Картины митьков. Кто такие митьки и почему им по силам завоевать весь мир? –2000

12 октября в «Митьки Арт-центре» петербургская арт-группа «Митьки» представит свое новое полотно «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». Картина стала ответом митьков на просьбу православных активистов к дирекции Третьяковки и главе Минкультуры Владимиру Мединскому убрать в запасники картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» как «клеветническую». Корреспондент «Известий» Алексей Певчев позвонил главе митьков Дмитрию Шагину.

- Выходит, православные активисты обеспечили вам прилив вдохновения?

Меня поразила трагическая судьба этой картины. Репин посвятил ее горюшку и болюшку нашей Родины. Кстати, Репин еще тогда решил, что на современную тему писать не станет, потому что цензура не пропустит, и взял тему историческую. Хотя сама картина и не историческая. Тем не менее цензоры уже снимали ее со стены Третьяковки в 1885 году. В подлинном виде картина до нас не дошла. В 1913 году лица на ней зверски порезал какой-то безумец, и Репину пришлось их переписывать заново. Прошло еще сто лет, и снова ее требуют снять. Не знаю, кто эти люди и откуда такие берутся. Я понял, что всё происходит, как на митьковской тельняшке, на которой одни полосы темные, другие - светлые. Сейчас для этой картины наступила темная. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили нарисовать свою картину. Причем сделали ее строго в размер на специальном «репинском» холсте.

- Как думаете, каким картинам достанется в следующий раз и за что?

Думаю, достанется картине «Петр Первый и царевич Алексей», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - ведь в этом письме наверняка есть ненормативная лексика. У Айвазовского на «Девятом вале» люди тонут. Мне кажется, что в Третьяковке в этой ситуации останутся только нейтральные пейзажи.

- А какими они еще могут быть?

Не скажите! На того же Шишкина и его «Утро в сосновом бору» уже идут нападки. Мол, неправильно всё нарисовал, потому что у медведицы не бывает столько медвежат. Останутся картины Левитана, они спокойные.

- Главное, чтобы блюстители нравственности тоже были поспокойнее.

Это верно. С Эрмитажем непонятно что делать. Там вообще очень много обнаженной натуры, которая оскорбляет чьи-то чувства. Данаю обливали кислотой. Наверное, придется одевать скульптуры в трусы и купальники, потому что до Эрмитажа они такими темпами скоро тоже доберутся.

Ваша картина «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына» - это ответ в духе «митьки никого не хотят победить и именно поэтому завоюют мир»?

Ну, зачем мы будем отвечать. Мы просто хотим улучшить мир. Мол, вот тебе, Иван, сын, люби его, нянчи, корми. Бросай эти кровавые замашки. Смысл в любви, а не в бесперспективной ненависти. Хотя, признаться, я еще пару лет назад не мог и в страшном сне предствавить, что до такого дойдет.

У вас уже было опыт создания таких же гуманистических произведений: «Митьки отдают свои уши Ван Гогу», «Митьки отнимают у Маяковского пистолет», «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан».

В те времена ценузра ослабла. Какая-то комиссия, я помню, была недовольна гравюрой с Брежневым, и ее не удалось широко показать. Это случилось в 1987 году, но спустя год ничего подобного уже не было. Бывали курьезные случаи. Пришла к нам комиссия и запретила картину художника Альберта Россина «Лев Толстой на коне». Мы долго не могли понять, почему.

Выяснилось, что первым секретарем Ленинградского обкома КПСС только что стал Лев Николаевич Зайков, и комиссия решила, что Россин издевается. При этом никто в те годы не доводил до крайностей, и, как ни странно, при советской власти такого абсурда не было. У коммунистов хватало ума на нары художников не бросать. Ну да, Бродского отправили в ссылочку, как царь - Пушкина. На бульдозерной выставке картины подавили, но в итоге никого не посадили. А у Pussy Riot перформанс длился всего 30 секунд, и вот они уже сидят второй год в нелегких условиях.

- Что сейчас происходит в арт-центре «Митьки» на улице Марата?

Сейчас у нас проходит выставка митьковского плаката. Художники нарисовали свои любимые плакаты военного и более позднего времени. До этого была выставка митьковского портрета. Арт-центр работает по субботам, вход свободный. Пока картина «Митьки приносят Ивану Грозному сына» не уехала в Третьяковку - добро пожаловать.

В 1990-е был популярен проект «Митьковские песни», в котором вместе с митьками старые песни исполняли Гребенщиков, Шевчук, Скляр, Чиж, Бутусов, Хвостенко. Возможно ли его возрождение?

Песни продолжаются, у нас с создателем группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном есть ансамбль «Рекшагин». Возможно, скоро запишем что-то новое. Сейчас в концертной программе самая популярная песня «Старенький Фиделюшка» на основе песни «Куба - любовь моя!»

- А если активисты доберутся и до песен?

Мы уже подумали и исполняем песню The Beatles Yellow Submarine на русском языке. В нашей версии она называется «Ела суп Марина». В ней речь идет о митьке-подводнике и ждущей его на берегу жене, которая готовит ему суп.

Из андеграундного эпоса митьки известны в классическом составе: Шагин, Фил, Флоренский, Шинкарев. Говорят, вы не общаетесь много лет. Возможно ли воссоединение «могучей кучки» для какой-то акции или это уже преданья старины, как картина Репина?

Наши выставки проходят, время от времени мы участвуем в них все вместе. Сейчас в Пскове идет выставка «Митьки и русская история», в Питере в ЦВЖ «Манеж» проходила выставка «Митьки. 25-летие», и там были представлены работы всех классиков жанра. То, что мы не общаемся, это слухи. Скоро грядет выставка к 30-летию движения, ведь книга Владимира Шинкарева «Митьки», от которой идет история, была написана в 1984 году. Вот там все дорогие братки и сестренки соберутся вместе.

Говоря о советском искусстве, просто невозможно игнорировать митьков. Очень яркое явление, возникшее в противовес официальному искусству. Они уникальны, ни у кого больше нет митьков, только у нас, в России. Группа «митьки» сформировалась, как объединение ленинградских художников, в начале 1980-х годов. Первоначально их было около 10 человек. Группа получила свое название по имени одного из её лидеров Дмитрия Шагина.

Митьки так же неисчерпаемы, как водка. Вот вроде простенький проект в первом приближении - ну, собираются художники, напиваются и говорят, что теперь они - проект «пьяные художники». Ничего вроде особенного, художники часто бывают пьяными. Но в последующих приближениях там начинают мерцать смыслы, высоты и глубины, точно так же как при правильном - долго, медленно и много - употреблении водки тоже мерцают смыслы, взлеты и падения.


Проект этот создан не просто глубоко пьющими художниками. Они и умные еще. Они же спародировали нормальный авангардистский проект. Начался он, как и положено, с манифеста, которым должно считать текст Шинкарева «Митьки»***, где в качестве эталонного митька выведен его друг по кочегарке и прочим интересам Дмитрий Шагин.

И создан кодекс поведения правильного митька в непростых его - учитывая систематическое употребление - жизненных обстоятельствах. И утопия, этот главный смысл, оправдывающий все фобосы и деймосы авангардизма, у митьков тоже есть. Их утопия - это вечная добрая пьянка с братишками и сестренками, когда алкоголь никогда не кончается, а если и кончается, то всегда есть деньги и магазины открыты****, и после которой не бывает похмелья, а если бывает, то всегда есть чем и с кем похмелиться. И чтоб скандалов и драк не было, а было бы всеобщее пьяное умиление.


Митьки принесли уши Ван Гогу

Можно сказать, что у митьков есть и собственный дискурс - все эти бесконечные цитаты из массовых советских теле- и кинофильмов вроде «А ведь это ты, Мирон, Павла убил!» или «Фитилек-то притуши, коптит», при помощи которых они могли общаться довольно связно и долго. И картинки их тоже лишь дополнение к утопическому проекту - об этом потом будет.

И даже тоталитарность, так свойственная авангардизму, у митьков есть - все должны быть пьяными. Хорошая такая тоталитарность, добрая.


Митьки принесли Ивану Грозному нового сына

В своем пародировании авангардизма митьки умудрились реализовать одну из его недостигнутых мечт - массовость и любовь народа. Митьков действительно любили, им подражали, и группы митьков - и необязательно художников - одно время существовали по всему СССР*****. Вот с сюрреализмом, допустим, или, не дай бог, с супрематизмом такого не случилось.









Собака Павлова





Музей Митьков

Recent Posts from This Journal


  • «Свет и тень»: мечтательные иллюстрации Лэ Лонга

    Познакомьтесь с Art of Lê Long, 2D-художником, в настоящее время работающим в Hikergames в Ханое, Вьетнам.…


  • Взлет и падение интернет-сообществ искусства

    По мере развития цифровых изображений Интернет расширился до уровня мультимедийной вселенной, но, как это ни парадоксально, его художественные…


  • «Обвинение в»

    Реалистичные и красочные иллюстрации Зои Ван Дейк. Она художник, создающий концептуальные работы. Забудьте на мгновение минималистические…


  • Орхидеи и бабочки Лоры Харт

    Орхидеи и бабочки похожи. Симметричные узоры, яркие цвета, нежные, хрупкие формы.... Они очаровывают многих художников, очаровали и Лору Харт.…


  • Эпически неудачный дизайн

    Самое интересное было найти ляпы прошлого, сделать подборку и посмеяться, думая, что это все осталось в прошлом и с тех пор люди многому…


  • Ах, эти сиськи

    История знает те эпохи, когда религиозное мракобесие и ханжество заставляли идти против природы человека. Когда телесное считалось греховным.…


  • Такая простая и непростая Си Чжан

    Си Чжан - китайский иллюстратор и концепт-художник. Окончила Центральную академию изящных искусств в Пекине, Китай. Просто сходите вместе с ней…


  • Духи боярышника, увиденные Тачемом Поллардом

    Интересные фигуры режет из боярышника Тачем Поллард, похожие на образы из мифов и легенд. Потом он обжигает скульптуры паяльными факелами,…

«И встретил Его Бог, и сказал: здравствуй, Митя. Не бойся, больше никто тебя не обидит. И оттянулись они по-божески вдвоем, в полный рост, на раз, беззаботно и несуетливо, разделив кайф и крутняк по-христиански» (М. Шильман, «Евангелие от митьков»)

Эта история, написанная одним хорошим человеком в далеком 1990 году, просто и незатейливо пересказывает житие Иисуса Христа. Сам автор прямого отношения к митькам не имеет, однако вовсю использовал звучный и всем понятный митьковский сленг для написания сего творения. Но не сленгом единым известны митьки. Прежде всего, митьки – это группа художников, которая образовалась в Санкт-Петербурге (тогда еще в Ленинграде) в 1984 году. Тогда, уже почти 30 лет назад, в Доме культуры г. Усть-Нарва прошла выставка работ 15 независимых художников. Годом позже выставка повторилась в формате квартирника уже в Ленинграде и была разогнана милиционерами. Но начало было положено – в северной столице образовалась группа художников, которые впоследствии стали главной движущей силой питерского неофициального и нонконформистского искусства. «Патриархом» митьковской движухи в Ленинграде был Дмитрий Шагин. Вместе с десятком сотоварищей (братишек) Шагин стал ядром творческого образования митьков.

Митька можно без труда узнать по нестиранному тельнику, нечесаной бороде, тулупе и валенках. Утрированный образ русского мужика красноречиво иллюстрирует идеологию митьковского движения. Митьки целиком и полностью разделяют дореволюционную формулу «православие-монархия-народность», делая особый уклон в сторону православия и народности. Внешний вид их наглядно это демонстрирует. Что касается христианства, то тут митьки стараются вести себя, как подобает православному – безраздельная любовь к ближним и окружающему миру вообще, смирение, подставление левой щеки, если ударили по правой, и т.д.

Однако не стоит думать, что митьки – это только художники. Они проникли и в другие области искусства. Многие митьки пишут стихи и прозу, а также сочиняют песни. Почти всё их творчество простое и незамысловатое, как и сами митьки. Митьковская живопись карикатурная и стилизованная, в ней широко используются элементы шаржа и сатиры. Благодаря своей незатейливости и душевности митьковская живопись исколесила с выставками едва ли не всю Европу.

Стихи митьков не всегда могут быть адекватно восприняты простым читателем, потому как они необычны и выходят за рамки канонов стихосложения. Музыка от митьков проста, как стакан воды, что придает ей особого шарма. Чтобы понять, что такое митьковская музыка, стоит послушать, к примеру, сборник «Митьковские песни». Эдакое собрание сочинений уже упомянутого Мити Шагина, исполненное известными отечественными рок-музыкантами. В свое время с митьками любили оттянуться Юрий Шевчук, Чиграков (он же ЧиЖ), Вячеслав Бутусов, Хвостенко, Скляр и даже ныне почившая Людмила Гурченко. Ну и, конечно же, без БГ не обошлось. Некоторые шедевры митьковского музицирования можно найти и без участия всяких рок-звезд. К примеру, Шагин и Шинкарев (также один из родоначальников движухи) сочинили и записали несколько песен. В основном, это песни о простых русских людях, их работе, повседневной жизни. В целом, за долгие годы существования митькосвкой движухи было записано около десятка альбомов с песнями митьковского авторства. Кстати, в украинском городе Николаев с 1998 года и по сей день проводится фестиваль «Митьковские песни», где выступают митьковские братишки и сестренки из крупных городов России и Украины. Стоит заметить, что митьки из чисто питерского явления со временем переросли в явление широкого масштаба. В 1990-х в Москве появились свои собственные митьки, появились таковые и в Волгограде, и в других крупных городах России.

Митьковское искусство не претендует на громкие награды и звания, оно выросло из городского фольклора и насквозь пронизано уличной бранью, смехом и перегаром. Да, митьки устарели, оставшись в 1980-х, да, образ мужика в тельняшке и валенках вряд ли кого-то удивляет. Тем не менее, митьки не ушли в небытие. Они продолжают жить и творить, раскрывая душу нараспашку. Митьковская искренность и простота, к счастью, понятна людям и сегодня.

Митьки́ — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).

Митьки в общей тельняшке. С.Петербург, июль, 2008 г.

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.

Живопись «Митьков» 1980-х — «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

В 1992—1993 гг. периодически выходила «Митьки-Газета».

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки. Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Сленг митьков

Дык — слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-па́лки (чаще «ну, ёлы-па́лы») — второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:
— Дык!
— Ну, ёлы-палы!…
— Дык!
— Ёлы-палы!
Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говно́м (кого-либо) — обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оття́гиваться — заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька; чаще всего — напиться.

Оття́жник — кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напря́г — полная противоположность оттягу.

В полный рост — очень сильно. Например, оттянуться в полный рост — очень сильно напиться.

Улёт, убо́й, обса́д или крутня́к — похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок — полный убой (улёт, обсад, крутняк)».

Дури́лка карто́нная — ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Сестрёнка, а также о́ленька — ласковое обращение к любому лицу женского пола.

Можно хоть раз в жизни спокойно?. . — предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло́, лома́ет, влом — нежелание делать напря́жные вещи. Также употребляется ролевиками.

Заподлицо́ — излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! — часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией — выражение небольшого упрёка; с резкой, срывающейся на хрип или визг — выражение одобрения.

А вот так! — то же, что восклицательный Дык, но более торжествующе.

Вида́к — видеомагнитофон.

Шмуда́к — техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трём типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:
Разделить поровну — вино разливается поровну.

Разделить по-братски — митёк выпивает большую часть.

Разделить по-христиански — митёк выпивает всё сам.

Игорь Чурилов. В тишине петербургских дворов 2007 г.

Александр Горяев. Зима 2008 г.

Андрей Филиппов. Река Екатерингофка 2008 г.

Андрей Кузнецов. Вид на Троицкий собор 2008 г.

Г.А.В.Траугот. Первая богема 2008 г.

Иоанна Мартьянова. Река Оккервиль 2008 г.

Дмитрий Шагин. Василеостровский двор 2008 г.

Юлия Горская. Ботанический сад 2008 г.

Светлана Баделина. Одна читает 2010 г.

Светлана Баделина. У подъезда 2010 г.

Дмитрий Шагин и Татьяна Шагина. Митьки пишут письмо... 2004-2005 г.г.

История

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины 20 века.

Живопись «Митьков» 1980-х - «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев , Рихард Васми, Шолом Шварц , Владимир Шагин , Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля - доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков - частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки . Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Митьки расписывают автомобили

"Митьки", помимо всего прочего, расписывали автомобили. Два наиболее известных авто, раскрашенные "митьками" - "ЗАЗ-968М" и "ДЭУ-Матиз". "Дэу" колесит по улицам, а "Запорожец" смешит взоры посетителей Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Участники группы «Митьки» (1986г.)

  • Горяев, Александр Николаевич
  • Тихомиров, Владимир Иванович
  • Филиппов, Андрей Апресович
  • Яшке, Владимир Евгеньевич
Художники входившие в состав группы в разное время : Алексей Митин, Андрей Кузьмин, Ирина Васильева, Константин Батынков , Николай Полисский , Светлана Баделина, Татьяна Шагина, Игорь Чурилов, Василий Флоренский, Сотников, Иван, Михаил Сапего, Владимир Соловьёв. Художники принимавшие участие в совместных выставках Митьков в разное время : Тимур Новиков , Геннадий Устюгов , Владимир Шагин , Наталья Жилина, Олег Котельников, Николай Копейкин , Лариса Голубева, Ия Кирилова, Борис Козлов, Олег Фронтинский, Борис Гребенщиков , Юрий Шевчук , Константин Звездочетов , Борис Смелов , Кирилл Миллер , Вячеслав Бутусов , Дмитрий Горячев, Алексей Хвостенко (Хвост) , Г. А. В. Траугот, Сергей «Чиж» Чиграков , Андрей Белле, Олег Григорьев, Андрей Макаревич , Юлия Горская, Андрей (Дюша) Романов , Владиир Котляров (Толстый), Илья Шевеленко, Василий Щетинин и др.

Основные выставки группы художников «Митьки»

  • 1984 Август. Усть-Нарва, Дом культуры. «Выставка 15-ти»
  • 1985 Март. Первая квартирная выставка (канал Грибоедова).
1985 Сентябрь-октябрь. Устъ-Ижора, Дом ученых. Первая официальная выставка группы «Митьки», литературные чтения (В.Кривулин , О.Охапкин), концерты (Борис Гребенщиков , Виктор Цой) 1985 Декабрь. ДК им. С. М. Кирова. Первая экспозиция группы «Митьки» на выставке Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства.
  • 1986 ДК Ленинградского Механического завода
1986 Ленинградский Дворец молодежи. Вторая экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ
  • 1987 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ, совместные акции с группой «Новые»
1987 Июнь. ДК им. Я.Свердлова. «Дни митьковской культуры», литературные чтения, концерты (Б.Гребенщиков, А.Башлачев). 1987 Октябрь. Петергоф, ЛГУ 1988 Май. Нарва, экспозиция «Митьков» в рамках международного семинара современного искусства 1988 Сентябрь. Париж, музей-галерея «DE LASEITA», экспозиция группы на выставке «Русский рок в плакатах» 1988 Октябрь. ДК железнодорожников. Ретроспективная выставка 1988 Декабрь. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Современное искусство Ленинграда»
  • 1989 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы на выставке «40 лет Ленинградского авангарда. От неофициального искусства к перестройке»
1989 Февраль. Казань. Выставочный зал Худфонда РСФСР 1989 Май. Новосибирск, Академгородок. Выставочный зал АН СССР 1989 Май. Вена, Институт славистики 1989 Август-сентябрь. «Митъки в Европе». Антверпен, галерея «VRIJE VAL»; Кельн, галерея «KLAPPERHOF»; Париж, культурный центр «CON FLU ENCES». 1989 Декабрь. Музей газеты «Правда». «100 картин в защиту Олега Григорьева»
  • 1990 Февраль-март. Экспоцентр. Экспозиция группы на Первом Биеннале новейшего искусства.
1990 Февраль-март. Куйбышев. Кинотеатр «Тимуровец». «Митьки в Самаре» 1990 Июнь-июль. Государственный Русский музей. Экспозиция группы на выставке «Территория искусства» 1990 Июнь. Москва, Дворец молодежи. Большая ретроспективная выставка «Митьки в Москве» 1990 Декабрь. Воронеж, Художественный музей им. И.Крамского. 1990 Январь. Минск, Дворец искусств БССР 1991 Май. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Город» 1991 Сентябрь. Архангельск. Областной музей изобрази-тельных искусств 1991 Октябрь. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Экспозиция группы на выставке «Авангард и традиции русской печатной графики» 1991 Октябрь. Музей истории города (СПб). Экспозиция группы на выставке даров телемарафона «Возрождение»
  • 1992 Март. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Арт-контакт»
1992 Ноябрь. Париж, галерея «DU HAUT-PAS»
  • 1993 Декабрь. Государственный Русский музей. «Ретроспективная выставка к 10-летию движения»
  • 1994 Центральный Дом художника, Москва
1994 «Митьки в Финляндии». Juvaskylan Talvi, Ювяскуле; галерея Taysikuu, Рованьеми
  • 1996 Июнь. «Блоу-ап». Выставочный зал «Московская галерея». Москва
1996 Декабрь. «Митьки». Арт-центр ЭКСМА, Кальяри, Италия
  • 1997 «Водка». Галерея Гельмана, Москва
  • 1998 «Митьки-революшен». Музей Ленина, Тампере, Финляндия
1998 Апрель. «15 лет движения Митьков». ЦВЗ «Манеж»
  • 1999 «Митьки в Музее нонконформистского искусства». «Пушкинская,10», СПб
  • 2000 "Митьки в ООН ". Штаб-квартира ООН. Нью-Йорк
  • 2002 «Митьки на Славянском базаре». Витебск. Художественный музей
  • 2004 Май. Себеж. Краеведческий музей
2004 Август. «Митьковские соколы в Орле. I Всероссийский фестиваль». Орёл. Музей И. С. Тургенева 2004 Сентябрь-октябрь. Ижевск. Муниципальный выставочный центр 2005 Декабрь. «Митьки в Белграде». Белград, Русский Дом 2005 Май-июнь. Вологда. Галерея Областного краеведческого музея
  • 2006 Август-сентябрь. Боровичи. Боровичский краеведческий музей
2006 Октябрь. Фестиваль «Митьки в Одессе». Литературный музей
  • 2007 Май-июнь. «Митьки в Великом Новгороде». Комплекс «Диез»
2007-08 «Митьки в Финляндии». Aboa Vetus & Ars Nova. Turku, ноябрь 2007 - февраль 2008; Jyvaskyla Art Museum, февраль-март 2008; Hyvinkaa Art Museum, май-август 2008; South Karelia Art Museum, Lappeenranta, сентябрь-ноябрь 2008 2007 Сентябрь. «Митьки на Мсте». Культурный центр им. А. К. Лядова, г. Боровичи
  • «Остановки по требованию» (передвижные выставки):
2008 Сентябрь. Гос. Музей археологии Старой Ладоги 2008 Октябрь-ноябрь. Псковский Гос. музей-заповедник 2008, декабрь - 2009, январь Краеведческий музей г. Великие Луки 2009 Март-май. Гос. музей истории г. Печоры 2009 Июнь. Крепость-музей г. Нарва (Эстония) 2009, сентябрь - 2010, январь. Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского 2009 Октябрь-декабрь. Выставка в здании Администрации Валдайского муниципального района 2010 Май-октябрь. Латвийский музей наивного искусства, Рига
  • 1984-1990 Ежегодные выставки ТЭИИ, Ленинград
  • 1993-2009 ЦВЗ «Манеж». Ежегодная выставка «Петербург»

Музыка

Митьками, во главе с Дмитрием Шагиным, было записано несколько музыкальных альбомов, в которых содержались как собственные произведения митьков, так и старые советские песни. Исполнителями песен на альбомах выступали сами митьки, а также их друзья, в том числе известные рок-музыканты (например, Борис Гребенщиков , Дюша Романов , Вячеслав Бутусов , Юрий Шевчук , Умка , Чиж).

Дискография:

  • 1995 - Митьковская тишина
  • 1996 - Митьковские песни
  • 1997 - Митьковские песни. На море танки грохотали
  • 1997 - Митьковские танцы
  • 1999 - Митьковская бескозырка
  • 2001 - Митьки в Париже у Хвоста
  • 2001 - Праздник русской авиации
  • 2002 - Москва Митьковская
  • 2003 - Митьки Революшен
  • 2003 - Митьки Зе бест
  • 2003 - Романтики. Посвящение восьмидесятым
  • 2004 - Митьковский Питер

Кино

  • х/ф «Город» ( , Ленфильм , реж. Александр Бурцев, сценарий В.Шинкарев, В.Тихомиров)
  • «Митьки в Париже» ()

Сленг митьков

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. ДЫК с вопросительной интонацией заменяет слова: как, кто, почему… но чаще служит обозначением упрека: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? ДЫК с восклицательной интонацией - чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. ДЫК с многоточием - извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-палки (чаще «ну, ёлы-палы») - второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с ДЫК. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

Дык! - Ну, ёлы-палы!… - Дык! - Ёлы-палы!

Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говном (кого-либо) - обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оттягиваться - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

Оттяжник - кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напряг - полная противоположность оттягу.

В полный рост - очень сильно. Например, оттянуться в полный рост - очень сильно напиться.

Улёт , убой , обсад или крутняк - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок - полный убой (улет, обсад, крутняк)».

Дурилка картонная - ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя ».

Можно хоть раз в жизни спокойно?.. - предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло , ломает , влом - нежелание делать напряжные вещи. Также употребляется ролевиками .

Заподлицо - излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! - часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией - выражение небольшого упрека; с резкой, срывающейся на хрип или визг - выражение одобрения.

А вот так! - то же, что восклицательный ДЫК, но более торжествующе.

Видак - видеомагнитофон.

Шмудак - техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трем типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:

Михаил Шильман и сам неоднократно признавал, что «митьковская» составляющая текста довольно поверхностная (в основном, элементы митьковского сленга).

См. также

Литература

  • Шинкарев В. Н. Митьки. // Шинкарев В. Н. Максим и Федор. Папуас из Гондураса. Домашний еж. Митьки. (Серия «Петербургская проза».) - СПб.: Новый Геликон, 1996, - С. 205-272. - ISBN 5-87145-015-6 (электронная версия).
  • Приложение: материалы к истории движения митьков (статьи из «Митьки-Газеты»). // Там же, с. 274-349.
  • Десятерик Д. Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. - С. 102-103.
  • Митьки. 25-летие . Каталог юбилейной выставки в ЦВЗ Манеж.(авт.-сост. Л.Скобкина) - СПб.: Тетра, 2010. с. 3-94.

Ссылки

  • Митьки (MUTbKU) - митьковская страничка на Куличках
  • «Митьки раскололись из-за Медведева» + В. Шинкарев о расколе Митьков (видео)
  • Владимира Рекшана «Митьковские пляски»