Казак трошкин юрий петрович биография. Интересные факты из жизни и биографии юрия казакова

Юрий Павлович Казаков - замечательный 20 века. Родился Казаков в , в августе 1927 года. Родители его были простыми рабочими, отношения в семье были не самые простые. Юрий проживал с матерью в коммуналке. он провел в Москве. Здесь же во время бомбежки Юра получил контузию. Травма отразилась впоследствии заиканием. Сам писатель потом говорил, что именно травма подтолкнула его к занятию творчеством. На фронтах еще гремели бои, а Юрий стал писать стихи и обучаться игре на виолончели.

Когда были закончены, когда был взят Берлин, Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша закончил в 1951 году. Сразу же Казакова приняли в оркестр Музыкального театра имени Станиславского. Карьера на начальном этапе особо не складывалась. В оркестре Юрий играл нечасто, перебивался заработком музыканта на танцполах. Его пьесы и рассказы не печатались. Отрадой были лишь очерки, которые попадали на страницы знаменитого «Советского спорта».

Спустя два года (1953г) Юрий Казаков поступил в литературный институт имени Горького. Писательским талантом Казаков, естественно обделен не был. В студенческие годы, писатель много охотился, путешествовал и общался с самыми разными людьми.

В 1957 году в свет выходит первая книга писателя - «Арктур-гончий пес». Книга получила нелестные отзывы критиков, а вот читателю труд понравился, на прилавках такой книги не было. Наш герой был настоящим мастером рассказа. Рассказы его были необычайно музыкальны и живописны. В пятидесятые годы 20 столетия, из под пера Казакова вышли такие книги как: «Запах хлеба», «Манька», «Голубое и зеленое», «По дороге», «На полустанке», «Легкая жизнь» и многие другие.

Особое место в творчестве Юрия Казакова занимает сборник очерков о русском севере - «Северный дневник». В нем автор утверждает, что север последней оплот истинно русской жизни, месту, где остановилось время, месту, которому не страшны никакие реформы и излишнее новаторство. В творчестве писателя так же особое внимание стоит уделить рассказу «Трали-вали». Герой рассказа Егор - человек необычайного таланта с сильным голосом, он отлично поет. Но жизнь его пуста, свой талант он не развил, ничего не достиг. А дело все было в водке. По - сути, рассказ намекает на нескончаемое количество талантливых русских людей, которых, к сожалению, губит алкоголь. Вот она, национальная проблема и трагедия!

Юрий Казаков умер в Москве в ноябре 1982 года. Автору удалось оставить огромно творческое наследие. Произведения писателя включены в школьную программу и учебную литературу по хрестоматии. его переведены на множество иностранных языков.

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал - и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но еще писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придется в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: "все время смотрел, слушал и запоминал". Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

В книгу вошли следующие рассказы Юрия Павловича Казакова: "Некрасивая", "Странник", "Тэдди", "Никишкины тайны", "Арктур - гончий пес", "Манька", "Трали-вали", "В город", "Ни стуку, ни грюку", "Кабиасы", "Нестор и Кир" и "Осень в дубовых лесах".

Юрий Павлович Казаков (1927-1982) - классик русской литературы XX века. Его рассказы, появившиеся в середине пятидесятых, имели ошеломительный успех - в авторе увидели преемника И. Бунина; с официальной критикой сразу возникли эстетические разногласия.

Если вспомнить, что печататься он начал в 1952-м, его литературная деятельность укладывается в тридцать лет: он энергично заявил о себе во второй половине пятидесятых годов, наиболее активно выступал в шестидесятых, в семидесятых в его работе случались продолжительные паузы, однако его присутствие в литературе живо ощущалось и тогда, когда он подолгу ничего не публиковал.

В сборник известного прозаика вошли его лучшие рассказы о детях, о природе, о животных, о любви: "Никишкины тайны", "Свечечка", "Голубое и зеленое", "Некрасивая", "Тедди" и др.

Очень важно, чтобы в юности попались тебе хорошие книги, от которых светлее становится жить, которые станут твоими друзьями.
И чтобы рассказы были о настоящих чувствах, о красоте земли, о хороших и сильных людях, о важной и большой работе.
Одним словом, очень нужны такие книги.
Проза Юрия Казакова наполнена простотой, нежностью и любовью. И этот удивительный лиризм передается читателю.

Сборник рассказов известного советского писателя Юрия Казакова. Рассказ "На полустанке" можно назвать "пробой пера" начинающего писателя, студента Юрия Казакова. Рассказ высоко оценили видные в то время литературные деятели - Шкловский, Паустовский, Катаев, и после этого писательский талант Казакова был наконец-то замечен и оценен по достоинству. Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970).

Очередная книга серии "Современный домострой" расскажет вам о том, как можно самостоятельно наладить инженерные коммуникации в собственном коттедже и создать уютный интерьер. Без помощи специалистов вы сможете правильно установить электрооборудование и водоснабжение, провести газ и отопление, а также самостоятельно выполнить ряд работ по внутренней отделке помещения.

Писателя Юрия Казакова не надо представлять. Ни один из его рассказов не остался незамеченным: много говорилось и писалось о мастерстве этого художника слова, умеющего слушать пульс современности. Произведениям писателя свойственно философское звучание, они полны раздумья о природе, о любви, о будущем.
В книгу "Осень в дубовых лесах" вошли лучшие рассказы талантливого писателя.

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру. Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета - главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965 ).

С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951 ) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.

Ранние литературные опыты Казаков - сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» - относятся к 1949-53 . Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952 ), первый напечатанный рассказ - «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953 . 17 янв.). С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953 ) Казаков всерьез обращается к прозе.

В рассказах 1956-1958 , появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.

В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).

В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957 ) и «Манька» (1958 ), выпущенных в Архангельске.

Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников». Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики. Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю. Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959 ) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.

Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956 ), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями. Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956 ; «Ни стуку, ни грюку», 1960 ; «Легкая жизнь», 1962 ) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера. Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.

Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север. Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» - «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956 ) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957 ; «Поморка», 1957 ; «Арктур - гончий пес», 1957 ; «Манька», 1958 ) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.

Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки. В результате сложился «Северный дневник» - книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972 ). Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.

Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах. Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961 ), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников. Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966 ). Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры. Среди персонажей «Северного дневника» - сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976 , повесть «Мальчик из снежной ямы»).

Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть - неотъемлемое качество таланта Казакова. И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961 ; «Адам и Ева», 1962 ). Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963 ),- ранима, требовательна и щедра. И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959 ), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962 ), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.

К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий. В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961 ) он напечатал рассказы «В город» (1960 ), «Ни стуку, ни грюку» (1960 ), «Запах хлеба» (1961 ), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960 ), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.

И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект». Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963 ) - о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя. Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972 ).

В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры...», 1962) , в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США. В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962 ), в Италии удостоили Дантовской премии (1970 ). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967 , там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др. писателями-эмигрантами «первой волны».

В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.

В 1970-х печатался мало, но два рассказа - «Свечечка» (1973 ) и «Во сне ты горько плакал» (1977 ) - убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта. Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» - отца и сына. Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества - эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.

Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны. Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961 ; «Голубое и зеленое», 1963 ; «Запах хлеба», 1965 ; «Двое в декабре», 1966 ; «Во сне ты горько плакал», 1977 ), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х - вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986 ), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.

Юрий Павлович КАЗАКОВ

(1927-1982)

КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник , проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
(Из энциклопедии "Кругосвет")

    Произведения:

    А. Клитко. О творчестве Юрия Казакова "Неисчерпаемость слова" - август 2003
    Очерк "Северный дневник" (1960) (104 kb) - ноябрь 2002
    Дневник Юрия Нагибина (фрагмент о Юрии Казакове) - ноябрь 2002
    Сергей Поликарпов. Очерк "Жизнь должна быть лучше..." (К 60-летию со дня рождения Юрия Казакова) - ноябрь 2005
    Георгий Семенов. Очерк "Грустная книга" - ноябрь 2005

    Рассказы из сборника "Во сне ты горько плакал" (1977) (241 kb): - июль 2002

      "Некрасивая" (1956)
      "Странник" (1956)
      "Тэдди" (1956)
      "Никишкины тайны" (1957)
      "Арктур-гончий пёс" (1957)
      "Манька" (1958)
      "Трали-вали" (1959)
      "В город" (1960)
      "Ни стуку, ни грюку" (1960)
      "Кабиасы" (1961)
      "Нестор и Кир" (1961)
      "Осень в дубовых лесах" (1961)

    Сборник прозы "Избранное" (1985) (Doc-rar 359 kb) - прислал Александр Продан, октябрь 2005

      Вл. Гусев. Судьба Казакова

      РАССКАЗЫ

        Ночь
        Тихое утро
        На полустанке
        Голубое и зеленое
        Некрасивая
        Странник
        Тэдди
        Арктур - гончий пес
        Манька
        Старики
        Трали-вали
        Ни стуку, ни грюку
        В город
        Кабиасы
        «Вон бежит собака!»
        Запах хлеба
        Осень в дубовых лесах
        Адам и Ева
        Двое в декабре
        Ночлег
        Плачу и рыдаю
        Проклятый Север
        Свечечка
        Во сне ты горько плакал

      СЕВЕРНЫЙ ДНЕВНИК

        Северный дневник
        Нестор и Кир
        Калевала
        Какие же мы посторонние?
        Отход
        Белуха
        Долгие крики
        Белые ночи
        И родился я на Новой Земле (Тыко Вылка)

    Сборник прозы "Поедемте в Лопшеньгу" (Doc-rar 355 kb)

    Замечательный мастер рассказа Юрий Павлович Казаков (1927-1982) знаком читателю как автор многих талантливых книг - «На полустанке», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Во сне ты горько плакал» и других, - выходивших начиная с конца пятидесятых годов у нас в стране и за рубежом.
    Творчество Казакова отмечено рядом международных премий, в том числе Дантевской премией 1971 года, за выдающийся вклад в развитие современной литературы.
    Эта последняя книга Ю. Казакова, в составлении которой участвовал уже обреченный на смерть писатель, объединяет его рассказы, очерки и литературные заметки разных лет. В них Юрий Казаков предстает перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют извечно близкие человеку проблемы счастья, смысла жизни, взаимопонимания между людьми.

      РАССКАЗЫ

      * На полустанке
      * Некрасивая
      * Странник
      * Голубое и зеленое
      * Тэдди
      Никишкины тайны
      * Арктур - гончий пес
      Поморка
      * Манька
      В тумане
      * Трали-вали
      По дороге
      * В город
      * Кабиасы
      Нестор и Кир
      * Осень в дубовых лесах
      * Адам и Ева
      * Двое в декабре
      Легкая жизнь
      На острове
      * Ночлег
      * Проклятый Север
      * Белуха
      * Долгие крики
      * Свечечка
      * Во сне ты горько плакал

      ОЧЕРКИ

      * Северный дневник
      На Мурманской банке
      * Калевала
      * Какие же мы посторонние?
      * Отход
      * Белые ночи
      Ночь на «Веге»
      * И родился я на Новой Земле (Тыко Вылка)

      ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ

      О мужестве писателя
      Соловецкие мечтания
      Не довольно ли?
      Единственно родное слово

      Поедемте в Лопшеньгу

      А. Клитко. Неисчерпаемость слова

      Звездочкой отмечены произведения, не вошедшие в данную публикацию и вошедшие в сборник Ю. Казакова "Избранное", М., "Худ. лит.", 1985 (Автор публикаций - А.П.)

    Сборник "Две ночи: Проза. Заметки. Наброски" (Doc-rar 219 kb) прислал Александр Продан – ноябрь 2005

    Сборник «Две ночи» - последняя, в сущности, новая книга Юрия Казакова - наряду с законченными произведениями включает наброски повести и рассказов, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно-критические выступления писателя. Значительное место в книге занимают архивные публикации.

      И. Кузьмичев. Об этой книге

      Автобиографические заметки

      Автобиография
      Господин редактор, благодарю Вас

      Из дневников и записных книжек

      Из дневника 1949-1953 гг. *
      Из дневника 1959-1966 гг. *
      Абрамцево. Фенологический дневник. 1972 г. *
      Из записной книжки 1981 г. *

      Из повести «Две ночи» («Разлучение душ») *

      Ночь первая
      Арбат был завален обломками
      И уже пять лет

      Зависть
      Песни леса *
      Пропасть *

      Наброски рассказов *

      Вечерний звон
      Ангел небесный
      Молодой инженер-химик Саша Скачков волновался
      Нет, бывает все-таки счастье
      Девятый круг
      Навсегда-навсегда
      Чиф
      Смерть, где жало твое?
      Старый дом
      Мне всё помнится
      В первый раз попал я в Печоры... *
      Закарпатская проблема
      «И все это два какие-то дни...» *
      Румынские впечатления
      Четыре времени года (Ода Архангельску) *
      Мальчик из снежной ямы

      Северный волшебник слова
      Вдохновенный певец природы
      Щедрость души
      Добрый талант
      Песнь человеку и природе
      Памяти Хемингуэя
      Ответы на анкету журнала «Вопросы литературы» (1962, № 9)
      О Лермонтове
      Предисловие к роману А. Нурпеисова «Сумерки»
      Несколько слов о В. Лихоносове
      Рассказчик Олег Кибитов *
      О Владимире Солоухине *
      Выступление в книге «Писатели высказывают свое отношение к войне во Вьетнаме»
      Не довольно ли?
      О Бунине
      Вилла Бельведер *
      Поедемте в Лопшеньгу
      Ф. Поленов и его рассказы
      Опыт, наблюдение, тон
      «Вот и опять Север...»
      «Единственно родное слово»
      Для чего литература и для чего я сам?
      * Материалы, отмеченные звездочкой, подготовлены к публикации А. Ю. Казаковым и Т. М. Судник.

    Игорь Кузьмичёв. "Юрий Казаков: Набросок портрета" (Doc-rar 358 kb) – октябрь 2005

    Книга ленинградского критика Игоря Кузьмичева посвящена известному советскому прозаику Юрию Казакову (1927-1982), внесшему заметный вклад в развитие современного русского рассказа.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ

      Старый Арбат
      Голубое и зеленое
      «Моя охота...»
      На полустанке
      Репутация мастера

    ГЛАВА ВТОРАЯ

      По следам Пришвина
      Какие же мы посторонние?
      Соловецкие мечтания
      Мужество писателя

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

      Осень в дубовых лесах
      В город
      Плачу и рыдаю
      Свечечка
      «Послушай! Не идет ли дождь?..»

    Статья "На Арбате, у дома Казакова" в Литературной газете от 3 марта - 9 апреля 2002 года
    Премия имени Юрия Казакова в "Новом мире"
    "Дневник Василия Аксёнова" в журнале "Огонёк"

Ю́рий Па́влович Казако́в (8 августа , Москва - 29 ноября , Москва) - русский советский писатель. Один из крупнейших представителей советской новеллистики .

Биография

Весной 1967 года Казаков ездил во Францию собирать материалы для задуманной книги о своём любимом писателе - Иване Бунине . Он встречался с Б. Зайцевым , Г. Адамовичем и другими людьми, которые близко знали нобелевского лауреата.

Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970). Гонорар от перевода трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» позволил Казакову приобрести дачу в Абрамцеве , ставшую его постоянным домом.

В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е - знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.

В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался. По словам Ю. М. Нагибина , его «будто нарочно выдерживали в абрамцевской запойной тьме» :

Казалось, он сознательно шел к скорому концу. Он выгнал жену, без сожаления отдал ей сына, о котором так дивно писал, похоронил отца, ездившего по его поручениям на самодельном мопеде. С ним оставалась лишь слепая, полуневменяемая мать.

Память

Сочинения

Экранизации

  • - «Любить » (реж. Михаил Калик). Одна из новелл по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах».
  • - «Король Манежа » (реж. Юрий Чулюкин). По рассказу «Тедди».
  • - «Голубое и зелёное » (реж. Виктор Гресь).
  • - «Великий самоед » (реж. Аркадий Кордон). Казаков выступил соавтором сценария
  • - «На полустанке » (реж. Тамара Павлюченко). Экранизация одноимённого рассказа.
  • - «Арктур - гончий пёс » (реж. Галина Самойлова) . Телеспектакль.
  • - «Послушай, не идёт ли дождь… » (реж. Аркадий Кордон). Биографический фильм.

Библиография

  • Кузьмичёв И. . - Л. : Советский писатель, 1986. - 272 с.
  • Кузьмичёв И. . - СПб: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2012. - 536 с.

Напишите отзыв о статье "Казаков, Юрий Павлович"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Казаков, Юрий Павлович

4 го октября утром Кутузов подписал диспозицию. Толь прочел ее Ермолову, предлагая ему заняться дальнейшими распоряжениями.
– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.