Итак, вас ждёт сюрприз!
Выход Капризки на сцену под музыку (Й. Штраус, полька «Трик - трак»).
Капризка: Ха! Не ждали? А вот и я. Я! Я! Я!
Ведущий: Ребята, кто это?
Капризка: Ха! Ни за что не отгадаете!
Ведущий: Смотрите, ребята, какой он чумазый, растрёпанный, шустренький, нагленький. А вот ещё какой – то знак на рубашке, похожий на перевёрнутую букву «К».
Капризка: Я не нагленький, я не грязненький! Я хороший! Я лучше всех!
Ведущий: Ребята! Я уже догадалась, кто к нам пожаловал. Этот человечек в далёком городе Простореченске в своё время наделал немало гадостей. Заставлял мальчика Павлика красить скамейки – зебры, девочку Наташу учил варить знаменитый французский суп «бурде», научил говорящую собаку Бимбо произносить слова наоборот и поссориться с хозяином… Вообще, много и других пакостей натворил этот персонаж.


Ответ из зала: Это Капризка!!!
Капризка: Ха, а вот и неправильно!
Ведущий: Почему это? Ты настоящий Капризка и есть. И нечего отпираться. У тебя же всё на лице написано.
Капризка: Нетушки! Моё имя слишком длинное. Я – Капризоплачьнадоедоплюйкин. Это сокращённо Капризка. Но я хороший, я самый лучший, я просто замечательный.
Ведущий: Что-то твои слова вызывают сомнение. Ребята, а вы верите в то, что Капризка исправился?
…реплики из зала…
Ведущий: Верится с трудом.
Капризка: Вы мне не верите??? Мне, честнейшему из честнейших?
Ведущий: А давайте, ребята, устроим ему испытание. Ведь любое доверие нужно ещё заслужить. Согласен, Капризка?
Капризка: Ха! Можете не сомневаться. А что за испытание?
Ведущий: Давай договоримся: ты сегодня будешь вести себя прилично, не испортишь праздник, а мы тебя чем–нибудь порадуем.
Капризка: Согласен!!! А что за праздник такой?
Ведущий: Первый учебный день в году, День знаний.
Капризка: Ха! Ну и что мне с этого праздника? Вы утверждаете, что сегодня День знаний, а сами–то что знаете и умеете?
Ведущий: Капризулечка! Прежде чем делать какие-то выводы, не лучше ли убедиться в том, что наши дети эрудированные, остроумные и талантливые?
Капризка: Ха! Капризка тоже очень умненький!
Ведущий: Да, в скромности тебе не откажешь. Давай, Капризка, я буду детям задавать вопросы, и ты убедишься во всём сам.
Капризка: Начинайте свои вопросики!

Ведущий: Что ж, ребята, не подкачаем? Слушайте первый вопрос:
Возьму краски, кисть, мольберт…
Без труда создам шедевр!

Ведущий: Кто это?
Дети отвечают: Художник!
Ведущий: Следующий вопрос: каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?
Дети отвечают: Ложки!
Ведущий:
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…

Дети отвечают: Карандаш!
Капризка: Ха! Это легкие вопросы. У меня есть и посложнее. Можно теперь я загадаю?
Ведущий: Загадывай.
Капризка:
Деревянная сестрёнка
Петь умеет звонко-звонко!
А ну-ка, угадай-ка:
Что это?

Дети отвечают: Балалайка!
Ведущий: Капризка, ты пока отдохни, а ребята ответят на мой вопрос:
(слова Кабановой С., Чекаловой Л.)
Кто оркестром управляет?
Кто все инструменты знает?
Палочкой волшебной машет,
Не поет он и не пляшет,
Но в работе фантазёр?
Отвечаем -

Дети отвечают: Дирижер!
Ведущий:
Я люблю купаться в краске
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканому холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Что я?
(из сборника "Загадки про художника")
Дети отвечают: Кисть!
Капризка: А можно мне, можно мне задать вопрос? Я знаю музыкальную загадку! Если вы такие умненькие, скажите, какими нотами делят пирог?
Дети отвечают: До, Ля, Ми. (Долями).
Капризка:
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры.
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны …
(из сборника "Загадки про художника")
Дети отвечают: Палитры!
Капризка: Не устали отгадывать? Вот вам последняя загадка:
Большой театр, кулисы,
Шикарные костюмы…
Под музыку оркестра
Развивается сюжет.
Как боги, стройные танцоры,
В пуантах танцовщицы…
И этот вид искусства называется…

Дети отвечают: Балет!
Капризка: Ладненько-преладненько! Справились с вопросами.


Ведущий: А ты сомневался?
Капризка: Молоды, молодцы!.. (обращает внимание на рояль позади себя, разглядывает его). А это что за чудище такое мрачное, огромное, черное? Ой, а струн-то сколько – не счесть! Толстые, тонкие… Я знаю, что это такое. Это гусли! Стопроцентно гусли, и к бабушке не ходи.
Ведущий: Что ты, Капризка, это никакие тебе не гусли, а наш концертный рояль.
Капризка: Хм… (рассматривает клавиши) Погодите-ка, такие деревяшки я уже когда-то видел. Белые, чёрные…Сколько их? Зачем столько-то!.. Вспомнил!!! Это клавиши.
Ведущий: Верно, клавиши. Музыкант, прикасаясь к клавишам, исполняет какое-нибудь музыкальное произведение.
Капризка: Ха! Я тоже играть хочу!
Ведущий: Погоди. Во-первых, ты не умеешь, а во-вторых, такими грязными ручонками к роялю прикасаться нельзя!
Капризка: Да умею я играть! Спорим? Меня Наташа в Простореченске учила.
Ведущий: Может не стоит?
Капризка: Но ведь я же талантливый! Я умею и хочу. Забыли мой девиз? Хочу, не хочу, делаю, что хочу!!! Вот послушайте… (Капризка играет «Вальс собачек» с бумагой на струнах рояля).
Ведущий: Ребята, а вы заметили, что звук у нашего рояля какой-то не такой?
Капризка: Нормальный, я бы сказал, звук. Шикарный звук! Мне нравится! (снова начинает играть)
Ведущий: Нет, и правда звук испочен. Но я догадываюсь, в чём дело (подходит к роялю, достаёт бумагу, показывает детям). Капризка, твоих рук дело? Опять за старое? И когда только успел?
Капризка: А что я сделал? Я не виноват, что вальсок вам не понравился…Я несчастный! Пожалейте меня, я больше так не буду… (убегает переодеваться).
Звучит музыкальный номер в исполнении преподавателей. Во время номера Капризка, переодевшись в медицинский халат и шапочку, с огромным шприцем в руках бегает по залу, «делая уколы» зрителям, внося сумятицу.


Ведущий: Капризка! Вот опять ты нарушаешь наш договор. Во время выступления артистов никто не должен бегать по залу и мешать зрителям. Это даже дети знают! Верно, дети, я говорю? ...реплики из зала...
Капризка: Что, не нравится? Обиделись? Подумаешь, какие все воспитанные! А вот моим Ничевокам очень даже нравится мой врачебный прикид. А от шприца они все становятся ласковенькими, послушненькими! Кстати, вот и они!
Концертный номер: «Танец Ничевоков»
Капризка: Ну, как вам мои орлы? Если честно, сам в шоке, не ожидал ничего подобного. А вот расскажите мне, детишки, чем таким интересным вы занимаетесь в школе? (реплики из зала)
Ведущий: Капризка! Наши дети очень-очень трудолюбивы и талантливы. Учатся петь, играть, рисовать, танцевать, в общем, занимаются творчеством.
Капризка: Ха! Врёте, наверное.
Ведущий: Не врём! Мы лучше тебе всё сейчас покажем. Чем живёт наша школа, что мы умеем делать, чему мы здесь учимся и чем по праву можем гордиться.
(Капризка спрыгивает со сцены, подходит к экрану, рассматривает ноутбук…)
Капризка: Интересная штуковина! Не видел такое чудо…
Ведущий: Тёмный ты, Капризка! При помощи этой, как ты выразился, «штуковины» мы тебе покажем презентацию, фильм о нашей школе. Лучше бы ты пристроился куда-нибудь и внимательно посмотрел на экран (показ презентации о школе, достижениях учащихся).
Капризка: Да, очень ваша – как её там? – презентация мне понравилась. Теперь верю, что в школе вы занимаетесь нужными делами. Такие все умные до безобразия, дисциплинированные, что аж скучно стало. Побегу-ка я к своим Ничевокам, а то они без меня неизвестно чем занимаются. Желаю вам не скучать. Ждите в гости! Пока-а-а!!!
(Капризка убегает, прощаясь со зрителями)
Ведущий: Что ж, дорогие ребята, Капризка отправился в свой родной Простореченск, а вас ждут учителя, уроки, каждодневный труд.
Слово директора, поздравление с началом учебного года.
Звучит праздничная музыка.

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Поздравляем всех вас с началом нового учебного года! До новых встреч!

Все номера художественной самодеятельности составляет учитель.

Ведущий. Первым выступит… Он(а) прочтет стихотворение…

Ведущий. А какой же праздник без фокусов? Свои фокусы покажет…

Ведущий. У многих людей есть недостатки. Внимательные люди их замечают и пишут басни. Обычно в баснях рассказывается о животных, но подразумеваются люди. Знаменитым баснописцем был И. А. Крылов. Сейчас вы послушаете басню Крылова "Стрекоза и муравей" в исполнении… Какой же порок осуждает Крылов в этой басне? Чему она нас учит?

Ведущий. Когда собираются взрослые, они часто рассказывают анекдоты. Думаю, все любят эти понятные и веселые коротенькие истории. Вот послушайте несколько анекдотов, которые нам расскажет…

Ведущий. …. исполнит танец под мелодию…

Танцевальные номера учителю обычно помогает готовить ученица старших классов.

Ведущий. А теперь давайте немного поиграем.

Проводится игра "Кто первый?"В игре участвуют 7 детей. Ставятся 6 стульев по кругу. Все участники игры под музыку ходят по кругу и выполняют команды ведущего. По сигналу играющие должны сесть на стул. Кто не успел — выбывает из игры. Один стул убирают. Игра продолжается до тех пор, пока остаются 2 игрока и 1 стул. Кто займет стул, тот и победитель. Игра проводится 4 раза, чтобы все дети смогли принять в ней участие.

После игры все садятся за столы. Учитель знакомит детей с администрацией школы (директором, завучами, завхозом). Взрослые рассказывают ребятам о своей работе, объясняют, по каким вопросам дети могут к ним обращаться.

Ведущий. К нам в гости пришли ребята из школьной студии танца. Они покажут вам, чему научились в студии и станцуют…

2-я группа детей исполняет танец.

Ведущий. В танцевальной студии нашей школы могут заниматься все желающие. Те дети, которые сейчас танцевали, занимались полгода, но уже достигли определенных успехов.

Ведущий. Русские люди на праздниках любят петь песни. Для вас сейчас споет…

Звучит русская народная песня.

Ведущий. А вы знаете русского поэта Сергея Есенина? Он написал очень много стихотворений о природе. Кто-нибудь из вас знает, было ли у поэта любимое дерево? Вот сейчас… прочитает стихотворение Есенина, которое подскажет вам ответ на этот вопрос.

Ученик читает стихотворение С. А. Есенина "Белая береза".

Ведущий. … подготовил для вас загадки. Тот, кто отгадает больше загадок, получит приз.

Ведущий. А сейчас ваши товарищи, которые умеют играть на музыкальных инструментах, покажут, чему они научились в музыкальной школе.

Звучат по возможности разные инструменты — скрипка и фортепиано, баян и гитара.

Ведущий. Вы не устали? Давайте немного побегаем. Предлагаю вам игру "Быстро по местам".

Дети делятся на 4 команды. Каждая команда придумывает себе название. По сигналу учителя дети разбегаются по залу. Затем даются различные команды: "В круг!", "Руки на плечи!" и другие, а дети должны быстро встать в свою команду. Побеждает та группа, которая выполнит задание первой. Игра повторяется несколько раз.

Ведущий. Теперь, дорогие ребята, мы познакомимся с нашими школьными докторами, поварами и библиотекарями.

Взрослые рассказывают ребятам о своей работе.После этого исполняются песни по выбору учеников, танец, стихотворение.

Ведущий. Предлагаю провести игру "Второй лишний".

Все играющие встают в круг. Выбираются 2 водящих. Один убегает, другой его догоняет. Убегающий может вбежать в круг и встать перед любым играющим. Тот, кто оказался за ним, должен убегать от водящего. Если водящий догнал убегающего и прикоснулся к нему, то они меняются местами. Тот, кто убегал, будет догонять.

Ведущий. Наша концертная программа подошла к концу. Каждый из вас принял посильное участие в нашем празднике. Вы все хорошо слушали, активно участвовали в играх. Нам осталось познакомиться с теми, кто заботится о чистоте нашего класса, о сохранности вашей одежды.

Представляются нянечки, работающие в гардеробе и на уборке.

Ведущий. А теперь давайте все вместе потанцуем.

Звучит музыка, дети приглашают родителей и учителей танцевать.

01.09.2014 первое сентября

Сценарий праздника «День знаний» в МБОУ ДОД «ПДШИ»

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Добрый день. С праздником!

Ведущий 1: С началом нового учебного года!

Ведущий 2: Да, но в праздники не учатся.

Ведущий 1: Это, смотря в какие. Сегодня День Знаний, так?

Ведущий 2: Так.

Ведущий 1: Школа к учебному году готова?

Ведущий 2: Конечно, готова.

Ведущий 1: Учителя рады встретить учеников?

Ведущий 2: Как всегда.

Ведущий 1: Ученики пришли?

Ведущий 2: Даже с родителями.

Ведущий 1: Вот видите, можно начинать линейку.

Ведущий 2:

Сердце радостнее бьётся,

Если утром взмыв в зенит,

Флаг России гордо вьётся,

Гимн страны моей звучит! (Звучит гимн)

Ведущая: Здравствуйте дорогие наши дети – те, кто учатся в школе искусств и те, кто пришли в нее в первый раз. Мы рады приветствовать вас и поздравить с праздником - Днем Знаний.

Ведущий 1:

Тому, кто за школу радеет,

Заботится ночью и днём -

Директору нашей школы

Мы с радостью слово даём.

(слово директору школы)

Ведущий 2:

У нас гостей сегодня много

Открыта всем сюда дорога

Почётный гость спешит сейчас

Поздравить с праздником всех вас

(слово предоставляется гостям)

Сегодня здесь собрались старые и новые друзья, чтобы начать новый учебный год в нашей школе. А новый год – это новые встречи, новые знания и много, много интересного…

Ведущий 1: Всё. Пора приступать к занятиям.

Ведущий 2: Нельзя. На сегодня нет расписания.

Ведущий 1: Есть расписание. Сегодня День Знаний, а это линейка - раз, классные собрания - два, да успеть пофотографироваться - три!

Ведущий 2: А какая тема нашей линейки?

Ведущий 1: Тема линейки - "Нашего полку прибыло".

Ведущий 2: Первоклассники - это богатство нашей школы и её постоянное достижение. Их у нас целых 20 человек.

Их много – озорных, застенчивых, разных,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними не просто,

и всё же нам дорог - любой.

В этом учебном году у нас большое пополнение: юных художников, начинающих музыкантов, певцов и танцоров

Ведущий: Дорогие дети, вы пришли на праздник,

Знайте – этот праздник ваш.

Ведь сегодня первоклассник самый главный персонаж.

Давайте предоставим им слово.

(выходят 6 первоклассников и читают стихи)

1.Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно,

Развесёлые стишки расскажут первоклашки.

2. Начался учебный год, часики затикали.

А меня вопрос гнетёт: скоро ли каникулы?

3. У Алёшки нету слуха, наступил медведь на ухо.

Говорят: «Потише пой – хор не слышно за тобой!»

4. В школу смело я иду, ждут меня учителя.

Будут мучать на уроках – буду мучать их и я.

5. Хорошо б директор школы издал бы такой указ:

Кто получит сто пятёрок – тем он премии раздаст.

6. Рассказали мы стишки, очень мы старались,

Только просим, чтобы вы на нас не обижались.

Мы хотим, чтоб праздник этот стал отныне вашим днём,

В добрый путь вам пожелаем, ну а вы?

(дети) –Не подведём! (садятся на места)

Вед. Движенье, ритм, мелодия, шаги,

Вперед, назад и поворот,

Прогиб, рывок и взмах ноги,

Кто танцевал – тот все поймет!

Танец – это несравненно,

Если часто в ритм кружиться,

Танец может постепенно

В смысл жизни превратиться

Как танцевать – подскажет тело,

Когда присесть, взмахнуть рукой.

Начнешь движения не смело,

Потом заметишь за собой

Непринужденность, наслаждение,

Желанье двигаться, кружится,

Эмоций взлет и настроение –

Не сможешь в это не влюбиться!

Танец – это не на день,

Не на год и два!

Танцу не знакома лень –

Танец – навсегда!

Приглашаю подняться на сцену учащихся 1-го класса хореографического отделения. Преподаватель Н.Н. Орлова.

Ведущий:И в 10 лет, и в 7 и в 5 все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует всё, что его интересует.

Цветы, машины, сказки – всё нарисуют!

Были б краски,да лист бумаги на столе.

Приглашаю подняться на сцену учащихся 1-го класса художественного отделения, преподаватель Никончук И.Ю.

Ведущий: Кто-то из великих сказал, что музыка родилась вместе с человечеством. С древних времён сохранились наскальные рисунки с изображением музыкальных инструментов. Мы никогда не услышим той музыки, которая когда-то заставляла радоваться или печалиться древних людей.

Музыка всегда обладала огромной силой, она и сейчас вызывает прекрасные эмоции и чувства. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.

Приглашаю подняться на сцену учащихся 1-го класса отделения духовых инструментов, преподаватель Галактионов В.Г.,народного отделения, преподаватели Васильева Л.А., Гурылев В.Ф.

Ведущий: День встретишь весёлою песней

И вечером песню споёшь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош!

Приглашаю подняться на сцену учащихся 1-го класса хорового отделения преподаватель Тихонова О.В.

Музыка – это чудодейственное средство привлечения к добру и красоте. Для неё даже придумали праздник, который отмечают 1-го октября, и называется он международный День музыки. В этот день поздравляют тех, кто любит музыку и посвятил ей свою жизнь, тех, кто сочиняет, исполняет её или просто слушает. Приглашаю на сцену учащихся 1-го класса фортепианного отделения, преподаватель Антонова Л.И.

Ведущий 1: Вы заметили какие славные детки?

Ведущий 2: Это точно!

Ведущий 1: А какие замечательные учителя их будут учить!

Ведущий 2: А давайте с ними познакомимся.

Малыши, вы - крепыши,

До чего вы хороши.

Но вы в школе первый раз,

Так послушайте же нас.

В школе здесь свои порядки:

Здесь нельзя вам рвать тетрадки,

Здесь нельзя толкаться, драться,

И дразниться, и щипаться.

Днём нельзя здесь будет спать!

На уроке не зевать,

И, конечно, нельзя в куклы

На уроке вам играть.

И, узнав про все порядки,

Вы сбежите без оглядки.

И останемся мы в школе

Очень сильно горевать

Вас, ребята, поджидать.

Ну, конечно, это шутки,

В школе будут и минутки,

Где вы сможете кричать,

Прыгать, весело играть.

Ну, а главное - учиться!

Вам придётся не лениться.

Нужно будет много знать

Чтоб пятёрки получать.

Почтальон Печкин (выходит из толпы).

Позвольте! Разрешите пройти. Телеграммы в школу мне нужно отнести!

Внимание! Слушайте все!

1. «Ученики, плотнее закрывайте краны и не капайте на мозги учителям!»

(Водоканал)

2. «Старшеклассники! Не уверены – не обгоняйте первоклашек по дороге в кабинет директора!» (ГАИ)

3. «Технический персонал школы! Бережнее относитесь к швабрам. Лес – наше богатство!» (Минлеспром)

4. «Дети! Берегите хлебопродукты – не вешайте лапшу на уши педагогов!» (ООО «Новгород хлеб»)

вот вам еще какая-то необычная посылка

А теперь прощайте! Меня ждут в других школах!

Вед.(достает и показывает шар с блестками)

1 сестра: Это наш магический шар

2 сестра: Это наш магический шар

3 сестра: Это наш магический шар

Сестры берут шар в руки

В: Здравствуйте, таинственные гости. Кто же вы такие?

1 с: Здравствуйте! Мы – сестры – волшебницы и просим вашей помощи

В: Что с вами случилось? Чем мы можем вам помочь?

2с: Каждая из нас обладает чудесным даром

1с: Я люблю рисовать, и мои картины оживают

2с: Я люблю петь, и меня слушают даже птицы

3с: Я люблю танцевать, и вместе со мной танцуют деревья, кружась своими листьями

2с: Мы узнали, что в вашей чудесной школе ребята тоже учатся рисовать. Петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать

1с: Каждая из нас хочет развить свой дар. Вы возьмете нас учиться в вашу школу?

В: С удовольствием. Вы зачислены к нам в школу. Но сегодня праздник – День знаний. А в праздник принято дарить подарки.

3с: Мы приготовили вам подарок. Я буду танцевать сказочный волшебный танец.

(танцует, сбивается; движения угловатые, «ломанные»)

2с: Что с тобой? Ты всегда так чудесно танцевала и вдруг…

3с: Ничего не понимаю – мои руки и ноги как будто не слушаются.

Злодей Лень. А-ха-ха! Ты никогда больше не будешь танцевать. Я - Злодей Лень и всегда появляюсь там, где есть лентяи и двоечники, и заколдовываю трудяг и отличников.

В: Но здесь нет таких ребят, уважаемый злодей!

З.Л.: Ах, нет! Тогда попробуйте – расколдуйте ее. У вас ничего не получится

В: А я думаю получится. Дорогие сестры, загляните, пожалуйста, в вашу волшебную книгу. Пусть она подскажет нам как победить злые чары. .

1с: Я вижу-

Чтоб сестру расколдовать

Надо музыку позвать,

И чуть-чуть потанцевать, чтоб

Лень и глупость нам прогнать.

Вед.: Лень и глупость мы прогнали

Злодей Лень: А-а-а! Какие противно умные дети. Но я еще вернусь…

В: Вот ты и расколдована, и новый учебный год все-таки начнется без лени и глупости. А вы, ребята, почаще заглядывайте в умные книги знаний. И своими знаниями пополняйте их чистые страницы.

Ну а вас, дорогие сестры мы приглашаем вместе со всеми познакомиться с важными событиями из жизни школы искусств в выпуске «Наших новостей».

Наши новости.

Добрый день! В эфире «Наши новости» .

Ученики школы искусств стали победителями Всероссийского конкурса-фестиваля.

В день поселка ребята школы приняли участие в праздничном концерте.

Летом на базе школы открылся летний лагерь " Фасолька"

И многое другое – сегодня в нашем выпуске.

Подробнее о прошедших событиях.

1.В мае 2014 года ребята и педагоги фортепианного отделения побывали в г. Боровичи, где участвовали во Всероссийском конкурсе-фестивале " Дуэт. Дружба городов России" . На связи наш специальный корреспондент – Надежда Задунайская и участники конкурса. Надежда…

Надежда.:

Да, Вероника. Рядом со мной участники конкурса «Дуэт России» - Ангелина Рыбакова и Алена Артамонова.

В.В.2. Костюмированным шествием открылось празднование Дня поселка в Парфино. В праздничном концерте приняли участие ученики Валерия Геннадьевича Галактионова и Орловой Натальи Николаевны.

5. «Лето – это маленькая жизнь». На базе ДШИ в летние каникулы работал летний лагерь «Фасолька».

В нашей студии организатор и вдохновитель лагеря – Л.А.Васильева.

В.В.- Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, о работе лагеря?

7. Наши юные художники участвовали в 1 Межмуниципальном творческом конкурсе «Музыка в красках».Этот конкурс был посвящён С.В.Рахманинову и проходил в день его рождения. Чем запомнился этот конкурс? Спросим об этом лауреатов конкурса Евсюнину Наталью и Мамулян Седу.

8.И, наконец, наши музыкально-спортивные новости.

На прошедшей областной Олимпиаде для выпускников наши ребята Акимов Андрей, Федосеев Александр, Спиридонова Надежда, Фишина Елизавета стали лауреатами 2 и 3 степеней.

9. А прогноз учебной погоды в новом году представляет сегодня заведующая учебной частью нашей школы искусств – Гречина Р.Е.

Первое сентября – День знаний и мы поздравляем с этим праздником всех учеников, педагогов и родителей Детской школы искусств. С вами были «Наши новости»…

Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

Ведущая: Дорогие ребята, мы рады объявить открытие нового учебного года в Детской школе искусств. Сейчас вас ждут ваши педагоги…А наше торжественное собрание объявляется закрытым!

выступление директора школы Галактионова В.Г.

выступление первоклассников

выступление Мокеева Саши 2 кл.

Артамонова Алёна и Рыбакова Ангелина - дипломанты 1 степени Всероссийского конкурса-фестиваля " Дуэт. Дружба городов России"

Пётр Павлович Ершов

Конёк-Горбунок

Пётр Павлович Ершов (1815-1869) родился в Сибири.

В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.

Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.

И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок.

Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города

Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал.

Кроме «Конька-горбунка», он написал ещё несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А «Конек-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

В. Гакина

Начинает сказка сказываться

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.


В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать -

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться,

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног».

Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился

Вправо, влево поклонился

И, прокашлявшись, сказал:

«Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

Уж куда как было скучно!..

Впрочем, всё благополучно».

Похвалил его отец:

«Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом».


Стало сызнова смеркаться,

Средний брат пошёл сбираться;

Взял и вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать -

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

Но вот утро. Он к крыльцу:

«Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз -

До животиков промёрз».


Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился

И сквозь зубы отвечал:

«Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно…

Впрочем, всё благополучно».

И ему сказал отец:

«Ты, Гаврило, молодец!»


Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться;

Он и усом не ведёт,

На печи в углу поёт

Изо всей дурацкой мочи:

«Распрекрасные вы очи!»

Стали в поле погонять,

Но, сколь долго ни кричали,

Он ни с места. Наконец

Подошёл к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побега?й в дозор, Ванюша;

Дам гороху и бобов».

Тут Иван с печи слезает,

Кобылицу загоняет,

Дверь рогожей закрывает,

И лишь только рассвело,

Отправляется в село,

Напевая громко песню

«Ходил мо?лодец на Пресню».

Вот он всходит на крыльцо,

Вот хватает за кольцо,

Что есть силы в дверь стучится,

Чуть что кровля не валится,

И кричит на весь базар,

Словно сделался пожар.

Братья с лавок поскакали,

Заикаяся, вскричали:

«Кто стучится сильно так?» -

«Это я, Иван-дурак!»

Братья двери отворили,

Дурака в избу впустили

И давай его ругать, -

Как он смел их так пугать!


А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

Про ночное похожденье,

Всем ушам на удивленье:

«Всю я ноченьку не спал,

Звёзды на небе считал;

Бился, бился мой хитрец

И взмолился наконец:

«Не губи меня со света!

Целый год тебе за это

Обещаюсь смирно жить,

Православных не мутить».

Я, слышь, слов-то не померил,

Да чертёнку и поверил».

Тут рассказчик замолчал,

Позевнул и задремал.

Братья, сколько ни серчали,

Не смогли – захохотали,

Ухватившись под бока,

Над рассказом дурака.

Сам старик не смог сдержаться,

Чтоб до слёз не посмеяться,

Хоть смеяться – так оно

Старикам уж и грешно.

Много ль времени аль мало

С этой ночи пробежало, -

Я про это ничего

Не слыхал ни от кого.

Ну, да что нам в том за дело,

Год ли, два ли пролетело, -

Ведь за ними не бежать…

Станем сказку продолжать.

Ну-с, так вот что! Раз Данило

(В праздник, помнится, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган.

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

«Хм! теперь-то я узнал,

Для чего здесь дурень спал!» -

Говорит себе Данило…

Чудо разом хмель посбило;

Вот Данило в дом бежит

И Гавриле говорит:

«Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал».

И Данило да Гаврило,

Что в ногах их мочи было,

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

Любо-дорого смотреть!

Лишь царю б на них сидеть.

Братья так на них смотрели,

Что чуть-чуть не окривели.

«Где он это их достал? -

Старший среднему сказал, -

Но давно уж речь ведётся,

Что лишь дурням клад даётся,

Ты ж хоть лоб себе разбей,

Так не выбьешь двух рублей.

Отведём-ка их в столицу;

Там боярам продадим,

Деньги ровно поделим.

А с деньжонками, сам знаешь,

И попьёшь и погуляешь,

Только хлопни по мешку.

А благому дураку

Не достанет ведь догадки,

Где гостят его лошадки;

Пусть их ищет там и сям.

Ну, приятель, по рукам!»

Братья разом согласились,

Обнялись, перекрестились

И вернулися домой,

Говоря промеж собой

Про коней, и про пирушку,

И про чудную зверушку.

Время катит чередом,

Час за часом, день за днём, -

И на первую седмицу

Братья едут в град-столицу,

Что б товар свой там продать

И на пристани узнать,

Не пришли ли с кораблями

Немцы в город за холстами

И нейдёт ли царь Салтан

Басурманить христиан?

Вот иконам помолились,

У отца благословились,

Взяли двух коней тайком

И отправились тишком.

Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идёт,

Ест краюшку да поёт.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискочкой, словно пан,

Боком входит в балаган.

Всё по-прежнему стояло,

Но коней как не бывало;

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Как завоет тут Иван,

Опершись о балаган:

«Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал.

Да какой вас чёрт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!»

Тут конёк ему заржал.

«Не тужи, Иван, – сказал, -

Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю,

Братья коников свели.

Ну, да что болтать пустое,

Будь, Иванушка, в покое.

На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Тут конёк пред ним ложится;

На конька Иван садится,

Что есть мочушки ревёт.

Горбунок-конёк встряхнулся,

Встал на лапки, встрепенулся,

Хлопнул гривкой, захрапел

И стрелою полетел;

Только пыльными клубами

Вихорь вился под ногами,

И в два мига, коль не в миг,

Наш Иван воров настиг.


Братья, то есть, испугались,

Зачесались и замялись.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал».

Старший, корчась, тут сказал:

«Дорогой наш брат Иваша!

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем.

А коли неурожай,

Так хоть в петлю полезай!

Вот в такой большой печали

Мы с Гаврилой толковали

Всю намеднишнюю ночь -

Чем бы горюшку помочь?

Так и этак мы решили,

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову -

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

Работать уже не может,

А ведь надо ж мыкать век, -

Сам ты умный человек!» -

«Ну, коль этак, так ступайте, -

Говорит Иван, – продайте

Златогривых два коня,

Да возьмите ж и меня».

Братья больно покосились,

Да нельзя же! согласились.

Стало на небе темнеть;

Воздух начал холодеть;

Вот, чтоб им не заблудиться,

Решено остановиться.

Под навесами ветвей

Привязали всех коней,

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый;

Вот он въехал в конный ряд.

На колени все тут пали

И «ура!» царю кричали.

Царь раскланялся и вмиг

Молодцом с повозки прыг…

Глаз своих с коней не сводит,

Справа, слева к ним заходит,

Словом ласковым зовёт,

По спине их тихо бьёт,

Треплет шею им крутую,

Гладит гриву золотую,

И, довольно насмотрясь,

Он спросил, оборотясь

К окружавшим: «Эй, ребята!

Чьи такие жеребята?

Кто хозяин?» Тут Иван,

Руки в боки, словно пан,

Из-за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

«Эта пара, царь, моя,

И хозяин – тоже я». -

«Ну, я пару покупаю;

Продаёшь ты?» – «Нет, меняю». -

«Что в промен берёшь добра?» -

«Два-пять шапок серебра» -

«То есть это будет десять».

Царь тотчас велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

Царь-то был великодушный!

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

Царь отправился назад,

Говорит ему: «Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

Царско слово в том порука.

Что, согласен?» – «Эка штука!

Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Весь конюшенный завод

Царь в приказ мне отдаёт;

То есть я из огорода

Стану царский воевода.

Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь тебе служить.

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!»

Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать,

Да Ивана поминать.

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царём.

ЧАСТЬ 2

Скоро сказка сказывается,

а не скоро дело делается


Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

Как на море-окияне

И на острове Буяне

Новый гроб в лесу стоит,

В гробе девица лежит;

Соловей над гробом свищет;

Чёрный зверь в дубраве рыщет.

Это присказка, а вот -

Сказка чередом пойдёт.

Ну, так видите ль, миряне,

Православны христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько не потужит

Он о братьях, об отце

В государевом дворце.

Да и что ему до братьев?

У Ивана красных платьев,

Красных шапок, сапогов

Чуть не десять коробов;

Ест он сладко, спит он столько,

Что раздолье, да и только!

Вот неделей через пять

Но при всём том два коня

Словно лишь из-под гребня:

Чисто-начисто обмыты,

Гривы в косы перевиты,

Чёлки собраны в пучок,

Шерсть – ну, лоснится, как шёлк;

В стойлах – свежая пшеница,

Словно тут же и родится,

Будто только налита.

Лишь бы дурня уходить.

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской -

Чистить коней начинает,

Умывает, убирает,

Гривы длинные плетёт,

Разны песенки поёт.

А меж тем, свернувшись клубом,

Поколачивая зубом,

Смотрит спальник, чуть живой,

Что тут деет домовой.

Что за бес! Нешто нарочно

Прирядился плут полночный:

Нет рогов, ни бороды,

Сапоги как ал сафьян, -

Ну, точнёхонько Иван.

Что за диво? Смотрит снова

Спальник начал шевелиться,

И, услыша, что Иван

Так храпит, как Еруслан,

Он тихонько вниз слезает

И к Ивану подползает,

Пальцы в шапку запустил,

Хвать перо – и след простыл.

Царь лишь только пробудился,

Спальник наш к нему явился,

Стукнул крепко об пол лбом

И запел царю потом:

«Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить». -

«Говори, не прибавляя, -

Царь сказал ему, зевая, -

Если ж ты да будешь врать,

То кнута не миновать».

Спальник наш, собравшись с силой,

Говорит царю: «Помилуй!

Вот те истинный Христос,

Справедлив мой, царь, донос:

Наш Иван, то всякий знает,

От тебя, отец, скрывает,

Но не злато, не сребро -

Жароптицево перо…» -

«Жароптицево?.. Проклятый!

И он смел, такой богатый…

Погоди же ты, злодей!

Не минуешь ты плетей!..» -

«Да и то ль ещё он знает! -

Спальник тихо продолжает,

Изогнувшися. – Добро!

Пусть имел бы он перо;

Да и самую Жар-птицу

Во твою, отец, светлицу,

Коль приказ изволишь дать,

Похваляется достать».

И доносчик с этим словом,

Ко кровати подошёл,

Подал клад – и снова в пол.


И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна, усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

Прикажи сейчас хоть в палки, -

«Отвечай же! Запорю!..» -

«Я те толком говорю:

Нет пера! Да, слышь, откуда

Мне достать такое чудо?»

Царь с кровати тут вскочил

И ларец с пером открыл.

«Что? Ты смел ещё переться?

Да уж нет, не отвертеться!

Это что? А?» Тут Иван,

Задрожав, как лист в буран,

Шапку выронил с испуга.

«Что, приятель, видно, туго? -

Молвил царь. – Постой-ка, брат!..»

«Ох, помилуй, виноват!

Я вперёд уж врать не стану».

И, закутавшись в полу,

Растянулся на полу.

«Ну, для первого случаю

Я вину тебе прощаю, -

Царь Ивану говорит. -

Я, помилуй бог, сердит!

И с сердцов иной порою

Чуб сниму, и с головою.

Так вот, видишь, я каков!

Но, сказать без дальних слов,

Я узнал, что ты Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

Если б вздумал приказать,

Похваляешься достать.

Ну, смотри ж, не отпирайся

И достать её старайся».

Тут Иван волчком вскочил.

«Я того не говорил! -

Закричал он, утираясь. -

О пере не запираюсь,

Но о птице, как ты хошь,

Ты напраслину ведёшь».

Царь, затрясши бородою:

Но, как слёзы увидал,

Сам чуть-чуть не зарыдал.

«Что, Иванушка, невесел?

Что головушку повесил? -

Говорил ему конёк,

У его вертяся ног, -

Не утайся предо мною,

Всё скажи, что за душою;

Я помочь тебе готов.

Аль, мой милый, нездоров?

Аль попался к лиходею?»

Пал Иван к коньку на шею,

Обнимал и целовал.

«Ох, беда, конёк! – сказал. -

Царь велит достать Жар-птицу

В государскую светлицу.

Что мне делать, горбунок?»

Говорит ему конёк:

«Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю.

Оттого беда твоя,

Что не слушался меня:

Помнишь, ехав в град-столицу,

Ты нашёл перо Жар-птицы;

Я сказал тебе тогда:

«Не бери, Иван, – беда!

Много, много непокою

Принесёт оно с собою».

Вот теперя ты узнал,

Правду ль я тебе сказал.

Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, не служба;

Служба всё, брат, впереди.

Ты к царю теперь поди

И скажи ему открыто:

«Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина.

Да вели поторопиться:

Завтра, только зазорится,

Мы отправимся в поход».

Тут Иван к царю идёт,

Говорит ему открыто:

«Надо царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина.

Да вели поторопиться:

Завтра, только зазорится,

Мы отправимся в поход».

Царь тотчас приказ даёт,

Чтоб посыльные дворяна

Всё сыскали для Ивана,

Молодцом его назвал

И «счастливый путь!» сказал.

На другой день утром рано,

Разбудил конёк Ивана:

«Гей! Хозяин! полно спать!

Время дело исправлять!»

Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Взял корыта, и пшено,

И заморское вино;

Потеплее приоделся,

На коньке своём уселся,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток -

Доставать тоё Жар-птицу.

Едут целую седмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой,

Тут сказал конёк Ивану:

«Ты увидишь здесь поляну;

На поляне той гора,

Вся из чистого сребра;

Вот сюда-то до зарницы

Прилетают жары-птицы

Из ручья воды испить;

Тут и будем их ловить».

И, окончив речь к Ивану,

Выбегает на поляну.

Что за поле! Зелень тут

Словно камень изумруд;

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на окияне,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю её зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.


Вот конёк по косогору

Поднялся на эту гору,

Вёрсту, другу пробежал

Устоялся и сказал:

«Скоро ночь, Иван, начнётся,

И тебе стеречь придётся.

Ну, в корыто лей вино

И с вином мешай пшено.

А чтоб быть тебе закрыту,

Ты под то подлезь корыто,

Втихомолку примечай,

Да смотри же, не зевай.

До восхода, слышь, зарницы

Прилетят сюда жар-птицы

И начнут пшено клевать

Да по-своему кричать.

Ты, которая поближе,

И схвати её, смотри же!

А поймаешь птицу-жар -

И кричи на весь базар;

Я тотчас к тебе явлюся». -

«Ну, а если обожгуся? -

Говорит коньку Иван,


Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни, привалило!

Чай, их тут с десятков с пять.

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты-то – сущий смех!

Чай, таких у куриц нету;

А уж сколько, парень, свету -

Словно батюшкина печь!»

И, скончав такую речь

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз -

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечек-горбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицу-то поймал!» -

Так Иван-дурак кричал.

Горбунок тотчас явился.

«Ай, хозяин, отличился! -

Говорит ему конёк. -

Ну, скорей её в мешок!

Да завязывай тужее;

А мешок привесь на шею,

Надо нам в обратный путь». -

«Нет, дай птиц-то мне пугнуть! -

Говорит Иван. – Смотри-ка,

Вишь, надселися от крика!»

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперёк.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась.

А Иван наш вслед за ними

Рукавицами своими

Так и машет и кричит,

Словно щёлоком облит.

Птицы в тучах потерялись;

Наши путники собрались,

Уложили царский клад

И вернулися назад.

Вот приехали в столицу.

«Что, достал ли ты Жар-птицу?» -

Царь Ивану говорит,

Сам на спальника глядит.

А уж тот, нешто от скуки,

Искусал себе все руки.

«Разумеется, достал», -

Наш Иван царю сказал.

«Где ж она?» – «Постой немножко,

Прикажи сперва окошко


Через три потом недели

Вечерком одним сидели

В царской кухне повара

И служители двора,

Попивали мёд из жбана

«Эх! – один слуга сказал, -

Как севодни я достал

От соседа чудо-книжку!

В ней страниц не так чтоб слишком,

Да и сказок только пять,

А уж сказки – вам сказать,

Так не можно надивиться;

Надо ж этак умудриться!»

Расскажи, брат, расскажи!» -

«Ну, какую ж вы хотите?

Пять ведь сказок; вот смотрите:

Перва сказка о бобре,

А вторая о царе,

Третья… дай бог память… точно!

О боярыне восточной;

Вот в четвёртой: князь Бобыл;

В пятой… в пятой… эх, забыл!

В пятой сказке говорится…

Так в уме вот и вертится…» -

«Ну, да брось её!» – «Постой!..» -

«О красотке, что ль, какой?» -

«Точно! В пятой говорится

О прекрасной Царь-девице.

Ну, которую ж, друзья,

Расскажу сегодня я?» -

«Царь-девицу! – все кричали. -

О царях мы уж слыхали,

Нам красоток-то скорей!

Их и слушать веселей».

И слуга, усевшись важно,

Стал рассказывать протяжно:

Есть, ребята, окиян

По тому ли окияну

Ездят только басурманы;

С православной же земли

Не бывали николи

Ни дворяне, ни миряне

На поганом окияне.

От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Спальник тут с полатей скок -

И со всех обеих ног

Во дворец к царю пустился

И как раз к нему явился,

Стукнул крепко об пол лбом

И запел царю потом:

«Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить!» -

«Говори, да правду только

И не ври, смотри, нисколько!» -

Царь с кровати закричал.

Хитрый спальник отвечал:

«Мы сегодня в кухне были

За твоё здоровье пили,

А один из дворских слуг

Нас забавил сказкой вслух;

В этой сказке говорится

О прекрасной Царь-девице.

Вот твой царский стремянной

Поклялся своей брадой,

Что он знает эту птицу -

Так он назвал Царь-девицу, -

И её, изволишь знать,

Похваляется достать».

Спальник стукнул об пол снова.

«Гей, позвать мне стремяннова!» -

Царь посыльным закричал.

Спальник тут за печку стал;

А посыльные дворяна

Побежали по Ивана;

В крепком сне его нашли

И в рубашке привели.

Царь так начал речь: «Послушай,

На тебя донос, Ванюша.

Говорят, что вот сейчас

Похвалялся ты для нас

Отыскать другую птицу,

Шитый золотом шатёр

Да обеденный прибор -

Весь заморского варенья -

И сластей для прохлажденья».

Вот Иван к царю идёт

И такую речь ведёт:

«Для царевниной поимки

Надо, царь, мне две ширинки,

Шитый золотом шатёр

Да обеденный прибор -

Весь заморского варенья -

И сластей для прохлажденья».-

«Вот давно бы так, чем нет», -

Царь с кровати дал ответ

И велел, чтобы дворяна

Всё сыскали для Ивана,

Молодцом его назвал

И «счастливый путь!» сказал.

На другой день, утром рано,

Разбудил конёк Ивана:

«Гей! Хозяин! полно спать!

Время дело исправлять!»

Вот Иванушка поднялся,

В путь дорожку собирался,

Взял ширинки и шатёр

Да обеденный прибор -

Весь заморского варенья -

И сластей для прохлажденья;

Всё в мешок дорожный склал

И верёвкой завязал,

Потеплее приоделся,

На коньке своём уселся,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток

По тоё ли Царь-девицу.


Едут целую седмицу;

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Тут сказал конёк Ивану:

«Вот дорога к окияну,

И на нём-то круглый год

Та красавица живёт;

Два раза? она лишь сходит

С окияна и приводит

Долгий день на землю к нам.

Вот увидишь завтра сам».

И, окончив речь к Ивану,

Выбегает к окияну,

На котором белый вал

Одинёшенек гулял.

Тут Иван с конька слезает,

А конёк ему вещает:

«Ну, раскидывай шатёр,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

Сам ложися за шатром

Да смекай себе умом.

Видишь, шлюпка вон мелькает.

То царевна подплывает.

Пусть в шатёр она войдёт,

Пусть покушает, попьёт;

Вот, как в гусли заиграет -

Знай, уж время наступает.

Ты тотчас в шатёр вбегай,

Ту царевну сохватай,

И держи её сильнее,

Да зови меня скорее.

Я на первый твой приказ

Прибегу к тебе как раз,

И поедем… Да смотри же,

Ты гляди за ней поближе,

Если ж ты её проспишь,

Так беды не избежишь».

Тут конёк из глаз сокрылся,

За шатёр Иван забился

И давай дыру вертеть,

Чтоб царевну подсмотреть.


Ясный полдень наступает;

Царь-девица подплывает,

Входит с гуслями в шатёр

И садится за прибор.

«Хм! Так вот та Царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Рассуждает стремянной, -

Что куда красна собой

Царь-девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму».

Тут царевна заиграла

И столь сладко припевала,

Что Иван, не зная как,

Засыпает преспокойно.

Запад тихо догорал.

Вдруг конёк над ним заржал

«Спи, любезный, до звезды!

Высыпай себе беды!

Не меня ведь вздёрнут на кол!»

Тут Иванушка заплакал

И, рыдаючи, просил,

Чтоб конёк его простил.

«Отпусти вину Ивану,

Я вперёд уж спать не стану». -

«Ну, уж бог тебя простит! -

Горбунок ему кричит. -

Всё поправим, может статься,

Только, чур, не засыпаться;

Завтра, рано поутру,

К златошвейному шатру

Приплывёт опять девица -

Мёду сладкого напиться.

Если ж снова ты заснёшь,

Головы уж не снесёшь».

Тут конёк опять сокрылся;

А Иван сбирать пустился

Острых камней и гвоздей

От разбитых кораблей

Для того, чтоб уколоться,

Если вновь ему вздремнётся.

На другой день, поутру,

К злотошвейному шатру

Царь-девица подплывает,

Шлюпку на берег бросает,

Входит с гуслями в шатёр

И садится за прибор…

Вот царевна заиграла

И столь сладко припевала,

Что Иванушке опять

Захотелося поспать.

«Нет, постой же ты, дрянная! -

Говорит Иван, вставая. -

Ты вдругорядь не уйдёшь

И меня не проведёшь.»

Тут в шатёр Иван вбегает,

Косу длинную хватает…

«Ой, беги, конёк, беги!

Горбунок мой, помоги!»

Вмиг конёк к нему явился.

«Ах, хозяин, отличился!

Ну, садись же поскорей!

Да держи её плотней!»


Вот столицы достигает.

Царь к царевне выбегает.

За белы руки берёт,

Во дворец её ведёт

И садит за стол дубовый

И под занавес шёлковый,

В глазки с нежностью глядит,

Сладки речи говорит:

«Бесподобная девица!

Согласися быть царица!

Сильной страстью воскипел.

Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи

И во время бела дня,

Ох, измучают меня.

Молви ласковое слово!

Всё для свадьбы уж готово;

Завтра ж утром, светик мой,

Обвенчаемся с тобой

И начнём жить припевая».

А царевна молодая,

Ничего не говоря,

Отвернулась от царя.

Царь нисколько не сердился,

Но сильней ещё влюбился;

На колен пред нею стал,

Ручки нежно пожимал

И за кои прегрешенья

Я терплю беды-мученья?» -

«Ладно, ладно, Рыба-кит!» -

Наш Иван ему кричит.

«Будь отец мне милосердный!

Вишь, как мучуся я, бедный!

Десять лет уж тут лежу…

Я и сам те услужу!..» -

Кит Ивана умоляет,

Сам же горько воздыхает.

«Ладно. Ладно, Рыба-кит!» -

Наш Иван ему кричит.

Тут конёк под ним забился,

Прыг на берег и пустился:

Только видно, как песок,

Вьётся вихорем у ног.

Едут близко ли, далёко,

Едут низко ли, высоко

И увидели ль кого -

Я не знаю ничего.

Скоро сказка говорится,

Чтобы я тебя спрошал:

Скоро ль кончится мученье?

Чем сыскать ему прощенье?

И на что он тут лежит?»

Месяц ясный говорит:

«Он за то несёт мученье,

Что без божия веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей.

Если даст он им свободу,

Снимет бог с него невзгоду.

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит».

Тут Иванушка поднялся,

С светлым Месяцем прощался,

Крепко шею обнимал,

Трижды в щёки целовал

«Ну, Иванушка Петрович! -

Молвил Месяц Месяцович. -

Благодарствую тебя

За сынка и за себя.

Отнеси благословенье

Нашей дочке в утешенье

И скажи моей родной:

«Мать твоя всегда с тобой;

Полно плакать и крушиться:

Скоро грусть твоя решится, -

И не старый, с бородой,

А красавец молодой

Поведёт тебя к налою.»

Ну, прощай же! Бог с тобою!»

Поклонившись, как умел,

На конька Иван тут сел,

Свистнул, будто витязь знатный,

И пустился в путь обратный.

Вот в село он прибегает,

Мужичков к себе сзывает,

Чёрной гривкою трясёт

И такую речь ведёт:

«Эй, послушайте, миряне,

Православны христиане!

Коль не хочет кто из вас

К водяному сесть в приказ,

Убирайся вмиг отсюда.

Здесь тотчас случится чудо:

Море сильно закипит,

Повернётся Рыба-кит…»

Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!»

И пустились по домам.

Все телеги собирали;

В них, не мешкая, поклали

Всё, что было живота,

И оставили кита.

Утро с полднем повстречалось,

А в селе уж не осталось

Ни одной души живой,

Словно шёл Мамай войной!


Тут конёк на хвост вбегает,

К перьям близко прилегает

И что мочи есть кричит:

«Чудо-юдо Рыба-кит!

Оттого твои мученья,

Что без божия веленья

Проглотил ты средь морей

Три десятка кораблей.

Если дашь ты им свободу,

Снимет бог с тебя невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Веком долгим наградит».

И окончив речь такую,

Закусил узду стальную,

Понатужился – и вмиг

На далёкий берег прыг.

Чудо-кит зашевелился,

Словно холм поворотился,

Начал море волновать

И из челюстей бросать

Корабли за кораблями

С парусами и гребцами.

Тут поднялся шум такой,

Что проснулся царь морской:

В пушки медные палили,

В трубы кованы трубили;

Белый парус поднялся,

Флаг на мачте развился;

Поп с причетом всем служебным

Пел на палубе молебны;

А гребцов весёлый ряд

Грянул песню наподхват:

«Как по моречку, по морю,

По широкому раздолью,

Что по самый край земли,

Выбегают корабли…»


Волны моря заклубились,

Корабли из глаз сокрылись.

Рот широкий отворяя,

Плёсом волны разбивая:

«Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?

Надо ль раковин цветистых?

Надо ль рыбок золотистых?

Надо ль крупных жемчугов?

Всё достать для вас готов!» -

«Нет, кит-рыба, нам в награду

Ничего того не надо, -

Говорит ему Иван, -

Лучше перстень нам достань, -

Перстень, знаешь. Царь-девицы,

Нашей будущей царицы». -

«Ладно, ладно! Для дружка

И серёжку из ушка!

Отыщу я до зарницы

Перстень красной Царь-девицы», -

Кит Ивану отвечал

И, как ключ, на дно упал.

Осетриный весь народ

И такую речь ведёт:

«Вы достаньте до зарницы

Перстень красной Царь-девицы,

Скрытый в ящичке на дне.

Кто его доставит мне,

Награжу того я чином:

Будет думным дворянином.

Если ж умный мой приказ

Не исполните… я вас!..»

Осетры тут поклонились

И в порядке удалились.

Через несколько часов

Двое белых осетров

К киту медленно подплыли

И смиренно говорили:

«Царь великий! Не гневись!

Мы всё море уж, кажись,

Исходили и изрыли,

Но и знаку не открыли.

Только Ёрш один из нас

Совершил бы твой приказ:

Он по всем морям гуляет,

Так уж, верно, перстень знает;

Но его, как бы назло,

Уж куда-то унесло».

«Отыскать его в минуту

И послать в мою каюту!» -

Кит сердито закричал

И усами закачал.


Осетры тут поклонились,

В земский суд бежать пустились

И велели в тот же час

От кита писать указ,

Чтоб гонцов скорей послали

И Ерша того поймали.

Лещ, услыша сей приказ,

Именной писал указ;

Сом (советником он звался)

Под указом подписался;

Чёрный рак указ сложил

И печати приложил.

Двух дельфинов тут призвали

И, отдав указ, сказали,

Чтоб, от имени царя,

Обежали все моря

И того Ерша-гуляку,

Крикуна и забияку,

Где бы ни было, нашли,

К государю привели.

Тут дельфины поклонились

И Ерша искать пустились.

Ищут час они в морях,

Ищут час они в реках,

Все озёра исходили,

Все проливы переплыли,

Не могли Ерша сыскать

И вернулися назад,